Орган зрения кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Глаз человека — парный, сложно устроенный орган, теснейшим образом связанный с мозгом. Важнейшие структуры глаза — его фоторецепторы, палочки и колбочки, которые преобразуют электромагнитные волны (свет) в нервный импульс, который по зрительному нерву передаёт изображение в мозг. Однако, чтобы фоторецепторы выполняли свои функции (чтобы в головном мозге возникало изображение), их требуется питать, защищать. Все эти функции берут на себя различные структуры глаза.

Глаз: общий план строения

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, к которому относятся веки, ресницы, слезные железы и мышцы, отвечающие за движение глазного яблока. Веки изнутри покрыты слизистой оболочкой, такая же оболочка (конъюнктива) есть и на поверхности глазного яблока. Зрительный нерв не является частью глаза, это следующее звено зрительного анализатора.

Строение глазного яблока: оболочки глаза

Глазное яблоко имеет шарообразную (но не идеальную) форму. Значительная часть его объёма — это жидкие или гелеобразные компоненты, находящиеся под давлением (внутриглазное давление), поэтому снаружи глазное яблоко покрыто несколькими оболочками. Помимо конъюнктивы, их три:

  • Фиброзная (соединительнотканная, белочная) оболочка — плотная и прочная наружная оболочка, придающая форму глазу. Её задний отдел (со стороны глазницы) — непрозрачная склера, а передняя выпуклая часть — прозрачная роговица.
  • Сосудистая оболочка расположена под фиброзной. Она содержит большое количество кровеносных сосудов, которые обеспечивают метаболизм (обмен веществ) глаза. К сосудистой оболочке относятся такие структуры, как радужка(пигментированная передняя часть, определяющая цвет наших глаз), зрачок (регулируемое отверстие, пропускающее свет) и ресничное тело, на котором подвешен хрусталик.
  • Сетчатая оболочка (сетчатка), задняя часть которой образована фоторецепторами — палочками(для сумеречного зрения) и колбочками(для цветового зрения на свету) – находится глубже всего. Палочки располагаются в основном по периферии, а колбочки, наоборот, концентрируются в центре, в районе жёлтого пятна (ямка напротив зрачка, место максимальной остроты зрения). Чуть ниже на сетчатке есть ещё одно пятно — слепое. На нём нет фоторецепторов, так как это место присоединения зрительного нерва.

Строение глазного яблока: внутренние структуры

Цель: формировать элементарные представления детей об органах чувств - глазах, их функциях.

Задачи:

Социально - коммуникативное развитие: Способствовать развитию уверенности в себе, развивать умения устанавливать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей. Развивать внимание, воображение, любознательность. Способствовать умению анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение.

Познавательное развитие: Познакомить детей с одним из основных органов чувств человека - глазом. Дать представление о том, какую роль играет зрение в жизни человека. Познакомить со строением глаза. Вызвать познавательный интерес к занятию.

Физическое развитие: Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Создавать условия для развития активности и самостоятельности. Формировать потребность быть здоровым.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,

Формы организации совместной деятельности: игра, беседа.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята я вам сейчас загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Есть у каждого лица

Два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их детвора.

Мы посмотрим на кота.

На картинки, сказки,

Но для этого нужны

Воспитатель: Правильно ребята - это глаза. Сегодня мы с вами поговорим о глазах и их функциях.

- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

- Ребята, а может нам достаточно одних ушей, и глаза нам не нужны?

(Вызывает одного ребенка из группы, завязывает глаза)

- Скажи, что я держу в руках? (Ребенок не знает)

- А что я делаю? (Воспитатель бесшумно совершает действие, например, берет наглядное пособие со стола)

Ребенок этого не видит, поэтому не может ответить на этот вопрос.

- Ребята, а для чего человеку нужны глаза?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и времени.

Воспитатель: Правильно, ребята. По мнению ученых, около 90% информации о внешнем мире человек получает через органы зрения.

Воспитатель: Ребята, сложно было ориентироваться в темноте, узнавать на ощупь? (Дети приходят к выводу, что когда глаза завязаны, и мы ничего не видим, задание выполнить очень сложно)

Глаз - волшебный теремок.

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен -

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Обойдем же дом скорей -

Ни крылечка, ни дверей,

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло -

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Яркой радужки кружок

Украшает глаз - домок.

В центре радужки - зрачок.

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет - наш зрачок,

Станет сразу же широк,

Коль светло - зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Что же в домике внутри?

На картинке посмотри.

(Брызгаю водой, дую феном, бросаю мяч)

Воспитатель: Что делают ваши глазки?

Дети: Сами закрываются

Воспитатель: Когда дует ветер, идёт дождь, грозит опасность - удар, другие неприятности - глаза автоматически закрываются. Вы даже ещё не успеваете подумать, а глаза - веки уже выполнили приём защиты. Веки также защищают глаза от слишком яркого света. Мы прищуриваемся при ярком освещении, т. е. наши веки закрываются, оставляя маленькую щель.

Воспитатель: На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком.

- Попробуйте, не двигая головой, посмотреть влево, вправо, вверх, вниз. Глазное яблоко легко поворачивается, обеспечивая человеку широкий обзор.

В передней части глазного яблока есть радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаз. Скажите, пожалуйста, какого цвета бывают глаза?

Дети: голубые, черные, серые, зеленые.

- Радужная оболочка играет роль штор в глазах, пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке - зрачок! При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом освещении, наоборот, зрачок расширяется, регулируя прохождение большего количества света.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей)

- Правильно, не только для красоты, а, в первую очередь, для защиты. Если сильный ветер задувает пыль в лицо, то пыль задержат реснички, но если всё же попали соринки в глаз, их смоет веко - изнутри оно влажное.

Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Так позаботилась сама природа. А мы с вами можем позаботиться о глазах?

Мы посмотрим далеко,

(ладонь у лба, смотрим вдаль)

Мы посмотрим близко,

(ладони перед грудью, словно держим раскрытую книгу)

Мы посмотрим высоко,

(не поднимая голову, смотрим вверх)

Мы посмотрим низко,

(не опуская голову, смотрим вниз)

А теперь по сторонам -

Тут и там, тут и там.

(не поворачивая голову, смотрим по сторонам)

Вдаль на палец посмотри.

(отводят палец далеко, смотрят на нег

Близко к носу поднеси.

(подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд)

Раз, два, три - глаза закрой.

Раз, два, три - глаза открой.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили сегодня о глазах – это одни из основных органов чувств человека. Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?

Дети: Это наши помощники, помогают видеть и т. д.

Воспитатель: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?

Я желаю вам, чтобы ваши глаза всегда были здоровы, чтобы каждый из вас сохранил хорошее зрение!

Список использованных источников:

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Цель: Формировать представление о строении глаза, о стереоэффекте – как объёмном изображении; о роли зрения в жизни человека.

ВложениеРазмер
конспект занятия 132.5 КБ

Предварительный просмотр:

(конспект познавательного, практического занятия для детей подготовительной группы)

Цель: Формировать представление о строении глаза, о стереоэффекте – как

объёмном изображении; о роли зрения в жизни человека. Принятие

конструктивного решения – составление рекомендаций по охране

зрения. Коррекция зрения через игровые упражнения.

Оборудование: зеркала, схема – строение глаза, картины и стереоочки, 3 косынки, тазик с водой, фен, мяч, снежинка, мультимедиа.

Воспитатель: Дети, хотите поиграть?

Воспитатель: Что вам помогало договариваться? Как вы общались?

Воспитатель: Глаза, как и уши, нос, язык, кожа помогают нам познавать мир!

- Возьмите зеркала, каждый, и рассмотрите свои глаза. Наш глаз похож на яблоко. Он надёжно спрятан в глубокую норку – глазницу. Внутри глаза расположен хрусталик (посмотреть на схему) . С его помощью мы можем видеть как вблизи, так и вдали. На дне глазного яблока (схема) находится сетчатка, которая необходима для того, чтобы различать цвета.

- Посмотрите снова в свои зеркала. Посредине глаза расположен цветной кружочек – радужка. Она бывает разного цвета, это и есть цвет ваших глаз.

- Какой у вас цвет глаз?

Воспитатель: - А уже в центре радужной оболочки находится чёрная точка – это зрачок. Именно он помогает видеть предметы и всё что нас окружает. Зрачок может расширяться и сужаться. Давайте с вами посмотрим, как это происходит и почему? (Дети смотрят на картину) Что вы видите?

Воспитатель: - Когда мы смотрим на предмет двумя глазами, то видимый предмет фокусируется в одну точку. Если мы закроем один глаз, то видим то же самое (дети закрывают один глаз) . Всё видится в плоском изображении – как картину. Мы знаем, что стоит далеко, что близко, но мы видим всё на одном уровне – ровно.

- Если создать условия, когда картинку представить для рассматривания одновременно двум глазам, возникает стереоэффект – объёмное изображение и расположение предметов в разных плоскостях – приближение и удаление.

- Давайте посмотрим. ( Дети рассматривают картинки через стереоочки).

Воспитатель: Как вы думаете, как бы мы жили если бы не было глаз? Хотите попробовать? (завязываю 2-3 детям глаза и даю задание: подойти к книжной полке и взять книгу со сказкой и т.д.).

Воспитатель: Как вы себя чувствовали? Почему не справились с заданием? Почему трудно?

Воспитатель: Когда видишь слепого человека, как можно ему помочь?

Дети: Помочь перейти улицу.

Воспитатель: Нужны глаза? А для чего? Мы сейчас всем расскажем.

Разберёмся вместе, дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя.

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом.

Будет снайпером Илья.

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья

Вам необходимо зренье.

Чтоб отправился в полёт

Чтобы смело корабли

По морям студёным шли.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Очень много неизвестного,

Очень много интересного

Разузнаешь ты из книг.

Вот представь себе на миг…

Ты прочтёшь про всё на свете,

Как летают на ракете,

Сколько всех на небе звёзд,

Как устроен длинный мост,

Кто живёт на дне морском,

Как построен каждый дом,

Как железо добывают,

Как микробов изучают,

Как Америку открыли,

Как на льдине люди жили…

Но чтоб книгу прочитать

Нужно зреньем обладать.

Значит каждому из нас

Нужно пару зорких глаз!

Воспитатель: Что вы делали?

Дети: Закрывали глаза.

Воспитатель: Когда дует ветер, идёт дождь, грозит опасность – удар, другие неприятности – глаза сами закрываются. Вы даже ещё не успеваете подумать, а глаза – веко уже выполнили приём защиты. Если сильный ветер задувает пыль в лицо, то пыль задержат реснички, но если всё же попали соринки в глаз, их опять же слизнёт веко – изнутри оно влажное. Потечёт пот со лба. Его остановит изгородь из бровей. Так позаботилась сама природа. А мы с вами можем позаботиться о глазах?

Воспитатель: Для чего мы делаем каждое утро зарядку?

«Мы снежинку увидали

Со снежинкою играли.

Снежинка вправо полетела

Воспитатель: Что ещё нужно делать, чтобы сберечь зрение, глаза?

- Тщательно промывать глаза.

- Если глаза чешутся, сказать об этом взрослым.

- Если соринка попала в глаз, немедленно её удалить, промыть глаз.

- Не тереть глаза, особенно грязными руками.

- Не бегать с острыми предметами.

- Читать, рисовать, писать при хорошем освещении.

- На солнце надевать тёмные очки.

- Включить в рацион питания печень и морковь

«Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

- Не сидеть долго у телевизора. Это очень вредно.

Ещё раз хочу вам рассказать, может что-то вы забыли, или ещё не знаете:

«Чтоб глаза твои, дружок

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаза поранить очень просто –

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй

Лёжа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не всё подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь

Нужно всем глаза беречь.

Воспитатель: Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?

Дети: Это наши помощники, помогают видеть и т.д.

Воспитатели: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-оздоровительного занятия "Наши помощники-органы чувств"с детьми подготовительной к школе группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Занятие напрвлено на уточнение знаний детей о назначении органов чувств человека в познании окружающего мира, на воспитание интереса к здоровому образу жизни. В ходе занятия закрепляются знания детей .


Патология органа зрения, этиология, механизм, классификация.

Зрительно - пространственные представления имеют особо важное значение для ребёнка в процессе обучения в школе, так как овладение буквами и цифрами, изучение географии предполагают определённый уровен.






Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения. Существуют особые критические периоды развития, когда закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам. Результаты клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться:

  • авитаминозом А (слепота);
  • влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм);
  • гипоксией (катаракта, недоразвитие);
  • диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота);
  • инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением препаратов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.

Однако изменения могут быть обусловлены и влиянием врожденно-наследственных факторов. К моменту рождения глаз ребенка, в случае нормального дородового развития, имеет все оболочки, однако существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Глаз новорожденного

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем у взрослого, переднезаднюю ось (ок. 16-18 мм) и, соответственно, более высокую (80,0-90,9D) преломляющую силу. К году переднезадний размер глазного яблока ребенка увеличивается до 19,2 мм, к 3-м годам — до 20,5 мм, к 7-ми — до 21,1 мм, к 10-ти — до 22 мм, к 15-ти годам составляет около 23 мм и к 20–25 — примерно 24 мм. Однако, величина и форма глазного яблока зависят от вида и величины того или иного вида рефракции (нарушения рефракции — миопия, гиперметропия, нормальная рефракция — эмметропия). Размеры глазного яблока ребенка имеют большое значение при оценке вида и стадии глазной патологии (врожденная глаукома, близорукость и др.).

Строение глаза

Как правило, у детей при рождении и в младшем возрасте глаз имеет гиперметропическую рефракцию — дальнозоркость (по данным исследований она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз в возрасте до 3 лет, нормальная рефракция и близорукость в этом возрасте — соответственно 3,7 и 2%). Степень дальнозоркости составляет в среднем 2,0–4,0D. По мере роста глаза его рефракция смещается в сторону нормальной. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, а также уплощение роговицы и особенно хрусталика.

Роговица

Роговица — это основная преломляющая структура глаза. Ширина (или горизонтальный диаметр) роговицы у новорожденных в среднем 8–9 мм, к году — 10 мм, к 11 годам — 11,5 мм, что почти соответствует диаметру роговицы у взрослых. Рост роговицы, увеличение ее размеров происходит за счет растягивания и истончения ткани. Толщина центральной части роговицы уменьшается в среднем с 1,5 до 0,6 мм, а по периферии — с 2,0 до 1,0 мм. Радиус кривизны передней поверхности роговицы новорожденного равен в среднем 7,0 мм, с возрастом происходит некоторое ее уплощение и к 7 годам кривизна составляет в среднем 7,5 мм, как и у взрослых (кривизна роговицы может варьироваться от 6,2 до 8,2 мм, в зависимости от вида и величины рефракции глаза). Преломляющая сила роговицы изменяется в зависимости от возраста обратно пропорционально радиусу кривизны: у детей первого года жизни она составляет в среднем 46–48 D, а к 7 годам, как и у взрослых, — около 42–44 D. Сила преломления роговицы в вертикальном меридиане почти всегда примерно на 0,5 D больше, чем в горизонтальном, что и обуславливает, так называемый, "физиологический" астигматизм.

В первые месяцы жизни ребенка роговица малочувствительна вследствие еще не закончившегося функционального развития черепных нервов. В этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боли и беспокойства ребенка и, следовательно, могут привести к тяжелым повреждениям роговицы (кератиту) вплоть до ее разрушения. В дальнейшем чувствительность роговицы повышается и у годовалого ребенка она почти такая же, как и у взрослого. См. строение роговицы глаза.

Радужная оболочка

Детские глаза

Радужная оболочка — это передняя часть сосудистой оболочки глаза, образует вертикально стоящую диафрагму с отверстием в центре — зрачком, регулирующим поступление света внутрь глаза в зависимости от внешних условий. Радужная оболочка может иметь различную окраску — от голубой до черной. Цвет ее зависит от количества содержащегося в ней пигмента меланина: чем больше пигмента, тем темнее радужная оболочка; при отсутствии или малом количестве пигмента эта оболочка имеет голубой или светло-серый цвет. У детей в радужной оболочке мало пигмента, поэтому у новорожденных и детей первого года жизни она голубовато-сероватая. Окончательно цвет радужки формируется к 10–12 годам. У детей грудного возраста плохо развиты мышечные волокна, расширяющие зрачок и поэтому зрачок узкий (2–2,5 мм). К 1–3-ем годам зрачок приобретает размеры, характерные для взрослых (3–3,5 мм).

Хрусталик

Хрусталик — вторая важнейшая оптическая система, на долю которой приходится около одной трети преломляющей силы глаза (до 20,0 D). Хрусталик обладает свойством изменять кривизну своей передней поверхности и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различных расстояниях (функция аккомодации). Форма и величина хрусталика существенно меняется с возрастом. У новорожденных форма хрусталика приближается к шаровидной, его толщина составляет примерно 4 мм, диаметр — 6 мм, кривизна передней поверхности — 5,5 мм. В зрелом и пожилом возрастах толщина хрусталика достигает 4,6 мм, а диаметр — 10 мм, при этом радиус кривизны передней поверхности увеличивается до 10 мм, а задней — до 9 мм. Соответственно меняется и преломляющая сила хрусталика: если у детей она составляет порядка 43,0 D, то у взрослых — 20,0 D.

Сетчатка

Сетчатка — важнейшая составляющая зрительного анализатора, являющаяся его периферическим звеном. Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабатывать и трансформировать световую энергию в нервный импульс, который далее по цепочке нейронов передается в зрительные центры коры головного мозга, где и происходит восприятие и переработка зрительной информации. Сетчатка является внутренней оболочкой глазного яблока, выстилающей глазное дно. Самым важным местом сетчатки является так называемое желтое пятно (macula) с центральной (0,075 мм) областью (fovea centralis). Эта область наилучшего восприятия зрительных ощущений.

У новорожденного сетчатка состоит из 10 слоев:

  • пигментного эпителия;
  • слоя палочек и колбочек;
  • наружной пограничной мембраны;
  • наружного ядерного слоя;
  • наружного плексиформного (сетчатого) слоя;
  • внутреннего ядерного слоя;
  • внутреннего плексиформного слоя;
  • слоя ганглиозных и мультиполярных клеток;
  • слоя нервных волокон;
  • внутренней пограничной мембраны.

Первые четыре слоя относятся к светочувствительному аппарату сетчатки, а остальные составляют мозговой отдел. После первого полугодия и по мере роста глаза растягиваются и истончаются не только наружные, но и внутренние слои сетчатки. В связи с этим значительные изменения претерпевает сетчатка в макулярной и особенно фовеолярной (центральной) области: здесь остаются лишь 1-й, 2-й, 3-й и 10-й слои, что и обеспечивает в будущем высокую разрешающую зрительную способность этой зоны. См. строение сетчатки.

Передняя камера глаза

Передняя камера глаза ограничена спереди задней поверхностью роговицы, по периферии (в углу) — корнем радужки, ресничным телом, сзади — передней поверхностью радужки, а в зрачковой области — передней капсулой хрусталика. К моменту рождения ребенка передняя камера глаза уже сформирована, однако по форме и размерам она значительно отличается от камеры у взрослых. Это объясняется наличием короткой передне-задней оси глаза, своеобразием формы радужной оболочки и шаровидной формой передней поверхности хрусталика. Важно знать, что задняя поверхность радужной оболочки тесно контактирует с межзрачковой областью передней капсулы хрусталика.

У новорожденного глубина передней камеры в центре (от роговицы до передней поверхности хрусталика) достигает 2 мм, а угол камеры острый и узкий, к году камера увеличивается до 2,5 мм, а к 3 годам она почти такая же, как у взрослых, т. е. около 3,5 мм; угол камеры становится более открытым. Во внутриутробном периоде развития угол передней камеры закрыт мезодермальной тканью, однако к моменту рождения эта ткань в значительной мере рассасывается. Задержка в обратном развитии мезодермы может привести к повышению внутриглазного давления еще до рождения ребенка и развитию гидрофтальма (водянка глаза).

Глазница

После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:

Читайте также: