Органы чувств кратко для детей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект занятия Органы чувств.docx

"Наши помощники - органы чувств"

Цель : Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

-закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

-уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие : развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация) ;

Словесны( беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии : личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи : динамическая пауза, смена видов деятельности.

Демонстрационный материал ,ИКТ , наборы для опытов.

-Ребята, к нам сегодня в школу прислали посылку от веселого художника. Распаковываем и смотрим. (В пакете раскраски письмо).

(Показывает рисунки людей) - Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Художник не нарисовал глаза, рот, нос, уши. Художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека, все это сегодня мы и проверим на занятие, а в конце занятия у нас должны появится на этих рисунках все недостающие органы. Сейчас я раздам вам эти рисунки и на протяжение всего занятия мы их закончим.

Сегодня вы будете исследователям и с помощью различных практических опытов, опроса, индивидуальной работы и различных игр вы узнаете какие органы являются органами чувств, для чего они нужны человеку и как за ними ухаживать. Нам надо доказать художнику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать и чувствовать окружающий мир.

В конце занятия подведем итог, и вы себя оцените так, как считаете нужным соответственно вашей работе на занятие. Для этого у вас на партах лежат человечки, а на доске нарисована лесенка успеха и вы прикрепите своих человечков на соответствующую ступеньку.

- Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)

Да, правильно, это мозг, посмотрите на Слайд №1.

- Скажите почему мозг мы называем командиром?

- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою ?

-Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает памятью запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?

-А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.

Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.

1. Чтобы вам понять какой первый орган чувств вы будете изучать, отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

Проведем с вами первое исследование: закройте глаза, какой предмет я сейчас достала? Вы не знаете, а почему? Правильно, потому что вы не видите. Открывайте глаза и посмотрите, что же у меня в руках. Опишите этот предмет. Получается, что с помощью глаз вы можете видеть, что происходит вокруг, какие перед вами предметы, вы можете описать цвет, размер, форму, материал.

Теперь закройте глаза еще раз и попробуйте на своих партах найти карандаш. Скажите легко ли было? Зрение также помогает ориентироваться в пространстве.

После этих исследований, кто мне скажет для чего нам нужны глаза?

Правильно, глаз- орган зрения.

Посмотрите на СЛАЙД № 2 это строение глаза. Кто из вас знает что-нибудь о строение глаза? Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).

Колющие и режущие предметы;

Тереть глаза грязными руками;

Играть долго в компьютер;

Беречь глаза от солнца;

Читать лежа в постели;

Смотреть близко телевизор;

Умывать лицо с мылом;

Гулять на свежем воздухе;

Читать при плохом освещение.

Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть. Нарисуем нашим людям глаза.

Повторение: глаза-орган зрения

2. Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?

У собаки для дозора,

Чтобы лучше слышать вора.

Кошке - чтобы слышать мышку

И на улице мальчишку.

Зайцу - ушки на макушке

Знать про волка на опушке.

У ушанки - греть зимой

Нас, когда бежим домой.

Ну а старший брат на уши

Вешает лапшу Катюше.

Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?

Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.

первая аудиозапись звуков природы.

вторая запись музыкальные инструменты.

-Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.

– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха )

Давайте посмотрим на СЛАЙД № 3 как же выглядят наши ушки снаружи и внутри. Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки.

В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.

Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?

Давайте еще раз повторим все правила.

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Защищать уши от холода и сильного ветра.

5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!

Все запомнили, как заботится об ушах?

Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д. ) ,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

ИЛИ К доске выходит один человек и становится спиной ко всем, я показываю на ученика, он произносит имя стоящего, а тот должен узнать кто это сказал.

Молодцы, слух у вас отличный и уши в полном порядке, а наши люди на картинках так и остались без ушей, давайте дорисуем им уши.

Повторим:Уши — это орган слуха.

3. Разгадайте следующую загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.

Кто скажет зачем нам нужен нос?

Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.

-А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.

Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.

Посмотрим на строение носа, СЛАЙД № 4. Вы видите, что нос соединен с ротовой полостью и чтобы защитить нас от пыли, микробов и холодного воздуха в носу есть волоски, которые задерживают пыли, а пока воздух идет через нос он еще и нагревается.

Давайте и у людей на картинках пусть появится этот важный орган обоняния – нос.

Повторим: нос- орган обоняния.

Физ. минутка

4. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

– Что необходимо для этого сделать?

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

– Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

-Язык - орган вкуса.

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды.

- Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Лошадка" Поцокать языком.

Улыбаюсь, как лягушка,

Губы тянутся до ушка!

(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4

Подражаю я слону –

Губы хоботом тяну!

Рыбка ротик открывает:

Пузырьки она пускает.

Часы тикают вот так!

(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)

Язычок, как щетка:

Чистит зубки ловко!

Раз, два, три, четыре, пять, -

Будем чистить мы опять!

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик надо облизать!

(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева- направо и справа- налево).

Выполнить 5-7 раз.)

Язык защищен и находится во рту. Давайте и нашим людям дорисуем рты.

Давайте повторим какие органы чувств мы узнали:

глаза- это орган зрении

уши – орган слух

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

5. Исследование органа осязания

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

6. Итог занятия

– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.

-Что вы исследовали сегодня?

-Как называются эти органы?

- Какие органы чувств вы узнали?

- Сколько у человека органов чувств?

-Для чего они нужны человеку?

-Помогли мы веселому художнику разобраться?

-Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

-Чем же помогают нам органы чувств?

Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)

7. Применение нового знания

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.

Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.

Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.

Задачи

1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.

2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;

3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;

4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;

5. Применять новые слова в повседневной жизни.

Словарная работа

органы чувств рецепторы

части тела азбука Брайля

аппликатор Кузнецова жесты

ощупь тактильный шрифт

аромат, вонь безвкусный

Предварительная работа

Оборудование

Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.

Предполагаемый результат

Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:

• о запахах, которые нас окружают;

• о тактильных ощущениях нашей кожи;

• о цветовом спектре;

• о бережном отношении к своему телу, здоровью;

• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;

• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;

• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.

Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.

Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)

Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)

Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.

1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).

Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.

Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.

Что вам помогает определить запах? (нос)

А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)

По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.

2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.

Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).

Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).

Для определения холодного – лед; горячего – вода.

На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.

У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.

Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.

Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.

- Сколько у нас получилось цветов? (семь)

Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).

Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).

А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)

5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.

Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.

Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.

- А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.

-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)

- Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.

- Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)

*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.

Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)

Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!

    Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
  • Познакомить детей с тем, как люди с ограниченными возможностями (слабовидящие, слепые, глухие, немые) общаются в обществе.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.
  • Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.
    Наглядные (демонстрация слайдов, показ иллюстраций).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).
  • Практические (опыты, исследование).
    На каждого ребёнка: клей-карандаш, фломастеры, распечатки: "Что внутри?", "Азбука жестов", "Угадай по вкусу", "Азбука для слепых" (см. Приложения).
  • На каждый стол: набор из шести кубиков, внутри которых находятся: горох, песок, хлопья геркулеса, монетки, скрепки. Букетики цветов.
  • Набор продуктов: мёд, клюква, солёный крекер, горький шоколад, вода.
    Аппликация: изготовить карточки "мама", "папа", "день", "ночь" (слайды № 11,12). Воспитатель размечает карточку, дети - наклеивают горошины.
  • Обучение грамоте: провести звуковой анализ слов "мама", "папа", "день", "ночь".

Воспитатель (далее В.): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие, и наш путь будет лежать в страну Органов Чувств.

Рассаживаемся по местам в нашем весёлом паровозике и отправляемся в путь!

А вот и первая остановка (Слайд №3). Сойти на этой станции можно, если мы отгадаем загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам:(Ответы детей, слайд №4)

В.: Правильно, ребята! Это - глаза. Глаза - это наш орган зрения.

Это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле.

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (Ответы детей, слайд №4)

В.: Правильно, благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. (Слайд №5)

Как вы думаете легко жить человеку, слабовидящему или совсем слепому? (Ответы, слайд №6)

В.: Как вы думаете, чем общество может помочь таким людям? (Ответы детей, слайды №7,8)

  • Для слабовидящих изготавливают разнообразные очки.
  • Специально обученные собаки-поводыри для слепых людей.
  • На тротуарах укладывают специальную, так называемую тактильную (выпуклую) плитку.
  • В общественных местах устанавливают специальные знаки, полосы ярко- жёлтого цвета на входных дверях, пешеходных переходах, лестницах, как предупреждение о препятствии на пути.
  • Устанавливаются звуковые сигналы на пешеходных переходах.
  • Чтобы слепые люди могли получать информацию, для них издают специальные книги. Кто знает, чем эти книги отличаются от тех, что мы читаем? (Ответы детей, слайд №9)

В.: Есть специальная азбука, в которой не буквы, а выпуклые точки. Такие книги "читают" не глазами, а пальцами рук. (Слайд №10) Посмотрите, на слайде вы видите эту азбуку.

Помните, мы с вами делали аппликацию - половинки гороха вы наклеивали на картон в определённом порядке. Теперь вы сами можете ответить на ваш вопрос: "Что это за карточки?" (Ответы детей)

Задание: прочитайте, что написано на карточках? (Ответы: "мама", "папа", "день", "ночь". Слайды №11,12)

В.: Трудное задание? ( Ответы детей)

А представьте, как бывает трудно человеку с плохим зрением где-то в городе, на улице, поэтому встречая таких людей, не забывайте предложить свою помощь, проявите внимание, заботу, уважение. Не проходите мимо!

Давайте немножко отдохнём и потом отправимся дальше.

А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево, вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

В.: Садимся в поезд и едем дальше. А вот следующая остановка, и опять загадка (слайд №13):

Оля слушает в лесу,
Как кричит кукушка,
А для этого нужны -
Нашей Оле : (Ответы детей, слайд №14)

В.: Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

Что мы слышим ушами? (Ответы детей, слайд №15)

Комментарий к слайду, если дети затрудняются с ответом: мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта и т.д.

Дидактическая игра "Что внутри?" (слайд №16)

(Дети выполняют задание, подводятся итоги, слайд №17)

В.: Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности говорить. Как же таким людям общаться между собой, с другими людьми? (Ответы детей) Они могут делать это с помощью мимики и жестов. Существует специальная "Азбука жестов". (Слайд №18)

В.: Вот, например, как будет "звучать" слово "мама" (Показ воспитателя)

На слайде Таня показывает как "звучит" её имя. (Слайд №19)

Каждый из вас может попробовать "произнести" своё имя, используя эту азбуку. Вырежете из "Азбуки:" буквы своего имени, наклейте на полоску бумаги и попробуйте повторить жестами.

Ребята, сегодня мы задержимся на этой станции, переночуем, а на следующем занятии продолжим наше путешествие.

(Дети вырезают буквы своих имён из "Азбуки жестов", приклеивают на полоску бумаги и пробуют воспроизвести)

Воспитатель подводит итог занятия.

В.: Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Органов Чувств!

Наш весёлый паровозик привёз нас на следующую станцию. Давайте-ка отгадаем, как она называется? (Слайд № 20)

Между двух светил,
В середине я один. (Ответы детей)

В.: Что человек чувствует носом? (Ответы детей, слайд №21)

В.: Нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма.

Что мы чувствуем носом? (Слайд №22).

Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом. У вас на столе стоит вазочка с цветами (бархатцы), возьмите по одному цветку, поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

А теперь задержите дыхание ненадолго: Что происходит? (Ответы детей)

В.: Правильно, вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом.

Какие бывают запахи? (Ответы детей)

Можем мы по запаху определить качество пищи? (Ответы детей)

Плохо, когда при болезни нос заложен? (Ответы детей)

Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

В.: Мы покидаем станцию "Нос" и едем дальше. Слайд №23. Станция №4.

Что это? (Ответы детей, слайд №24)

Зачем человеку язык? (Ответы детей)

Язык - орган вкуса у человека. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

Дидактическая игра "Определи на вкус" (слайд №25)

Перед вами пять продуктов. Определите их на вкус и заполните таблички, нарисовав какому герою, соответствует продукт, подходящего вкуса на вашем столе.

(Работа детей, ответы, подведение итогов, слайд №26)

В.: Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Слайд №27. Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши . (Ответы детей, слайд №28)

В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей, слайд№29)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша: (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека! (Слайд №29)

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать? (Слайды №30,31)

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!

В.: А теперь мы улыбнемся, (слайд №32)

Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:

В нашем организме есть органы, которые сообщают нам о том, что происходит вокруг. Это глаза, уши, нос, язык и кожа — органы чувств .

Органы чувств не только информируют нас об окружающем мире. Они помогают человеку ориентироваться и предупреждают об опасности.

Органами чувств руководит головной мозг . Все сведения, которые органы чувств получают из окружающего мира, они посылают в головной мозг. За каждое чувство отвечает особый участок мозга. Мозг анализирует информацию и даёт приказ на исполнение.

Читайте также: