Организационная структура всмк кратко

Обновлено: 05.07.2024

– Организации и подразделения постоянной готовности ФМБА России.

– Силы и средства постоянной готовности Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

– Служба медицины катастроф Министерства обороны РФ.

– Силы и средства МЧС России, МВД России, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, Российской академии наук и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

ВСМК организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне имеются органы управления, формирования и учреждения.

Органы управления, формирования и учреждения ВСМК образуются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их человеческих и материальных ресурсов.

Федеральный уровень ВСМК включает:

- органы управления, формирования и учреждениями по санитарно-эпидемиологическому надзору центрального подчинения;

- центр МК и медицинские формирования и учреждения Минобороны России;

- силы и средства МЧС, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- медицинские формирования и учреждения МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Межрегиональный уровень ВСМК:

- межрегиональные центры по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и учреждения госсанэпидслужбы федеральных округов с входящими в них формированиями;

Региональный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации – республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга):

- региональные центры медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

- управления и федеральные госучреждения госсанэпидслужбы регионального уровня с входящими в них формированиями;

- нештатные формирования ВСМК;

- клинические базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Муниципальный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов):

- центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления Службы медицины катастроф;

- учреждения госсанэпидслужбы в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

- формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений;

- формирования органов МВД, МГТС России;

- учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и социального развития России;

- другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

- лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК:

- должностные лица по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

- подразделения санитарно-эпидемиологической службы;

- лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется региональному, муниципальному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работыэтих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на межрегиональном, региональном, территориальном и местном уровнях – председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Начальником Службы медицины катастроф Министерства здравоохранения России является Министр здравоохранения Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК. Она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.

Однако, как показывает опыт, формирования Службы медицины катастроф Минобороны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.

Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное военно-медицинское управление Минобороны России.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения России, которая обеспечивает:

- разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

- подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

- разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой помощи в ЧС;

- руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

Организационная структура службы медицины катастроф включает следующие элементы: руководящие органы (руководство), органы управления, силы и средства.

Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии (схема 1).


Схема 1. Схема организации Всероссийской службы медицины катастроф

В состав комиссии федерального уровня входят по должности:

Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.

Основными задачами комиссий являются:

участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;

разработка проектов законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции ВСМК;

- участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности ВСМК;

решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности ВСМК, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений ВСМК;

обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к выполнению возложенных на них задач;

решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав ВСМК формирований и учреждений различных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

реализация единой системы подготовки сил и средств ВСМК;

координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

определение научных и клинических баз ВСМК;

комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ВСМК;

разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и Учреждений ВСМК;

определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

Органами управления ВСМК являются соответствующие центры яицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штаба ВСМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны, органы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Основным документом, регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

К силам службы медицины катастроф относятся существующие и вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.

К средствам службы относится любое имущество, необходимое для деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) и санитарно-транспортная техника.

Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на стационарные и подвижные (табл. 2). К стационарным силам на разных уровнях административно-территориального деления относятся центры медицины катастроф, создаваемые на базе клинических институтов, медицинских вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся штатные формирования, созданные на базе центров медицины катастроф и нештатные формирования, созданные по заданию соответствующих межведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений различных министерств и ведомств.

Формирования Всероссийской службы медицины катастроф - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, медицинских учебных и научно-исследовательских учреждений и обеспеченные по табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы медицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуаций, в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службу медицины катастроф, являются штатными.

Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.

На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

Всероссийская служба медицины катастроф -функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий.

Задачи ВСМК:

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

- создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений5 службы к действиям в ЧС;

- создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

- подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация: разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей е подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

- научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Вопрос 6 формирования службы медицины катастроф

Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Формирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными. Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся:

- врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи, - врачебно-сестринские бригады.

Вопрос8 МЕРОПРИЯТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одна из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС - эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

• Упреждающую эвакуацию проводят при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может быть уточнён в течение этого срока.

• Экстренную эвакуацию населения осуществляют в случае возникновения ЧС при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

• Локальную эвакуацию проводят в тех случаях, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населённых пунктов. При этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населённых пунктах.

• Местную эвакуацию проводят, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

• Региональную эвакуацию проводят при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Эффективности защиты населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях достигают использованием различных организационных, инженерно-технических и специальных (в том числе медицинских) мероприятий с учётом особенностей воздействия поражающего фактора ЧС. При этом мероприятия медицинской защиты проводят практически во всех ЧС.

Медицинская защита - комплекс мероприятий, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей поражающих факторов. Медицинская защита - составная часть медико-санитарного обеспечения.

Мероприятия по медицинской защите включают следующие действия:

• содействие в обеспечении индивидуальными средствами профилактики поражений (антидотами, радиопротекторами, средствами специальной обработки и т.п.), медицинскими препаратами для оказания первой помощи, а также участие в обучении правилам и приёмам пользования ими;

• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению или снижению отрицательного воздействия поражающих факторов ЧС;

• разработка (на основе оценки обстановки, сложившейся в ЧС) и выполнение комплекса мероприятий по медицинской защите населения и спасателей;

• участие в психологической подготовке населения и спасателей;

• организация и соблюдение санитарного режима на этапах медицинской эвакуации, контроль радиоактивного и химического загрязнения поражённых (больных) и спасателей, а также выполнение других защитных мероприятий в формированиях и учреждениях Всероссийской службы медицины катастроф и ГО.

Вопрос 9К табельным медицинским СИЗ относятся:

- аптечка индивидуальная АИ-2;

- универсальная аптечка бытовая для населения, проживающего на радиационно-опасных территориях;

- индивидуальные противохимические пакеты - ИПП-8,ИПП-10;

- пакет перевязочный медицинский - ППМ.

Кроме индивидуальных, существуют следующие медицинские средства защиты:

- медицинские рецептуры от ОВ (АОХВ)

Медико-психологическая защита - комплекс мероприятий, проводимых (организуемых) службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны (МСГО) для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей психотравмирующих факторов ЧС. Медико-психологическая защита является составной частью медико-санитарного обеспечения.

Профилактика острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений

Психотерапия возникших пограничных нервно-психических нарушений

Повышение адаптационных возможностей индивида

Доступность всем слоям населения. Каждый человек должен иметь возможность получить квалифицированную консультацию у психолога, психотерапевта или психиатра, желательно вне стен специализированного учреждения. При этом консультация не может сопровождаться какой бы то ни было процедурой стигматизации или наложения каких-то социальных ограничений.

Медико-психологическая служба должна быть активно обращена к населению, проводить рекламные акции своей деятельности, разъяснять в печати или устных выступлениях происхождение психологическихпроблем и пути их преодоления.

Компетентность специалистов медико-психологической помощи не только в области психологии или психотерапии, но и экологической безопасности. Психологи, психотерапевты, социальные работники должны прежде всего владеть гуманистическими методами, ориентированными на стимулирование собственной активности клиентов.

Многоступенчатость помощи, наличие в ее структуре разного типа учреждений: от Центров психологической реабилитации до психотерапевтических отделений в стационарах.

11. Основными поражающими факторами как природных, так и техногенных катастроф являются:

• динамические (механические) воздействия на организм взрывной волны, обвалов, метательное действие, вторичные снаряды, падение с высоты, придавливание разрушенными конструкциями зданий, шахт;

• термические воздействия (высокие и низкие температуры, лучистая энергия);

• радиационные излучения;
• химические вредные вещества (СДЯВ) — хлор, аммиак, нитраты и др.;
• биологические (бактериологические) средства.

По ряду параметров эти факторы аналогичны или почти аналогичны воздействию на человека современного оружия. Они нередко могут воздействовать одновременно, вызывая разнообразные множественные, комбинированные, сочетанные травмы разной степени тяжести.

12. ПОДГОТОВКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Важная роль в выполнении задач медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях принадлежит объектам здравоохранения: больницам, поликлиникам, центрам государственного санэпиднадзора, станциям переливания крови, аптекам и другим учреждениям.

Одни из них служат базой для создания учреждений и формирований службы медицины катастроф и участвуют в выполнении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а другие обеспечивают объекты здравоохранения и службу медицины катастроф средствами оказания медицинской помощи и лечения. От степени готовности и устойчивости функционирования объектов здравоохранения, организации взаимодействия между ними во многом зависит решение задач по медико-санитарному обеспечению населения в ЧС.

На органы и учреждения здравоохранения возложены задачи по оказанию медико-санитарной помощи в ЧС, что ставит учреждения здравоохранения перед необходимостью устойчивой работы в любой экстремальной обстановке.

Общие задачидля всех объектов здравоохранения по подготовке к работе в условиях ЧС следующие:

• прогнозирование обстановки и её оценка при возникшей ЧС;

• организация мероприятий по подготовке объекта к работе в ЧС;

• планирование работы объекта в ЧС;

• организация защиты персонала и материальных средств от воздействия поражающих факторов с учётом прогнозируемой обстановки;

• повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки лечебного учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях её руководству выдают задание.В нём кратко изложены возможная (прогнозируемая) обстановка в границах административной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, какие медицинские формирования и с каким сроком готовности необходимо создать, а также порядок их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом.

В тех случаях, когда по условиям прогнозируемой обстановки для лечебного учреждения не исключена возможность эвакуации, определяют место его расположения после эвакуации и порядок обеспечения транспортом.

Ответственность за создание и подготовку структуры органов управления и формирований в учреждениях здравоохранения для работы в чрезвычайных ситуациях несут руководители (главные врачи больниц и поликлиник), которые по положению являются начальниками гражданской обороны (ГО) своих объектов.

В лечебных учреждениях и поликлиниках приказом начальника ГО объекта (главного врача) создаётся орган управления - штаб ГОЧС объекта(рис. 6.1). Состав штаба зависит от структуры учреждения здравоохранения, его возможностей и решаемых ими задач в чрезвычайных ситуациях.

Основной принцип создания органа управления в учреждениях здравоохранения - включение в его состав основных руководящих работников и определение им функциональных обязанностей в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

При подготовке к работе в условиях возникновения чрезвычайной ситуации больница решает две основные задачи.

• Первая задача. Если лечебное учреждение подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, необходимо прежде

всего обеспечить защиту больных, персонала, уникального оборудования и других материальных средств. А затем, в зависимости от обстановки, приступить к оказанию медицинской помощи пострадавшему населению, в том числе и своему персоналу, а также больным, которые могут подвергаться воздействию поражающих факторов катастрофы. Естественно, лечебное учреждение может приступить к работе, оказавшись в зоне катастрофы, только при определённых условиях.

• Вторая задача. Если лечебное учреждение не подвергается воздействию поражающих факторов катастрофы, оно в соответствии с планом приводит в готовность созданные на её базе медицинские формирования службы медицины катастроф, перепрофилирует коечную сеть отдельных отделений и обеспечивает приём пора- жённого населения, оказание ему квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Медицинские формирования (медицинские бригады и медицинские отряды), созданные в лечебном учреждении, используют в соответствии со сложившейся обстановкой и полученными распоряжениями вышестоящего органа здравоохранения.

При планировании мероприятий на объектах здравоохранения независимо от их профиля используют исходные данные:

• прогнозируемую возможную обстановку в административной территории;

• характеристику объекта и его кадрового состава;

• состояние оснащения функциональных подразделений объекта здравоохранения медицинским имуществом с учётом задач, возложенных на них;

• состояние защиты объекта от возможного воздействия поражающих факторов прогнозируемой катастрофы.

Вместе с тем в зависимости от профиля и предназначения объектов здравоохранения необходимо учитывать и специфические исходные данные, характеризующие особенности работы объекта с учётом его задач в ЧС.

Так, при планировании мероприятий в больницах существенное значение имеет изучение планировки размещений функциональных отделений, их профиля и коечной мощности. Особое внимание следует уделять оценке состояния подъездных путей, площадок разгрузки поражённых, планировке приёмного отделения и возможности его перепрофилизации в приёмно-сортировочное с высокой интенсивностью приёма поступающих (до 30-50 поражённых в течение 1 ч).

План мероприятий представляет собой комплект документов, обеспечивающий чёткий и своевременный перевод лечебнопрофилактического учреждения в режим повышенной готовности к ЧС, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

При угрозе возникновения ЧС непосредственно на территории лечебного учреждения или на других близко расположенных объектах основные мероприятияследующие:

• приведение в готовность в установленные сроки органа управления - штаба ГОЧС лечебного учреждения;

• приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением, с учётом обстановки;

• приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического контроля и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасательных работ на территории лечебного учреждения, и определение порядка их использования;

• выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других лечебных учреждений, получивших задание для работы в ЧС;

• выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях медико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и возможных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

• выделение с учётом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязнённой территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

• определение порядка использования персонала и транспортных средств в лечебных учреждениях, имеющих в своём составе отделения экстренной и консультативной медицинской помощи, санитарную авиацию и санитарный транспорт, при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• доукомплектование лечебного учреждения медицинским, санитарно-хозяйственным, специальным имуществом, транспортом;

• приведение в готовность защитных сооружений (в том числе стационаров для нетранспортабельных больных);

• при необходимости эвакуация лечебных учреждений из городов и развёртывание в загородной зоне в составе больничной базы;

• организация защиты персонала и больных, членов семей персонала лечебных учреждений в загородной зоне.

В организационно-функциональной структуре и управлении ВСМК выделяется 5 уровней (рис. 16.1).

Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф


Рис. 16.1. Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф

Штаб ВСМК осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в ВСМК на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Клиника медицины катастроф предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи больным и раненым с патологией, характерной для ЧС (травмы, ожоги, химические и радиационные поражения и др.), а также для практической подготовки соответствующих специалистов. В состав клиники входят полевой многопрофильный госпиталь, специализированные клинические отделения и подразделения обеспечения.

Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования предназначен для усовершенствования руководящего состава ВСМК, разработки предложений по реализации государственной политики в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработке федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.

Институт имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями, отдел научно-технической информации с библиотекой.

Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий ЧС и разработки нормативной методической базы, обеспечивающей реализацию этой системы на региональном и территориальном уровнях.

Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины занимается изучением последствий воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы; определением функциональных резервов и предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях; разработкой режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также созданием средств спасения и индивидуальной защиты человека.

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях занимается разработкой организационно-методических основ медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарно-защитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов.

Отдел медицинского снабжения обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резервов МЗиСР России для ЧС. Кроме того, отдел организует получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.

Третий уровень — региональный включает территориальные центры медицины катастроф, подразделения территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, предназначенные для решения задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, и основными его подразделениями являются: администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.

Четвертый уровень — муниципальный, на котором действуют структурные подразделения и должностные лица органов управления здравоохранением, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Пятый уровень — объектовый включает должностных лиц медицинских организаций, уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальником ВСМК на федеральном уровне является министр здравоохранения и социального развития РФ, начальниками служб медицины катастроф на межрегиональном уровне — представители МЗиСР России в соответствующем федеральном округе, на региональном и муниципальном уровнях — руководители органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, на объектовом — руководители объектов здравоохранения.

Также в структуре ВСМК функционируют координационные органы, к которым относятся комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, создаваемые в МЗиСР РФ. органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления или в организации здравоохранения. К основным задачам комиссий относятся:
• разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
• координация деятельности органов управления и сил системы ВСМК;

• обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
• рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС в порядке, установленном федеральным законодательством.

• учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• специализированные формирования и учреждения Федерального медико-биологического агентства;
• ЛПУ, предназначенные в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• медицинские нештатные формирования (мобильные медицинские отряды, бригады специализированной медицинской помощи, специализированные противоэпидемические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные бригады скорой медицинской помощи, бригады скорой медицинской помощи, бригады первой врачебной помощи, бригады доврачебной помощи, санитарные посты, группы эпидемиологической разведки).

Читайте также: