Опишите ситуации защиты восстановления правоохранительными органами судом нарушенных прав кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом. С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой - активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ч. 2 ст. 11 ГК РФ).

В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

прокурора Брянской области Л.С. Кравченко

Прокуратура
Брянской области

Прокуратура Брянской области

17 января 2020, 20:26

Какие существуют способы восстановления нарушенного права?

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований заявителя должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом. С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой - активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.

В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (ч. 2 ст. 11 ГК РФ).

В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.

прокурора Брянской области Л.С. Кравченко

Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) и его аппарат

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Информация о мероприятиях подготовки и проведения празднования 100-летия образования Якутской АССР

Восстановление нарушенных прав гражданина в уголовном судопроизводстве

Восстановление нарушенных прав гражданина в уголовном судопроизводстве

С 2013 года Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия) в своих ежегодных Докладах уделяет повышенное внимание проблемным вопросам в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в рамках уголовного судопроизводства.

Соблюдение гарантированных прав участников уголовного судопроизводства невозможно при нарушении органами предварительного расследования принципа разумности срока уголовного судопроизводства, закрепленного в статье 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Речь идет о правах граждан, признанных потерпевшими и обвиняемыми.

Хотелось бы отметить характерные особенности при рассмотрении обращения, о котором пойдет речь. Во-первых, восстановление нарушенных прав стало возможным спустя продолжительное время (поступило обращение в ноябре 2016 года и в сентябре 2017 года судебное решение вступило в законную силу), во-вторых, жалоба относилась к довольно таки редкой категории обращений- нарушение права на разумный срок уголовного судопроизводства и в третьих, при работе с жалобой пришлось применить весь комплекс имеющихся у правозащитника полномочий, начиная с запросов и заканчивая содействием при осуществлении судебной защиты.

В обращении гр-ки С., жительницы Олекминского района республики указывалось о грубейшем нарушении разумного срока уголовного судопроизводства которая, пребывая в статусе обвиняемой, на протяжении почти 12 лет не могла добиться окончательного решения по делу.

Следует отметить, что на момент поступления жалобы в правозащитный орган, в средствах массовой информации была опубликована статья о волоките, допущенной следственным органом при расследовании уголовного дела, то есть данное уголовное дело имело общественный резонанс.

Только после вмешательства Уполномоченного избранная с 2005 года мера пресечения в виде подписки о невыезде была отменена в декабре 2016 года. Ввиду того, что заключение Уполномоченного о нарушении разумного срока уголовного судопроизводства и права на доступ к правосудию, к сожалению, не нашло понимания у руководства Следственного управления республики, заявительница при содействии аппарата Уполномоченного обратилась с иском в порядке статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Верховный суд республики о компенсации за нарушение разумного срока уголовного судопроизводства, приложив к материалам дела заключение омбудсмена. В судебном заседании представитель аппарата Уполномоченного принимал участие в качестве слушателя.

Решением Верховного суда республики от 28.02.2017, вступившим в законную силу, административное исковое заявление гр-ки С. удовлетворено, присуждена компенсация за нарушение права на досудебное производство по уголовному делу в разумный срок в размере 100 000 (сто тысяч) рублей и материальные издержки.

Одновременно Уполномоченный обратился с запросом к руководству МВД России с целью дачи ведомственной оценки сложившейся ситуации. По результатам служебной проверки, Следственный департамент МВД России согласился с доводами правозащитного органа, указав о бессистемном проведении предварительного следствия с нарушением норм уголовно-процессуального закона.

После вынесения судебного решения следственный орган в отношении заявительницы прекратил уголовное дело и уголовное преследование в связи с отсутствием состава преступления, то есть по реабилитирующему основанию.

В связи с возникшим правом на реабилитацию гр-ка С. обратилась с иском о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности. Решением Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 03.08.2017, вступившим в законную силу, исковое заявление удовлетворено частично, с Министерства финансов Российской Федерации в лице казны Российской Федерации взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности в размере 2 000 000 (двух миллионов) рублей. К исковому заявлению заявительница приложила заключение Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), содержащее доводы о грубых нарушениях прав обвиняемой на стадии предварительного следствия.

Подводя итог работы по данному обращению можно отметить, что настойчивость и комплексный подход со стороны правозащитного органа к решению серьезной ситуации, в которой оказалась заявительница, в конечном итоге помогли добиться ей восстановления нарушенных прав и свобод, а значит и справедливости.

Пример 1. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился гражданин К., г.Мегион, по вопросу переселения из строения, приспособленного для проживания (балка). В связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов у заявителя строение, в котором проживал заявитель не было включено в план мероприятий, направленных на расселение балочных массивов в муниципальном образовании. Уполномоченным по правам человека в автономном округе усматривается ущемления жилищных прав заявителя. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе администрацией муниципального образования внесены изменения в план мероприятий, направленных на расселение балочных массивов в городском округе, согласно которым строение заявителя включено в план ликвидации и переселения. Тем самым права заявителя восстановлены, гражданину К. в соответствии с муниципальной программой будет предоставлена субсидия, которая может быть использована на приобретение в собственность жилого помещения, долевое участие в строительстве жилого помещения в многоквартирном доме, погашение части ипотечного кредита за жилое помещение.

Пример 3. У гражданина Д., г.Мегион, в счет погашения задолженности по исполнительному производству взысканы с имеющегося лицевого счета все денежные средства. По результатам анализа имеющихся в распоряжении документов установлено, что на счет заявителя поступает доход за оказание им транспортных услуг, который является единственным доходом заявителя-должника. Действуя в защиту прав гражданина Д., учитывая норму Закона об исполнительном производстве (часть 2 ст.99: при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований), Уполномоченный по правам человека в автономном округе обратился в службу судебных приставов. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного судебным приставом-исполнителем произведен перерасчет удержанных денежных средств с доходов должника.

Пример 5. В адрес Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре поступила жалоба гражданина С., п.Федоровский, Сургутского района, осуществляющего трудовую деятельность в муниципальном унитарном предприятии менее года, об отказе в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно. По результатам анализа представленной муниципальным унитарным предприятием документации по запросу Уполномоченного по правам человека в автономном округе установлено, что в соответствии с положением о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно (приложение к коллективному договору) право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно возникает у работника впервые по истечении 12 месяцев непрерывной работы на муниципальном унитарном предприятии. Установление данной нормы локальным нормативным актом муниципального унитарного предприятия является незаконным и необоснованным, так как ухудшает положение работников по сравнению с нормами установленными трудовым законодательством.
Право на использование отпуска за первый год работы в соответствии с частью 2 статьи 122 ТК РФ возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. Из правовых норм трудового законодательства в их совокупности следует, что законодатель возникновение права на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно связывает с возникновением права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, то за первый и второй год работы право на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно у лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникает по истечении шести месяцев работы, а за третий и четвертый годы работы, начиная с третьего года работы в любое время года и так далее. Тем самым, возникшее у работников право на отпуск за первый год работы влечет возникновение права работника на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно.
Уполномоченным по правам человека в автономном округе в адрес руководителя муниципального унитарного предприятия направлено заключение о необходимости внести изменения в положение о порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, которое рассмотрено положительно, права заявителя на компенсацию расходов стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно восстановлены.

Пример 6. Гражданин Б., п.Междуреченский, Кондинского района, пожаловался на качество медицинской помощи, оказываемой специалистами больницы, расположенной в сельском поселении. Уполномоченного по правам человека в автономном округе проведены проверочные мероприятия, в том числе с участием Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по результатам которых выявлены нарушения стандарта оказания медицинской помощи по профилю заболевания, а также отдельные нарушения ведения медицинской документации врачами – специалистами, к специалистам учреждения здравоохранения, допустившим нарушения, применены меры дисциплинарного характера.

Пример 9. В ходе личного приема к Уполномоченному по правам человека в автономном округе обратился гражданин Р., г.Ханты-Мансийск, с жалобой на отсутствия выплаты региональной социальной доплаты к пенсии. Уполномоченным по правам человека организованы проверочные мероприятия с участием Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проверки причин невыплаты доплаты к пенсии гражданину Р.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостановлена необоснованно (по ошибке должностных лиц) в связи с изменением постоянного места жительства заявителя, при переводе выплатного (пенсионного) дела из Управления ПФР в городе Х. в Управление ПФР в городе С. По результатам проверочных мероприятий, право на получение доплаты к пенсии восстановлено, заявителю доначислена региональная социальная доплата к пенсии.

Пример 11. В ходе личного приема к Уполномоченному по правам человека обратилась гражданка Л., Ханты-Мансийск, по вопросу содействия в получении мер социальной поддержки, социальных и иных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. По ходатайству Уполномоченного по правам человека в Югре Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения вопрос в отношении заявителя рассмотрен повторно и принято решение по оказанию заявителю единовременной помощи в размере 40000 рублей на погашение долга за жилищно-коммунальные услуги, приобретение одежды и обуви.

Пример 12. В адрес Уполномоченного по правам человека обратились граждане, проживающие в балочных строениях города Сургута по вопросу содействия в создании безопасного и доступного транспортного обеспечения к месту их проживания, а также с жалобой на ненадлежащее обеспечение жителей балочных строений питьевой водой. Поскольку администрацией муниципального образования, в чьи полномочия входит указанный вопрос, исчерпывающих мер по обеспечению безопасного передвижения граждан и автотранспорта, в том числе машин для подвоза воды, скорой помощи, пожарной машины и другой спецтехники по дороге, ведущей к балочным строениям, не принято, Уполномоченным направлено обращение в прокуратуру города о проведении проверки деятельности администрации города в части исполнения полномочий по организации водоснабжения населения и транспортного обеспечения. В результате, вопрос решен положительно, права граждан восстановлены.

Пример 13. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин П., в отношении которого по делу об административном правонарушении вынесено судом решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации с содержанием в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре до исполнения данного судебного решения. При этом судом при вынесении данного решения не было учтено наличие у гражданина П. устойчивой семейной связи с гражданкой Российской Федерации. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вышеуказанное решение суда об административном выдворении было отменено, а гражданин П. освобожден из специального учреждения.

Пример 14. Осужденный П. обратился к Уполномоченному по правам человека в автономном округе с жалобой на действия службы исполнения наказаний в части содержания его, как лица, осужденного впервые к лишению свободы, совместно с осужденными, ранее отбывавших лишение свободы. По результатам проверочных мероприятий, организованных Уполномоченным по правам человека в автономном округе, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры внесено представление об устранении нарушения закона и решении вопроса о направлении осужденного П. для отбывания наказания в иное учреждение, в котором лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Пример 15. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратилась гражданка Российской Федерации И. в интересах своей дочери Б., являющейся иностранной гражданкой, по вопросу запрета въезда ее дочери на территорию Российской Федерации. Решение о запрете въезда в Российскую Федерацию иностранной гражданки Б. было принято органом в сфере миграции без учета сведений о наличии у нее членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе органом в сфере миграции указанное решение о запрете въезда в Российскую Федерацию было пересмотрено и отменено.

Пример 16. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин И., в отношении которого по делу об административном правонарушении вынесено судом решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации с содержанием в специальном учреждении до исполнения данного судебного решения. При этом судом при вынесении данного решения не было учтено наличие у гражданина И. супруги, являющейся гражданкой Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции жалоба иностранного гражданина И. на указанное решение суда оставлена без удовлетворения. При обращении Уполномоченного по правам человека в автономном округе миграционную службу данному иностранного гражданину было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации из гуманных побуждений, так как на территории иностранного государства, гражданином котором является гражданин И., сложилась обстановка, близкая к военной, отношения между данным государством и Российской Федерации носят недоброжелательный характер. В связи с предоставлением временного убежища иностранный гражданин И. был освобожден из специального учреждения, а судебное решение о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации отменено.

Пример 17. В адрес Уполномоченного по правам человека в автономном округе обратился иностранный гражданин С. по вопросу установления запрета въезда на территорию Российской Федерации в течение 5 лет. Данное решение было принято органом в сфере миграции в связи с неоднократным привлечением иностранного гражданина С. к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. По предложению и при содействии Уполномоченного по правам человека в автономном округе в ходе судебного заседания органом в сфере миграции было заключено мировое соглашение, предусматривающее отмену установленного им запрета въезда на территорию Российской Федерации иностранного гражданина С.

Пример 18. Уполномоченным рассмотрено обращение от общественной организации по вопросу содействия в оказании финансовой поддержки инвалиду-колясочнику г.Ханты-Мансийск для подключения жилого дома к сети водоснабжения. По ходатайству Уполномоченного предприятие, на котором ранее осуществлял свою деятельность гражданин и получил производственную травму, приведшую к инвалидности,, оказало благотворительную помощь семье бывшего работника на оплату работ по подключению жилого дома к сети водоснабжения.

Пример 19. При взаимодействии Уполномоченного с работодателем общества с ограниченной ответственностью, г.Нижневартовск) гр. М. погашена задолженность по заработной плате, которую заявитель не мог получить с 2015 года.

Пример 20. К уполномоченному обратились граждане одного из микрорайонов г.Сургута с жалобой на нарушение тишины и покоя. При подвозе воды водитель водовозки оповещал жителей громким автомобильным звуковым сигналом. По запросу Уполномоченного администрацией муниципального образования проведена проверка, по результатам которой права граждан на тишину и покой восстановлены.

Пример 21. При осуществлении ремонта по замене системы теплоснабжения в начале отопительного сезона жители одного из домов г.Ханты-Мансийска остались без отопления в связи с тем, что один из соседей отказывался обеспечить доступ ремонтной бригады в квартиру, это приводила к невозможности обеспечения замены систем отопления (труб, регистров) и подключения их в общую систему теплоснабжения. При взаимодействии Аппарата Уполномоченного с Управлением капитального строительства муниципального образования в оперативном порядке были приняты меры судебного порядка к собственнику квартиры, который неправомерно препятствовал проведению капитального ремонта системы отопления дома, по обеспечению доступа к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Решение суда незамедлительно было приведено к исполнению, что позволило обеспечить бесперебойную подачу тепловой энергии.

Пример 22. В адрес Уполномоченного поступила жалоба гр. З.Н. из г.Нижневартовск на нарушение тишины и покоя жильцов дома со стороны соседа Д., который устраивает гулянье, включает громкую музыку в ночное время и т.п. Уполномоченным направлен запрос в адрес главы администрации муниципального образования о необходимости проанализировать сложившуюся ситуацию, и при подтверждении факта систематического нарушения прав граждан, проживающих в указанном доме принять меры к собственнику квартиры в соответствии со статьей 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой определены основания прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение:
- если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения;
- если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
По результатам проведенных проверочных мероприятий в отношении нарушителя составлен административный протокол, информация о нарушениях направлена по месту учебы нарушителя, нарушителю вручено предупреждение о необходимости устранения нарушений прав и законных интересов граждан, проживающих с ним в одном доме. Права граждан на тишину и покой в жилом помещении, где они проживают, восстановлены.

Пример 23. Уполномоченным по правам человека в Югре рассмотрено обращение Консула Украины в интересах и по жалобе гражданки Украины Б. об оказании содействия в получении страховых выплат в связи со смертью в результате несчастного случая на производстве ее супруга - гражданина Украины Р.
Погибший был застрахован работодателем в установленном порядке, в связи с чем его вдове и малолетнему ребенку Фондом социального страхования Российской Федерации должны быть произведены страховые выплаты.
Вместе с тем, региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации квалифицировало случай как нестраховой, ввиду несоответствия данных в отношении застрахованного лица и лица, погибшего в результате несчастного случая на производстве (по данным имеющихся паспортов гражданина Украины для выезда за границу, и паспорта гражданина Украины (внутреннего)).
Уполномоченным по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проведены проверочные мероприятия, в том числе направление запросов и ходатайств о соответствующих мерах реагирования в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В результате принятых мер и совместном взаимодействии с Консульством Украины и представителя заявителя единовременные страховые выплаты, а также полагающиеся по законодательству Российской Федерации ежемесячные страховые выплаты гражданке Украины Б. и ее несовершеннолетнему ребенку назначены и выплачиваются.

Пример 25. В адрес Уполномоченного обратился пенсионер, ветеран труда К., г. Ханты-Мансийск, о неудовлетворительном состоянии остановочного павильона ожидания городского общественного транспорта, расположенного в районе СОТ. В своем обращении заявитель указывает на аварийное состояние остановочного павильона, угрозу обрушения конструкции во время опасных погодных явлений, отсутствии результата на неоднократные обращения по данному вопросу в адрес органов местного самоуправления.
По заключительному запросу Уполномоченного в адрес главы города права граждан на безопасное строение остановочного комплекса восстановлены (обеспечены).

Пример 26. При активном участии Уполномоченного по правам человека . военнослужащего по призыву г. Пыть-Ях по состоянии здоровья уволили с военной службы г.Владивосток и обеспечили оплату проезда к месту жительства.

Пример 27. По обращениям родителей военнослужащих по срочному призыву Уполномоченным Югры совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Бурятия выездной проверки условий прохождения военной службы военнослужащими (в том числе из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) в войсковой части № 69647 г. Кяхта. По итогам проверки Уполномоченных в результате обращения Уполномоченного Югры к Командующему 36-й общевойсковой армии Восточного военного округа и к военному прокурору Кяхтинского гарнизона восстановлены нарушенные права военнослужащих на своевременное медицинское обслуживание, получение соответствующего обмундирования и создание наиболее благоприятных условий прохождения военной службы военнослужащими данной войсковой части.

Читайте также: