Оценка аудитором результатов аудиторской проверки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организаций, аудитором:

  • Закона "Об аудиторской деятельности"
  • Международных стандартов аудита (МСА)
  • Стандартов аудиторской деятельности (ФСАД)
  • Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций
  • Кодекса профессиональной этики аудиторов

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций проводят:

  • саморегулируемая организация аудиторов (СРО ААС)
  • уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору - Федеральное казначество

Недостатки, выявляемые экспертами при внешнем контроле качества аудита

Комиссия по контролю качества СРО, Минфин РФ и Казначейство к наиболее существенным недостаткам в работе аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выявленных при проведении внешнего контроля качества аудита относит следующие недостатки:

  • низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (МСА 500 "Аудиторские доказательства")
  • отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки (МСА 530 "Аудиторская выборка")
  • форма составления рабочих документов не обеспечивает общего понимания аудита, в рабочих документах не содержится обоснование всех важных моментов, по которым необходимо выразить профессиональное суждение, а также отсутствуют выводы аудитора по ним
  • в составе рабочих документов по аудиторским заданиям отсутствуют документы, подтверждающие факт установления приемлемого уровня существенности при планировании аудита
  • в представленных для проверки рабочих файлах отсутствуют подписи сотрудников, составивших и проверивших выполнение аудиторских процедур и оформление рабочих документов аудитора
  • в рабочих документах отсутствуют сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры
  • рабочие документы не содержат информации об изучении однотипных видов операций и остатков по счетам бухгалтерского учета, анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения
  • перед проведением аудиторской проверки аудиторами не подписывался контрольный лист независимости аудитора или анкета независимости компании
  • выводы аудитора об отсутствии сомнений в непрерывности деятельности не подтверждены расчетами величины чистых активов, расчетом основных финансовых коэффициентов, указывающих на признаки банкротства, установленных законодательством РФ
  • отсутствует документальное подтверждение выполнения аудиторской организацией обязанности по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, запросов касательно письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов РФ, влияние которых должно учитываться при подготовке отчетности, запросов о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода в 12 месяцев со дня отчетной даты и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно

Внутренний контроль качества аудита

Программа IT Audit: Предприятие обеспечивает возможность оперативного и последующего контроля качества аудита в соответствии с требованиями Правила (Стандарта) N 1 МСКК 1:

Надзорная проверка руководителем аудиторского задания. По результатам надзорной проверки формируется отчет.

Отчет по надзорной проверке (процедуры)

Проверка качества. Проводится лицами, не входящими в состав аудиторской группы, по состоянию на или до даты заключения и призванный объективно оценить значимые суждения аудиторской группы и ее выводы, сделанные при формулировании заключения.

Документирование контроля качества по аудиторским процедурам проводится проводится в форме Контроль качества.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Аудиторская деятельность относится к сфере профессиональных услуг, в которой заинтересован широкий круг потребителей. В силу специфики рынка услуг и услуги аудита в частности оценивать качество аудита по жестким критериям, принятым в сфере материального производства, невозможно. Потребность же в качественной оценке весьма велика.

Потребители и критерии оценки

Бухгалтерская финансовая отчетность составляется таким образом, чтобы дать объективную картину финансового состояния фирмы на определенный момент времени. Точно такая же задача стоит и в ходе аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность – связующее звено между объектом проверки (фирмой) и потребителями информации. Потребители информации – это государственные структуры, деловые партнеры фирмы, инвесторы, внутренние потребители – управленческий персонал самой фирмы. Потребители информации оказывают влияние на формирование критериев оценки аудита в первую очередь. С другой стороны, и само аудиторское сообщество заинтересовано в повышении профессионального престижа, внося значительный вклад в процесс разработки и применения критериев аудита.

Таким образом, критерии могут устанавливаться:

  • государственными регулирующими органами;
  • профессиональными саморегулируемыми организациями аудита;
  • различными экономическими субъектами – потребителями аудиторской информации.

Последняя группа самая многочисленная и разнообразная. Информационные потребности и ожидания представленных в ней экономических субъектов могут влиять на содержание критериев как прямо, так и косвенно.

На установление критериев влияют и свойства, присущие самой услуге: она неосязаема, несохраняема сама по себе в процессе оказания, можно говорить лишь о зафиксированных выводах аудиторов. В ходе аудиторской проверки аудитор неизбежно общается с клиентом, заказчиком (использует полученные от них сведения, знакомится с потребностями и ожиданиями), уровень его профессиональных навыков может влиять на результаты проверки. Иными словами, исключить влияние человеческого фактора удается далеко не всегда.

На сегодняшний день можно говорить о нескольких подходах к оценке качества аудиторских услуг. Оно определяется:

  • рейтингом фирмы;
  • требованиями нормативных актов и стандартов;
  • оценкой аудиторской проверки, полученной в результате опросов, анкетирования различных потребителей услуг или их групп.

Указанные критерии можно считатьобъективными.

Имеют место и критерии, в основе которых выраженная субъективная оценка, связанная с выгодой и представлениями о качестве работы аудитора одной из сторон:

  • хорошее взаимодействие между аудитором и заказчиком услуг, как результат профессионализма исполнителей услуги;
  • качество аудита приравнивается к качеству аудиторского заключения (с учетом уровня приемлемого риска аудитора и уровня существенности) и определяется в первую очередь заказчиком; при этом требования заказчика могут быть завышены;
  • оптимальное, с точки зрения заказчика, соответствие заключения стандартам и цены; меньшая цена за услугу определенного уровня качества, по сравнению со сложившимися на рынке;
  • обоснованные рекомендации, составленные аудиторами и учитывающие перспективы развития фирмы, будущие потребности и запросы; достаточно часто клиентом воспринимаются как доказательство высокого уровня профессионализма.

Законодательство и стандарты

Все указанные подходы прямо или косвенно базируются на действующем законодательстве и стандартах аудита, применяемых к работе аудиторских фирм, отдельных профессионалов.

Аудиторская фирма, аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества работы, участвовать в осуществлении такого контроля через членство в саморегулируемой организации аудиторов. В ходе контроля проверяется соответствие услуг аудита указанному ФЗ; стандартам, правилам и кодексу профессиональной этики, принятым организацией аудиторов.

Важно! Некоторым организациям предписано проходить обязательный аудит (ст. 5-3 ФЗ-307), например, негосударственным пенсионным фондам, государственным корпорациям, государственным компаниям. Саморегулируемые аудиторские организации проверяют их вместе с уполномоченными на это государственными структурами (Указ Президента №41 2/02/16 п. 2-а).

Принципы контроля работы аудиторов и требования к организации контроля устанавливает Минфин (приказ№203н от 18/12/15), в частности уделяется внимание:

  • независимости проверки;
  • соблюдению тайны информации в ходе проверки;
  • профессиональному обучению контролеров;
  • информированию проверяемого аудитора о результатах;
  • проверке устранения недостатков, выявленных в результате контроля, и пр.

На основании этих принципов аудиторская организация разрабатывает и принимает планы, формы контроля своих членов, сроки контроля.

Статьей 16 ФЗ декларируется создание Совета по аудиторской деятельности. Этому органу определены широкие практические полномочия по установлению правил, стандартов и иных документов, регулирующих деятельность аудиторов, вплоть до общегосударственной политики в данной сфере.

  • занятие другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской;
  • проведение аудита гражданином, не являющимся индивидуальным аудитором;
  • нарушение законодательства о государственной тайне, если в учетных и иных данных клиента есть такие сведения;
  • составление заведомо ложного аудиторского заключения;
  • проведение обязательного аудита индивидуальным аудитором (ст. 5-3 ФЗ) и ряд других.

Система стандартов аудиторской деятельности, касающихся непосредственно рабочего процесса, представлена:

  • федеральными стандартами, утвержденными Минфином;
  • федеральными стандартами, утвержденными Правительством;
  • стандартами, получившими одобрение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

В них рассматриваются отдельные вопросы практической работы аудиторов, составления аудиторских заключений, например: формирование мнения о достоверности отчетности, обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, существенность в аудите, аудиторские доказательства, оценка рисков, проверка финансовых прогнозов и целый ряд других.

Например, принцип профессиональной компетентности и должной тщательности кодекс раскрывает так:

  • приобретение и поддержание профессиональных знаний и навыков на уровне, обеспечивающем компетентные услуги аудита;
  • добросовестные действия в соответствии с профстандартами;
  • обоснованность суждений;
  • действия в соответствии с требованиями договора внимательно, тщательно и своевременно;
  • информирование клиентов, иных пользователей профуслуг об ограничениях, присущих этим услугам.

Основные принципы профессиональной этики, согласно документу, используются для определения уровня профессионального скептицизма, рассмотрения новой информации и изменений в ней, выявления конфликта интересов и многого другого.

Порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

Законодательная база

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.


Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Важная и необходимая часть аудиторского заключения — полная бухгалтерская отчетность компании, которая проходила проверку. Позаботьтесь о сборе необходимой документации заранее — это значительно ускорит процесс аудита.

Аудит налогообложения: виды, методы и особенности проведения

Аудит отчетности по МСФО: особенности проведения и цели процедуры

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.

Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:

  • собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
  • зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит бывает обязательным и инициативным.

Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.

Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.

В ходе инициативного аудита можно:

Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.

Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.

Кто подлежит обязательному аудиту

Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.

  1. Организация имеет форму акционерного общества.
  2. Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
  3. Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
  4. Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
  5. Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
  6. Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.

Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.

Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:

  1. Анализ задач и определение стоимости аудита.
  2. Утверждение сроков проверки.
  3. Формирование группы аудиторов.
  4. Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
  5. Составление отчета и рекомендаций.
  6. Оформление аудиторского заключения.
  7. Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.

До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.

Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.

Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.

Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.

Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.

До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.

Какие документы подлежат проверке

При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.

В частности, аудиторы могут запросить:

  • первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
  • инвентаризационные ведомости;
  • документы по созданным резервам;
  • договоры;
  • учредительные документы;
  • выписки банка;
  • бухгалтерскую отчетность и декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
  • кадровые приказы;
  • авансовые отчеты;
  • штатное расписание и др.

Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.

Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.

Типичные ошибки и нарушения

Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:

  • неверные расчеты налоговых платежей;
  • расхождения отчетных показателей;
  • отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
  • инвентаризационные и арифметические ошибки;
  • несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
  • неверное заполнение реквизитов;
  • арифметические ошибки;
  • неправильный расчет доходов и расходов;
  • свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
  • уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
  • уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
  • отсутствуют первичные документы;
  • не начислены положенные резервы;
  • нарушается лимит кассы и т.д.

Нарушения по основным средствам:

  • не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
  • не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
  • отсутствует аналитический учет;
  • расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
  • документооборот разных операций нарушен.

Налоговые нарушения:

  • в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
  • необоснованное занижение налогов;
  • НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
  • не отражены пени, штрафы по налогам;
  • неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
  • не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.

Ответственность

За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.

Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.

Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).

Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России. Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей. Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).

Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО). За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.

Читайте также: