Орден святого лазаря кратко

Обновлено: 05.07.2024

Орден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители.

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта.

После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий.

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром.
В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э. в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным.

Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года , с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом.

В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам.

Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.

Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными.

Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом.

Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ух ода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща.

Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

Два вновь образованных ордена (госпитальеры и лазариты) изначально имели одного магистра – Жерара ле Фондатье (Gerard le Fondateur).

В 1120 году, после его смерти магистром Госпиталя св. Лазаря был назначен ректор Госпиталя св. Иоанна Буайян Роже (Boyant Roger) (1120-1131); в то время как магистром Госпиталя св. Иоанна был назначен Раймон де Пюи (Raymond du Puy) (1120-1158/60).

Преемниками Буайяна были малоизвестные магистры – Жан(Jean) (1131-1153?), Бартелеми(Barthelemy) (1153?-1154?) и Итье (?1154-?1155). около 1155 года магистром был назначен Юг де Сент-Поль(Hughes de St.-Pol). В 1157 г. его преемником стал магистр Госпиталя св. Иоанна Раймон дю Пюи , управлявший Госпиталем св. Лазаря как суффраганом.

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов.

Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли.

В орден были приняты несколько братьев-рыцарей, не зараженных проказой, но в то же время и прокаженные рыцари всегда, когда это было необходимо, брали в руки оружие. В ордене также были и светские братья-сержанты, которых набирали из числа простолюдинов, больных проказой. Орденский отряд, вероятно принимал участие в битве при Хаттине в 1187 г.

Также имеются упоминания об участии лазаритов в трагической битве за Газу против хорезмийцев при Ла-Форби в октябре 1244, где орден понес тяжелые потери. В 1253 г. орден предпринял отчаянную атаку против мусульман Рамлы и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству Людовика IX Французского. Братья-воины также героически сражались во время последней осады Акры в 1291 г.

Орден также был вовлечен в столкновения между христианскими силами и соперничество между орденами. В 1258 г во время войны между генуэзцами и венецианцами в Сирии, рыцари святого Лазаря, приняв сторону венецианцев, присоединились к рыцарям Храма и рыцарям ордена св. Фомы Акрского против ордена св. Иоанна, который принял сторону генуэзцев. Между ними состоялось сражение. Рыцари святого Иоанна вышли победителями и перебили всех рыцарей трех орденов за исключением одного тамплиера.

Орден св. Лазаря продолжал расширять свои владения в Святой Земле и к 1142 г в дополнение к владениям возле Масличной Горы он приобрел церковь, монастырь и мельницу в Иерусалиме. К 1155 г орден приобрел дома в Тивериаде, Наблусе и Аскалоне , затем в Акре и вероятно в Кесарии. В дальнейшем орден приобрел еще два странноприимных дома для паломников в Армении.

Владычество христиан в Святом Граде закончилось после того, как силы христиан были отброшены от Иерусалима султаном Саладином после битвы при Тивериаде в октябре 1187 г. Орден святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Акру, где ему была предоставлена в распоряжение башня Лазаря в северном пригороде Монмусаре.

В октябре 1253 г , продолжая содержать свой лазарет в Акре, орден перенес штаб-квартиру во Францию с разрешения папы Александра IV и короля Франции Людовика IX Святого, который вверил порт Эг-Морт защите ордена и даровал ему дом в Париже в 1262 г Папа Урбан IV наделил орден такими же привилегиями, какие были дарованы другим монашеским орденам.

Эти привилегии были подтверждены в 1264 г. В 1265 г папа Климент IV обязал белое духовенство принимать в Дома ордена всех без исключения прокаженных независимо от пола и статуса – мужчин и женщин, духовных лиц или мирян.

В апреле 1291 г сарацинская армия под предводительством султана ал-Ашраф Халила осадила Акру. Пять военно-монашеских орденов объединили силы во главе с магистром Храма Гийомом де Боже,.

Христианский гарнизон составляли приблизительно 14 000 пехотинцев и 700 рыцарей из которых больше половины были члены военно-монашеских орденов. Большинство рыцарей принадлежало к ордену Храма (приблизительно 240 тамплиеров) и к ордену святого Иоанна (приблизительно 140 госпитальеров).

Другие три военных ордена могли предоставить только 50 рыцарей (25 рыцарей святого Лазаря, 15 рыцарей-тевтонцев и 10 рыцарей ордена св. Фомы).

Рыцари святого Лазаря присоединились к рыцарям Храма в четвертом секторе обороны. Несмотря на храбрость защитников, последняя цитадель латинян пала под бешеной атакой сарацин. Все братья-воины ордена святого Лазаря, которые находились в Акре и погибли защищая город.

После вытеснения крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность, и в других европейских странах. Классическим примером уединённых убежищ, где лазариты продолжали заботиться о прокажённых, может служить остров Лазаретто в Венецианской лагуне. Национальные ветви ордена потеряли связь друг с другом, хотя каждая претендовала на прямое правопреемство со средневековым братством.

В 1572 году савойская ветвь ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, который на сегодняшний день является династической наградой Савойского дома.

В 1608 году французская часть ордена вместе с орденом Кармельской Богоматери составили Королевский орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского, который просуществовал до 1830 года.

Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Госпитальная деятельность, которая отличается постоянными связями между тем, кто помогает, и тот кому помогают, сохраняет его первоначальное предназначение ориентированное к заботе о прокаженных.
Королевским декретом 1929 года Орден Маврикия и Лазаря был объявлен наградой за безупречную службу и заслуги перед государством, как на военном, так и на гражданском поприще.

В иерархии наград Итальянского королевства орден Маврикия и Лазаря занимал второе место после высшего ордена Благовещения


А.В. Суворов с французским орденом Кармельской Богоматери
и Святого Лазаря Иерусалимского (13.02.1800)


Король Франции Филипп IV Красивый



Герб ордена Святого Лазаря


Рыцарь ордена Святого Лазаря, старинный рисунок

В 1752 году магистром ордена стал Людовик XVI. В 1773 году этот пост занимает будущий король Людовик XVIII. Через шесть лет, 21 января 1779 года, он разделил орден на два исходных - Святого Лазаря и Пресвятой Девы Марии с горы Кармель.
События Французской революции 1789 года привели к конфискации имущества ордена. Однако орден возрождается в 1814 году после возвращения во Францию короля Людовика XVIII, который перестает быть Магистром ордена и становится лишь его Защитником.


Командорский знак ордена Святого Лазаря после реформы 1779 г.

После революционных событий 1830 года орден получает защитника в лице греческого патриарха. После Первой мировой войны орден начинает действовать не только во Франции, но также в Испании, Нидерландах, США и Канаде. В наши дни отделения ордена существуют в 24 странах.


После захвата Саладином Иерусалима в октябре 1187 года Орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии (недалеко от Газы) 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. В 1517 году часть ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, однако сам орден Святого Лазаря продолжил существование.

Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Орден Святого Лазаря. Прокаженные на страже Европы

  • Монархические ордены
  • Братские ордены
  • Ордены принцев
  • Баронские ордены
  • Ордены-братства
  • Клятвенные ордены
  • Клиентские псевдоордены
  • Почётные ордены.

Военный и госпитальерский орден Святого Лазаря Иерусалимского — один из древнейших рыцарских религиозных орденов. На протяжении всей своей истории рыцари-лазариты были сосредоточены на попечении о больных (с чем связано возникновение слова лазарет). Символом лазаритов служил зелёный крест на белом плаще.

Орден основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокажённых, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Наряду со здоровыми людьми орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. В Средневековье таких людей считали мертвецами, а главной целью воинов становилась гибель во имя Христа. Рыцари святого Лазаря шли в бой с открытыми забралами и старались продать свою жизнь подороже.

Проказа – хроническая бактериальная инфекция, поражающая нервы конечностей, носа, кожу, глаза и верхние дыхательные пути. Из-за отсутствия методики лечения болезнь переросла в эпидемию. Больные лепрой люди были обречены на ужасные мучения. Их тело постепенно распадалось, кожа гнила, начиналась гангрена, человек слабел, слеп и терял способность дышать.

Прокаженному выдавалась специальная одежда, скрывающая тело и лицо. Чтобы здоровые люди слышали о приближении больного, ему полагалось носить с собой трещотку или колокольчик. После Третьего Латеранского собора 1179 года прокаженные изолировались в специальные приюты, называемые лепрозориями, которых к началу XIII века насчитывалось 19 тысяч.

В Средневековье, как на Западе, так и на Востоке, проказа была распространенной болезнью, например, от нее страдал король Иерусалима Балдуин IV. В Иерусалиме прокаженные лечились в лепрозории за пределами города, возле ворот святого Стефана. Покровителем приюта был святой Лазарь. Католическая церковь признает шесть святых с таким именем, но небесным заступником лепрозория считался Лазарь из Вифании — воскресший из мертвых в книге Иоанна. Или больной проказой нищий Лазарь, который нашел свое место на небесах.

Орден следовал уставу святого Августина, но до 1255 года не был официально признан Святым Престолом, хотя имел определённые привилегии и получал пожертвования.

Крест св. Лазаря
После захвата Саладином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. Отряд прокажённых воинов, бросавшихся в бой с открытыми забралами, наводил ужас на сарацинов, боявшихся заразиться. Больные бойцы принимали участие в битвах при Ла-Форби в 1244, Мансуре в 1250, Рамле в 1252 годах. Отчеты тех времен говорят, что рыцари ордена Святого Лазаря всегда сражались в первых рядах. В битве при Форбии 1244 года орден потерял весь свой личный состав, участвовавший в битве (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром).
После вытеснения крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность, и в других европейских странах. Классическим примером уединённых убежищ, где лазариты продолжали заботиться о прокажённых, может служить остров Лазаретто в Венецианской лагуне. Национальные ветви ордена потеряли связь друг с другом, хотя каждая претендовала на прямое правопреемство со средневековым братством.
В 1572 году савойская ветвь ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, который на сегодняшний день является династической наградой Савойского дома. В 1608 году французская часть ордена вместе с орденом Кармельской Богоматери составили Королевский орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского, который просуществовал до 1830 года.
Современный орден Святого Лазаря представляет собой организацию с оспариваемой преемственностью, имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Орден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители.

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта.

После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий.

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром.
В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э. в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным.

Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года , с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом.­

В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам.

Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.
Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными.

Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом.

Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ух ода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща.

Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов.
Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли.

Госпитальная деятельность, которая отличается постоянными связями между тем, кто помогает, и тот кому помогают, сохраняет его первоначальное предназначение ориентированное к заботе о прокаженных.
Королевским декретом 1929 года Орден Маврикия и Лазаря был объявлен наградой за безупречную службу и заслуги перед государством, как на военном, так и на гражданском поприще. Рыцарским крестом Ордена Святого Лазаря был награждён Александр Суворов.

В иерархии наград Итальянского королевства орден Маврикия и Лазаря занимал второе место после высшего ордена Благовещения.

Читайте также: