Органы сословного представительства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Главным отличием периода сословно-представительной монархии является наличие в системе органов власти высшего сословно-представительного органа – Земского собора. Именно с этим моментом связывается начало периода сословно-представительной монархии Русского государства (созыв первого русского собора 1549 г., в состав которого входили члены Боярской думы, Освященного собора и выборные от дворянства и посадов).

В XVII в. сословно-представительная монархия уже приобрела характер самодержавной власти. Высший орган власти – царь. Его власть характеризовалась особой жестокостью, террором против всех слоев населения.

Боярская дума по-прежнему считалась вторым высшим органом власти, но ее деятельность была очень ограничена. Этот орган постепенно превращался из органа, ограничивающего деятельность царя, в совещательный орган при царе. Количественный состав Боярской думы постоянно возрастал.

Земский собор – это основной сословно-представительный орган. Земский собор работал только в период своего созыва. Его деятельность наиболее широко развивалась в период сословно-представительной монархии (XVI–XVII вв.). Компетенция Земского собора так никогда и не была четко зафиксирована и постоянно изменялась, например Земский собор избирал царя после окончания периода семибоярщины.

Основные черты Земского собора:

2) регламента работы земских соборов не было, не устанавливалось число присутствующих на соборе, оно зависело от указа царя, который писался перед каждым новым созывом;

3) участие в земских соборах не было почетной обязанностью, несло за собой скорее материальные потери нежели выгоды, поэтому их участников такая обязанность тяготила.

Полномочия Земского собора:

1) внешняя политика (вопросы войны и мира);

2) предложения по установлению налогов;

3) избрание царя (после 80-х гг. XVI в.);

4) обсуждение и принятие законов.

Взаимоотношение царя и Земского собора в разные периоды было различным. Например, в 1566 г. Иван IV Грозный многих из участников Земского собора, выступивших против опричнины, казнил, а в XVII в. роль соборов значительно возросла, так как в период смуты этот орган поддерживал единство государства.

Отмирание сословно-представительных органов (Земских соборов) послужило предпосылкой к образованию в России абсолютизма. Последний раз в полном составе созываются земские соборы в 1651 г. и 1653 г. После этого они постепенно превращаются в совещательные органы царей с представителями сословий. Например, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич еще в период своего правления собирают несколько раз совещания с представителями посадских и служилых людей (последствия бывших земских соборов). В компетенцию таких совещаний входило решение вопросов соответствующего сословия.

Так как период сословно-представительной монархии немыслим без высшего сословно-представительного органа (Земского собора), то окончанием этого исторического периода считается время правления Алексея Михайловича, с которого он перестает собирать Земский собор (1653 г. – дата созыва последнего Земского собора).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция.

Вопрос 16. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Президент палаты: порядок избрания, компетенция. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной

Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция.

Вопрос 17. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации и ее органы. Понятие, порядок образования, компетенция. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской

Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства.

Вопрос 69. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей

Статья 337. Органы, направляющие работников в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Глава 53. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА РАБОТУ В ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция

2. Государственные органы управления таможенным делом и их компетенция Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся

2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция

2. Органы управления защитой и охраной Государственной границы Российской Федерации и их компетенция Осуществляющие защиту и охрану Государственной границы государственные органы интегрированы в Пограничную службу Российской Федерации, основы руководства и

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование

61. Советские правоохранительные органы (милиция, военные чрезвычайные комиссии): их компетенция и формирование 1917–1920 гг. – период гражданской войны. В этих условиях формировались специальные органы для борьбы с контрреволюционными силами: милиция (полицейский и

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:1) конституционное правосудие;2) общее правосудие;3) арбитражное правосудие.Конституционный

В XIII-XIV вв. в западноевропейских стра­нах сформировалась новая форма правле­ния, получившая название сословно-представительная монархия. В конце XV в. на­метился переход от сословно-представительной монархии к абсо­лютизму.

Каталанский кортес. Миниатюра XV в.

Английский парламент

Лишь английскому парламенту удавалось сохранить достаточно важную роль в политической системе Англии на протяжении всего Средневековья. В правление Эдуарда III (1327-1377 гг.) оконча­тельно сложилась структура парламента и его основные функции. Парламент состоял из двух палат: в палату лордов король пригла­шал представителей феодальной знати своими письмами, а палата общин формировалась выборным путём: по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от наиболее значительных городов.

Английской Палате лордов во Французском королевстве соответствовал Парижский парламент, который в XIV веке сохранил лишь судебные полномочия. Функцию сословного представительства переняли Генеральные штаты (1302–1789), состоявшие из трёх отдельных палат, в которых заседали духовенство, благородное сословие и горожане – представители тех провинциальных штатов, которыми они были в Париж делегированы. Трёхпалатное устройство имел также и римско-германский рейхстаг, оформившийся институционально в 1495 году. В Священной Римской империи политическим представительством пользовались курфюрсты, имперские князья и города, в то время как рыцарство не было представлено самостоятельно.

Таблица Органы сословного представительства (10 класс) – в Испании, Англии, Германии, Франции кратко по истории

Первые парламенты в Европе

История современного парламентаризма началась в католической Европе XII–XIII веков, хотя ранее существовали различные образцы народного представительства, например, общегражданские собрания в древнегреческих полисах, Сенат в Римской республике, вече у восточных славян.

Таблица Органы сословного представительства (10 класс) – в Испании, Англии, Германии, Франции кратко по истории

Рис. 1. Парламент Англии, Средние Века.

В 1137 году в королевстве Кастилия, занимавшем часть территории современной Испании, появились кортесы, то есть собрания знати и духовенства. В 1188 году представительство в кортесах получили горожане. С 1254 года их стали созывать в Португалии. В 1492 году на месте Кастилии и Арагона появилась Испанская империя, но региональные кортесы в ней существовали до начала XVIII века.

В Англии королевская власть с 1215 год была ограничена Великой хартией вольностей, а парламент стал действовать с 1265 года. В нем принимали участие представители следующих сословий:

  • дворянство (бароны и по два рыцаря от каждого графства);
  • духовенство, аббаты и епископы;
  • горожане. По два человека от каждого крупного города.

В деле развития парламентаризма Англия стала лидером в Европе. Во Франции с 1302 года появились Генеральные штаты, но в XVI–XVIII веках, то есть до революции 1789 года они созывались редко.

Старейшим органом сословного представительства на планете, а также парламентом является Альтинг в Исландии, он ведет свою историю с 930 года. На острове Мэн, который относится к Британским коронным владениям, но при этом не входит в ЕС, парламент называется Тинвальд и существует с 979 года.

Таблица Органы сословного представительства (10 класс) – в Испании, Англии, Германии, Франции кратко по истории

Рис. 2. Генеральные штаты Франции.

Сословное представительство в Новое время

В Нидерландах название органа сословного представительства — также Генеральные штаты, их историю можно отсчитывать с 1581, но на уровне провинций они существовали и ранее, с XV века.

В 1569 году, в результате Люблинской унии, появилось крупное европейское государство — Речь Посполитая. В ней органом сословного представительства стал сейм, который действовал до 1793 года. В этом государстве королевская власть была достаточно слабой, особенно в XVIII веке.

В Священной Римской империи, которая состояла из множества государств и княжеств, с 1648 по 1806 год верховным органом законодательской власти и основным элементом всей конституционно-правовой системы стал рейхстаг. В Германии он существовал с 1871 по 1918 год.

В Испании XIX века под влиянием революции во Франции и войны с Наполеоном появились Кадисские кортесы, которые действовали с 1808 по 1814 год и приняли первую конституцию в истории страны.

Лучше запомнить материал поможет таблица органов сословного представительства для 10 класса:

Государство

Орган власти и период появления

Кастилия и Испания

Кортесы с 1137 года

Англия и Великобритания

Парламент с 1265 года

Генеральные Штаты с 1302 года

Генеральные Штаты с 1581 года

Земский собор с 1549 по 1684 год

Сейм с 1569 года

Священная Римская империя

Рейхстаг с 1648 года

В России историю органов сословного представительства следует вести от Земского собора 1549 года. Он был созван при молодом царе Иване IV. Земский собор не был постоянным сословно-представительным органом власти. Его созывали периодически до 1684 года, особенно важным стал собор 1613 года, избравший на царство новую династию — Романовых.

Таблица Органы сословного представительства (10 класс) – в Испании, Англии, Германии, Франции кратко по истории

Рис. 3. Земский собор 1649.

Что мы узнали?

В разных странах органы сословного представительства существовали в разные периоды, начиная со Средних Веков и заканчивая началом XX века. В качестве вывода следует отметить, что при укреплении абсолютизма в Новое время органы сословного представительства переставали играть заметную роль.

Всемирная история Основные битвы Великой Отечественной войны (1941-1945) – список сражений кратко в таблице

Читайте также: