Органы политического сыска в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Органы политического сыска в XVIII вв. прочно вошли в состав аппарата Российского государства, заняли в нем привилегированное место и действовали непосредственно под руководством и контролем самодержавия. В условиях частых дворцовых переворотов и непрекращавшейся борьбы за власть между отдельными придворными группировками политическая полиция стала необходимым орудием в руках монарха, еще более укреплявшим его абсолютную власть.

Содержание

Введение …. 3
Глава 1. Становление аппарата политического сыска и его функционирование
в XVIII веке. 5
1.1. Эволюция центральных и местных органов полиции в 1-й
половине XVIII в. 5
Новые органы политического розыска во 2-й половине XVIII в. 8
Глава 2. Органы полиции и политического сыска в XIX веке. 11
2.1. Функционирование тайной полиции в первой половине XIX века.
Деятельность Третьего отделения и корпуса жандармов. 11
2.2. Реорганизация политической полиции во второй половине XIX века. 14
2.3. Департамент полиции при МВД в конце XIX века.
Организация агентуры и методы деятельности. ……. .18
Заключение. 22
Список использованной литературы. 24

Прикрепленные файлы: 1 файл

ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ.doc

Глава 1. Становление аппарата политического сыска и его функционирование

в XVIII веке. . . . 5

1.1. Эволюция центральных и местных органов полиции в 1-й

половине XVIII в. . . . 5

    1. Новые органы политического розыска во 2-й половине XVIII в. 8

    Глава 2. Органы полиции и политического сыска в XIX веке. . 11

    2.1. Функционирование тайной полиции в первой половине XIX века.

    Деятельность Третьего отделения и корпуса жандармов. . 11

    2.2. Реорганизация политической полиции во второй половине XIX века. 14

    2.3. Департамент полиции при МВД в конце XIX века.

    Организация агентуры и методы деятельности. ……. . .18

    Список использованной литературы. . . 24

    Введение

    Среди множества тем отечественной истории государства и права, требующих более основательного освещения, а где-то и переосмысления, далеко не последнее место занимает проблематика правоохранительных органов и политической полиции. Как известно, органы эти накладывали серьезный отпечаток на общественно-политическую жизнь страны во все времена.

    Органы политического сыска в XVIII вв. прочно вошли в состав аппарата Российского государства, заняли в нем привилегированное место и действовали непосредственно под руководством и контролем самодержавия. В условиях частых дворцовых переворотов и непрекращавшейся борьбы за власть между отдельными придворными группировками политическая полиция стала необходимым орудием в руках монарха, еще более укреплявшим его абсолютную власть.

    Эволюция тайной полиции в России в XIX в. связана, в первую очередь, с реальной угрозой правившему монархическому режиму. Третье отделение и его исполнительный орган в лице корпуса жандармов противостояли революционному и общественно-политическому движению, зарождавшимся в их недрах политическому экстремизму и терроризму, крестьянским и рабочим движениям.

    В настоящее время Российская Федерация переживает сложный период. Накопившиеся проблемы в сфере обеспечения национальной безопасности, тяжелые последствия целого ряда террористических актов, коррупция в органах власти и управления резко усиливают значимость эффективной деятельности отечественных спецслужб. Именно с этой точки зрения можно рассматривать исторический опыт прошлого, в частности, становления и эволюции политического сыска в России

    Современное развитие правоохранительных органов является неотъемлемой частью процесса модернизации российского государства, права и общества в XIX в. Изучение историко-правовых закономерностей процесса развития российского государства позволяет сделать выводы, ценные для построения современного государства, его правоохранительных органов.

    За последнее десятилетие интерес к проблемам политического сыска царской России значительно возрос. Вышли монографии, в которых исследуется политический сыск России, начиная с XVI в. и кончая 1917 г. Это книги Ф. Лурье, Ч. Рууда, С. Степанова и других.

    Таким образом, актуальность темы предопределяется необходимостью многоаспектного историко-правового и теоретического исследования деятельности полиции в данный исторический период, а также необходимостью применения исторического опыта для решения современных проблем правоохранительных органов России.

    Значимость исследования данных вопросов представляется очевидной, поскольку с одной стороны позволяет осуществить комплексный анализ одного из наиболее неоднозначных и вместе с тем наименее исследованных периодов истории отечественного государства и права, а с другой дает возможность для проведения целого ряда интересных сравнительных аналогий в сфере восприятия позитивного опыта и недопущения имевшихся ошибок государственно-правового строительства. В целях написания контрольной работы необходимо решить следующие задачи: - исследовать эволюцию центральных и местных органов полиции в 1-й половине XVIII в.; - изучить новые органы политического розыска во 2-й половине XVIII в.; - проанализировать функционирование тайной полиции в первой половине XIX века, также деятельность Третьего отделения и корпуса жандармов; - рассмотреть реорганизацию политической полиции во второй половине XIX века; - раскрыть особенности функционирования Департамента полиции при МВД в конце XIX века, организацию агентуры и методы деятельности. Теоретическую базу при написании контрольной работы составили материалы таких отечественных ученых дореволюционной России, как Дерюжинский, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, В.О. Ключевский, Н.М. Коркунов, М.М. П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич и др.; труды ученых современной отечественной юридической науки: С.С. Алексеева, Н.П. Ерошкина, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, B.C. Нерсесянца, Голиковой и др., а также исторические и современные нормативные акты, регламентирующие вопросы, связанные с полицейской деятельностью.

    Глава 1. Становление аппарата политического сыска

    и его функционирование в XVIII веке.

    1.1. Эволюция центральных и местных органов полиции в 1-й половине XVIII в.

    Переход к абсолютизму означал крупнейшие изменения в государственном строе России. Если вторая половина XVII в. знаменуется преимущественно отмиранием сословно-представительных органов, то первая четверть XVIII в. — строительством новой системы государственных органов. Существенный признак этого изменения в составе и структуре государственного аппарата — замена приказов коллегиями, Боярской думы — Сенатом, подчинение церкви государству (Синод), создание регулярной армии и полиции.

    В начале своего правления (1721 г.) Петр I, осознав безжизненность и несостоятельность старой формы организации управления государством и нерациональность внесения частичных поправок, решил провести полную реформу всего государственного устройства. Большое влияние на ход и характер петровских преобразований оказал знаменитый немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц, с которым Петр I встретился в 1711 г. Под влиянием советов Лейбница Петр I заменил систему приказов, основанную на личном начале, коллегиальной формой.

    Отсюда можно сделать вывод, что организация выполнения полицейских функций входила в обязанность главного начальника города. Устройство исполнительных органов полиции на первых порах происходило медленно, и только с 1714 г. деятельность правительства в этой сфере становится более интенсивной. Так, из Указа от 20 мая 1715 г. мы узнаем, что существовала уже Полицейская канцелярия; 25 мая 1718 г. учреждается Генерал-полицмейстерское управление Санкт-Петербурга, затем появляется Инструкция, определяющая обязанности городской полиции. В число обязанностей входила и поимка преступников.

    С 1722 г. генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга назначается главой московской полиции, а с 1732 г. — главой полиции всей России.

    С 1721 г. до царствования Екатерины II полиция не претерпевала существенных изменений, однако приказы, указы и распоряжения, издававшиеся в этот период, можно разделить на следующие группы:

    1) предупреждение и пресечение пожаров;

    2) искоренение нищенства;

    3) поимка воров и разбойников;

    4) надзор за постройками;

    5) наблюдение за производством торговли;

    6) охрана здоровья;

    7) предупреждение распространения повальных болезней скота и др.

    В целях усиления борьбы с преступностью правительство издало Указ от 26 июня 1724 г., согласно которому к этой борьбе привлекалась и армия.

    В городах полицейские функции входили в компетенцию магистратов - учрежденных Петром I органов государственного самоуправления. Первая специальная полицейская должность в России появилась в 1718 году - в Петербурге был учрежден генерал - полицмейстер. К 1722 году полицмейстеры появились во многих крупных городах. При них создавались канцелярии полицейских дел. К числу функций этих органов были отнесены охрана порядка, спокойствия и безопасности, розыск беглых, продовольственные и противопожарные мероприятия, решение вопросов городского благоустройства.

    После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам, взявшим на себя отправление основных полицейских функций.

    В 1746 году была учреждена экспедиция по делам воров и разбойников, указами 1746 и 1747 гг. устанавливались правила поведения в общественных местах. Указом 1750 года регламентировались методы борьбы с проституцией и притонами. Указом 1740 года регламентировалась патрульная служба в городах.4

    Однако к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось, а оставшиеся перешли в 1762 году в подчинение губернаторов и воевод.

    1.2. Новые органы политического розыска во 2-й половине XVIII века

    Полицейская реформа Екатерины II Великой многими ассоциируется исключительно с подписанием Устава Благочиния и последующих, связанных с предписанными в нем правилами, преобразований. Однако полное рассмотрение вопроса подразумевает необходимость учесть и предшествующую выпуску данного устава Губернскую реформу ( В 1775 г. в России была проведена реформа местных органов управления.) , во время которой были определены полицейские органы и их функции на уровне губерний и уездов.

    Причины и цели полицейской реформы:

    · Укрепление вертикали власти.

    · Создание упорядоченной полицейской системы с четко определенным функционалом.

    · Предотвращение волнений и организация надзора над сохранением порядка.

    Существующая до начала реформирования система правоохранительных органов нуждалась в преобразовании, однако главным стимулом к первому этапу, Губернской реформе, послужил страх дворянского сословия перед возможностью восстания эксплуатируемого класса – крепостных крестьян.

    Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

    -13-

    Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

    Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.
    Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

    Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

    Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

    Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.

    Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.


    Слово и дело государево — так назывались в России XVII в. доносы о государственных преступлениях. Система политического сыска в России кон. 16-18 вв. Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царского имени и титула, государственной измене. Произносилось условное выражение: "Суд и дело государево!" или "Суд и дело!". Доноситель и оговоренный подвергались перекрестным допросам с пытками.




    -14-

    Полицейская реформа Екатерины II Великой многими ассоциируется исключительно с подписанием Устава Благочиния и последующих, связанных с предписанными в нем правилами, преобразований. Однако полное рассмотрение вопроса подразумевает необходимость учесть и предшествующую выпуску данного устава Губернскую реформу ( В 1775 г. в России была проведена реформа местных органов управления.) , во время которой были определены полицейские органы и их функции на уровне губерний и уездов.

    Причины и цели полицейской реформы:

    · Укрепление вертикали власти.

    · Создание упорядоченной полицейской системы с четко определенным функционалом.

    · Предотвращение волнений и организация надзора над сохранением порядка.

    Существующая до начала реформирования система правоохранительных органов нуждалась в преобразовании, однако главным стимулом к первому этапу, Губернской реформе, послужил страх дворянского сословия перед возможностью восстания эксплуатируемого класса – крепостных крестьян.

    Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы государственных органов, способных эффективно разрешать возникающие конфликты и проблемы.

    -13-

    Преображенский приказ (1686–1729) — создан юным Петром I в подмосковном селе Преображенском, первоначально как личная канцелярия царя и ведомство, отвечавшее за его потешные полки. Позже перенесен в Москву, стал органом политического сыска, охраны порядка и частично управления армейскими делами. С 1725 года ведомство именовалось Преображенской канцелярией.

    Тайная канцелярия (Канцелярия тайных розыскных дел) (1718–1726) — созданный Петром I в Москве в феврале 1718 года временный следственный орган в начале апреля того же года обосновался в Санкт-Петербурге и стал постоянным. В отличие от многофункционального Преображенского приказа специализировался на политических преступлениях.
    Князь Ф.Ю.Ромодановский,руководил Преображенским приказом приказом в 1686-1717 гг. и тайной канцелярией

    Верховный тайный совет (1726–1731) и Сенат — осуществляли, помимо прочего, функции Тайной канцелярии и Преображенского приказа в тот период, когда те были упразднены.

    Канцелярия тайных и розыскных дел (1731–1762) — возрожденная императрицей Анной Иоанновной Тайная канцелярия. Кроме политического сыска занималась контрразведкой. Упразднена указом Петра III как одиозное учреждение.

    Граф А.И.Ушаков глава тайной канцелярии в 1731-1746 гг.

    Особая экспедиция при Сенате (1762) — орган политического сыска, учрежденный при Петре III взамен Канцелярии тайных и розыскных дел. Выполняла, по сути, те же функции, но находилась в составе Сената и действовала секретно.


    Слово и дело государево — так назывались в России XVII в. доносы о государственных преступлениях. Система политического сыска в России кон. 16-18 вв. Каждый российский подданный под страхом смерти был обязан донести об известных ему умыслах против царя или членов его семьи, оскорблении царского имени и титула, государственной измене. Произносилось условное выражение: "Суд и дело государево!" или "Суд и дело!". Доноситель и оговоренный подвергались перекрестным допросам с пытками.

    Интерес Петра I к сыску объясняется как личными пристрастиями царя, так и острой борьбой за власть, которую он выдержал в молодости. В этой борьбе Петр рано проявил решительность и жестокость. Недоверчивый и подозрительный, он был убежден, что только страх и насилие могут удерживать подданных в узде. Первые уроки сыскного дела Петр получил в августе 1689 г., когда допрашивал своего врага — Федора Шакловитого (623-1, 16 и др.;. Легенда связывает имя Петра и с разоблачением заговора Цыклера: в 1697 г. царь получил донос об этом заговоре и нагрянул в дом Цыклера, застав заговорщиков во время совещания (797, 28–31).

    Не всегда розыски при царе фиксировались на бумаге, как было в деле Монса в 1724 г. Петр вообще был свободен в выборе решений по каждому делу. Все было в его воле: дать указ арестовать, допросить, пытать, выпустить из тюрьмы. Он отменял уже утвержденный им же приговор, направлял дело на доследование или приговаривал преступника к казни. При этом он исходил не из норм тогдашнего права, а из собственных соображений, оставшихся потомкам неизвестными.

    В принципе в системе самодержавной власти ни одно государственное дело не должно было миновать государя. Однако на практике смотреть все дела царь не мог и происходила их неизбежная сортировка. В обычных, маловажных делах критерием решения служил закон, регламент, инструкция. Если же подходящего к делу закона не было, дело должно было поступать на рассмотрение государя. Эту схему Петр довольно последовательно проводил во время реформы государственной власти.

    В октябре 1698 г., с началом Стрелецкого розыска, было образовано десять (!) следственных комиссий, во главе которых стояли бояре, а также комнатный стольник князь Ф.Ю. Ромодановский. Последний был тогда судьей Преображенского приказа. Из материалов Стрелецкого сыска вытекает, что комиссии являлись, в сущности, филиалами главной розыскной комиссии Ромодановского (163, 28–82).


    Князь Федор Юрьевич Ромодановский


    Петр Андреевич Толстой

    В награду за расследование дела царевича Алексея Ушаков в 1719 г. получил чин бригадира и 200 дворов (633-11, 377–378). С успехом он заменял и самого Толстого, который, завершив дело царевича, тяготился обязанностями начальника Тайной канцелярии. Многие сыскные дела он перепоручал Ушакову, который делал все тщательно и толково. К середине 1720-х гг. Ушаков сумел укрепить свои служебные позиции и даже потеснил князя И.Ф. Ромодановского, который был не так опытен и инициативен, а главное — влиятелен при дворе, как его покойный отец. Ушаков стал докладчиком у Екатерины I по делам сыска. Гроза, которая в начале мая 1727 г. разразилась над головой Толстого, А.М. Девьера и других, лишь отчасти затронула Ушакова — он не угодил на Соловки или в Сибирь. Его лишь, как армейского генерал-лейтенанта, послали в Ревель (181, 256). Во время бурных событий начала 1730 г., когда дворянство сочиняло проекты об ограничении монархии, Ушаков был в тени, но при этом он подписывал только те проекты переустройства, которые клонились к восстановлению самодержавия в прежнем виде (405, Прил. 61). Возможно, в тот момент Ушаков угадал, за кем нужно идти. Позже, когда Анне Ивановне удалось восстановить самодержавную власть, лояльность Ушакова отметили: в 1731 г. императрица поручила ему ведать политическим сыском.


    Заметим, что в этой комиссии, как и во всех предыдущих и последующих, участвовал А.И. Ушаков. В комиссию по делу Лестока (1748 г.) входил новый начальник Тайной канцелярии А.И. Шувалов. Он же вместе с А.Б. Бутурлиным и Н.Ю. Трубецким, вошел и в комиссию об А.П. Бестужеве В 1758–1759 гг. (760; 411, 254, 274; 657, 317).

    Пришедшая к власти в июне 1762 г. Екатерина II и ее ближайшие сподвижники понимали важность политического сыска и тайной полиции вообще. Об этом говорила императрице вся предшествующая история России, а также ее собственная история вступления на трон. Весной и летом 1762 г., когда началась реформа сыскного ведомства, на какое-то время сыск оказался ослаблен. Между тем сторонники императрицы почти в открытую готовили путч в ее пользу, а в это время Петр III не имел точных сведений о надвигающейся опасности и поэтому только отмахивался от слухов и предупреждений разных людей на этот счет. Если бы работала Тайная канцелярия, даже в том виде, в котором она была в 1761 г., то один из заговорщиков Петр Пассек, арестованный 26 июня 1762 г. и посаженный под стражу на полковую гауптвахту по доносу, был бы доставлен в Петропавловскую крепость, где его пристрастно допросил бы А.И. Шувалов. Учитывая, что Пассек был личностью ничтожной, склонной к пьянству и гульбе, то расспросы с пристрастием быстро развязали бы ему язык и заговор Орловых был бы раскрыт.

    За покорность церковников светская власть платила сторицей — без ее гигантской силы и могущества официальная церковь никогда бы не справилась со старообрядчеством. А именно старообрядцы признавались церковью как заклятые враги, недостойные пощады. Горделивое утверждение некоторых отечественных историков о том, что в России XVII–XVIII вв. не было ужасов инквизиции Западной Европы, требует значительных оговорок Действительно, церковных судов, подобных инквизиции католической церкви, у нас не было. Но их роль исправно исполняли органы политического сыска, как и все государство, взявшее на себя функции защиты православной веры в ее единственной официальной версии. На страницах этой книги нет возможности подробно рассматривать весь многосложный инквизиторский процесс, который целое столетие велся над старообрядцами, но он был полностью скопирован со светского политического процесса и был так же пристрастен, жесток и несправедлив. Нераскаявшихся раскольников пытали, сжигали, подвергали всем позорным казням и ссылкам.


    Политический сыск существовал всегда и во все времена. Он был опрой государства и власти. Для выявления крамолы - заговоров, предательств, крупных хищений всегда существовали "компетентные" органы. Что из себя они представляли в 17-18 веке, какие мифы с ними связаны расскажем в нашей новой статье.

    Политический сыск до Петра.

    В 1613 году на престол Русского государства взошел юный Михаил Романов. Нет только революция чего либо стоит, если она умеет защищаться, но и монархия тоже. Защитить же недавно воцарившеюся династию было важно. Да что там важно, просто необходимо. Ведь любой Евтюшка "сидя на беседе, напився пьян" мог сказать

    "Был бы-де здоров государь наш и великий князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка-другой" (В.Н. Козляков Московское царство)

    И это еще не самое худшее. Еще помнили Смуту и самозванцев, еще у многих не исчезла идея запросто взойти на трон. Да и время второго царя Алексея Михайловича, не зря называют "бунташным". С этим надо было что-то делать.

    В 1655 г. был создан Приказ великого государя тайных дел, многие считают, что это и был первый орган тайного сыска, своеобразная первая спецслужба, но это не совсем так. Это была канцелярия царя, ведавшая его имениями, мануфактурами, поиском рудных залежей, также Аптекарским, Гранатным и Потешным дворами. Правда занимался приказ и преступлениями, но своего застенка не имел. Как писал Котошихин, его основная задача, чтобы

    И также задача контроля над госаппаратом.

    Правда сам Котошихин, был еще той фигурой. Он бежал в Швецию, где и создал подробное описание царского двора.

    Дознание по политическим делам велись на местах по нормам Соборного Уложения. В Москву обращались лишь тогда, когда сами не могли разобраться. Приказ тайных дел занимался важными политическими делами: Патриарха Никона, Степана Разина. Показательно, что служащие этого приказа получили повышения и новые назначения – бояре не испытывали к ним неприязнь и не боялись этого Приказа при Алексее.

    Сразу с началом правления Федора Алексеевича Приказ Тайных дел был ликвидирован в феврале 1676 г.

    "Слово и дело" при Петре

    При Петре, который круто взялся за реформирование государства, было слишком много недовольных и среди простого населения и среди знати и тайный сыск получил поддержку. Уже с 1686 г. действовала Потешная изба, на основе которой в 1695 г. был сформирован Преображенский приказ, созданные для управления хозяйством царя Петра и потешными полками.

    Возглавил приказ Федор Юрьевич Ромодановский, князь-кесарь, ставший затем человеком в государстве, а зачастую решавший дела за царя в его отсутствие. Ромодановский руководил приказом до своей смерти 17 сентября 1717 г.

    После 1689 г. круг деятельности Преображенского приказа расширялся. служащие приказа вторгались и в компетенцию других ведомств. Следствие и суд по государственным делам в итоге сосредоточилось в руках Главной канцелярии Преображенского приказа. 25 сентября 1702 г. судопроизводство по государеву слову и делу было изъято из ведения чиновников Судного приказа, судей других приказов, городовых воевод, также монастырских властей и помещиков. Теперь любое учреждение, в которое обращался доносчик, было обязано под угрозой штрафа доставить его в Преображенский приказ, не начиная следствия самостоятельно.

    После введения нового административно-территориального деления – губернии – Преображенский приказ продолжал сохранять свое прежнее значение, поскольку никакому из новых учреждений его полномочия не были переданы. Приказ Ромодановского не смогли подчинить себе ни Юстиц-коллегия ни даже Сенат.

    По мере проведения реформ Преображенский приказ все чаще стал заниматься делами противников этих реформ. Нижегородский посадский Александр Иванов сам приехал в Москву, сказал за собой слово и дело, намереваясь объяснить царю лично, что он разрушает христианскую веру.

    В 1697 г. последовало дело Цыклера и Соковнина. В 1698 г. расследование стрелецкого восстания.

    Хотя во время самого стрелецкого восстания Ромодановский ретировался. Сыск проводил А. С. Шеин, и только во время следствия Ромодановский своим рвением пытался загладить вину.

    Алексей Семёнович Шéин (август 1652 — 12 февраля 1700) — русский государственный и военный деятель, ближний боярин (с 1695), генералиссимус.

    Алексей Семёнович Шéин (август 1652 — 12 февраля 1700) — русский государственный и военный деятель, ближний боярин (с 1695), генералиссимус.

    Однако, главным делом Преображенского приказа был далеко не сыск - он ведал различными отраслями управления, судом, велся прием даточных, вольных, рекрутов новой регулярной армии, готовились азовские походы. После смерти Федора Юрьевича Ромодановского приказ возглавил его сын Иван Федорович, который сохранил влияние и после смерти Петра Великого. Преображенский приказ был ликвидирован в 1729 г.

    А вот уже в 1718 г. для расследования дела Алексея Петровича была создана Тайная Канцелярия, ее возглавил Петр Андреевич Толстой.

    Канцелярия возникла первоначально в стенах Петропавловской крепости как временная розыскная комиссия. Помощниками Толстого были А. И. Ушаков, Г. Г. Скорняков-Писарев, И. И. Бутурлин. Не было никаких регламентов или инструкций для ее работы. Фактически со смертью Алексея Петровича было предопределено ее закрытие, но стали появляться новые и новые дела, которые Петр теперь поручал уже Толстому. 25 ноября 1718 г. кабинет-секретарь Макаров известил Толстого и генерала И. И. Бутурлина, что царь намерен определить понедельник для слушания розыскных дел канцелярии.

    Полномочия Тайной канцелярии при Петре

    Надо сказать, что Канцелярия существовала одновременно с Преображенским приказом. Только в 1720 г. была предпринята попытка разграничить их полномочия. Тайная Канцелярия получила сыск и суд по политическим преступлениям в Петербурге и ближайшим к нему городам, а Преображенский приказ получил всю остальную территорию страны. Указ 28 апреля 1722 г. уравнял Тайную Канцелярию с Преображенским приказом. Руководитель Тайной канцелярии Толстой также в 1718 – 1721 гг. руководил Коммерц-коллегией, также занимался дипломатической работой. Кроме Толстого важную роль в Канцелярии играли И. И. Бутурлин, Г. Г. Скорняков-Писарев. В 1722 г. выбыл Бутурлин, в 1723 г. – Скорняков-Писарев. Остались только Ушаков и Толстой. Они и руководили канцелярией до 1726 г., когда Тайная канцелярия была ликведировна.

    24 марта 1731 г. ведение дел, ранее подлежавших компетенции Преображенского приказа было передано А. И. Ушакову, а 6 апреля 1731 г. была восстановлена Тайная канцелярия. Возродилась она на историческом месте – там, где возникал Преображенский приказ, в Москве. Когда столица возвратилась в Петербург, переехала и Тайная канцелярия – в ту же Петропавловскую крепость. А. И. Ушаков занимал свою должность до 1747 г. ( об этом периоде мы уже тоже писали ).

    Что же было в компетенции тайной канцелярии?

    Соборное Уложение отделило политические дела от уголовных, перечислило разновидности измены. Карался голый умысел, неосуществленное намерение к совершению преступления. Была утверждена безусловная безвозвратная конфискация поместий, вотчин, имущества государственных преступников. Была закреплена ответственность родственников и домочадцев государственного преступника на том основании, что они не могли не знать об умысле, но не донесли. Но не были определены границы понятий государево слово и дело, хотя Петр попытался это регламентировать. Под слово и дело попадали всякие словесные оскорбления величества, неодобрительные высказывания. Указ 9 февраля 1705 г. предусматривал разграничение государева слова и дела: государево слово должен был применяться для политических преступлений, подлежащих юрисдикции только Преображенского приказа. Государево дело – все, что касалось должностных преступлений, злоупотреблений и др. Но эта практика не прижилась.

    Однако, поток государственных дел, подлежащих компетенции исключительно монарха постоянно рос. В 1713 г. сенатский указ от 23 декабря снова попытался определить содержание понятия государево слово и дело: которые касаются их государском здоровье и высокомонаршей чести, бунт или измена, определили только то, что касается царской чести, бунта, измены.

    Смерть Петра II, вступление на престол Анны Иоанновны, которая имела несколько претендентов на престол, к тому же неуверенность в лояльности дворянства после событий 1730 г. стали важными факторами, обусловившими возрождение органа политического сыска.

    Читайте также: