Ориентация на понимание и ориентация на контроль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Взаимодействие — это действия индивидов, направ­ленных друг к другу. Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориен­тации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением дру­гих, которые обычно сочетаются с желанием доминиро­вать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремле­ние понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфлик­тов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не одностороннейудовлетворенности.

Когда человек чувствует угрозу отвержения, то могут возникать следующие типы поведения-общения:

1) заискивать, чтобы другой человек не сердился;

2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным;

3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы;

4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, как будто ее нет.

Отстраненный человек, что бы ни делал, что бы ни говорил — не связан с тем, что говорит или делает собе­седник. Он отстраняется от неприятных и трудных жизненных ситуаций, старается ничего не замечать, не слышать, не реагировать.

8. Социальное влияние: суггестия, конформизм, нонконформизм

Социальное влияние —форма межличностного взаимо­действия, в результате которого повторный ответ чело­века на проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом. Та­ким образом, поведение одного человека становится по­добно поведению других людей.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного че­ловека становится подобно поведению других людей.

Механизмами, реализующими социальное влияние, яв­ляются: конформизм, нонконформизм и суггестия.

Суггестия (внушаемость) — непроизвольная податли­вость человека мнению других лиц или группы, когда он и сам не замечает, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой.

Конформизм — сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней. В подростковом, юношеском возрасте конформизм са­мый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого человека на постоянном индивидуальном уровне, причем у женщин конформизм выше, чем у мужчин. Раз­личают: а) внутреннюю личную конформность (усваивае­мая конформная реакция) — мнение человека действитель­но' меняется под воздействием группы, человек соглаша­ется; б) демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку С дет­ства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и прочее. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрастах конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каж­дого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но. впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчи­ны становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

Влияют характеристики самой проблемы, стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) уве-шчивают способность сопротивляться давлению группы.

Влияют взаимоотношения человека и группы (так, ког­да люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ей, то смелее со­противляется давлению. Индивиды с более высоким стату­сом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопро­тивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некото­рыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее под­вержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм — опровержение человеком мнения большинства, протест подчинения, кажущаяся независи­мость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для по­ведения человека. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и поведением конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение — избирательное отношение человека к влияниям собственной группы, которые при­нимаются или отторгаются в зависимости от того, соответ­ствуют ли они убеждениям человека.

По психологическим характеристикам различают:

1) группы членства;

2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом. Референтные груп­пы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с член­ством, но они являются источником положительных и не­гативных образцов, а также норм, правил, к которым че­ловек стремится приобщиться.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общно­сти? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индиви­дов, входящих туда, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматри­ваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на боль­шинство, поскольку не только индивид адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к сво­им взглядам.

Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия "понимателя" — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие. Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы;

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении.

Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений.

По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны. При установлении контакта, нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее — обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше начать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется. "."Ты не мог бы. " и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

  • вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
  • выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
  • начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное обсуждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

- повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

- поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование — подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования — "пристройка сверху". Противоположные признаки — приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — "пристройка снизу". Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами — "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нужно соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей — два эксперта.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции

Вопросы для повторения:

2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

3. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

4. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространен­ными?

Тема 2.4

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.

Стратегия "контролера" — стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия "понимателя" — адаптация к партнеру. Показательно, что разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. Так, "контролеры" всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям "вертикального взаимодействия". Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния: например, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем если бы он был внизу: положение обязывает. Следовательно, он должен регулировать взаимодействие. Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы;

  • одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит как "Вопросы задаю я!";
  • общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения. И вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере.

Перейдем к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении.

Процесс общения всегда можно рассматривать как локальный акт: разговор с определенным собеседником, обсуждение конкретных вопросов группой людей и т.д.

В развернутом виде в общении можно выделить такие этапы общения:

1) установление контакта;

2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);

3) обсуждение вопроса, проблемы;

4) принятие решения;

5) выход из контакта.

В деловом общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

Всякое общение начинается с контакта. Довольно часто неуспех делового общения предопределен с самого начала: неудавшийся контакт (точнее его отсутствие) ведет к дальнейшей цепочке неправильных действий.

Задача контактной фазы — побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений.

По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного. Контактная фаза должна размыть границы этой зоны. При установлении контакта, нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это достигается мягкой улыбкой (если она уместна), небольшим наклоном головы в сторону собеседника, выражением глаз. Не нужно торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу контакта. Надо как бы осмотреться и создать этим доброжелательную атмосферу. Далее — обращение словесное, приветствие. После этого нужно обязательно выдержать паузу. Она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Довольно часто эту паузу не выдерживают, не дают другому ответить и вслед за приветствием обрушивают всю приготовленную информацию. Особенно заметна эта ошибка в телефонных разговорах, когда обращаются к собеседнику, а его реакцией не интересуются. Выждать паузу необходимо не только ддя того, чтобы убедиться, что контакт установлен, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на ваше поведение, обращение.

Не следует вступать в контакт, когда собеседник занят теми или иными делами (разговаривает, причесывается и т.п.), обращаться к собеседнику со слов "Я", "Мне", лучше начать разговор словами "Вы", "Ты" ("Вам не кажется. "."Ты не мог бы. " и т.п.), "наполнять" контакт с первых слов своим эмоциональным состоянием, настроением. Необходимо еще на контактной фазе определить эмоциональное состояние партнера и в зависимости от этого состояния и своих целей либо самому войти в тот же тон, либо постепенно и ненавязчиво помочь партнеру выйти из нежелательного для вас состояния.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе надо сразу выяснить, каким по длительности будет разговор (свернутый, четкий и конкретный или подробный, развернутый), и в зависимости от этого строить свою тактику. Основные задачи этапа ориентации:

  • вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;
  • выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;
  • начать решение основной задачи общения.

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него может быть нет особого желания, создать непринужденную атмосферу общения — это своего рода искусство.

Для создания непринужденной атмосферы общения можно включить человека в выполнение физических действий: "Помогите, пожалуйста", "Вот кстати", "Как хорошо, что Вы рядом" и затем горячо поблагодарить за это. Хорошо действует прием "поделись трудностями" для включения партнера в активное совместное обсуждение.

Выявить самооценку партнера необходимо для того, чтобы впоследствии повысить или понизить ее до желательного уровня. Для этого полезно попытаться перевоплотиться в него, стать его "зеркалом", войти в его образ:

- повторить, воспроизвести его мимику, пластику, позу, тон (но не передразнивая);

- поставить его в роль эксперта: "Ваш опыт крайне интересен при решении этой проблемы" и т.д.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование — подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения. В социальной психологии выделяются три вида распределения ролей: "пристройка сверху", "пристройка снизу" и "пристройка на равных". Практически это градации использования так называемой доминантной техники самопрезентации, а степень доминантности-подчиненности устанавливается с помощью невербальной техники: позы, взгляда, темпа речи.

Выпрямленная поза с подбородком, параллельным земле, с жестким немигающим взглядом (или при полном отсутствии контакта глаз), медленная речь с выдержанными паузами, навязывание собеседнику определенной дистанции служат отличительными признаками классической техники доминирования — "пристройка сверху". Противоположные признаки — приниженная поза, постоянное движение глаз снизу вверх, быстрый темп речи, предоставление инициативы партнеру — "пристройка снизу". Партнерское взаимодействие — синхронизация темпа речи, уравнивание ее громкости, установление симметричного рисунка обмена взглядами — "пристройка на равных".

В том случае, если негласная договоренность о распределении ролей не будет достигнута, конфликт неизбежен. Если, например, собеседник избрал роль "мудрого наставника", то нужно соответственно либо принять роль "почтительного ученика", либо тактично добиваться желательного распределения ролей — два эксперта.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения с социально-психологической точки зрения характерны эффект контраста и эффект асимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнера, мы психологически удаляемся от него; подчеркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнерами, в чем проявляется действие эффекта асимиляции

Вопросы для повторения:

2. В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э. Берну?

3. Охарактеризуйте взаимодействие с позиций ориентации на конт­роль и понимание.

4. Какие формы взаимодействия являются наиболее распространен­ными?

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Разделение трех сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия – возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить чистую коммуникацию, без восприятия и взаимодействия, или чистое восприятие.

Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: “Он на меня давил, но я не поддался”, “Он подстроился под меня” и т. д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий, а кто – ведомый.

Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном [2],
в которой основными понятиями являются “состояния Я” и трансакции,
т. е. единицы общения. Репертуар этих состояний Берн разбил на следующие категории:

– состояния Я, сходные с образами родителей;

– состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

– состояния Я, действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия “Родитель”, “Взрослый” и “Ребенок”. Состояния Я – это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок – это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними (таблица).

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла свое применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения.

Основные характеристики позиций

Родителя, Взрослого, Ребенка

Характеристика Родитель Взрослый Ребенок
Типичные слова и выражения Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты всегда должен… Я не понимаю, как это допускают… Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонация Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетенное, удивленное
Поза Руки на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

Я-состояние, называемое “Родитель”, хранит в себе информацию, передаваемую из поколения в поколение в форме опыта, пословиц и поговорок, мифов и изречений. А в опыте заключены как величайшие истины, так и совершенные пустяки. Родители и другие авторитарные воспитатели могли поделиться с нами не только своей мудростью, но и распространенными в обществе предрассудками. Вовсе не обязательно следовать именно тому, что заложено в нас авторитетом. Тем не менее мы воспринимаем этот опыт как некую неизменную данность. В Родителе заключена совокупность извне привнесенных норм. В разных жизненных ситуациях он ведет себя и реагирует точно так же, как делали это наши воспитатели. Родитель внутри нас может быть ласковым, оберегающим, понимающим, поддерживающим творческое начало. Но чаще он выступает в роли ментора, читающего морали своему окружению, некоего авторитета, которому одному известно, как следует жить, и посему он с удовольствием поучает других.

Родитель может быть контролирующим и помогающим. Контролирующий Родитель ругается, когда дети опаздывают к ужину, а помогающий – счастлив, что они вернулись домой целыми и невредимыми. Контролирующий пользуется словами и выражениями типа: “правильно” – “неправильно”; “хорошо” – “плохо”; “никогда” – “всегда”; “разумно” – “неразумно”; “что скажут другие?”; “всему есть предел…”; “почему ты не…”; “ты никогда не должен!”.

Помогающий Родитель оперирует такими словами и выражениями, как “бедняжка”, “будь осторожен”, “помни”, “не бойся, сейчас я тебе помогу”, “потерпи, это совсем не больно”.

Своего рода антиподом Родителя является Ребенок, следующее эго-состояние Я. У Ребенка мы обнаруживаем остатки психических состояний, относящихся к поре детства. И он тоже может выступать в разном качестве. Иногда ведет себя “естественно” (как ему в данный момент заблагорассудится), иногда же делает все для того, чтобы порадовать Родителя. Спонтанный Ребенок внутри нас наравне с радостью способен чувствовать бессилие и гнев. В противоположность сухому Родителю с вечными приказаниями и запретами, Ребенок бывает хоть и безответственным и даже неуправляемым, но в тоже время чувствительным, творческим, неспособным на лицемерие и интриганство; иногда, правда, несколько грубоватым, зато открытым для окружающего мира. Когда в нас одерживает верх Ребенок, мы ведем себя, как маленькие. Смех и слезы всегда в нашем распоряжении, речь заполняется междометиями, проявлениями восхищения и удивления, равно как и не подавляемого в себе, нескрываемого, а то и безудержного горя.

Родитель со своими запретами и наставлениями и Ребенок со своим упрямством, эгоизмом, творческим духом, непосредственностью, но вместе с тем и трусоватостью, не могут долгое время жить в мире и согласии. В период, когда мы начинаем активно двигаться (примерно около первого года рождения), давление родительского воспитания начинает усиливаться. Это необходимость, поскольку для ребенка возможность передвигаться увеличивает число грозящих ему опасностей.
Тогда-то и возникает в личности новое качество “Взрослый”. Его задача – рассудить, что есть хорошего в рекомендациях Родителя и что достойно внимания ребенка, и для поддержания статуса-кво выдвинуть свои резоны, найти некий приемлемый для обеих сторон компромисс. Взрослого внутри нас иногда сравнивают с компьютером (возможно по той причине, что возникновение теории трансактного анализа по времени совпадает с начальным этапом в развитии вычислительной техники).

Многие советы и рекомендации Родителя получены. Иные представляются несколько архаичными, в настоящее время неэффективными, либо используемыми в модифицированном виде. Взрослый внутри нас занимается сортировкой того, что еще может пригодиться и что уже не имеет смысла для нас. Он постоянно получает данные из внешней среды и на основе их анализа дает указания, как на них реагировать. Кроме того, Взрослый обладает еще одним исключительным качеством – он умеет “выключать” (но не стирать) неприятные воспоминания. В одних случаях мы от этого выигрываем, поскольку в доступной форме избавляемся от необходимости постоянно носить в своем сознании травмирующие психику впечатления, так или иначе уже ставшие нашим прошлым. В других – невольно забываем о вещах, которые нам полезно было бы помнить. Возможность “выключения” создает благодатную почву для разного рода защитных психических механизмов, позволяющих нам сохранить душевное равновесие и самоуважение, однако в конечном итоге способных создать большие трудности в жизни. Речь идет о забывании тех событий и явлений, о которых мы хотели бы не знать вовсе, вот только окружению нашему они памятны, и порой оно достаточно громко напоминает о них.

Трансактный анализ – это рациональный метод для понимания поведения. Он содержит четыре вида анализа.

Структурный анализ– анализ отдельной личности.

Анализ трансакций–анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу.

Анализ игр– анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате.

Анализ сценария– анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие партнеров с позиции ориентации на контроль и понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетается с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной удовлетворенности, а не односторонней. “Контролеры” и “пониматели” придерживаются совершенно разных стратегий в общении. Стратегия “контролера” – стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации, и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием. Стратегия “понимателя” – адаптация к партнеру.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении. “Контролеры” всегда стремятся к неравным взаимодействиям с подчиненными и доминирующим позициям вертикального взаимодействия. Ориентация на понимание больше сопрягается с равными горизонтальными взаимодействиями.

Необходимо отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, попавший в общении на самую верхнюю позицию, обязательно в большей степени будет “контролером”, чем если бы он был внизу: положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других. Закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции. Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы:

· общение, при котором одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. В крайнем варианте это выглядит так: “Вопросы задаю я!”;

· общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои обстоятельства, рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.

Оба вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение происходит с неравноправных позиций партнеров. При выборе позиций в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнеру, возможные последствия открытости общения, и вместе с тем, как показывают социально-психологические исследования, максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере [5, 6].

Читайте также: