Охрана общественного порядка это кратко

Обновлено: 01.05.2024

В законе дано понятие общественного объединения правоохранительной направленности, каковым является не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка, народной дружины, как общественного объединения, основанного на членстве, участвующего в охране общественного порядка во взаимодействии с полицией и иными правоохранительными органами.

Определены ограничения для лиц, оказывающих помощь в охране общественного порядка. Они не вправе выдавать себя за сотрудников полиции и других правоохранительных органов, осуществлять деятельность, относящуюся исключительно к компетенции названных органов, а также допускать угрозы жизни и здоровью граждан.

Действующие на территории общественные объединения правоохранительной направленности и народные дружины подлежат включению в реестр, который ведут территориальные органы МВД России.

Законом определены следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

- содействие органам полиции и иным правоохранительным органам;

- участие в поиске лиц, пропавших без вести;

- внештатное сотрудничество с полицией;

- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

Командиры народных дружин избираются членами дружин по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным органом МВД России.

Планы работ народных дружин, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество участвующих народных дружинников подлежит согласованию с органами государственной власти, территориальным органом полиции.

Народные дружинники должны пройти подготовку в порядке, утвержденном МВД России, иметь удостоверение и носить форменную одежду с отличительными знаками, образцы которых утверждают субъекты Российской Федерации.

Народные дружинники вправе:

- требовать прекращения противоправных действий;

- принимать меры по охране места происшествия, обеспечению сохранности вещественных доказательств с последующей передачей их сотрудникам полиции;

- применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации после предупреждения об этом. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает угрозу жизни и здоровью граждан или ему самому, либо может повлечь иные тяжкие последствия. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины;

- отказаться от исполнения обязанностей, если имеется угроза жизни и здоровью;

- осуществлять иные права, предусмотренные законом.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы.

Материально-техническое обеспечение деятельности народных дружин осуществляется за счет добровольных пожертвований, а также иных средств, не запрещенных законодательством.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности дружин, предоставлять им помещения, технические и иные материальные средства, осуществлять материальное стимулирование деятельности дружинников, предоставлять проездные билеты на все виды общественного транспорта, страховать дружинников.

Народным дружинникам и внештатным сотрудникам полиции по месту работы предоставляется ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней.

Законом также предусмотрены иные виды поощрения, которые, в том числе, могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

В период осуществления обязанностей народные дружинники и внештатные сотрудники полиции находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами, неисполнение которых влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах;

2) участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести, - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в поиске лиц, пропавших без вести, жизни и здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых могут совершаться противоправные деяния;

3) внештатный сотрудник полиции - гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству;

4) общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка;

5) народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка;

7) реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в субъекте Российской Федерации (далее также - региональный реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о народных дружинах и об общественных объединениях правоохранительной направленности, созданных на территории субъекта Российской Федерации.

меры по ограждению порядка, сложившегося в обществе под воздействием экономических, политических, социальных, юридических, нравственных и других факторов, от каких бы то ни было посягательств, иных попыток причинения ему вреда. Спектр мер такого рода широк - от коренных экономических преобразований и повышения активности правоохранительных органов до нравственно-воспитательных усилий. О. о. п. предполагает охрану общественных отношений, которые сформировались под воздействием как правовых предписаний, так и норм морали.

Практикуется и иное ("ведомственное") толкование данного термина - как совокупность мер по предупреждению и пресечению грубых нарушений установленного в общественных местах порядка.(К. Г.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое "ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА" в других словарях:

охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации — охрана порядка в зоне ЧС Действия сил охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации по организации и регулированию движения всех видов транспорта, охраны материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших … Справочник технического переводчика

Охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации — действия сил охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации по организации и регулированию движения всех видов транспорта, охране материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению… … Словарь черезвычайных ситуаций

охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации — 2.4.9 охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации; охрана порядка в зоне ЧС: Действия сил охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации по организации и регулированию движения всех видов транспорта, охраны материальных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации — действия сил охраны общественного порядка в зоне ЧС по организации и регулированию движения всех видов транспорта, охране материальных ценностей независимо от форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению режима… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

охрана — 3.9 охрана (security): Противодействие преднамеренным, несанкционированным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба судам и портам. Источник: ГОСТ Р 53660 2009: Суда и морские технологии. Оценка охраны и разработка планов охраны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА — совокупность мер по достижению целей режима законности (см.: Законность), его конечного результата упорядоченности общественных отношений (правопорядка) в соответствии с существующими правовыми предписаниями. Охрана правопорядка понятие более… … Энциклопедический словарь конституционного права

Охрана — в жизни государства бывают моменты, когда постоянные законы, имеющие целью охранение общественного порядка и спокойствия, признаются недостаточными и восполняются временными исключительными мерами. Сущность их заключается в расширении пределов… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА — Анализ понятия об охране материнства и младенчества. Понятие об О. м. и м. нельзя отождествлять с отношением к матери и ребенку в различные исторические периоды. Положение женщины в семье и обществе определяется производственными отношениями и… … Большая медицинская энциклопедия

ОХРАНА — ОХРАНА, охраны, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. охранять. Охрана лесов. Охрана памятников старины. Охрана границ от покушений врага. Охрана материнства и младенчества. Охрана порядка милицией. 2. Отряд, организованная группа или военная… … Толковый словарь Ушакова

ОХРАНА ТРУДА — – в широком смысле вся совокупность правовых мероприятий социалистического государства, охраняющих трудовые интересы и права граждан (право на труд, право на отдых, право на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и т. д.). КЗоТ … Советский юридический словарь

Количество показов: 5551

Дата изменения: 09.08.2017 13:51:54









© 2020 Официальный сайт
муниципального образования
Динской район

Охрана общественного порядка

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. Представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер, реализуется государственными и муниципальными органами власти. В том числе, предупреждение и борьба с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся.

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
- прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
- определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование;
- правовое регулирование;
- разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
- применение специальных экономических мер;
- разработку, производство и внедрение современных видов вооружения и спецтехники;
- координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов;
- международное сотрудничество, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ.

Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обычными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно. В некоторых случаях приходится проводить оцепление зоны проведения мероприятия, удалять из нее лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, например, при проведении футбольного матча на стадионе, спортивной эстафеты на улицах города. В зону оцепления не допускаются лица, имеющие громоздкий багаж. Перекрывается движение транспорта или изменяется направление его маршрутов. В необходимых случаях приостанавливается проведение дорожных и некоторых других видов работ.

Общественная безопасность - это состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных сооружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) добровольности;
2) законности;
3) приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;
5) взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
6) недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов, а также осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов. Участие граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью, не допускается.

Важнейшим условием успешного проведения любого массового мероприятия является разработка планов охраны общественного порядка и безопасности. Для проведения различных массовых мероприятий службой охраны общественного порядка разрабатываются типовые и индивидуальные планы.

Один из самых сложный этапов охраны общественного порядка начинается с момента окончания мероприятия и заканчивается после осуществления эвакуации и посадки основной массы людей на общественный транспорт. На этом этапе снимаются введенные режимные ограничения, в полном объеме возобновляется прерванная работа транспорта и отдельных предприятий, свертываются силы и средства, подводятся итоги службы и дается общая ее оценка. В случае выявления серьезных обстоятельств, могущих влиять на безопасность людей в будущем, при проведении подобных мероприятий готовится и направляется соответствующая информация местным властям и организаторам массовых мероприятий.

Читайте также: