Ограниченные возможности человека обществознание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Презентация к уроку включает в себя проблемное задание, работу по изучению нового материала и его систематизацию, физкультминутку, рефлексию. К презентации прилагаю описание урока.

ВложениеРазмер
6_kl_obshch._kogda_vozmozhnosti_ogranichenny.pptx 1.33 МБ
otkrytyy_urok_6kl_kogda_vozmozhnosti_ogranichenny.docx 90.57 КБ
prilozhenie_k_uroku_6_kl_kogda_vozmozhnosti_ogranichenny.docx 571.02 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила учитель обществознания и истории Мартинкевич Е.М. МБОУ сош № 17 Богородского г.о. Тема урока: Когда возможности ограниченны

Выполни соотношения : Задатки Способности 1. свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей 2. свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей 3. хороший слух чувство ритма сочинение стихов 4. понимание животных 5. игра на скрипке

Азбука Брейля . Кто использует и для чего?

Что объединяет этих людей?

Составьте схему. Люди с ограниченными возможностями здоровья Они такие же, как все? У этих людей особые потребности (перечислите их желания) (перечислите потребности) 1) 1) 2) 2) 3) и т.д. 3) и т.д.

! Помните, что без помощи других людей человек с ограниченными возможностями просто не может осуществлять многое из того, что нужно для жизни.

Внесите свои предложения о проведении этого дня в вашей школе.

П. 5. На выбор подготовьте рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями (с.48, №7) – 3 человека готовят рассказ. Можно выбирать свои примеры известных личностей с ограниченными возможностями, пользуясь доп.источниками (интернет), литературой. 2. Как в России организована помощь детям – инвалидам? Есть ли специализированные школы, сколько их ? В чем заключается проблема организации образования для таких детей. Домашнее задание:

1. Я разобрался, кто такие Люди с ограниченными способностями. 2. Мне была полезна информация, которую я узнал из урока. 3. Мне понравился урок. Дайте оценку уроку:

Благодарю за работу на уроке!

Предварительный просмотр:

Задачи : познакомить детей с проблемами инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких людей, развивать чувство эмпатии к людям с ОВЗ, воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье близких и окружающих людей.

Тип урока: комбинированный.

Краткое содержание, действия учеников

Мотивирование на учебную деятельность. Организационный момент.

Здороваемся. Проверяю техническую готовность учащихся к уроку.

Настраивает учеников на успешную работу. Проверка готовности учащихся к уроку.

Повторение пройденного, выполнение заданий. (п.4 «Потребности и способности).

Использование метода "Лови ошибку" (слайд 3)

1)Зачитывая определение/утверждение, учитель допускает ошибку.

2) Ученикам показывается текст со специально допущенными ошибками. (Ошибки можно брать из работ учащихся).

2. Применение приёма "Ассоциативный ряд" (слайд 4)

Подобрать ассоциативный, смысловой ряд, пример к определению (способности и задатки)

Использование метода "Лови ошибку":

Задание выводится на доску: 1. Потребность - осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма. (нет ошибки).

2. Выделяют биологические, социальные, духовные, материальные, детские потребности (нет такой потребности).

3. Если человек занимается спортом, потому что это модно, им занимается лучший друг, то это подлинная потребность (мнимая потребность).

2. Применение приёма "Ассоциативный ряд":

свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей (з), свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей (з), хороший слух чувство ритма (з), сочинение стихов (с), понимание животных(с), игра на скрипке (с).

Целеполагание, постановка проблемы

Постановка проблемы: применение метода "Отсроченная отгадка".

На слайде 7 выведены фото.

Что объединяет всех этих людей?

Определяемся с темой урока – речь пойдет о людях с ограниченными возможностями.

Свойственны ли им те же желания, что и нам?

Работа с раздаточным материалом:

Давайте прочитаем про известных людей с ограниченными возможностями.

На какие мысли вас наводят подвиги, достижения таких людей.

Учитель: Какие особые потребности есть у людей с ограниченными возможностями? Как можно расширить свои способности? Смотрим схему в учебнике, стр. 44.

Ученики строят предположения, учитель корректирует.

Выводим тему урока и записываем на доске (учитель), в тетради (ученики).

Ученики: Люди с ограниченными возможностями - люди, которые в силу физических особенностей, нарушений, проблем со здоровьем испытывают затруднения в привычной жизни, быту.

Учитель помогает придти к данному умозаключению, корректирует.

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы (5 мин)

Физкультминутка (3 мин)

Чтобы быть всегда здоровым нужно следить за своим состоянием. Давайте немного разомнемся, ребята (ребята встают у своего рабочего места).

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга:

Рисуем пальцем в воздухе знак бесконечности и следим взглядом за пальцем. Затем рисуем обеими руками и следим за движение пальцев.

Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.

Ученики встают у своих рабочих мест. Учитель вместе с ребятами делает упражнения

Решение проблемы (10 мин)

Проверяем схему (см. задание выше).

Задание2. (слайд 11)

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_UB-DajxKeVkhtFQpkJ-AvlrB4FOaHKrm1fQ=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

Что мы можем сделать, чтобы мир

запишите те качества, в которых

нуждаются дети-инвалиды от окружающих

Выполнение задания 2. Работа в парах.

Учитель консультирует. Обсуждаем вместе, что записали на лепестки.

Коррекция (2 мин)

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Учитель: Ребята, 3 декабря во всем мире отмечают всемирный день инвалида (слайд 12). Внесите свои предложения по проведению этого праздника в школе.

Итак, сегодня мы поговорили о людях с ограниченными возможностями, но менее важными потребностями не смотря на их состояние здоровья.

- Узнали, кто такие люди с ограниченными возможностями – отвечают.

- Поговорили про их проблемы, особенности и возможности (называют).

- Что в жизни людей с ограниченными возможностями заслуживает уважения? Отвечают устно.

( Слайд 13) П. 5. На выбор подготовьте рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями (с.48, №7) – 3 человека готовят рассказ. Можно выбирать свои примеры известных личностей с ограниченными возможностями, пользуясь доп.источниками (интернет), литературой.

2. Как в России организована помощь детям – инвалидам? Есть ли специализированные школы, сколько их ? В чем заключается проблема организации образования для таких детей.

Разъясняет, предлагает задания на выбор.

В Школьном портале дом. задание уже размещено накануне урока.

Оценивание (1-2 мин)

Выставляю оценки за урок. Поясняю ученикам оценки.

Консультирует, обосновывает оценки

  • Дайте оценку уроку: (слайд 14) С помощью жестов на слайде дайте свою оценку уроку ответив на 3 вопроса.
  • 1. Я понял, кто такие люди с ограниченными возможностями..
  • 2. Мне была полезна информация, которую я узнал из урока.
  • 3. Мне понравился урок.

Благодарит учеников за урок

Предварительный просмотр:

https://abvgdee.ru/images/alfavit/brajlya.jpg

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/9735520/wx720.jpg

Инвалиды - гении, покорившие мир

https://i.pinimg.com/736x/ea/fa/2f/eafa2fb5d1e14ec317fdfee241810861--fridah-kahlo-frida-and-diego.jpg

Будучи подростком, Фрида попала в аварию, в результате которой сильно повредила спину. Кроме того, ее нога была деформирована в результате перенесенного в детстве полиомиелита. Несмотря на это, ей удалось стать одной из самых известных женщин-художниц.

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_UB-DajxKeVkhtFQpkJ-AvlrB4FOaHKrm1fQ=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

Приложение 3

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_UB-DajxKeVkhtFQpkJ-AvlrB4FOaHKrm1fQ=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознанию для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)

Индивидуальный образовательный маршрут по обществознаниюдля учащегося с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящего)разработан учителем обществознанияТотиевой Галиной Дмитриевной ГБОУ СОШ.


Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование мультимедийных технологий на уроках истории для учащихся с ограниченными возможностями здоровья .


Ситуации успеха на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье приводятся конкретные примеры создания комфортных условий для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности ситуации успеха для каждого ребенка.

урок обществознания "Россия-страна возможностей"

Коллективный ИКТ проект.


Рабочая программа по предмету "Обществознание" 5 класс ( с ограниченными возможностями здоровья - ЗПР)

Рабочая программа по предмету "Обществознание" 5 класс ( с ограниченными возможностями здоровья - ЗПР).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

В Словаре по социальной работе человек с ограниченными возможностями определяется как тот, "кто не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности.

Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным".

Существует трехзвенная шкала ограниченных возможностей:

а)недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

б)ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальны ми для человека;

в)недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов).

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если - ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.

Ухудшение социально-экономической обстановки неблагоприятно сказывается на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. На повестке дня дифференцированный подход при организации учебно-воспитательной работы и разработке комплексной системы оздоровления детей-инвалидов.

Требуется также усиление медицинской активности родителей в профилактике хронизации болезней у детей и их иивалидизации.

С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем.Одна из важнейших социальных проблем лиц с ограниченными возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.

Существуют различные подходы к определению понятия реабилитации (сам термин "реабилитация''' происходит от латинского "'ability''' - способность, "rehabilitation" - восстановление способности), особенно среди специалистов-медиков. Так, в неврологии, терапии, кардиологии под реабилитацией подразумеваются прежде всего различные процедуры (массаж, психотерапия, лечебная гимнастика и т.д.), в травматологии и ортопедии - протезирование, в физиотерапии - физическое лечение, в психиатрии - психо- и трудотерапия.

В Российской энциклопедии социальной реабилитация определяется как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов". Таким образом понимаемая реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. В соответствии с этим различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную (бытовую) и профессиональную (трудовую).

Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, "включенность" в социальные структуры.


В процессе урока учащиеся узнают о том, что инвалидность – это не всегда наследственная и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей жизни каждодневно быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями – ведь каждый из нас может оказаться на их месте.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями"

В 2005 году в Лондоне, на Трафальгарской площади, установили памятник женщине, которая ждёт ребёнка. У скульптуры отсутствуют руки и ноги, и это не прихоть скульптора.


Прообразом скульптуры послужила английская художница Элисон Лаппер, родившаяся без рук.

Элисон стала символом человеческой красоты и невероятной жизненной силы.


Данная скульптура свидетельствует об уважительном отношении общества к людям, которые отличаются от нас с вами, о том внимании, которое должно уделять общество людям с ограниченными возможностями.

По оценкам Организации Объединённых Наций, чуть ли не каждый десятый человек на планете земля является инвалидом.

Инвалид – это человек с ограниченными возможностями.

Ежегодно 3 декабря и 5 мая отмечаются Международный день инвалидов и Международный день борьбы за права инвалидов.

Эти даты призваны обратить внимание людей на проблемы, связанные с защитой прав людей с ограниченными возможностями, ведь очевидно, что их право на трудоустройство, доступную инфраструктуру, доступное образование очень часто не соблюдается даже в экономически развитых странах, не говоря уже о странах развивающихся.

В современном мире под инвалидностью принято понимать любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Инвалидность не всегда бывает врождённой. Очень часто причиной инвалидности бывает случайность: несоблюдение техники безопасности на рабочем месте, бывает так, что люди падают, ломают ноги, руки. Не следует забывать и о таких случаях, когда в период новогодних праздников вы часто взрываете хлопушки, фейерверки, которые тоже могут привести к печальным последствиям и стать причиной инвалидности.

Согласно данным Министерства труда и социальной защиты, сегодня в нашей стране проживает более двенадцати миллионов людей с ограниченными возможностями.


Легко ли быть инвалидом?

А вы попробуйте налить себе чай с завязанными глазами, обратиться к кому-нибудь только при помощи жестов или подмести пол, поджав одну ногу и крепко прижав одну руку к туловищу.

Запомните эти ощущения, вы их испытывали всего мгновение, а люди с ограниченными возможностями сталкиваются с этим на протяжении всей жизни.

Следует понимать, что потребности людей с ограниченными возможностями мало чем отличаются от потребностей здорового человека.

Они занимаются спортом, ходят по магазинам, получают образование, управляют автомобилем, танцуют, путешествуют и так далее.

Для человека, который попал в подобную ситуацию, главное – не приговорить себя самого, ведь инвалидность – это не приговор.

Сегодня существует множество возможностей для инвалидов. Ведь мир настолько велик, что для каждого в нём предусмотрено место. И даже человек с инвалидностью может жить в нём, не испытывая проблем, и не ощущать себя брошенным на произвол судьбы.

А для таких людей, пожалуй, это намного важнее, чем деньги или слава.

Практически во всех странах мира инвалиды пользуются поддержкой со стороны государства.

Важной задачей любого государства и всех граждан является оказание помощи таким людям в реализации своих ежедневных потребностей.

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам равных возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.


В ходе реализации данной программы предполагается обеспечить людям с ограниченными возможностями:

· беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры;

· беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями;

· беспрепятственный доступ к средствам связи и информации;

· беспрепятственное получение инвалидами социальных услуг;

Государство прикладывает немало усилий для создания такой среды. Взять, например, обычные деньги: каждая купюра помечена специальными символами, которые можно пощупать. Благодаря этому инвалиды по зрению могут различать номиналы денежных купюр.

Многие административные здания, больницы, магазины, банки оборудованы пандусами для инвалидов-колясочников, а подземные переходы и станции метро – специальными лифтами-подъёмниками. Подобные устройства должны устанавливаться во всех местах, которые посещают люди с ограниченными возможностями, например, в бассейнах.

Во многих регионах есть специальный транспорт для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Для людей с инвалидностью разрабатываются специальные программы для их обеспечения и трудоустройства. На многих предприятиях создаются специальные рабочие места для людей с разными группами инвалидности.

Конечно, это всё не работает так безупречно, но ещё пару лет назад помощь государства ограничивалась выплатой социальных пособий и курсами реабилитации, и многое из этого было просто недоступно.

Людей с ограниченными возможностями по праву можно назвать людьми с сильным характером, сильными личностями. Ведь несмотря на то, что их возможности ограничены, сломать их не так легко.

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые не были способны полноценные граждане.

Например, серб Ник Вуйчич. Он родился с редким наследственным заболеванием, в результате чего у него нет ни рук, ни ног.


Переживая по поводу своей инвалидности в детстве, он научился жить с этим, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Ник женат и имеет двоих детей.

Его выступления обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями). Ник призывает искать смысл жизни и развивать свои способности.

Ещё одним примером может быть английский физик-теоретик и популяризатор науки – Стивен Хокинг.


Несмотря на полный паралич, Стивен Хокинг активно занимается наукой, пишет научные статьи, участвует в конференциях и съёмках научно- популярных передач, где является не только ведущим, но и автором сценариев. Многие его открытия заставили учёных пересмотреть свои взгляды.

В две тысячи седьмом году на специальном самолёте он совершил полёт в невесомости.

Согласитесь, что многим из нас, людям с неограниченными возможностями, остаётся только мечтать об этом.

Наверное, самым выдающимся примером стойкости и силы воли для нас с вами является российская параолимпийская сборная, которая неизменно занимает первые места и выступает не хуже, чем главная олимпийская команда.


На зимних и летних параолимпийских играх российскими спортсменами была выиграна 421 медаль, из которых 145 – золотые.

Инвалидность – это не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательными к проблемам людей с ограниченными возможностями, ведь каждый из нас может оказаться на их месте.

Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

Инвалиды — люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов — ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

Причины инвалидности

Инвалидность — далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.

Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

Советуем запомнить!
Инвалидность — любое ограничение или отсутствие способности осуществлять какую-либо деятельность в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.

Инвалиды — такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие.


С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?

Помощь людям с ограниченными возможностями

Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.


В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы?

Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается около 12 тыс. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% — потеряли зрение в результате несчастных случаев, а остальные — слабовидящие.

Выдающиеся достижения

Можно привести множество примеров того, как инвалиды достигали выдающихся результатов, на которые неспособны обычные граждане.

Достаточно вспомнить великого композитора Людвига ван Бетховена, который оглох в расцвете творческих сил и, преодолевая неимоверные трудности, прикладывая титанические усилия, сочинял гениальные симфонии.


Лётчик Алексей Маресьев в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов получил тяжёлое ранение, в результате которого ему ампутировали ноги до колен. Несмотря на инвалидность, он всё равно вернулся в полк и летал с протезами. До ранения сбил четыре немецких самолёта, а после ранения ещё семь.

Российская сборная по паралимпийским видам спорта неизменно занимает первые места и выступает лучше, чем главная олимпийская команда. (Паралимпиады — спортивные соревнования для инвалидов — проводятся после основных Олимпийских игр.)


Как вы считаете, в чём причина достижений людей с ограниченными возможностями?

Возможно, в этом — в приложении сверхусилий — таится причина выдающихся успехов инвалидов. Им надо только немножечко помочь.

Начинайте с малого — улыбнитесь им, поздоровайтесь или помогите перейти улицу.

Подведём итоги
Инвалидность — не всегда наследственность и врождённая черта. Причиной инвалидности могут стать повседневные действия и трудовая деятельность человека. Очень важно в нашей повседневной жизни быть внимательным к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Читайте также: