Охарактеризовать отношение татьяны к родной природе и народным обычаям кратко

Обновлено: 04.07.2024

Татьяна растет в плохой семье. Она часто бывает в одиночестве и всегда уходит из общества. Ее обделили лаской и вниманием. Она часто думает о себе и погружена в свои мысли. Настоящими ее друзьями были книги. Девушка хотела найти ответы на свои вопросы, но близкие люди не могли их дать. Тогда Татьяна обращалась к книгам, в которых было все просто и понятно расписано.

У Татьяны необычный характер. Она не пыталась понравиться парням и поэтому не кокетничала ни с кем. Главными качествами для девушки была любовь и ее честь. Обычно в произведениях девушек либо называли яркими необычными именами, либо описывал как девушек необычайной красоты. Автор решает сразу сказать, что Татьяна не самая красивая девушка и имя у нее самое обычное.

Даже после того как она стала светской дамой она скучает по дому и по коллекции книг. Татьяна никогда не смотрела на всех с высока и была обычной девушкой близкой к народу. Татьяна была мечтательницей, и даже состоя в светском обществе, понимала, что не нужно никого унижать. Ей не нравились эти глупые детские праздники. Татьяне даже часто снились сны напоминающие русские народные сказки. И по ее описанию было видно, где она родилась, и она этим полностью гордилась. Она росла под присмотром няни, а не какой-нибудь дорогостоящей гувернантки. Татьяна считала, что в жизни происходит все именно так как описано в книгах. В основном Татьяна читала любовные поэму, а потом лирические романы, которые нашла в кабинете у Онегина.

Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина, который напоминает ей героев ее любимых книг. Но он оказывается не такой хороший, как кажется на первый взгляд.

В Татьяне Лариной сочетались множество образов русских женщин. Пушкин называет свою героиню настоящей идеальной женщиной. Из всех героев больше любви он отдает именно Татьяне.

Другие темы: ← Лирика Пушкина↑ ПушкинОбраз Дубровского →

Вариант 2

Каждый из нас смотрел с восхищением на миниатюры Боровикова и О. Кипренского, где изображены наши милые женщины с неповторимыми судьбами и несбывшимися мечтами. Пушкин же в своем творчестве сумел отобразить в образе Татьяны Лариной тип истинно русской женщины.

Чем же нас привлекает этот персонаж? Во-первых, своими глубокими национальными корнями, своей русской основой. Татьяна нравилась практически всем в светском обществе. Она была на первом плане среди петербургских и московских дам. Конечно же этим можно гордиться и радоваться, однако девушка к своему успеху относится равнодушно. И финальном разговоре с Онегиным, мы видим, какая она на самом деле-настоящая и искренняя Татьяна. И даже Александр Сергеевич ее любит. Возможно поэтому, создавая этот образ, писатель постепенно создавал этапы жизненного пути героини, стремясь показать, как менялся ее характер.

Душа любимой женщины всегда остается загадкой, и Пушкин, стремясь постигнуть тайну Татьяны приглашает читателя, доверяя ему самое дорогое. Мы видим, как девушка беззаботно живет в доме у родителей, как зачитывается тихими вечерами, как ведет душевные разговоры с няней. Татьяна в детстве ни с кем из детей не играла, и поэтому всю суть окружающего ее мира она познавала из художественной литературы. Именно в книгах девушка знакомилась с людьми и их характерами. Героиня произведения знакомится с народной поэзией, и она проникнута к ней с любовью. Близость к природе и народу раскрывает в ней самые лучшие качества, такие как открытость, искренность. Среди представителей светского общества и помещиков она выделяется особым умом. Она понимает, что жизнь общества в деревне пошла, и хочет встретить человека, который был похож на героя из литературных романов. Именно таким ей показался Онегин, который прибыл из Петербурга, рассудительный и благородный. И она влюбляется в него, решив признаться в своем чувстве в письме. Однако, девушка получает отказ, который был для нее неожиданностью. Татьяна не может и разлюбить его, но в тоже время понимает, что такой человек ее не достоин.

И хотя любовь приносит ей страдания, но нравственные правила стойки и тверды. В Петербурге в обществе ее уважают и ценят. Но девушка сильно меняется, став гордой и недоступной. Но хотя в ней произошли некоторые перемены, она так и остается прелестной. Вся ее прелесть заключалась совсем даже не во внешнем благородстве, а в простоте, уме. И здесь Татьяна находится в полном одиночестве. Она не находит то, о чем мечтала. В сцене последней встречи с Онегиным в Татьяне еще глубже раскрываются лучшие ее качества, и самое основное, что чувство долго и душевное благородства берут вверх над всеми событиями, происходящими в ее жизни. Это и делает ее образ таким милым и привлекательным.

Милый идеал


Она относится к исключительным натурам, вопреки обстоятельствам, проявившим себя. А причиной тому — её целостность и гармоничность. Татьяну можно охарактеризовать как натуру глубокую и сильную, с немногосложным характером. Она не мучается болезненными противоречиями. Ей присущи цельность и гармония. При этом качества героини на протяжении повествования не меняются, они лишь развиваются.

Сочинение 3

Татьяна Ларина, вне сомнений, любимая героиня А.С.Пушкина. В этой простой девушке собрано мало внешней красоты и благородства, даже народное имя её — Татьяна — говорит о том, что вся прелесть девушки в её нравственной чистоте и близости к родине.

Примерный план

Для написания сочинения рекомендуется составить его план. Чтобы рассказать о любимой героине Александра Сергеевича как о носительнице русских черт, можно остановиться на следующем:

  1. Мнение Белинского.
  2. Предтеча женских русских образов.
  3. Особенность имени.
  4. Черты характера.
  5. Влияние няни и семьи.
  6. Жажда любви.
  7. Письмо к Онегину.
  8. Пробуждение ума.
  9. Второе объяснение с Евгением.
  10. Женский национальный характер.

Он поможет раскрыть особенности Татьяны, русской душой.

Образец женского откровения

Прибывший из столицы блестящий аристократ Онегин, молодой представитель высшего света, к тому же весь окружённый тайной, страдающий в глубине души не мог не захватить воображения юной девушки, жаждущей любви.

Предтеча национальных женских характеров

Тургеневская девушка:

  • впечатлительна;
  • романтична;
  • яркий интроверт;
  • живёт в собственном мире;
  • много читает.
  • оставалась часто неподвижной;
  • задумывалась;
  • опускала руки;
  • на её лице выражалась внутренняя работа мыслей;
  • она ощущала себя сильно, глубоко, но тайно.

Все эти черты можно увидеть в Татьяне. То есть, в её лице Алексанр Сергеевич отобразил героиню, которая стала прообразом других женщин с русским характером, в том числе и тургеневских девушек.

Преданья старины глубокой

Филипьевна с её простотой и добротой бесконечно предана господской семье и любит свою воспитанницу. Для Тани она не служанка, а по сути — единственный близкий человек. Ведь именно ей, а не маменьке или сестрице она доверяет тайну своей влюблённости в Евгения и просит о передаче ему письма.

Этот образ помогает понять, откуда в Татьяне так много черт, присущих русской душе.

Пуглива, как лань

Таню поэт противопоставляет её сестре, румяной светловолосой Ольге. Он говорит, что назвать Татьяну прекрасной вряд ли можно. Она не привлечёт ни румяной свежестью, ни красотой. В отличие от жизнерадостной, кокетливой Оли, цвет её лица бледный, а вид унылый.

Объяснение через годы

Именно чтение книг, принадлежавших Онегину, стало поворотным моментом в перерождении Лариной из деревенской девочки в женщину высшего света. Оно глубоко поразило Евгения, который открылся ей так же, как некогда она открылась ему. Объяснение для Татьяны было совсем не простым. В нём отразилось всё, что характеризует сущность русской женщины. Речь идёт о пламенной страсти, задушевности искреннего чувства, чистоте, наивности, благородстве натуры.

Но вместе с тем присутствовало и оскорблённое самолюбие, некоторое резонёрство, бравирование добродетелью. Татьяна Ларина упрекает Евгения за то, что он не влюбился в неё раньше, в дни её юности, она мстит за попранное самолюбие.

Противопоставление дамам высшего света

Современникам в нём виделось слияние простоты и истины. В этом они находили высшую красоту чувства. При этом перед светскими дамами Александру Сергеевичу пришлось оправдывать порыв своей любимой героини. И он считал, этот факт бедой для общества, о чём и сожалел.

Акт сознания героини

Объяснение Татьяны с Евгением, с её обожаемым идеалом, явилось крахом всех надежд девушки. Однако пожирающее её любовное пламя не было погашено. Для Лариной несчастье стало новым импульсом к жизни. При этом она отчаянно страдала, хотя страдания эти во многом происходили от её собственных фантазий. Но от этого они не становились меньше, а, напротив, разгорались всё сильнее.

Девушка стала посещать опустевшее жилище Онегина. Пережитые страдания и книги, которые ей удалось прочитать, способствовали тому, что в Татьяне произошёл акт сознания. В том, что ей следует покориться своей участи, девушку убедило постижение незнакомого ей мира, полного скорбей. А если и отдаваться жизни сердца, то делать это в самой глубине души.

Фольклорные черты

Сон, который приснился Лариной накануне ее именин, был о национальных мифологических чудовищах, о медведе, спасшем ее. Это тоже характеризует героиню как носительницу простонародной культуры. Сон напоминает страшную сказку: героиня попадает на заснеженную поляну, она должна преодолеть мост, который сулит гибель.

Испытания – это лейтмотив сказок, все главные герои сказок проходят испытания, тогда их ждет награда. Сон девушки показывает, что сама испытание она пройти не может, ей помогает медведь. Можно предположить, что по сюжету романа это животное символизирует будущего мужа-князя, который станет опорой Татьяны.

С образом Лариной связана вставка в роман русской народной песни. Песня девушек – еще один аспект народного быта, описанный Пушкиным. Сбор ягод с барских кустов занимал много времени у молодых незамужних крестьянок. Помещиками был придуман способ, который позволял контролировать честность этой работы (отсутствие воровства) – девушки должны были петь народные песни, тогда они не смогли бы жевать. Образы крестьянок, которые появляются в романе, перед объяснением Татьяны и Евгения, помогают понять читателю, что происходит в душе героини. Она ощущает себя простой девушкой без каких-то жеманных или кокетливых манер.

Устная речь Лариной живая, разговорная, в ней встречаются просторечные элементы (тошно, нужды). Как и многие дети русских помещиков, Татьяна плохо знала все тонкости письменного русского языка, поэтому письмо Онегину она составляет на французском языке. Отсутствие прочных навыков владения письменной формой родного языка – еще одна национальная черта русского народа.

Ларина любит русскую зиму с ее народными забавами (катания на санях).

Автор подчеркивает, что героиня и природа – это единое целое, описания природы в романе сопровождают повествования о Татьяне. Молодая девушка описывается через эпитеты зимней природы – зимняя, холодная, морозная. Во сне она тоже видит снежную природу, идет по снежной поляне.

Ты в сновидениях мне являлся,
Незримый, ты мне был уже мил…

Её сердце жило ожиданием встречи с тем человеком, который поймёт, оценит, полюбит, станет другом на всю жизнь. И, встретив Онегина в деревенской глуши, почувствовав в нём необычного человека, Татьяна безоговорочно, безудержно отдаётся своей первой и, как выяснится позже, единственной любви. Её письмо к Онегину поражает силой чувства, смелостью юной провинциалки, способной признаться в любви, стать инициатором в любовных отношениях, что считалось в девятнадцатом веке неприемлемым для женщин. Автор же не осуждает свою героиню, а жалеет, сочувствует ей, объясняя её порыв неопытностью, чистосердечием, доверчивостью девушки, полюбившей человека, который не оценил в ней главных достоинств: отсутствие фальши и способность любить самоотверженно, глубоко, сильно и навсегда.

. верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Близость к народу способствовала формированию самобытного национального характера, черты которого с таким восхищением рисовал Пушкин. Создавая образ Татьяны, Пушкин высказал своё мнение, что лучшими среди дворян могут быть те, кто верен духовным ценностям русского народа, кто сохранил национальные черты, традиции, культуру и язык. Вот поэтому Татьяна, с её русскою душою, и является любимой, идеальной героиней А.С.Пушкина.

Зоя, добрый вечер.

Спасибо большое за прекрасную статью.

Когда я читал "Евгения Онегина", помню, что ловил себя на мысли, что Пушкин очень любил свою героиню Татьяну. Это отношение, эта любовь чувствовалось в строчках. (Схожее отношение автора, я улавливал у Льва Толстого по отношению к Наташе Ростовой в "Войне и мире").

Образ Татьяны прописан Пушкиным с любовью и очень отчетливо, мастерски.

Прочитав Вашу статью по Татьяны Лариной, я увидел детали объяснения такого отношения к героине: что выделял Пушкин, что было ему дорого, что хотел он показать.

И ведь это, действительная красота русской души, женской души, которая умеет любить, верить искренне в чувства, верна традициям своего народа, и при этом образована, добра, понимает и другие культуры (умеет общаться по-французски, понимает эту культуру). Она созидательна, не разрушительна. Да и просто - мила.

Этим проникаешься, и это чудесно. Вот она - великая и милая, не выпячивающаяся, но достойная, созидательная и добрая, русская женская душа. Какая красота в ней! И как она воспета!

Спасибо большое, Зоя. Просто прекрасно. В свое время очень много знал из "Онегина" наизусть, гораздо больше, чем задавали в школе. Это песнь песней!

Вам доброй субботы, отличного настроения и всех благ.

Игорь, добрый вечер!
Вы меня очень порадовали своим восприятием образа Татьяны. Особенно здорово, что наизусть учили много! Я тоже в школьные годы (да и позже) около половины романа знала наизусть, так как легко всё запоминалось и хотелось именно пушкинскими стихами говорить.
Спасибо за добрые слова.
Всего самого лучшего, Игорь!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Татьяне присущи живое воображение, мечтательность. Она лишена кокетства и притворства, что было во многих женщинах и не нравилось поэту. Окружающая жизнь ее не привлекала, она искала ответы на возникающие у нее вопросы в книгах. Ей не нравился никто из окружавших ее молодых людей. Она мечтает о человеке, похожем на героев ее любимых романов. И он появился – это Евгений Онегин, светский молодой человек, который оказался в их краях в результате жизненных разочарований. Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Нелегко девушке первой признаться в любви. Автор переживает вместе с ней и не осуждает ее за это.

Татьяна надеялась на взаимность, но Онегин отвечает ей отказом. Ему, конечно, приятно было услышать от девушки признание в любви. Но Онегин – эгоист, ему свобода и покой дороже. Татьяна страдает, ей очень тяжело. После дуэли и гибели Ленского Онегин покидает их края. И Татьяна остается одна. Но она не перестает любить Онегина. И, чтобы лучше понять его душу, она посещает деревенский дом, в котором жил Онегин, рассматривает предметы быта, которые его окружали.

Родители увозят Татьяну в Москву. Она оказывается в новом, незнакомом ей обществе, где ей все чуждо и где она чувствует себя неуютно. Но душой она по-прежнему в родной деревне. Ей приходится покориться действительности. И, когда она вновь встречает Онегина, Татьяна уже не та девочка, она светская дама. Татьяна все еще любит Онегина, по-другому она не может. И, несмотря на это, Татьяна ему отказывает. Душевное благородство и чувство долга в ней превыше всего. Если бы Татьяна оставила мужа, это была бы уже не Татьяна.

Вариант 2

Каждый из нас смотрел с восхищением на миниатюры Боровикова и О. Кипренского, где изображены наши милые женщины с неповторимыми судьбами и несбывшимися мечтами. Пушкин же в своем творчестве сумел отобразить в образе Татьяны Лариной тип истинно русской женщины.

Чем же нас привлекает этот персонаж? Во-первых, своими глубокими национальными корнями, своей русской основой. Татьяна нравилась практически всем в светском обществе. Она была на первом плане среди петербургских и московских дам. Конечно же этим можно гордиться и радоваться, однако девушка к своему успеху относится равнодушно. И финальном разговоре с Онегиным, мы видим, какая она на самом деле-настоящая и искренняя Татьяна. И даже Александр Сергеевич ее любит. Возможно поэтому, создавая этот образ, писатель постепенно создавал этапы жизненного пути героини, стремясь показать, как менялся ее характер.

Душа любимой женщины всегда остается загадкой, и Пушкин, стремясь постигнуть тайну Татьяны приглашает читателя, доверяя ему самое дорогое. Мы видим, как девушка беззаботно живет в доме у родителей, как зачитывается тихими вечерами, как ведет душевные разговоры с няней. Татьяна в детстве ни с кем из детей не играла, и поэтому всю суть окружающего ее мира она познавала из художественной литературы. Именно в книгах девушка знакомилась с людьми и их характерами. Героиня произведения знакомится с народной поэзией, и она проникнута к ней с любовью. Близость к природе и народу раскрывает в ней самые лучшие качества, такие как открытость, искренность. Среди представителей светского общества и помещиков она выделяется особым умом. Она понимает, что жизнь общества в деревне пошла, и хочет встретить человека, который был похож на героя из литературных романов. Именно таким ей показался Онегин, который прибыл из Петербурга, рассудительный и благородный. И она влюбляется в него, решив признаться в своем чувстве в письме. Однако, девушка получает отказ, который был для нее неожиданностью. Татьяна не может и разлюбить его, но в тоже время понимает, что такой человек ее не достоин.

И хотя любовь приносит ей страдания, но нравственные правила стойки и тверды. В Петербурге в обществе ее уважают и ценят. Но девушка сильно меняется, став гордой и недоступной. Но хотя в ней произошли некоторые перемены, она так и остается прелестной. Вся ее прелесть заключалась совсем даже не во внешнем благородстве, а в простоте, уме. И здесь Татьяна находится в полном одиночестве. Она не находит то, о чем мечтала. В сцене последней встречи с Онегиным в Татьяне еще глубже раскрываются лучшие ее качества, и самое основное, что чувство долго и душевное благородства берут вверх над всеми событиями, происходящими в ее жизни. Это и делает ее образ таким милым и привлекательным.

Сочинение 3

Татьяна Ларина, вне сомнений, любимая героиня А.С.Пушкина. В этой простой девушке собрано мало внешней красоты и благородства, даже народное имя её - Татьяна - говорит о том, что вся прелесть девушки в её нравственной чистоте и близости к родине.

Автор неспроста замечает, что "Татьяна - русская душою", ведь, живя в деревне, она не принимала нравов светского общества, дичилась даже собственной семьи. Конечно, в "Евгении Онегине" существует множество моментов, доказывающих искреннюю привязанность девушки к России. Это и её любовь к русской зиме, и почитание старых обрядов и преданий, близость к няне, происходящей из народа, любовь к русской природе. Татьяне, воспитанной на воле, в деревне, среди русских лесов и полей, нелегко было уехать в Москву. Однако, выйдя замуж и обретя благородство, Татьяна Ларина не изменилась. Её любят и хвалят в светском обществе за простоту и ум, тонкий вкус и доброе сердце. Татьяна же здесь несчастна: пышность света чужда девушке, она тоскует о русской природе и своём родном доме.

Любовь Татьяны Лариной к Евгению Онегину - это самая настоящая любовь русской женщины. Несмотря на влияние зарубежных романов, которые А.С.Пушкин иронично нарекает "обманами Ричардсона и Руссо", мы понимаем, что искренность, простота и жертвенность, которые проявляет в своих чувствах Татьяна, навеяны воспитанием няни и русским народом, где женщина в любви традиционно проявляет самоотверженность и стойкость. Против воли девушка выходит замуж, но и теперь её чувство к Евгению Онегину не гаснет. Наступает долгожданная взаимность, но теперь уже главный герой получает отказ. Дело не в том, что Татьяна слишком горда или разлюбила Евгения. Она убеждена, что теперь верность мужу - её святой долг, о чём говорит в ней её чистая и светлая русская душа. Девушка объясняется с возлюбленным мудро и просто, без степенности и стати, обретенных за время жизни в светском обществе. Евгений с лёгкостью узнает в ней прежнюю, милую и невинную Татьяну, и только теперь понимает, как многое потерял, прежде отказав ей.

Таким образом, мы понимаем, что "милый идеал" А.С.Пушкина - это обыкновенная русская девушка, душевная красота которой необыкновенна, но не каждому под силу заметить это сразу. Для того, чтобы понять образ Татьяны Лариной, необходимо самому чтить традиции русского народа, чьи лучшие черты впитала героиня, и испытывать огромную любовь к России.

Также читают:

Картинка к сочинению Татьяна - русская душою

Популярные сегодня темы

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

Сказка Цветик-Семицветик под авторством В.П.Катаева – это удивительная и поучительная история о том, как важно уметь желать правильных и хороших вещей и как избегать желаний ненужных и даже вредных.

Татьяна воспитывалась под сильным влиянием няни,
крепостной крестьянки.
Ей она открывает свою душу.
Она не любила куклы и общение с подругами.
С раннего возраста увлекалась романами
сентиментальных писателей:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли всё…

Даже в своей семье она была одинока.
Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная,
боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой".
И интересы провинциальных помещиков ей были чужды.
Она сознает свое одиночество в этой среде.
В письме Онегину признается:
"Вообрази, я здесь одна,
никто меня не понимает,
рассудок мой изнемогает,
и молча гибнуть я должна".

Красота окружающей природы, постоянное уединение,
привычка мыслить самостоятельно, природный ум
сформировали внутренний мир Татьяны.

Луга и нивы золотые. среди первозданной красоты,
человек сам становится чище, душевнее и богаче духовно.
Увидеть и оценить окружающий мир может только
искренний и добрый человек, обладающий не столько умом,
сколько сердечностью.
Поэт доказывает это образом своей любимой героини-
Татьяны Лариной.
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
Природа в романе действенна, не остается равнодушной
к героям, она "сопровождает" их, утешает или
предупреждает о грядущем (сон Татьяны) .
Не случайно автор пишет, что Татьяна любила русскую зиму.
Это своеобразное признание в любви к России,
которую невозможно представить без белого,
пушистого снега, катания на санях, зимних забав и
суровой красоты севера.
Было бы неестественно, если бы Пушкин показал
"деревенскую девушку" Татьяну страстной патриоткой,
но через любовь к природе родной земли открывается
истинная духовная красота героини.
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,

Природа в описании Пушкина не бездушна сама по себе,
это живой, трепетный мир, среди которого обитают
герои поэта, и не случайно в гранитном Петербурге,
став светской дамой, Татьяна с грустью вспоминает
деревню с ее нехитрым бытом, где героиня оставила
родных людей, где зарождалась ее единственная и
незабвенная любовь.

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
да полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,

Природа помогает глубже понять душевное состояние героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств,
Онегин сравнивает их с быстротекущими природными
явлениями:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.

Пушкин не просто отражает внешний мир, природа -
это фон, на котором протекает душевная жизнь человека.
Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям
в природе, в этом случае контраст между естественностью
природных явлений и душевной смутой подчеркивает
настроение героя.
Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают
душевную грусть еще более тяжелой.
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Природа у Пушкина-мир гармонии, источник внутреннего
покоя.
Душевная связь с природой - признак глубокой натуры,
неприятие ее - черта душевной бедноты,
ограниченности человека.

Каждое время года предстает в описании автора очень поэтичным и колоритным. Зима с ее морозами, снегами и пушистым снегом выглядит особенно привлекательно. Весна ассоциируется с первой любовью, нежностью и юностью. Пейзажи в произведении очень символичны и играют важную роль в создании образов.

Описание природы выполняет в романе разные роли. Это и создание особенного фона для повествования, и создание настроения. С помощью описания пейзажей в лирических отступлениях, автор делает паузу в повествовании, чтобы перенести читателя в другой промежуток времени. Особую связь можно увидеть между природой и главными персонажами романа.

под открытым небом.

Знаменитые зимние картины — На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре — сменяются живыми весенними этюдами: Улыбкой ясною природа

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана…, до поздней, когда Встает заря во мгле холодной. На нивах шум работ умолк.

поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов, сравнений, метафор и особенно олицетворений.

Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор…

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней — одна из самых поэтичных и трогательных в романе — дается в чудесной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А кусты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековечены сердечным волнением влюбленной Тани.

Запомнится и весеннее обновление земли, и легкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок. Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Онегин и природа

Евгений вырос в городе. Природа чужда для него и быстро надоедает, как и все остальное. Даже попав в деревню, герой восторгается новыми ощущениями только несколько дней. Потом ему становится скучно, он начинает хандрить. Такому персонажу сложно постигать красоту русских пейзажей, для него это быстро становится обыденностью и надоедает.

Неспособность оценить красоту природы говорит о том, что натура Онегина далека от поэтических чувств и тонкости ценителя прекрасного. Развращенный праздностью городской жизни, Онегин не может находиться в естественной среде.

Татьяна и природа

Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в повествовании появляется главная героиня. Автор приоткрывает занавес поэтичной и мечтательной души Татьяны. Она очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы. Через это автор пытается донести до читателя тонкость и красоту натуры героини. Она восприимчива не только к внешней красоте (именно к красоте природы, а не напыщенности светского общества), но и к внутренней.

Через отношение к природе Пушкин показывает в Лариной тонкое и чувственное восприятие мира, особую широту и красоту русской души. Не случайно Татьяна очень любит русскую зиму. Описание природы глазами Татьяны раскрывает образ героини. Оно передает ожидание первой любви и истинную романтичность девушки. В романе Татьяну часто можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны.

Пушкин глазами Татьяны как будто выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой любовью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 25069 0

(Широта изображения русской действительности в романе)

Эпиграф к уроку:

…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг.

I. Вступительное слово учителя.

Перед нами светский Петербург и патриархально-дворянская Москва, поместная деревня и частный семейный быт, общественная жизнь и народные святочные гаданья, работа крепостных девушек и прекрасные зарисовки сельской природы…

1. Картины народной жизни

на страницах пушкинского романа.

(Рассказ о крепостной няне Филипьевне, история ее горькой жизни, взаимоотношения с Татьяной. Речевая характеристика няни. Образ ключницы Анисьи. Эпизоды, рисующие крестьянскую жизнь. Земледельческие работы, приметы, поверья, гадания и др.)

2. Столичное и провинциальное дворянство.

1) Столичное дворянство и высший свет.

Анализ строфы 45 из главы 7. Разоблачительная интонация этой фразы.

Анализ строф 24–25 из главы 8. Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни.

3.
Картины русской природы
на страницах романа. Прочитать наизусть анализируемый отрывок.

(Изображение Пушкиным разных времен года. Лето – строфа 40 из главы 4, строфа 15 из главы 7. Осень – строфы 40–41 из главы 5, строфа 30 из главы 7. Весна – строфы 1–3 из главы 7. Пейзаж всегда реалистичен. Поэт изображает природу средней полосы России, преобладает радостное восприятие природы. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)

4.
Лирические отступления.
(Четвертую часть романа занимают лирические отступления. О чем они?)

1) Характеристика творческого пути Пушкина (строфы 1–5 из главы 8).

2) О значении любви в жизни поэта (строфы 55–59 из главы 1).

3) Прощание автора с юностью (строфы 43–46 из главы 6).

4) Прощание с читателями и своим романом (строфы 49–51 из главы 8).

В этих лирических отступлениях поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе строках отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.

5) О театре, драматургах и артистах в строфах 18–19 из главы 1.

6) О писателях и поэтах – современниках Пушкина в строфе 30 из гла-вы 3, в строфе 3 из главы 5, в строфе 22 из главы 7.

7) О литературных направлениях в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.

2. Ответить на вопросы (можно по группам):

3. Принести статьи В. Г. Белинского о Пушкине. Что написал критик о героях романа?

Читайте также: