Охарактеризуйте особенности средневекового права приведите названия варварских правд кратко

Обновлено: 02.07.2024

Средние века стали временем начала образования контуров будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве государств к Новому времени. Фундаментом для формирования европейской правовой системы стали сложившиеся многими веками традиции и обычаи племен, населяющих данную территорию.

Право средневековой Европы основано на применении двух систем – континентальной и англосаксонской.

Феодальное право

На протяжении нескольких столетий создается феодальное право с региональным принципом функционирования, хотя правовые обычаи еще не фиксируются в письменном виде.

ВНИМАНИЕ! Обычаи, применявшиеся в ленном праве, регламентировали отношения между феодалами и вассалами (по другому – владельцами и пользователями наделов).

Манориальное законодательство служило регулятором отношений между собственниками-феодалами и работавшими на них крестьянами. По прошествии некоторого времени обычаи стали записываться в сводах законов, которые содержали преференции и обязательства различных слоев населения в отношениях с господами.

право европы в средние века

Городское право

Представлено уже в письменной форме. Содержалось в таких сводах правил:

СПРАВКА! Оно не дублировало положения феодального права, а выступило фундаментом для грядущего буржуазного законодательства – заложило его принципы.

Широко применялись материалы документации по международному торговому закону, морские обычаи, сформированные городами Испании, Португалии, Италии.

Таким образом были созданы единые традиции правовой системы на территории Западной Европы.

Каноническое право

Заняло особую нишу в общеевропейской культуре. Изначально представляло собой церковное право, правила поведения, сопряженные с этой сферой жизни людей. По итогам церковного раскола выделяется 2 основных направления:

Восточное направление создается под влиянием греческого православия. Имело широкое применение в Византии, некоторых государствах Юго-восточной Европы, а также на востоке. Хотя оно обладало меньшим влиянием, чем западное.

Могущество и политическая мощь римских католиков, а также папства, делает западное направление канонического права Европы в средние века универсальным для всех государств, избравших данную религию. Оно регламентировало все общественные отношения католиков касательно духовной и гражданской жизни служителей церкви и мирян.

римское право в средневековой европе

Своими корнями уходило в античное время и передавало потомкам основные начала римского закона.

Фундаментом служат источники раннехристианской литературы – Святое письмо, Деяния Апостолов. Впоследствии церковные правовые нормы утверждались правящим лицом – императором, писаниями святых отцов, документацией Церковных Соборов, распоряжениями Папы. Кодифицированные нормы носили название декреталиев.

Папа Григорий VII вводит обязательство по изучению церковных норм в учебные программы университетов.

Рецепция римского права

Под термином рецепция следует понимать восприятие или усвоение. Процесс стартует в 16 веке, в эпоху Реформации. Римское законодательство содержит четкие формулировки частной собственности, торговых взаимоотношений и многих других сфер повседневной жизни социума, отдельных граждан.

Католическая церковь всячески поддерживает введение и распространение римских предписаний, поскольку видит в этом свою выгоду – методы сохранения церковного закона и легализация власти пап, ее увеличение.

городское право средневековой европы

В итоге рецепция признается членами императорской семьи, поскольку есть также интерес в централизованной Европе и подчинении ее единой юрисдикции. Римское право в средневековой Европе оказалось довольно выгодным в то время для сохранения и укрепления полномочий церковников и королевской власти.

Таким образом, классические правовые системы европейцев уходят корнями в глубь веков. Основные принципы были заложены в средние века и затем дополнялись, корректировались.

Средневековое право значительно обогатилось благодаря целой плеяде раннесредневековых юридических памятников германских племен – варварских правд.

Варварские правды: зачатки средневекового права

В V веке германские племена вышли на авансцену истории и, казалось, потеснили Римскую Империю по всем фронтам. Отношения двух миров всегда вызывали массу вопросов и споров, но ко времени заката Западной Римской империи один без другого не мог существовать. Тем не менее, римские традиции сильно повлияли на представления о власти у первых правителей варварских королевств. Романо-германский синтез — вещь бесспорная и очевидная.

1.jpg

Однако, когда мы рассматриваем правовые отношения внутри германского мира, появляется ряд существенно важных вопросов. Элементы римского права, которые до сих пор используют современные юристы, перенималось германцами длительное время.

К концу V — началу VI столетия была осуществлена первая запись германских правовых обычаев. Молодые варварские королевства нуждались в регуляторах общественных механизмов: жизнь племён усложнилась и со временем возникали конфликты внутри племенных союзов.

2.jpg

Средневековое право: алеманнская правда, баварская правда и закон лангобардов

Салическая правда стала настоящим эталоном раннесредневекового права, правовые обычаи из которой довольно часто используют исследователи-медиевисты и начинающие историки. Однако, Европа VI-VIII столетий уже была богата правовыми памятниками: законы лангобардов, баварская и алеманнская правды были записаны на пергамене.

Сцена на гобелене из Байо.

Эдикты лангобардского короля Ротари (636−662 гг.) сохранили довольно причудливые положения.

Его потомок, король Лиутпрандт (712−744 гг.) в своих законах уже ощущал более яркое влияние римского права. Отдельное внимание следует уделить пункту о совершеннолетии.

4.JPG

Варварские правды раннесредневековой Европы — не только увлекательные юридические памятники эпохи, но и довольно причудливые источники по истории повседневности и быта германских племён, которые сформировали облик европейской цивилизации в эпоху Средних веков.

По­яв­ле­ние варварских правд бы­ло свя­за­но в зна­чительной ме­ре с при­ня­ти­ем германскими пле­ме­на­ми хри­сти­ан­ст­ва, с раз­ви­ти­ем и ук­ре­п­ле­ни­ем государственной вла­сти и не­об­хо­ди­мо­стью письменного за­кре­п­ле­ния вар­вар­ских обы­ча­ев с це­лью ус­та­нов­ле­ния ос­нов пра­во­по­ряд­ка в за­ро­ж­даю­щих­ся германского го­су­дар­ст­вах.

Варварские правды пре­ж­де все­го бы­ли су­деб­ни­ка­ми. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми из варварскими правдами кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся Бур­гунд­ская (конец V - начало VI веков), Са­ли­че­ская (начало VIвека), Ри­пу­ар­ская (VI-VIII века), Ба­вар­ская (VII век), Але­манн­ская (конец VI-VIII века), Лан­го­бард­ская (VII-VIII века), Сак­сон­ская (начало IX века). Ши­ро­ко из­вест­ны так­же анг­ло­сак­сон­ские сборники - Прав­да Этель­бер­та (начало VII век), Прав­да Ине (VII- VIII века), Су­деб­ник Альф­ре­да (конец I века), За­ко­ны Этель­ста­на и Этель­ре­да (X-XI века), а так­же за­ко­ны датского за­вое­ва­те­ля Анг­лии Кну­та (XI век).

Кон­ти­нен­таль­ные прав­ды бы­ли со­став­ле­ны на вуль­гар­ном ла­тин­ском, анг­ло­сак­сон­ские - на пле­мен­ном, другие – на англиском язы­ке. По струк­ту­ре варварские правды дос­та­точ­но слож­ны, вклю­ча­ют тек­сты и ком­пи­ля­ции раз­но­вре­мен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (в том числе отдельных су­деб­ных ре­ше­ний и за­ко­но­дательных ак­тов ко­ро­лев­ской вла­сти). Од­ной из наи­бо­лее зна­чи­мых варварских правд счи­та­ет­ся Са­ли­че­ская прав­да фран­ков, со­став­ле­ние ко­то­рой от­но­сят к прав­ле­нию франк­ско­го ко­ро­ля Хло­дви­га по­сле его об­ра­ще­ния в хри­сти­ан­ст­во.

Боль­шин­ст­во по­ло­же­ний ран­них варварских правд по­свя­ще­но ус­та­нов­ле­нию штра­фов за различные про­ступ­ки. Эти ус­та­нов­ле­ния оз­на­ча­ли пер­вую по­пыт­ку под влия­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва и бо­лее раз­ви­той сис­те­мы рим­ско­го пра­ва пе­рей­ти к мир­но­му раз­ре­ше­нию спо­ров и воз­ме­ще­нию при­чи­нён­но­го ущер­ба фик­си­ро­ван­ны­ми де­неж­ны­ми ком­пен­са­ция­ми (в том числе в поль­зу ко­ро­ля) вме­сто пле­мен­но­го обы­чая кров­ной мес­ти.

Поч­ти все варварские правды ис­пы­та­ли влия­ние рим­ско­го пра­ва (leges Romanae), осо­бен­но Вест­гот­ская и Бур­гунд­ская. Од­на­ко влия­ние рим­ско­го пра­ва на боль­шин­ство ран­них варварских бы­ло не­зна­чи­тель­ным и про­яв­ля­лось в основном че­рез ка­но­ни­че­ские ус­та­нов­ле­ния - за­ве­ща­ния и т.п. (например, Су­деб­ник Альф­ре­да на­чи­на­ет­ся с из­ло­же­ния де­ся­ти за­по­ве­дей и дея­ний апо­сто­лов).

По варварским правдам мож­но про­сле­дить про­цесс раз­ви­тия ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю, пе­ре­ход от зем­ле­дельческой об­щи­ны к мар­ке, на­чаль­ный этап клас­со­об­ра­зо­вания и за­ро­ж­де­ния го­су­дар­ст­ва. В не­ко­то­рых варварских правдах (осо­бен­но в Ба­вар­ской, Але­манн­ской, Вест­гот­ской) от­ра­же­на со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция ро­ма­но-германского об­ще­ст­ва (раз­ви­тие круп­но­го зем­ле­вла­де­ния и пре­вра­ще­ние сво­бод­ных об­щин­ни­ков в за­ви­си­мых кре­сть­ян, за­ро­ж­де­ние ус­лов­но­го зем­ле­вла­де­ния и др.).

По ме­ре раз­ви­тия ран­не­фе­о­даль­ной го­су­дар­ст­вен­но­сти варварские правды ут­ра­чи­ва­ли своё зна­че­ние, и к XI веку в боль­шин­ст­ве сво­ём пе­ре­ста­ли при­ме­нять­ся.

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд (собственное историческое название – Закон). У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одна из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения (т. е. первоначальной записи и официального ее признания) определяется примерно: Вестготская правда – конец V в., Бургундская – конец V – начало VI в., Салическая – конец V – начало VI в., Аллеманская – VI – VIII вв., Баварская – середина VIII в., Рипуарская – VI – VII вв., Лангобардские законы – середина VIII в., Тюрингская – IX в., Саксонская правда – VIII – Х вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов (см. § 25) и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права (кроме ранних – Вестготской и Бургундской). Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда – сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки (или даже полные тексты) из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Правды были записью права узконационального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быте германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормы имели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен (например, Саксонская правда утверждена съездом в 802 г.). Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями-рахинбургами. Возможно, это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно – конкретные политические соображения (например, Баварский закон состоял из трех частей, где собственно обычному праву уделялась треть, а две первые говорили о статусе церкви и о герцогской власти над баварцами).

Общественно-юридический быт

Общество Салического закона (и в большинстве других варварских правд) как бы совмещало в себе два уклада: один – архаический, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой – заданный формирующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравенством в зависимости от отношений с властью. В орбиту варварского права вовлекались также и галло-римляне: их собственность и безопасность охранялись так же безусловно, хотя и не всегда с помощью аналогичных правовых институтов.

Постепенное проникновение государственного уклада в общинный быт франков зафиксировано Салическим законом применительно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники – антрустионы (новая знать) – обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. Более высокой защитой, чем рядовые франки, пользовались и римляне – королевские сотрапезники. Но галло-римское население, никак не связанное с королевской службой и новой иерархией, считалось стоящим ниже свободных франков. В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. Незаконный отпуск на волю чужого раба рассматривался наравне с нанесением ущерба чужому владению и наказывался штрафом. К рабам в главном приравнивались литы – полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов; неправомерный их отпуск на волю также считался преступлением. Преступления, совершенные рабами и литами, карались строже; к ним применялись пытки при расследовании. Социальные градации только в случае с несвободным населением были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.

Судебное право

Варварские правды, равно как и королевское законодательство, существовали в пространстве традиционной, пришедшей из догосударственных времен судебной организации. Судебные установления практически совпадали с органами общинного самоуправления, а в процессе укрепления государственности суд становился доминирующей функцией территориальных народных собраний.

Преступления и наказания

Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью (лихоимцу графу грозила смерть) – это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.

* Золотой солид равнялся 40 динариям. В эпоху Меровингов такова была установленная стоимость вооружения свободного франка, что примерно соответствовало цене небольшого стада коров.

Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательства на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом, особенно в важных преступлениях, наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство. В преследовании подобных преступлений, и особенно в мере наказуемости, с очевидностью проявилось стремление закона оградить не только реальные интересы людей, но и особые ценности общинной этики, которые варварским обществом ставились на высшее правовое место.

К концу правления Каролингов варварские правды постепенно вышли из правового обихода. Их заменило разветвленное королевское законодательство, ориентированное уже в большей степени на государственный суд. Однако правовые основы правд сохранились и легли в основание позднейшего права Франции и других стран под условным наименованием салического закона, требования которого (например, отстранение женщин от наследования) стали отправными началами даже будущего публичного права.

Читайте также: