Орнамент это кратко в музыке

Обновлено: 05.07.2024

С точки зрения гармонии орнамент обычно образует один или несколько преходящих диссонансов с аккордом, на котором он размещен. Нота, помещенная под знаком орнамента, принадлежит аккорду, в то время как ноты, генерируемые орнаментом, являются соседними нотами (поэтому чужды этому аккорду), выше или ниже, и которые, задерживая передачу ожидаемой ноты, помещают ее в значение.

Резюме

Орнаменты и интерпретация

Даже больше, чем признаки интенсивности , характера или фразировки , орнаменты, учитывая их очень большое количество и их зависимость от игрового инструмента , практически не подвергаются какой-либо исчерпывающей классификации. Кроме того, для каждого знака существует несколько интерпретаций, которые различаются в зависимости от эпохи, композитора или стиля композиции. На самом деле изучение того или иного инструмента обязательно включает изучение прикрепленных к нему орнаментальных знаков. Соответственно, значение основных украшений, упомянутых ниже, следует рассматривать просто как наиболее распространенное значение и, следовательно, не имеет абсолютного значения .

Орнамент в музыке барокко

Большинство Орнаменты из эпохи барокко - XVII - го и XVIII - го века - за это время они широко используются. Карл Филипп Эммануил Бах , в конце XVIII - го века , опубликовал трактат в двух томах орнаментальных авторитетных.

С XIX - го века , их использование постепенно становится дефицитным - то записочки просто становятся нормальные цифры , которые интегрированы в расчет значений каждого измерения - но не исчезнет полностью.

Согласно Николаусу Харнонкуру (стр. 77), между 1700 и 1760 годами хороший игрок на адажио - это музыкант, который умел разумно декорировать . Орнамент не должен быть оригинальным и спортивным, но должен учитывать фундаментальный характер работы. Для песни правильный орнамент должен соответствовать характеру текста.

Словарь Гроува насчитывает 125 знаков, некоторые из которых перечислены ниже.

  • Апподжиатура
    • Порт голоса, который является приближением задержки.
    • Coule, который представляет собой порт голоса между двумя нотами с интервалом tièrce.
    • Acciacatura, которая является аппогиатурой, которая воспроизводится одновременно с нотой аппогиатуры, но которая отпускается, пока удерживается основная нота.

    Орнамент из Бетховена

    После Людвига ван Бетховена используются только знаки трели, трембле и краткой апподжиатуры. Grupettos обычно пишутся полностью или небольшими примечаниями. У Фредерика Шопена или Ференца Листа длинные орнаменты интегрированы в мелодическую линию.

    Обозначение трели

    Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии (темы) вспомогательными тонами. В музыке украшения - это музыкальные завитки - обычно добавленные ноты - которые не являются необходимыми для выполнения общей линии мелодии (или гармонии), но служат вместо этого для украшения этой линии (или гармонии).

    Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приёмов. Само украшение мелодии дополнительными фигурами называется орнаментированием. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика применяется и в вокальных, и в инструментальных мелодиях. К ней относится широкий круг приёмов: от мелодических формул определённой структуры до кратких украшений.


    1. Гармонический орнамент
    2. Мелодический
    3. Мелодико-гармонический
    4. Ритмический

    Гармонический орнамент






    Основан на гармонической фигурации. Пример простейших фигураций на аккорде C мажор Самый популярный вид гармонического орнамента — это разложенные аккорды В следующем примере представлена последовательность аккордов в A миноре: I-Vx-VI-II7b5-I-Vx-I или аккордами Am-E7-F-B7b5-Am-E7 Любую последовательность аккордов представить в виде одноголосной орнаментированной линии и наоборот любой гармонический орнамент может быть собран в базовую последовательность аккордов. Как правило, такой тип изложения используется для аккомпанемента,хотя в роке и поп музыке может использоваться для создания тематических построений. Например, вступление к песням Nothing Else Matters, Sweet Child O’ Mine и др. Отличительной особенностью гармонических фигураций является более свободное голосоведение — возможны ходы на увеличенные интервалы( в примере обозначено скобкой),неразрешенные альтерации и т.д.Возможно использование параллельного движения совершенными консонансами ( квинты,октавы).Также возможно добавление неаккордовых звуков и изменение количества голосов ( например,4х голосия на 5 голосие и т.д.) Таким образом, можно использовать гармонический орнамент в сложных гармонических построениях для облегчения работы с голосоведением. Пример сложной орнаментики с использованием неаккордовых звуков,расширения диапазона.Также встречаются параллельные квинты Еще примеры:

    Мелодический орнамент





    Мелодический орнамент бывает двух видов — напевная фигурация и пассажная фигурация. В целом мелодический орнамент относиться к общим формам движения( фоновый музыкальный материал — подробнее здесь). Отличие мелодического орнамента от гармонического в том, что орнаментация происходит в одном голосе( как правило в верхнем), а не во всех голосах. Главную роль в мелодическом орнаменте играют вспомогательные ноты и разного рода не аккордовые звуки. Характерно использование,как диатонических, так и хроматических опеваний. На сильной доле нижние вспомогательные прилегают на расстоянии малой секунды, что очень часто требует альтерации.Верхние же звуки всегда соответствуют ступеням лада. Вспомогательные на слабой доле также часто требуют альтераций для сохранения малосекундового интервала. Примеры: Также существует разновидность мелодической фигурации под названием фигурированный органный пункт. Это фигурация выдержанного баса или просто басового голоса фактуры. Естественно, что возможно фигурирование в двух и трех голосах:

    Мелодико-гармонический орнамент



    Также возможно совмещение рассмотренных типов изложения. В реальной практике, как правило, гармонически, мелодический и мелодико-гармонический орнамент чередуются и переходят один в другой. Иногда под мелодико-гармоническим орнаментом очень сложно обнаружить подразумеваемую гармонию. Для того, чтобы это сделать нужно отбросить все вспомогательные звуки и октавные удвоения. Пример мелодико-гармонического орнамента на уже знакомую нам аккордовую последовательность: Кроме того, могут образовываться сложные виды орнамента при использовании вспомогательных нот к другим вспомогательным,как в следующем примере: Во втором такте мы видим использование большесекундового вспомогательного звука к неаккордовому звуку С. Данный прием встречается и дальше.

    Ритмическая фигурация и орнамент



    Сам прием ритмической фигурации настолько прост, что сфера его использования очень ограничена (самый популярный пример вступление к Show Must Go On). Однако в сочетании с гармоническим орнаментом возникает много интересных вариантов фактуры. Самые простые — это изложение аккорда восьмыми,триолями и 16ми: Также популярно использование ритмических повторений (репетиций) в мелодико-гармоническом орнаменте: при подготовке статьи использован материал из учебника Ю.Н Тюлин, Н.Г. Привано Гармония]]>


    Орнаментальная импровизация на заданную мелодическую линию была обычной практикой в западной классической музыке эпохи Возрождения и раннего барокко . Импровизированное украшение по-прежнему является частью ирландской музыкальной традиции [ 4 ] , характеризующей гэльское пение в частности и ирландскую музыкальную традицию в целом. С другой стороны, орнамент также может быть точно определен композитором. Для этого существует ряд стандартных орнаментов, которые обозначены в нотной записи . с помощью соответствующих стандартных символов; в то время как другие украшения могут быть добавлены к нотоносцу в виде небольших заметок или просто написаны в обозначении обычного размера. Часто у композитора есть свой собственный словарь украшений, который обычно объясняется в предисловии, похожем на код. [ 1 ]

    Грации могут быть обозначены грациозными примечаниями , которые представляют собой примечания , написанные меньшим размером, с косой чертой или без нее и помещенные до или после примечания, на которое они влияют. Его значение не учитывается как часть общего значения доли такта . Эти ноты не имеют длительности сами по себе, а берут ее из ноты, которая предшествует ей или следует за ней. В качестве альтернативы, этот термин может относиться в более общем смысле к любой из небольших нот, используемых для обозначения какого-либо другого орнамента (см. appoggiatura ), или в связи с указанием какого-либо другого орнамента (см. трель ), независимо от меры, используемой в исполнении. [ 1 ]

    Орнамент в западной классической музыке

    История

    В широком смысле орнаменты в музыке существуют с греко-римской эпохи. Его использование также встречается в григорианском пении и духовной музыке 11 и 12 веков, а также в азиатской музыке. [ 1 ]

    Ренессанс и раннее барокко

    Сначала наложение орнаментов поручали толкователю, который использовал знаки и условные формулы. Начиная с трактата Сильвестро Ганасси в 1535 году у нас есть инструкции и примеры того, как музыканты эпохи Возрождения и раннего барокко украшали свою музыку импровизированными украшениями. Певец, исполняющий арию да капо , например, в первый раз пел мелодию относительно без украшений, а во второй раз добавлял дополнительные украшения. Существенной функцией раннего и барочного орнамента в клавишной музыке было сохранение нот на таких инструментах, как клавесин , клавесин или девственница. , который не мог выдержать длинную ноту так же, как орган .

    Трактаты, начиная с Архилия (1589 г.), предоставляют новую систему выразительных средств, называемых грациями вместе с подразделениями . Они имеют гораздо больший ритмический интерес и полны аффекта, поскольку композиторы сосредоточили свое внимание на изображении текста. Он начинается с трели и каскада , и к тому времени, когда мы добираемся до Франческо Роньони (1620), нам также рассказывают о модных украшениях, таких как portar la voce , акцент , тремоло , группо , эскламация и интонация . [ 6 ]

    Основные трактаты по музыкальной орнаментике:

    Барокко

    Последующее злоупотребление орнаментами дошло до того, что композиторы были вынуждены указывать, что они хотели интерпретировать и как. Между 1650 и 1750 годами , в эпоху барокко , были составлены различные трактаты и пояснительные таблицы, в которых каждый автор определял свои признаки (одобренные или нет) вместе с их правильным толкованием. Таким образом, украшения превратились из чего-то произвольного и на усмотрение толкователя в нечто нормализованное. По мере развития барокко украшения приобретают другой смысл. Большинство орнаментов расположены на пульсе и используют диатонические интервалы более исключительно, чем орнаменты более поздних периодов. Хотя любая таблица орнаментов должна обеспечивать строгое представление, необходимо учитывать продолжительность нот и темп , поскольку в быстрых темпах было бы трудно или невозможно сыграть все ноты, которые обычно требуются. Исполнение некоторых распространенных барочных орнаментов изложено в следующей таблице из Маленькой книги Вильгельма Фридеманна Баха , написанной Иоганном Себастьяном Бахом .

    Термин agrément используется специально для обозначения французского стиля орнамента в стиле барокко.

    Классицизм

    К середине 18 века орнаментальная практика подробно рассматривается в различных трактатах.

    • Para Instrumentos de tecla : эссе об истинном способе игры на фортепиано (Ensayo sobre el verdadero arte de tocar los toolsos de tecla) (1753) Карла Филиппа Эмануэля Баха .
    • Для скрипки :
      • Искусство игры на скрипке (1751) Франческо Джеминиани .
      • Попытка основательного наставника по игре на скрипке (1756) де Леопольда Моцарта .
      • Правила, чтобы научиться хорошо играть на скрипке (Reglas para llegar a saber tocar bien el violín) Джузеппе Тартини .

      Романтизм

      В течение 19 века орнаментация в музыке становилась все более и более спорадической, поскольку апподжиатуры, входившие в состав орнамента, возвращались к обычным нотам, включенным в мелодию и тактовый размер, но не исчезали полностью. Использование орнамента как приема мелодической вариации, широко присутствовавшее в классицизме, постепенно исчезло в связи с новым видением отношений между композитором , исполнителем и музыкальным произведением . С другой стороны, другие эстетические и акустические причины , связанные с увеличением размеров концертных залов и оперных театров , определяли масштабы всех музыкальных инструментов и вокальной техники в сторону большего динамического диапазона за счет подвижности и ясности артикуляции, необходимых для выполнения нескольких украшений.

      Из-за упадка орнаментальной техники ее практика имела неоднозначный успех у великих композиторов 19 века. С одной стороны, такие авторы, как Паганини , Бетховен и Лист , продолжали их использовать, в то время как другие, такие как Роберт Шуман и Феликс Мендельсон , ограничивали их использование спорадическими случаями.

      Двадцатое столетие

      С начала 20 века из нотного письма постепенно исчезают традиционные орнаменты. Хотя есть несколько исключений, таких как некоторые фортепианные сонаты Стравинского , который пытался включить орнамент, приняв неоклассический стиль . В этот период музыкальные украшения стали предметом исторического изучения музыкознания .

      Трино


      Трель — это музыкальное украшение , состоящее из быстрого чередования двух соседних нот , обычно на расстоянии полутона или тона друг от друга, что можно определить по контексту трели . [ 2 ] ​[ 7 ] ​[ 3 ] ​[ 8 ] ​ Этот орнамент представлен в нотах и частях буквами tr , или просто t , расположенными над нотой. [ 9 ] Иногда такие буквы tr сопровождались волнистой линией и даже были представлены непосредственно волнистой линией без букв, особенно в барочной и ранней классической музыке . На протяжении всей истории возникали различные типы трелей:

      • Прямая трель : это та, которая начинается и заканчивается основной нотой, за исключением случаев, когда следующая нота имеет то же название и звук. Сегодня это самый распространенный тип.
      • Перевернутая трель : это та, которая начинается с верхней вспомогательной ноты и заканчивается основной нотой. Получил наибольшее распространение в барокко и раннем классицизме . [ 8 ]
      • Трель с подготовкой : это та, которой предшествует группа нот, среди которых есть та, которая не является основной или вспомогательной нотой и заканчивается основной нотой. При его интерпретации такие ноты должны быть включены в такт трели. Восходящая или нисходящая подготовка дает начало следующим подтипам:
        • Восходящая трель : если композиция состоит из двух нот, восходящих по ступеням к основной ноте.
        • Нисходящая трель : если установка состоит из двух нот, нисходящих по ступеням к основной ноте. [ 10 ]

        Мордант



        Два основных класса мордентов: [ 12 ] ​[ 7 ]

        • Верхний мордент - включает одно быстрое чередование между основной нотой и верхней нотой. В нотной записи он представлен волнистой линией, подобной той, которая используется для обозначения трели , но на этот раз более короткой, которая помещается над нотой.
        • Нижний или перевернутый мордент : предполагает однократное быстрое чередование основной ноты и нижней. Обозначается таким же каракулем, перечеркнутым вертикальной линией.

        Точная скорость, с которой следует играть мордент, как и в случае трели, зависит от темпа пьесы. Точное значение и исполнение мордента не фиксированы и зависят как от периода, так и от композитора . Поэтому на протяжении всей истории музыки он претерпевал различные модификации . В течение 17 и 18 веков исполнение значительно различается по ритму, начальной ноте, продолжительности , а также по артикуляции музыки. Большинство композиторов приводят в прологе своих произведений таблицу исполнения орнаментов.

        Небольшая группа


        Апоятура


        Служба поддержки. Сыграйте короткий пассаж, который сначала исполняется с апподжиатурами, а затем без апподжиатур. ( ? · я )

        Обычно он представлен одной или несколькими нотами уменьшенного размера, которые нарисованы перед или позади основной ноты, представленной в обычном размере. Обычно апподжиатура принимает форму маленькой восьмой ноты . Его можно аннотировать, следуя процедуре, которую мы только что прокомментировали, то есть как украшение или записав его исполнение в обычной записи . [ 14 ] ​[ 15 ] ​[ 3 ]

        Апподжиатуры могут быть одного из следующих типов: [ 14 ] ​[ 15 ] ​[ 3 ]

        • Краткая апподжиатура или аччаккатура : пишется с маленькой перечеркнутой восьмой нотой перед основной. Подробнее об этом типе читайте в статье, посвященной акчаккатуре .
        • Длинная апподжиатура : представлена ​​маленькой восьмой нотой без косой черты перед основной нотой.
        • Двойная апподжиатура : представлена ​​двумя меньшими шестнадцатыми нотами перед основной нотой, которые могут быть отделены друг от друга различными интервалами.
        • Поздняя апподжиатура : в этом случае апподжиатура появляется после основной ноты и сокращает ее продолжительность на собственное значение. Он также может быть одинарным или двойным.

        Акчаккатура


        Этот знак представлен купюрой уменьшенного размера, которая рисуется перед основной купюрой обычного размера. Минутная нота также отмечена линией, косо пересекающей ножку . [ 7 ] Обычно акчаккатура принимает форму небольшой восьмой ноты . [ 3 ] По словам Берроуза, акчаккатура может быть истолкована тремя различными способами: [ 19 ]

        • интерпретация его непосредственно перед ударом или ударом;
        • играть в такт, даже если акцент делается на основную ноту;
        • играя ее одновременно с основной нотой, но стаккато . Этот последний параметр может применяться только к инструментам, которые позволяют играть более одной ноты одновременно. Независимо от того, как интерпретируется акчаккатура, ее значение никогда не учитывается в сумме значений бара.

        Глиссандо


        Цветение

        окружать

        Вышивка состоит из одной или нескольких нот, которые окружают основную ноту по ступеням соединения или хроматически . Он может быть восходящим (выше) или нисходящим (ниже) и происходит на слабой части или доле такта. [ 21 ]

        Арпеджио


        Арпеджио состоит из более или менее быстрого исполнения звуков аккорда . Этот мотив представлен волнистой линией или дугой окружности слева от аккорда. Воспроизведение арпеджио обычно начинается с нижнего звука, если иное не указано небольшой изогнутой линией над арпеджио. В фортепианной музыке , когда волнистая линия продолжается без перерыва на двух нотоносцах партитуры , звуки аккорда воспроизводятся один за другим, вместо этого, когда волнистая линия прерывается между двумя нотоносцами, звучат верхние нотоносцы. персонала исполняются одновременно с нижестоящим персоналом.

        Орнамент в других музыкальных областях

        Народная музыка

        кельтская музыка

        В кельтской музыке , которая включает в себя ирландскую , шотландскую и музыку Кейп-Бретона , украшение является существенной и отличительной чертой. Певец , скрипач , флейтист , арфист , волынщик , свистулька или игрок на другом инструменте могут добавлять к заданной мелодии форшлаги ( называемые на скрипке сокращениями ), глайды, морденты, гудения , а также многие другие украшения . .

        городская популярная музыка

        Джазовая музыка включает в себя ряд орнаментов, которые можно разделить на две большие группы: импровизированные орнаменты и письменные орнаменты. Импровизированные украшения добавляются исполнителями во время их соло и часто характерны для конкретных инструментов. Орган Хаммонда , играемый в поджанре джаза, органном трио соул-джаза, часто имеет трели, обрисовывающие в общих чертах гармонию аккорда , скользит вверх или вниз по клавиатуре, а также украшения, похожие на трели. Саксофонисты могут украсить простую мелодическую линию небольшими группами, форшлагами и короткими глиссанди , созданными ртом и язычком.

        Рок и поп

        Орнаментация также находит свое применение в популярной городской музыке, такой как рок и поп . Рок-игра на фортепиано включает в себя множество украшений из блюзовых фортепианных стилей начала 1900-х годов , таких как буги-вуги . Импровизированные украшения в рок-инструментальных соло или мелодических линиях часто характерны для конкретных инструментов. Электрогитаристы могут выбирать из огромного разнообразия гарниров, характерных для их инструмента. Хаммеры и отрывы _ это две из самых основных техник, которые можно использовать при исполнении классических орнаментов, а также для исполнения более конкретных орнаментов на гитаре. Например, постукивание может быть представлено как простое украшение или как самостоятельный стиль интерпретации.

        классическая музыка Индии

        Индийская классическая музыка основана на рагах , похожей на джаз модальной системе со шкалами от 5 до 7 основных нот (наряду с микротонами ) в восходящей и нисходящей манере. Его происхождение восходит к Ведам . Индийская классическая музыка развилась и разделилась на два основных блока: североиндийская классическая ( хиндустани ) и южноиндийская классическая ( карнатик ).

        Варианты исполнения раги в определенных рамках композиционных правил и с использованием различных типов аланкар можно в совокупности просто квалифицировать как аланкару . Существуют различные типы аланкаров , такие как миенд, кан, спарш, кринтан, андолан, гамак, кампит (или кампан), хатка (или гиткари), замзама, мурки и комбинация аланкаров в исполнениях индийской классической музыки.

        Читайте также: