Опасности в сфере политической жизни общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблемы безопасности, а также возникающие опасности и угрозы можно рассматривать на разных иерархических уровнях, наиболее высоким из которых является глобальный уровень. На уровне населения планеты существует целый ряд проблем, от которых зависит выживание человечества: угрозы космогенного характера, глобальное потепление, проблема перенаселения планеты и старения человечества, бедность, голод, международный терроризм и т.д. Решение этих проблем требует объединения усилий многих стран.

Кроме того, для каждого государства приоритетной задачей является обеспечение государственной безопасности, под которой следует понимать гарантированную конституционными, законодательными и практическими мерами обеспеченность государственных интересов и их защищенность от внешних и внутренних угроз.

К числу государственных интересов относятся территориальная целостность; суверенитет страны; политическое самоопределение и самоуправление, воспроизводство населения, его экономическое и социальное благополучие; достойное существование будущих поколений.

Объектами государственной безопасности при этом становятся государственные интересы, граждане, общество и государство.

В качестве субъектов, призванных обеспечить государственную безопасность, можно назвать государство в лице его институтов и организаций, общественные объединения граждан; отдельных граждан, имеющих права и обязанности в данной сфере в соответствии с Конституцией и законами государства.

Обеспечение безопасности государства должно осуществляться в соответствии с несколькими принципами. Первым из них является приоритет государственных интересов и безопасности перед интересами юридических и физических лиц, а также идеологическими и политическими интересами. В этой связи можно выдвинуть требование внепартийности. Очень важным принципом является законность, то есть соблюдение действующего в стране законодательства при осуществлении мероприятий по обеспечению госбезопасности. Третий принцип - ответственность сил госбезопасности за ее обеспечение перед законом.

Следующий принцип состоит в необходимости информирования общества о состоянии госбезопасности и угрозах в этой сфере при соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны. Обязательным условием обеспечения безопасности страны является единство государственной политики в области обеспечения ГБ.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства.

Геополитическая безопасность

В настоящее время положение на международной арене характеризуется усилением тенденций к формированию многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций большого числа государств и их объединений. Одновременно обостряется международная конкуренция в целях обладания природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.

Геополитическая безопасность - это состояние защищенности геополитических интересов страны.

Геополитическими интересами любого государства являются распространение политического, экономического и информационного влияния на географические зоны, исторически тяготеющие к данному государству.

Соответственно, цель геополитической безопасности состоит в обеспечении защищенности территории страны, а также политического, экономического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений,

Объектом геополитической безопасности являются геополитические интересы, а субъектом - государство.

Критерием обеспечения геополитической безопасности государства является его территориальная целостность, защищенность границ, суверенитет, а также баланс сил на международной арене.

Угрозы геополитической безопасности разнообразны и зависят от положения государства на карте мира. К их числу относятся, например, противоречия между морскими и континентальными державами, между странами севера и юга и другие, специфические для каждой страны.

Так, в качестве основных угроз геополитической безопасности России можно назвать ликвидацию СССР как собирательной державы государств антинатовской коалиции; политику стран запада, в рамках которого Российская Федерация рассматривается как сырьевой источник мирового сообщества; рост исламского фундаментализма и его интеграцию с одновременным ослаблением РФ; ослабление внеполитической самостоятельности ООН; рост геополитической роли транснациональных корпораций, демографический взрыв в Азии одновременно с демографическими проблемами в РФ и другие.

Политическая безопасность

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности.

Политическая безопасность - это состояние защищенности политической жизни страны. Ее сущность заключается в наличии у государства возможности проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

В качестве объекта политической безопасности выступает политическая жизнь страны в ее взаимодействии с внешним миром. Субъектами, призванными обеспечивать политическую безопасность, являются ветви власти (законодательная, исполнительная, судебные).

Цели политической безопасности определяются типом государства (демократическое, авторитарное, и др.), например, обеспечение доступности народных масс к осуществлению внутренней и внешней политики страны; недопущение использования политики для подавления населения; защита государственных и национальных интересов при смене политической власти.

Критерием обеспечения политической безопасности в настоящее время является многопартийность, то есть наличие нескольких политических партий и общественных движений, в том числе оппозиционных.

В общем виде политические опасности можно объединить в три группы. Первая - опасности для политической сферы, исходящие от других сторон общественной жизни - экономики, социальных отношений, духовно-нравственных процессов. Вторая - опасности для экономики, социальных отношений, военной безопасности, вытекающие из политической сферы и т.п. Третья группа опасностей - опасности для политической сферы, произрастающие из нее самой.

В качестве опасностей и угроз политической безопасности молено назвать отсутствие или бесправие оппозиции, преобладание в политической жизни элитарной политики или политики толпы, потеря обществом политической управляемости; спешная смена действующей конституции или отмена реально исполняющихся и действующих в интересах страны законов.

Военная (оборонная) безопасность

Военная безопасность -это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внешних военных угроз.

Военная безопасность включает несколько аспектов: государственные границы, вооруженные силы, военное образование, военную науку и военную промышленность.

Объектом военной безопасности являются суверенитет, территориальная целостность страны. В роли субъектов военной безопасности рассматриваются государство, вооруженные силы и военно-промышленный комплекс.

Критерием военной безопасности государства является состояние вооруженных сил, обеспечивающее обороноспособность страны.

Военная безопасность определяется рядом факторов, в том числе возможностью обеспечения интересов безопасности вооруженными силами государства, способностью противодействовать военной силе извне, уровнем развития вооруженных сил, сформированностью системы коллективной безопасности в регионе, а также вхождением государства в состав военно-политических блоков.

Социально-политическая среда характеризуется политическим строем, возрастными показателями людей, условиями жизни и др..

Социально - политические отношения - это нормы жизни общества (экономического, политического, правового, морального), общественные правила жизни и поведения людей.

Социальные опасности- это действия одних классов, групп, слоев, личнос- тей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других.

Политические опасности - конфликты на межнациональном и межгосу- дарственном уровнях, духовное угнетение, политический терроризм, идеоло- гические, межпартийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

Конфликт- столкновение противоположных интересов и взглядов, напряже- ния и крайние обострения противоречий, что приводит к активным действиям, осложнениям, борьбе, сопровождаемыми сложными коллизиями.

Терроризм - общественно опасная деятельность, которая заключается в созна-

тельном, целенаправленном использовании насильства путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не повинных людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей.

Толпа- это скопление неорганизованных людей, озабоченных фактором внешней провокации.

Общие закономерности возникновения социальных и политических опасностей.

Сейчас все большее значение приобретает деление общества по уровню жизни и источникам богатства, наличием или отсутствием частной собственности. Одновременно вступают в силу и негативные факторы: формирование новой социальной дифференциации указывают на нездоровые отношения в обществе; слишком резкое разделение на бедных и богатых, процессы обеднения и обогащения имеют деформированный характер.

При таких обстоятельствах резко возрастают формы и размеры социальных отклонений (преступность, самоубийство, наркомания, проституция и т.д.). Эти и многие другие формы извращенного поведения в условиях упадка системы социального контроля стали угрожающими для общества.

Социальная жизнь порождает столкновение интересов социальных и социально-политических общностей, напряжение в обществе, возникают источники опасностей.

Социальные и политические опасности, вызванные проблемами жизнедеятельности, имеют очень сложную природу. Суть этой природы состоит из накопления последствий постоянно действующих, конфликтных, стрессовых и других негативных ситуаций. В большинстве случаев опасность выражается в соотношении количества людей, участвующих в конфликтах, в недовольстве большей части общества.

Социальные опасности : ВИЧ - инфекция, алкоголизм и наркомания, преступность

Социальными называются опасности, которые широко распространяются в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей есть люди, создающие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей заключается в том, что они угрожают большому количеству людей. Распространение социальных опасностей обусловлено особенностями поведения людей и отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны.

Условно социальные опасности можно свести в три группы:

· исходящие из других сфер общественной жизни - политики, экономики, военно-оборонных дел и т.п.;

· вытекающие из социальной сферы для экономики, политики, военной и экологической безопасности и др.;

Суть политической безопасности трактуется поразному. Одни понимают ее как сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности. Другие – как отстаивание демократических ценностей, народовластия. Третьи – как неиспользование насилия в политических целях и т. п. Каждая из этих трактовок приемлема, но всетаки достаточно уязвима.

Не всякая конституция, политический строй и стабильность достойны сохранения, например, те, что основаны на насилии и узурпации власти. Международные законы признают право народов на сопротивление и даже свержение таких порядков.

Но и добротные государственнополитические устройства и порядки, если их безопасность сводить лишь к “сохранению”, оказываются обреченными на гибель. Еще Ш. Монтескье, анализируя судьбы древних Рима и Карфагена, отмечал, что, чем больше их безопасность направлялась на неизменность своего качества, тем более они, как застоявшиеся воды, подвергались порче. Во многом именно так получилось и с бывшим СССР. Меры безопасности должны не препятствовать, а, наоборот, способствовать развитию политической системы, в том числе и качественному. Поэтому политическая безопасность должна оцениваться не только по незыблемости строя, но и по тому, насколько она способствует развитию и процветанию страны в условиях конструктивных конфликтов, рисков и неопределенностей.

Говоря о защите демократических ценностей, важно не исключать необходимость в определенных условиях (кризис, война, чрезвычайное положение и т. д.) приоритета централизации, жесткого управления, ограничения демократических свобод. Наконец, нельзя еще полностью исключить “применение насилия ради политических целей”.

Первоосновой, обусловливающей политическую безопасность как систему определенных мер, органов, функций государства и общества, является растущая потребность защищать политические интересы страны, народа, общества, граждан. Ныне эти интересы заключаются в утверждении таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, в выдвижении во власть таких политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса, последующего устойчивого развития страны, повышение материального и духовного уровня жизни народа, консолидировали и активизировали бы его в созидательных делах, служили расширению свободы и подъему творческой инициативы граждан, возвышали международный авторитет державы, предохраняли ее от тяжких невзгод.

По мнению В.В.Серебрянникова, политическая безопасность есть совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить власть и политику из созидательноконструктивной в разрушительную силу, источник бед и несчастий для людей, страны. Это – безопасность власти и политики: а) для данной страны, ее народа и граждан; б) для самих себя (чтобы не уподоблялись рубящим сук, на котором сидят); в) для мирового сообщества.

Из данного определения видно, что базой (основанием) для определения сути и целей политической безопасности выступают политические интересы страны. Это определение не только существенно расширяет спектр объектов политической безопасности, включая все жизненно важные институты, отношения и процессы политической сферы жизни общества, но и подчеркивает приоритетную необходимость защиты политической безопасности таких субъектов, как народ, гражданское общество, граждан. Причем, предполагается защита не только законной власти, но и политической оппозиции, как своеобразного “предохранителя” от застоя, “стимулятора энергии” творчества, необходимого для государства и общества.

Каково место политической безопасности в общей системе национальной безопасности?

Приоритетность того или иного вида национальной безопасности (экономической, социальной, экологической, военной и т. д.) определяется объективными факторами: а) степенью потребности людей в этом виде безопасности; б) нарастающей уязвимостью людей и жизненно важных объектов от данного вида опасностей; в) наличием широкого круга чрезвычайных опасностей, которым должна противостоять данная система безопасности. По этим показателям политическая безопасность выдвигается на одно из первых мест в системе национальной безопасности.

Вопервых, на протяжении всей истории усиливается определяющая роль власти, государства, политической системы, политики в обеспечении благополучия народов, социальноэкономического и культурного развития, поддержании внутреннего порядка, управлении страной, осуществлении выгодного взаимодействия с другими народами, упрочении всеобщего мира. Разрушение или произвольная смена власти и политики ведут к самым большим бедам.

В истории России трижды ослабление власти, расстройство управления страной, самозванство приводили к национальным трагедиям, воцарению хаоса (смуты), вспышке междоусобиц, распаду государства, кровавым конфликтам (1598 – 1613; 1917 – 1920; конец 80х и 90е годы уходящего века).

Социальная значимость добротного политического механизма сейчас существенно усиливается, так как он вырабатывает своеобразный “генетический код”, проекцию будущего общества, определяет “технологию” его осуществления. Существенно увеличивается цена ошибок, просчетов и рисков в политике. Большую опасность представляют собой нарастающие радикализм, экспансионизм, жестокость, антигуманизм, аморализм и т. п. тенденции в политике многих стран, в том числе США и России. Приход к власти авантюристов не раз порождал мировые трагедии, гибель государств и народов (достаточно вспомнить историю второй мировой войны).

Вовторых, власть и ее органы становятся более уязвимыми для проникновения в них злонамеренных элементов и сил, вредоносные возможности которых также существенно возрастают. В России, по данным МВД, действует целая “криминальная индустрия”, располагающая гигантскими средствами для решения масштабных политических задач: влияния на государственную политику, поддержки националистических и сепаратистских движений, снабжения их оружием, финансирования боевых действий крупных военизированных формирований в зонах вооруженных конфликтов и войн.

Широкое применение в государственном управлении, особенно силовыми структурами, компьютерных и информационных систем открывает невиданные возможности для электронного проникновения преступности во власть, подрывных действий внутренних и внешних экстремистских сил, которое может обернуться политическими решениями и действиями, способными причинять людям неслыханные беды, искажать волеизъявление народа на выборах и референдумах, порождать транспортные, информационные и иные катастрофы, парализовать государственное, особенно военнооборонное управление, вызывать глобальный хаос. Многие политики и государственные деятели полагают, что “кибернетическая война” станет в ХХI веке одной из главных угроз миру и безопасности народов, пропуская впереди себя лишь ядерную, биологическую и химическую угрозы. В России все более широко используются компьютерные средства в качестве орудия общественнополитических, экономических, финансовокредитных и других преступлений. Усилилось внимание к этому Совета безопасности. В Уголовный кодекс РФ включено понятие “компьютерные преступления”.

Втретьих, ожесточается борьба за власть, влияние, ресурсы внутри государств и на мировой арене, которая может давать опасные “выбросы” (политические кризисы, войны и конфликты, изнурительные конфронтации различных социальных сил и т. п.).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Практически все государства активизируют “охоту” за политическими секретами, усиливают разведслужбы, распространение информации, преследующей вполне определенные политические цели, расширяют тайные операции за рубежом и т. п. По данным ФСБ, иностранные спецслужбы, пользуясь беспредельной в наши дни открытостью и трудностями России стремятся расширить агентурные позиции во властных, военных, общественнополитических структурах.

Вчетвертых, проблема политической безопасности обостряется тем, что во второй половине ХХ века существенно возросли силы власти по сравнению со способностью народа влиять на нее в нужном направлении. Получив в свое распоряжение мощнейшие силовые структуры, наделенные способностью уничтожать целые государства и саму жизнь на Земле, все проникающие СМИ и другие технические средства контроля над обществом и гражданами, власть практически может делать с народом и обществом все, что сочтет почемулибо нужным. Со всей убедительностью это проявляется сегодня в России. Сейчас все четче обозначается мировая тенденция ослабления способности народов, обществ, оппозиции, граждан защищаться от дурной власти и политики, определять ее устройство и поведение, “врачевать” и исправлять, своевременно заменять некомпетентную и безумную власть, заставлять ее действовать в соответствии с общенациональными интересами и волей.

Важно помнить, что в ХХ веке люди, народы, мировое сообщество более всего страдали от политики авторитарнорепрессивных политических систем и режимов, злонамеренных и несостоятельных лидеров, варварских методов и средств борьбы за власть, безалаберного властвования и управления. Сотни больших войн, в том числе две мировые, перебившие 130 миллионов людей, сжегшие неслыханные богатства, нанесли огромный вред прогрессу. Ожесточенность политических баталий, ошибки и просчеты политиков приводили к краху мощнейших государств, международных политических союзов (блоков), казавшихся несокрушимыми.

В ХХI веке политика может извергнуть еще большие опасности, если не преодолеть ее чудовищное отставание от научнотехнического прогресса, от потребностей (интересов) людей, народов, мирового сообщества, если она не будет подчинена интересам выживания и развития.

Таким образом, задачей первостепенной важности является, с одной стороны, совершенствование политического устройства общества, формирование политики нового качества и защиты ее от натиска старой, а с другой стороны, защита общества и людей от “дурной” власти и политики, усиление возможностей народа, оппозиции, граждан оказывать влияние на них, добиваться обуздания и подчинения их себе.

Эта задача – одна из самых сложных и вместе с тем неотложных на ХХI век, который объявлен веком выживания перед лицом растущих вызовов, рисков и угроз.

В науке делаются попытки определить показатели политической безопасности: отсутствие препятствий и ущемлений политических прав и свобод граждан; наличие политической оппозиции; справедливость и соответствие государственнополитического устройства национальным интересам; политическая мощь и геополитический статус страны; эффективность политики и государственного управления, выражающаяся в способности энергично преодолевать кризисы, обеспечивать восстановление и устойчивое развитие; доверие и добровольная поддержка власти большинством общества; оптимальная политическая стабильность; рост внутренних и иностранных инвестиций в развитие страны.

Политические опасности – это социальные явления, процессы, действия, которые способны подорвать власть, правовой порядок, вызвать хаос, междоусобицы и конфликты, вызвать общую деградацию, потерю национальной независимости, ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод, свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть. Это прежде всего конфронтационные действия одних социальнополитических субъектов против других (государств, его структур, социальных групп, партий, элит, личностей и т. п.) в борьбе за власть (мировую и внутреннюю). Но это и такие процессы, как рост преступности, терроризма, наркомании и т. д. Наркомания, например, если не удастся пресечь ее, в недалеком будущем способна развалить самые развитые общества и государства. Другими словами, неполитические явления, разрастаясь, могут стать политическими.

В самом общем плане политические опасности можно свести в три группы: а) опасности для политической сферы, идущие от других сфер общественной жизни – экономики, социальной структуры и социальных отношений; вредных духовнонравственных процессов, военнооборонных дел и т. п.; б) опасности для экономики, социальных отношений, военной безопасности и т. п., вытекающие из политической сферы; в) опасности, проистекающие изнутри политической сферы, для самой себя.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию “0 национальной безопасности” определяется, что основной внутренний вызов безопасности страны политический. Он связан с незавершенностью создания и нестабильностью структур демократических институтов власти и управления. Впервые в этом Послании названы угрозы в “области политических отношений”:

разрыв между конституционными демократическими принципами и реальной политикой;

противостояние политических сил и различных властных структур, несоблюдение законов, регламентирующих их деятельность;

слабость механизмов гражданского контроля над институтами государственной власти;

региональный сепаратизм и национализм, обострение межэтнических и межконфессиональных отношений.

Кроме этого, сохраняются и такие угрозы политической безопасности:

подмена интересов народа, страны корпоративными интересами правящей элиты;

эволюция демократических институтов власти в авторитаризм и диктатуру, отчуждающие народ от власти;

сохранение антидемократического механизма формирования внутренней и внешней политики;

продолжение разрушительного курса реформ, закрепляющего разделение общества на бедных и богатых, антагонизацию общественных отношений;

ставка на насилие и административнокомандную систему государственного управления;

разжигание социальнополитического противостояния и национальной розни;

подчинение средств массовой информации правящей элите.

Существование этих угроз обусловливает необходимость создания действенного механизма обеспечения политической безопасности.

Таким образом, в качестве главной перспективы в части региональной интеграции остаётся СНГ. Но и здесь имеется много проблем. По экономическим показателям СНГ в несколько раз уступает основным региональным сообществам - ЕС, АТЭС, НАФТА, хотя по ресурсным возможностям кое в чём и превосходит их. Экономики стран СНГ и российская экономика переживают кризис переходного периода. Политическое положение в СНГ не лучше. Дезинтеграционные тенденции здесь объясняются, прежде всего, слабостью экономического центра содружества - России, а также влиянием внешних сил, направленным на вовлечение некоторых стран региона в сферу своих интересов по религиозным, этническим, экономическим и другим признакам. Лишь реальная военная угроза может заставить новые независимые среднеазиатские государства объединиться для совместной обороны своих границ, как это произошло в сентябре 2000 года перед лицом опасности, исходившей со стороны Афганистана. Тогда в Бишкеке был подписан Договор о коллективной безопасности.

Особое место в российской внешней политике занимает Украина. Несмотря на надежды большинства россиян и украинцев на близкую интеграцию, пока в руководящих кругах обоих государств, отражающих интересы новых экономических элит, больше взаимных разборок и не решаемых проблем. Кроме того, политическое, военно-политическое сближение наших стран нежелательно для Запада и, прежде всего, для США - они не хотят и опасаются возрождения на евроазиатском пространстве нового сильного игрока, претендующего на превращение в центр силы. Отсюда постоянное заигрывание с Украиной, стремление привлечь её к союзу с государствами Запада и оторвать от России. В планах объединённой (экономически и политически) Европы без Украины, занимающей на континенте центральное место, образовалась бы брешь.

На Западе основную угрозу национальным интересам России представляет НАТО во главе с США, стремящимися к мировому лидерству. В ущерб стратегической стабильности в мире НАТО продолжает расширение на восток за счёт вступления в блок новых членов - бывших участников ОВД. Новые независимые прибалтийские государства также явно тяготеют к Евросоюзу и НАТО. К тому же у Эстонии и Латвии имеются территориальные претензии к России. Разногласия с Украиной по Крыму и Севастополю тоже несут потенциальную угрозу стабильности наших межгосударственных отношений на юго-западных границах страны.

На юге угрозу российским интересам может представлять Турция, которая, опираясь на постоянно растущий экономический и военный потенциал, будет активно стремиться к усилению своего влияния в Черноморском бассейне. А если учесть, что Турция косвенно поддерживает чеченских сепаратистов, стремится к усилению своего влияния на Кавказе и в Средней Азии, а также то, какую позицию она заняла по проблеме добычи и транспортировки каспийской нефти, - всё это можно расценивать как реальную угрозу российским интересам.

Большую опасность для России представляет движение исламских фундаменталистов, и в первую очередь, талибов, поддерживаемых Пакистаном, Саудовской Аравией и другими исламскими государствами. В настоящее время наблюдается неслучайная активизация исламистов в мусульманских государствах Кавказа, Средней Азии и на некоторых территориях российского Поволжья, где большая часть населения исповедует ислам. Талибы, продвинувшиеся непосредственно к границам СНГ, представляют серьёзную военную опасность и для России.

О причинах возможных осложнений во взаимоотношениях с Китаем уже говорилось. Демографические проблемы в Китае вкупе с незаконной иммиграцией китайцев на территорию России, достигшей опасных размеров, представляют угрозу нашему государству.

Итак, России даже в большей степени, чем в своё время СССР, по всем географическим направлениям угрожают потенциальные или реально существующие конфликты - политические, территориальные, этнические, экономические, военные и др. Идеологические разногласия с Западом, вроде бы, ушли в историю. В чём же причина нынешнего противостояния?

Главная причина ясна. Богатейшая в прошлом страна, занимавшая одну шестую часть суши, обладавшая огромными природными ресурсами, большим экономическим, военным, научно-производственным потенциалом, имевшая всё необходимое для зашиты своих богатств и национальных интересов, вдруг в одночасье (по историческому времени) в значительной степени утратила возможность обеспечения безопасности и защиты своих интересов, практически сохранив при этом большую часть ресурсов, территории и научно-технического, производственного, культурного потенциала. Тем самым нарушился естественный закон сохранения баланса государственных интересов и средств их защиты.Рассмотрим более подробно проблему защиты национальных интересов страны силовыми средствами, то есть проблему оборонной безопасности России.

Читайте также: