Охарактеризуйте взгляды вольтера руссо дидро кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ответ:

Франция стала духовным центром Европейского просвещения, потому что она была центром европейской культуры. Здесь очень ценилось образование, литература, была высокая грамотность (половина взрослых мужчин имела читать), появлялись новые идеи, в том числе и идеи просветителей.

Вольтер соединял философию и другие более политические занятия. Его идеи сосредотачивались вокруг религии, он критиковал идеи католической церкви и абсолютизма, основанного на католической идеологии. Но он не стоял на стороне атеизма, он также критиковал и его. И вообще, он считается поборником естественного права.

Жан-Жак Руссо был главной фигурой в эпоху Просвещения. Его идеи относительно политического эгалитаризма, человеческой натуры и характера гражданства считаются основными факторами влияния на Французскую революцию.

Косвенно идеи Руссо в отношении эгалитарного республиканизма оказали влияние на более поздних радикалов, таких как Карл Маркс, Пьер-Жозеф Прудон, Петр Кропоткин, Лев Толстой и других. Руссо основывал свое внимание на законах общественного развития также и его перспективах.

Взгляды и идеи Вольтера и Ж.-Ж. Руссо

Вольтер и Руссо являются виднейшими представителями французского просвещения, сыгравшими выдающуюся роль в обосновании нового взгляда на мир и в борьбе с феодальным мировоззрением.

Франсуа-Мари Вольтер считается основоположником французского просвещения, защитником свободы личности, мысли, которые, по его мнению, являются естественными и неотъемлемыми правами каждого человека.

Главная заслуга Вольтера заключается в резкой и содержательной критике церковных предрассудков, феодального мировоззрения, различных лженаучных философских учений и теорий. Большую роль в этом сыграли философские произведения Вольтера и его исторические работы:

В своих произведениях великий просветитель призывал к уничтожению дикости, варварства, к улучшению жизни людей. По мнению Вольтера, препятствием к улучшению личной и общественной жизни человека является церковь, которая порабощает личность, лишает человека его лучших качеств. Первым шагом к уничтожению церкви, по мнению Вольтера, должна была стать секуляризация церковных владений.

Вольтер критиковал религию и считал природу единственной реальностью. Но при этом он не отрицал существования бога, считая его особой творческой силой. Вольтер выступал против атеизма материалистов и считал, что религия – это своеобразная узда, которая необходима для народа. По мнению Вольтера, если бы бога не существовало, его нужно было бы выдумать.

Готовые работы на аналогичную тему

Вольтер, как и другие французские просветители, называл разум высшей ценностью. Именно разум должен направлять общественное развитие и диктовать законы общественной жизни.

Огромное влияние на развитие европейской политической и философской мысли оказал Жан-Жак Руссо. Для него стремления и взгляды демократических слоев французского общества были идеалом. С этими идеями Руссо прошел свой жизненный путь.

Жан-Жак Руссо, являясь идеологом мелкой буржуазии, не мог осознать причины ужасов феодальной эксплуатации крестьян и найти путь к избавлению от нее. Руссо присматривался к жизни народа и видел тяжелое положение крестьян, процесс их обезземеливания и накопления земельной собственности у дворянства и монастырей. Однако выход из этого положения он видел не в уничтожении царившей в стране системы эксплуатации, не в освобождении крестьян от политического и экономического гнета. Этому строю неравенства и бедности он противопоставлял утопический идеал общества, которое состоит из мелких собственников. А путь к осуществлению этого идеала он видел в его пропаганде, и считал, что именно этот идеал полностью отвечает принципам справедливости.

Он стремился вернуть людей к обществу, где не существовало бы крупной частной собственности, угнетения человека человеком. В этом обществе не существовало бы общественного неравенства.

Д. Дидро, Ж.-П. Марат

Французский философ-просветитель Дени Дидро был сторонником просвещенной монархии. В своих философских произведениях он выступал с резкой критикой абсолютизма, церкви и христианской религии. Дидро, опираясь на сенсуализм, отстаивал материалистические идеи. Литературные произведения Дени Дидро в основном написаны в традициях реалистически-бытового романа. Буржуазия стремилась разрушить сословные границы между собой и дворянством. Дидро же нарушал границы в литературных жанрах. Однако в его творчестве рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению обычных людей. Дидро, как и Вольтер, не доверял народной массе, которая, по его мнению, не была способной здраво рассуждать о нравственных и политических вопросах.

М. Робеспьер, А. Сен-Жюст

Деятельность Робеспьера не ассоциировалась с политикой властей, он не входил ни в один комитет и не занимался практической работой, в связи с чем приобрел широкую популярность и получил прозвище Неподкупный.

Со временем Робеспьер стал считать себя выразителем интересов народа и считал, что имеет право выступать от его имени. Он был сторонником политики государственного террора, который был призван решить проблемы, стоящие перед революцией, и наказать ее врагов.

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

Политика просвещённого абсолютизма

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Эпоха Просвещения – один из самых значительных периодов в истории мировой культуры. Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека. Кто же они, великие просветители Европы.


Особенности эпохи

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.

XVIII век – эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.

Философия Просвещения основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись французские писатели и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, Дени Дидро и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.

В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?

Таблица

ПросветителиГоды жизниПроизведения
Вольтер1694-1778"Кандид, или Оптимизм", "Орлеанская девственница"
Дени Дидро1713-1784"Монахиня"
Жан-Жак Руссо1712-1778"Эмиль", "Новая Элоиза"
Оливер Голдсмит1730-1774""Путешественник", "Покинутая деревня"
Луи де Монтескье1689-1755"О Духе законов"

Вольтер

Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.


Жан-Жак Руссо

Этот философ представлял собой яркую фигуру французского сентиментализма. В детстве он учился в женевском протестантском пансионате, затем поступил в ученики к нотариусу. В шестнадцать лет Руссо покинул родной город. За свою жизнь он пробовал себя во многих профессиях, нередко испытывал нужду. В 1750 году Руссо написал трактат, с которого и началось его литературное творчество. Последующие сочинения полностью отвечали революционному духу, царившему в культурном мире, и позволили отнести автора в ряд великих людей, известных в истории как великие просветители Европы.


Дени Дидро

Один из основателей идеи передового мышления не верил в духовное начало жизни. Дидро полагал, что человек является тем, что из него делает общество, как, впрочем, и другие великие просветители Европы. Дидро писал в жанре прозы и драматургии. Его перу принадлежит ряд философских трактатов.


Роль в истории

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.

Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.

Во Франции философия выступала в XVIIIв. как сердцевина, ядро Просвещения, сама в свою очередь получая от Просвещения - а оно являлось мощным общественно-культурным движением – конкретные импульсы к развитию. Философы-просветители считали философскийразумбазисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Это строго соответствовало центральному положению в философии принципа разумеющего субъекта. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел.

Францию XVIIIв. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отста­лости, она вступила в период первоначального капиталистического накопле­ния. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являютсяВольтер,Ж.Ж. Руссо,Д. Дидро

Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни.

Философская деятельность Вольтера, не достигающая особых высот в формулировке новых принципов, вместе с тем свидетельствует, что было бы неверно считать философию только умозрением, только утехой кабинетских ученых. Творчество Вольтера показывает, что философия не менее других наук можут иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов.




Во Франции философия выступала в XVIIIв. как сердцевина, ядро Просвещения, сама в свою очередь получая от Просвещения - а оно являлось мощным общественно-культурным движением – конкретные импульсы к развитию. Философы-просветители считали философскийразумбазисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Это строго соответствовало центральному положению в философии принципа разумеющего субъекта. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел.

Францию XVIIIв. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отста­лости, она вступила в период первоначального капиталистического накопле­ния. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распростране­нии просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здраво­го смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являютсяВольтер,Ж.Ж. Руссо,Д. Дидро

Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни.

Философская деятельность Вольтера, не достигающая особых высот в формулировке новых принципов, вместе с тем свидетельствует, что было бы неверно считать философию только умозрением, только утехой кабинетских ученых. Творчество Вольтера показывает, что философия не менее других наук можут иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов.

Читайте также: