Опишите и кратко охарактеризуйте модель тройной спирали г ицковича и л лейдесдорфа

Обновлено: 05.07.2024

Что такое университет и каким он должен быть? Дискуссии на эту тему не утихают уже которое десятилетие, в том числе и в России. В своей истории университеты прошли через несколько стадий развития, и вполне возможно, что существующая модель далеко не оптимальна и нуждается в модификациях.

Университет 1.0. Образование

Университет как явление зародился в недрах европейской, христианской культуры и неразрывно был связан с церковью вплоть до Нового времени. Так, старейшим из ныне существующих считается Болонский университет, основанный в 1088 году. Фактически, университет был одним из средневековых цехов, основная цель которого — воспроизводство сословия богословов. Именно из средневекового университета берут начало такие формы занятий, как лекции и семинары.

В силу крайней немногочисленности как самих университетов, так и исследователей, богословов, каждый был уникален. Если человек средневековья прочитал за жизнь 30 книг и поговорил с 5 коллегами — это уже бесценный опыт. И самый экономный способ передать его — просто пересказать студентам, которые тщательно конспектируют слово своего учителя и будут хранить эти конспекты до конца жизни.

Университет 2.0. Образование и наука

Университет 3.0. Тройная спираль: образование, наука, инновации

Отличительные признаки университета 3.0 таковы:

Результаты прикладной научной деятельности находят немедленное применение в окружающем университет кластере. Технических вариантов такого взаимодействия много: создание технологических компанией студентами и преподавателями на основании своей научной деятельности, продажа результатов интеллектуальной собственности крупным компаниям, и т.д.

Как попасть в топ-100

Наиболее известным исследованием, в котором оценивается Третья Миссия университета (т.е. внедрение научных результатов) является рейтинг от информационного агентства Reuters — The World’s Most Innovative Universities. Это рейтинг ТОП-100 ведущих инновационных университетов мира, основанный на патентной активности вузов. Из 100 оцениваемых университетов 46 находятся в США, 9 в Германии, 8 во Франции. На первом месте, что неудивительно, оказался Стэнфордский университет, с которого в 1950-е годы началось формирование Кремниевой долины. Вторую и третью позиции занимают Гарвард и MIT, расположенные в компактном инновационном кластере на Восточном побережье США (Кембридж, штат Массачусетс). Отметим, что на радар данного исследования попали всего 100 вузов из более чем 30 тысяч существующих в мире (по данным портала Webometrics). Таким образом, всего 0,3% от общего числа университетов мира признаны соответствующими модели Университета 3.0.

Даже краткий анализ первой тройки университетов из глобального ТОП-100 ведущих инновационных вузов мира поражает воображение. Так, 150 000 компаний, основанных выпускниками за всю историю Гарварда, получили в 2014 году выручку $3,9 трлн и приняли на работу 20,4 млн человек. Только у одного MIT за 2015 год показатели таковы: 30 000 компаний, $1,9 трлн. выручки и 4,6 млн рабочих мест. Сложно не заметить, что каждый из этих университетов сгенерировал прибавочный продукт, превышающих ВВП подавляющего большинства стран мира. Для сравнения, по данным МВФ номинальный ВВП России по итогу 2019 года составил $1,637 трлн.

Таким образом, мы видим, что государство предпринимает определенные шаги в создании университетов 3.0. Однако представляется, что директивный подход, во многом применяемый сейчас, едва ли даст ожидаемый результат. Мировой опыт свидетельствует, что университет 3.0 может вырасти только органично, как следствие работы многочисленных экономических акторов.

Какой же можно сделать вывод из вышесказанного? Историческая миссия университета остается неизменной: это наука и образование. Поэтому едва ли возможно сделать модель Университета 3.0 магистральной для всего мира. Само наличие методов оценки вузов красноречиво говорит за себя. К настоящему моменту существует свыше 20 международных рейтингов университетов, в которых оценивается наука и образование. Из них лишь один оценивает исключительно инновационную компоненту (упомянутый выше The World’s Most Innovative Universities)/


"The Triple Helix (Тройная спираль)", Г. Ицковиц

Университеты — основа спирали

Современный университет — это не только учебное заведение, говорит Генри Ицковиц, но воспроизводящая и накапливающая знания структура, точка притяжения молодых умов, носителей идей, которые впитывают знания в университете и выносят их в свет. Такой университет — это основа общества знаний, опора модели тройной спирали, двумя другими элементами которой являются государство и бизнес. Увеличение доли знаний в работе бизнес-организаций превращает их в проводников знаний, а связка с университетом ускоряет их (знаний) развитие. Эта включенность в систему производства и реализации знаний позволяет университету выделиться на фоне других научно-исследовательских учреждений, которые и зародились для разработки новых технологий.

На конец XIX — начало XX вв. пришлось время становления и укрепления позиций Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology,MIT), ставшего сегодня образцом предпринимательского университета. Начало великой депрессии в США, рассказал Генри Ицковиц в своем выступлении в АНХ, вынудило власти штата Массачусетс для определения стратегии дальнейшего поведения собрать основных игроков региона. Как при этом выяснилось, существенную роль в нем играл университет. В ходе диалога бизнеса, власти и университета, MIT предложил новую модель развития региона.

выступление Г. Ицковица в АНХ
выступление Г. Ицковица в АНХ

Затем инкубаторы стали организовываться совместно с муниципалитетами. Модель инкубатора отличается гибкостью. Она может быть приспособлена к разным странам и регионам, причем с разным уровнем развития технологий и бизнеса. Любая удачная форма инновационного развития a priori не является панацеей и универсальным решением для всех стран. Одной из таких гибких моделей, по мнению Генри Ицковича, выступает и модель тройной спирали, центральным звеном которой выступает предпринимательский университет.

Томская модель

В России примером такого института может стать Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). На базе университета функционирует 125 компаний, объем услуг УНИК ТУСУР составляет 15 млрд руб., совокупный бюджет университета — 1 млрд руб. Причем лишь 20% доходов университета приходится на бюджетное финансирование, отметил проректор ТУСУР Александр Уваров. Доходы университета от научной деятельности непрерывно растут, если в 2006 г. они составили 148 млн руб., то в 2010 г. — 459 млн руб.

Первая попытка опереться на университетское сообщество и активную часть бизнеса, чтобы изменить вектор движения региона, была предпринята в 2004 г., отметила первый вице-губернатор Томской области Оксана Козловская. В том же году на базе ТУСУРа был открыт первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, который стал одной из составляющих новой модели системы подготовки инновационных кадров. Теперь же каждый вуз области считает для себя обязательным иметь бизнес-инкубатор. Студенческий бизнес-инкубатор ТУСУРа славен тем, рассказала Оксана Козловская, что некоторые его студенты стали долларовыми миллионерами. Доля научно-образовательного комплекса в валовом продукте региона достигает 10%, то есть его вклад почти такой же, как трубопроводного транспорта, отметила вице-губернатор.

Движущая сила инноваций

А. Уваров, Г. Ицковиц, О. Козловская, О. Алексеев
А. Уваров, Г. Ицковиц, О. Козловская, О. Алексеев

Партнер Russia Innovation Collaborative Синтия Ботот (Cynthia Bouthot) подчеркнула, что университеты не могут стать главной движущей силой экономики страны, но способны действовать как партнеры государства и бизнеса. Кроме того, ограничение только рамками развития лишь внутри страны сегодня уже малоперспективно, надо мыслить глобально, оценивая возможности международного сотрудничества.

Остается неясной законодательная основа функционирования предпринимательских университетов в России, по-прежнему много вопросов по поводу судьбы многочисленных исследовательских институтов и наукоградов, потенциал которых, по мнению профессора Ицковица, до конца не реализован. Между тем многие вновь созданные университеты еще просто не успели накопить опыт и знания в том количестве, которое позволяет строить инновационную экосреду. И, наконец, нет ответа на важнейший вопрос: кто может стать локомотивом движения к модели тройной спирали в России — государство или иные общественные институты?

Читайте также: