Охарактеризуйте состав латиноамериканского общества к началу 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Европе уже зарождалось новое общество с его духом предпринимательства, стремлением к личной выгоде, личному успеху, желанием подчинить своим интересам весь окружающий мир. И эта Европа пришла в соприкосновение с континентом, где существовали традиционные общества, где люди жили и работали так, как жили и работали их предки, — стараясь приспособиться к окружающей среде, подчиняясь общинным порядкам.

Колонизация, в ходе которой погибли очаги древней культуры индейцев, продолжалась до середины XVII в. И тем не менее, столкнувшись с миром индейцев, испанская и португальская конкиста вынуждена была примириться с сохранением некоторых элементов их культуры, общинных порядков, а индейцы в конечном счёте восприняли некоторые черты испанской культуры и христианство. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Создание колониальной системы управления

К середине XVII в. колонизация Латинской Америки была завершена и стала создаваться колониальная система управления. Кроме Бразилии, захваченной португальцами, вся Южная Америка принадлежала Испании. Земли, захваченные в Новом Свете, были объявлены собственностью испанской короны. Система управления колониями прежде всего должна была охранять право собственности испанских и португальских монархов, управляли колониями испанские и португальские чиновники. Города имели органы местного самоуправления, занимавшиеся судебными делами и вопросами благоустройства. В то же время колонизаторы не стали уничтожать индейскую общину и оставили во главе индейских селений касиков — старейшин, чья власть являлась наследственной. Общинные порядки использовались испанцами для управления колониями и организации хозяйственной жизни. Община обеспечивала колонизаторам коллективную барщину.

Чтобы подавить возможную конкуренцию со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности и строительству мануфактур. В колониях Нового Света разрешалось производить только то, что не выращивалось в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.

В погоне за наживой завоеватели не щадили никого и превратили индейцев в бесплатную рабочую силу — рабов. Сотни и тысячи их гибли на рудниках и плантациях от непосильного труда, голода и болезней. Отказ от работы жестоко подавлялся, индейцев пытали, убивали, не щадя при этом ни женщин, ни детей.

Многие из индейцев со временем превращались в прикреплённых к земле наследственных долговых рабов — пеонов, и эта зависимость передавалась по наследству следующему поколению.

Поскольку индейцы вымирали и рабочих рук на рудниках и плантациях не хватало, испанцы в XVI—XVIII вв. стали ввозить в Америку более сильных и выносливых негров-рабов из Африки.

К началу XIX в. большинство индейского населения составляли закрепощённые крестьяне, а также рабочие рудников, мануфактур, ремесленных мастерских, грузчики и домашняя прислуга.

Только в некоторых труднодоступных районах оставались племена, так и не признавшие власть колонизаторов и оказывавшие им сопротивление. В отдельных областях сохранились свободные крестьянские общины.

Латиноамериканское общество

Окончательно латиноамериканское общество сложилось к XIX в. С годами изменился его состав. Привилегированную верхушку составляли белые уроженцы метрополии: представители родового дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками.

Появилось и коренное белое население — креолы — потомки испанцев и португальцев, родившиеся в колониях. Среди них имелись крупные и мелкие землевладельцы, предприниматели — владельцы рудников и мануфактур, чиновники администрации, офицеры, священники, ремесленники. Формально креолы имели такие же права, как и уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями их не допускали.

В результате смешанных браков в колониях появились метисы (потомки от смешанного брака белых и индейцев), мулаты (потомки от смешанного брака белых и негров) и самбо (потомки от смешанного брака индейцев и негров). Все они не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров, участвовать в выборах местных органов власти. Всех этих людей постепенно объединили общий язык и одна религия.

Время освободителей

В истории Латинской Америки имеется много страниц, посвященных войнам против колониальной зависимости. В 1791 г. началось восстание негров-рабов на острове Гаити. Набат революции во Франции могучим эхом отозвался в этой французской колонии (французское название колонии Сан-Доминго). После длительной борьбы в западной части острова в 1804 г. было провозглашено первое независимое государство Латинской Америки — Гаити.

В начале XIX в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись документы Великой французской революции.

В 1811 г. объявила себя независимой республикой Венесуэла. Среди членов Патриотического общества, возглавившего освободительное движение, выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Однако негры и индейцы их не поддержали, и тогда Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, а крестьянам — землю.

Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость, для борьбы нужно было иметь союзников. Он повёл свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде. Это был легендарный переход через Анды. С каждым днём становилось всё холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь. Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.


Рис. Переход армии Боливара через Анды

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в 1819 г. в единое государство — Великую Колумбию.

В 1824 г. после долгой освободительной войны независимой республикой стала Мексика.

Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 г. он ушёл в отставку. Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нём сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Революция в Португалии в 1820 г. привела к новому подъёму движения за независимость в Бразилии. Бывшая колония провозгласила независимость и объявила себя империей.

В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости. Независимая Кубинская республика была провозглашена только в 1895 г.

Итоги и значение освободительных войн

Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй (Бразилия стала республикой в 1889 г.). Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались.

Политическая независимость создала более благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства и вхождения в мировой рынок, но сохранение многих обычаев традиционного общества замедляло этот процесс.

В независимых государствах постепенно уничтожили рабство, отменили подушную подать и принудительную трудовую повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви, был установлен парламентский строй и приняты конституции.

Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя и упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали ощущать свою принадлежность к определённой нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд учёных считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая такую оценку, так как создание новых республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть.

Процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался крайне медленно.

Век каудильо

После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территорий. Это сопровождалось острой борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времён войны за независимость, захватывавших её при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканском обществе, как вы знаете, в отношениях между людьми сохранялись связи, характерные для традиционного общества. Это выражалось в господстве клановых связей между патроном (хозяином) и подчинённой ему массой. Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

В XIX в. начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны.

Медленное развитие экономики

Десятилетия междоусобных войн гибельно отразились на экономическом состоянии молодых государств. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX в. ряд стран втягивается в мировой рынок.

Чили активно экспортировала в Европу серебро, медную руду, селитру. Между 1880 и 1910 гг. объём промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

К концу века более благоприятные условия для развития животноводства и земледелия создались в Аргентине. Толчком для развития животноводства стало создание морозильных установок и увеличение ёмкости английского внутреннего рынка. Аргентина активно вывозила мороженое мясо в европейские страны, при этом 2/3 его поставлялись в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьёй дохода к началу XX в. оставался экспорт кофе, золота, серебра, натурального каучука и тропических фруктов.

Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

По уровню экономического развития к началу XX в. страны латиноамериканского региона выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабалённого крестьянства. Фактически здесь доминировала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживали 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.

В Латинской Америке сформировалось особое общество, отличное и от европейского, и от североамериканского. Десятилетия кровавых междоусобных войн, диктаторские режимы, массовые движения протеста, временами перераставшие в революции, движения за демократизацию — всё это делало трагической историю латиноамериканцев в XIX в.

В то же время в наиболее развитых странах Латинской Америки происходил процесс модернизации, развивалась промышленность, изменялась социальная структура общества, проводились политические и социальные реформы. Величайшим завоеванием латиноамериканцев стало уничтожение рабства.

Проверьте себя

Подумайте

  1. Обсудите с одноклассниками, почему именно в Латинской Америке развилось такое явление, как каудильизм,
  2. Сравните экономическое развитие стран Латинской Америки и США к началу XX в.
  3. Обсудите с одноклассниками, в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций.
  4. Охарактеризуйте особенности латиноамериканского общества и роль католической религии в нём, используя дополнительный материал учебника.

Дополнительные материалы

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. Ещё в XVI в. церковь в латиноамериканских государствах поставила перед собой цель способствовать сближению духовной культуры между различными группами, составлявшими население колоний (испанцами, неграми, индейцами, метисами). Каждую группу побуждали принимать общую веру и обычаи. В Мексике, например, ещё в XVI в. сформировался культ святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Так сначала возник культ местной святой, а затем церковь распространила его на всю территорию страны. Религиозные праздники, коронации создавали многочисленные поводы для стечения огромных масс людей.

Религиозные шествия, собиравшие толпы богомольцев со всего королевства в одном месте, способствовали укреплению связей между жителями страны. И постепенно культ Девы Марии Гуаделупской объединил жителей Мексики: каждый, кто поклонялся этой святой, считался принадлежащим к мексиканской нации. Вообще католическая религия и католическая церковь играли большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о чудесах, о явлениях святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах с ещё доколумбовых времён принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Желая излечиться от болезни, узнать свою судьбу, люди принимали травы у домашних алтарей, где находилось большое количество скульптур самых разных святых.

Учёные объясняют эту особенность верований соединением культур коренного населения и колонизаторов, принёсших католицизм. Уничтоженные церковью языческие идолы заменялись изображениями христианских святых, к которым и обращались по мере надобности с просьбами, а то и с требованиями.

Подведём итоги

Вы познакомились с различными типами обществ, которые сформировались на территории Северной и Южной Америки.

США с самого начала развивались как государство европейцев на американской почве. Североамериканское общество формировалось как общество индустриальное. В США не было всевластия церкви, страна развивалась как президентская республика, со всеми присущими этому типу государств демократическими органами власти. Всё это создавало условия для быстрого развития процесса модернизации.

В государствах Латинской Америки ростки демократии долго и трудно пытались пробиться через господствующие нормы традиционного общества. Авторитарные режимы, каудильизм душили политические свободы.

Две Америки — два стиля жизни. Разные традиции. Разная культура. Разные типы общества.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Охарактеризуйте состав латиноамериканского общества к началу XIX в.

§ 26. Латинская Америка в XIX в.: время перемен

Охарактеризуйте состав латиноамериканского общества к началу XIX в.

Ответ

Окончательно латиноамериканское общество сложилось к XIX в. Привилегированную верхушку составляли белые уроженцы метрополии: представители родового дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Появилось и коренное белое население — креолы — потомки испанцев и португальцев, родившиеся в колониях. Среди них имелись крупные и мелкие землевладельцы, предприниматели — владельцы рудников и мануфактур, чиновники администрации, офицеры, священники, ремесленники. Формально креолы имели такие же права, как и уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями их не допускали. В результате смешанных браков в колониях появились метисы (потомки от смешанного брака белых и индейцев), мулаты (потомки от смешанного брака белых и негров) и самбо (потомки от смешанного брака индейцев и негров). Все они не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров, участвовать в выборах местных органов власти.

деятеля3)сравните экономическое развитие стран латинской америки и сша4)в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций?

Ответ или решение 1

1. В странах Латинской Америки преобладало пусть и понесшее значительные потери, но все еще существующее местное население (индейцы). Они были простыми рабочими. Верхушку общества составляли представители колониальных администраций (испанской или португальской). Были также потомки европейских колонистов, так называемые креолы.

2. Симон Боливар является одной из ярчайших фигур периода борьбы Латинской Америки за независимость. Боливар сумел сплотить народ и нанести колонизаторам серьезные поражения.

Латиноамериканские республики, добившись независимости в начале XIX века, взялись за строительство демократического строя. Принятые конституции закрепили в государствах основные принципы конституционализма, но лишь некоторые из них были реализованы на практике. В странах разгорелась ожесточённая борьба между политическими силами, стремившимися к власти.

Застой в первые годы независимости характеризуется следующими особенностями:

  • сохранением крупных землевладений – латифундий;
  • незавершённостью демократических преобразований;
  • сохранением феодальных способов эксплуатации (в Бразилии сохранилось рабовладение);
  • социальным и духовным подавлением индейского и негритянского населения;
  • консервацией политической власти в руках латифундистов.

Формирование политических партий

В первое же десятилетие суверенного развития в государствах сложились соперничающие группировки. Они появились в результате проведения выборов глав государств и депутатов в конгрессы. Эти группировки послужили основой для формирования двух исторических партий: консерваторов и либералов.

В консервативную партию вошли монархисты, приверженцы унитарного политического режима и сторонники бюрократического управления. Консерваторы выражали интересы крупных собственников земли и католической церкви. Они боролись за сохранение привилегий (фуэрос) воинского сословия и церковных служителей.

Передовые латифундисты, стремившиеся к развитию торговых отношений и введению в производство новейших достижений техники, объединялись в либеральную партию. Основу либерального движения составляла промышленная буржуазия и сторонники федерального строения государства. Либералы XIX века не проявляли радикализм, присущий более позднему развитию этого общественно-политического направления. Они опасались коренных изменений в обществе, так как были интегрированы в него. Разногласия с консерваторами у либералов вызывали второстепенные вопросы жизни, при этом либералы готовы были пойти на компромисс.

Готовые работы на аналогичную тему

Противоречия между консерваторами и либералами обострялись во время обсуждения вопросов о том, в чьих руках должна сосредотачиваться государственная власть. В этом случае обе партии не шли на уступки, отвергали центризм в политике, применяли физическое уничтожение противников. У руля власти обычно находились консерваторы, так именно они выражали интересы политической элиты того времени.

Каудилизм

Двухпартийная система в латиноамериканских государствах только внешне напоминала английский прототип. Обе партии не имели программных документов, у них ещё не сложилась организационная структура. Главной целью каждой партии был захват власти. Ставка при этом делалась на лидера, вождя – каудильо. При достижении цели каудильо относился к государству как к своей собственности, а к государственной власти как к слуге. Благодаря соратников за поддержку на выборах, президент назначал своих сторонников на высшие государственные должности.

Таким образом, для стран Латинской Америки была характерна специфическая система – каудилизм. Власть главы государства опиралась не на конституцию и другие государственные законы, а на веру в харизматического вождя, способного управлять государством.

Каудилизм являлся политическим фактором, который препятствовал распространению демократических норм в общественной жизни латиноамериканских стран. Многие каудильо, став диктаторами, не могли на долгое время удержать президентскую власть. Применяемые ими жёсткие меры вызывали ответную реакцию в идее насилия. Немногим удалось остаться у руля власти на весь срок, многие были свергнуты в результате переворотов или убиты.

Читайте также: