Ораторское искусство в древней греции и древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Со школьной скамьи, изучая историю в школе, вспоминаем интересные уроки истории Древней Греции и Рима. В Древней Греции — Афины, как центр культуры, образования, музыки, ораторского искусства. Греция древняя и современная поражает красотой, теплом своей природы, уютом маленьких и больших городов. Наверное, поэтому здесь рождались темпераментные люди, умеющие красиво выражать мысли. Красиво выразить свою мысль – это искусство, которому учились, например, на курсах ораторского мастерства. В Греции и Риме люди владеющие словом, собирали стадионы. Обращали людей в героев и борцов за мир и справедливость, умели победить своих соперников убеждением слова. Слово, как говорят, у нас в стране может убить, а может воскресить. Сила слова, его величие, значимость поднимали бойцов в бой. Оратор должен помнить о содержательности своей речи и привлекательности для слушателей.

Древнегреческая риторика

Софисты — учителя риторики

Мы видим, что искусство слова в древности было устным. Софисты развивали не только устное ораторское искусство, но и писали теорию – издавали учебники в 5 веке до н.э. Один из самых известных софистов – Горгий из Леонтины (485-380 г.г. до н. э).

Он на первое место ставил стиль речи. При публичном выступлении необходимо психологически завладеть аудиторией, заставить себя слушать. Речь не должна быть монотонной и однообразной. Приемы могут быть различными, например, применяется быстрое и мгновенное противопоставление понятий, утверждений называется этот приём антитезой.

Другой приём основан на применение противоположного по смыслу слова, термина, понятия. Самый удивительный приём, когда оратор может разделить свою речь на главные части и усиливать или понижать ритм речи с помощью рифмы в конце предложения, произношение с разной силой только согласные буквенные звуки (аллитерация). Кстати, применение данного приёма может быть использовано не только в ораторском искусстве, но и в медицине при выводе больного из состояния шока или комы.

Мы, слушая, наслаждаемся сочетанием звуков в речи. Речь плавная, красиво переходящая от слова к слову. Такой приём называется благозвучием или по научному — ассонансами.

Фразимах

Софисты Фразимах, Платагор – продолжили теорию развития речи, добавили свои элементы в красноречие, давая возможность ораторскому искусству войти в ряд наук, которые были показаны к изучению в Греции и Риме всем, кто назывался гражданином. Граждане – это те, кто родился и жил на территории Греции или Рима. Рабы, переселенцы, приезжие торговцы таковыми не являлись.

Можно сделать вывод, какой части населения страны было доступно ораторское искусство. Ограничения были законные, гражданин овладевший искусством слова мог достигнуть больших высот в ранге влиятельных и уважаемых граждан государства. При социальном неравенстве допустить влияние низших, как правило, бесправных людей к влиянию на умы и души граждан государства недопустимо.

Софистам выразим свою благодарность за науку называемую риторикой. В современных школьных гимназиях была попытка ввести риторику, как школьный предмет, но не подготовленных учителей, ни умеющих специалистов не нашлось. Свелось это начинание к увеличению письменной нагрузки на ученика. Отвечать ученику первого или второго класса письменно в тетрадях по риторике не хотелось, да и непонятно было ему, зачем это надо. Нагрузка пала на родителей, а у них и других дел много, не до риторики; тем более родители уже получили образование и профессию.

Перейдем от знакомства с софистами, к политическим деятелям Рима и Греции, к прекрасным философам, ораторам и политическим деятелям, которые словом сделали больше, чем военные оружием в установлении демократии в Афинах или империи в Риме.

Демосфен

Каково же было моё удивление, когда узнала, что он был мальчиком, страдавшим физиологическими недостатками: хрупкий, неслышный голос, нервное подергивание лица, плохо, если не сказать, не говорившего связанной и понятной речью. Родился в Афинах, семья была материально обеспечена, но после внезапной смерти отца вынуждена была распродать своё имущество. Установленное опекунство не приносило средств к существованию, нужно было выживать, надеяться можно было только на самого себя. Мальчику было семь лет!

Прошло несколько лет, в течение которых он учился, работал со своими недостатками. Настало время, когда он начал зарабатывать деньги путем составления текстов речи для заседателей в суде.

Демосфен за свою жизнь написал пятьдесят статей различных речей, большая часть принадлежит судебным речам. Он хорошо владел информацией жизни людей, обращавшихся к нему за помощью, мог безошибочно доказать или опровергнуть вину человека.

Соглашусь с тем, что людям, чья профессия связана с правовыми органами, например, адвокату или судье, познакомится в составлением речей защиты или обвинения, очень полезно.

Речь должна быть заинтересованной, живой, свободной. В процессе своей речи, он мог отойти от приготовленного плана, говорить без бумажки. Эмоциональное, зажигающее выступление никого не оставляло равнодушным. Как часто бывало, слушатели его речи были завоёваны – делай с ними теперь, что хочешь. Он избегал тратить свои силы на долгую прелюдию в речи. Четкие, неопровержимые доказательства, приводили к победе над своими оппонентами.

Демосфен как хороший учитель постоянно в процессе своей речи возвращал слушателей к её важным, основным моментам, как бы закрепляя услышаное. Многократное повторение приводило слушателя к мысли, что это его мнение и его собственная точка зрения. Большое искусство убедить человека в этом.

Обратим свое внимание на непревзойденного древнегреческого философа, писателя, человека, подарившего идеалистическое учение миру, которое нашло последователей в Европе. Великие французские философы подхватили эту теорию, развили в учение и распространили по миру. Гуманисты, энциклопедисты привели к Великой французской революции, а учение К. Маркса и Ф. Энгельса к революции в России, но сейчас не об этом.

Платон

Платон, так же, как и Демосфен родился и вырос в Афинах. Аристократическая семья дала прекрасное образование. В юности он был знаком с Сократом. Охотно ходил на его лекции, учился пониманию сказанного. Принимал активное участие в политической жизни, был участником Коринфской войны.

Прекрасно понимая значения образования, как необходимого в развитии души и тела, открыл свою гимназию в Афинах, которая пользовалась популярностью среди граждан.

Кому, как не нам, знать это воздействия на себе, современных людей новых технологий, основанных на древних философских источниках.
Нельзя обойти вниманием одного из самых успешных политиков и государственных деятелей, человека, который много времени уделял развитию афинской демократии, укреплению афинского права, развитию городов, укрепил морское могущество Греции.

Сегодня мы любуемся, в качестве туристов, афинским Акрополем, постройками Парфенона.

Парфенон

Кроме таланта военного он обладал талантом оратора, вдохновляющие речи перед боем, вели его воинов к победе, как это было в Пелопонесской войне.

Как жалко терять талантливых, работоспособных людей пораженных неизлечимыми болезнями, как чума, от которой умер Перикл.

Аристотель и его риторика

Наконец добрались до имени самого известного ученого, философа, последователя и ученика Платона, Аристотеля. Много трудов, посвященных изучению души и тела есть в наследии Аристотеля. Привлекает, следуя теме, книги, посвященные риторике, красноречию, умению говорить.

Аристотель

Марк Антоний и Цицерон — об ораторском искусстве.

Марк Антоний – древнеримский политик, военачальник, человек чести и достоинства, трижды консул. Ученик Цицерона, друг и соратник Юлия Цезаря. Своим словом, организаторскими способностями выводил свои конные войска из самых безвыходных ситуаций. Обладал умением выстроить речь так, что казалось, он выступает без подготовки. Большое значение он придавал не только речи, но и сопровождающему жесту. Его жестикуляция была яркой, неповторяемой, как будто все его тело участвует в речи. Цицерон писал о нем, как об одном из двух выдающихся ораторов, рядом ставил только Лициния Красса. Равных ему не было, но обстоятельства и фортуна могут отвернуться и тогда поражение неизбежно.

Марк Антоний

Поражение его армии в битве при Акции, вынудили его покончить жизнь самоубийством.

Учитель Марка Антония в ораторском искусстве Марк Туллий Цицерон, родился в городе Арпине, получил хорошее образование, в Риме вошел в число представителей граждан в Сенат. Ораторский талант, сдержанность, речевой такт позволили ему завоевать доверие не только у членов Сената, но и простых граждан, которым он помогал безвозмездно. Был убит недоброжелателями.

Риторика, наука, которая показывает, как сделать стиль речи правильным и доступным для понимания, определяет содержание мыслей и стиль поведения. Она вырабатывает философию жизни человека. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Первым было Слово, и Слово было у Бога, а люди лишь последователи этого Слова.


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Краткая история риторики

Риторика в Древней Греции

История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

Развитие риторики в Древнем Риме

Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

Становление русской риторики

В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента. В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э.

Содержание

Ораторы Древней Греции

Классическая афинская демократия формировалась в конце VI – начале V вв. до н.э. усилиями прославленных реформаторов родоплеменной общины Солона, Клисфена, Эфиальта. Главное демократическое достижение Афин – правовое устройство государства. С приходом к власти Солона – отца-основателя афинской демократии – в Афинах был создан суд присяжных. Это был демократический верховный суд, судьей в котором мог быть любой гражданин Аттики внеимущественного ценза, достигший тридцати лет. Однако Солонов суд не имел современных институтов прокуратуры, следствия и защиты. Обычно обвинителем выступал сам потерпевший, он же выполнял и функции защиты. И только позднее – наемный оратор. Именно поэтому появилась необходимость в людях, умевших убедительно, логично и доказательно говорить в суде, держать себя на публике, что имело немаловажное значение.

Практическое применение ораторское искусство впервые получило в Сицилии. Отцом риторики и учителем софиста-оратора Горгия Аристотель называет Эмпедокла из Агригента. В Сицилии уже наметились основные виды ораторского искусства, получившие распространение в Афинах в V в. до н.э.

Это прежде всего политическое красноречие, прославленное именами Фемистокла и, главным образом, Перикла.

Не менее распространено было судебное красноречие.

Третий вид ораторского искусства – эпидейктическое, торжественное красноречие, в котором особенно искусен был Горгий. Его воззвания, игравшие роль политических памфлетов, отличались цветистым слогом, изобиловали аллитерациями, антитезами, смысловым противопоставлением, метафорами.

Горгий вызывал восторг вовсе не как политический или судебный оратор, а как мастер торжественного красноречия, или эпидейктического (по определению Аристотеля).

Указанные три вида ораторского искусства не развивались независимо друг от друга. Горгий произносил не только хвалебные речи, но и был составителем судебных речей; Перикл – политический оратор, произносил и панегирики, а Антифон, судебный оратор, - политические речи.

Лисий

У римлян Лисию следовали писатели, стремившиеся к древне-аттической простоте и чистоте слога; Цицерон, признавая заслуги Лисия, предпочитал ему Демосфена.

Исократ

Истинный оратор, по мнению Исократа, должен обладать талантом, быть образованным человеком и упражняться, т.е. кропотливо работать над составлением речей.

Исократ дожил до преклонных лет и был известен как один из выдающихся писателей своего времени. От него остались 21 речь и 9 писем.

Большое значение придаёт Исократ искусству выражения мыслей: в этом отношении важная роль принадлежит выбору слов и их сочетанию. Порицая особое пристрастие к метафорам, Исократ считает, что слог вместе с тем должен быть отделанным и возвышенным.

Следуя Горгию в употреблении украшающих средств, Исократ вместе с тем не злоупотреблял ими. По его мнению, важно избегать резких и трудных сочетаний звуков и резкого перехода от одного сюжета к другому. В искусстве делать лёгкие и естественные переходы нет ему равных.

Моралист и наставник, Исократ создает в 392-352 гг. до н.э. школу красноречия, которая стала крупнейшим риторическим центром Эллады. Глава школы не уставал повторять, что обучение искусству красноречия закладывает фундамент образования, формирует профессиональные навыки для деятельности любого рода. Школа Исократа -–школа нового по сравнению с софистикой периода, в ней утверждаются высокие нравственные аспекты риторики как науки. Благодаря этому Исократ входит в историю как создатель общеобразовательной школы, отличающейся от научных академий и лицеев Платона и Аристотеля.

Демосфен

Классическая греческая риторика V-VI вв. до н.э. увенчана поистине трагической фигурой политического и судебного оратора Демосфена, погибшего в неравной схватке с единовластием, предопределенным самой историей.

Однако доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдение в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра скоро подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд.

Демосфен – один из самых выдающихся ораторов древности. Его речи отличались высоким пафосом и большой силой убеждения. Демосфен во многом превзошел своих предшественников Лисия и Исократа. Так, Дионисий Галикарнасский говорил, что Демосфен следовал сжатости и пафосу Фукидида, силе характеристики Лисия, искусному распределению частей Исократа. Гармонично соединив все это, он выработал свой особый стиль речей, которые потрясали слушателей. Особенно поражали тот громадный пафос и та ораторская сила, с которыми он обрушивался на врагов.

Ораторы Древнего Рима

По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Но бесчисленные войны с окружавшими племенами за право владычества в регионе надолго по сравнению с Грецией задержали развитие его духовной культуры.

Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов, народа, смотревшего на мир глазами рассудочного практицизма и холодной трезвости. Знаменитый греческий культ красоты во всем, восторженное служение ей воспринимались в Риме как некая восточная распущенность, низменное сладострастие и недостаток практицизма. По сравнению с эллинским миром, даже в смысле географии сориентированным на более культурный Восток, Рим был чисто западной цивилизацией прагматизма и напора. Это была культура иного типа, цивилизация индивидуальностей, но не коллектива. Ф.Ф. Зелинский (в кн. История античной культуры. СПб,1995.С.274 ) говорит об этом так : «В противоположность эллину с его агонистической душой, поведшей его вполне естественно и последовательно на путь положительной морали, мы римлянину должны приписать душу юридическую и в соответствии с ней стремление к отрицательной морали праведности, а не добродетели. Идеал положительной нравственности заключается в понятии доблести, переходящим к понятию добродетели, средством его является деятельность, а отдельным проявлением – подвиг. Это идеал античный, общим всем эпохам. Идеал отрицательной нравственности – праведность, ее средство – воздержание, ее отдельное проявление избежание проступка или греха; это идеал фарисейский в объективном смысле слова.

Собственно о красноречии республиканского Рима мы знаем, преимущественно, благодаря рассказам Цицерона и немногим цитатам в сочинениях других авторов. Нам известны имена знаменитых политических деятелей (в республиканском Риме – синоним оратора), но речи их до нас не дошли, поскольку вплоть до Юлия Цезаря не было традиции ведения сенатских протоколов. Утилитарность римского красноречия сыграла печальную роль в его истории.

Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Государственные решения и законы, начиная с 510 г. до н.э., принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях сената. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений.

Гай Гракх

Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись декларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме должно было стремиться к пышности и изощренности.

Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен – от упрощения к нагромождению, азианству. Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:

  1. 1) в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;
  2. 2) другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;
  3. 3) наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Автор военно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня. Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образование на о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа.

Как наследник Гракхов и Мария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом с лидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых был Цицерон.

К сожалению, ни одна из политических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считал необходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличие от Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в них средство к достижению цели.

Цезарь стал образцом для подражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона и Муссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни, первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилось благодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарному составу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарь вошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно был творцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; его родовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откуда позднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционное европейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковь пользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об истории их предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели в пантеон римских божеств.

Марк Туллий Цицерон

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов на темы морали и воспитания, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии вообще.

В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии – материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении.

Марк Фабий Квинтилиан

Луций Анней Сенека

Свою деятельность как судебный оратор он начал в 31 г. Его успех вызвал недовольство Калигулы, который хотел его убить. Смертная казнь грозила Сенеке и при Клавдии. Вследствие интриг Мессалины, сосланный в 41 г. на остров Корсику, Сенека оставался там до 49 г. Возвратившись в Рим, Сенека получил должность претора благодаря покровительству второй жены Клавдия Агриппины, которая поручила Сенеке воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона.

Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошедших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии. Сенека Млад- ший – характерный пример подобного симбиоза.

Если Цицерон писал свои морально-этические трактаты в форме диалога, то Сенека в своих философских трактатах приходит к форме диатрибы – проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа всё время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса – логику развития мысли, то в сочинениях Сенеки композиция как таковая отсутствует: Все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов. Автор старается убедить читателя не последовательным развитием логики мысли, подводящей к центру проблемы, а короткими и частыми наскоками со всех сторон: логическое доказательность заменяет эмоциональный эффект. По существу это не развитие тезиса, а лишь повторение его снова и снова в разных формулировках, работа не философа, а ритора: именно в этом умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах и заключается виртуозное словесное мастерство Сенеки.

Считается, что античная риторика появилась после того, как в солнечном городе Сиракузы, что на Сицилии, в 465 году до н. э. была свергнута тирания и установилось демократическое правление, при котором каждый может и должен участвовать в управлении государством — а для этого надо уметь грамотно и убедительно говорить. Первые софисты, Тисий и его ученик Коракс, написали первые учебные пособия по риторике, чтобы каждый гражданин мог быстро и эффективно овладеть навыками публичной речи.


Дальнейшее развитие риторики связано с распространением интеллектуального движения софистов, самыми значительными представителями которого были Горгий, Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах. Эти странствующие учителя-энциклопедисты примерно в это же время положили риторику в основу своей образовательной программы и за большие деньги преподавали свои знания золотой молодежи греческих полисов, предпочитая гастролировать в Афинах, самом богатом на тот момент греческом городе. Так, одна лекция Продика стоила 50 драхм, а полный учебный курс Протагора — 10 тысяч драхм. Для сравнения: дневное жалование опытного рабочего или матроса на корабле составляло 1 драхму, тяжеловооруженный воин-гоплит получал 2 драхмы в день, бык в то время стоил 50–100 драхм, штраф за обесчещенную свободную женщину составлял 100 драхм, и раба можно было купить за столько же.

У Платона были свои основания не любить риторику: риторическая практика происходит от демократии, а демократия, как известно, погубила Сократа, его любимого учителя.

С Платона (а точнее, даже с Сократа) начинается многовековое драматическое противостояние двух фундаментальных культурных дискурсов — риторического и философского, а поскольку, как писал Уайтхед, вся последующая философия есть лишь комментарий на полях к Платону, то, как нетрудно догадаться, соперничество это продолжается до сих пор: одни философы и даже целые эпохи утверждают главенство риторического начала, другие — философского.


Риторику Исократ, в отличие от его коллеги и конкурента Платона, понимал вполне нейтрально: для него она и не полезна, и не вредна, а ответственность за ее пользу или злоупотребления ею ложится на того, кто практикует, а не на того, кто обучает. Исократ говорил:

Кстати, в схожем ключе риторику понимал и Аристотель, который до того, как поступить в обучение к Платону, некоторое время обучался риторике у Исократа.

Время это, V и IV века до н. э., считается золотым веком ораторского искусства: именно тогда творили мастера, которые вошли потом в великий канон десяти аттических ораторов. Рассказать обо всех мы, разумеется, не сможем, поэтому просто перечислим их по именам: Антифон, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх.

Эпоха эллинизма: риторика как школьная дисциплина

В 338 году до н. э. случилось трагическое для греческой независимости событие — была проиграна битва при Херонее, и Греция подпала под владычество сначала царя Филиппа Македонского, потом его сына Александра, а после смерти последнего — его диадохов (преемников). Роль народного собрания, главной арены красноречия, в это время стремительно падает из-за отсутствия политической независимости, и, следовательно, снижается количество и качество политических речей. Начинается эпоха эллинизма.

Во всех концах огромной и хрупкой империи Александра начинает распространяться греческая культура, которая, соединившись с локальными культурными особенностями самых разных стран, образовала абсолютно невообразимый и невиданный доселе культурный фьюжн. Среди лингвистических перемен — появление общегреческого диалекта койне, который поначалу стал общим диалектом в армиях Александра Великого, а со временем — дипломатическим и литературным языком всего Средиземноморья. С распространением греческого языка начинается и распространение греческого образования, важнейшим элементом которого является так называемая пайдейя — воспитание социальных, моральных и политических добродетелей. Разделение общей для глобального в то время мира пайдейи упрощало коммуникацию, делало ее более эффективной. Подвластные могли рассчитывать на понимание со стороны властителя (чаще всего грека), если они разделяли те же ценности, что и он. Происходит нечто вроде унификации образования по греческому образцу. Чтобы осуществить успешную трансляцию греческой культуры, по всему Средиземноморью начинают открываться риторические и грамматические школы. Грамматики обучали греческому языку и литературе, риторы — искусству речи.

От эпохи эллинизма почти не сохранилось записанных речей или риторических сочинений. Это, однако, не означает, что риторическая проблематика в то время не разрабатывалась.

Чаще всего эти дисциплины преподавались одним-двумя учителями, и только богатые люди в больших городах могли позволить себе нанимать отдельно учителя риторики, учителя геометрии и т. д.

Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук

В первую очередь эта фобия объясняется социальным переменами в римской жизни. Аристократический Сенат утрачивал политической влияние, а на арену политической борьбы выступало сословие всадников и плебеев. Им пришлось доказывать свою правоту, выступая в собраниях, но опыта произнесения речей у них не было. По этой причине они стали активно изучать греческое красноречие. Появляются первые школы риторов, где поначалу преподают греки, а потом, поколение спустя, уже сами римляне.

К этому поколению принадлежит и выдающийся оратор Цицерон, наследник традиции, идущей от Исократа, который пытался примирить риторику и философию. Философию он изучал у эпикурейца Федра, стоика Диодора и у главы тогдашней платоновской Академии Филона. У последнего он обучался и диалектике — искусству спора и аргументации. Увлечение философией и особенно стоицизмом привело Цицерона к мысли о том, что оратор должен быть также и философом.

Ко времени Цицерона риторическая теория стала настолько совершенной, что замкнулась сама на себе, отделившись от остальных аспектов человеческого знания.

В то время шла борьба между азиатским (восточным) и аттическим риторическим стилем. Сам Цицерон, знакомый со всеми этими направлениями, пытался выдержать среднюю позицию и поэтому примыкал к Родосской риторической школе, возводившей себя к Исократу — не столь скромному в плане стиля, как, например, Лисий, но и не столь приторному, как Горгий. Он ищет образец красноречия в греческих древностях, говоря похвальные слова в том числе в адрес софистов и сетуя, что с Сократа начинается вражда между философией и риторикой. При этом он считает, что Сократ намного превосходил красноречием своих соперников софистов.


Римская империя: упадок стиля, похвала мухе и появление романов о любви

Сам Цицерон не придавал школам большого значения и говорил, что его воспитала не душная риторская каморка, но воздух Академии, а опыту в молодости он набирался в домах почтенных и опытных ораторов и сенаторов. Квинтилиан же считает, что школа — основа образования. Для Цицерона главное в обучении — философия, история и право, а теоретическая риторика второстепенна. У Квинтилиана же из двенадцати книг его огромного сочинения девять посвящены скрупулезному разбору риторической теории. Для Цицерона в сердце риторики лежит философия, для Квинтилиана — классическая литература, и поэтому у Цицерона оратор — это мыслитель, а у Квинтилиана — стилист. Оратора Цицерона должен оценивать народ, оратора Квинтилиана — искушенный и образованный ценитель литературы. Цицерон, глядя в будущее, видит прогресс в искусстве красноречия, Квинтилиан — только упадок и недолгое возрождение, происходящее в его собственное время.

Излюбленным приемом становится похвала-парадокс каким-то незначительным предметам или явлениям — мухе, комару, дыму.

В отличие от первой софистики вторая не ставит перед собой познавательных проблем, она далека от философии, но захватывает всю область интеллектуальной активности. Понятие мимесис, введенное в интеллектуальный оборот Аристотелем, полностью меняет свое значение. Если раньше под мимесисом понимали подражание природе через технэ и поейсис (то есть через ремесло и искусство), то теперь подразумевается только подражание второго порядка, подражание подражанию, дискурс о дискурсе. В первой софистике бытие есть эффект речи или риторики, здесь же бытия нет вообще, но есть только палимпсест, на котором что-то записывалось, потом было стерто и заново записано. Имитировались и стилизовались прежде всего сюжеты афинской истории в декламационных речах с сохранением аттического диалекта.

Учеником Полемона был Герод Аттик, друг императора Адриана и Антонина Пия. Последний назначил его учителем будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера (соправителя), а затем сделал его консулом в 143 году. Герод Аттик стал первым греком, получившим столь высокую должность в Риме. Сохранилась его речь, побуждающая спартанцев прийти на помощь фессалийцам против македонян: Герод подражает в ней Фрасимаху Халкидонскому, да так искусно, что вплоть до XIX века эту речь считали произведением халкидонца.


Дион был убежденным противником рабства и восхищался простотой древних киников, особенно Диогена Синопского (да, того самого, который жил в бочке). В речах Диона представление об истинной красоте связано с моральным совершенством. Интересно, что, как и у Платона, красота у него воплощается в юношеском облике. Сторонник единовластия, Дион выступает против тирании, которая, по его мнению, губит красоту и добродетель. Рассуждения о прекрасном поэте и философе неотделимы от выпадов против древних и новых тиранов. Диону важен идеал свободного гражданина, слова которого не расходятся с мыслями, который просвещает граждан, не ожидая вознаграждения.

Тем не менее в центре внимания второй софистики остаются исключительно проблемы языка и стиля. Что касается жанровой новизны, то большое внимание уделялось школьным жанрам — описаниям (экфрасис) и эпистолярному жанру (письма). Именно от этой эпохи до нас дошло множество подложных писем, принадлежащих якобы Фемистоклу, Сократу, Диогену и др. Со временем в письмах вместо философского содержания начинает появляться бытовое, которое приходит из новой аттической комедии и любовной лирики. Появляются целые сборники таких фиктивных писем, один из которых составлен, например, Филостратом.

Подлинным же новаторством того времени стала разработка и развитие греческого любовного романа.

На этом заканчивается эпоха античной риторики и начинается риторика средневековая, в основе которой лежит борьба между язычеством и новой христианской религией, а основными ее жанрами будут проповеди и богословские увещевательные сочинения, это уже в значительной мере другая история.

Читайте также: