Он завершил создание новой картины мира исаак ньютон кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современная наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современная наука имеет очень сложную организацию. Она разделяется на множество отраслей знания.

Естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знания (наряду с науками об обществе и мышлении). В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Объект естествознания - сама природа, предмет - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности.

Физика как ведущая отрасль всего естествознания играет роль стимулятора по отношению к другим отраслям естествознания. Конституирование физики как науки связано в первую очередь с гениальными открытиями Галилео Галилея (1562 - 1642) и Исаака Ньютона (1643 - 1727). Особенно значительны научные прозрения Ньютона.

Роль Ньютона в становлении механистической научной картины мира

В истории развития естествознания можно выделить три научных революции.

Первая революция (аристотелевская) произошла в VI - IV вв. до н.э. в познании мира, в результате которой и появилась на свет наука. Важнейшим фрагментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о модели мира. В центре конечной Вселенной находится неподвижная Земля, а Солнце, Луна, планеты и звёзды обращаются вокруг неё по круговым орбитам, расположенным на восьми сферах. Что лежит за последней сферой, не объяснялось.

Вторая глобальная научная революция (ньютоновская) пришлась на XVI - XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. В центре бесконечной Вселенной находится Солнце, а Луна, планеты и звёзды обращаются вокруг него. Основной смысл второй научной революции - становление классического естествознания. Итог - механистическая научная картина мира, завершенная И. Ньютоном.

Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно. Динамической теорией является физическая теория, представляющая совокупность динамических законов. Исторически первой и наиболее простой теорией такого рода и явилась классическая механика Ньютона. Она претендовала на описание механического движения, то есть перемещения в пространстве с течением времени любых тел или частей тел относительно друг друга, с какой угодно точностью.

Метод, примененный Ньютоном, называется сейчас правилом индукции (от единичного к особенному, а от него - к общему). Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Благодаря этому методу Ньютон сумел распространить область применимости законов механики на всю Вселенную и доказать универсальность тяготения.

К величайшим научным достижениям ХVII - ХVIII вв. надо отнести закон всемирного тяготения И. Ньютона. Закон всемирного тяготения носит универсальный характер, т.к. ему подчиняется все - малое и большое, земное и небесное. G - постоянная закона тяготения Ньютона.

Закон всемирного тяготения открыл широкие возможности для развития научного подхода к исследованию Вселенной и ее составных частей на основе лишь немногих фундаментальных законов и взаимодействий, имеющих одинаковую силу на Земле, в научной лаборатории и в космосе.

Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе твердых физических тел, занимающих определенный объем. Здесь основными были представления о пространстве и времени как о субстанции - нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого (Аристотель, Демокрит). Первая законченная теория пространства - геометрия Евклида. Она была создана примерно 2 000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории. Геометрия Евклида оперирует идеальными математическими объектами, которые существуют как бы вне времени, и в этом смысле пространство в этой геометрии - идеальное математическое пространство. Такой взгляд и позволил Ньютону сформулировать концепцию абсолютного пространства и времени. Абсолютное пространство существует независимо от времени и независимо от наполняющей его материи, остается всегда одинаковым и неподвижным. Пространство - лишь сцена, на которой разворачиваются события, немой и безучастный свидетель того, что происходит с материей. Абсолютное время при этом течет равномерно и независимо ни от чего, и иначе называется длительностью. Течение абсолютного времени изменяться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли или их совсем нет… Время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего.




Следует, однако, отметить, что, создав стройную научную теорию, И. Ньютон допускал возможность божественного первотолчка. Ведь представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке, часовщиком в которой был Бог, преобладало в XVII - XVIII вв..

В конце XVII в. произошла также революция в математике. И. Ньютон и Г. Лейбниц независимо друг от друга разработали принципы интегрального и дифференциального исчисления.

Ньютон разработал математический анализ. Он создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления, благодаря этому ему удалось точно сформулировать законы динамики и закон всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.

Дифференциальное исчисление дало возможность математически описывать не только устойчивые состояния тел, но и текущие процессы, не только покой, но и движение. Эти исследования стали основой математического анализа и математической базой всего современного естествознания.

Итак, изучение природы должно было начаться с установления законов такой простейшей формы движения материи, какой являются механические процессы. Занявшись экспериментальным исследованием свободно падающих тел, выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей сформулировал управляющие ими законы и заложил основы механики, которую превратил в научную дисциплину знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.

Введение

Всемирный тяготение ньютон закон

Современная наука охватывает огромную отрасль знаний - около 15 тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Современная наука имеет очень сложную организацию. Она разделяется на множество отраслей знания.

Естествознание - наука о природе; совокупность естественных наук, взятая как целое; одна из трех основных областей человеческого знания (наряду с науками об обществе и мышлении). В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до наших дней.

Объект естествознания - сама природа, предмет - различные виды материи и формы их движения, проявляющиеся в природе, их связи и закономерности.

Физика как ведущая отрасль всего естествознания играет роль стимулятора по отношению к другим отраслям естествознания. Конституирование физики как науки связано в первую очередь с гениальными открытиями Галилео Галилея (1562 - 1642) и Исаака Ньютона (1643 - 1727). Особенно значительны научные прозрения Ньютона.

Роль Ньютона в становлении механистической научной картины мира

В истории развития естествознания можно выделить три научных революции.

Первая революция (аристотелевская) произошла в VI - IV вв. до н.э. в познании мира, в результате которой и появилась на свет наука. Важнейшим фрагментом античной научной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о модели мира. В центре конечной Вселенной находится неподвижная Земля, а Солнце, Луна, планеты и звёзды обращаются вокруг неё по круговым орбитам, расположенным на восьми сферах. Что лежит за последней сферой, не объяснялось.

Вторая глобальная научная революция (ньютоновская) пришлась на XVI - XVIII вв. Её исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. В центре бесконечной Вселенной находится Солнце, а Луна, планеты и звёзды обращаются вокруг него. Основной смысл второй научной революции - становление классического естествознания. Итог - механистическая научная картина мира, завершенная И. Ньютоном.

Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи физических величин, выражаемых количественно. Динамической теорией является физическая теория, представляющая совокупность динамических законов. Исторически первой и наиболее простой теорией такого рода и явилась классическая механика Ньютона. Она претендовала на описание механического движения, то есть перемещения в пространстве с течением времени любых тел или частей тел относительно друг друга, с какой угодно точностью.

Метод, примененный Ньютоном, называется сейчас правилом индукции (от единичного к особенному, а от него - к общему). Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Благодаря этому методу Ньютон сумел распространить область применимости законов механики на всю Вселенную и доказать универсальность тяготения.

К величайшим научным достижениям ХVII - ХVIII вв. надо отнести закон всемирного тяготения И. Ньютона. Закон всемирного тяготения носит универсальный характер, т.к. ему подчиняется все - малое и большое, земное и небесное. G - постоянная закона тяготения Ньютона.

Закон всемирного тяготения открыл широкие возможности для развития научного подхода к исследованию Вселенной и ее составных частей на основе лишь немногих фундаментальных законов и взаимодействий, имеющих одинаковую силу на Земле, в научной лаборатории и в космосе.

Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе твердых физических тел, занимающих определенный объем. Здесь основными были представления о пространстве и времени как о субстанции - нечто относительно устойчивое, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого (Аристотель, Демокрит). Первая законченная теория пространства - геометрия Евклида. Она была создана примерно 2 000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории. Геометрия Евклида оперирует идеальными математическими объектами, которые существуют как бы вне времени, и в этом смысле пространство в этой геометрии - идеальное математическое пространство. Такой взгляд и позволил Ньютону сформулировать концепцию абсолютного пространства и времени. Абсолютное пространство существует независимо от времени и независимо от наполняющей его материи, остается всегда одинаковым и неподвижным. Пространство - лишь сцена, на которой разворачиваются события, немой и безучастный свидетель того, что происходит с материей. Абсолютное время при этом течет равномерно и независимо ни от чего, и иначе называется длительностью. Течение абсолютного времени изменяться не может. Длительность или продолжительность существования вещей одна и та же, быстры ли движения (по которым измеряется время), медленны ли или их совсем нет… Время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего.

Следует, однако, отметить, что, создав стройную научную теорию, И. Ньютон допускал возможность божественного первотолчка. Ведь представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке, часовщиком в которой был Бог, преобладало в XVII - XVIII вв..

В конце XVII в. произошла также революция в математике. И. Ньютон и Г. Лейбниц независимо друг от друга разработали принципы интегрального и дифференциального исчисления.

Ньютон разработал математический анализ. Он создал свой вариант дифференциального и интегрального исчисления, благодаря этому ему удалось точно сформулировать законы динамики и закон всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.

Дифференциальное исчисление дало возможность математически описывать не только устойчивые состояния тел, но и текущие процессы, не только покой, но и движение. Эти исследования стали основой математического анализа и математической базой всего современного естествознания.

Итак, изучение природы должно было начаться с установления законов такой простейшей формы движения материи, какой являются механические процессы. Занявшись экспериментальным исследованием свободно падающих тел, выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей сформулировал управляющие ими законы и заложил основы механики, которую превратил в научную дисциплину знаменитый английский ученый Исаак Ньютон.

Формирование механической картины мира (МКМ) происходило в течение нескольких столетий до середины девятнадцатого века под сильным влиянием взглядов выдающихся мыслителей древности: Демокрита, Эпикура, Аристотеля, Лукреция и др. Она явилась необходимым и очень важным шагом на пути познания природы.

В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея.

Клавдий Птолемей - математик и астроном, живший в г.Александрии во II в. н. э. Он составил "Альмагест" - математическую и астрономическую энциклопедию, в которой точно изложил систему геоцентризма. Земля располагалась в центре Вселенной, небесные светила совершали круговые движения вокруг нее, но окружности их движения имели центр, не совпадающий с центром Земли (эксцентрики); кроме того, были и малые круги, по которым обращались планеты вокруг Земли по основному кругу - эпициклы, - все это было сделано столь искусно, что позволяло осуществлять предвычисление небесных светил и лунных затмений. Такая картина в принципе совпадала с идеями о сотворении мира Богом.

Однако еще пифагорейцы - астрономы Никетас и Экфант допускали движение Земли, а знаменитый Аристарх Самосский в III в. до н э. высказывал идеи гелиоцентризма. Сам же Птолемей, защищая геоцентризм, говорил, что если бы Земля не стояла на месте, а двигалась, то облака и птицы без видимой причины улетели бы на Запад, а падающие предметы летали бы не по прямой вниз, а в противоположную от Земли сторону. Подобных же эффектов никто не наблюдал.

Учение Коперника противоречило церковным воззрениям на устройство мира и сыграло огромную роль в истории мировой науки.

В системе мира Коперника Земля вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами вокруг Солнца. Сфере звезд Коперник приписал покой. Так Земля перестала быть центром мироздания, стала обычной планетой Солнечной системы. Эти взгляды противоречили вековым, установившимся представлениям о мире, поддерживаемым не только наукой, но и церковью. К отрицанию системы мира, созданной Аристотелем, Коперника привели размышления над этой системой: диаметр сферы, на которой укреплены звезды, огромен, поэтому она должна иметь невероятно большую скорость, чтобы успеть обернуться вокруг Земли за сутки. Почему природа именно так устроила мир? Не проще ли было Земле вращаться вокруг своей оси, ведь эффект был бы тот же. И Коперник приходит к выводу, что вращается Земля.

Тяготы и гонения выпали на долю других ученых, добровольно взявших на себя защиту и утверждение в науке учения Коперника. Одним из таких мучеников науки был Джордано Бруно. Он не только пропагандировал учение Коперника, которое низвергло Землю с центра Вселенной, он учил, что центра Вселенной нет вообще. Наш мир - один из бесчисленных миров, которых во Вселенной множество, среди них есть миры, населенные живыми существами, человек - лишь мелкое звено в ряду творений. Этого не могла стерпеть церковь. Более семи лет томился Бруно в застенках инквизиции, подвергаясь пыткам и истязаниям. 17 февраля 1600 г. он был сожжен на площади Цветов в Риме. Ныне на этом месте стоит памятник Бруно.

Открытия Коперника заложили хорошую основу для последующих исследований космоса с позиций науки. Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) - великий немецкий астроном, математик, физик и философ - развил далее эти идеи и открыл законы движения планет.

Галилео Галилей по праву считается основоположником механической картины мира. Всеми своими силами он боролся против схоластики, считая единственно верной основой познания опыт. Деятельность Галилея не нравилась церкви, он был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от своего учения. До конца жизни Галилей был принужден жить под домашним арестом на своей вилле Арчетри близ Флоренции.

В годы детства и юности Галилея в науке господствовали представления об окружающем мире, сохранившиеся со времён античности. И Галилей был одним из первых, кто отважился выступить против них. Механическая картина мира возникла, когда главным критерием истины был признан опыт, а для описания явлений природы стали активно применять математику. Многие ставшие догмой утверждения Аристотеля не выдерживали проверки опытом. Аристотель, например, утверждал, что скорость падения тел пропорциональна их весу. Галилей в присутствии многочисленных свидетелей проводил наблюдения за падением с Пизанской башни тел различной массы (например, мушкетной пули и пушечного ядра). Оказалось, что скорость падения тел не зависит от их массы. Галилей сформулировал первые законы свободного падения тел, дал строгую формулировку понятия скорости и движения, исследовал закон инерции.

Важнейшим достижением Галилея было открытие принципа относительности. Галилей сконструировал первый в мире термоскоп, который явился прообразом термометра. Наблюдения за движением небесных тел сделали его убеждённым сторонником гелиоцентрической системы. Открытия Галилея подрывали доверие к официальным взглядам на строение мира, пропитанным религиозными догмами.

От законов Кеплера и законов, установленных Галилеем (законы равноускоренного движения, принцип относительности механического движения), началось развитие науки механики, законы которой стали основой объяснения явлений окружающего мира,- началось создание механической картины мира.

Декарт развил представление о движении как форме существования материальных тел. Отождествляя тело и занятое им в пространстве место, Декарт считал, что для отделения тела от среды необходимо, чтобы существовала разница скоростей движения тела и среды, которая его окружает. Граница тела с пространством становится реальной, когда тело движется, движение определяет размеры и форму тела!

В мире Декарта нет ничего, кроме движущихся бескачественных частиц. Многокрасочный мир он заменяет бесцветной схемой, все процессы сводит к механическому перемещению частиц. Согласно его теории, между живым организмом и механизмом, построенным человеком, нет разницы; живой организм может образоваться из неорганического вещества: движущиеся частицы при этом давят на окружающую среду и уплотняют ее, образуя стенки сердца. Кровь, также уплотняя при движении окружающую среду, образует кровеносные сосуды, затем образуются различные органы, они связаны множеством рычагов, нитей и т. д. Так Декарт объяснял появление живых существ без вмешательства бога, противоречия его при этом не смущали. Он считал, что задача ученого состоит в том, чтобы из ненадежных гипотез выводить правильные и полезные следствия.

Декарт предположил существование закона сохранения количества движения, положил в основу своих построений принцип несотворимости и неуничтожимости движения. При этом все формы движения он сводил к механическому перемещению тел.

Страна жила напряженной политической жизнью, в ней боролись сторонники самых разнообразных политических идей — от приверженцев абсолютной монархии до идеологов уравнительного коммунизма. Бесконечно разнообразны были религиозные теории — от сторонников католицизма (папистов) и англиканской церкви до крайних пуритан и атеистов. Наконец, это была эпоха расцвета опытной науки, провозглашенной Бэконом, •эпоха организации Лондонского Королевского общества, эпоха Бойля, Гука, Галлея.

Ньютон родился в деревушке Вульсторп в графстве Линкольн (Линкольншир), в семье деревенского фермера, умершего незадолго до его рождения. До двенадцатилетнего возраста его воспитывала бабушка. В двенадцать лет Ньютона отдали в городскую школу в Грантаме. По окончании школы он возвратился в родную деревню. Из будущего ученого пытались сделать деревенского фермера. Но юноша не обнаруживал склонности к сельскому хозяйству, и по совету дяди, воспитанника Кембриджского университета, был отправлен обратно в Грантам для подготовки к поступлению в университет.

Одним из учителей Ньютона был профессор Исаак Барроу, занимавший Люкасовскую кафедру, названную так по имени человека, завещавшего средства на ее содержание. Барроу читал лекции по оптике на весьма высоком для того времени уровне (он, например, давал формулы линз для различных частных случаев), и Ньютон с большим интересом и вниманием слушал своего учителя. С ним у Ньютона установились тесные дружеские отношения, и Барроу стал видеть в одаренном ученике своего преемника. Ньютон получил младшую ученую степень бакалавра, затем в 1665 г.— степень магистра. В этом же году разразилась эпидемия чумы, и Ньютон уехал из Кембриджа в деревню, откуда возвратился осенью 1668 г. В деревне он много и напряженно работал, его будущие великие открытия созревали в деревенском уединении. Немудрено, что через год, в 1669 г., Барроу, решив посвятить себя теологии, передал кафедру своему гениальному ученику. Ньютон стал профессором Кембриджа.

1. Не принимать иных причин явлений, кроме тех, которые достаточны для их объяснения.

2. Аналогичные явления относить к одной и той же причине.

3. Считать свойством тел такие свойства, которые присущи всем телам, над которыми мы можем экспериментировать.

Именно следование этим правилам и помогло Ньютону открыть закон всемирного тяготения, закон, на основе которого и была построена им картина мира.

В первом законе Ньютона сила выступает в качестве причины ускорения; процессы изменения в мире сводятся к ускорениям, а ускорение вызывается воздействием одного тела на другое. Второй закон гласит, что под влиянием силы, действующее на тело в данный момент и в данной точке, скорость меняется, и это мгновенное изменение скорости можно определить. Третий закон говорит, что действия тел друг на друга равны и противоположно направлены, т.е. указывает на взаимный характер воздействия тел друг на друга.

Ньютон вывел закон тяготения, ставший основой физики. Этот закон определяет силу тяготения, которая действует на данную массу в любой точке пространства, если задана масса и положение тела, служащего источником сил тяготения, т.е. притягивающего к себе другие тела. Ньютон показал, что гравитационные силы связывают все без исключения тела природы, они являются не специфическим, а общим взаимодействием. Закон тяготения определяет отношение материи к пространству и всех материальных тел друг к другу.

Система Ньютона оказывала влияние на стиль научного мышления и, более того, на характер мышления людей в целом. Ньютон провозгласил однозначность и единственность всех концепций, входящих в картину мира, а его математическое обобщение физических знаний прокладывало дорогу новому физическому представлению. Это касается понятия производной, дифференциала и интеграла - основы анализа бесконечно малых.

Механическая картина мира была первой в обозримой истории человечества научной картиной, свободной от мифических наслоений и поддающейся строгому описанию. Она давала человеку веру в силу его разума и тем самым определяла развитие его самосознания в направлении обретения им чувства независимости от природной стихии; служила духовной эмансипации личности и подготавливала приход атеистического сознания. В области философии, этики, педагогики и в других областях гуманитарного знания она породила "эпоху разума" (И. Кант, философы эпохи Просвещения). Многие ее положения легли в основу технической науки, т.е. стали теоретическим фундаментом техники и технологии "эпохи машин" (ХVIII-ХIХ вв.), они остаются таковыми и в настоящее время.

Отношение современников к Ньютону характеризует эпитафия, которая помещена на надгробном памятнике:

На статуе, воздвигнутой Ньютону в 1755 г. в Тринити-колледже, высечены стихи из Лукреция:

Сам Ньютон оценивал свои достижения более скромно:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Подготовила учитель истории и обществознания.

Описание презентации по отдельным слайдам:

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Подготовила учитель истории и обществознания.

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направл.

охарактеризовать научные достижения XVI- XVII вв; определить основные направления научной мысли Европы в XVI-XVII вв. понимание неограниченных возможностей человеческого интеллекта в раскрытии тайн природы и человека; понимание необходимости силы воли, настойчивости для достижения успеха в поставленной цели ЦЕЛИ УРОКА ПРОБЛЕМА

1.Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д.

1.Новые шаги в постижении тайн природы. 2. Вселенная глазами Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Вклад И. Ньютона в создание новой картины мира. 4. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположники науки и философии Нового времени. 5. Дж. Локк о праве человека на жизнь, свободу и собственность. ПЛАН УРОКА:

Черты Нового времени 1) усиление интереса человека к окружающему миру; 2) Рас.

Черты Нового времени 1) усиление интереса человека к окружающему миру; 2) Расширение знаний о границах мира в результате географических открытий 3) подтверждение шарообразности Земли; 4) рост городов 5) развитие мануфактурного производства и мирового рынка. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ НАУКИ, ОСНОВАННОЙ НА ОПЫТНОМ ЗНАНИИ

Коперник Н. польский астроном, -создатель гелиоцентрической системы мира. Сов.

«. Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Те.

: «. Я считаю, что этот мир и миры, и рождаются и уничтожаются. И этот мир.

Жозеф-Николя Робер-Флёри Галилей перед судом инквизиции. «Человек незаурядной.

«В философии не может быть государя, кроме истины. Мы должны поставить памятн.

«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет дейс.

П-Л Дюмениль. Диспут Декарта и королевы Кристины « Я мыслю, следовательно, я.

Просвещения и теоретиков либерализма. Его влияние 1632 -1704 «Интеллектуальн.

Перед смертью Локк составил следующую надпись для своего памятника: «Останови.

ТАБЛИЦА « ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИДЕИ СПОСОБСТВОВАШИЕ РАЗВИТИЮ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ Н.

Галилео Галилей (1564—1642) Италия С помощью телескопа открыл новые миры.

Галилео Галилей (1564—1642)Италия С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физикиОткрытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной Исаак Ньютон (1642—1727) АнглияОткрыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) Англия Научно обосновал новые методы изучения явл.

Фрэнсис Бэкон (1561—1626) АнглияНаучно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания Рене Декарт ( 1596- 1650) ФранцияСчитал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании Основоположник науки и философии Нового времени, способствовал укреплению новых представлений о мире. Джон Локк (1632 -1704 ) Англия Создал теорию естественных прав человека, сформулировал принцип разделения властейСоздатель теории естественного права , в центре которого- человек

Новая картина мира и классическая наука формируется в период с XVII в. по конец XIX в. и связана с именами И. Ньютона, Г.В. Лейбница и др. ученых и философов.

Исаак Ньютон (1643-1727) – английский ученый, физик, утвердивший господство механистической картины мира.

1) Формулировка 3 законов классической механики, открытие закона всемирного тяготения.

2) Формулировка основных идей оптики.

3) Открытие дифференциальных и интегральных исчислений в математике.

4) Решение основных задач, связанных с центробежными и центростремительными силами при круговом движении.

Основные принципы ньютоновского метода:

1. Провести опыты, наблюдения, эксперименты.

2. Посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми.

3. Понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия.

4. Осуществить математическое выражение этих принципов, т.е. математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов.

5. Построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов.

6. Использовать силы природы и подчинить их нашим целям и технике.

Ньютон с помощью своего метода решил три важные задачи:

1) Отделил науку от умозрительной натурфилософии.

2) Разработал классическую механику как целостную систему знаний о механическом движении тел. Его механика стала классическим образцом научной теории.

3) Завершил построение новой революционной для того времени картины природы.

Лейбниц Готфрид - немецкий ученый-математик, юрист, философ – является последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц также принадлежал к философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции. В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций; эти субстанции он называет монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица"); монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

– "голые монады"- лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

– монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; – монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

– высшая монада – Бог. Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы. В своем учении о монадах Лейбниц пытается объяснить многообразие действительности, он отходит от механистического понимания действительности и выдвигает принцип неразрывного единства материи и движения, понимает невозможность полного сведения сложного к простому. Лейбниц приходит к целостному осмыслению мира, провозглашая идеи универсальной связи и развития в природе, качественного многообразия структур бытия. Другой сферой философских интересов Лейбница была гносеология. Лейбниц пытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом: все знания разделил на два вида - истины разума и истины факта; истины разума выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер; истины факта – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Несмотря на то, что опытное (эмпирическое, "истины факта") знание вероятностное, а не достоверное (подобно "истинам разума"), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Сенсуализм Дж. Локка и Д. Юма (текст дается в сокращении).

….Локк убежден, что все наши мысли и представления суть отражения чего-то виденного и слышанного. До каких-либо ощущений наше сознание — tabula rasa, то есть чистая доска.

…Прежде чем у нас появляются ощущения, наше сознание столь же чисто и пусто, как доска до прихода в класс учителя. Локк еще сравнивает сознание с комнатой без мебели. Но вот мы начинаем воспринимать окружающий нас мир. Мы видим и слышим его, улавливаем его запах, ощущаем на вкус и на ощупь. Наиболее активно это проделывают маленькие дети. Таким образом возникают, по выражению Локка, простые идеи. Но сознание воспринимает внешние впечатления не пассивно. Оно обрабатывает простые идеи с помощью мышления, рассуждений, веры и сомнения, из чего получаются так называемые идеи рефлексии. Иными словами Локк различает ощущение и рефлексию. Сознание играет не пассивную роль, оно сортирует и обрабатывает все ощущения по мере их поступления в него.

…Второй вопрос, на который пытается ответить Локк. Сначала он выяснял, откуда берутся наши идеи и представления. Теперь он спрашивает, действительно ли мир таков, каким мы его чувствуем.

…Под первичными качествами подразумеваются протяженность тел, их вес, форма, движение или покой и число. В отношении этих качеств мы можем быть уверены, что ощущения передают истинные свойства предметов. Однако мы воспринимаем и другие качества тел. Мы называем что-то сладким или кислым, зеленым или красным, теплым или холодным. Такие качества, которые Локк относил к вторичным — например, цвет, запах, вкус или звучание, — передают не подлинные свойства, заложенные в самих телах, а лишь воздействие внешней реальности на наши чувства.

…О первичных качествах — вроде размера и веса — нетрудно прийти к согласию, поскольку они заключаются в самих вещах. Второстепенные же качества — вроде цвета и вкуса — изменяются от животного к животному, от человека к человеку и зависят от индивидуальных особенностей органов чувств.

Локк вообще предвосхитил многие либеральные идеи, что расцвели пышным цветом в XVIII веке, в период французского Просвещения. К примеру, именно он выступал за то, что мы называем принципом разделения властей…

ЮМ

Давай сначала обратим внимание на Дэвида Юма, который жил между 1711-м и 1776-м годами. Из всех эмпириков его философия приобрела наибольшее значение. Ему также воздавали должное, поскольку именно он подтолкнул великого Иммануила Канта к созданию его философской системы.

…Далее Юм подчеркивает, что и впечатление, и идея могут быть простыми или сложными. Если ты помнишь, в связи с Локком мы говорили о яблоке. Наш опыт восприятия яблока — сложная идея. Сложной идеей является и представление нашего сознания о яблоке.

…Юм настаивал, что иногда мы соединяем идеи, в реальном мире существующие порознь. Так возникают ложные идеи и представления, которых не найти в природе. Мы с тобой упоминали ангелов, а еще раньше говорили о кроколонах. Примером может служить и крылатый конь Пегас. Во всех этих случаях следует признать, что наше сознание занималось, так сказать, вырезанием и склеиванием разных частей.

….Но Юм делает упор на том, что весь материал, из которого мы склеиваем воображаемые картинки, должен был в свое время поступить в наше сознание в виде простых впечатлений. Тот, кто никогда в жизни не видел золота, не сумеет представить себе и улицу чистого золота.

…Во всяком случае, нам известно, что Юм отвергал всякие попытки доказать бессмертие души или существование Бога. Это не значит, что он отрицал то и другое, просто он считал попытки доказать религиозную веру с помощью разума рационалистическим вздором. Юм не был ни христианином, ни убежденным атеистом. Он был так называемым агностиком.

…Ответ был типичен для его полной свободы от предрассудков. Юм признавал достоверным лишь то, о чем свидетельствовал чувственный опыт, оставляя открытым вопрос обо всех прочих возможностях. Он не отвергал ни христианскую веру, ни веру в чудеса. Но в обоих случаях речь идет о вере, а не о научном знании или здравом смысле. Вполне можно утверждать, что философия Юма разрушила последнюю связь между верой и наукой.

…Юм подчеркивает, что ожидание определенной последовательности событий заложено не в самих вещах, а в нашем сознании. И это ожидание, как мы уже убедились, связано с привычкой. Опять-таки маленький ребенок и глазом не моргнул бы, если бы один шар толкнул другой — и оба замерли на месте. Говоря о законах природы или о причине и следствии, мы рассуждаем не столько о том, что отвечает здравому смыслу, сколько о привычке. Законы природы нельзя назвать ни сообразующимися со здравым смыслом, ни противоречащими ему — они такие, какие есть. Иными словами, ожидание того, что при столкновении с черным шаром белый придет в движение, не является врожденным. Мы вообще не рождаемся с набором ожиданий по поводу того, как должен функционировать окружающий мир и его явления. Мы просто познаем его таким, какой он есть.

Задание №3: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Читайте также: