Охрана труда на автотранспортном предприятии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Техника безопасности на автотранспортном предприятии

Работающие на автотранспортных предприятиях подвергаются повышенной опасности в связи с большим количеством самодвижущихся средств, использованием сложного оборудования, приспособлений и инструментов при техническом обслуживании и ремонте автомобилей, применением огнеопасных и взрывоопасных материалов, наличием выделений вредных газов.

Ответственность за руководство работой по охране труда и технике безопасности , проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя автотранспортного предприятия.

Для непосредственного ведения работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии предусматривается должность инженера (старшего инженера) по технике безопасности, подчиненного главному инженеру автотранспортного предприятия.

Местные (заводские) профсоюзные комитеты контролируют соблюдение законодательства о труде, требований охраны труда и производственной санитарии, разрешают трудовые споры.

Для улучшения работы по охране труда и технике безопасности профсоюзные комитеты создают на предприятиях комиссии охраны труда и выделяют общественных инспекторов по охране труда.

Общими производственными мероприятиями по технике безопасности являются: повышение культуры производства, инструктаж рабочих по безопасным приемам работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности, привлечение общественности к решению вопросов охраны труда, соблюдение технологического процесса, исправность оборудования, приспособлений и инструментов, достаточная ширина проходов и проездов, сохранность защитных ограждений, обеспеченность работающих спецодеждой.

  • При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.
  • Пуск двигателя должен производиться стартером. Перед пуском автомобиль нужно затормозить, а рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

При использовании пусковой рукоятки (в исключительных случаях) не следует брать рукоятку в обхват, поворачивать рукоятку снизу вверх, не применять рычаги и усилители.

В двигателях с ручной регулировкой опережения зажигания перед пуском необходимо установить позднее зажигание. Запрещается пуск двигателей буксировкой автомобилей (после ремонта, ночной стоянки и т. д.)

  • При техническом обслуживании аккумуляторной батареи на автомобиле нужно пользоваться переносной лампой напряжением 36 в; нельзя пользоваться источником света с открытым пламенем.

Необходимо следить за чистотой вентиляционных отверстий в пробках, так как при их засорении сильно повышается давление газов и возможен разрыв бака аккумуляторной батареи.

Провода должны быть надежно прекреплены к зажимам батареи. При снятии и переносе батарей следует пользоваться захватами, а для транспортирования — тележками или носилками.

В помещениях для ремонта и заряда аккумуляторных батарей запрещается курить, зажигать спички, работать с открытым огнем.

Нельзя проверять напряжение батареи коротким замыканием; следует пользоваться нагрузочной вилкой, остерегаясь при этом касаться рукой сильно нагревающегося сопротивления нагрузочной вилки.

  • Монтаж-демонтаж шин надо производить на стенде или на чистом полу (помосте), а в пути — на разостланном брезенте.

Накачивать шины воздухом следует в огражденном месте или с применением устройств, предохраняющих рабочих от несчастных случаев при выскакивании замочного кольца или разрыве покрышки.

При накачивании следить, чтобы давление воздуха в шине не превышало установленную норму.

  • Перед самовытаскиванием застрявшего автоомобиля трос лебедки надежно закрепляют за столб, пень, дгреио или анкеры, вкопанные в землю, расчищают землю под передним и задним мостами автомобиля. Затем включают передачу для наматывания троса в коробке отбора мощности и подтягивают автомобиль при 1000—1100 об/мин коленчатого вала двигателя.

Для вытаскивания другого автомобиля используют блок и цепь блика лебедки. Автомобиль с лебедкой устанавливают на твердом основании и затормаживают. Под колеса подкладывают упоры и закрепляют автомобиль тросом за какой-либо предмет на местности.

Затем включают только коробку отбора мощности, а рычаг коробки передач ставят в нейтральное положение.

Заправлять автомобили можно лишь на газонаполнительных станциях при неработающем двигателе. При заправке баллонов сжиженным газом надо остерегаться обмораживания. В сроки, установленные Госгортехнадзором, баллоны подвергают испытаниям.

Эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправным газовым оборудованием и утечкой газа воспрещается. Когда не удается устранить утечку газа, газ выпускают в атмосферу (вдали от людей и источников огня).

При длительной стоянке автомобиля вентили баллонов должны быть закрыты, газ из магистрали выработан, магистральный вентиль закрыт.

Перед тем как подтягивать гайки газовой аппаратуры и проверять, или исправлять приборы электрооборудования, надо закрыть все вентили и убедиться в отсутствии газа под капотом двигателя.

Нельзя регулировать газобаллонный автомобиль в закрытом помещении и ремонтировать газовую аппаратуру, находящуюся под давлением, а также при работающем двигателе.

К вождению и ремонту газобаллонных автомобилей допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и сдавшие экзамены по техминимуму и правилам техники безопасности.

В инструкциях указывают мероприятия, предупреждающие производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Инструкции должны точно соответствовать действующим нормам, правилам и ГОСТам по технике безопасности и производственной санитарии.

Сфера транспортной безопасности находится на особенном государственном контроле, так как непосредственно связана с безопасностью в отношении граждан вне зависимого от специфики деятельности предприятия. Охрана труда на транспортном предприятии имеет фундаментальные задачи по обеспечению безопасности перевозок и общего надзора за деятельностью как водителей, так и иного обслуживающего персонала.

Охрана труда на АТП

Законодательное регулирование деятельности автотранспортных учреждений стоит на особом контроле государственных организаций. В данной сфере присутствует повышенная опасность получения травм не только для непосредственных участников деятельности, в частности для водителей и обслуживающего персонала, но и для пассажиров, а также груза различных организаций. Данная отрасль регулируется отраслевым законодательством в плане предписаний, регламентов и инструкций Минтранса РФ, которые устанавливают основные требования и правила проведения определенных работ.


Общие требования соблюдения безопасности на транспортных предприятиях

Авто является средством повышенной опасности, а сфера ремонта автомобильного транспорта помимо необходимой квалификации требует определенных знаний его устройства. К таким знаниям относится схема расположения основных агрегатов, участок ремонтных действий, расчет материалов при проведении обслуживания, линия, на которой будет происходить трудовой процесс, среда деятельности транспорта, моторный отсек и его содержание, которое окружает пространство для ремонта, а также наличие средства для проведения профилактики данных автомобилей на территории фирмы.

Именно поэтому установление жестких ограничений в области обеспечения безопасности деятельности является особым приоритетом как для государственных надзорных служб, так и для коммерческих предприятий в целом в данной области правоотношений.

Следование нормам законодательства обеспечивает помимо контроля работы отдельных сотрудников и специальных служб учреждения, минимизацию негативных производственных факторов, к которым относятся нанесение вреда здоровью гражданам, производственным линиям и отдельным частям компании, а также исключение нарушений законодательства в данной области и исполнение требований государственных надзорных и контролирующих служб.

Важно! Во время проведения различного рода проверочных мероприятий обязанностью руководителя является предоставление полного доступа не только к отчетной документации, но и к производственным помещениям для выявления фактов нарушения законодательства.


Виды мероприятий в части обеспечения нормального режима трудовой деятельности

Инструкция по охране труда для механика автотранспорта

На любом автотранспортном предприятии в обязательном порядке должна быть предусмотрена специальная должностная инструкция, в соответствии с которой свою трудовую деятельность осуществляют все сотрудники учреждения, а также водители таких организаций.

Такой документ принимается на уровне самих учреждений в сфере локальных нормативных актов и документов, а также регламентов организации. Однако такие документы должны приниматься лишь в соответствии с федеральным законодательством и разработкой такой документации должен заниматься лишь специалист по охране труда, который имеет определенную квалификацию в данной сфере и прошел соответствующее обучение в специализированной организации, с обязательной аттестацией и подтверждением пройденных материалов.


Меры предотвращения негативных последствий в транспортных организациях

Техника безопасности на АТП

Соблюдение норм безопасности является обязательным законодательным требованием не только федеральных актов, но и нормативов и требований локальных актов самого учреждения. Требования в части исполнения обязательств должностной инструкции должны исполняться всеми сотрудниками учреждения. К таковым относятся:

  • использование первичных средств защиты, и нейтрализация негативных последствий при возникновении определенных угроз;
  • оказание первой помощи пострадавшим и оповещение специализированных организаций в случае возникновения таких негативных последствий;
  • соблюдение нормативных актов организации в части правил техники безопасности.

Нарушения в данной области влекут за собой получение не только дисциплинарных взысканий, но и штрафов со стороны государственных надзорных учреждений.


Виды и разновидности практических действий по соблюдению законодательных норм в данной сфере

Пожарная безопасность на автотранспортном предприятии

Учитывая специфику деятельности таких учреждений, высока вероятность возникновения пожаров и возгораний. Для минимизации таких эффектов на предприятии предусматривается использование средств тушения и порядок их использовании.

Важно! Также проводится специальный инструктаж на предмет обращения с такой техникой и аттестация на использование таких предметов в случае возникновения нештатной ситуации.

Электробезопасность автотранспортных предприятий

Деятельность на такого рода предприятиях предполагает наличие определенного оборудования с высоким напряжением электрического тока. Факторы поражения током и опасность воздействия электричества на специалистов предприятия требуют от руководства обеспечения особого контроля обслуживания и содержания таких установок. В обязанности как штатных специалистов по охране труда, так и служащих, непосредственно осуществляющих работы на таких линиях, входит обязательное соблюдение техники безопасности и инструкций по обращению с таким оборудованием. Опасность поражения током предполагает наличие определенных обязанностей со стороны служащих:

  • соблюдение инструкций и регламентов по обращению с оборудованием;
  • применение первичных средств защиты в случае наличия опасности возникновения нештатной или аварийной ситуации в результате профилактических или ремонтных работ;
  • обязательное оповещение вышестоящего руководства и специальных служб в случае возникновения опасности проявления отрицательных или негативных последствий вследствие поломки оборудования;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим в случае возникновения опасности жизни и здоровью граждан при поражении электрическим током, а также при возникновении ожогов среди граждан.


Оказание первой медицинской помощи при возникновении аварий и получении травм работниками АТП

Надзор и контроль охраны труда на автопредприятии

Учитывая общественную опасность такой сферы деятельности государственными надзорными органами осуществляется жесткий контроль в отношении таких предприятий. Контроль производится в отношении электротехнического и шиномонтажного оборудования, документации об обеспечении техники безопасности и правил охраны труда на таком предприятии.

Осуществляется контроль и надзор проведения ремонтных и профилактических действий, электробезопасность АТП, состояние агрегатного оборудования, время выпуска техники после ремонтных работ, должностные инструкции механика и иных сотрудников, порядок проведения инструктажа среди специалистов, сроки прохождения обучения в специализированной школе по получению новых знаний в области охраны труда, весь спектр внутренней документации в части исполнения законодательных норм безопасности жизнедеятельности. Документ по итогам проведения проверки предоставляется для исполнения руководству учреждения.


Правила техники безопасности при обслуживании автомобилей

При этом организация не должна препятствовать проведению таких контрольных акций со стороны государственных органов и обязана предоставлять всю необходимую информацию по интересующим вопросам в рамках компетенции. В случае выявления нарушений и недочетов в работе организации в части соблюдения государственных стандартов в отношении руководящего состава выносятся определенные виды наказания:

  • административная ответственность наступает в случае выявления типовых нарушений в области норм труда. Такое наказание несут должностные лица учреждения в виде штрафов;
  • дисциплинарная ответственность также наступает в случае нарушений законодательных норм и выражается в виде выговоров, отстранения от работы или увольнения провинившегося специалиста;
  • гражданско-правовая ответственность наступает в случае наличия негативных последствий в виде причинения вреда здоровью гражданина или имуществу компании;
  • уголовная ответственность – самый тяжелый вид наказания, который наступает в случае выявления нарушений в части уголовного законодательства при наступлении крайне негативных последствий в виде получения специалистами травм или тяжелого вреда здоровью.

В итоге техника безопасности на автотранспортном предприятии является обязательным элементом оптимальной и должной работы в любой организации, непосредственно связанной с обслуживанием такого рода техники.

Соблюдение таковых норм минимизирует риски получения травм, а также порчи имущества и производственного оборудования компании.

Охрана труда – система мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. К числу мероприятий относятся правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебные, профилактические, санитарные и другие мероприятия.

Составляющими охраны труда на АТП являются:

- техника безопасности (система мероприятий, которые предотвращают воздействие на работающих опасных производственных факторов);

- производственная санитария – система мероприятий, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов;

- пожарная безопасность – такое состояние объекта, когда исключается возможность возникновения пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара.

Охрана труда на проектируемом участке состоит из комплекса организационных и технических мероприятий.

К организационным мероприятиям по охране труда относится система инструктажей по технике безопасности, пожарной и электробезопасности.

Технические мероприятия по охране труда включают в себя комплекс мероприятий по его санитарному и технологическому оборудованию, вентиляции, теплозащите, освещению.

Ответственность за охрану труда на участке возлагается приказом руководителя автопредприятия на начальника участка.

Лицо, ответственное за охрану труда и технику безопасности, пла­нирует все мероприятия в этой области, осуществляет контроль за их выполнением.

Одним из основных мероприятий по охране труда, технике безо­пасности и противопожарным мероприятиям является обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструк­таж всех работников АТП. Инструктаж должен проводить главный инженер (технический руководитель). При проведении вводного ин­структажа для вновь поступающего нужно знакомить его с общим за­коноположением и основными принципами организации охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, особенностями работы данного автотранспортного предприятия и его производст­венной обстановки, правилами внутреннего распорядка, обязанностя­ми по соблюдению правил техники безопасности и личной санитарии, пользованию защитными средствами и спецодеждой, противопожар­ными правилами, порядком движения на автотранспортном предпри­ятии и мерами по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Вводный инструктаж проводит инженер по ТБ. Во время вводного инструктажа рабочих знакомят:

- с характерам предприятия;

- с основными причинами несчастных случаев;

- с обязанностями по соблюдению правил ТБ;

- с разновидностями защитных средств и умением обращаться с ними;

- со способами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Инструктаж фиксируется в личной карточке работника: изучаемые вопросы, правила внутреннего распорядка предприятия, особенности работы предприятия, правила пожарной безопасности, электробезопасности, получения спец. одежды и т.д.

Первичный – проводится мастером на рабочем месте перед допуском к работе (сопровождается показом безопасных приемов работы). Инструктаж фиксируется в журнале инструктажа с подписью инструктируемого и инструктирующего.

Повторный – проводится мастером на рабочем месте 1 раз в месяц с 1 по 10 число. Цель инструктажа восстановить в памяти требования инструкции по охране труда. Фиксируется в журнале инструктажа с подписью инструктируемого и инструктирующего.

Внеплановый – проводится мастером на рабочем месте в следующих случаях:

- изменений технологического процесса или ввода нового оборудования;

- нарушении правил ТБ;

- при несчастных случаях на производстве;

- при перерыве в работе более 30 дней.

Также фиксируется в журнале инструктажа.

Целевой (текущий) – проводится мастером на рабочем месте с работниками, которые вынуждены выполнять работу, не связанную с их должностной инструкцией (вспомогательная работа). Если работа выполняется на высоте свыше полутора метров, то дополнительно оформляется наряд-допуск, в котором указывается начало и окончание работы, выданные средства индивидуальной защиты, допускающей к работе, проведение инструктажа с подписями инструктируемых рабочих

В комплекс технических мер по охране труда на проектируемом участке входят следующие требования к участку.

Участок для слесарных работ должен иметь прочные несгораемые стены. Полы на участке должны иметь ровную (без порогов) гладкую, но не скользкую удароустойчивую, не впитывающую нефтепродукты поверхность. Их необходимо систематически очищать от смазки и грязи. Потолки и стены следует закрашивать краской светлых тонов; оборудование должно быть расставлено с соблюдением необходимых разрывов. Не допускается скопления на участке большого количества агрегатов и деталей. Запрещается загромождать проходы, проезды и подходы к доскам с пожарным инструментом и огнетушителями; для обеспечения электробезопасности производственное помещение окольцовывают шиной заземления, расположенной на 0,5 м от пола и снабженной надежными контактами. Все корпусы электродвигателей, а также металлические части оборудования, которые могут оказаться под напряжением, должны быть заземлены.

Запрещается ставить на техническое обслуживание и ремонт автомобили, не прошедшие мойку, так как обслуживание грязных автомобилей может привести к травмам (засорению глаз, повреждению рук вследствие срыва ключей и т.п.). Кроме того, затрудняется осмотр узлов и агрегатов автомобиля и ухудшается качество их обслуживания.

При техническом обслуживании механизмов автомобиля, расположенных на разной высоте, канава должна быть оснащена самотормозящими передвижными подставками. Крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах.

Все работники участка должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: комбинезон (халат), ботинки на твердой подошве с металлическими вставками в носках, перчатки х\б, очки и каска.

Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении.

К техническим мероприятиям по охране труда на участке ТО и ТР относится требования: к освещению, теплозащите, вентиляции, пожарной и электробезопасности.

Освещение помещений может осуществляться естественным и искусственным светом.

Для принятого естественного освещения следует выполнить расчет количества окон, для принятого искусственного освещения – расчет количества и мощности светильников.

К искусственному освещению относят рабочее, аварийное, эвакуационное.

Требования к системе освещения, т.е. искусственному:

Освещенность рабочего места должна соответствовать отраслевым нормам искусственного освещения.

Освещенность должна быть равномерной по времени и по площади.

В поле зрения должны отсутствовать прямая и отраженная блесткость, а также тени.

Светильники – это источники света, заключенные в арматуру. С точки зрения перераспределения светового потока, различают светильники: прямого, отраженного и рассеянного. Светильники прямого света перераспределяют световой поток за счет внутренней отражающей поверхности, до 90 % света направляют вниз. Светильники отраженного света основную часть светового потока направляют вверх. Светильники рассеянного света – в обе полусферы (вниз и вверх). Светильники отраженного света на производстве встречаются редко, чаще в быту.

Вентиляция в зоне ТО и ТР устанавливается приточно-вытяжная, согласно требованиям, СНиП 41-01-2003. Вентиляция предусматривается для обеспечения в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях АТП параметров воздушной среды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.

Система вентиляции представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих воздухообмен в помещении, т, е. удаление из помещения загрязненного, нагретого, влажного воздуха и подача в помещение свежего, чистого воздуха.

В рамках пожарной безопасности, на проектируемом участке имеется:

ответственный участка за пожарную безопасность назначенный приказом руководителя по предприятию,

Инструкция по пожарной безопасности, (утвержденная в установленном порядке) в которой указанны действия работников участка, в случае пожара или возгорания на участке (которая доводится им под роспись), средства пожаротушения, согласно приложению 3 ППБ 01- 03, и ГОСТ 12.1004-86 на каждые 50 м 2 должно приходится два огнетушителя, в боку поста имеются щит с пожарным оборудованием: ящик с песком, багор железный, 2 лопаты, бочка с водой в объеме 100 л, 4 ведра металлических, лом металлический, топор, ящик с песком. Для указания местонахождения пожарного щита на видных местах на высоте 2 м установлены указательные знаки, на которых изображен огнетушитель. На посту расположена схема эвакуации и инструкция по пожарной безопасности. Участки ТО и ТР должны быть оборудованы системой пожаротушения согласно ВСН 01-89 предприятия по обслуживанию автомобилей

Должностные лица, виновные в нарушении правил и норм охраны труда могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.

За нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством предусмотрена ответственность должностных лиц предприятия.

Дисциплинарная ответственность предусматривает наложений взысканий на должностных лиц из числа руководящих, административно-технических и административно-хозяйственных работников АТП. К взысканиям относятся замечания, выговоры, строгие выговоры, переводы на нижеоплачиваемую работу на срок до 1 года, увольнения.

Административная ответственность выражается в наложении денежных штрафов за нарушения, не содержащие уголовного преступления. Штраф взыскивается из заработной платы должностного лица.

Материальная ответственность наступает в тех случаях, когда в результате нарушения причиняется вред личности или имуществу граждан. Выражается материальная ответственность в возмещении виновным полностью или частично денежных сумм. Возмещение ущерба потерпевшему определяется правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем.

Уголовная ответственность возникает в результате грубого нарушения должностными лицами трудового законодательства, а также правил и норм охраны труда. Устанавливается уголовная ответственность уголовными кодексами (УК):

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
  • соблюдать требования охраны труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 217 ТК РФ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 (пятьдесят) человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 (пятьдесят) человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

ВНИМАНИЕ! При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 (один) раз в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Все вредные и (или) опасные производственные факторы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется специальной комиссией, исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

В организациях, которые эксплуатируют транспортные средства, оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические показатели микроклимата; параметры световой среды; уровни шума, вибрации, инфразвука, ультразвука; электромагнитные излучения различной частоты и от различных имеющихся источников; ионизирующие излучения; химические концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны); показатели тяжести и напряженности трудового процесса.

Вредный производственный фактор — приводит к заболеванию, опасный производственный фактор – к травме.

Опасные и вредные производственные факторы классифицируются ГОСТ 12.0.003-74. Опасные и вредные производственные факторы по природе действия подразделяются на:

  • физические;
  • химические;
  • биологические;
  • психофизиологические.

Основным понятием охраны труда является гигиенический норматив условий труда. Гигиенические нормативы условий труда (ПДУ, ПДК) – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего или последующего поколений.

На предприятиях автомобильного транспорта определены следующие факторы физической группы:

  • факторы, характеризующие микроклимат производственных помещений (пониженные и повышенные температуры, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • факторы виброакустической группы (повышенные уровни вибрации, шума, инфразвука, ультразвука);
  • освещенность рабочей зоны и пульсация светового потока источников искусственного освещения;
  • повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень электромагнитных излучений.

Основные направления государственной политики в области охраны труда содержатся в статье 210 Трудового Кодекса РФ. Основные требования к организации и содержанию мероприятий в области охраны труда содержатся в действующих законодательных, нормативных и рекомендательных документах:

1.Трудовой кодекс РФ;

Основные документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда на автомобильном транспорте:

2.Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников организаций проходит в соответствии с Порядком обучения, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

Читайте также: