Официальная и неофициальная культура в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Оттепель – это период в истории СССР (середина 1950-х — середина 1960-х годов), для которого характерна относительная либерализация общественной и политической жизни.

Особенности развития культуры

В дальнейшем усилились идеологическое давление и цензура, контроль над деятельностью советской интеллигенции. Запрещались признанные в мире фильмы, театральные спектакли.

Образование и наука

В 70-е годы в СССР развернулась работа по подготовке введения всеобщего среднего образования. В городах и селах строились новые школы, число которых превысило 140 тысяч. Выросла численность учительских кадров. Для улучшения общеобразовательной подготовки учащихся в учебные программы были внесены изменения. С четвертого класса вводилось изучение основ наук. В десятую пятилетку был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Однако выпускники школ были плохо подготовлены к самостоятельному труду. Поэтому в 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Он предусматривал меры, дополняющие всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным. По замыслу инициаторов реформа приближала учащихся к физическому труду и к будущей работе на заводах. Намеченное не было осуществлено полностью из-за слабости материально-технической школьной базы. Также против реформ выступили работники образования, опасавшиеся понижения уровня общеобразовательной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Высшая школа развивалась сложными путями. Многие институты преобразовывались в университеты. Для оказания помощи работающей молодежи при поступлении в вузы воссоздавались рабфаки. Расширилась сеть заочного и вечернего образования. С ростом численности выпускников вузов возникли сложности с трудоустройством. Молодые специалисты часто работали не по специальности. В перестройку в практику вошли договорные обязательства вузов и предприятий на подготовку специалистов, имеющих определенный профиль.

Непростым было развитие отечественной науки. В конце 1960-х годов в отдельных отраслях наметилось отставание. На это в письме Л. И. Брежневу обратила внимание группа ученых. Причиной отставания называлось отсутствие свободы творчества и получения информации, необходимых для деятельности ученых. Также развитие науки сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью приборостроения. В 1970-е годы капиталовложения в научную сферу были увеличены, что помогло в некоторых областях преодолеть отставание. Продолжилась разработка начатых ранее научных программ. Например, активно шли космические исследования. В практику вошли длительные полеты в космос. Результаты космических достижений применялись в народном хозяйстве, в геологии и рыболовстве. Были построены атомные реакторы. Велись исследования в сфере лазерной техники и электроники. Получили широкое признание труды советских ученых в области радиотехники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. В 1978 году за открытия в области физики Нобелевской премии был удостоен академик П. Л. Капица. Решение задач народного хозяйства требовало тесного взаимодействия науки с производством. Основной формой слияния стали научно-производственные объединения, которые создавались как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. НПО в едином межхозяйственном комплексе соединяли исследовательские организации, конструкторские бюро, промышленные предприятия, экспериментальные хозяйства.

Литература и искусство

В искусстве и литературе 1960-х - 80-х годов видны две линии развития:

  • Официально признанная была представлена издаваемыми литературными произведениями, экспонируемыми художественными полотнами, исполняемыми на сценах музыкальными и драматическими произведениями;
  • Малоизвестное большинству творчество деятелей культуры, созданное не в рамках социалистического реализма.

В литературе и искусстве в данный период особое место занимала Великая Отечественная война. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о войне. В населенных пунктах сооружались памятники участникам и жертвам войны. В конце 1960-х годов в литературу вошла группа прозаиков, главной темой творчества которых была современная деревня:

  • В. П. Астафьев;
  • Б. П. Можаев;
  • В. Г. Распутин;
  • В. М. Шукшин;
  • В.И. Белов.

Центральное место в их работах заняли судьбы крестьянства, взаимоотношения города и деревни. В жанре научной фантастики писали братья А. и Б. Стругацкие. Возрос писательский интерес к историческому прошлому. Жанр мемуарной литературы пополнился воспоминаниями военачальников Отечественной войны. Однако многие произведения этого периода не сумели преодолеть цензурные запреты и вышли в свет только через длительное время. Идеологизация тяжело отражалась на развитии киноискусства и живописи. Большие трудности преодолевали организаторы выставок талантливейшего художника И. С. Глазунова. В запасниках музеев пылились полотна авангардистов 1930-х годов.

Литературные произведения и картины на исторические темы могли увидеть свет только в случае, если они соответствовали официальным взглядам на прошлое.

Запрещенные литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем пришли к читателю книги А. И. Солженицына, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака.

Соц-арт – своеобразный гибрид поп-арта и соцреализма. Тиражируя штампы коммунистической идеологии, Комар и Меламид создают пародию на узнаваемые визуальные образы советской культуры. В стилистике соц-арта также работали Эрик Булатов, Александр Косолапов, Гриша Брускин.

Уникальность советского андеграунда в том, что под гнетом идеологии и общественного порицания художники смогли возродить забытые на 30 лет традиции русского авангарда, создав при этом самобытные произведения. Все идеи в дальнейшем получили развитие в московском концептуализме, который в свою очередь заложил основу современного отечественного искусства, оригинального, но в то же время преемственного революционным концепциям авангарда начала XX века.


Официальная и неофициальная культура в СССРСущность тоталитаризма в духовной жизни.

Неофициальное искусство СССР(или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) - - под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950 - - 1980 - х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни.

Хрущева, Бульдозерная выставка (1974), однодневная выставка того же года в Измайловском парке в Москве, выставки художников - нонконформистов в ДК им.

Художники, воплощавшие "чуждую" культуру нашли выход к зрителю через "квартирные выставки".

Ядром движения одесского нонконформизма стали : В.

К этой основной группе, название которой дала Л.

Ястреб, - "Нонконформисты", впоследствии присоединились Е.

Культура СССР в период застоя и ПерестройкиУсиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества.

Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие - - в соответствии с установками сверху - - коммунистическому воспитанию трудящихся.

И, наоборот, многие работы второго, непризнанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны.

На рубеже 1960 - 1970 - х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня.

В произведениях В.

М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города.

В жанре научной фантастики работали А.

Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны.

Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г.

Этим путем пришли к читателю впервые книги А.

Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства.

Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников - авангардистов 30 - х годов.

Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого.

Развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования.


Неофициальная культура - имеет целый ряд модификаций.

Среди них в первую очередь может быть названа народная культура.

Ее важнейшими признаками являются связь с традициями этнической культуры и соответственно традиционность иэтичность

Официальная культура — это культура, нормы и ценности которой провозглашаются и санкционируются (от лат.

Sanctio— строжайшее постановление) властными структурами того или иного конкретного сообщества.

Так, в средние века в Европе в качестве такой властной структуры выступала церковь, и официальная культура имела церковный характер.

В новое и новейшее время официальная культура санкционируется государством и является одним из самых мощных средств укрепления его силы и могущества.

Соответственно содержание официальной культуры напрямую связано с характером и направлением политики государства.


1) поддержка Русской Православной Церкви со стороны государства

2) наличие единого официального направления в культуре – соцреализма

3) отсутствие гонений и критики в отношении деятелей культуры

4) публикация автобиографических произведений руководителя государства.


Сравнить Культура и искусство после октября 1917 * г и Культура и искусство в СССР в предвоенное десятилетие?

Сравнить Культура и искусство после октября 1917 * г и Культура и искусство в СССР в предвоенное десятилетие.


Достижения культуры в СССР 1964 - 1985г?

Достижения культуры в СССР 1964 - 1985г.


Какие изменения произошли в культуре после распада ссср?

Какие изменения произошли в культуре после распада ссср?


Вывод о развитии науки и культуры в СССР и РФ с 1945 - 1991 ?

Вывод о развитии науки и культуры в СССР и РФ с 1945 - 1991 !


1) публикация автобиографических произведений руководителя государства 2) резкое сокращение (более чем в 10 раз) государственных затрат на развитие культуры 3) открытость советской культуры для влияния Запада 4) публикация произведений А.

И. Солженицына в СССР.


Название космодрома, основанного в год официального окончания войны между СССР и Германией?

Название космодрома, основанного в год официального окончания войны между СССР и Германией.


Достижения культуры в ссср в 1920 - 1930 - х гг?

Достижения культуры в ссср в 1920 - 1930 - х гг.


Что относится к культуре ссср 40х , 50х, 60 годов?

Что относится к культуре ссср 40х , 50х, 60 годов.


Достижения в науке и культуры у СССР после ВОВСпасибо?

Достижения в науке и культуры у СССР после ВОВ

На этой странице сайта, в категории История размещен ответ на вопрос Официальная культура и не официальная культура ссср?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Каждый наш день начинается рано утром, как только всходит солнце. Всей семьёй мы садимся за стол и завтракаем, обычно это каша с квасом. Затем родители и старшие браться / сестры уходят в поле, чтобы собирать / сеять урожай. Я же в это время ухажи..


Занятия крестьян, это работа. Земледелие, охота, строительство, добыча ресурсов. Некоторые занимались торговлей. Все занятия крестьян были основаны на желании прокормить себя и свою семью.


Ива́н IV Васи́льевич, прозванный Гро́зным, по прямому имени Тит и Смарагд[4], в постриге — Иона (25 августа 1530, село Коломенское[5] под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь ..


Найди а интернете там все есть и все.


Можно переспросить, вы хотели услышать о моём типичном дне? Ну, тогда слушайте. Сегодня я проснулся, как всегда, как только встало солнце - много работы ведь! Позавтракал хлебом с луком и запил это крепким узваром. А дальше - работа! Сначала я р..


Первая половина 19 века вошла в историю как начало "золотого века".


Геническ Тоже довольно популярный порт.


Бердянск. Есть еще кучу портов на азов. Море, но тебе же нужен 1 , так что - Бердянск - самый популярный.


Очень далеко, далеко.


1. жили в песчаных степях между Днепром и Доном. Их союз занимал территорию от Балтийского до Черного моря. 2. Теодорих Великий 451 - 526 3. Враги гунны 4. Остготское государство пало и было завоевано Византией.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Не утверждая возможность сведения советской культуры к оппозиции официальное-неофициальное, семинар ставил задачи рассмотреть конкретные примеры проявлений ее в спектре социальной жизни, публицистической полемики, законодательных инициатив и их реализаций.

Люси Данлоп представила исследование деятельности Всесоюзных походов к местам боевой славы, имевших целью развить патриотическое воспитание и создать новые, в некоторой степени сакральные пространства, актуализировавшие официальную героическую историю.

Далее, рассматривая соотношение функционирования официального и неофициального дискурса в пространстве советской материальной культуры, Константин Богданов обращается к теме жевательной резинки, долгое время маркированной как элемент западной, вредящей моральному облику советского человека культуры, и вовлекавшей советских подростков в практики неформального обмена или нелегитимных торговых операций с иностранцами.

Третью часть семинара открыла Катриона Келли анализом того, как творческая интеллигенция вспоминала уничтожение храма Спаса на Сенной площади (1961 г). Привлекая архивные источники, Келли доказывает, что большая часть рефлексии носит характер городских легенд, конструируя различные неофициальные версии принятия решения о сносе храма с помощью фольклорных элементов. Телеграмма из Москвы, вмешательство чиновников высшего ранга и академика Лихачева, осознания необходимости дискуссии о том, взрывать ли Спас ради строительства станции метро – все это инверсии памяти.

Озвученные на семинары факты и гипотезы позволили сделать итог о том, что данные модусы советской жизни — официальное и неофициальное — не столь монолитны, как принято считать, и каждый из них содержит в себе элементы другого, которые могут быть актуализированы в определенном социальном, культурном или правовом контексте и наполнены соответствующими смыслами. С этой точки зрения и смена имени в 1940-е гг., и написание дневника поисково-исторических экспедиций в конце 1960-х гг., и конструирование памяти о событиях 1961 года становятся пространствами, где неофициальная точка зрения маркируется официально обозначенными последствиями, а само неофициальное может иметь как официальный, так и полупубличный варианты.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА

10.00 Вступительное слово

10.10–12.00 Модератор Альберт Байбурин

12.15–14.00 Модератор Катриона Келли

15.30–17.45 Модератор Константин Богданов

Справки по телефону: (812) 386-76-36

Контакты


Не утверждая возможность сведения советской культуры к оппозиции официальное-неофициальное, семинар ставил задачи рассмотреть конкретные примеры проявлений ее в спектре социальной жизни, публицистической полемики, законодательных инициатив и их реализаций.

Люси Данлоп представила исследование деятельности Всесоюзных походов к местам боевой славы, имевших целью развить патриотическое воспитание и создать новые, в некоторой степени сакральные пространства, актуализировавшие официальную героическую историю.

Далее, рассматривая соотношение функционирования официального и неофициального дискурса в пространстве советской материальной культуры, Константин Богданов обращается к теме жевательной резинки, долгое время маркированной как элемент западной, вредящей моральному облику советского человека культуры, и вовлекавшей советских подростков в практики неформального обмена или нелегитимных торговых операций с иностранцами.

Третью часть семинара открыла Катриона Келли анализом того, как творческая интеллигенция вспоминала уничтожение храма Спаса на Сенной площади (1961 г). Привлекая архивные источники, Келли доказывает, что большая часть рефлексии носит характер городских легенд, конструируя различные неофициальные версии принятия решения о сносе храма с помощью фольклорных элементов. Телеграмма из Москвы, вмешательство чиновников высшего ранга и академика Лихачева, осознания необходимости дискуссии о том, взрывать ли Спас ради строительства станции метро – все это инверсии памяти.

Озвученные на семинары факты и гипотезы позволили сделать итог о том, что данные модусы советской жизни — официальное и неофициальное — не столь монолитны, как принято считать, и каждый из них содержит в себе элементы другого, которые могут быть актуализированы в определенном социальном, культурном или правовом контексте и наполнены соответствующими смыслами. С этой точки зрения и смена имени в 1940-е гг., и написание дневника поисково-исторических экспедиций в конце 1960-х гг., и конструирование памяти о событиях 1961 года становятся пространствами, где неофициальная точка зрения маркируется официально обозначенными последствиями, а само неофициальное может иметь как официальный, так и полупубличный варианты.


ПРОГРАММА СЕМИНАРА

10.00 Вступительное слово

10.10–12.00 Модератор Альберт Байбурин

12.15–14.00 Модератор Катриона Келли

15.30–17.45 Модератор Константин Богданов

Справки по телефону: (812) 386-76-36

Контакты

Читайте также: