Орден меченосцев это в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

МЕЧЕНО́СЦЕВ О́РДЕН [нем. Schwert­brü­de­rorden; офиц. назв. – Ли­вон­ские бра­тья во­ин­ст­ва Хри­сто­ва (лат. Fratres militiae Christi de Livonia)], ка­то­лич. ду­хов­но-ры­цар­ский ор­ден. Ос­но­ван в 1202 епи­ско­пом Ли­во­нии Аль­бер­том фон Букс­гев­де­ном (по др. вер­сии, мо­на­хом-цис­тер­ци­ан­цем Тео­до­ри­ком) и ут­вер­ждён па­пой Рим­ским Ин­но­кен­ти­ем III . Об­ра­зо­ван для рас­про­стра­не­ния ка­то­ли­циз­ма в Вост. При­бал­ти­ке. Тра­диц. на­име­но­ва­ние ор­де­на про­изош­ло от изо­бра­жён­но­го на бе­лых пла­щах ры­ца­рей крас­ного ме­ча с кре­стом. За ос­но­ву ус­та­ва М. о. был взят ус­тав там­плие­ров . Ры­цари М. о. да­ва­ли обе­ты без­бра­чия, по­слу­ша­ния па­пе Рим­ско­му и епи­ско­пу Ли­во­нии. Во гла­ве ор­де­на сто­ял ма­гистр, по­жиз­нен­но из­би­рае­мый об­щим со­б­ра­ни­ем брать­ев-ры­ца­рей; во­ен. де­лом, сбо­ром де­ся­тин, свет­ским су­дом, над­зо­ром за ор­ден­ски­ми зем­ля­ми ве­да­ли ком­ту­ры (ко­ман­до­ры), ко­то­рые вме­сте с ма­ги­ст­ром со­став­ля­ли ка­пи­тул.

МЕЧЕНОСЦЕВ ОРДЕН [немецкое Schwert­brü­de­rorden; официальное название - Ли­вон­ские бра­тья во­ин­ст­ва Хри­сто­ва (латинское Fratres militiae Christi de Livonia)] - ка­то­лический ду­хов­но-ры­цар­ский ор­ден.

Ос­но­ван в 1202 году епи­ско­пом Ли­во­нии Аль­бер­том фон Букс­гев­де­ном (по другой вер­сии, мо­на­хом-цис­тер­ци­ан­цем Тео­до­ри­ком) и ут­вер­ждён па­пой Рим­ским Ин­но­кен­ти­ем III. Об­ра­зо­ван для рас­про­стра­не­ния ка­то­ли­циз­ма в Восточной При­бал­ти­ке. Тра­диционное на­име­но­ва­ние ор­де­на про­изош­ло от изо­бра­жён­но­го на бе­лых пла­щах ры­ца­рей крас­ного ме­ча с кре­стом. За ос­но­ву ус­та­ва меченосцев ордена был взят ус­тав там­плие­ров. Ры­цари меченосцев ордена да­ва­ли обе­ты без­бра­чия, по­слу­ша­ния па­пе Рим­ско­му и епи­ско­пу Ли­во­нии. Во гла­ве ор­де­на сто­ял ма­гистр, по­жиз­нен­но из­би­рае­мый об­щим со­б­ра­ни­ем брать­ев-ры­ца­рей; во­енным де­лом, сбо­ром де­ся­тин, свет­ским су­дом, над­зо­ром за ор­ден­ски­ми зем­ля­ми ве­да­ли ком­ту­ры (ко­ман­до­ры), ко­то­рые вме­сте с ма­ги­ст­ром со­став­ля­ли ка­пи­тул.

В начале XIII века меченосцев орден со­вме­ст­но с вой­ском епископа Аль­бер­та со­вер­шил несколько ус­пеш­ных по­хо­дов про­тив ли­вов, эс­тов, зем­га­лов и других при­бал­тий­ских на­ро­дов. По со­гла­ше­нию с епископом Аль­бер­том (1207 год) за ор­де­ном бы­ла за­кре­п­ле­на 1/3 за­воё­ван­ных зе­мель в Ли­во­нии и других об­лас­тях Восточной При­бал­ти­ки. Во­ен­но-по­ли­тические ус­пе­хи при­ве­ли к стрем­ле­нию меченосцев ордена ос­во­бо­дить­ся от за­ви­си­мо­сти от епи­ско­па Ли­во­нии и до­бить­ся не­по­сред­ст­вен­но­го под­чи­не­ния па­пе Рим­ско­му. К 1227 году ме­че­нос­цы за­вер­ши­ли по­ко­ре­ние Эс­т­лян­дии и ста­ли уг­ро­жать вла­де­ни­ям Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ки. В 1234 году нов­го­род­ский князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич на­нёс меченосцев ордену тя­жё­лое по­ра­же­ние на реке Эмайы­ги близ Юрь­е­ва (ны­не Тар­ту). Под­лин­ной ка­та­ст­ро­фой для ор­де­на ста­ла бит­ва при Сау­ле (ны­не Шяу­ляй) 22.09.1236 года про­тив объ­е­ди­нён­ных сил же­май­тов и зем­га­лов. В ней по­гиб­ли ма­гистр (1209-1236 годы) Вол­квин фон Вин­тер­штайн (Фольк­вин фон Вин­тер­штет­тен) и боль­шое чис­ло ры­ца­рей. Ос­тат­ки меченосцев ордена в мае 1237 года по ре­ше­нию па­пы Рим­ско­го Гри­го­рия IX сли­лись с Тев­тон­ским ор­де­ном, об­ра­зо­вав его ли­вон­ское под­раз­де­ле­ние (смотрите Ли­вон­ский ор­ден).

Ис­точники:

Ма­ту­зо­ва В.И., На­за­ро­ва Е.Л. Кре­сто­нос­цы и Русь. Ко­нец XII в. - 1270 г.: Тек­сты. Пе­ре­вод. Ком­мен­та­рии. М., 2002.

Обет послушания подразумевал полное отречение от собственной воли. Братья-рыцари клялись в безусловном и немедленном исполнении всех приказов магистра Ордена или его заместителя. Без разрешения высших начальников брат не имел права покидать жилища Ордена, получать или писать письма даже своим родным и близким. Все контакты с представителями внешнего мира были возможны только с разрешения магистра или его заместителя.

Обет бедности подразумевал полный отказ членов братства от какой-либо собственности и личных накоплений. Всё имущество меченосца, включая одежду, посуду и предметы обихода, принадлежало Ордену. Подарки, трофеи, а также земли, деньги или имущество, полученные по завещанию, передавались в распоряжение магистра и казначея Ордена. Лишь отправляющемуся в дальнее путешествие или паломничество рыцарю-меченосцу с разрешения магистра дозволялось пользоваться деньгами и сундуками для хранения и перевозки вещей.

Обет целомудрия строжайше запрещал братьям любые отношения с женским полом. Меченосцам категорически запрещалось не только касаться женщины или её одежды, но даже пристально смотреть на лицо её, пусть речь шла о матери или родной сестре. Обет беспощадной борьбы с неверными, еретиками и язычниками, как нельзя лучше подходил для выполнения главной миссии Ордена меченосцев – защиты христианских поселений, церквей и обителей, учрежденных в Ливонии, а также покорении и обращении в католическую веру местных язычников.

Согласно устава, все братья Ордена меченосцев делились на три разряда: братья-рыцари, братья-священнослужители и братья-служащие (услужающие братья). Братья-рыцари (дословно по-немецки: Ritterbrueder; риттербрюдер) формировали самый важный и высший иерархический разряд, из числа которого избирались высшие сановники Ордена. Рыцарю-меченосцу полагалось иметь благородное происхождение. Он не мог на момент посвящения в братство состоять в браке, быть членом иного ордена, а также не должен иметь неоплаченных долгов или страдать от какой-либо болезни.

Братья-священники (Priesterbrueder; пристербрюдер) ещё на момент вступления в ряды Ордена меченосцев обязаны были иметь духовный сан, а также безупречную репутацию священнослужителя и ревностного католика. Братья-священники носили узкий и наглухо застегнутый белый кафтан с красным крестом на груди. Им предписывалось брить бороду и коротко стричь волосы. Священник Ордена меченосцев по роду своей деятельности, образу жизни и выполняемых обязанностей практически ни чем не отличался от прочих католических священнослужителей своей эпохи.

Элементы защитного доспеха и внешний вид рыцарей Тевтонского ордена в первой половине XIII века. Приблизительно также (только с соответствующей геральдической символикой) экипировались братья-рыцари Ордена меченосцев.

Элементы защитного доспеха и внешний вид рыцарей Тевтонского ордена в первой половине XIII века. Приблизительно также (только с соответствующей геральдической символикой) экипировались братья-рыцари Ордена меченосцев.

К принимаемым в Орден меченосцев братьям-служащим предъявлялись четыре главных требования – не иметь долгов, не быть чьим-либо слугой или рабом, быть законнорожденным и истинным католиком. По мнению Ф. Г. Бунге, много лет изучавшего историю Ордена меченосцев, служащие братья подразделялись на две категории: братьев-оруженосцев (fratres armigeri) и братьев-ремесленников (fratres opifices). К первой категории, помимо оруженосцев, прислуживавших брату-рыцарю, относились арбалетчики, стрелки, мастера-оружейники. К категории братьев-ремесленников принадлежали кузнецы, конюхи, повара, пекари, замковая челядь и домашняя прислуга.

Одеяние братья-служащие носили кафтан тёмного, чёрного или коричневого цвета, с нанесенным на него рисунком или вышивкой, изображавших красный крест и меч. Оруженосцы также носили кольчуги. Братьям-служащим полагалась лошадь, а оруженосцам облегченное защитное снаряжение и вооружение. Оруженосцы имели право сидеть за одним столом с братьями-рыцарями и братьями-священниками.

Относительно облачения в одной из своих публикаций В. В. Акунов приводил следующие подробности: «Орденское облачение меченосцев было почти полной копией облачению тамплиеров. "Братья-рыцари" ордена меченосцев носили в мирное время длинный белый кафтан, а поверх него – длинный белый "господский плащ" (нем.: "герренрок", Herrenrock). В военное время они надевали поверх доспехов белое полукафтанье-налатник (по-немецки: "ваффенрок", Waffenrock или "ваппенрок", Wappenrock): "Услужающие братья" ордена Меча (незнатного происхождения) носили кафтаны, плащи и налатники серого или коричневого цвета (как и "услужающие братья" ордена тамплиеров). Эмблема "братьев-меченосцев" (также происходившая от тамплиерской) представляла собой красный "храмовнический" крест, а под ним – красный меч острием вниз (по которому их, собственно, и прозвали "меченосцами").

Во главе Ордена меченосцев стоял Великий магистр, выбиравшийся пожизненно из числа наиболее авторитетных и прославленных братьев-рыцарей. Магистру полагались четыре лошади и оруженосец, непременно знатного происхождения, отмеченный доблестями и добродетелями. В вопросах внутреннего управления Орденом фактически магистр имел неограниченную власть и самые широчайшие полномочия. Лишь в наиболее важных случаях, связанных с ведением масштабных войн и походов, магистр принимал решения, прислушиваясь к мнению капитула – общего генерального собрания братьев-рыцарей.

Первым и главным помощником Великого магистра был Великий комтур Ордена меченосцев. Комтур (Komtur или Kommentur) – немецкий термин (на латинском языке эта должность именовалась commendator) осуществлял функции управляющего определенным округом (комтурией). Комтур руководил братьями-рыцарями и войском вассалов Ордена во время боевых действий, следил за исполнением указов и распоряжений магистра, был обязан постоянно заботиться об укреплении и надлежащем содержании замков на территории своей комтурии. Великий комтур постоянно находился в центральном замке комтурии и подчинялся только непосредственно магистру Ордена. Великий комтур имел право в чрезвычайных ситуациях замещать магистра.

Куда более подробную, достаточно более аскетическую и меланхолическую картину рисует Фридрих-Георг Бунге: «Каждый брат обязан непременно присутствовать при ежедневных и ежечасных богослужениях, если тому не препятствуют какие-нибудь возложенные на него начальником служебные обязанности в другом месте и произведенная их исполнением большая усталость или серьезная болезнь. После начала последней вечерни до первой утрени каждый брат должен соблюдать глубокое молчание, которое может быть прерванным только в крайнем случае. О совершении молитв, соблюдении праздничных и постных дней и т. д. орденские статуты содержат особенно много подробных правил.

Братья должны жить в мире друг с другом, но также и смотреть друг за другом. Если кто заметит за другим ошибку, то должен укорить его в ней; если это не поможет, должен повторить увещание в присутствии третьего брата, а если и это окажется безуспешным, то увещание повторить пред собранием конвента. Старых и слабых братьев должно почитать, обращаться с ними с уважением и в отношении телесных их потребностей, насколько это дозволяет устав, содержать их менее строго.

За больными братьями следует старательно ухаживать в особенных больничных комнатах; только магистр может, если он болен, оставаться в своей комнате. Все братья имеют общее жилище в домах (замках) ордена. Они едят, не исключая и магистра и остальных начальников, за общим столом. За трапезой брат священник читает святой урок, чтобы братья тем лучше хранили молчание. Одеяние братьев должно быть простое, одинакового цвета, смотря по разрядам: белое, черное или коричневое — и из грубой ткани (burellum); так же просто должно быть устройство постели для сна.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

Альберт фон Бекесховеде, третий епископ Ливонский, на время всего своего тридцатилетнего правления заручился сильной поддержкой крестоносцев и основал в 1202 году Орден меченосцев. К 1229 году были завоеваны Ливония, Эстония и часть Курляндии. Эти земли как владение Ордена объединились под названием Ливония.

Первый магистр созданного в Риге Ордена меченосцев, рыцарь Винно фон Рорбах пал отнюдь не в бою с язычниками. Брат-рыцарь Викберт огромной секирой умело отсек ему голову одним ударом. После чего хладнокровно прикончил орденского священника Иоанна. Первое политическое убийство в Ливонии было совершено идейным идеалистом.

Рига далеко не всегда была каменной: ее основатель епископ Альберт жил в деревянном городе. Из дерева были построены дома первых купцов и ремесленников, деревянной была первая церковь святого Петра. Через несколько лет после переселения немецких колонистов к берегам Даугавы в Риге имелось лишь одно каменное здание — замок защитников города рыцарей Ордена меченосцев. Рижские купцы и ремесленники относились к воинам в белых плащах с жалостью и иронией. И отнюдь не потому, что зимой стены в плохо отапливаемом замке буквально дышали холодом.

Даже самый бедный горожанин в то время мог вечером посидеть у печки, где уютно потрескивали дрова, выпить несколько кружок пива, поболтать с соседом, заняться любовью с законной женой. Братья-рыцари были лишены таких житейских радостей. Вступающий в орден обязан был дать целый ряд обетов. Он не имел права не только спать с дамой, но даже смотреть на ее лицо. После вечерней молитвы ни один из братьев не имел права до заутрени произнести хоть слово без крайней необходимости. Рыбалка и охота строго карались. А чтобы легко можно было проверить, как рыцарь соблюдает обет бедности, ни один сундук в Рижском замке не должен был иметь замка. В общем, рыцарь обязан был молчать, вести монашеский образ жизни и рисковать собой, защищая интересы рижских купцов и ремесленников. Кто же соглашался служить на таких кабальных условиях? Преимущественно те, кого сегодня называют… бомжами!

Из глубины веков до нас дошло понятие “странствующий рыцарь”. Но мало кто знает: многие дворяне странствовали 800 лет назад не из любви к путешествиям, а в связи с отсутствием “постоянного места жительства”. Дело в том, что западное земельное право, чтобы не дробить дворянские поместья на мелкие участочки, ввело понятие майората. Это значит, что замок и поместье в семье наследовал старший сын. А остальные надевали доспехи, садились на коня и отправлялись странствовать. В городе такой странник был никому не нужен, ибо владел только одним ремеслом — бить мечом по голове. От крестьянина его отличали не только хорошие манеры, но и неумение (а главное — нежелание) пахать и доить коров. Страннник был рад возможности стать членом рыцарского ордена даже на самых тяжелых условиях — чего не сделаешь ради крыши над головой. Чтобы спать в замке, а не под кустом, дашь любой обет.

Но даже если рыцарь поначалу и готов был соблюдать клятвы, то, понаблюдав за местными нравами, он начинал сомневаться. Среди ливонских язычников практиковалось многоженство, эсты, ливы, латгалы вторгались в соседние селения, грабили, насильно уводили с собой чужих женщин. В хронике Генриха Латвийского. зафиксировано множество фактов типа: эсты вторглись в землю ливов, привязали одного из местных вождей к шесту и стали вращать шест у костра, требуя денег. Лив рассказал, где спрятано его серебро, но коварные эсты все равно дожарили его на костре, словно поросенка на вертеле. Рыцари меченосцы были детьми своего времени.

В такой обстановке формальное соблюдение заповедей Божиих было бы просто не понято. Крестоносцы постепенно входили в нормальный средневековый ритм — брали заложников, считали чужое имущество своей военной добычей, а частенько предавались даже греху пития крепкого пива. Вот в такую страну и прибыл из маленького германского городка Сузата рыцарь Викберт, желавший верно служить Господу и Пресвятой Деве Марии. Его направили в замок Венден.

Братья-рыцари “работали” не покладая рук: вместе с крещеными ливами вторгались в землю эстов и убивали всех подряд, дабы отмстить неразумным язычникам за нивы и села и буйный набег. При этом один из крестоносцев, которому поручено было судить пленных, брал с них взятки в таких размерах, что возмутил даже других братьев (обычно смотревших на проступки коллег с христианским милосердием): в его сундуке было обнаружено несколько килограммов серебра!

История не знает, что больше возмущало Викберта: коррупция, убийства или стремление некоторых братьев к алкоголю. Известно лишь, что рыцарь бежал из Вендена в Иудумею и умолял местного священника связаться с епископом Альбертом, дабы тот перевел его в Ригу и Викберт мог служить непосредственно основателю города. Но на сытых конях в Иудумею примчались рыцари из Вендена, схватили отступника, вернули в замок, заковали в цепи и бросили в темницу. Между прочим, темница в Венденском (Цесисском) замке сохранилась и поныне — и температура там даже летом не превышает 8 градусов. На хлебе и воде в таких условиях не протянешь и три месяца. Пришел бы волонтеру бесславный конец, но за него неожиданно вступился епископ. Беглеца направили в Ригу.

Неизвестно, о чем беседовал магистр Винно фон Рорбах с молодым идеалистом. Хроника Генриха Латвийского лишь гласит: магистр снял обвинение в дезертирстве, но что дальше делать с Викбертом — не знал. Начинать расследование по его жалобам было бы бессмысленно — пришлось бы пересажать по темницам весь орден. Рыцарь же счел, что, потворствуя клятвопреступникам, Винно тем самым порочит Пресвятую Деву и губит непорочные души христиан. Вскоре в Риге разыгралась кровавая драма. Однажды, когда почти все братья отправились в собор на богослужение, Викберт сообщил священнику Рижского замка Иоанну и магистру ордена, что хочет открыть им тайну, которую случайно узнал в Венденском замке. Томимые любопытством магистр и священник направились в келью рыцаря. Там Викберт схватил секиру, с которой никогда не расставался, и мастерски лишил магистра головы. Следующим ударом он покончил с любознательным Иоанном.

Орден Меченосцев (Ливонский орден)

Исполнив вынесенный им же самим приговор, рыцарь покинул келью и побежал в замковую церковь. Видимо, он надеялся, что в храме никто не посмеет применить насилие. Братья, однако, навалились, вытащили убийцу из церкви и бросили его в темницу. Суд приговорил его к страшной смерти — колесованию. Прежде чем Викберт скончался, палач переломал ему все кости.

Кровавый урок, впрочем, не пошел впрок. Со временем Орден меченосцев из богобоязненных воинов Господа превратился в анархическую вольницу. Разгул достиг таких размеров, что сам Рижский архиепископ благословил рижан на разбор с орденом. Горожане пошли на штурм замка, захватили его, комтура, прежде чем прикончить, таскали за бороду, словно нашкодившего мальчишку. А обитель крестоносцев разрушили до основания. Лишь в следующем столетии в Риге был построен новый замок. Но принадлежал он не ордену, а Рижскому архиепископу, крестоносцы же не имели более замков в черте город

Символика Ордена

Символика ранних Меченосцев изучена плохо. Твердо известно, что на белых плащах орденских братьев изображался маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда изображаются художниками нашего времени золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча.

Современными учеными практически доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику.

Известно так же, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивал весь щит). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.

Читайте также: