Охарактеризуйте положение в среднеазиатских республиках после распада ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

К началу 19 века в русской и западноевропейской истории о тюркских народах многие вопросы остаются недостаточно выясненными. Это объясняется тем, что изучение истории тюрок по первоисточникам требует таких знаний.

1.4 Политика в Средней Азии

К началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. - Москва.: УИЦ "Гардарики", 2002. - 445 с.

1.1. Факторы распада СССР

Причины распада СССР и крах советской Империи нуждаются в объективном анализе, который ни в коем случае не может быть сведен к выявлению внешнего (враждебного) и внутреннего (подрывного) влияния, т.е. к "теории заговора".

1. завоевание россией старшего жуза и средней азии

Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке.

1.1 Изучение Олимпийских игр в Москве после распада СССР

Историография Олимпийских игр в Москве чрезвычайно разнообразна: тема затрагивается авторами из разных профессиональных и научных сфер. Несмотря на это.

Причины распада СССР

В литературе выдвинуто немало гипотез о причинах распада СССР. Можно встретить ссылки на случайность произошедшего. Дескать, были бы у генерального секретаря Ю. В. Андропова здоровые почки, не было бы всей цепи событий.

3. Предпосылки распада СССР:

Теперь же надлежит углубиться в осмотр, непосредственно тех, последних лет существования СССР, точнее последних трех десятков их, где я и постараюсь показать вам причины распада столь сильного государства, как было в то время.

1. Процесс распада СССР

1. Характеристика распада СССР

1.2 Последствия распада СССР для стран Ближнего Востока

Кроме этих факторов надо учитывать и другой важнейший исторический аспект, а именно, в 1991году рухнула биполярная система мира. СССР, как единое государство, перестал существовать. США стали единственной сверхдержавой.

Глава 2. Процесс распада Британской империи после второй мировой войны

2. Социально-экономическое развитие стран Азии

1. Структурные и институциональные преобразования в государствах-участниках СНГ после распада СССР

Основная политическая задача второй пятилетки (1933-1937гг.) - окончательная ликвидация капиталистических элементов. Экономическая задача состояла в завершении реконструкции народного хозяйства.

Особенности восстановления и развития хозяйства республики после гражданской войны

После окончания гражданской войны первоочередной задачей для власти стало восстановление народного хозяйства и строительство новых хозяйственно-производственных отношений. Положение Беларуси было довольно плачевным.

Далее рассмотрим Туркменистан.

А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.

Узбекистан.

По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов.

Таджикистан.

– недостаточное применение принципа разделения властей;

– доминирование командно-административного метода управления;

– непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит;

– непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором для нас явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

– Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования.

Социально-экономический коллапс 1990-х гг., в том числе периода гражданской войны в Таджикистане был отмечен следующими показателями:

– в 1993 г. ВВП сократился на 16% (в неизменных ценах);

– в 1994 – на 24%, в 1995 – на 12%;

– ВВП в 1995 г. составлял лишь 41% от показателя 1991 г.

Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.


Самостоятельная работа

Задание 1.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Опишите процесс зарождения конфликтов?

2. Расскажите о конфликтах в Средней Азии после распада СССР

3. Какие республики (бывшего СССР) вошли в состав СНГ?

Задание 3.

Заполните таблицу по теме:

Таблица 1.

Далее рассмотрим Туркменистан.

А теперь самые проблемные регионы: Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. Постоянные митинги в Кыргызстане и огромное количество гастарбайтеров в России дают понять об их жизни. При А. Акаеве страна вступила в полосу кризисов, которые углублялись с каждым разом. То же самое происходило при К. Бакиеве. Ни один из них не пытался поднять страну, а лишь заботился о собственном имуществе.

Узбекистан.

По данным Федеральной миграционной службы России, из более 10 млн. иностранцев свыше 2 млн. являются гражданами Узбекистана. Они занимают первое место среди всех остальных мигрантов.

Таджикистан.

– недостаточное применение принципа разделения властей;

– доминирование командно-административного метода управления;

– непрозрачность власти, сращивание власти и собственности и концентрация и того и другого в руках – относительно узкого круга/группы элит;

– непропорциональное развитие теневой экономики и так далее.

Вместе с тем таджикская модель (как и все остальные) обладает рядом специфических черт. Основным фактором для нас явилась гражданская война, продлившаяся более пяти лет. Межтаджикский конфликт до сих пор считается не только одним из самых продолжительных, но и одним из наиболее ожесточенных на постсоветском пространстве. Он привел к следующим последствиям:

– Масштабная миграция (беспрецедентная по масштабу на всем постсоветском пространстве). В первую очередь речь идет об эмиграции русскоязычного населения. К нему в Таджикистане традиционно относили не только этнических русских, но и выходцев с Кавказа и Поволжья. Также в эту группу попала значительная часть душанбинцев, для которых русский язык стал основным языком общения. В 1990-е же гг. страну покинула и подавляющая часть национальной интеллигенции, сформированной за годы советской власти. Отток образованной части населения привел к резкому, даже по постсоветским меркам, упадку науки и системы образования.

Социально-экономический коллапс 1990-х гг., в том числе периода гражданской войны в Таджикистане был отмечен следующими показателями:

– в 1993 г. ВВП сократился на 16% (в неизменных ценах);

– в 1994 – на 24%, в 1995 – на 12%;

– ВВП в 1995 г. составлял лишь 41% от показателя 1991 г.

Экономика Таджикистана давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике. С 1992 г. страной, вместе с наиболее обеспеченной частью населения, управляет Президент Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов).

При его управлении, к 2010 г. окончательно оформилась настоящая социально-экономическая модель Таджикистана.

Во-первых, политическая система слабо сбалансирована; власть чрезмерно централизована, оппозиция постепенно уходит на периферию, развитие гражданского общества существенно отстает. При этом доступ к ресурсам сосредоточен в руках относительно небольшой группы элит; в условиях недостатка ресурсов центральные элиты сегодня все дальше идут в регионы, где они сталкиваются с интересами местных региональных элит.

В 2014 г. таджикская экономика также выживает, по сути дела, благодаря экспорту трудовых ресурсов. При этом денежные переводы из России составляют боле 90% от объема всех переводов.

При этом Республика продает все, что только можно продать. Даже во вред собственному народу. Люди зимуют без отопления, электричество лишь на несколько часов в день, безработица, экстремисты, наркотики. О политической системе можно сказать одно – Эмомоли Рахмон (Эмомоли Шарипович Рахмонов) управляет страной с 1992 г. вместе с наиболее обеспеченной частью населения. Экономика давно упала. Население безграмотно. В деревнях отсутствует даже сотовая связь. Продукты питания очень дорогие, несмотря на мизерные зарплаты. Высокая преступность и национальная нетерпимость делает опасным пребывание в республике.


Самостоятельная работа

Задание 1.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. Опишите процесс зарождения конфликтов?

2. Расскажите о конфликтах в Средней Азии после распада СССР

3. Какие республики (бывшего СССР) вошли в состав СНГ?

Задание 3.

Заполните таблицу по теме:

Таблица 1.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Центральная Азия – три десятилетия экзамена на независимость

Учитывая тематический размах проекта, а главное, имена участвовавших в работе над ним специалистов, можно с уверенностью утверждать, что в руках у читателя окажется одно из наиболее полных за весь постсоветский период комплексных исследований актуальных проблем Центральной Азии. А благодаря увлекательному стилю авторов практически все статьи будут интересны тем, кто хочет узнать, чем сегодня живут пять бывших советских республик и как им удается использовать растущую значимость региона в евразийской политике и экономике.

Спустя три десятилетия нет никаких сомнений, что экзамен на независимость пять новых азиатских стран выдержали. В то же время различий между пятью странами региона сегодня, пожалуй, гораздо больше, чем в советский период: несмотря на большую общность географии и исторического прошлого, каждое из центрально-азиатских государств выбрало собственную траекторию развития.

Пять стран с лица необщим выраженьем

В Узбекистане модель государственного капитализма с элементами директивного планирования, характерная для эпохи Первого президента Ислама Каримова, способствовала экономическому росту на первоначальном этапе независимости, но в дальнейшем стала тормозом развития. К началу прошлого десятилетия советский вариант экономической политики, пусть и адаптированный под новые условия, по сути, оказался исчерпан. Это потребовало от руководства страны смены внешнеполитического и экономического курса, чем и занялся второй президент республики Шавкат Мирзиёев.

Таджикистану и сегодня приходится преодолевать последствия гражданской войны начала 1990-х годов, почти полностью уничтожившей его экономику. Страна по-прежнему остается преимущественно аграрной и имеет наименьший в Центральной Азии уровень урбанизации – менее 30%, а избыточные рабочие руки пополняют ряды трудовых мигрантов. Далеко не блестяще и положение Кыргызстана, оказавшегося самой беспокойной в политическом отношении страной Центральной Азии – здесь всего за полтора десятилетия состоялось три революции. Благие намерения политиков создать из отсталой республики СССР процветающую либеральную демократию отбросили страну на годы назад в экономическом развитии.

Перекресток Евразии

Роль новых государств в этих процессах далеко не второстепенная – достаточно вспомнить, что проект Евразийского экономического союза впервые еще в начале 1990-х годов предложил Нурсултан Назарбаев. Та многовекторность, которую успешно демонстрирует Казахстан в отношениях со своими могущественными соседями, во многом стала образцом и для других стран региона. Особую роль здесь сыграло внимание к транспортно-логистической инфраструктуре: за годы независимости в эту сферу в Казахстане было вложено около 30 млрд долларов.

Успех в восстановлении значимости центрально-азиатского региона в Евразии во многом будет зависеть от того, насколько комфортную среду для жизни смогут создать отдельные страны. Повышение уровня урбанизации остается важнейшей задачей для всех из них, за исключением, пожалуй, Казахстана, который уже демонстрирует передовые образцы городского развития. Создание новой столицы Астаны (ныне – Нур-Султан) стало одним из наиболее успешных мировых примеров переноса главного города с целью стимулировать развитие и экономические процессы. За очень короткий новая столица Казахстана превратилась в город-миллионник - центр притяжения капитала, человеческих ресурсов, технологий и инноваций для всей страны.

Как стали независимыми страны Центральной Азии

Пять стран региона Центральная Азия стали независимыми в 1991 году, одновременно с распадом Советского Союза.

Первым государством, принявшим Декларацию о государственной независимости, стал Кыргызстан. Это произошло 31 августа 1991 года. 1 сентября о своей независимости объявил Узбекистан, 9 сентября независимым стал Таджикистан, 27 октября теперь день независимости отмечают в Туркменистане, а 16 декабря – в Казахстане.

Кыргызстан

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

После того, как осенью 90-го Верховный Совет Кыргызстана выбрал президентом Аскара Акаева, в стране на некоторое время установилось двоевластие: рычаги управления государством постепенно переходили Акаеву от первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Абсамата Масалиева. В апреле Масалиев подал в отставку.

После поражения ГКЧП в Москве в противостояние с Акаевым вступила консервативная часть местной Компартии. Президент назвал действия ГКЧП попыткой переворота. Вскоре Коммунистическая партия была запрещена, хотя позже ее сторонники создали оргкомитет по ее восстановлению.

31 августа в Кыргызстане была принята Декларация независимости. 12 октября в стране прошли первые президентские выборы, правда, на безальтернативной основе - Аскар Акаев получил более 95 % голосов.

Узбекистан

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

Ташкент, площадь им. Ленина стала площадью Независимости

1991-й в Узбекистане был объявлен годом Алишера Навои - в честь 550-летия поэта. В конце марта в Ташкенте отменили советское декретное время - стрелки часов перевели на час назад. Теперь время в узбекской столице стало опережать московское летом на один час, а зимой - на два.

В июне в Ташкенте прошла встреча предпринимателей мира - более 300 бизнесменов из 54 стран приняли в ней участие. В середине августа в городе встречались президенты центральноазиатских республик.

В ноябре Верховный совет принял современную версию флага Узбекистана. А 29 декабря прошел референдум о независимости республики - более 98 % голосов было отдано за нее. В тот же день в стране прошли и президентские выборы. Ислам Каримов, фактически управлявший республикой с 1989 года, победил на них, получив более 87 % голосов.

Его единственный соперник - Мухаммад Салих - по официальным данным, получил 12,5 %. Немногим ранее радио Узбекистана сообщало о 33 % голосов в его пользу.

Таджикистан

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

Руководство Таджикистана поддержало путч в Москве, поэтому после его провала первый президент страны Кахор Махкамов был вынужден уйти в отставку. 9 сентября Верховный Совет республики принял постановление о независимости Таджикистана.

На ноябрь были назначены президентские выборы; местные коммунисты не хотели мириться с потерей власти. 21 сентября несколько тысяч человек собрались на площади Ленина в Душанбе. Они хотели предотвратить возвращение коммунистов к власти, требовали честных выборов и встречи с председателем Верховного Совета.

После того, как диалог с ним не состоялся, митингующие свалили 19-метровый памятник Ленину. Через пару дней оппозиционеры разбили здесь палаточный городок.

В конце сентября Горбачев послал в Таджикистан группу во главе с Анатолием Собчаком, которая должна была убедить коммунистов и оппозиционеров прийти к компромиссу и начать подготовку к выборам. Кстати, среди гостей из центра был и тогдашний помощник Собчака - Владимир Путин.
В итоге своим кандидатом оппозиционеры назвали кинорежиссера Давлата Худоназарова. Кандидатом от коммунистов стал Рахмон Набиев, который и победил на президентских выборах 24 ноября, набрав почти 57 % голосов. Его соперник получил чуть более 30 %. Оппозиция обвинила власть в фальсификации выборов.

Туркменистан

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

Алма-Атинская декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе 11-ти государств (21 декабря 1991 г.)

Казахстан

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

29 августа в Казахстане был закрыт Семипалатинский ядерный полигон. Большую роль в этом сыграл писатель Олжас Сулейменов, возглавлявший антиядерное движение. Пострадавшими от испытаний на полигоне признаны 1 323 000 человек.

Первый казахский космонавт Токтар Аубакиров полетел в космос второго октября - он пробыл на орбите почти восемь суток. Аубакиров к тому времени уже был Героем ССР, а повторное награждение этим званием было отменено в 1988 году. За свой полет космонавт получил орден Октябрьской революции.

Первые президентские выборы в Казахстане были безальтернативными - они прошли 1 декабря. За кандидатуру Нурсултана Назарбаева проголосовало 98,8 % пришедших на них.

16 декабря Казахстан последним из союзных республик объявил о своей независимости. Назарбаев подписал соответствующий конституционный закон.

В мире

Как стали независимыми страны Центральной Азии. 1991 год.

1991 год из-за распада Советского Союза считается годом окончания Холодной войны - противостояния СССР и США, начавшегося в 1946 году.

Заканчивается война в Персидском заливе, которую международная коалиция во главе с США вела в Ираке с 1990 года. Ее причиной стала оккупация Ираком Кувейта. После действий коалиции с обширным применением авиации иракцы вывели оттуда свои войска. Советский Союз, уже находящийся на пороге распада, впервые поддержал США в подобной операции.

Начинается распад Югославии - в ней происходит ряд межнациональных конфликтов между албанцами, боснийцами и хорватами. Они затянутся вплоть до 2001 года и станут самой кровопролитной войной в Европе после Второй мировой.

Читайте также: