Общие представления о методологии науки кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания.

Методология – это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

- предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

- помогает введению новой информации;

- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

- создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Содержание высшего - философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень - конкретно-научная методология это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

Методология – это совокупность специально подобранных методов, средств и принципов организации и последующего построения теоретической и практической деятельности.

Понятие и сущность методологии науки

Методология науки (традиционное понимание) - это учение о процедурах и методах научной деятельности, включающее в себя раздел общей теории познания в специфику научного познания и философию науки.

Предмет методологии науки – саморефлексия науки, которая направлена на выявление и исследование:

  • категориального строя;
  • основных принципов;
  • актуальных и ключевых проблем;
  • самопознания, как особого рода деятельности.

Методология науки направлена на разработку приемов, методов, средств, форм и способов активной познавательной деятельности, необходимой для решения проблем.

Методологию науки так же принято понимать как учение о методе, который принято трактовать в двух основных пониманиях:

  • В широком смысле понимания, метод – это определенный путь познания, который в свою очередь опирается на совокупность ранее полученных знаний.
  • В узком значении, метод – это конкретный прием или способ практической деятельности или научного познания.

Основной функцией методологии науки является рефлексивная.

Рефлексивная функция методологии науки позволяет исследователю занять осознанную позицию, адекватно и продуктивно использовать собственные познавательные средства.

Таким образом, методология науки представляет собой учение о принципах и методах познания.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура методологии

В настоящее время методология науки, исходя из ее взаимосвязи со знаниями, делиться на две части:

  1. Учение об основах и исходных принципах познания – рассматривается, анализируется и оценивается философские взгляды и представление, на которые делался основной упор в ходе познания. Данная часть методологии науки находится во взаимосвязи с мировоззрением и философией.
  2. Учение о приемах и способах проведения исследования, которые опираются на данные основы. Эта часть методологии науки рассматривает общие стороны частных методов познания, представляющих собой общую методику исследования. На основании этого определения осуществляется понимание взаимосвязи между философией и методологией.

Выделяют следующие виды методологического знания: дескриптивная и нормативная методологии.

Дескриптивная методология включает в себя исследования, имеющие ретроспективный анализ уже осуществленных процессов научного познания. То есть, при осуществлении выбора и его последующем обосновании человек в первую очередь опирается на уже имеющийся у него практический опыт в данной области.

Основными функциями методологического анализа, осуществляемого в рамках дескриптивной методологии, являются:

  1. Стимулирование реализуемого процесса исследования и научного познания, осуществляемое за счет критического осмысления идей, культуры, научных концепций и теорий.
  2. Структуризация и организация процесса научного познания, его синтез и интегрирование, посредством использования разнообразных методов, средств и форм познания, с опорой на философско-мировоззренческие принципы.
  3. Выработка необходимой стратегии развития современной науки, в соответствии с имеющимися проблемами, а также с опорой на перспективу развития определенного научного направления.

Нормативная методология, представлена рефлексией, имеющей формально-организационную сторону реализуемой исследовательской деятельности.

Основными функциями нормативной методологии науки являются:

  1. Обеспечение правильного выделения и постановки проблемы, в соответствии с ее формой и содержанием.
  2. Предоставление средств для решения уже обозначенных научных проблем и задач.
  3. Улучшение организационной стороны проводимых исследований.

Область методологических знаний

Как и любая иная отрасль науки, методология имеет собственную область исследований:

  1. Труды и работы исследователей из различных областей науки, в которые рассматриваются и анализируются принципы, положения, концепции, фундаментальные основы, теории и т.д. науки.
  2. Определенный тип исследований, направленный на разработку актуальных проблем научного знания, их специфики, форм и способов разрешения. Например, в настоящее время существует значительное количество публикаций, рассматривающих специфику психологии как самостоятельной науки. В данных исследованиях специфика психологии исследуется в перспективе построения её на основании специально разработанной исследовательской программы.

Таким образом, методология представляет собой один их видов научного познания, однако в ней разрабатываются и исследуются только лишь те проблемы, которые связаны с методами и принципами получения и усвоения знаний.

Одними из областей научного познания методологии выступают философия, науковедение и мировоззрение:

  • Философия– это научное знание, занимающееся исследованием общих законов общества, природы и человеческого познания. Часть знаний из области философии входит в структуру методологии.
  • Науковедение – это отрасль исследований, которая занимается изучением закономерностей развития и последующего функционирования науки, ее структуры, динамики, а также взаимосвязи с иными областями деятельности человека.
  • Мировоззрение– это определенная система взглядов на окружающий мир и место человека в нем, а также на отношение человека к этому миру и самому себе. На основании мировоззрения формируются основные жизненные позиции человека.

Таким образом, методология науки представляет собой комплексное понятие, которое включает в себя не только разнообразные методы, средства и формы исследования научного познания, но знания из ряда смежных областей и наук.

Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физики, химии, биологии, информатики и других разделах науки.

Содержание

Специфика развития

Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон, Аристотель, Бэкон, Декарт, Кант, Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII — н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.

Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах Конта, Спенсера, Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Буля, Фреге, Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.

Не меньшее значение имело становление электродинамики, релятивистской и квантовой механики, поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона. Открытия Фарадея, Максвелла, Эйнштейна, Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество, свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

Читайте также: