Органы исполнительной власти рф и субъектов рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 326-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ (Российская газета, N 72, 07.04.2010) (вступил в силу с 1 августа 2011 года);

Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

В документе также учтено:

В настоящий Федеральный закон с 1 января 2009 года вносились изменения на основании статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ - абзац первый статьи 3 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Принят
Государственной Думой
22 сентября 1999 года

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 2_1. Государственные должности субъектов Российской Федерации

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

Статья 3_1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Положения статьи 4 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ) применяются к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, выборы в которые назначены по истечении ста дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти (пункт дополнен с 26 июня 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 376-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ)

4. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 303-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения абзаца второго пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ) не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года, - см. статью 2 Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4_1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

- Примечание изготовителя базы данных.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 9 января 2009 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ).

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 107-ФЗ)

Статья 17. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

1. В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.12.2004 N 159-ФЗ)

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя: 1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ); 2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; 2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ; 3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ: 1) указы (постановления) – они носят нормативный характер; 2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе: 1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета; 3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ; 4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

Взаимодействие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в формах: 1) законодательной инициативы; 2) издания законов субъектов РФ; 3) осуществления контроля за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ; 4) формирования органов власти субъекта РФ; 5) права высшего должностного лица участвовать в работе высшего законодательного органа субъекта РФ с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания этого органа, а также созыва вновь избранного законодательного органа власти; 6) иных формах.

Вносить законопроекты на обсуждение законодательных (представительных) органов власти субъекта РФ имеют право: 1) депутаты законодательного органа субъекта РФ; 2) высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); 3) представительные органы местного самоуправления; 4) иные органы власти; 5) общественные объединения граждан; 6) граждане, проживающие на территории соответствующего субъекта РФ (численность граждан, выступающих с законодательной инициативой в законодательные органы власти субъектов РФ, устанавливается уставом этого субъекта).

Право законодательной инициативы конкретным органам предоставляется конституцией (уставом) субъекта РФ. В этом случае взаимодействие выражается в том, что глава высшего исполнительного органа субъекта РФ имеет право вносить подготовленные отдельными министерствами и ведомствами законопроекты в законодательный орган соответствующего субъекта РФ по вопросам их ведения.

Высшее должностное лицо имеет право подписывать и обнародовать законы, принятые законодательным органом субъекта РФ.

Контроль за соблюдением и исполнением Конституции и законов РФ, законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением федеральных и региональных программ развития, исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ осуществляется одновременно законодательными и исполнительными органами субъекта РФ. В целях осуществления этого контроля высший исполнительный орган подготавливает отчеты по исполнению законов РФ и ее субъектов, федеральных и региональных программ развития, исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а законодательный (представительный) орган субъекта РФ заслушивает эти отчеты.

Взаимодействие представительных и исполнительных органов власти субъекта РФ в формировании органов власти выражается в следующем: 1) право представительного органа власти выражать недоверие высшему должностному лицу субъекта РФ и подотчетному ему исполнительному органу; 2) право представительного органа власти назначать выборы высшего должностного лица и т. д.

Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130–133 Конституции РФ 1993 г.

Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Элементы местного самоуправления: 1) главный субъект местного самоуправления – население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке; 2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации; 3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.

Структура органов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся: 1) управление муниципальной собственностью; 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 3) установление местных налогов и сборов; 4) охрана общественного порядка; 5) иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов.

Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией субъекта РФ

В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов РФ определяется субъектами самостоятельно.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов;

3)центральные и отраслевые органы исполнительной власти

4) территориальные органы федеральных министерств и ведомств

- по вертикали - одноименному федеральному министерству

-по горизонтали - высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции РФ следует выделить два вида органов исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

- по вертикали - одноименному федеральному министерству

-по горизонтали - высшему органу исполнительной власти

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства:

1. правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти

2. правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации.

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

Основные функции современной исполнительной власти:

1.исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

3.социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4.функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5.регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование;

6.нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; 7.право-охранительная, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаютсянормы законодательства.

37. Основные направления государственной социально-экономической политики РФ.

Современном обществе две линии развития – экономическая и социальная – тесно переплетаются.

Главной целью социально-экономической политики РФ является последовательное повышение уровня жизни населения и обеспечение социальных гарантий. Данные социальные гарантии определяются обязательствами государства, установленными статьями Конституции РФ, а также Уставами субъектов РФ; Федеральными и региональными законами.

Читайте также: