Описание картин шишкина кратко

Обновлено: 08.07.2024

Описание картины Ивана Шишкина “Вид в окрестностях Петербурга”

Не слишком известное по сравнению с более поздними творениями великого Ивана Шишкина, полотно было создано в 1856 г. для первого конкурсного испытания в Академии художеств. Высокое мастерство автора было вознаграждено малой серебряной медалью и

Описание картины Ивана Шишкина “Пасека в лесу”

Иван Иванович Шишкин в течение всей своей творческой жизни глубоко погружался не только в природу саму по себе. Его главной задачей было передать человеческую взаимосвязь с ней. Одним из образцов такого воссоединения с природой

Создание этюдов обязательно для каждого художника, мечтающего повысить уровень своего мастерства. Рисование предметов с натуры необходимо для того, чтобы прочувствовать объект и суметь передать его красоту, пойманную на один короткий момент. "Сосна На скале"

Иван Шишкин, виртуозно владея техникой живописи, смог с практически фотографической точностью изобразить фрагмент лесной чащи на холсте. Основными элементами составляющей леса являются березы и несколько невысоких деревьев рябины. Белая береза в левой части картины

Каждая картина Ивана Ивановича Шишкина переполнена любовью к родному краю и природе, ее бесконечной красоте и величию. Тщательная прорисовка всех деталей произведения искусства характерна для данного автора. Благодаря этому реалистичность его работ не ставится

Шишкин любил рисовать пейзажи. Но особой чертой художника было то, что лн пытался разнообразить каждую из своих картин, подать ее с совершенно нового ракурса, чтобы зритель не заскучал, рассматривая целый ряд полотен о природе.

Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых почетных мест в русской живописи. Рисовал он только пейзажи, изредка разбавляя их животными и птицами; характерный, подробный стиль художника запоминается сразу и забыть его уже невозможно. Еще

Творчество художника неразрывно связано с родной природой. Наверно, поэтому среди его картин больше всего пейзажей. Спокойные заводи и резвые ручьи, светлые рощи и потаенные тропинки, убегающие вдаль по кромке хлебного поля. Все это было

Сегодня мы поговорим о самом ярком, талантливом представителе русского искусства, русском пейзажисте, последователе Дюссельдорфской художественной школы, рисовальщике гравюр и аквафортисте Шишкине Иване Ивановиче. Родился гений кисти зимой 1832 года в городе Елабуге в семье знатного купца Ивана Васильевича Шишкина.

Самые красивые картины Шишкина

С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами жёлтых полей, широтой зелёных лесов, голубизной озёр и рек. Повзрослев, все эти родные пейзажи не выходили у парня из головы и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.

А сейчас о его работах мы расскажем подробнее:

Утро в сосновом лесу

Эту работу Ивана Шишкина знают все, мастер кисти много рисовал лесные гущи и тропы, но эта картина самая любимая, ведь в композицию вписаны игривые и чудные медвежата, играющие на поляне возле сломанного дерева, которые делают работу доброй и милой. Мало кто знает, что авторами этого полотна было два художника Константин Савицкий (нарисовал медвежат) и Иван Шишкин (изобразил лесной пейзаж), но коллекционер по фамилии Третьяков стёр подпись Савицкого и автором картины считают одного Шишкина.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть увлекательная статья с очень красивыми фотографиями медведей. Советуем к просмотру.

Берёзовая роща

Не воплотить на полотне русскую народную красавицу, стройную, высокую берёзу художник просто не мог, поэтому и нарисовал эту работу, где изобразил не одну чёрно-белую красотку, а целую рощу. Лес словно только что проснулся, и поляна наполнилась утренним светом, солнечные лучи играют среди белых стволов, а по извилистой тропке, ведущей в лес прогуливаются прохожие, любуясь красивым утренним пейзажем.

Ручей в березовом лесу

Картины Ивана Шишкина по праву можно считать настоящими шедеврами, ведь он так искусно передавал в них все тонкости природы, блики солнечных лучей, породы деревьев и, даже кажется, шум листвы и пение птиц. Вот и это полотно передаёт журчание ручья в берёзовой роще, словно ты сам очутился среди этого пейзажа и любуешься этой красотой.

На севере диком

Обожал мастер снежную зиму, поэтому в его коллекции полотен есть и зимние пейзажи. Красавица ель засыпана снегом на диком севере в огромном сугробе, красиво стоит среди зимней пустыни. Когда смотришь на эту зимнюю красоту, хочется всё бросить, схватить санки и пуститься со скользкой горки по холодному снегу.

Мухоморы

Посмотрите, как натурально изображены грибы мухоморы на этой картине, как точно переданы цвета и изгибы, словно они вот-вот совсем недалеко от нас стоит лишь протянуть руку. Красавцы мухоморы, ах как жаль, что они такие ядовитые!

Кстати, на topcafe.su есть очень интересная статья о самых ядовитых грибах в мире.

Две женские фигуры

Женскую красоту невозможно скрыть от мужского взгляда, а от художника тем более. Вот и живописец Шишкин изобразил на своём полотне две изящные женские фигуры в модных нарядах (красного и чёрного цвета) с зонтами в руках, прогуливающихся по лесной тропинке. Заметно, что у этих очаровательных дам приподнятое настроение, ведь прелесть природы и свежий лесной воздух наверняка к этому располагают.

Перед грозой

Глядя на эту картину, поражает воображение тот факт, что всё это нарисовано по памяти, а не с натуры. Такая точная работа требует от художника много времени и сил, а стихия может разыграться за считанные минуты. Посмотрите сколько здесь оттенков синего и зелёного цвета и как точно изображено настроение приближающейся грозы, что кажется, чувствуешь всю тяжесть влажного воздуха.

Иван Шишкин часто видел данный пейзаж вживую, так как в деревне всё просыпались до рассвета. То, как утренний туман опускался на луга и поля приводило его в полный восторг и изумление, казалось, что молочная река растекается на всей поверхности, окутывая леса и озёра, деревни и все околицы.

Небо, земля и вода — три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, — вот главная идея картины. Природа словно просыпается от сна и умывается утренней росой, а река снова пускается в свой извилистый путь, достигая глубин, вот что приходит на ум, когда смотришь на эту шишкинскую картину.

Вид Елабуги

Иван Шишкин никогда не забывал откуда он родом и очень любил свой родной край. Именно поэтому он часто рисовал свой родной город Елабуг. Данная картина исполнена в чёрно-белых тонах, и жанре эскиза или этюда, набросанного простым карандашом, казалось бы, несвойственном мастеру кисти, но, как видим, Шишкин рисовал не только маслом и акварелью. TopCafe призывает и вас не забывать места, откуда вы родом, и иногда возвращаться туда.

Облака

Каждое природное явление не осталось незамеченным художником, даже лёгкие и пушистые облака, за которыми он обожал наблюдать, а рисовать и подавно. Казалось бы, что могут рассказать вечно плывущие, синие перины, но живописец смог рассказать историю передвижения и жизненного пути сказочно красивых небесных тел.

Бычок

Рожь

Крестьянка с коровами

Живя в глубинке и видя всё своими глазами, живописец не мог не изобразить всю сложность крестьянской жизни и тяжкого крестьянского труда. Работа нарисована в стиле эскиза чёрно-белым карандашом, что придаёт ей некой давности или древности. Крестьяне издавна были связаны с землёй, скотоводством и ремёслами, но это только возвышает их в наших глазах, а художники помогают нам увидеть всю связь и красоту, изображая красивые и реалистичные картины.

Итальянский мальчик

Как мы видим, живописец умел красиво изображать не только любимые лесные пейзажи, но и портреты, которых в его коллекции, к сожалению, почти нет. Эта работа посвящена, я бы сказала, упитанному, румяному итальянскому мальчугану и его пятнистому телёнку. Жаль, что год написания самой работы и дальнейшая её судьба неизвестна.

Рубка леса

Само название картины говорит о том, что хотел донести нам художник, видя такие картины вживую, Иван Иванович очень огорчался, ведь он обожал деревья и природу вокруг него. Он был против того, что человек вторгается в природу и крушит всё вокруг себя. Этой работой он пытался достучаться до человечества и остановить жестокий процесс вырубки лесов.

Стадо под деревьями

Мне кажется, что коровы — это самые любимые животные нашего живописца, ведь кроме лесных рощ и опушек, среди его работ, где есть животные встречаются только коровы, правда, не считая мишек на известном полотне, но как мы уже осведомлены их нарисовал другой художник, а не Шишкин.

Живя в селе, я часто наблюдала подобную картину, когда стадо коров приходило на обеденную дойку и, дожидаясь своих хозяек, устраивалось поудобнее под разлогими деревьями. Видимо, Иван Шишкин в своё время наблюдал что-то похожее.

Пейзаж с озером

Зачастую у художника преобладают всевозможные оттенки зелёного цвета, но эта работа как исключение из правил, здесь центр пейзажа глубоко-синее, прозрачное озеро. Как по мне, очень красивый и удачный пейзаж с озером, жаль, что реки и озёра Шишкин рисовал очень редко, а как они у него замечательно получались!

Скалистый берег

Кроме своего родного края, любил мастер пейзажей и солнечный Крым, где каждый пейзаж — это настоящий райский уголок. У Шишкина есть целая коллекция картин, написанных на солнечном полуострове под названием Крым. Эта работа очень яркая и живая, здесь очень много света, оттенков и цвета, впрочем, как везде в Крыму.

Болото

Как некрасиво звучит это слово и как искусно, и красиво изобразил это природное явление наш мастер пейзажей. В одной работе собраны все оттенки коричневого и тёмно-зелёного (так сказать, болотного) цветов. Пасмурно и тускло, на небе нет ни одного облачка, солнечные лучи не прорезают пространство, и только две одинокие цапли пришли к воде.

Корабельная роща

Последняя и самая большая работа Шишкина заканчивает настоящую эпопею лесных пейзажей всей его жизни, показывающих настоящую богатырскую силу и красоту русской матушки природы. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли — настоящее народное богатство своей родины.

В заключение

Самые красивые картины Шишкина

Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников, а все его работы исполнены на высшем уровне. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.

Редакция ТопКафе просит вас написать в комментариях какие прекрасные картины Шишкина произвели на вас наибольшее впечатление.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в июле 2018 года.

Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898)

Шишкин Иван Иванович - основоположник русского эпического пейзажа, дающего широкое, обобщенное представление о величавой и вольной русской природе. В картинах Шишкина подкупает строгая прравдивость изображения, спокойная широта и величавость образов, их естественная, ненавязчивая простота. Поэзия шишкинских пейзажей схожа с плавной мелодией народной песни, с течением широкой, полноводной реки.

Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге, среди нетронутых и величественных лесов Прикамья, которые сыграли огромную роль в формировании Шишкина-пейзажиста. С юности им владела страсть к живописи, и в 1852 году он покидает родные места и едет в Москву, в Училище живописи и ваяния. Все свои художественные помыслы он направлял на изображение природы, для этого он постоянно ездил в парк Сокольники на этюды, штудировал натуру. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:" . просто поле, лес, реку, - и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды." В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.

На протяжении всего периода своего творчества художник следовал одному своему правилу, и не изменял ему всю жизнь: "Одно только подражание природе может удовлетворить ландшафтного живописца, и главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры. Природу должно искать во всей ее простоте. "

Таким образом, он всю жизнь следовал задаче как можно более правдиво и точно воспроизводить существующее и не приукрашивать его, не навязывать свое индивидуальное восприятие.

Творчество Шишкина можно назвать счастливым, он никогда не знал мучительных сомнений и противоречий. Вся его творческая жизнь была посвящена совершенствованию того метода, которому он следовал в своей живописи.

Картины природы у Шишкина были настолько правдивы и точны, что его часто называли "фотографом русской природы", - одни с восторгом, другие, новаторы, с легким презрением, но на самом деле до сих пор они вызывают у зрителей волнение, восхищение. Никто не проходит мимо его полотен равнодушным.

Туман в лесу (1872)


Дождь в дубовом лесу (1891)



Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Природа насыщена сырым воздухом. Почерневшие стволы дубов буквально окутаны влагой, по дорогам струятся потоки воды, капли дождя пузырятся в лужах. Но облачное небо уже начинает светлеть. Пронизывая сетку мелкого дождя, висящую над дубовой рощей, с неба льется серебристый свет, он отражается серо-стальными бликами на мокрых листьях, серебрится поверхность черного намокшего зонта, мокрые камни, отражая свет, приобретают пепельный оттенок. Художник заставляет зрителя любоваться тонким сочетанием темных силуэтов стволов, молочно-серой пелены дождя и серебристых приглушенно-серых оттенков зелени.

Дубы. Вечер (1887)



Художник прекрасно уловил в этюде солнечное освещение, просветы яркого синего неба в контрасте с зеленью дубовой кроны, прозрачные и трепетные тени на стволах старых дубов.

Лесные дали (1884)



Перед нами широкая панорама, захватывающая ширь пространства, поблескивающая вдали гладь воды, протянувшиеся на многие километры глухие прикамские леса. Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. По мере удаления в глубь изображения, изменяется цвет: сочно-зеленые, коричневато-песочные первого плана переходят в зеленовато-бурые, которые потом постепенно блекнут, становятся все более легкими, холодными, голубоватыми, и в конце цонцов сливаются с голубой дымкой, окутывающей холмы. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Небо в картине бледно-голубое, прзрачное, легкое, с еле заметными облачками, светлеющее к горизонту и чуть тронутое золотистым налетом. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа.

На переднем плане на светлом фоне неба четко рисуется силуэт тонкой, слегка наклонившейся, полузасохшей сосны, одиноко высящейся на склоне холма. Она как бы приближает пейзаж к зрителю, делает его более предметным, конкретным.

На севере диком. (1890)



Картина написана по мотивам одноименного стихотворения М.Ю Лермонтова.

В картине звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, снега и льда, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бескончную даль, покрытую снегами. Кажется, в этом царстве холода нет ничего живого, все вокруг замерло. оцепенело. Но на самом краю скалы, отчаянно зацепившись за жизнь, гордо стоит одинокая сосна. Тяжелые хлопья сверкающего снега сковали ее ветви, тянут вниз, к земле. Но сосна с достоинством несет свое одиночество, власть лютого холода неспособна сломить ее.

О чем она думает, мечтает, стоя на самом краешке скалы? Возможно, о ком-то, кто далеко отсюда тоже стойко и гордо несет свое одиночество, невзирая на оковы, препятствующие их встрече?

Картина наполнена тишиной и безмолвием, ощущается холод, разлитый в природе. В отличие от других пейзажей, этот скорее лирический, полный тонкого душевного чувства.

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет.

Полдень В окрестностях Москвы (1889)



Полдень летнего дня. Только что прошел дождь. На проселочной дороге поблескивают лужи. Влага теплого дождя чувствуется и на золоте хлебного поля, и на изумрудной зелени травы с яркими полевыми цветами. Чистоту омытой дождем земли еще более убедительной делает просветлевшее после дождя небо. Синева его глубока и чиста. Последние перламутово-серебристые облака убегают к горизонту, уступая место полуденному солнцу.

Особенно ценно то, что художник сумел проникновенно предать обновленную после дождя природу, дыхание освеженной земли и травы, трепет бегущих облаков.

Жизненная правдивость и поэтическая одухотворенность делают картину "Полдень" произведением большой художественной ценности.

Рожь (1878)



В этом полотне больше, чем в какой-либо другой картине Шишкина , обнаружилась народность его восприятия природы. В нем художник создал образ большой эпической силы и подлинно монументального звучания.

Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба. Набегающие порывы ветра волнами колышут рожь - от этого еще острее ощущение, какая она высокая, тучная и густая. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов, и они тотчас скрывают ее. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край.

Знойный летний день предвещает грозу. От долго стоящей жары небо обесцветилось, утратило звонкую синеву. Из-за горизонта уже ползут первые грозовые тучи. С большой любовью и мастерством написан передний план картины: и покрытая легкой пылью дорога, с проносящимися над ней ласточками, и тучные спелые колосья, и белые головки ромашек, и голубеющие в золоте ржи васильки.

Картина "Рожь" - это обобщенный образ родины. В ней победно звучит торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли. Огромная вера в мощь и богатство природы, которым она вознаграждает труд человека, - вот основная мысль, которая руководила художником при создании этого произведения.

Корабельная роща (1872)



Картина написана в год смерти художника, он как бы вновь воскресил близкие его сердцу мотивы, связанные с лесом, с соснами. Пейзаж был экспонирован на 26-й Передвижной выставке и встретила теплый прием у прогрессивной общественности.

Художник изобразил сосновый мачтовый лес, освещенный солнцем. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах, состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей.

Лиризм вечернего освещения сочетается в картине с эпическим характерам соснового леса-великана. Громадные, в несколько обхватов стволы деревьев, их спокойный ритм придают всему полотну особую монументальность.

"Корабельная роща" - лебединая песня художника. В ней он воспел родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, с ласковым солнцем. В ней он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни.

Сосновый бор (1872)



Это излюбленная тема Шишкина - тема вековых хвойных лесов, лесной глухомани, природы величавой и торжественной в своем невозмутивом покое. Художнику хорошо удалось передать характер соснового бора, величаво-спокойного, объятого тишиной. Солнце мягко освещает пригорок у ручья, верхушки вековых деревьев, оставляя погруженной в тень лесную глушь. Выхватывая из лесного сумрака стволы отдельных сосен, золотистый свет солнца выявляет их стройность и высоту, широкий размах их ветвей. Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны.

Нотки тонкого народного юмора внося потешные фигуры мишек, заглядевшихся на дупло с дикими пчелами. Пейзаж светел, чист, безмятежно радостен по настроению.

Среди долины ровныя (1883)



В полотне изображен равнинный пейзаж средней полосы России, спокойную красоту которого венчает могучий дуб. Бескрайны просторы долины. Вдали чуть поблескивает лента реки, еле видна белая церковка, а дальше к горизонту все потонуло в туманной синеве. Нет границ этой величавой долины.

Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали. По обочинам ее цветы - сверкают на солнце ромашки, цветет неприхотливый боярышник, низко наклонились тонкие стебельки метелочек. Хрупкие и нежные, они подчеркивают силу и величие могучего дуба, гордо возвышающегося над равниной. Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Приближается страшная гроза. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра.

Утро в сосновом лесу (1889)



Это одна из наиболее известных картин, которую мы знаем с детства. Художник чудесно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в низины, в лесную глушь. На поваленных стволах деревьев резвятся медвежата. Их нарисовал по просьбе Шишкина художник Савицкий.

Эта картина не считается очень удачной среди других пейзажей Шишкина благодаря излишней красивости, отклонению от жизненной правды, что непривычно для произведений художника. И тем не менее, она привлекает, повышает настроение праздничностью красок, необычностью сюжета.

Зима (1890)



Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Справа темнеет непроходимая чаща леса. Все вокруг погружено в зимний сон. Лишь редкий луч холодного солнца проникает в царство снега и бросает легкие золотистые пятна на ветви сосен, на лесную поляну вдали. Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня.

Богатая палитра оттенков белого, коричневого и золотистого передает состояние зимней природы, ее красоту. Здесь показан собирательный образ зимнего леса. Картина полна эпического звучания.

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою, неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован. сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован легкой цепью пуховой.

Иван Шишкин

Есть люди особо чувствительные ко всему, что мы называем природой. Их чувства воплощаются в прекрасные произведения искусства, которые затрагивают струны других душ.

Таким даром обладал русский пейзажист Шишкин Иван Иванович, произведения которого знает каждый из нас. Он открыл нам красоту русской природы. Родился Шишкин в Елабуге в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич в числе прочих умений занимался резьбой по дереву и камню. Вот что вспоминает дочь сестры художника А. Т. Комарова:

В поисках красоты мы обращаемся к искусству. Стремясь показать красоту своему ребенку, взрослые должны открыть перед ним, прежде всего, природу, мир высокого искусства, рассказать о людях, запечатлевших красоту природы в своих произведениях.

[note]Пейзаж (франц. paysage — вид, изображение какой-либо местности) — это жанр живописи или графики, где предметом изображения является природа.[/note]

И. И. Шишкин — художник, чьи произведения стали эталоном красоты для многих поколений. Он учит нас любить и чувствовать природу. Умение замечать и воспринимать красоту природы можно формировать в процессе общения с ней. Я предлагаю родителям организовать для ребенка несколько маленьких виртуальных путешествий по картинам И. И. Шишкина.

Утро в сосновом бору

Замысел картины подсказал Шишкину художник К. А. Савицкий, написавший в ней медведей. Пейзаж завораживает таинственной жизнью лесных обитателей. Раннее утро. Стволы деревьев окутаны холодным туманом. Сквозь стройные гигантские сосны с трудом пробиваются первые лучи солнца. Лишь верхушки дальних деревьев могут радоваться теплому золотистому солнечному сиянию. В эту глухую непроходимую чащу еще не ступала нога человека.

Поваленная ветром старая сосна раскололась посередине, высунув из земли свои мощные корявые корни.

В этой суровой лощине идет своя лесная жизнь: весело резвятся медвежата, взбираясь на вырванную с корнем старую сосну. Счастливая медведица с радостью наблюдает за озорством своих неуклюжих малышей.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прогуляться по сосновому лесу, в котором когда-то бывал художник И. И. Шишкин. Рассмотрите репродукцию и придумайте ей название. Совпадает ли оно с авторским? Попросите ребенка описать то, что он видит на картине.

Разговор необходимо поддерживать с помощью вопросов:

  • Нравится ли тебе эта картина?
  • Какое настроение было у художника, когда он писал это полотно?
  • Счастливы ли обитатели леса?
  • Чем они занимаются?
  • Каким должно быть отношение человека к природе?
  • Что нужно делать людям, чтобы сохранить природу?

На севере диком

Картина написана по мотивам стихотворения Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет

Натура для картины была найдена художником на берегу Финского залива, в Мери Хови под Петербургом.

На крутом утесе стоит одинокая красивая сосна, укутанная толстым слоем снега. Она гордо и смиренно смотрит на черную пропасть глубокого ущелья, на бескрайнее темно-синее небо.

На ее огромные лапчатые ветви падает холодный свет луны, заставляя снежный наряд искриться. Ничего не радует красавицу. Печальная тень сосны отражается на фоне белого лунного света.

От каменных глыб утеса веет прохладой. Безмолвная тишина и одиночество.

Художник не просто нарисовал сосну, он выразил настроение одинокого человека, мечтающего в суровом краю о далеком счастье.

Рекомендации родителям

Попросите ребенка представить себя в роли этой сосны и ответить на следующие вопросы:

  • Можно ли назвать жизнь сосны счастливой? Почему?
  • Какие строчки говорят об ее одиночестве и грусти?
  • Что чувствовал поэт, когда писал строчки этого стихотворения?
  • Подсказывает ли название стихотворения душевное состояние сосны и настроение поэта?
  • Чувствовал ли ты когда-нибудь одиночество? Бывает ли тебе грустно?
  • Чем может быть вызвано у человека одиночество? (долгим нахождением вдали от дома и близких людей)
  • Какие мысли поэта и художника, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту?

Рожь

По краям огромного русского поля разнотравье и нежные белые ромашки. Проселочная дорога, заросшая луговой травой извивается, будто река, уходящая в светлую даль. Вот прилетели веселые ласточки с радостной весть о приближении грозы и сразу же показались громадные темные тучи. Сосны, рожь, травка замерли в ожидании благодатного дождя.

К соснам у художника было особое отношение. Сосна стала символом творчества художника. Тревогу вызывает засохшая сосна. Предполагают, что она является отголоском страшных событий в жизни И. И. Шишкина, потерявшего в тот момент близких ему людей.

Рекомендации родителям

Прочитайте стихотворение Н. А. Некрасова, которое было дорого И. И. Шишкину.

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

Обсудите с ребенком стихотворение Н. А. Некрасова. О чем пишет поэт? Какое впечатление вызывает стихотворение? Какое значение имеет природа в жизни поэта?

Совпадают ли чувства поэта и чувства художника к родной природе?

Корабельная роща

На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман. Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны! Вот тоненькое упавшее молодое дерево у ручья, а вот плавает ровный обломанный ствол сосны… Сочные краски выбрал И. И. Шишкин для сосен и почвы, на которой они растут. Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты.

Пятна солнечного света на округлых стволах деревьев подчеркивают их большой возраст, мощь и красоту. Картина дарит ощущение восторга и радости от встречи с красивыми и сильными соснами-великанами.

Рекомендации родителям

Рассмотрите репродукцию и попросите ребенка ее описать. Какие деревья любил писать художник? (дубы, сосны) Какие чувства вызывает картина? Как относится Шишкин к деревьям? Подберите художественные произведения, созвучные картине Шишкина.

Объясните смысл высказывания французского писателя А. де Сент. Экзюпери:

Во все времена живописцы воплощают в своих произведениях природу. Через чувства, которые возникают у них при восприятии безбрежных равнин, вековых деревьев, ржаного поля они передают нам свое видение мира.

Читайте также: