Онтологическое обоснование этики в стоицизме кратко

Обновлено: 30.06.2024

В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики –1–2 вв. до н.э.); Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний и др. – 2–1 вв. до н.э.); Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. – 1–2 вв. н.э.). Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси.

Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.

Логика

трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию). Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос), ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос), критерии ее соответствия действительности.

Физика

Логос является природой космоса, его внутренней порождающей силой и законом развития. Таким образом, Логос выступает как судьба мира – совокупная цепь всех причин, с необходимостью определяющих любое событие, и как провидение, разумно и целесообразно упорядочивающее все мироздание.

Этика

стоицизма оформилась под непосредственным влиянием учения киников (сами стоики говорили, что кинизм – кратчайший путь к добродетели), а также перипатетиков.

Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично (адиафорон), поскольку всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Такой разумный настрой присущ только стоическому мудрецу, воплощению этического идеала стоиков. Лишь он обладает всей полнотой знания и добродетели, свободен от аффектов, которые стоики определяют как неправильные суждения и болезни души. В нем реализована высшая цель человеческой жизни – развить свой разум до подобия космическому Логосу.

В Позднем стоицизме логико-онтологическая проблематика окончательно отходит на задний план (в особенности у Эпиктета), и все большее значение приобретает этика и моралистика, усиливаются религиозные мотивы.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979
Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985
Чертков В.Г. Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение. М., 1991
Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1993
Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995
Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб, 1995
Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995

Философская школа стоиков во многом отвечала идеям киников. Стоя была распространена в Греции под видом наиболее крупного античного учения, которое было основано за 300 лет до нашей эры. Основателем школы стоиков был Зенон Китайский. Первоначально он собирал своих подданных в одном из портиков Афин, то есть изначально стоя — это наименование портика.

Какой философ был идеалом

Философия Стоицизма

В расцвет эллинизма стоицизм стал одной из самых первых философских школ. Он распространился далеко за пределы Греции: его проповедовали в Древнем Риме, он оказал влияние на развитие христианства.

Основные идеи

Как и любое другое учение, стоицизм имеет специфические особенности, отвечающие, в том числе и на вопросы: каков должен быть истинный стоик, какие действия позволительны, а какие нет:

Стоики философия кратко

  1. Полная свобода от влияния внешнего мира, который не способен привнести гармонию.
  2. Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей.
  3. Осуждение человеческих пороков вместе со стремлением к возвышенным идеалам.
  4. Принятие аскетизма и отказ от материальных благ.
  5. Непризнание законов государства, способных деградировать полноценную от природы личность.
  6. Применение логического подхода к жизни.
  7. Следование голосу совести и разума.
  8. Воспитание терпимости и любви к окружающим.
  9. Умение довольствоваться малым и ощущать внутреннюю свободу.
  10. Осознание и понимание каждого мгновения жизни.

Диалектика и риторика объединялись в логику, которая выступала за существенные доказательства, опиралась на теорию и идеи познания, различные постулаты. Материя была выделена, как часть стоической науки, могла быть представлена не только предметами окружающего мира, но и душой человека.

Школа стоиков

Этика для стоиков занимала одно из самых важных мест во всем учении, ведь они ратовали за процветание культуры во всех ее проявлениях. Абсолютно все нравственные деяния являли собой благо. Философия школы стоиков призвана формировать сильную личность, с достоинством переносящую все удары судьбы. При этом внешне последователь стоицизма не должен показывать свои внутренние переживания, оставаться гуманным и разумным существом. Этика философии менялась под воздействием периодов, которые проходило учение.

Тем не менее какой временной период не проходила бы стоя, она всегда требовала от своих последователей жестокой дисциплины, ощущение единения со всем миром, чувство долга не только перед собой, но и за слабых и обездоленных, любовь к природе и тактичность.

Периодизация учения

За столетия изучения дисциплины накопилось огромное количество информации, но среди них следует выделить как минимум 3 периода становления стоицизма:

Основатель школы стоиков

  1. Самый древний: 4 — середина 2 в. до н. э. Представителем и основателем является Зенон Китайский, также принято принимать во внимание его следующих представителей: Диоген Вавилонский, Антипатр; В Древнем Риме: Марк Аврелий, Сенека.
  2. Средний период, иначе именуемый как стоический платонизм. Достиг своего расцвета во 2 — 1 вв. до н. э. Его представителями считаются: Дардан, Архедем из Тарса, Мнесарх, Диодот, Афинадор и многие другие.
  3. Новый период: Римский стоицизм. Был популярен в 1 — 3 вв. до н. э. Его последователи: Сенека, Марк Аврелий, Юний Рустик и другие.

Сенека Луций Анней

Ведя разговор о такой философии, как стоицизм, нельзя не затронуть жизнь и вклад в учение Сенеки — одного из главнейших основателей и просветителей учения. Помимо философской деятельности, этот человек был знаменитым драматургом, писателем и сенатором.

Его философские взгляды во многом не нравились правителям, а именно Калигуле, а затем и Клавдию. Сенека считал необходимым донести до народа сквозь свои произведения мысли по поводу устройства мира, в том числе и неразумности властей. По этой причине он дважды испытал предвкушение смертной казни, но в итоге оказался лишь сосланным на остров Корсика.

Философская школа стоиков

Сенека счел необходимым рассматривать вопросы о жизни с точки зрения естественно-научного подхода. Он считал, что если человек будет знаком с законами природы, общего устройства мира, он сможет выработать иммунитет против сил, с которыми он сам бы не выстоял. Это давало возможность побеждать болезни, предугадывать природные катаклизмы. Хотя Сенека и был в какой-то мере новатором, он все же придерживался традиционной линии вероучения и придавал большое значение этике.

Его высказывание, помогающее понять принцип стоицизма: Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Антонин Марк Аврелий

Был рожден и воспитан в богатой и именитой римской семье. Уже с детских лет находился при дворе императора, входил в состав жрецов. В подростковом возрасте устраивал праздники для увеселения людей всего Рима. Был духовным приемником самого императора. Принес много пользы государству: участвовал в войнах, помогал больным, занимался созданием кафедр для обучения философии молодых поколений. Был гуманным и образованным человеком, ни на шаг не отступающим от своих стоических взглядов.

Школа стоиков философия

Философ Эпиктет

Так как Эпиктет много времени провел в рабстве, он придавал огромное значение учению о свободе. Она для него — одна из высших ценностей человеческого общества. Своих учеников он учил при любых обстоятельствах сохранять свою внутреннюю свободу. То есть, если человек свободен внутренне, он не может быть порабощен внешне.

Основатель учения стоиков

В качестве упражнения Эпиктет предлагал чаще отказываться от своих желаний, — это укрепляет дух и делает личность неуязвимой. Также он говорил, что счастье находится внутри человека, и если он задумает стать действительно счастливым, ему достаточно будет прислушаться к себе.

Цитаты:

Понятия, близкие стоическому вероучению

Атомизм — это физическая программа, большей частью основанная на натурфилософской теории, основой которой являются неделимые частицы — атомы. Ничто не возникает из ничего и ничто не пропадает в безвестность. Основоположником теории принято считать Демокрита.

Фатализм — вера в существование высшей силы, судьбы, способной оказывать влияние на жизнь человека. Понятно, что при этом человек не может противостоять воле рока, а должен принять его. Эта теория наиболее близка христианской вере, куда она пришла после распространения по всему миру.

Стоицизм– философское направление, основателем которого считается Зенон из Китиона.

Стоицизм делится на 3 периода:

1. Ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп, их ученики, 3 – 2 века до н.э.).

2. Средняя стоя (Понэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2 – 1 вв. до н.э.).

3. Поздняя (или римская) стоя (Сенека, Мусоний Руф, Эпктет, МаркАврелий, 1 – 2 вв. н.э.). Как кинизм, эпикуреизм, скептицизм стоицизм – практически ориентированное учение.

Цель стоицизма – обоснование мудрости как этического идеала. Стоики претерпели влияние философии Аристотеля в логике, физике, а их этика развивалась под влиянием киников и Платона.

Учение стоиков делится на логику, физику, этику.

Оно выражает идею всеобщей логичности бытия, единства мирового разума Логоса в сферах познания, мироустройства, этики.

Логика – основная часть учения стоиков. Её задача – обосновать всеобщие законы разума, а философию – как строгую научную процедуру. Гносеология стоиков исходит из того, что познание начинается с чувственного восприятия. Познавательный акт стоиков строится по схеме "впечатление – согласие – постижение". "Впечатление" ("отпечаток в душе") проверяется на верность в интеллектуальном акте "согласия", который приводит к "постижению". Критерием истинности является "постигающее представление", возможное при наличии предметности. На этом этапе происходит первичный синтез чувственных данных.

Стоики оперируют такими категориями как "субстрат", "качество", "состояние", "состояние в отношении", родственными категориям Аристотеля.

Физика стоиков делится на онто-космологию и антропологию.

Стоики считали, что в основе мира – противостояние 2 вечносущих начал (активного начала, под которым разумеется бог-Зевс-Логос, и пассивного начала (бескачественное вещество)). Они являются принципами организации едино сущего. Стоики считали. Что тело мира образовано из огня, воздуха, воды, земли. Душа мира – это огненная и воздушная пневма (Хрисипп). Мировая душа, согласно Хрисиппу, - подвижный эфир, лёгкий женственно-нежный вид материи.

На первом этапе космогонии активные элементы (огонь и воздух) взаимодействуют с пассивными элементами (земля и вода) при действующем проявлении Логоса, и возникает Космос – окружённая беспредельной пустотой сфера с неподвижной Землёй в центре и огненным эфиром на периферии. Космос преходящ, но в каждом новом цикле мир возрождается из огненного субстрата в прежнем виде.

Физика стоиков

Логика стоиков.

Стоицизм.

Кто знает, эта жизнь не есть ли смерть,

И смерть не есть ли то, что жизнь, для смертных?

Стоицизм– философское направление, основателем которого считается Зенон из Китиона.

Стоицизм делится на 3 периода:

1. Ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп, их ученики, 3 – 2 века до н.э.).

2. Средняя стоя (Понэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2 – 1 вв. до н.э.).

3. Поздняя (или римская) стоя (Сенека, Мусоний Руф, Эпктет, МаркАврелий, 1 – 2 вв. н.э.). Как кинизм, эпикуреизм, скептицизм стоицизм – практически ориентированное учение.

Цель стоицизма – обоснование мудрости как этического идеала. Стоики претерпели влияние философии Аристотеля в логике, физике, а их этика развивалась под влиянием киников и Платона.

Учение стоиков делится на логику, физику, этику.

Оно выражает идею всеобщей логичности бытия, единства мирового разума Логоса в сферах познания, мироустройства, этики.

Логика – основная часть учения стоиков. Её задача – обосновать всеобщие законы разума, а философию – как строгую научную процедуру. Гносеология стоиков исходит из того, что познание начинается с чувственного восприятия. Познавательный акт стоиков строится по схеме "впечатление – согласие – постижение". "Впечатление" ("отпечаток в душе") проверяется на верность в интеллектуальном акте "согласия", который приводит к "постижению". Критерием истинности является "постигающее представление", возможное при наличии предметности. На этом этапе происходит первичный синтез чувственных данных.




Стоики оперируют такими категориями как "субстрат", "качество", "состояние", "состояние в отношении", родственными категориям Аристотеля.

Физика стоиков делится на онто-космологию и антропологию.

Стоики считали, что в основе мира – противостояние 2 вечносущих начал (активного начала, под которым разумеется бог-Зевс-Логос, и пассивного начала (бескачественное вещество)). Они являются принципами организации едино сущего. Стоики считали. Что тело мира образовано из огня, воздуха, воды, земли. Душа мира – это огненная и воздушная пневма (Хрисипп). Мировая душа, согласно Хрисиппу, - подвижный эфир, лёгкий женственно-нежный вид материи.

На первом этапе космогонии активные элементы (огонь и воздух) взаимодействуют с пассивными элементами (земля и вода) при действующем проявлении Логоса, и возникает Космос – окружённая беспредельной пустотой сфера с неподвижной Землёй в центре и огненным эфиром на периферии. Космос преходящ, но в каждом новом цикле мир возрождается из огненного субстрата в прежнем виде.

СТОИЦИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

1. Stoicorum veterum fragmenta, coll. G. ab Arnim, vol. I–IV. Lipsiae, 1921–24. (Stuttg., 1968);

2. Фрагменты ранних стоиков, пер. и комм. А.А.Столярова, т. 1. М., 1998, т. 2 (ч. 1). М., 1999;

3. I frammenti degli Stoici antichi, trad. e ann. da N.Festa, vol. I–II. Bari, 1932–35 (2-d., Hildesheim – Ν. Υ., 1971);

4. vol. III, I frammenti morali di Crisippo, trad. da R.Anaslasi. Padova, 1962;

5. Hutser K.-H. Die Fragmente zur Dialektik der Stoiker, Bd. I–IV. Stuttg., 1987–88.

А) Общие работы:

1. Степанова А.С. Философия Древней Стои. СПб., 1995;

2. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995;

3. Bevan E. Stoics and Sceptics. Oxf., 1913;

4. Barth P. Die Stoa, 6 Aufl., völlig neu bearb. von A.Goedeckemeyer. Stuttg., 1946;

5. Arnold V.Ε. Roman Stoicism. L., 1958;

6. Pohlenz M. Die Stoa, Bd. 1–2. Gött., 1964–1965;

7. Christensen J. An Essay on the Unity of Stoic Philosophy. Cph., 1962;

8. Edelstein L. The Meaning of Stoicism. Cambr., 1966;

9. Rist J.M. Stoic Philosophy. Cambr., 1969;

10. Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. Hildesheim, 1974;

1. Males B. Stoic Logic. Berk. – Los Angeles, 1961;

2. Frede M. Die Stoische Logik. Gött., 1974;

3. Les Stoïciens et leur logique, éd. J.P.Brunschwig., 1978;

4. Bobzien S. Die Stoische Modallogik. Würzburg, 1986.

1. Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1959;

2. Bloos L. Probleme der Stoischen Physik. Hamb., 1974;

3. Hahm D.E. The Origins of Stoic Cosmology. Ohio Univ. Press, 1977;

4. Goldschmidt V. Le systeme stoïcien et l’idée de temps. P., 1969;

5. Duhot I.J. La conception stoïcienne de la causalité. P., 1989.

1. Dyroff A. Die Ethik der Alten Stoa. В., 1897;

2. Rieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933;

3. Tsekourakis D. Studies in the Terminology of the early Stoic Ethics. Wiesbaden, 1974;

4. Forschner M. Die Stoische Ethik: Über den Zusammenhang von Natur, Sprach- und Moralphilosophie im altstoischen System. Stuttg., 1981;

5. Inwood B. Ethics and Human Action in Early Stoicism. Oxf., 1985.

Ε) Стоическая традиция в философии:

1. Spannei U.M. Permanence du Stoúcisme: De Zenon à Malraux. Gembloux, 1973;

2. Jadaane F. L’influence du Stoúcisme sur la pensée musulmane. Beyrouth, 1968;

Читайте также: