Опыт менеджмента в сша кратко

Обновлено: 05.07.2024

Американская модель менеджмента стала прообразом для современной управленческой системы, которая применяется во многих странах мира при организации работы на различных предприятиях. Характеристика американской модели менеджмента: это индивидуальная, равноправная система, в которой работники отвечают за свой труд, но могут в любой момент поменять место работы, а начальник рассматривает вопросы каждого из специалистов индивидуально.

Американская модель менеджмента — особенности

К основным особенностям американского менеджмента можно отнести:

  • деловитость, которая сквозит во всём американском;
  • развитая индустрия усовершенствования подходов в менеджменте;
  • высокий организационный уровень;
  • наличие только компетентного персонала;
  • некоторые отличия в стратегии управления производством.

Формирование американской модели

Менеджмент как наука в либеральной Америке начал формироваться ещё в двадцатом веке (1900-е года).

Одним из основных факторов развития выступила демократичность граждан и их всепоглощающая тяга к труду, образованию. Ещё один фактор, который возымел действие на становление менеджмента – поток переселенцев-крестьян и рабочих с Западной Европы. При этом на такой шаг соглашались смелые люди, имеющие авантюрную жилку, готовые к кардинальным переменам в жизни. Именно такие сотрудники имели мотивацию для дальнейшей деятельности, направленной на зарабатывание денег.

Появляющаяся новая модель управления отражала тенденции эпохи классического капитализма. Это свободная рыночная экономика, наличие индивидуального предпринимательства, преобладание средних и больших организаций. Это легло в основу управления персоналом в США, так что американская модель родом из Англии, то есть имеет англо-саксонские корни. Основоположником управленческой науки Америки считается Ф.У. Тейлор, хотя значение имели также Форд, Мэйо Э. и Макгрегор.

В первую очередь формировалась американская модель менеджмента из-за особого образа заселения континента. Также сыграли роль религия и культурные традиции. Когда предприниматели могли рассчитывать только на собственные силы, надеясь на обогащение в ближайшем будущем. Одним из толчков к формированию нового менеджмента стало быстрое развитие технического уровня производства. Таким образом получилось, сто США в начале двадцатого века были единственной страной, где человек не зависимо от своего происхождения, национальности мог добиться успеха, проявляя свою компетентность.

К основным качествам, которые имел каждый успешный американский бизнесмен, относятся следующие. Честолюбие, общительность, несгибаемый оптимизм, повышенное чувство индивидуализма. Жители США считают, что без наличия вышеуказанных качеств невозможно пролезть вверх по социальной лестнице, так как вести прибыльный бизнес не получится. Указанные качества, а также невмешательство государства позволяли таким активным и целенаправленным предпринимателям основывать компании, которые позже становились монополистами в своей сфере.

К важным личностным качествам также прибавляется юридический образ мышления, присущий описываемому народу. В их родной стране принято часто обращаться за помощью или поддержкой юриста. Когда идёт речь о ведении партнёрского бизнеса, не принято доверять другим участникам хозяйственных и других деловых отношений. Именно это приводит к тому, что юристы являются востребованными, а юридическая грамотность поощряется. В работе поддерживается естественная конкуренция, при этом реально побеждает сильнейший.

Система организации Тэйлора, одного из основателей менеджмента в Америке, привела к так называемой организационной революции.

Чтобы его система работала, необходимо:

  • анализировать работу;
  • искать специалистов для выполнения определённых видов работ;
  • постоянно повышать квалификацию работающих;
  • поддерживать сотрудничество между администрацией и работниками.

Опираясь на вышеуказанные постулаты, Тэйлор также отводил время на изучение психологических и физических аспектов работы сотрудников и связи одних с другими.

Генри Форд, известный на весь мир как автомобильный король, обустроил работу конвейера по своим собственным схемам, чем также сильно изменил бытующие на тот момент представления об искусстве управления. Теперь можно было часть человеческой рабочей силы заменить на технику.

Согласно Файолю ставка в американском менеджменте делается на:

  • равновесие между властью и ответственностью за её наличие;
  • разделение труда;
  • поддержание строгой дисциплины;
  • единоначалие;
  • стимулирование в виде вознаграждения и штрафы за допущенные в работе ошибки.

В американской компании основная ставка делается на внутренние ресурсы. Важна рациональная организация производства и рост производительности труда, а также максимально эффективное использование ресурсов. Рациональным производство делает чёткое, жёсткое разделение обязанностей и зон ответственности работников. Узкая специализация позволяет уменьшить затраты времени на подготовку работников, при этом повышая квалификацию каждого из специализированных рабочих мест и отделяя их от низкоквалифицированных.

Та схема американского управления, которая сложилась на сегодня, отошла от классической модели, трансформировалась под воздействием геополитических изменений. Также на состояние данного способа управления оказали воздействие глобализация и интернационализация бизнеса. Кроме этого, менеджмент видоизменяется в странах под влиянием мировых культур.

Принципы управления в модели

Американская модель управления персоналом руководствуется набором принципов:

  • индивидуальность (решение принимается руководителем, который после этого за него отвечает);
  • делегирование полномочий;
  • оплата труда напрямую зависит от трудовых показателей сотрудника;
  • человекоориентированность (подход к каждому работнику);
  • пропагандирование только деловых отношений;
  • затраты на обучение минимальны;
  • приём на работу по личностным качествам;
  • контроль по вертикали власти;
  • специализация работников узконаправленна;
  • невысокие социальные гарантии;
  • гарантия карьерного роста при условии наличия личных достижений;
  • оформление контрактов на короткий срок, чтобы работник ценил место в организации (частая смена работы, как в Японии, для американской модели управления не является зазорным, а наоборот, представляется нормальным положением дел и даже поощряется среди свободных, специалистов).

Учитывая указанные принципы, для американских компании характерна большая текучесть кадров, так как работники по сути заботятся о себе сами и работодатель не считает нужным слишком тратиться на соцгарантии. Кроме этого, устные договорённости воспринимаются как нечто отрицательное и не находят воплощения на практике. В американской системе обязанности, права и гарантии прописывают в контакте и подкрепляют подписью/печатью.

Американская модель менеджмента

Американская система управления персоналом характеризуется практически полным отсутствием заботы о сотрудниках, что даёт работникам относительную независимость от директора. При этом специалист принимается на работу на короткий срок, может быть наказан за допускаемые ошибки. В большинстве компаний в США такие принципы действуют вне зависимости от того, в какой сфере действует организация.

  • уровню образованности;
  • наличию практического опыта;
  • психологической совместимости;
  • общей способности работы в коллективе.

Руководящие должности обеспечиваются кадрами благодаря назначению. Квалифицированные работники, включающие в себя ремонтный персонал, инструментальщиков, наладчиков и других, проходят отбор и высоко ценятся при наличии профессиональных качеств и нужного уровня квалификации.

Оплата труда в американской модели осуществляется повременно, то есть является сдельной. Минимальная ставка заработной платы регулируется законодательно. Размер зарплаты может отличаться от регионального расположения, а в конце рабочего года может производиться пересчёт, учитывающий результативность работника за весь анализируемый период, хотя в большинстве случаев ставка является негибкой.

Читайте интересный материал про ERP CRM системы что это, для какого бизнеса предназначены, про отличия систем, их плюсы и минусы.

В мире используются три основных модели менеджмента: японская, американская и европейская. Все национальные модели управления базируются на общих принципах и тенденциях, но при этом имеют кардинальные отличия. В той или иной мере каждая модель управления обладает положительными качествами, отличными от других школ менеджмента, а также отрицательными, существующими в силу национальных особенностей и традиций. Нельзя сказать, что американский менеджмент эффективнее японского или европейского, и наоборот. Каждая система активно развивается, приобретая лучшие черты других моделей и избавляясь от малоэффективных особенностей.

  • разделение труда;
  • равновесие между властью и ответственностью за нее;
  • дисциплину;
  • единоначалие;
  • стимулирование в виде вознаграждения и так далее.

Становление американского менеджмента

Становление американского менеджмента

Американский подход к управлению бизнесом формировался под большим влиянием особенностей становления нации. Огромный поток переселенцев из Западной Европы принес с собой культурно-религиозные традиции, которые также повлияли на формирование модели менеджмента. В большинстве своем на переселение в Америку соглашались люди с авантюрной жилкой, готовые к резким переменам образа жизни . При этом ими двигало желание самовыражения и поиска новой жизни. Еще одной категорией переселенцев были бедные крестьяне и рабочие из стран Западной Европы, которым нечего было терять на родине. Они также рассчитывали на скорое обогащение.

Чтобы достигнуть желаемых целей, необходимы были определенные качества, а именно: активность, стремление к саморазвитию и вера только в собственные силы. На долгие годы стремление к быстрому обогащению за счет собственных волевых качеств и знаний стало основной мотивацией в любой сфере деятельности на континенте.

Американская модель управления базируется на таких личных качествах, как оптимизм, уверенность в себе и своих силах, общительность, чувство индивидуализма и честолюбие. Кроме того, в генах американцев — высокая мобильность. Частая смена работы здесь не считается негативным качеством, в отличие от той же Японии, где приветствуется пожизненная приверженность своей компании.

Не менее важной составляющей американского стиля управления, помимо личных качеств работников, служит приверженность писанным правилам и инструкциям. Никаких личных договоренностей и обязательств, только буква закона, выраженная в должностных обязанностях, контрактах и инструкциях. Всеобщее недоверие, в том числе партнерам и коллегам по бизнесу , тесно связано с юридическим образом мышления и подходом к любым делам, причем не только в бизнесе.

Американский менеджмент работает в первую очередь не с работниками, а с каждой личностью. Подход у менеджера к работникам компании исключительно индивидуален и основывается на честолюбии подчиненного, а также на личных способностях. Все управленческие решения принимаются исключительно с учетом личных качеств каждого из сотрудников, индивидуальным является подход к поощрению и продвижению по служебной лестнице.

Работа каждого менеджера направлена прежде всего не на достижение успеха компании, а на удовлетворение собственного эго. Естественно, что все это связано с успехом компании, иначе и быть не может.

Принципы американского управления

Американская модель управления

  • индивидуальность в принятии решения и ответственности за него;
  • ориентация на работу с индивидуумом, а не коллективом;
  • делегирование полномочий;
  • исключительно деловые отношения;
  • индивидуальный контроль по вертикали власти;
  • быстрый карьерный рост, основанный на личных достижениях в трудовой деятельности;
  • при приеме на работу приоритет имеют исключительно деловые качества;
  • краткосрочные контракты;
  • оплата труда напрямую зависит от индивидуальных показателей деятельности каждого;
  • узконаправленная специализация;
  • минимальные затраты на обучение (это дело каждого);
  • невысокие социальные гарантии.
  • превышение личного интереса в работе над коллективным результатом;
  • отсутствие коллектива, атмосфера всеобщего недоверия;
  • в основе вертикальных отношений лежит контракт;
  • основным качеством руководителя являются высокий профессионализм, стремление к прибыли и личной выгоде;
  • писаное правило имеет приоритет над устными задачами.

Американские компании не заботятся о своих работниках, при этом последние особо не зависят от конкретного работодателя. Большая текучка кадров присуща многим американским компаниям. Для работника не составляет особого труда перейти на работу в другую компанию, расположенную в другом городе или даже штате. Практикуется краткосрочный прием работника и немедленное его увольнение за просчеты в работе или низкие результаты деятельности. Полной противоположностью является японская модель управления, в которой именно приверженность своей компании ценится превыше всего.

Оплата труда при американской модели управления

Оплата труда при американской модели управления

В связи с высоким уровнем автоматизации и механизации труда, когда от рабочего не зависит выработка, практикуется повременная оплата. При этом минимальная ставка регулируется на законодательном уровне. Средние размеры оплаты руководство компании определяет по средним показателям по отрасли и географическому региону. Максимальная величина заработной платы также зависит от уровня жизни в конкретной местности и квалификации каждого работника.

Практикуется повышение заработной платы по годовым результатам деятельности каждого, естественно в случае положительной динамики. Оценивает ее руководитель на основании характеристик от непосредственных начальников.

Система премирования работает только в сторону высшего руководства по результатам деятельности за определенный период. Для остальных сотрудников мотивацией к развитию служит карьерное продвижение и связанное с этим материальное стимулирование.

В большинстве своем оплата труда в американской модели управления не имеет мотивационной составляющей и отличается негибкостью. В основном работа с кадрами связана со стимулированием высшего менеджмента, созданием у него заинтересованности в процветании компании. Также в приоритете узконаправленные высокооплачиваемые специалисты, инвестиции в которых, наряду с высшим руководством, наиболее оправданны.

В последнее время, с конца прошлого века, многие компании изменили подход к кадровой политике. Американский менеджмент многое перенял из других систем управления, в большей мере от японской. В частности, это командная работа, отказ от узкопрофильных специалистов, социально-психологическая мотивация труда (приверженность одной компании).

Несмотря на некоторые недостатки, американское управление на практике доказало свою жизнеспособность. Ярким примером тому служат американские компании на верхушках различных рейтингов и американские бренды, известные во всем мире.

Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.

В настоящее время в США достаточно типичной является ситуация, когда менеджеры предпочитают называть своих подчиненных коллегами, игроками одной команды. Современные, особенно молодые, менеджеры склоняются к более человечному, демократическому стилю управления. Руководитель на одно из первых мест среди жизненных ценностей ставит деловые, добрые, человеческие связи с коллегами. Для роста эффективности работы руководящих кадров, систематического обновления их профессиональных знаний в США широко используются различные курсы повышения квалификации, действующие преимущественно при университетах.

Американские менеджеры, особенно молодые, стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого. Редко кто из современных американских менеджеров убеждён в том, что продвижение по службе происходит исключительно в силу его личных заслуг. Обычно это следствие оптимального сочетания деловых качеств и умения работать в команде.

Особенности американского менеджмента

Принцип индивидуализма, личной ответственности, т.е. каждый менеджер несет ответственность

Особенности структуры управления

Жесткие структуры управления с четким разделением функций и полномочий

Главные мотиваторы поведения сотрудников

Экономические факторы (деньги)

Стиль поведения руководителя

Строгая подчиненность сотрудников и выполнение ими должностных функций. Внимание к сотруднику как к исполнителю

Отношение людей к организации и работе

Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ

Индивидуальность принятия решения менеджером. Решения принимаются быстро, реализуются медленно

Перемещение в должности происходит быстро

Жесткий, формальный контроль

Требования к повышению квалификации сотрудников

Традиционные формы обучения и повышения квалификации сотрудников

Отношение к качеству работы

Управление качеством – управление качеством продукции. Главное внимание направлено к снижению брака выпускаемой продукции

Главные характерные черты менеджмента США

Преобладающим типом управленческих решений и стилем управления является единолично-консультативный или компромисс.

Мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов

Характерной особенностью подготовки управленческих решений является короткая фаза подготовки и длинная фаза исполнения

3. Опыт менеджмента в Германии

Весьма впечатляющие результаты, достигнутые экономикой страны, свидетельствуют об эффективности системы организации и управления.

Управление предприятиями организовано таким образом, что наряду с чёткими экономическими отношениями всех уровней существует и жёсткая административная подчинённость нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана.

Усилия менеджеров направлены на обеспечение выживаемости компаний на рынке за счёт создания условий по производству конкурентоспособной продукции.

Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчинённых вышестоящим руководством. Такой стиль сформировался, исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе.

Работа с кадрами является одной из главных функций менеджмента. Задачи кадровых служб предприятий, кроме подбора кадров, включают: обучение персонала, повышение его квалификации, охрану труда, организацию оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы социальной политики.

Важное место в немецком менеджменте отводится решению социальных вопросов. Муниципалитеты обязаны обеспечить население, проживающее на данной местности, всеми необходимыми социальными объектами (детские сады, школы, поликлиники, больницы и др.)

США имеют богатейший опыт менеджмента. Особенности следующие:

- высокая степень индивидуализма. Во многом это связано с историей США, которые были образованы лишь в 1776 г. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить, должен надеяться только на себя;

- активно ведутся поиски новых методов использования руководящих кадров разных уровней, что вызвано рядом причин экономического и социального характера: во-первых, это усложнение функций руководства под влиянием научно-технической революции, обуславливающей дальнейшую концентрацию производства и капитала, развитие новых форм конкурентной борьбы; во-вторых, возрастает потребность в высококвалифицированных руководителях при одновременном усложнении и повы­шении стоимости процесса подготовки таких специалистов; в-третьих, управленческий труд превращается в один из решающих участ­ков повышения общей эффективности производства и реализации продукции.

Для роста эффективности работы ру­ководящих кадров, систематического об­новления их профессиональных знаний в СIIIА широко используются различные курсы повышения квалификации, действующие преимущественно при университетах;

- высокая работоспособность американских менеджеров – 60-часовая рабочая неделя для них – норма. Менеджеры появля­ются на работе задолго до того, как приходит основная масса сотрудников. Поздно вечером они снова за деловыми бумагами, вплоть до отхода к 5 - 6-часовому сну. В результате реально более половины менеджеров проводят вне дома до 70% времени. Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки;

- стремление к карьерному росту – американские менеджеры стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого. Обычно продвижение является следствием оптимального сочетания де­ловых качеств и умения работать в команде.

Однако не следует идеализировать американскую модель ме­неджмента. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности.

Опыт менеджмента в Германии

Весьма впечатляющие результаты, достигнутые экономикой страны, свидетельствуют об эффективности системы организации и управления. Главные цели менеджмента в Германии: получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты акционерам дивидендов. Кро­ме этого, немецкие менеджеры стремятся:

- обеспечить ведущее место своих компаний на рынке;

- постоянно развивать производство за счет инвестиций;

- активно проводить научно-исследовательские и опытно-про­мышленные работы;

- решать экологические проблемы;

- осуществлять подготовку и обучение кадров.

Особенности менеджмента в Германии:

- наряду с четкими экономическими отношениями всех уровней существует и жесткая административная подчиненность нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана;

- стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных вышестоящим руководством. Такой стиль сформиро­вался исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе;

- проведение регуляр­ных дискуссий по различным проблемам (итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного зани­маемой должности;

- создание производственных советов, кото­рые избираются представителями трудового коллектива и представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного со­вета не допускаются сверхурочные работы. Решение о закрытии малорентабельных производств принима­ются руководством предприятия только после консультации с про­изводственным советом;

- система жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно об­новляется. Стратегии пятилетки – это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности. Оперативное планирование включает годовые, квартальные, месячные и недельные планы, которые содержат показатели по сбыту продукции, программу про­изводства, поставки сырья, оценку экономических результатов. Действует система корректировки оперативных планов. Если она положительная, то руководство предприятия обычно не возражает против такого уточнения плана. Если же отрицательная, то обес­печивается строгий спрос с менеджеров за то, что они не сумели предвидеть сбои в работе и решить проблемы;

- гибкость в отношении количества и ассортимента продукции в зависимости от спроса. Однако непременно должна быть достигнута запланированная прибыль. При этом критичес­ки анализируется деятельность соответствующих структурных под­разделений, намечаются меры по выправлению положения. Если же меры не приводят к увеличению прибыли, то менеджер, от­ветственный за данный участок работы, заменяется;

- налаженная работа с кадрами. Задачи кадровых служб предприятий кроме подбора кадров включают обучение персонала, повышение квалификации, охрану труда, организацию оплаты труда, обеспе­чение старости и др. Менеджеры должны организовать повышение квалификации персонала, создавать резерв на руководящие должности. Менедже­ров выбирают в основном из сотрудников самой фирмы, где одним из важных факторов является умение работать с людьми.

Для оценки труда работников за год осуществля­ется аттестация персонала, разрабатываются оценочные листы, в которых сформу­лированы вопросы по квалификации работника и его отношению к труду. По каждому вопро­су выставляется оценка, затем идет их обсуждение в личной беседе с работником. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству. По итогам производится увеличение (снижение) надбавки к зарплате.

- существенно различный уровень заработной платы работников различных категорий. Так, заработная плата менеджера высшего звена может быть в 15 - 30 раз выше, чем рабочего, что объясняет­ся большей ответственностью, которую несут ру­ководители за результаты работы предприятия;

- важное место отводится решению со­циальных вопросов. Развитие социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные власти. Муниципалитеты обяза­ны обеспечить население необходимыми социальными объектами (детские сады, школы, поликлиники, больницы и др.). Их финансирование осуществляется за счет налогов с прибыли местных предприятий, а также поступлений из федерального бюджета. В дополнение к этому предприятия активно участвуют в проведении различных социальных мероприятий (благоустройство, сохранение памятни­ков старины, помощь бедным, больным и т.д.).


    1. Виды и назначение органов управления международной деятельностью в компаниях.

    2. Экспортные подразделения компаний, их разновидности.

    3. Организационные формы осу­ществления импортных операций.

    4. Особенности менеджмента в Японии.

    5. Особенности менеджмента в США.

    6. Особенности менеджмента в Германии.

  1. Дайте краткую характеристику японской школы менеджмента.

  2. В чем заключается отличительная особенность менеджмента в США?

  3. Назовите характерные особенности менеджмента в Германии.

  4. Имеются ли в России возможности для использования зарубежного опыта менеджмента? Какие?

  5. Определите основные признаки, по которым можно было бы сравнить представленные модели менеджмента. Произведите сравнение по выбранным признакам.

Тема 8. Формы власти и влияния
Власть – способность оказывать влияние на поведение людей.

Любой руководитель обладает властью над подчиненными, которые, в свою очередь, также имеют определенную долю власти (например, могут снабжать руководство своевременной или устаревшей информацией, выполнять задания в срок или с опозданием, могут объявить бойкот руководителю, подать жалобу вышестоящему руководству и т.д.). Поэтому руководителю необходимо соблюдать баланс власти, то есть не проявлять ее в полном объеме, иначе подчиненные захотят проявить свою власть, что приведет к конфликту.

Власть руководителя базируется на личностной и организационной основах (рис. 13). Власть эксперта определяется подготовкой руководителя, его образованием, опытом, талантом, знаниями и т.д. Власть примера определяется привлекательностью руководителя, наличием у него харизмы – власти, основанной на силе личных качеств человека, не зависящей от должностного положения.

Рис. 13. Основы власти и ее источники (формы)
Власть информации основывается на возможности доступа к нужной и важной информации и умении пользоваться ею. Потребность во власти проявляется как желание иметь влияние на других; такой человек дает настойчивые советы, стремится оказать помощь, укрепить свою репутацию. Власть принятия решения определяется способностью оказывать влияние на решения, принимаемые другими. Власть вознаграждения определяется возможностью вознаградить подчиненных за выполненную работу. Здесь трудность состоит в том, что, во-первых, руководителю нужно знать, какое вознаграждение удовлетворит каждого из работников, и, во-вторых, иметь возможность наградить их (что часто ограничивается возможностями организации). Сила этой власти ослабнет, если руководитель не выполнит обещания или вознаградит подчиненных, не достигших требуемого уровня продуктивности. Власть принуждения определяется возможностью наказать подчиненных за невыполненное задание или несоблюдение норм и правил (выговор, штраф, понижение в должности, увольнение). Установлено, что в организациях, где используется в основном эта форма власти, производительность труда ниже, психологический климат хуже, у работников появляются такие чувства, как страх, стремление к обману, снижается инициатива. Данный тип власти будет ослаблен, если руководитель несправедливо накажет подчиненных.

Последние две формы власти являются наиболее старыми и действенными.

Право на власть (законная или традиционная власть) определяется предоставленными руководителю правами и ответственностью, соответствующими занимаемой должности. Она хорошо действует в странах, имеющих устоявшиеся традиции (Англия, Япония, Россия), но в настоящее время растет уровень образованности людей, становится более свободным сознание, поэтому руководителю не следует полагаться только на эту форму власти. Власть над ресурсами определяется возможностью регулировать доступность ресурсов. В организации, где существует строгая иерархия, высшее руководство контролирует распределение ресурсов и тем самым укрепляет свою власть. Власть связей строится на способности человека воздействовать на других людей через свою связь с влиятельными лицами.

Влияние – любое поведение человека, изменяющее поведение другого человека или отношение его к чему-либо.

Процесс влияния руководителя на подчиненного показан на рис. 14.

Рис. 14 . Модель влияния руководителя на подчиненного

Конкретные способы влияния весьма разнообразны. Выделены две большие группы управленческого влияния – эмоциональное и рассудочное. В группе эмоциональных средств основное место занимают следующие:

В группу способов рассудочного влияния входят следующие:

- внушение – воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что является бездоказательным, поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признания, авторитета, престижа и т.п. Внушение является односторонним воздействием: активен внушающий, а тот, кому внушают, пассивен;

- убеждение – эффективная передача своей точки зрения. Убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассуждения и логику, а воздействие на чувства и эмоции играет вспомогательную роль. Самая слабая сторона убеждения – это медленное воздействие и неопределенность;

- просьба – способ влияния, основан­ный на добровольных побуждающих мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к луч­шей из сторон натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения;

- угроза – запугивание, обещание причинить зло. Она основана на допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время;

- подкуп – склонение на свою сторону какими-либо средствами. То есть руководитель может предоставить своему подчиненному некоторые преимущества, если тот определенным образом изменит свое поведение;

- приказ – официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют.


  1. Понятие власти. Баланс власти.

  2. Организационные источники власти.

  3. Личностные источники власти.

  4. Понятие влияния. Процесс влияния на подчиненного.

  5. Эмоциональные средства влияния.

  6. Рассудочные средства влияния.

Тема 9. Основные теории лидерства. Стили руководства
Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном в данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.


  • хорошее знание подчиненных, способность анализировать ситуацию;

  • понимание психологических особенностей окружающих и умение их использовать в официальных и неофициальных контактах;

  • такие черты характера, как настойчивость, упорство, знания, эрудиция.

Типы лидерских отношений
В зависимости от структурированности работы и развитости отношений членов группы можно выделить четыре типа лидерских отношений (рис. 15).


  1. Предвидение будущего состояния организации.

  2. Доверие по отношению к последователям и осознание ими своего участия.

Собственно управление

(начальник – подчиненный)

Эффективное лидерство

Самоуправление (участник – участник) Либерализм

Рис. 15. Типы лидерских отношений

3. Умение общаться с работниками и предоставлять им информацию об организации.

4. Гибкость, ситуационный подход.

Традиционные концепции лидерства
1. Теория лидерских качеств

Этот подход является наиболее ранним в изучении лидерства и основан на том, что лидеры имеют какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от остальных.

Исследователи Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все выявленные лидерские качества. Последующее изучение привело к выделению четырех групп:

- физиологические – рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья;

- психологические или эмоциональные – проявляются на практике главным образом через характер человека и имеют как наследственную, так и воспитательную основы;

- умственные или интеллектуальные – способности и умение решать проблемы и принимать правильные решения;

- личностные деловые – носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии.


  • стили руководства;

  • исследования Университета штата Огайо;

  • системы управления (Ликерт);

  • управленческая решетка (Блейк и Моутон);

  • концепция вознаграждения и наказания;

  • стили Б. Нельсона и П. Экономи.

1) Стили руководства

Стиль руководства (греч. – стило - палочка для письма) – относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения по отношению к подчиненным. Цель такого поведения – оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. Выделяют одномерные и многомерные стили управления. К одномерным стилям управления относятся авторитарный, демократический и либеральный (рис. 16).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Опыт менеджмента в США Государственное бюджетное профессиональное образование.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Опыт менеджмента в США Государственное бюджетное профессиональное образование.

Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним сл.

Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.

Во многом это связано с историей США В американском обществе сформировалась п.

Во многом это связано с историей США В американском обществе сформировалась психология человека, который, чтобы выжить, вынужден был надеяться только на себя.

Жесткий стиль руководства в большей мере был характерен для американцев в пер.

В настоящее время в США достаточно типичной является ситуация, когда менеджер.

В настоящее время в США достаточно типичной является ситуация, когда менеджеры предпочитают называть своих подчиненных коллегами, игроками одной команды.

Для роста эффективности работы руководящих кадров широко используются различн.

Для роста эффективности работы руководящих кадров широко используются различные курсы повышения квалификации. Американские компании посылают своих менеджеров на такие курсы со следующими главными целями:

-расширить кругозор руководителя, его умение предвидеть ход происходящих собы.

-расширить кругозор руководителя, его умение предвидеть ход происходящих событий и, таким образом, подготовить менеджера к принятию на себя дополнительной ответственности;

-ознакомить руководителей с последней информацией, касающейся теории и практи.

-ознакомить руководителей с последней информацией, касающейся теории и практики руководства фирмами; -поощрять творческий, новаторский подход к рассмотрению проблем и принятию решений; -дать возможность менеджеру обсудить новые идеи и проблемы делового мира с другими бизнесменами; -помочь менеджеру самому оценить свои способности к дальнейшей карьере и свою роль в компании.

Как и их зарубежные коллеги, американские менеджеры очень много работают: 60-.

Как и их зарубежные коллеги, американские менеджеры очень много работают: 60-часовая рабочая неделя для них – норма. Многие же из них трудятся даже по 90 ч в неделю.

На рабочем месте они уже в 6 или 7 ч утра. Менеджеры появляются на работе зад.

На рабочем месте они уже в 6 или 7 ч утра. Менеджеры появляются на работе задолго до того, как приходит основная масса сотрудников. Поздно вечером они снова за деловыми бумагами, вплоть до отхода к 5-6-часовому сну. Такой труд порой прихватывает у них несколько часов в субботу и воскресенье. В результате более половины менеджеров проводят вне дома до 70% времени.

Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки. Ка.

Интенсивный режим работы требует хорошего здоровья, физической подготовки. Как бы ни был напряжен рабочий день, большинству из менеджеров удается найти время на занятия физкультурой.

Американские менеджеры, особенно молодые, стремятся продвинуться по служебной.

Американские менеджеры, особенно молодые, стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого.

В целом можно сказать, что современные американские менеджеры довольны своей.

В целом можно сказать, что современные американские менеджеры довольны своей жизнью. Интересный, напряженный труд в сочетании с достойной зарплатой делает их жизнь полноценной.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 573 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.03.2016 3887
  • PPTX 1.6 мбайт
  • 25 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Писарева Ирина Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: