Оценка современников победоносцева кратко

Обновлено: 04.07.2024

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крылá.

В конце 50-х годов Победоносцев выступил как писатель-публицист либеральных воззрений. В начале 60-х годов принял деятельное участие в разработке судебной реформы (1864 год), отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного процесса.

Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя государственной службе: в 1868 г. стал сенатором, в 1872 г. — членом Государственного совета. По свидетельству известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева в Государственном совете и Сенате, производили сильное впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же период Константин Петрович активно занимался научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг, множество статей, переводных сочинений по истории и юриспруденции.

В 1865 году Победоносцев был вначале назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), а позже — к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.

Как христианский мыслитель, Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.

По мнению Победоносцева, положенное в основу демократических теорий ложное представление о совершенстве человеческой природы привело его к пониманию вечных истин (свобода, равенство, братство) как философских абстракций и формальных прав. А так как массы, считал он, не в состоянии философствовать (они способны только верить), то идея формальных прав, рождая разрыв между духовностью личности (религиозная вера) и её болезненными (демократическими) устремлениями, стимулируют разрушительные инстинкты народа.

Всё это полезно прочитать нынешним западникам, либералам тянувших нынешнюю Россию в болото парламентаризма. Ибо без учёта национальных особенностей страны, нас ожидает весьма плачевная судьба разрушения нашей прекрасной цивилизации. Об этом говорит и Победоносцев.

В противовес демократическим теориям Победоносцев предлагал свою теологизированную монархическую концепцию. С его точки зрения, потребность во власти изначально заложена в природе человека. Возникшее в результате грехопадения раздвоение человеческой природы на доброе и злое начало рождает необходимость в государстве, той властной опоре, верховном судье в борьбе за порядок и правду против зла.

Выступая за неограниченную монархическую власть, Победоносцев оперировал к народному духу, который, как он полагал, изначально содержит и в будущем будет содержать идею монархической организации российского общества. В целом Победоносцев абсолютизировал ценность государства, придав ему основную роль в борьбе со злом, что, в некотором смысле, противоречило учению православной церкви.

Однако, Победоносцев правильно считал, что процесс демократизации в стране несёт в себе опасность, способную стать гибельной для России как государственного, так хозяйственного и культурного организма.

Прогрессивная общественность (в основном либеральная, интеллигентская и масонская) не могла простить ни его взглядов, ни его политического курса. Новое безрелигиозное и свободное от всякого греха время не нуждалось больше в старом монархисте, патриоте и консерваторе. Даже некоторые иерархи церкви выступили против его церковной политики (в частности, митрополит Петербургский Антоний (Вадковский). 17 апреля 1905 года Кабинет министров, несмотря на его возражения, утвердил указ о веротерпимости. 19 октября того же года Константин Петрович был уволен от должности обер-прокурора Синода. Скончался он 10 (23) марта 1907 года в Петербурге. Пусть земля ему будет пухом. Помянем его. Аминь.

К. Победоносцев

2007 год по справедливости должен был быть объявлен в России годом Победоносцева. 23 марта исполнилось 100 лет со дня кончины одного из величайших государственных деятелей XIX столетия и выдающегося идеолога русского консерватизма, а 3 июня — 180 лет со дня его рождения. Увы, этого не случилось. Юбилей Победоносцева отмечен был более чем скоромно. Несколько публикаций к 100-летию со дня смерти, в основном в церковных изданиях, и юбилейная научная конференция в Петербурге, прошедшая 1−3 июня — вот все, чем страна почтила память этого замечательного человека. При этом конференцию, состоявшуюся благодаря стараниям дирекции воскресной школы Новодевичьего монастыря (на кладбище монастыря покоится прах К.П.Победоносцева и его супруги, много жертвовавших на нужды обители) наши церковные либералы попытались превратить в форум не по обсуждению наследия Победоносцева, а по осуждению его идей и государственных трудов. Оказалось, Победоносцев продолжает быть актуальным.

Выходит, и в нынешнее время Победоносцев пришелся не ко двору. Игнорирование властью юбилея показывает, что его идеи и политическая практика оказываются невостребованными современной политической элитой. И если такое отношение к одному из столпов русского консерватизма со стороны дореволюционных либералов и советских коммунистов понять несложно, ибо они коренятся в ненависти к сильному противнику, своим словом и делом разрушавшему козни врагов Самодержавия, то недостаточное внимание к Константину Петровичу в наше время, когда консервативная идеология оказывается вновь востребованной, можно объяснить только незнанием его идей и непониманием его личности.

Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая 1827 года, когда Церковь празднует не только память Владимирской иконы Божией Матери (праздненство установленное в честь спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году), но и вспоминает святого равноапостольного царя Константина и матерь его царицу Елену. В честь первого православного Государя он и был наречен. Будущий государственный деятель родился в многодетной (11 детей) семье профессора словесности Московского университета, который был сыном приходского священника, служившего в Звенигородском уезде, а потом в Москве.

Победоносцев родился в Москве, и хотя большую часть жизни он провел в столице, в Петербурге, где и похоронен, он всегда любил Первопрестольную, о чем неоднократно писал. Победоносцев даже предлагал Императору Александру III перенести столицу империи в Москву.

В 1846 году он окончил элитное Императорское Училище правоведения, готовившее кадры для управления Империей, и начал государственную службу в одном из департаментов Сената в Москве. Одновременно Победоносцев занялся историей русского гражданского права, выступал с публикациями на эти темы и вскоре был приглашен читать лекции в Московском университете, где в течение 5 лет занимал кафедру гражданского права. Результатом профессорства Победоносцева стал учебник по гражданскому праву, долгое время считавшийся лучшим и выдержавший несколько изданий.

В чем же причины такой открытой злобы и ненависти либералов к К.П.Победоносцеву?

Не ошибемся, если укажем на три главные причины.

Во-первых, именно К.П.Победоносцев предотвратил принятие конституции в 1881 году. Либеральной группировке влиятельных сановников (Лорис-Меликов, Милютин, Абаза, Набоков), которых поддерживали влиятельные великие князья, удалось склонить императора Александра II к идее установления в России конституционной монархии. Государь был готов подписать Манифест об учреждении парламента в России, т. е. 1917 год мог наступить в России тридцатью шестью годами раньше. Однако буквально накануне подписания документа Царь был убит террористами. Придворные либералы надеялись, что им удастся склонить к отказу от Самодержавия и нового Государя, тем паче, что противников парламентаризма в высших эшелонах власти было совсем немного. В марте-апреле в Петербурге и Гатчине, где жил император Александр III, интенсивно шли совещания. 21 апреля состоялось решающее совещание, на котором либеральная партия оказалась в большинстве. Либералы праздновали победу. Но они просчитались, ибо недооценили фактор Победоносцева.

В апреле 1902 года 75-летнего Победоносцева должен был убить на похоронах убитого 2 апреля министра внутренних дел Д.С.Сипягина террорист Григорьев. Однако он стрелять не решился, то ли испугался, то ли устыдился.

Победоносцев и современники

Находясь на вершине власти Победоносцев контактировал с большим числом людей. Сохранилась его обширная переписка, среди адресатов: государственные деятели, писатели, композиторы, ученые, публицисты. Он дружил с подвижником просвещения С.А.Рачинским, состоял в переписке с императорами Александром III и Николаем II, великими князьями Сергеем Александровичем, Константином Константиновичем и др., с композиторами П.И.Чайковским, М.А.Балакиревым, поэтом Я.П.Полонским, с философом Н.П.Гиляровым-Платоновым и др. Но о двух современниках Победоносцева стоит сказать особо.

Загадка личности Победоносцева

Вот что его манило, о чем он мечтал! А еще говорят, что он был чопорным чиновником. Это не так. У него была тонко чувствующая русская душа и сильный русский ум, прозревавший тенденции развития народа и человечества.

Тот же Бартенев сообщает, что сразу после смерти Константина Петровича либеральные газеты распространяли небылицы о его многомиллионном наследстве. Однако после его кончины выяснилось, что все наследство этого высокопоставленного сановника свелось к маленькому деревянному домику в его родной Москве. Победоносцев жил и трудился во славу Божию, для процветания России.

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

Константин Петрович родился в Москве, был младшим ребенком в семье Победоносцевых, его отец был профессором Московского университета. Воззрения Константина во многом определило то, что дед был священником. В детстве он усвоил: русский человек должен жертвовать собой ради Бога, царя и Отечества. После домашнего образования, миновав гимназию, в 1841 году Победоносцев поступил в Императорское училище правоведения, которое окончил с отличием. Уже вскоре он прослыл лучшим знатоком российского законодательства. С 1861 года профессор Московского университета Константин Победоносцев преподавал законоведение наследнику престола и другим великим князьям.

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

Хранитель Российской империи

Краткий курс истории. Константин Победоносцев

К.П. Победоносцев с приемной дочерью Марфой

Мнения

Большую часть своей жизни Константин Победоносцев занимался научно-преподавательской деятельностью. Его отец Петр Васильевич был профессором словесности и литературы Императорского Московского университета, поэтому преподавательская карьера не была для Константина Победоносцева чем-то новым и неизведанным. В 1859 году 32-летний Победоносцев защитил магистерскую диссертацию по праву, а в 1860 году был избран профессором по кафедре гражданского права Московского университета.


Безусловно, толчком к грандиозной карьере Победоносцева и получению им реальной возможности влиять на политику империи стало назначение его в конце 1861 года на должность преподавателя правоведения к наследнику престола великому князю Николаю Александровичу — сыну Александра II. Так состоялось обстоятельное знакомство Победоносцева с императорской семьей. Эрудированного преподавателя привлекли к работе комиссий, подготавливавших судебную реформу, а затем в 1868 году включили в состав Сената. Но пиковым назначением Победоносцева стало утверждение его в должности обер-прокурора Святейшего Синода в апреле 1880 года. Первоначально назначение Константина Победоносцева обер-прокурором Синода было положительно воспринято российской интеллигенцией либерального толка, поскольку он считался более прогрессивным деятелем, чем его предшественник граф Дмитрий Андреевич Толстой, занимавший обер-прокурорский пост в 1865-1880 гг. Достаточно сказать, что после Синода Толстой вскоре получил назначение на пост министра внутренних дел и шефа жандармов. Дмитрий Толстой считался человеком крайне консервативных убеждений, противником либеральных реформ, и интеллигенция относилась к нему очень прохладно.

Практически сразу же после своего назначения на новую должность, Победоносцев разочаровал российских либералов. После убийства Александра II в 1881 году, Победоносцев выступил с решительной поддержкой самодержавной власти и стал автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 года, в котором самодержавный строй провозглашался в Российской империи незыблемым.

Победоносцев стал главным идеологом власти и оказывал определяющее влияние на политику в сфере образования, религии, межнациональных отношений. В советское время политику Победоносцева называли не иначе, как охранительной, но в ее основе было не столько верноподданническое желание угодить императору, сколько достаточно серьезный базис из собственных теоретических разработок. По своим убеждениям Победоносцев был безусловным противником политической демократии, которую он считал разрушительной для государства, особенно для России. Главной ошибкой демократической идеологии Победоносцев видел механистическое понимание общественно-политических процессов, их упрощение. Будучи серьезно верующим человеком, Победоносцев отстаивал мистическое происхождение власти, наделял ее сакральным значением. Институты власти, по мнению Победоносцева, имеют тонкую связь с самой историей страны, ее национальным своеобразием. Либерализм и парламентаризм он считал подходящими лишь для тех государств, где для такого строя существует серьезная почва. Например, возможность эффективного существования парламентской системы Победоносцев допускал для Англии, США, для небольших европейских государств вроде Нидерландов, однако не видел ее будущего в романских, германских, славянских странах Европы. Разумеется, с точки зрения Победоносцева, не являлся эффективной моделью парламентаризм и для российского государства. Более того, для России парламентаризм был, с точки зрения обер-прокурора, вреден и мог повлечь за собой лишь прогрессирующий моральный и нравственный упадок, связанный с нарушением исконного, сакрального политического порядка российского государства.

Главным преимуществом монархии над парламентаризмом Победоносцев считал колоссальную личную ответственность монарха за управляемые ими народ и государство. Выборное руководство страны, осознавая свою сменяемость, обладает куда меньшей ответственностью. Если власть монарха передается по наследству, то президенты и депутаты, побыв несколько лет на своих постах, уходят в отставку и более ничем не отвечают за дальнейшую судьбу страны и даже за судьбу принятых ими законов.

Конечно, власть нуждается в определенном ограничителе, и Победоносцев также это признавал. Но этот ограничитель он видел не в институтах представительства, вроде парламента, а в религиозно-нравственных убеждениях и качествах самого монарха. Именно его вера, моральные и нравственные установки, духовное развитие и могут стать, согласно Победоносцеву, главным препятствием для развития деспотизма и злоупотреблений. Как человек консервативных убеждений, Победоносцев очень большое внимание уделял религии, причем считал единственно правильной христианской церковью именно православную церковь. Он видел крайнюю необходимость в увеличении влияния церкви на общественную и политическую жизнь страны. В частности, обер-прокурор синода выступал за масштабное строительство новых храмов, проведение церковных праздников в максимально торжественной обстановке, поддерживал открытие церковно-приходских школ. Но, вместе с тем, политика Победоносцева по поддержке православной церкви оборачивалась и ущемлением религиозных прав и свобод иноконфессиональных групп населения. Больше всего при нем страдали старообрядцы, молокане, духоборы, баптисты и другие подобные группы. Победоносцев инициировал репрессивную политику против этих религиозных течений, превратив государственный репрессивный аппарат в инструмент утверждения интересов православной церкви. Такая позиция Победоносцева проистекала из его личного понимания православия. Для него религия представляла собой не только веру, но и государственную идеологию. Поэтому все иноверные группы, особенно если их последователями являлись русские по происхождению люди, представляли, с точки зрения обер-прокурора синода, опасность для безопасности государственного строя.

Политика Константина Победоносцева в отношении религиозных меньшинств запомнилась очень жесткими действиями по отношению к старообрядцам, баптистам, молоканам, которых власть стала преследовать и подвергать самым настоящим полицейским репрессиям. Часто действия власти приобретали просто вопиющий характер. Например, в феврале 1894 г. архимандрит Исидор Колоколов при поддержке казачьей сотни захватил старообрядческий Никольский монастырь в станице Кавказской Кубанской области. Монахи — старообрядцы были изгнаны из своей обители, при этом власти не стали останавливаться перед чудовищным для любого христианина поступком — разрушением монастырского кладбища. Казаки разрушили могилы епископа Иова и священника Григория, выкопали и сожгли их тела, а в могильных ямах сделали уборные. Такая жестокость вызвала непонимание в обществе, причем возмутилось даже большинство казаков станицы, не относившихся к старообрядцам. Это нападение, разумеется, не было единственным примером вмешательства государства в сферу религии в годы обер-прокурорства Константина Победоносцева.

Серый кардинал Александра III. Константин Победоносцев

— Победоносцев в молодости

Многие проповедники сектантских групп были помещены в Суздальскую монастырскую тюрьму. Примечательно, что отправляли в нее и православных священнослужителей, которые позволяли себе критиковать чрезмерно авторитарную и жестокую политику Святейшего Синода. Известно, что Константин Победоносцев обдумывал и возможность помещения в монастырскую тюрьму Льва Толстого, которого считал еретиком. Но здесь уже вмешался сам государь император, который не дал обер-прокурору своего согласия на репрессии в отношении великого писателя.

Другой известный русский философ и богослов, Георгий Флоровский, говорил о непонимании Победоносцевым духовной жизни, богословия. В церкви Победоносцев видел государственный институт, позволяющий сакрализировать существующий политический строй. Поэтому он стремился не допускать дискуссий на религиозные темы, безжалостно отправлял в монастырскую тюрьму священнослужителей, позволявших себе критическую оценку проводимой синодом религиозной и национальной политики.

Читайте также: