Огненные версты гражданской войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Проблема. Каково значение Гражданской войны в истории нашей страны?

Вспомните значение понятий: Гражданская война, интервенция.

Ответьте на вопросы. 1. Какие примеры гражданских войн и интервенций в истории России и всеобщей истории вам известны? 2. Какие страны и почему приняли участие в интервенции против Советской России?

Когда и почему началась Гражданская война и военная интервенция. Историки до сих пор спорят о времени начала Гражданской войны в России, иначе говоря — вступления российского общества в состояние непримиримой вооружённой борьбы больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей за государственную власть и собственность.

Грозные зарницы Гражданской войны усматриваются в февральских уличных боях 1917 г., в событиях, знаменовавших всё больший раскол общества на сторонников и противников революции (июльские дни, корниловское выступление, крестьянские погромы помещичьих имений осенью 1917 г.).

Формально началом Гражданской войны можно считать насильственное смещение Временного правительства и захват государственной власти большевистской партией. Но и после этого вооружённые столкновения носили локальный характер.

Общенациональный масштаб вооружённая борьба приобрела лишь с середины 1918 г., когда ряд действий, с одной стороны, советской власти (неуклонно набиравшая силу кампания по экспроприации экспроприаторов, заключение Брестского мира, чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок), с другой — её противников (мятеж Чехословацкого корпуса) вверг в братоубийственную войну миллионы людей. Именно это время традиционно считается началом особого периода в истории Отечества — периода Гражданской войны, когда военный вопрос имел определяющее значение для судьбы советской власти и противостоящего ей блока антибольшевистских сил. Этот период завершился с ликвидацией в ноябре 1920 г. последнего белого фронта в европейской части России (в Крыму). В целом же из состояния Гражданской войны страна вышла осенью 1922 г., после изгнания с территории российского Дальнего Востока остатков белых формирований и иностранных (японских) воинских частей.

Почему вопрос о начале Гражданской войны остаётся дискуссионным? Какие события рассматриваются в качестве её пролога и как это связано с другим вопросом — о зачинщиках братоубийственного кровопролития в России?

Особенностью Гражданской войны в России было её тесное переплетение с антисоветской военной интервенцией стран Антанты.

Западные державы, вмешиваясь во внутренние дела России, стремились предотвратить расползание социалистической революции по всему миру, не допустить многомиллиардных потерь от национализации имущества иностранных граждан и отказа выплачивать государствам-кредиторам долги. Влиятельные круги Антанты вынашивали ещё одну, негласную цель: по возможности ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире, раздробить её, оторвав окраинные территории.

Гражданская война и интервенция подразделяются на четыре этапа.

Начальный этап Гражданской войны и интервенции. В марте— апреле 1918 г. на территории России появились первые контингенты войск Англии, Франции, США и Японии (в Мурманске и Архангельске, во Владивостоке, в Средней Азии). Они были невелики и не могли заметно влиять на ситуацию в стране. В этих условиях Верховный совет Антанты решил использовать 45-тысячный Чехословацкий корпус, находившийся (по согласованию с Москвой) в его подчинении. Он состоял из пленных солдат-славян австро-венгерской армии и следовал по железной дороге во Владивосток для последующей переброски во Францию. 25 мая 1918 г. началось его вооружённое выступление, тут же поддержанное военными миссиями Антанты в России и антибольшевистскими силами. В результате в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — везде, где находились эшелоны с чехословацкими легионерами, была свергнута советская власть. Одновременно во многих центральных губерниях России крестьяне, недовольные продовольственной политикой большевиков, подняли восстания.


А. И. Деникин

Правое, буржуазно-монархическое крыло антибольшевистского лагеря в то время ещё не оправилось от разгрома своего первого послеоктябрьского вооружённого натиска на советскую власть. Но его боевая активность постепенно нарастала. Белая Добровольческая армия, возглавленная после гибели генерала Л. Г. Корнилова в апреле 1918 г. генералом А. И. Деникиным, летом нанесла поражение советским войскам на Северном Кавказе. Казачьей армии атамана Π. Н. Краснова удалось продвинуться к Царицыну, а уральским казакам атамана А. И. Дутова — захватить Оренбург.

Положение советской власти к исходу лета 1918 г. стало критическим. Почти 3/4 территории бывшей Российской империи находилось под контролем различных антибольшевистских сил, а также оккупационных австро-германских войск.

Вскоре, однако, на главном, Восточном фронте происходит перелом. Советские войска в сентябре 1918 г. перешли в наступление. Первой пала Казань, затем Симбирск и Самара. К зиме красные прорвались к Уралу.

Боевые действия в конце 1918 — начале 1919 г. С ноября 1918 г. серьёзно изменилась международная обстановка. Германия и её союзники потерпели полное поражение в мировой войне и сложили оружие перед Антантой. В Германии и Австро-Венгрии произошли революции. Руководство РСФСР 13 ноября аннулировало Брестский мирный договор, и новое германское правительство было вынуждено эвакуировать свои войска из России. В Польше, Прибалтике, Белоруссии, на Украине возникли буржуазно-национальные правительства, которые тут же приняли сторону Антанты.

Поражение Германии высвободило значительные боевые силы Антанты и одновременно открыло для неё удобную и короткую дорогу к Москве из южных районов. В этих условиях в антантовском руководстве возобладало намерение разгромить Советскую Россию силами собственных армий.

ИЗ АРХИВА

В конце ноября 1918 г. объединённая англо-французская эскадра появилась у черноморских берегов России. В Батуме и Новороссийске высадились английские десанты, в Одессе и Севастополе — французские. Общая численность сосредоточенных в разных концах России боевых частей интервентов была доведена к февралю 1919 г. до 300 тыс. человек.

Одновременно происходит и перегруппировка сил в стане российских противников большевизма. К исходу осени 1918 г. выявилась неспособность умеренных социалистов провести провозглашённые ими демократические реформы. На практике их правительства оказывались под всё большим контролем консервативных правых сил, утрачивали поддержку трудящихся и в конечном счёте вынуждены были уступить своё место — где мирно, а где в результате военного переворота — открытой белогвардейской диктатуре.

В Сибири 18 ноября 1918 г. к власти пришёл адмирал А. В. Колчак, провозгласивший себя Верховным правителем России (о подчинении ему вскоре заявили остальные руководители Белого движения). На севере с января 1919 г. главенствующую роль начал играть генерал Е. К. Миллер, на северо-западе — генерал Η. Н. Юденич. На юге укрепляется диктатура командующего Добровольческой армией А. И. Деникина, который в январе 1919 г. подчинил себе Донскую армию атамана Π. Н. Краснова и создал объединённые Вооружённые силы Юга России.

Ход событий показал полную безнадёжность планов антантовских стратегов опереться в России на собственные штыки. Встречая упорное сопротивление местного населения и красноармейских частей, испытывая на себе интенсивную большевистскую пропаганду, военнослужащие западных экспедиционных корпусов отказывались от участия в борьбе с советской властью. Дело даже дошло до открытых восстаний. Наиболее крупным из них был мятеж матросов на французских кораблях, стоявших на рейдах Одессы и Севастополя. Опасаясь полной большевизации своих войск, Верховный совет Антанты приступил в апреле 1919 г. к их срочной эвакуации. Через год на территории страны — и то на дальних её окраинах — оставались лишь японские интервенты.


А. В. Колчак

Красная армия отбила предпринятое тогда же наступление белогвардейцев на Восточном фронте: колчаковская армия пыталась в ноябре — декабре 1918 г. продвинуться к Вятке и далее на север для соединения с архангельской группировкой интервентов. В конце 1918 — начале 1919 г. власть Советов утвердилась на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики.

В марте 1919 г. хорошо вооружённая 120-тысячная армия А. В. Колчака развернула наступление с востока, намереваясь соединиться с деникинцами для совместного удара на Москву. Захватив Уфу, колчаковцы с боями пробивались к Симбирску, Самаре, Воткинску, но были вскоре остановлены Красной армией. В конце апреля советские войска под командованием С. С. Каменева и М. В. Фрунзе перешли в наступление и летом продвинулись в глубь Сибири. К началу 1920 г. колчаковцы были окончательно разбиты, а сам адмирал арестован и расстрелян по приговору Иркутского ревкома.

Этому авантюристическому плану не суждено было сбыться. 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий Μ. Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного фронта (командующий А. И. Егоров). В середине июля они вышли к рубежам Польши.


Μ. Н. Тухачевский


М. В. Фрунзе

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западного фронта в августе 1920 г. были наголову разбиты под Варшавой и откатились назад. В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть земель на западе Украины и Белоруссии.

В разгар советско-польской войны к активным действиям на юге перешёл генерал Π. Н. Врангель. С помощью суровых мер, вплоть до публичных расстрелов деморализованных офицеров, генерал превратил разрозненные деникинские дивизии в дисциплинированную и боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма был высажен десант на Дон и Кубань, а главные силы врангелевцев брошены на Донбасс. 3 октября началось наступление Русской армии на Каховку.

Наступление врангелевских войск было отбито, а в ходе начатой 28 октября операции армии Южного фронта под командованием М. В. Фрунзе полностью овладели Крымом. 14—16 ноября 1920 г. армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега полуострова, увозя на чужбину разбитые белые полки и десятки тысяч гражданских беженцев.

В европейской части России после взятия Крыма был ликвидирован последний белый фронт. Военный вопрос перестал быть главным для Москвы, но боевые действия на окраинах страны продолжались ещё много месяцев.

Политика советизации, провалившаяся в Польше, с успехом была проведена, при опоре на полки Красной армии и вооружённые формирования местных коммунистов, в буржуазных республиках Закавказья: в Азербайджане (апрель 1920 г.), Армении (ноябрь 1920 г.), Грузии (февраль—март 1921 г.). В районах Средней Азии, где население находилось под сильным влиянием феодально-патриархальных настроений, создаются Народные советские республики: в феврале 1920 г. — Хорезмская, в октябре 1920 г. — Бухарская. В их правительства, помимо коммунистов, входили на вторых ролях представители национальной буржуазии.

Красная армия, разгромив Колчака, вышла весной 1920 г. к Забайкалью. Дальний Восток находился в это время в руках Японии. Чтобы избежать столкновения с ней, правительство Советской России образовало в апреле 1920 г. формально независимое буферное государство — Дальневосточную республику (ДВР) со столицей в Чите. Вскоре армия ДВР начала военные действия против белогвардейцев, поддерживаемых японцами, и в октябре 1922 г. заняла Владивосток, очистив Дальний Восток от белых сил и интервентов. После этого было принято решение о ликвидации ДВР и включении её в состав РСФСР.


Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.

Осмыслить трагизм гражданской войны; способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.

Развивать умение высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, уважать мнение других.

Научить рассматривать прошлое через призму времени.

Продолжить формирование навыков анализа исторических документов

Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

Три лагеря в годы гражданской войны.

Очаги гражданской войны и иностранной интервенции.

Красный и белый террор.

Причины победы красных и поражения белых.

Итоги и характер войны.

Группы учащихся:

Деятельность

Деятельность

Здравствуйте, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Садитесь.

Учащиеся рассаживаются по группам:

настрой на урок

Теоретическое обоснование:

Постановка проблемных вопросов

Форма работы: заседание круглого стола, на котором присутствуют защитники трех движений.

Эпиграф урока

Исходя из темы, определите цель

Знакомство с планом урока

Исходя из этого встают проблемы:

2.Можно ли было избежать войны?

3.К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?

Что нам уже известно о гражданской войне?

Беседа по вопросам:

1.Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году?

2.Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики.

3.Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?

4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?

5.Гражданская война –это…

Особенности гражданской войны:

Особенность гражданской войны в России:

Что вы можете сказать о

периодизации гражданской войны в России.

Записывают тему урока и план.

Обобщить знания, узнать что- то новое, готовиться к ГИА, воспитывать в себе гражданскую позицию, учиться работать с презентациями, отстаивать свою точку зрения

Олеся читает стихотворение Волошина

лагеря в годы войны. (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).

(Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества).

(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)

(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).

организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны.

А) нет точной даты начала и завершения войны;

Б) нет четких линий фронта;

В) жесткие формы борьбы, террор;

Г)использование цветов для обозначения противоборствующих сил. Д)переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.

(Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение).

май – ноябрь 1918 год;

ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;

март 1919 г. – весна 1920 г.;

весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

На этом уроке мы будем искать ответы на ваши вопросы.

Сегодня мы поставили перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа, но мы постараемся ответить на них.

- Хотелось бы узнать о причинах победы красных.

- Что двигало людьми, когда они выбирали политический лагерь?

- Какие были ценности в годы войны?

Охарактеризуйте три политических лагеря в годы гражданской войны: их идеи, лидеров, участников.

Определить по лозунгу политический лагерь.

- идея: Единая и неделимая Россия;

- цель: реставрация старых порядков;

- лидер: единого лидера не было (Колчак, Деникин, Врангель, Юденич)

- белый цвет: символ законности и порядка;

дворяне,буржуазия, русские офицеры, кулаки, часть интеллигенции

- идея: Всемирная

- цель: Всемирная

- лидер: В.И.Ленин

- красный цвет: символ крови;

- участники: рабочие, крестьяне-бедняки, часть интеллигенции,

наблюдали за событиями.

- цель: принять Конституцию, созвать Учредительное собрание.

- лидеры: Н.Махно

- зелёный цвет:

- участники:

городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьяне, рабочие, желавшие гражданского мира, часть офицеров, интеллигенция.

- лагерь поддерживали иностранные интервенты:

Англия, Франция, Германия, США, Япония-

Ученики поднимают сигнальные карточки соответствующих цвету политического лагеря, высказывают своё мнение о сделанном выборе.

Каждая группа представляет свою визитную карточ

Поднимают свой флажок

Карточки (красные и черные)

Очаги гражданской и иностранной интервенции

Итак, мы вспомнили три лагеря, цель, идеи движений, предположили почему одни одержали победу, другие проиграли.

Теперь вспомним Очаги гражданской войны и иностранной интервенции

Показ по карте основных очагов войны и иностранной интервенции

Гражданская война не имеет четких границ: ни временных, ни пространственных, то есть трудно определить дату ее начала и конца, четко провести линию фронта.

Характерной особенностью ГВ является размытость границ. Однако с лета 1918 ГВ вступила в новый этап-фронтовой. Было сформировано два фронта-Восточный и Южный.

Антибольшевистские силы были разрознены, но тем не менее мощными

противниками. Наиболее опасной силой были отряды Колчака.

Действовали также отряды Юденича. Деникина….

армия Колчака была самой многочисленной;

- Деникин ближе всех подошел к Москве;

- армия Врангеля была оснащена Антантой новыми видами техники:

Корабли, самолеты, танки;

- армия Юденича была наиболее боеспособной, состояла исключительно из офицеров; т.д.

После заключения Брестского мира и выхода России из I мировой войны началось открытое вооруженное вмешательство иностранной интервенции во внутренние дела России: Англии,

Франции, США, Германии, Японии.

дискуссия между группами

работа с учебником, документами (устно)

Красный и белый террор. Террор- это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками.

Насилие было универсальным методом угнетения трудящихся в России и универсальным способом борьбы трудящихся против угнетения. Царизм практически лишил широкие народные массы ненасильственных способов борьбы за свои права. В годы гражданской войны классовые ценности противопоставлялись общечеловеческим. Мир делился на красный и белый, а люди на наших и чужих. Духом насилия была пропитана вся общественно – политическая жизнь России. Главная цель террора – сломить волю к сопротивлению у противника. Революционное насилие исторический факт, но его нельзя представлять как подвиг. Революция несла с собой не только добро, но и зло…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок углубит представление о гражданской войне и иностранной интервенции, покажет, что Гражданская война стала национальной трагедией народа, поможет показать глубину трагедий русских народов. Урок способствует развивать умение работать с документами, анализировать и делать собственные выводы. На уроке используются различные виды работ, что активизирует познавательную деятельность учащихся. Занятие проходит в виде работы творческой лаборатории, где группы историков, поддерживающих интересы различных социальных групп отстаивают свои точки зрения.

Тема: Огненные версты гражданской…

Цель: дать представление о Гражданской войне и иностранной интервенции; углубить знания разных точек зрения на начало и ход войны в результате исследования источников сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.
показать глубину трагедии российских народов

Задачи урока:

Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий и необходимости отказа от идеологизированности в оценке причин и событий гражданской войны.

Учащиеся должны получить знания о причинах гражданской войны и основных этапов.

Опираясь на источники, учащиеся должны дать оценку белому и красному террору.

Учащиеся должны сделать вывод по уроку на основе творческих работ, выполненных к уроку по предварительному заданию.

Метод: лабораторный анализ.

Оборудование:

Плакаты с текстами

Подборка книг по теме урока.

Портреты участников белого и красного движения.

Документы времен гражданской войны из учебника А. А.

Новые понятия: гражданская война – ожесточенная вооруженная борьба за власть в пределах одной страны между различными социальными группами.

Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела других стран и народов.

Директория – коллективный орган власти..

Актуализация пройденного материала.

Письменная дифференцированная работа по карточкам со слабыми учащимися. (Приложение1)

Вывод по параграфу 35.

Формирование новых понятий, представлений, навыков.

Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы должны будем проделать сложную и ответственную работу: постараемся выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну. Я сказала собственную, потому что она будет идти вразрез с тем, что возобладало в средствах массовой печати последних лет. Я думаю, нам будет под силу данная задача.

Итак, запишите тему урока, домашнее задание и приготовьте творческие работы, выполненные по предварительному заданию.

Поставленные цели и задачи предполагают создание творческих лабораторий.

I творческая лаборатория – ученые историки, поддерживающие идеи белого движения.

II творческая лаборатория - ученые историки, стоящие на стороне советской власти.

III творческая лаборатория – историки, выражающие интересы крестьянства.

Учащийся – эксперт (краткая историография вопроса).

До недавнего времени гражданская война воспринималась обществом благодаря идеологизированным взглядам историков, как единый гражданский порыв на защиту молодой Советской республики.

Относительно неизбежности гр. войны многие высказывают мнение, что войны в тех условиях можно было избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей данных партий.

Многие исследователи полагают, что до лета 1918 года говорить о гражданской войне в точном смысле нельзя: все события, происходившие ранее, были только прелюдией, прологом к главным событиям.

Таким образом, история гражданской войны, отгремевшей более 80 лет тому назад в кровавых битвах, в наши дни превращается в поле битвы - битвы идей и концепций.

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.

Посмотрите, ребята, с какой болью и точностью описывает поэтесса Россию в гражданской войне.

Итак, обратимся к фактам.

Ученик (дает информацию о начальном периоде гражданской войны).

Антибольшевистские силы в борьбе против Республики Советов попыталась возглавить партия кадетов, ушедшая с ноября 1917 года в подполье.

Ещё в январе 1917 года бывшие союзники России страны Антанты предложили Советскому правительству помощь в борьбе против немцев, но партия отклонила это предложение. Тогда под предлогом охраны от немцев военных грузов, поставленных России в 1916 – 1917 годах, в Мурманск и Архангельск в марте 1918 года прибыли английские, французские, американские войска. (Слайд №7). Началась интервенция Антанты. В Архангельске интервенты свергли советскую власть. Здесь образовалось правительство из эсеров и кадетов. Здесь же

интервенты устроили первые концлагеря.

На Дальнем Востоке высадился японский и американский десанты.

4.В Сибири англичане сделали ставку на казачьего атамана Семенова, который провозгласил себя главнокомандующим русской армии на Дальнем Востоке.

5. Летом 1918 года советское правительство серьезной опасностью считало мятеж чешского корпуса. В марте 1918 года оно дало разрешение на переброску 60-тысячного чешского корпуса через Дальний Восток во Францию. Корпус был вооружен. По пути следования в Пензе, Самаре, Сызрани, Челябинске, Омске, Владивостоке была свергнута Советская власть. (Слайд №7).

6. Интервенция резко активизировала силы внутренней контрреволюции. В Москве, Ярославле, Владимире, Муроме, в городах Поволжья, Сибири, Урала вспыхнули мятежи. На Дону сформировалась армия атамана Краснова, на Кубани – Добровольческая армия Деникина. Антанта высадилась в Закавказье. (Слайд №7).

Задания учащимся.

Переходим к анализу источников. Нужно установить социальный состав, цели, программы белого движения и движения за мировую революцию, определить цели крестьянских движений.

Идет работа с документами, учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: чью сторону принять? Этот выбор был нелегким нравственным выбором.

Учитель. Обратимся к документам и попытаемся разобраться в причинах белого и красного террора. Расстановка сил была следующей Ученик из I группы.

Советскую власть поддерживали большая часть городского и сельского пролетариата, мелкие ремесленники и служащие, примерно третья часть царских генералов и офицеров, а также немалая часть интеллигенции, в том числе и творческой.

Ученик из другой группы.

Против советской власти выступили крупная буржуазия, помещики, около 40% генералов и офицеров, полиция, зажиточное крестьянство, опять же немалая часть интеллигенции.

Учитель. Какая же сила предопределила исход?

Ученики. Крестьянство – большая часть населения.

Учитель. Почему крестьяне встали все-таки на стороне советской власти? Что повлияло на это решение?

На эти и другие вопросы отвечают ребята из третьей лаборатории.

Работа с документами.

Учитель. Итак, террор – это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками. Царизм практически лишил народ легальных способов борьбы за свои права. Вековая ненависть народа к угнетателям выливалась в пугачевские методы борьбы. Террор был реакцией и со стороны свергнутых классов, ведь они были лишены политических и гражданских прав, запрещалась деятельность буржуазных партий.

Учитель. Ребята, завершая работу в нашей творческой лаборатории, я предлагаю вам выступить с проектами. (Предварительное задание: Представьте, что вас как специалистов – историков, исследующих тему гражданской войны, пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918 – 1920годы. Каким бы вы хотели его видеть?).

Учащиеся выступают с творческими работами.

Проект памятника жертвам гражданской войны в России.

Памятник представлен композицией из фигуры женщины в черном, символизирующей Россию, она склонилась над телами двух сыновей. Один из них – в буденовке с красной звездой, второй – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно. Внизу на плите выбиты строчки стихотворения марины Цветаевой:

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошел, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.

Учитель Пламя, которым мы горим сейчас - это пламя Гражданской войны. Кто они - эти беспощадно борющиеся враги? Пролетарии и буржуа? Каковы же их подлинные имена? Что их разделяет? - писал М. Волошин. И ответим мы на эти вопросы его же словами: …И там, и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас – тот против нас!

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Ученик. У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костер братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой. Белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь – и не без оснований - большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только своего собственного народа, на и всего мира.

Этот урок должны помнить сегодняшние политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество.

IV.Закрепление нового материала.

Кроссворд, состоящий из восьми слов. (Слайд№11)

V.Задание на дом. Параграф 36.


Оглавление

  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  • ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОГНЕННЫЕ ВЁРСТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зелёный генерал предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОГНЕННЫЕ ВЁРСТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Глава 41. Причины Гражданской войны и первый её этап

Историки до сих пор спорят о том, когда же всё-таки началась Гражданская война в России. Давайте начнём с того, что они устроили в Петрограде переворот. Ведь там были реально военные столкновения. Обычно 25 октября 1917 года и считают началом Гражданской войны. Что же такое Гражданская война? Это вооружённые столкновения внутри страны различных политических сил, а также социальных и этнических групп.

Что же стало причиной этой войны? Понятно, что приход к власти большевиков. Заключение Брестского мира и национализация всей земли, а также конфискация помещичьих земель очень не устраивало большинство бывших офицеров царской армии, казаков, помещиков, дворян ну и некоторую часть крестьян. Помещики и буржуазия хотели вернуть старые дореволюционные порядки, к которым они привыкли. Разгон учредительного собрания и глубокий общенациональный кризис тоже являлись причинами Гражданской войны. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания в январе 1918 года, неприятие Брестского мира, экономическая политика большевиков в деревне весной-летом 1918 года и антирелигиозная политика большевиков стали основными причинами начала Гражданской войны в России.

Гражданскую войну принято делить на три этапа. Первый этап был начальным, или его ещё называли локальным. Что же происходило в этот этап?

Ну что ж… Перейдём к первым вооружённым выступлениям и формированиям антибольшевистских вооружённых ячеек сопротивления. Началось вооружённое Гражданское противостояние с похода Керенского и корпуса генерала Краснова на Петроград. 27 октября 1917 года казаки Краснова захватили Гатчину, 28 октября — Царское село, а 30 октября отряды Краснова были разбиты у Пулковских высот, Керенский сумел скрыться.

В ноябре 1917 года начали возникать очаги сопротивления: на Дону (Каледин), Южный Урал (Дутов), Сибирь, Забайкалье (Семёнов). В конце ноября на Дону начала формироваться Добровольческая армия. С 21 по 30 декабря в Иркутске прошла вооружённая борьба за установление советской власти.

Что же там на Дону происходило? Главой Всевеликого войска донского стал атаман Каледин, который заявил о неподчинении своего войска советской власти. Все недовольные новым режимом стали стекаться на Дон. Одновременно началось движение казачества на Южном Урале.

Перейдём к формированию Белого движения. В ноябре 1917 года в Новочеркасск, объявленный столицей Всевеликого войска донского, прибыл генерал Михаил Васильевич Алексеев. К началу зимы туда пробралось две тысячи офицеров. Командующим Добровольческой армией был назначен генерал от инфантерии Лавр Георгиевич Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика находилась в руках Алексеева. Командующим Донской областью был Каледин.

Читайте также: