Органы госбезопасности и внутренних дел 1930 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ 1921—1941 гг.

Структура центрального аппарата советских органов госбезопасности (ВЧК—КГБ) уже достаточно подробно описана нами ранее: Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960: Справочник / Сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров; Под ред. Р.Г.Пихоя. М., 1997; Кокурин А.И., Петров Н.В. ВЧК—КГБ: Структура, функции, кадры (1917—1967) // Свободная мысль. 1997. № 6 — 9, 11 — 12; 1998. № 1 — 2, 4, 6 — 8). Здесь в таблицах 1 — 3 мы приводим направления оперативной деятельности (“линии” работы) основных оперативных подразделений НКВД—КГБ с 1934 по 1991 г. и условные номерные обозначения, которые имели эти подразделения центрального аппарата в различные периоды. Сведения, характеризующие организацию и структуру органов госбезопасности в период, выходящий за хронологические рамки нашего справочника, на наш взгляд, имеют существенное значение для нашего справочника, ибо многие персонажи, представленные в нем, благополучно трудились в “органах” и в 1950-е — 1960е годы.

Таблица 1. Условные обозначения основных оперативных отделов НКВД СССР в 1936—1941 гг.
Таблица 2. Условные обозначения основных оперативных подразделений НКВД—НКГБ в 1941—1946 гг.
Таблица 3. Условные обозначения основных оперативных подразделений МГБ—МВД—КГБ в 1946—1991 гг.

Территориальные органы госбезопасности

28 декабря 1917 г., через восемь дней после создания постановлением СНК РСФСР Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде, уже от имени ВЧК было опубликовано обращение к местным Советам с призывом создавать ЧК на местах. Однако процесс образования территориальных ЧК шел вяло. И после переезда из Петрограда в Москву, 18 марта 1918 г., ВЧК повторно ставит вопрос об “организации однотипных комиссий для ведения борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности”. Весной 1918 г. губерн-ские и уездные ЧК были образованы. В 1919 г. уездные ЧК упразднили, и вместо них был создан институт уездных уполномоченных губернских ЧК. Позднее были образованы политбюро при уездных отделениях милиции, в состав которых входили представители губернской ЧК. Организационно политбюро подчинялись уездной милиции, а в оперативном отношении — напрямую губернской ЧК. 17 января 1922 г. приказом ВЧК № 35 уездные политбюро были упразднены. Губернские ЧК, представлявшие собой местные органы ВЧК, организовывались при губисполкомах и были их самостоятельными отделами. При этом в ряде крупных районов страны, объединявших несколько губерний, и в республиках были созданы полномочные представительства (ПП) ВЧК (например, в 1919—1921 гг. ПП ВЧК функционировали в Туркестане, Закавказье, Киргизии, Сибири, на Украине, юго-востоке России). На территории РСФСР полпредства ВЧК создавались в нескольких губерниях, входящих в один военный округ, что, соответственно, отражалось и в названии. В ПП ВЧК Петроградского ВО, к примеру, в 1923 г. входили: Петроградская, Новгородская, Псковская, Мурманская, Череповецкая, Вологодская, Северо-Двинская, Архангельская губернии, а также Карельская и Зырянская области. После упразднения 6 февраля 1922 г. ВЧК и создания Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР система местных органов ГПУ включала: полпредства ГПУ, областные отделы ГПУ (при ЦИК автономных республик и областей), губернские отделы ГПУ и аппараты уездных уполномоченных. 2 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал при СНК СССР Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), а 15 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение об ОГПУ. На основании этого Положения ГПУ республик выводились из подчинения республиканских НКВД и переподчинялись непосредственно ОГПУ при СНК СССР. С 1924 г., согласно Конституции СССР, ОГПУ имело статус союзно-республиканского наркомата. Структура аппарата территориальных органов госбезопасности организационно повторяла структуру центрального аппарата ОГПУ. Приказ ГПУ № 62 от 20 февраля 1923 г. объявил типовые штаты местных органов. Крупные полпредства ГПУ, отнесенные к 1-й категории, состояли из Секретно-оперативной части (СОЧ), включавшей отделения (позднее преобразованные в отделы): секретное (СО), особое (ОО), контрразведывательное (КРО), экономическое (ЭКО), информационно-агентурное (ИНФАГО), регистрационно-статистическое (РСО), борьбы с бандитизмом (ОББ), политконтроля (ПК), и Общеадминистративной части (ОАЧ), в которую входили канцелярия, стол личного состава, комендатура, подразделения связи, хозяйственное отделение. Штат такого ПП ГПУ (без учета идущих по особому штату ЭКО, ПК и отделения борьбы с бандитизмом) (ОББ), составлял 133 человека. В ПП ГПУ, отнесенных ко 2-й и 3-й категориям, штат был, соответственно, 80 и 33 человека. Причем в ПП 3-й штатной категории в СОЧ не было отделений, а лишь уполномоченные по линиям работы СО, КРО, ЭКО и т.д. Аналогичным образом строился аппарат губернских отделов ГПУ. Штатный состав губернских отделов ГПУ (тоже без ЭКО и ПК) 1-й, 2-й, 3-й и 4-й категорий был, соответственно, 77, 59, 48 и 26 человек. Для аппаратов уездных уполномоченных ГПУ штат устанавливался в зависимости от размеров и населенности уезда, для категорий 1-й, 2-й, 3-й и 4-й, соответственно, — 12, 8, 5 и 3 человека. Поначалу отношения ПП ГПУ с губернскими отделами не были определены достаточно ясно и случалось, что губернские отделы игнорировали распоряжения и указания вышестоящих ПП. Для утверждения руководящей роли ПП ГПУ 4 августа 1922 г. был выпущен приказ ГПУ № 162 “О работе Полпредств ГПУ и подчиненности им губернских отделов”. В 1923 г. вся территория страны была разбита на 13 округов ГПУ (их перечень содержится в приложении к приказу № 305/417 от 18 июля 1923 г.): Московский, Приволжский, Уральский, Петроградский, Западный, Украинский, Крымский, Северо-Кавказский, Киргизский, Туркестанский, Сибирский, Дальневосточный и Закавказский. Губернии, входившие в округа, как правило, объединялись в ПП ГПУ по соответствующему округу. Исключения составили Московский и Приволжский округа (где губернские отделы ГПУ напрямую подчинялись Центру) и Закавказский округ (где до 7 сентября 1926 г. сохранялись органы ЧК республик, входивших в ЗСФСР, — Грузии, Армении и Азербайджана, — объединенные в Закавказскую ЧК). В ходе административно-территориальной реформы, начавшейся в 1923 г., губернии были ликвидированы и в результате их слияния организовывались крупные края и области, состоявшие из округов. Вместо упраздненных уездов наименьшей административно-территориальной единицей стали районы, подчиненные округам. Разумеется, реорганизация органов ГПУ следовала за изменением административно-территориального деления. Так, приказом ГПУ № 354 от 23 августа 1923 г. на территории ПП ГПУ Уральской области были упразднены Екатеринбургский, Пермский, Тюменский и Челябинский губернские отделы ГПУ, а вместо них на территории новых административных округов сформированы 14 окружных отделений (ОКРО) ГПУ (впоследствии их преобразовали в окружные отделы). 10 ноября 1923 г. в ПП ГПУ Юго-Востока России (Северо-Кавказский округ ГПУ) были утверждены штаты 12 окружных (ОКРО) и областных (ОБЛО) отделов ГПУ. Как следствие ликвидации отделов ГПУ в губерниях, где располагался центр полпредства, происходило сокращение штатов аппаратов ПП ГПУ. Так, приказом № 473 от 10 ноября 1923 г. Смоленский губернский отдел ГПУ был влит в ПП ГПУ Западного ВО, но в его составе остались Брянский, Витебский и Гомельский губернские отделы ГПУ и ГПУ Белоруссии. Особая ситуация сложилась в Москве: приказом по Административно-организационному управлению ОГПУ № 292 от 24 декабря 1923 г. было объявлено о слиянии Московского губернского отдела ГПУ с центральным аппаратом ОГПУ, а для руководства уездными ГПУ Московской губернии в ИНФО ОГПУ было создано новое отделение. В связи с новым районированием Белорусской ССР приказом ОГПУ № 182/62 от 7 апреля 1924 г. ПП ОГПУ Западного ВО было слито с ГПУ Белоруссии, а центр полпредства переведен из Смоленска в Минск. Теперь оно именовалось ПП ОГПУ по Западному краю и состояло из Могилевского, Витебского, Мозырского, Оршанского, Борисовского, Бобруйского и Полоцкого ОКРО ГПУ, Гомельского, Брянского и вновь образованного Смоленского губернских отделов ГПУ. Аппарат ОО ОГПУ Западного фронта остался в Смоленске и организационно был слит со Смоленским губернским отделом ГПУ. Начальник Смоленского губернского отдела ГПУ одновременно являлся и заместителем начальника ОО ОГПУ Западного фронта, а полпред ОГПУ по Западному краю Ф.Д.Медведь был одновременно председателем ГПУ Белоруссии и начальником ОО ОГПУ Западного фронта. Такой порядок совмещения должностей ввели во всех союзных республиках, в столицах которых располагался центр военного округа: полпред ОГПУ был одновременно и председателем ГПУ республики. Изменения в названиях полпредств ОГПУ происходили не только в случае административно-территориальных преобразований, но и при реорганизации военных округов, имена которых они носили. В связи с приказом РВС СССР о переименовании Западного ВО в Белорусский ВО соответственно было изменено и название полпредства ОГПУ. С 18 ноября 1926 г. короткое время оно именовалось ПП ОГПУ по Белорусскому краю, с 20 января 1927 г. — ПП ОГПУ по Белорусскому ВО и, наконец, с 1 сентября 1931 г. — ПП ОГПУ по Белорусской ССР. Отметим здесь наиболее важные преобразования, связанные с ликвидацией губерний и созданием вместо них крупных краев и областей, в результате чего организовывались и новые полпредства ОГПУ. Приказом ОГПУ № 128/56 от 27 июня 1928 г. были образованы три новые полпредства ОГПУ: по Нижне-Волжскому краю (НВК с центром в Саратове), Центрально-Черноземной области (ЦЧО с центром в Воронеже) и Средне-Волжской области (СВО с центром в Самаре). В свою очередь, каждое из этих полпредств состояло из вновь организованных ОКРО ОГПУ, которых, соответственно, насчитывалось — 8, 10 и 7. ПП ОГПУ НВК, кроме того, включало ГПУ АССР Немцев Поволжья и Калмыцкий ОБЛО ГПУ. Общий смысл проводимых реорганизаций (как административно-территориального деления, так и структуры местных органов ОГПУ), очевидно, заключался в стремлении централизовать руководство и приблизить руководящие органы партийного, советского и чекистского аппарата к низовым — такой вывод напрашивается при сравнении числа упраздненных губерний — 11 — и числа округов, учрежденных для управления той же территорией, — 25. Приказом ОГПУ № 54/27 от 27 марта 1929 г. были созданы полпредства ОГПУ Северного края (центр — Архангельск), Западной (Смоленск), Нижегородской (Нижний Новгород) и Иваново-Промышленной (Иваново) областей. Приказом ОГПУ № 132/64 от 22 июня 1929 г. в связи с новым районированием были упразднены губернские отделы ГПУ Тульской, Тверской, Калужской и Рязанской губерний и организованы Подмосковный, Тверской, Калужский, Тульский, Рязанский, Бежецкий, Кимрский, Серпуховской, Орехово-Зуевский и Коломенский ОКРО ОГПУ, непосредственно подчиненные центральному аппарату ОГПУ в Москве. Несколько позже, приказом ОГПУ № 69/33 от 17 февраля 1930 г., было организовано ПП ОГПУ по Московской области. В связи с разделением Сибирского края приказом ОГПУ № 257/122 от 11 августа 1930 г. было сформировано ПП ОГПУ Восточно-Сибирского края (ВСК с центром в Иркутске), а ПП ОГПУ Сибирского края переименовано в ПП ОГПУ Западно-Сибирского края (ЗСК с центром в Новосибирске). Рост числа ПП ОГПУ по стране происходил и в результате повышения статуса некоторых местных ГПУ. Так, приказом ОГПУ № 436/252 от 11 августа 1931 г. ГПУ Башкирской АССР и ГПУ Татарской АССР были переведены в ранг полпредств ОГПУ. В 1934 г. произошло разукрупнение ряда краев и областей, были разделены Северо-Кавказский, Нижне-Волжкий края, Уральская и Центрально-Черноземная области. Как следствие издавались приказы ОГПУ СССР об образовании ПП ОГПУ: № 1017 от 23 января — по Азово-Черноморскому (Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказскому (Пятигорск) краям; № 1019 от 23 января — ПП ОГПУ по Свердловской, Челябинской и Обско-Иртышской (Тюмень) областям; № 1023 от 26 января — ПП ОГПУ по Саратовскому и Сталинградскому краям; № 1225 от 10 июля — ПП ОГПУ по Воронежской и Курской областям. Сведения о дальнейших реорганизациях органов госбезопасности республиканского и областного уровня в период с июля 1934 г. по февраль 1941 г. приведены нами на с.57—79.

Районные и городские органы госбезопасности

В июле 1930 г. XVI съезд ВКП(б) одобрил решение об упразднении округов. В резолюции съезда говорилось “об укреплении района как основного звена социалистического строительства в деревне, что должно привести к решительному приближению партийно-советского аппарата к селу, к колхозам, к массам” (ВКП(б) в резолюциях. Изд.5. Т.2. М., 1936. С.405). Ликвидация округов — промежуточного административного звена между республикой, областью, краем и районами — естественным образом означала и реорганизацию системы местных органов ОГПУ. Было принято решение на территории двух-трех ликвидируемых округов создавать оперативный сектор ОГПУ для руководства районными аппаратами органов госбезопасности. Делалось это потому, что некоторые края и области насчитывали более сотни районов, зачастую находившихся на достаточно удаленном от центра расстоянии. К 1 октября 1930 г. подавляющее большинство окружных отделов ОГПУ были ликвидированы (они сохранялись только в нескольких не затронутых реформой административных округах, например в Мурманском), а вместо них введены новые штаты оперативных секторов ОГПУ и аппаратов ОГПУ районного уровня. О масштабах перестройки местных органов госбезопасности мы можем судить по данным докладной записки, где описывались построение и численность ОГПУ до и после реорганизации (ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.9. Д.183).

Первоначальное название ВЧК появилось 20 декабря 1917 года. После окончания гражданской войны в 1922 году новая аббревиатура — ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло ОГПУ СССР.

В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел — милицией и образован единый союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Генрих Ягода. Расстрелян в 1938 году, как, впрочем, и последующий народный комиссар госбезопасности Николай Ежов.

Наркомом внутренних дел в 1938 году был назначен Лаврентий Павлович Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры был выделен в качестве самостоятельного — Народный комиссариат госбезопасности — НКГБ.

В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 году опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру — НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял Меркулов, расстрелянный в 1953 году.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство — МВД и сам возглавил его. 26 июня 1953 года Берия был арестован и вскоре расстрелян. Министром внутренних дел стал Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем был назначен Серов.

После него этот пост последовательно занимали: Шелепин, Семичастный, Андропов, Федорчук, Чебриков, Крючков, Шебаршин, Бакатин, Глушко, Барсуков, Ковалев, Путин, Патрушев, Бортников.

Любое государство только тогда может называться государством, когда оно в состоянии обеспечить свою безопасность доступными ему методами и средствами.

Универсальным средством, которое использовалось во все эпохи, на всех континентах и в различные условиях являются спецслужбы. Несмотря на все различия спецслужбам присущи общие черты. Любая, даже правящая партия, должна быть подконтрольна спецслужбам.

В первую очередь это конспиративность, использование нетрадиционных и, зачастую, закрытых методов работы с агентурой и специальными техническими средствами.

Значимость и эффективность работы специальных служб естественно варьируется в зависимости от исторических условий и, соответственно, задач, которые ставятся перед ними политическим руководством.

После кризиса 1990-х годов российские спецслужбы снова обрели прежнее важное значение. Благодаря тому, что бывший глава ФСБ с 1998 года по 1999 год Владимир Путин стал президентом страны, повышение престижа структур служб безопасности поднялось.

Данная фраза позволяет сделать вывод о преемственности организации и констатировать, что ее история никогда не будет пересмотрена: предшественником ФСБ был преданный советский КГБ, который, в свою очередь, произошел от Чека — основанной большевиками 20 декабря 1917 года Чрезвычайной всероссийской комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем.

До самого развала Советского Союза памятник ее основателю Феликсу Дзержинскому украшал Лубянку, площадь перед штаб-квартирой организации поблизости от Кремля. Речь о его восстановлении заходила в последние годы неоднократно.

Путин вновь поднял престиж КГБ-ФСБ, он не только предоставил множеству своих бывших коллег ведущие посты в политике и экономике, но и вернул ФСБ практически все властные полномочия КГБ.

Предшественник Путина и антипатриот России Борис Ельцин, по указке Америки намеренно разрушил всевластие КГБ, разделив его функции между несколькими организациями, умышленно сделав их конкурирующими.

Сегодня ФСБ вновь отвечает за безопасность государства, контрразведку и охрану границ — самостоятельной осталась только внешняя разведка.

В настоящее время вместе с армией ФСБ является крупнейшим получателем бюджетных средств и не подлежит никакому серьезному контролю.

ОГПУ — НКВД: группа прикрытия

ОГПУ — НКВД: группа прикрытия «Вышинский. Какие у вас были отношения в 1928–1929 годах с Ягодой? Рыков. В отношениях с Ягодой все было нелегально. У нас уже в этот период, наряду с легальной частью… существовали кадры, которые были специально законспирированы в целях

17. Из докладной записки НКГБ УССР и НКГБ СССР о положении в освобожденных районах Ровенской области от 5 февраля 1944 года

17. Из докладной записки НКГБ УССР и НКГБ СССР о положении в освобожденных районах Ровенской области от 5 февраля 1944 года Летом и осенью 1943 г. бандеровцы провели массовый террор в отношении поляков, вырезая целиком семьи, имущество грабилось, хаты сжигались, вследствие

ОГПУ — НКВД: группа прикрытия

ОГПУ — НКВД: группа прикрытия «Вышинский: Какие у вас были отношения в 1928–1929 годах с Ягодой?Рыков: В отношениях с Ягодой все было нелегально. У нас уже в этот период, наряду с легальной частью… существовали кадры, которые были специально законспирированы в целях

Борьба ОГПУ-НКВД с коррупционерами в своих рядах

Борьба ОГПУ-НКВД с коррупционерами в своих рядах Но чекисты боролись с коррупционерами не только в хозяйственных и советских организациях, — когда коррупция проникала в сами органы госбезопасности, то с ней беспощадно боролись и здесь. Никто не мог остаться

Рождение четвертых управлений НКВД-НКГБ

Рождение четвертых управлений НКВД-НКГБ Приказом НКВД СССР от 18 января 1942 года в связи с расширением деятельности по организации партизанских отрядов и диверсионных групп в тылу противника Второй отдел НКВД СССР был преобразован в Четвертое управление НКВД СССР. Его

Евреи в ОГПУ-НКВД, или с кем дружил нарком Ягода?

Евреи в ОГПУ-НКВД, или с кем дружил нарком Ягода? В бытность Ягоды наркомом в НКВД было значительное число евреев (среди подследственных и заключенных также). Но внимательное изучение источников (мемуаров, послужных списков, следственных материалов и т. д.) показывает, что

П.В. ФЕДОТОВ И 2-е УПРАВЛЕНИЕ НКВД-НКГБ (1941–1946)

П.В. ФЕДОТОВ И 2-е УПРАВЛЕНИЕ НКВД-НКГБ (1941–1946) Перед войной в ходе реорганизации НКВД и образования Наркомата госбезопасности контрразведка вошла в состав последнего в качестве его 2-го управления. Начальником был утвержден комиссар госбезопасности 3 ранга П.В. Федотов,

Биографии чекистов — разведчиков 4–го управления НКВД—НКГБ

Биографии чекистов — разведчиков 4–го управления НКВД—НКГБ Ваупшасов Станислав Алексеевич15(27).07.1899–19.11.1976. Полковник. Литовец. Настоящая фамилия Ваупшас. Родился в дер. Грузджяй Шяуляйского уезда Ковенской губернии в семье рабочего. Трудовую деятельность начал

Правительственная связь в структуре АХО ВЦИК и ОГПУ-НКВД СССР с 1917 по 1941 год

Правительственная связь в структуре АХО ВЦИК и ОГПУ-НКВД СССР с 1917 по 1941 год Весьма удивительно, но Отдел связи, отвечавший за обеспечение всеми видами связи (извините за тавтологию) правительственных учреждений в период с 1917 по 1928 год, входил в состав

Гараж особого назначения в структуре ОГПУ-НКВД СССР

Гараж особого назначения в структуре ОГПУ-НКВД СССР Практически неотъемлемой частью и символом власть предержащих в СССР, стали особые автомобили, предназначенные для перемещения лиц, охраняемых органами госбезопасности. На заре Советской власти каждый

Статистические сведения о деятельности органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ

Статистические сведения о деятельности органов ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ Плохое отсканированный материал. Много ошибок в таблицах 1921 год Движение обвиняемых, привлеченных по следственным делам Примечание: Бюро Статистики удалось собрать до 80% всего материала Сведения по

ИЗ ПРИКАЗА ОГПУ С ОБЪЯВЛЕНИЕМ БЛАГОДАРНОСТИ ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ЧАСТЕЙ ВОЙСК ОГПУ, участвовавшим в ликвидации бандитизма на Северном Кавказе и в Закавказье

ИЗ ПРИКАЗА ОГПУ С ОБЪЯВЛЕНИЕМ БЛАГОДАРНОСТИ ЛИЧНОМУ СОСТАВУ ЧАСТЕЙ ВОЙСК ОГПУ, участвовавшим в ликвидации бандитизма на Северном Кавказе и в Закавказье № 270, г. Москва 20 августа 1930 г. Руководимое зарубежной белогвардейщиной, поддерживаемое закордонными бандами,

ПРИКАЗ ОГПУ В СВЯЗИ С НАГРАЖДЕНИЕМ ОРДЕНАМИ ТУРКМЕНСКОЙ ССР ЧАСТЕЙ ВОЙСК ОГПУ ЗА ОТЛИЧИЯ В БОЯХ С БАНДАМИ

ПРИКАЗ ОГПУ В СВЯЗИ С НАГРАЖДЕНИЕМ ОРДЕНАМИ ТУРКМЕНСКОЙ ССР ЧАСТЕЙ ВОЙСК ОГПУ ЗА ОТЛИЧИЯ В БОЯХ С БАНДАМИ № 780, г. Москва 23 декабря 1931 г.В боях с бандами в Туркмении личный состав 62-го, 85-го отдельных дивизионов, 10-го кавполка и мотомехотряда Отдельной дивизии особого

№ 15 СПРАВКИ СПЕЦОТДЕЛА МВД СССР О КОЛИЧЕСТВЕ АРЕСТОВАННЫХ И ОСУЖДЕННЫХ ОРГАНАМИ ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ СССР В 1921–1953 гг

Кинологическая служба в ОГПУ/НКВД и ее роль в охране госдач

Кинологическая служба в ОГПУ/НКВД и ее роль в охране госдач Вы много читали или слышали о применении служебно-разыскных собак в органах ОГПУ/НКВД/МГБ? Обычно люди старшего возраста, напрягая память, вспоминают о подвигах пограничника Н.Ф. Карацупы, который со своей

Д. В. Веденеев. Роль советских спецслужб в разгроме нацизма (на материалах разведывательно-диверсионной деятельности НКВД-НКГБ Украинской ССР)

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

ВЧК (1917–1922)


Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.


ОГПУ (1923–1934)

На Бутовский полигон приходят потомки казнённых.

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934–1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

Совет народных комиссаров — правительство России во главе с В. И. Лениным. декабрь 1917-январь 1918.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943–1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Репродукция портрета Народного комиссара внутренних дел СССР Лаврентия Берия.

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов. С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947–1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954–1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Никита Балашов.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

Юрий Андропов

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С 1988 по август 1991 года — В. А. Крючков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.


В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

В 30-е произошло окончательное становление органов массовых репрессий. В 1927 году Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ, бывшее ВЧК) получило право рассмотрения дел во внесудебном порядке. "Тройка" (в неё включались, помимо сотрудника ОГПУ, ещё представители обкомов ВКП(б) и исполкомов местных Советов) имела полномочия выносить любой приговор и немедленно приводить его в исполнение без права обжалования.
Даже и в судах с декабря 1934 года действовал особый порядок производства дел по обвинениям в террористической деятельности - в десятидневный срок, без адвоката, негласно и с немедленным приведением приговора в исполнение без права на обжалование.

В 1934 ОГПУ упразднено и создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ)
Для этого периода характерна централизация органов безопасности. Завершилась она в 1934 г. Созданием объединенного НКВД СССР,в состав которого вошло оГПУ. На НКВД возлагались функции охраны общественного порядка,гос.безопасности,гос. Границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений,в его структуру входило Главное управление лагерей(ГУЛАГ),созданное в 1930 г.. В августе 1936 г. Было восстановлено тюремное заключение в качестве одного из видов лишения свободы.
Создавалось Особое совещание ораган который в административном порядке мог применять ссылку или заключения в лагерях.
В это время проходит большое кол-во публичных дел 1937 над армейским командованием,1938 над Бухариным и Рыковым.В начале 30-х годов прошли процессы над членами Госплана,торцкисто-зиновьевского центра.


После октября 1917 и вплоть до 1934 общие тюрьмы находились в ведении республиканских Народных комиссариатов юстиции и входили в систему Главного управления исправительно-трудовых учреждений.
25 июля 1922 Совет Народных Комиссаров принял постановление о сосредоточении руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве и чуть позже, в октябре того же года, был создан единый орган в системе НКВД — Главное управление местами заключения.
В 1934 общие тюрьмы были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР, а в сентябре 1938 — в составе НКВД было образовано самостоятельное Главное тюремное управление.
24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.
3 августа 1933 года постановлением СНК СССР утверждается Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР, прописывающий различные аспекты функционирования ИТЛ. В частности, кодексом предписывается использование труда заключённых и узаконивается практика зачета двух дней ударной работы за три дня срока, широко применявшаяся для мотивации заключённых при строительстве Беломорканала. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима, чрезвычайно высока смертность от голода, болезней и непосильного труда. Заключённые бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. После выхода в свет книги А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (1973) термин "Г." стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом.

Ста́линские репре́ссии — массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е — 1950-е годы и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.

Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Однако ряд исследователей[1][2][3], в основном придерживающихся левых политических взглядов, в том числе марксистов, считающих себя противниками сталинизма, например, троцкисты, считают сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. При этом подчеркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями. Ряд историков считает, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в объективных исторических условиях Гражданской войны, способствовавших ожесточению всех политических сил, что привело также и к белому террору. При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне.

С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы, когда органами НКВД было арестовано 1,58 млн человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек[5].

Вопрос 67

Развитие советского права в 30-е гг. Усиление репрессивного характера законодательства в предвоенный период. Постановление ВЦИК и СНК СССР об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении социалистической собственности 1932 г.

Во-первых. Конституция 1936г. Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. В Конституции СССР 1936 г. были обстоятельно разработаны главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. При этом на первый план выдвигались материальные и социально-политические гарантии. Это не помешало, однако, на практике существенно сужать права и свободы граждан. Так, уже вскоре было ограничено право на труд путем закрепления рабочих и служащих за определенным предприятием или учреждением. Особенно же сужались на практике свободы слова, печати, собраний. Попытки реально использовать эти конституционные права приводили порой к весьма тяжелым последствиям для гражданина вплоть до лишения его свободы органами НКВД.

Ведущей формой собственности признавалась социалистическая. Она, в свою очередь, подразделялась на государственную и колхозно-кооперативную. Конституция вводила понятие личной собственности граждан - имущество, предназначенное для обеспечения их личных потребностей. Допускалась и мелкая частная собственность - единоличников и кустарей. Если личная собственность граждан не могла использоваться для извлечения доходов, носила чисто потребительский характер, то частная предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности: она должна быть мелкой и, главное, исключающей применение наемного труда - эксплуатацию человека человеком. Таковы были основы вещного права.

Вопрос 68

В 30-е произошло окончательное становление органов массовых репрессий. В 1927 году Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ, бывшее ВЧК) получило право рассмотрения дел во внесудебном порядке. "Тройка" (в неё включались, помимо сотрудника ОГПУ, ещё представители обкомов ВКП(б) и исполкомов местных Советов) имела полномочия выносить любой приговор и немедленно приводить его в исполнение без права обжалования.
Даже и в судах с декабря 1934 года действовал особый порядок производства дел по обвинениям в террористической деятельности - в десятидневный срок, без адвоката, негласно и с немедленным приведением приговора в исполнение без права на обжалование.

В 1934 ОГПУ упразднено и создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ)
Для этого периода характерна централизация органов безопасности. Завершилась она в 1934 г. Созданием объединенного НКВД СССР,в состав которого вошло оГПУ. На НКВД возлагались функции охраны общественного порядка,гос.безопасности,гос. Границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений,в его структуру входило Главное управление лагерей(ГУЛАГ),созданное в 1930 г.. В августе 1936 г. Было восстановлено тюремное заключение в качестве одного из видов лишения свободы.
Создавалось Особое совещание ораган который в административном порядке мог применять ссылку или заключения в лагерях.
В это время проходит большое кол-во публичных дел 1937 над армейским командованием,1938 над Бухариным и Рыковым.В начале 30-х годов прошли процессы над членами Госплана,торцкисто-зиновьевского центра.


После октября 1917 и вплоть до 1934 общие тюрьмы находились в ведении республиканских Народных комиссариатов юстиции и входили в систему Главного управления исправительно-трудовых учреждений.
25 июля 1922 Совет Народных Комиссаров принял постановление о сосредоточении руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве и чуть позже, в октябре того же года, был создан единый орган в системе НКВД — Главное управление местами заключения.
В 1934 общие тюрьмы были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР, а в сентябре 1938 — в составе НКВД было образовано самостоятельное Главное тюремное управление.
24 апреля 1930 по приказу ОГПУ было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.
3 августа 1933 года постановлением СНК СССР утверждается Исправительно-Трудовой Кодекс РСФСР, прописывающий различные аспекты функционирования ИТЛ. В частности, кодексом предписывается использование труда заключённых и узаконивается практика зачета двух дней ударной работы за три дня срока, широко применявшаяся для мотивации заключённых при строительстве Беломорканала. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима, чрезвычайно высока смертность от голода, болезней и непосильного труда. Заключённые бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. После выхода в свет книги А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (1973) термин "Г." стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом.

Ста́линские репре́ссии — массовые репрессии, осуществлявшиеся в СССР в 1930-е — 1950-е годы и обычно связываемые с именем И. В. Сталина, фактического руководителя государства в этот период.

Многие историки рассматривают сталинские репрессии как продолжение политических репрессий со стороны большевиков в Советской России, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). Однако ряд исследователей[1][2][3], в основном придерживающихся левых политических взглядов, в том числе марксистов, считающих себя противниками сталинизма, например, троцкисты, считают сталинские репрессии отходом советского руководства от политики большевиков. При этом подчеркивается, что значительная часть жертв сталинских репрессий была членами Коммунистической партии, партийными, советскими, военными и прочими руководящими деятелями. Ряд историков считает, что красный террор большевиков, в отличие от сталинских репрессий, происходил в объективных исторических условиях Гражданской войны, способствовавших ожесточению всех политических сил, что привело также и к белому террору. При этом ответственность за политические репрессии со стороны красных и белых в период Гражданской войны и за последующее установление сталинской диктатуры возлагается на обе стороны, участвовавшие в Гражданской войне.

С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы, когда органами НКВД было арестовано 1,58 млн человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. человек[5].

Вопрос 67

Развитие советского права в 30-е гг. Усиление репрессивного характера законодательства в предвоенный период. Постановление ВЦИК и СНК СССР об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, и укреплении социалистической собственности 1932 г.

Во-первых. Конституция 1936г. Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. В Конституции СССР 1936 г. были обстоятельно разработаны главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. При этом на первый план выдвигались материальные и социально-политические гарантии. Это не помешало, однако, на практике существенно сужать права и свободы граждан. Так, уже вскоре было ограничено право на труд путем закрепления рабочих и служащих за определенным предприятием или учреждением. Особенно же сужались на практике свободы слова, печати, собраний. Попытки реально использовать эти конституционные права приводили порой к весьма тяжелым последствиям для гражданина вплоть до лишения его свободы органами НКВД.

Ведущей формой собственности признавалась социалистическая. Она, в свою очередь, подразделялась на государственную и колхозно-кооперативную. Конституция вводила понятие личной собственности граждан - имущество, предназначенное для обеспечения их личных потребностей. Допускалась и мелкая частная собственность - единоличников и кустарей. Если личная собственность граждан не могла использоваться для извлечения доходов, носила чисто потребительский характер, то частная предполагала возможность извлечения дохода, являющегося средством существования собственника. Закон выдвигал два необходимых требования к частной собственности: она должна быть мелкой и, главное, исключающей применение наемного труда - эксплуатацию человека человеком. Таковы были основы вещного права.

Читайте также: