Общество это кратко для детей

Обновлено: 07.07.2024

О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.

Человеческое сообщество называется со́циумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно́му; по способу производства и т. д. [1] .

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функций. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть вре́менные сообщества, — стаи, стада, в них, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Содержание

Парадигмы интерпретации общества

В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

  1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
  2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
  3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие — стремление к гармонии интересов);
  4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Признаки общества (по Эдварду Шилзу)

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

  • оно не является частью более крупной системы;
  • браки заключаются между представителями данного объединения;
  • оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
  • объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
  • у общества есть собственное название и собственная история;
  • оно обладает собственной системой управления;
  • объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
  • его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил), которую называют культурой.

Признаки общества, характеризующие его как социальную систему

Закрытое и открытое общество

Общество — группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. Общество открытое и закрытое — понятия, введённые К. Поппером для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различных обществ на разных этапах их развития. [4]

Закрытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество). [5]

Открытое общество — по К. Попперу — тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией [5] (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. [6] Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).

Закрытое общество склонно к специализации, а открытое — к творчеству. [6]

  • Вышеприведённые рассуждения о типах закрытого и открытого общества могут быть справедливы лишь для обществ в размере государства. Если человек в открытом обществе, в отличие от закрытого находит самостоятельно основные ценности, то он может затем сосуществовать с другими единомышленниками, которые с ним также образуют общество, которое может иметь единые ценности, но которое нельзя по этому признаку отнести к закрытому.
  • Существуют общечеловеческие ценности, единые для всего человечества, иначе бы его нельзя было назвать человеческим обществом.

Современное общество

Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации [7] [8] . Современное общество организовано исключительно на капитале, что даёт ему право называться капиталистическим.

Общество в литературе и кино


Общество – это совокупность людей, которые объединены исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности .

 Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Общество существует около 40 тыс. лет. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща. Как ты думаешь, в связи с чем они это делали? Люди стали объединяться в родовые общины , чтобы защищаться от врагов, решать общие проблемы, преодолевать трудности.

Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Общество существует около 40 тыс. лет. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.

Как ты думаешь, в связи с чем они это делали?

Люди стали объединяться в родовые общины ,

чтобы защищаться от врагов,

решать общие проблемы,

Формы объединения людей . Всё это - части общества. Учебный коллектив Семья Русский народ Страна Трудовой коллектив Футбольная команда

Формы объединения людей

Всё это - части общества.

Семья – важная часть общества. Семья объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Семья – важная часть общества.

Семья объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Частью общества является и народ. Народ – это население государства, жители страны.

Частью общества является и народ.

Народ – это население государства, жители страны.

Работа по учебнику. Прочитай текст на стр.17 (1 абзац) и ответь на вопросы: Сколько разных народов насчитывается на Земле? Приведи примеры. Чем отличается каждый народ друг от друга?

Работа по учебнику.

На Земле насчитывается

до 5 тысяч различных народов . Самый многочисленный народ – китайцы. В России – 160 народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, своя культура (сказки, песни, танцы), религия, традиции. Представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Общество человека состоит из общественных групп.-Мы узнали, что кроме людей, с которыми мы постоянно общаемся, существуют и другие общественные группы - так называют объединения людей, у которых есть особенные общественные интересы, отличающиеся от интересов других людей. - Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю. - Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля. Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать. Нам интересно заниматься в кружке. -Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

Открытый урок

по окружающему миру

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

- ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- Какое у вас сегодня настроение?

- Как узнать о настроении человека?

- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

2. Актуализация знаний (4мин)

3. Проверка домашнего задания в виде теста

4. Опрос учащихся – устная работа

-Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

- Что такое внутренний мир человека?

- Как узнать внутренний мир человека?

- Что такое личность?

- Что такое настроение?

-А характер? Что это такое?

- Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

- В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

- Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

- Назовите из этого определения ключевые слова.

- Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

- В этом обществе состоят все жители страны?

- Какое заметили противоречие?

- Почему возникло затруднение?

- Определите цель урока.

Работа с тестом - ИД

- обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.

- Внутреннее душевное состояние.

- неповторимое сочетание особенностей личности

- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.

- Все жители одной страны.

- Общество защиты животных.

- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

- Не всё знаем о понятии общество.

- Уточнить понятие общество.

- Что такое общество.

Структурирование знаний; волевая соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации

и формулирование познавательной цели

3. Проблемное объяснение нового материала (8мин)

- Что объединяет людей на рисунке? с.28

- Что вы видите на след. рисунке?

-Что их объединя­ет?

-Так что же объединяет людей в общество?

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

- Какие ключевые слова вам помогли?

- Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?

- Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

-Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

-То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.

обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок Что такое общество.docx

Автор: Коногорова Ольга Александровна (МОУ СОШ №1, г. Краснокамск)

Тип урока: ОНЗ

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор , экран, схемы общества (в виде диаграммы Венна), карточки с заданиями.

1.Самоопределение к деятельности

- Какое у вас сегодня настроение?

- Как узнать о настроении человека?

- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

2. Актуализация знаний

- Что такое настроение?

- Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

- В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

- Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

- Назовите из этого определения ключевые слова.

- Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

- В этом обществе состоят все жители страны?

- Какое заметили противоречие ?

Почему возникло затруднение?

- Какой возникает вопрос?

- Определите цель урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Внутреннее душевное состояние.

- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.

- Все жители одной страны.

- Общество защиты животных.

- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

- Не всё знаем о понятии общество.

- Что такое общество.

- Уточнить понятие общество.

Структурирование знаний; волевая соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации

и формулирование познавательной цели

3. Проблемное объяснение нового материала

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы : дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

- Какие ключевые слова вам помогли?

- Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?

- Что такое общество?

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами . (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры . В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат )

- Их объединяют общие интересы, общая деятельность.

Проговаривание по схеме.

извлечение необходимой информации из текстов;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4. Первичное закрепление во внешней речи

- С помощью чего можем проверить свои предположения?

- Наши предположения нашли подтверждение?

- Где ещё можно найти информацию?

- Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение.

- Вернёмся к схеме.

Что такое общество?

- С помощью учебника.

Работа в группах.

Общество – 1) добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо деятельности;

2) та или иная среда людей, компания.

Дополнение схемы и работа

планирование учебного сотрудничества;

поиск и выделение необходимой информации;

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Для того чтобы лучше усвоить данное понятие, что будем делать?

по эталону, самооценка

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

6. Включение нового знания в систему знаний

- Можно ли наш класс назвать обществом?

- Предлагаю посмотреть ситуацию, которая произошла в одном

- Как можно назвать ситуацию, которую вы увидели?

- Такую ситуацию ещё можно назвать конфликт.

( На доске слово КОНФЛИКТ)

- Из-за чего возник конфликт в увиденном сюжете?

- В нашем классе бывают такие ситуации?

- А в другом классе может произойти такая ситуация?

- Можно ли было в этой ситуации обойтись без драки?

- Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

- Как называется способ, о котором вы прочитали?

( На доске слово КОМПРОМИСС)

- Что значит пойти на компромисс?

с помощью диаграммы Венна сконструируйте модель разных обществ, дайте им названия.

- Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

- Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

- Об этом будем говорить

на следующем уроке.

- Один человек обозвал другого.

Чтение текста учебника.

- Уступить друг другу, уметь договориться.

Работа в группах .

Защита своих моделей.

Действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач

Моделирование; структурирование знания;

планирование учебного сотрудничества;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Читайте также: