Обществознание 9 класс права и свободы человека и гражданина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 17 Права и свободы человека.docx

План-конспект урока

Учитель: Дорохова Марина Сергеевна

Предмет: обществознание

Цель урока : сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина в России, раскрыть значение российских и международных правовых документов.

Задачи урока

Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающая:

Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка в сфере нравственно-этических отношений; формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).

Воспитательная:

Продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Оборудование урока

Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.

Методы обучения: проблемного обучения

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (презентация).

Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2016.

Оборудование: компьютер и проектор, интерактивная доска, сопровождающая презентация.

Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.

Организационный этап.

Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Повторение пройденного, подготовка к ОГЭ

Выполнение теста. Самопроверка (или взаимопроверка), самооценка (взаимооценка), проверка с помощью ключа.

Актуализация знаний по теме.

Вопросы для учащихся:

Всегда ли люди были равны?

Что такое дискриминация личности?

Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?

Что значит правовое государство?

Что такое Конституция?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итога: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, но не забывать об обязанностях, так как несете ответственность за свои поступки.

Знакомство с темой урока.

Учащиеся участвуют в определении задач урока.

Изучение новой информации.

Работа в тетради.

Запишите число, тему и план урока.

Работа с учебником.

Учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

— права человека — определённые законодательно закреплённые нормы;

— эти нормы выражают меру свободы человека;

— эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни;

— совокупность норм принято называть каталогом прав человека, который закреплён в целом ряде международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Учащимся предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Учитель обращает внимание школьников на то, что право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, — право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. — является главным в этом каталоге прав человека (выделим основные права человека)

Подробно раскрывается всеобщий, неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека.

Затем учащимся предлагается обсудить следующую ситуацию.

Субботним утром к Антону домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение: имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку?

Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим ребят к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Работа в тетради.

- законодательно закреплённые нормы;

- выражают меру свободы;

- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств.

Принцип: Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

5. Работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека (стр. 115)

Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:

- прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:

- какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

- зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.

Изучение главы 2. Конституции РФ

Учитель инструктирует учащихся по изучению материала:

- Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Ознакомьтесь с ней (приложение 2).

Учащиеся изучают материал и выполняют проект (по группам прав)

На экране памятка

Представление результатов исследования, отчет.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

(продолжается дискуссия, дополнения)

Проект: "Права гражданина РФ".

Право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на собрания, митинги,

Право на социальное обеспечение

Право на неприкосновенность

Право избирать и быть избранным

Право на жилище

Право на неприкосновенность жилища

Равное право к любым должностям

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право обращений в государственные органы

Право на благоприятную окружающую среду

Свобода совести , вероисповедова-ний

Право на информацию

Право на образование

Свобода мысли, слова

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Демонстрация альтернативной классификации (слайд 13)

Напоминание учителя о том, что помимо прав у каждого гражданина РФ существуют обязанности (слайд 14). Их нужно запомнить.

Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

С какими документами мы с вами познакомились на уроке?

Что является основой этих документов?

Может ли человек защищать свои права?

Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока.

Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.

Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

Учитель объясняет домашнее задание:

Права и свободы человека перечислены во \(2\) главе Конституции РФ и тематически охватывают все сферы жизни общества. В связи с этим их принято разделять на \(5\) групп.

Права человека.jpg


1. Личные (гражданские) права обеспечивают существование человека, развитие его личности, принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от национальности, дохода, возраста. К ним относят право:

  • на жизнь;
  • на свободу и личную неприкосновенность;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на личную, семейную тайну;
  • на защиту чести и достоинства;
  • на равенство перед законом;
  • на возмещение вреда, причинённого деятельностью государства;
  • на свободное передвижение;
  • на свободу совести;
  • на запрет высылки граждан за пределы РФ;
  • на двойное гражданство.

Свобода совести — это право человека выбирать, какую религию исповедовать, или не исповедовать никакой.

  • на свободу мысли и слова;
  • на объединения (общественные организации, партии, профсоюзы);
  • на мирные собрания граждан (митинги, шествия, пикетирования);
  • на участие в управлении делами государства;
  • на участие в выборах и референдумах;
  • на доступ к государственной службе;
  • на обращение в государственные органы.

3. Экономические права обеспечивают свободное распоряжение экономическими ресурсами и трудом. К ним относят право:

  • на свободное использование труда;
  • на частную собственность и её защиту;
  • на наследование;
  • на свободное владение, пользование и распоряжение землёй и природными ресурсами;
  • на трудовые споры и забастовки;
  • на отдых и иные трудовые права.

4. Социальные права обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни человека. К ним относят право:

  • на защиту детства, семьи и материнства;
  • на социальное обеспечение по возрасту или состоянию здоровья;
  • на жилище;
  • на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь;
  • на благоприятную окружающую среду;
  • на бесплатное образование.

5. Культурные права обеспечивают духовное развитие и реализацию творческих способностей человека. К ним относят право:

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.


Согласно Конституции РФ, высшей ценностью государства и общества объявляется человек, его права и свободы. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Именно об этом пойдёт речь в данном уроке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права и свободы человека и гражданина"

Согласно конституции высшей ценностью государства и общества объявляется человек, его права и свободы.

Основные права и свободы – это совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы граждан перечисляются во второй главе Конституции.


Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с действующей Конституцией.

Важным является то, что Конституция утверждает приоритет прав человека над интересами государства.

Так, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

В целом конституционные права и свободы граждан Российской федерации можно объединить по следующим группам.

· Личные (гражданские) права и свободы.

· Политические права и свободы.

· Экономические права и свободы.

· Социальные права и свободы.

· Культурные права и свободы.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

Личные права и свободы являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

Согласно Конституции, к личным правам относят:

· Каждый имеет право на жизнь.

· Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

· Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

· Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

· Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

· Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

· Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

· Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

· Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

· Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

· Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

· Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

· Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

· Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

· Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

Согласно Конституции, к политическим правам относят:

· Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

· Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

· Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

· Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

· Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

· Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

· Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

· Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

· Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

· Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

· Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

· Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

· Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

· Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

· Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

· В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Экономические права и свободы - совокупность конституционных прав и свобод, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере.

Согласно Конституции, к экономическим правам относят:

· Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

· Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

· Право частной собственности охраняется законом.

· Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

· Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

· Право наследования гарантируется.

· Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

· Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

· Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона.

· Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

· Принудительный труд запрещён.

· Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

· Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

· Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Социальные права и свободы человека – это совокупность конституционных прав и свобод человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определённых условиях материальных или иных благ.

Согласно Конституции, к социальным правам относят:

· Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

· Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

· Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

· Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

· Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

· Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

· Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

· Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

· Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

· В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

· Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

· Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

· Каждый имеет право на образование.

· Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

· Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

· Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Культурные права и свободы – это особый комплекс прав и свобод человека, предоставляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

Согласно Конституции, к культурным правам относят:

· Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

· Интеллектуальная собственность охраняется законом.

· Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Кстати, в Конституции отдельно подчёркнуто, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Более того, перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какие права и свободы человека и гражданина можно отнести к личным (гражданском) правам?

2. Какие права и свободы человека и гражданина можно отнести к политическим правам?

3. Какие права и свободы человека и гражданина можно отнести к экономическим правам?

4. Какие права и свободы человека и гражданина можно отнести к социальным правам?

5. Какие права и свободы человека и гражданина можно отнести к культурным правам?

Читайте также: