Описание картины завтрак аристократа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Юмор и сатира занимают особое место в нашей жизни. Желание высмеять кого-то (как в доброй, так и в злой, циничной манере) присуще практически любому человеку. Искусство не является исключением. Поэты, писатели, художники и представители других творческих профессий уделяют свое внимание всему смешному и нелепому, что может внести новые краски в повседневность. Актуальность таких мотивов имела место в культурной жизни общества много лет назад.

Жизнь и судьба художника

Павел Андреевич Федотов появился на свет 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве. Его отец был отставным офицером и служил в Московской управе благочиния. В 1826 году Павел стал воспитанником Московского кадетского корпуса, окончил его с отличием, после чего 10 лет отслужил в Петербургском Финляндском полку. В это же время он занимался в рисовальном классе Академии художеств и в скором времени стал известен в узких кругах благодаря своему таланту и появлявшимся из-под его кисти полковым жанровым зарисовкам, шутливым, романтическим рисункам, а также портретам сослуживцев. Его работы получили одобрение не только однополчан, но и семьи императора, в особенности наследника престола, великого князя Александра Николаевича. Специально по его заказу были написаны две картины.

картина завтрак аристократа

За свою короткую жизнь Павел Андреевич создал полотна, ставшие образцами бытовой живописи и высмеивающие всю суть жизни привилегированных слоев современного ему общества. Умер он 14 (26) ноября 1852 года в лечебнице для душевнобольных после обострения психического заболевания и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Творчество Павла Федотова

описание картины федотова завтрак аристократа

федотов завтрак аристократа картина

История создания

федотов завтрак аристократа описание картины

Что мы видим на картине?

описание картины федотова завтрак аристократа

Смотря на полотно, мы видим молодого дворянина, испуганно прикрывающего ломоть черного хлеба, который составляет всю его утреннюю трапезу, при звуке шагов незваного гостя. Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм; прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов; афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени); щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде.

Судьба произведения

картина завтрак аристократа

завтрак аристократа картина федотова

Значение творчества Павла Федотова в русской живописи

Важность того, что выражал в своих произведениях этот художник, сложно переоценить. Его по праву называют основоположником такого жанра в изобразительном искусстве, как критический реализм. В процессе своего творческого становления он от свойственных ему в самом начале нагроможденных композиций с огромным количеством деталей перешел к более простым и естественным образам. Его полотна прочно укоренили в искусстве новый жанр сатирической живописи с национальным колоритом, который дал почву для творчества другим молодым художникам.

Действие происходит в доме молодого человека, чья фигура помещена в центр композиции. Он украдкой оглядывается, прикрывая книгой кусок черного хлеба. Торопится, заметив гостя, о чьем приходе не знал.

Последний отодвигает штору, намереваясь войти. Почему же никто не сообщил о его приходе?

Картина полна деталей, но, несмотря на их обилие, нет ничего лишнего, все продумано и служит одной цели – пусканию пыли в глаза.

Несмотря на то, что главный герой одет по последней моде: шелковые шаровары, синий, небрежно подпоясанный, халат, цветастый головной убор с кисточкой и туфли с загнутыми носками, напоминающие индийские Кхусса, он не является тем, кем хочет казаться.

Современный человек едва ли поймет, что комната обставлена дорогими и модными предметами. Но для аристократии внешняя атрибутика была показателем их благосостояния, к чему и стремится хозяин дома.

Если присмотреться, можно увидеть на полу ковер, дорогой, но потертый, вазу, напоминающую античную, но сделанную из обыкновенной соломы. На столе лежит, впопыхах открытый кошелек, но он пуст. Впрочем, на полу мы видим разбросанную колоду карт, открыто говорящую о причине безденежья.

П. Федотов в своих работах выразительно и метко высмеивает характеры и образы персонажей. Художник умело подмечает самые неуловимые детали, и теперь его работы украшают стены Государственной Третьяковской Галереи.

Молодой человек одет в белую рубашку, синий шёлковый халат, широкие красные брюки и жёлтые тапочки. На его голове тюрбан, одежда барская. Во время утреннего завтрака что-то его насторожило и отвлекло от еды. Он не ждал с утра гостей. На лице человека растерянность, он ещё не дожевал свою еду и спрятал кусок пищи за щекой. Аристократ хочет успеть накрыть хлеб книгой. С утра он уже наслаждался чудесной литературой.

Фигуры гостя на картине нет, видны только его сюртук и рука в перчатке, отодвигающая занавесь. Видимо его с утра решил навестить сосед, чтобы рассказать о городских новостях. Белый пудель вертится у входа в комнату, радостно встречая его.

Полотно написано в тёмно-серых тонах, с использованием зелёной, красной, малиновой и синей гаммы. Мастер кисти чётко выделял в художественной работе контрасты. Он работал над ней с огромным удовольствием. Труд был просто колоссальный. Федотов мастерски передал в своём творении всю красоту вещей и материального мира.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: gallerix.ru

П. Федотов. Автопортрет, 1848 | Фото: gallerix.ru

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850 | Фото: liveinternet.ru

На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru

На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru

Даже собачка пострижена по последней моде | Фото: vokrugsveta.ru

Читайте также: