Определите сущность культурологического подхода к преподаванию истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общество предъявляет к системе образования высокий уровень требований. Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества. Одно из направлений поиска - усиление личностного смысла образования, его деятельностной направленности.

Перед учителями истории общество как важнейшую задачу обучения в школе ставит проблему осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания, формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений.

Это возможно, на мой взгляд, только на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Для решения этих задач ученику нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, культурологи, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности.

В старших классах общеобразовательной школы изучение истории осуществляется в соответствии со вторым концентром. Перед школьным учителем истории встает вопрос, с какими целями и как преподавать историю в старших классах сегодня?

Каждый учитель истории в зависимости от идейного и профессионального выбора ищет свой собственный ответ на этот вопрос.

В практике моей работы изучение истории России строится на основе цивилизационного подхода. Он позволяет показать особенности российской цивилизации, уникальность исторического сообщества, основанную на вечных ценностях его культурного опыта, образа жизни, выработанного веками, а также значения сохранения собственных культурных традиций как важнейшего условия модернизации.

История, культурология и художественная культура тесно взаимосвязаны. Это и позволяет, на мой взгляд, применить культурологический подход к изучению истории.

В данном случае я рассматриваю историческую культурологию как методологическую основу преподавания истории

В предлагаемом мной интегрированном подходе интегратором (системообразующим компонентом) выступает история России, роль вспомогательной дисциплины, способствующей углублению, расширению, уточнению материала, играет мировая художественная культура, сама по себе являющаяся интегративным предметом.

Составляющими интеграции становятся методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала.

Все это позволит ученикам, с одной стороны,

  • усвоить сложные исторические и обществоведческие понятия
  • с другой - увидеть духовный мир другого человека и через него мир своего

Отечества во всей его глубине и сложности, личностно воспринять ценностные ориентиры жизнедеятельности.

2. Психологические особенности познавательного процесса как основа межпредметной интеграции

Психологический аспект интеграции состоит в том, чтобы обеспечить глубокое восприятие учебного материала и, следовательно, познание предметов и явлений, а с другой – способствовать развитию психических процессов.

Произведения изобразительного искусства насыщены информацией и могут стать предметом наблюдения, изучения, исследования на уроках истории. Это позволяет при целенаправленном подборе содержания материала по МХК и разумной организации познавательной деятельности учащихся решать сложные задачи их обучения, развития и воспитания.

На уроках, где ученик работает с произведениями искусства, необходимо создать особые условия для свободного, личностного и непосредственного восприятия. Моя практика показывает, что эти задачи решаются при выборе групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигровых методов обучения.

Эти условия позволяют решать задачи освоения и присвоения учащимися знаний, формирования на их основе собственного духовного мира.

Содержательная сторона обучения тесно связана с формами работы.

Только единство содержания, целей, задач, методов, форм и средств организации познавательной деятельности обеспечит формирование у старшеклассников ценностных ориентиров, направленных на гражданско – патриотическое, нравственное воспитание. Эту устойчивую завершенность педагогического процесса представляет следующая схемой, показывающей единство всех его компонентов.

Таким образом, основная идея, предлагаемая в данной работе, состоит в разработке основных направлений, форм и методов межпредметной интеграции курсов История России и Мировой художественной культуры.

В своей практической деятельности я решала два вопроса:

  • как построить урок истории на основе историко-культурологический подхода (какое содержание учебного материала по истории и МХК отобрать, как структурировать учебный материал).
  • какие способы и формы организации учебной деятельности на уроках истории на основе интеграции избрать.

3. Опыт реализации интегративного (культурологического) подхода на уроках истории России в 10-х классах

Мой опыт заключается в разработке и проведении интегрированных уроков, на которых учащимися предстоит применить полученные знания.

Цель урока: помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях шведско – немецкой агрессии Х111в., показать роль идеологического противостояния православия, являвшегося и мировоззрением, и моралью, и образом жизни русских людей, и католичества, а также значение цивилизационного выбора князя Александра Невского.

Задачи урока:

  • обучающие – расширить и углубить знания учащихся об основах российской цивилизации: значении ценностных ориентиров, роли Православия, развитии России между различными цивилизационными потоками, показать присутствие в истории отечественной культуры преемственных проблем;
  • развивающие - способствовать развитию художественного мышления учащихся, учить понимать язык искусства; развивать умения работать в режиме диалога;
  • воспитательные – развивать эмоционально – оценочную сферу личности учащихся, воспитывать патриотические чувства через формирование устойчивого интереса к отечественной истории.

Тип урока – изучение нового материала.

Формы учебной деятельности – организация самостоятельной работы в группах.

Этапы урока:

Приводим задания, которые были предложены учащимся, разделенным на 5 групп.

Вместе с заданием учащиеся получили дополнительную информацию, которая могла помочь при ответе.

Группа № 1- историки советского периода истории России

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?

Дополнительная информация, которая может помочь при подготовке ответа:

1. Прошло 12 невероятно долгих и тревожных дней с начала Великой Отечественной войны, прежде чем к советскому народу обратился по радио сам И. Сталин. Он выступил рано утром 3 июля 1941г.

Это было поразительное выступление. Причем наиболее сильное впечатление произвели вступительные слова:

2. Вечером 6 ноября 1941г., то есть через неделю после провала первого немецкого наступления на Москву и за 10 дней до начала второго наступления, Москва праздновала 24-у годовщину Октябрьской революции. Немцы стояли в 60-ти км от Москвы.

На следующее утро на Красной площади состоялся парад войск, которые прибыли с фронта или направлялись туда. В этой драматической обстановке И. Сталин произнес речь, в которой прозвучало упоминание о наших великих предках:

«… Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы

Группа № 2- искусствоведы

Внимательно рассмотрите картину и постройте рассказ, ответив на два вопроса:

  1. Какое впечатление на вас произвела картина?
  2. Каким вы увидели князя в изображении художника?
  3. Какие выразительные средства использовал Павел Корин для создания образа Александра Невского? Учтите, что художник никогда до этого не писал исторических картин.

Группа № 3- историки искусства

Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопрос:

  1. Какие символические образы древнерусского искусства помогли П. Корину создать героический образ Александра Невского?
  2. С какой целью художник использовал их?

Группа № 4- историки русского средневековья

Используйте исторические сведения о событиях российской истории ХIIIв. и ответьте на вопросы:

    • Почему П. Корин, создавая героический образ Александра Невского, обращается к Ледовому побоищу? Разве у князя не было других побед?
    • Почему князь Александр Невский канонизирован?

    Группа № 5- литературоведы

      • Почему автор фильма об историческом портрете Александра Невского, созданном П. Кориным, обращается к строкам А. Блока?
      • Случайно ли художник придает лицу князя не славянские черты?

      Наблюдения за учащимися в ходе работы на уроках и ее результаты показывают, что опора на социокультурный аспект жизни общества, с одной стороны, и жизненный опыт учащихся, с другой стороны, позволяют сделать исторические знания личностно значимыми.

      О результативности интеграции можно судить по высокой степени заинтересованности учащихся в самостоятельной творческой работе, в решении исследовательской задачи.

      4. Анализ практического опыта.

      Анализ практического опыта позволяет сделать следующие выводы:

      1. Исторический процесс можно показать как культурный процесса, так как история и культурология, являясь гуманитарными науками, пересекаются. Их объединяет и содержание, и методы. Но культурология, в отличие от истории, обладает способностью донести до учащихся принципы понимания общества с его переплетением норм, ценностей и представлений.
      2. Применение культурологического подхода в преподавании истории предполагает интеграцию предметов история России и МХК. При этом роль интегратора играет История России, роль вспомогательных предметов МХК и обществознание. Интеграции подлежат не только содержание, но и методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся.
      3. МХК открывает мир через художественные образы, которые, как формы мышления содержат широкую информацию о природе, обществе, общественных отношениях, истории. И, значит, они могут стать предметом исследования на уроках истории, и при этом передавать опыт нравственных оценок, ценностных смыслов, формировать личность.
      4. Формой интеграции является интегративный урок, который позволяет, восстанавливая целостную картину мира, свести вместе историю народа и его культуру, сделать исторические явления понятными, живыми, вызывающими у учащихся определенные чувства и отношения.
      5. Существуют законы построения интегративного урока.
      6. Наиболее благоприятные условия для работы ученика с произведениями искусства возникают при свободном личностном и непосредственном их восприятии. Такие условия возможно создать при использовании групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигрового стиля обучения.
      7. Практическая работа по преподаванию истории России на основе социокультурного компонента показывает, что учащиеся с большим интересом воспринимают и содержание, и форму предложенных нами уроков.

      Очевидно, они испытывают нужду в знаниях, идеях, теориях, учебных предметах, которые могли бы объяснить исторические и социокультурные процессы, помогли осмыслить общественно – духовную ситуацию в обществе, разобраться в себе.

      Таким образом, творческое освоение и истории, и МХК способствует решению важных задач, стоящих перед современной школой.

      Культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:
      1. Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;
      2. Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;
      3. Воспитание уважения к культурному наследию человечества

      Оценить 577 0

      Культурологический подход в изучении истории и обществознания как важнейший фактор в объяснении исторических фактов, событий, явлений, процессов.

      Культурологический подход в истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих и национальных ценностей.

      Он подразумевает под собой межпредметную интеграцию, обучающимся нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности. В данном случае, история будет считаться интегратором (системообразующим предметом), МХК и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению, углублению и уточнению материала. Центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека.

      Исходя из этого, культурологический подход в обучении предполагает решение 3 стратегических задач:

      Привитие учащимся общечеловеческих ценностей;

      Создание условий для культурного самоопределения и самоидентификации;

      Воспитание уважения к культурному наследию человечества.

      Культурологический подход работает не только на предметные, но и метапредметные результаты, а именно на личностные, т.е. формируют нравственную культуру школьников

      Формирование бережного отношения к культурному наследию – одна из задач курса отечественной истории. Характеристика многообразия и взаимодействия культур, народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у учащихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов.

      В Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории значится историко-культурологический подход: пространство диалога.

      Это, в свою очередь, служит основой способности к диалогу в школьном и внешкольном общении, социальной практике. Формирование способности школьников к межкультурному диалогу, способности воспринимать цивилизационные и культурные особенности - значимая задача. Важным в мировоззренческом отношении является восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Формирование бережного отношения к культурному наследию - одна из задач курса отечественной истории.

      Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур и религий, укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Следует подчеркнуть, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др.

      Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь российской и мировой культуры.

      Культурология – это наука о культуре, о её сущности, происхождении, исторических типах, закономерностях, движущих силах, внутренней логике её развития и о роли её субъекта, творца культуры.

      Выделяют следующие понятия культурологии:

      Человек в культуре

      Пространство и время

      Языки и символы культуры

      Ценности и нормы

      Ментальное поле культуры

      Культурные традиции и инновации

      Типология культур (Запад, Восток, Россия и т.д.)

      Культура в эпоху глобализации.

      Основные вопросы культурологи:

      Как познать человека иной культуры (жившего в прошлом и живущего в настоящем)

      Как понять человека иной культуры – как предположить, предугадать, предусмотреть его мысли, действие, поведение и т.д.

      Как вступить в диалог с человеком иной культуры (как осуществить диалог культур – межкультурную коммуникацию)

      Ценностные ориентиры культурологического подхода:

      Непреходящая ценность культурного разнообразия и многообразия как залог выживания человечества

      Признание безусловного равенства культур как адекватных программ жизнедеятельности людей

      Ценность толерантного, ненасильственного взаимодействия и конструктивного разрешения конфликтов

      Ценность взаимного обогащения культур и становления новых видов культурных ценностей

      История формирует в сознании школьников целостную картину мира, развивает интерес к культурному своеобразию и взаимодействию этносов, воспитывает толерантность в гуманитарной и религиозной сферах.

      Важность культурологического воспитания в процессе преподавания и изучения предметов гуманитарного цикла вытекает из самой сущности культуры и необходимости присвоения её ценностей и норм подрастающим поколением.

      Необходимость культурологического подхода и воспитания определяется тем, что культура рассматривается в координатах хроноса, времени, она обеспечивает преемственность поколений. И важно, чтобы учащиеся в процессе изучения истории осознавали, что они являются наследниками тысячелетней истории, культурных традиций своего народа и человечества в целом, мировой культуры.

      Содержание и задачи исторического, культурологического образования России отличаются от других. Ведь этнокультурная ситуация в нашей стране отличается от таковой в других странах.

      Для любого народа, большого или малого, ценности своей национальной культуры являются доминантными. И в этой связи изучение и знание культур других народов весьма важно для самоидентификации, культурного самоопределения народа, через включение подрастающего поколения в историю своей культуры.

      Таким образом, центральное место в культурологическом подходе занимает концепция человека, духовное содержание его социального бытия, создание условий для творческих способностей и социальной подготовки учащихся.

      Понимание современной культуры невозможно без знания причин и закономерностей ее возникновения, которые были заложены в культурах прошлого. Следовательно, в процессе обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на генезисе культуры и ее развитии. Это позволит школьникам понять причинно-следственные связи, существующие в культурных процессах. Изучение культуры в логике исторической последовательности способствует формированию у школьников умения анализировать, систематизировать информацию, сопоставлять, выделять особенное и общее, выявлять причины возникновения и развития культурных феноменов, их генетическое родство.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Историко-культурологический подход в преподавании истории школьникам.

      Современный период развития педагогической науки характеризуется диверсификацией педагогических концепций и образовательных моделей. Одним из методологических инструментов, определяющих стратегию решения проблем образования, является культурологический подход. Он предполагает анализ педагогических событий через призму существующей культуры, учет прогрессивных тенденций мировой культуры, сочетание национальных и общечеловеческих ценностей. С позиций данного подхода цель образования рассматривается как вхождение подрастающего поколения в контекст мировой культуры, а не усвоение суммы предметных знаний. При таком подходе в качестве результата образования рассматривается индивидуальная культура.

      Установлено, культурологический подход в настоящее время рассматривается как один из перспективных в педагогике. В рамках этого подхода продуктивным способом разработки и создания педагогических моделей может стать историко-культурологический подход, предполагающий построение образовательного процесса в логике исторического развертывания культурных процессов.

      разработан и обоснован историко-культурологический подход как разновидность культурологического подхода в преподавании истории, предполагающий проектирование образовательного процесса на основе изучения исторически развивающихся культур;

      процесс обучения организуется таким образом, чтобы обеспечивалось меж предметное погружение школьника в изучаемую культуру, чтобы усвоение им ее духовного и материального опыта осуществлялось на основе диалога культур, а также путем ценностных оценок и организации эмоциональных переживаний в процессе творческой деятельности, чтобы овладение способами художественной деятельности происходило благодаря творческому осмыслению учеником образцов культуры, что позволит плодотворно развивать у него критическое мышление и формировать креативность как свойство личности.

      Понимание современной культуры невозможно без знания причин и закономерностей ее возникновения, которые были заложены в культурах прошлого. Следовательно, в процессе обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на генезисе культуры и ее развитии. Это позволит школьникам понять причинно-следственные связи, существующие в культурных процессах. Изучение культуры в логике исторической последовательности способствует формированию у школьников умения анализировать, систематизировать информацию, сопоставлять, выделять особенное и общее, выявлять причины возникновения и развития культурных феноменов, их генетическое родство.

      Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности.

      Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

      Возьмем для примера урок по краеведению. 7 класс

      Презентация 1 (Слайд)

      Приобщить детей к культуре коренных жителей Камчатского края

      Закреплять знания о коренных жителей Камчатки,

      Познакомить учащихся с национальной одеждой жителей Камчатки, материалами, из которых она изготавливалась;

      Развивать интерес к жизни, деятельности, одежде и быту народов Камчатки;

      Воспитание уважения к коренным жителям Камчатки и их культуре

      Однако… давно это было Жил тогда на свете ворон Кутх. Хозяином неба был. Долго летал ворон Кутх. Устал, негде и присесть было…


      Примерно так можно начать свой урок, когда речь идет о родном – Камчатском – крае. Детям это нравится – сказка, интрига, новизна…

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Подобные качества мы видим в портрете выпускника, которые определяет новый образовательный стандарт.

      Сегодня новые образовательные стандарты предъявляют к образованию учащегося самые высокие требования, а значит, самые высокие требования к уроку. Как педагогу выстроить современный урок с учетом реализации ФГОС? Современный урок – это реализация ФГОС, подготовка к ЕГЭ или другая деятельность?

      Обозначим некоторые проблемы проектирования современного урока с учетом ФГОС.

      Разработчики новых образовательных стандартов указывают, что современные учащиеся должны освоить межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), использовать в познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, овладевать навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

      Вместе с тем, одной из проблем проектирования современного урока является отсутствие ценностно-смысловых ориентиров у учащихся в ходе урочной деятельности (т.е. отсутствие навыков личного целеполагания).

      Если педагог не предлагает учащимся методику выявления смысла его учебной деятельности, происходит отчуждение учащегося от образовательной деятельности, отсутствие мотивации.

      Еще одна проблема отсутствия у учащихся навыка личного целеполагания – это постановка целей без выяснения смысла постановки целей. Зачем нужно ставить цели по обучению, будут ли они учтены? Какой смысл в постановке целей? Зачастую педагоги проводят формальное целеполагание, учитывая лишь предметные темы урока. В то же время выявления связи предметной деятельности с целями обучения учащегося, формирования его ценностей не происходит.

      Только когда ученик вовлечен в образовательный процесс в качестве равноправного субъекта, когда учащийся вместе с педагогом и сверстниками будет выявлять смысл и цели своего обучения, происходящей вокруг него деятельности, только тогда он будет осуществлять свою миссию-самореализацию, реализацию своего человеческого потенциала.

      Теоретическое обоснование

      Кроме того культурологический подход базируется на положениях философии диалога культур, основоположниками которой являются М.М. Бахтин и В. С. Библер.

      М.М. Бахтин помог мне понять, что только погруженность человека в культуру как в исторический путь человечества создает условия для того, чтобы стать личностью. Мир культуры, мир ценностей как смыслов человеческого бытия не присваивается, не наследуется человеком автоматически. Человек должен переоткрывать все ценностные установки эпохи (из-обрести). Только при этих условиях человек эти ценности присвоит и в своих уроках я стараюсь поставить ученика в ситуацию открытия и присвоения этих ценностей.

      В своей практике в решении обозначенных проблем я опираюсь и на модель системно-деятельностного подхода Хуторского Андрея Викторовича, которая помогает организовать современный урок таким образом, чтобы основообразующей являлась созидательная деятельность учащегося. Модель системной образовательной деятельности включает следующие этапы:

      - ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически),

      - создаёт в результате свой личный образовательный продукт;

      - с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом;

      - переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения;

      - процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

      Реализовать данную модель возможно, через базовые педагогические технологии. Одной из которых является технология, основанная на создании образовательной ситуации. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации творческого обучения: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей школы.

      Образовательная ситуация – это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности). Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов, которые должны быть получены. Цикл образовательной ситуации включает в себя: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

      Началу образовательной ситуации соответствует искусственно созданная или естественным образом возникшая образовательная напряженность. Моменты занятий, для которых характерна образовательная напряженность:

      - целенаправленное создание образовательной напряженности учителем;

      - возникновение проблемы или вопроса;

      - несоответствие полученных результатов ожидаемым;

      - затруднение решения задачи или выполнения задания;

      - нарушение привычных норм образовательной деятельности;

      - введение противоречивых культурно-исторических аналогов;

      - многообразие различных позиций по рассматриваемому вопросу и др.

      Создание образовательной ситуации возможно с помощью эвристического обучения, истоки которого лежат еще в методах Сократа. Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристичекое (открытое) задание. В руках творческого и неравнодушного учителя такие задания могут стать мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке.

      Итак, эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской) 3 .

      Что конкретно в научной идее разрабатывается автором опыта:

      разработка банка образовательных ситуаций (в т.ч. эвристических задач), направленных на достижение личностных, метапредметных и образовательных результатов обучения;

      разработка системы оценивания формирующихся способностей и компетентностей учащихся.

      отслеживание при выполнение задач определенного типа индивидуальных достижений учащихся по формированию универсальные учебные действия следующих групп 4 , как

      1) когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

      2) креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

      3) оргдеятельностные ( способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

      5) ценностно-смысловые (мировоззренческие)

      Ведущая педагогическая идея опыта.

      Культурологическоий подход в моей практике преподавания истории базируется на следующих теориях:

      концепция исторической Школы Анналов, ее представителей: Марка Блока 5 и Люсьена Февра 6 . В качестве предмета исторического исследования историками ментальности определяется человеческое сознание. А главное научное понятие школы – ментальность как состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.

      философия диалога культур, основоположниками которой являются М,М, Бахтин и Владимир Соломонович Библер. М.М. Бахтин помог мне понять, что только погруженность человека в культуру как в исторический путь человечества создает условия для того, чтобы стать личностью. Мир культуры, мир ценностей как смыслов человеческого бытия не присваивается, не наследуется человеком автоматически. Человек должен переоткрывать все ценностные установки эпохи (из-обрести). Только при этих условиях человек эти ценности присвоит и в своих уроках я стараюсь поставить ученика в ситуацию открытия и присвоения этих ценностей.

      принципы научной школы человекосообразного образования Хуторского Андрея Викторовича и его модель системно-деятельностного подхода, которая помогает организовать современный урок таким образом, чтобы основообразующей являлась созидательная деятельность учащегося. Создание образовательной ситуации возможно с помощью эвристического обучения, истоки которого лежат еще в методах Сократа. Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристичекое (открытое) задание. В руках творческого и неравнодушного учителя такие задания могут стать мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке.

      Итак, эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской). Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей. Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.

      Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности.

      С позиций научной школы человекосообразного образования определены следующие группы образовательных деятельностей:

      1) когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

      2) креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

      3) оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление).

      5) ценностно-смысловые (мировоззренческие)

      Для развития данных групп образовательных деятельностей ребятам предлагаются задачи следующих типов: исследовательские, коммуникативные, регулятивные, рефлексивные и метапредметные задания.

      Оценивание эвристических заданий выстраивается вокруг оценивания ключевых компетенций в данных группах образовательных деятельностей. Обладая стимулирующей и мотивирующей функциями, оценка, прежде всего, должна ежедневно создавать условия для успешного роста учащегося, поэтому так важно оценивание достижений в урочной деятельности. Эвристические задания, которые по сути интегративны – позволяют проявить несколько видов компетенций. Поэтому эвристические задачи относятся к ежеурочным средствам отслеживания развития компетенций и сформированности компетентностей.

      Читайте также: