Общественный строй усуней кратко

Обновлено: 02.07.2024

Усуни (кит. 烏孫 ) — кочевое племя индоевропейского (индоиранского) [2] [3] [4] [5] [6] [7] либо тюркского [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] происхождения, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с II в. до н. э. [20]

Согласно свидетельству Яня Шыгу, усуни отличались от других обитателей Западного края: были среднего роста, имели голубые глаза и рыжие волосы. Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий гуньми), а его родичи именовались далу [9] . Столица усуней Чугу-чэн [21] (Кызыл Ангар [ уточнить ] , город Красной долины [10] [11] [12] ) предположительно находилась на берегу Иссык-Куля (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Киргизии). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную [22] . Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища [10] , имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем [11] [12] [22] . Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Осёдлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах [22] [ неавторитетный источник? ] .

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс в историю древних усуней, которые наряду с другими древними этносами впоследствии вошли в состав центральноазиатских тюркских народов.

Ранняя история усуней

В истории Внутренней, Центральной Азии и Тенгир-Тоо с 3 в. до н.э — до 5 в. н.э. усуни занимали особое место. По антропологическим признакам усуни (Wusun) отличались резко выраженными монголоидными чертами лица, что их обособляло от других народов Центральной Азии, населявших западную часть данного обширного региона в древности.

В конце 3 в. до н.э. усуни жили в середине между нынешним Гансуйским регионом, восточнее Цинляншанских гор, и Дуньхуанем (Западный Китай).

В середине 2 в. до н.э. усуни оказались политическими союзниками хуннов, которые с Восточного Туркестана и Семиречья вытеснили индоевропейский народ юечжей на запад, а освободившуюся территорию заняли усуни. Они при этом остались политически зависимыми от хуннов.

Нельзя сказать, что все усуни передвинулись в Тенгир-Тоо (Притяньшанье) и в сторону современного Кыргызстана. Некоторые Усуньские роды в 1 в. до н.э. и в 1 в. нашей эры оставались вокруг озера Лобнор, о чём свидетельствуют недавно обнаруженные исторические источники.

Независимость от хуннов

После смерти правителя хуннов Лаошань-шаньюя в 161-158 гг. до н.э. кюн-бий (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов.

Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший Усуньскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов.

Этот посол позднее предлагает китайскому императору У-Ди вступить в политический союз с усунями, затем их спровоцировать к столкновению с хуннами.

В 116 г. до н.э. с этой целью Чжан Цзянь вновь отправляется к усуням. Из города Чигу - столицы усуней на берегу Иссык-Куля - Чжан Цянь своих помощников отправляет к дальним западным странам.

Карта 1. Путешествия Чжан Цзяна во 2-м веке до н.э.

130131_1

В конце 2 в. до н.э. Усуньское государство занимало территорию, простиравшуюся от нынешнего юго-востока Казахстана и большей части Северного Кыргызстана вплоть до примыкающих притяньшаньских частей Восточного Туркестана.

Карта 2. Усуни (Wusun) – государство в регионе Прииссыккулья

Han_Civilisation

Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйстве особое место.

Но постепенно усуни начинают осваивать и земледелие в регионе Чуйской и Иссык-Кульской долин и в части Таримского бассейна. В 1 в. до н.э. они добились значительных успехов в этом направлении.

Кыргызские археологи обнаружили в Чуйской и Иссык-Кульской долинах следы Усуньских поселений, население которых вело оседлый образ жизни.

Сохранилась тоскливая песня китайской невесты, выданной замуж за усуньского кюн-бия:

«Деревянные ууки (столбцы юрты) — моё жильё,

Стены дома сделаны из кошмы (шерсти).

Пьют только кумыс, айран и молоко,

Общественный строй усуней

Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством.

Кюн-бий (куньмо) и после завоевания им государственной независимости от хуннов сохранил этот присвоенный ему хуннским шаньюйем титул.

В политической практике усуней этот титул прочно вошел в обиход и никогда не отменялся. В какой-то мере система и опыт хуннского государственного управления применялись и у усуней. Особо важные государственные вопросы кюн-бий обсуждал в совете старейшин (т.е. в малом государственном совете), т.е. власть кюн-бия был ограничен этим архаическим институтом в определенных случаях.

Усуньское государство имело централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла (в средние века кыргызы также разделились на правое и левое крыло, чуть обособленно от них стояла группа ичкилик). Это также подтверждает унаследование кыргызами особо не отличающейся от хуннов и усуней центральноазиатской системы дуального политического управления.

Семья у усуней

Семейные отношения усуней как и у хуннов были патриархальными. Усуньский кюн-бий преклонного возраста потребовал от своей жены-китаянки после своей смерти выйти замуж за его престолонаследника. Этим он преследовал цель не прерывать добрососедские отношения с китайцами.

Начиная с 80-х годов до н.э. усуни находились в открыто враждующих отношениях с хуннами. Они соперничали за сферу влияния на государство Чеши, удобное для перехода и установления торговых связей в Турфанском регионе.

Усуньский кюн-бий Унгюйми и его жена китайской национальности Гяй-йу, когда особенно усилилось хуннское давление, обратились с просьбой о помощи к Ханьской династии.

В 73 г. до н.э. посол усуней обращается к императору династии Хань с предложением о создании военной коалиции против хуннов. Уже в следующем году китайские воины (легковооруженные 160 тыс. конников) в Ордосе и в коридоре Хэси начинают военные действия против хуннов.

Антиханьские группы хуннов спасаются от них бегством и переселяются в другие местности. Но удары усуней с запада оказались для хуннов сокрушительными: тесть шаньюя, сноха шаньюя, отдельные правители западного крыла, а также 39 тыс. воинов хуннов попадают в плен к усуням.

В 71 г. до н.э. южносибирские динлины, вступившие в политический союз с усунями, поднимают восстание в северном приграничном регионе империи хуннов. На востоке часть рода дунху - ухуане также поднимают восстание. С запада ведут наступление усуни. Хуннам потерпели тяжёлое поражение.

Добившийся значительного укрепления положения своего государства Унгюйми, кюн-бий Усуньского государства, до конца своей жизни проводил прокитайскую политику.

После его смерти две силы - прокитайская и прохуннская партии усуньской политической элиты - непрестанно боролись между собой.

У власти оказался не сын Унгюйми, который был законным престолонаследником, а его сводный брат Ними, матерью которого была царица, выданная замуж усуньскому правителю хуннами. Он женится на царице-вдове Гяй-йу и получает титул Куан-ван.

В 52 г. до н.э. царица Гяй-йу пытается путём использования китайской знати, приехавшей к усуням на свадьбу, организовать дворцовый переворот. Оказавшись раненым от вражеского меча, Ними кюн-бию удаётся вскочить на своего коня и бежать. В течение нескольких месяцев бешеные от злости усуни окружили белый дворец царицы. И только спешно пришедшая на помощь китайская дружина спасла ее от неминуемой гибели.

Заговор, предпринятый царицей китайского происхождения, обострил антиханьские настроения среди усуней.

Сын покойного правителя Унгюйми Уцзуту организовал дворцовый переворот. Кюн-бий Ними был убит. К власти пришёл Уцзуту.

Между двумя наковальнями

В середине 1 в. до н.э. государство усуней оказывается между северными хуннами и Кангюйским государством, вступившими в один союз.

В этих условиях Уцзуту кюн-бий не стал продолжать прохуннскую политику. Главным вопросом для него стала независимость своего народа и государства. Отдав приказ отрубить голову хуннскому послу, приехавшему к нему, Уцзуту кюн-бий как бы объявил войну против Чжичжи шаньюя, антикитайского правителя части хуннов.

В 48 г. до н.э. Чжичжи шаньюй, использовавший кыргызскую страну в Восточном Тенир Тоо как свой плацдарм, отправился в поход против усуней. Однако неимоверно лютая зима, снежная буря уничтожают в пути большинство его воинов.

Чжичжи шаньюй, с оставшимися в живых (около 3 тысяч) воинами еле дошёл до Кангюйского государства в северо-западных отрогах Тенгир-Тоо (нынешняя Таласская долина Кыргызстана, Южный Казахстан).

(Как предполагают некоторые историки, возможно, среди войск Чжичжи-шаньюя были и представители древних кыргызов, территория которых в Восточном Тенгир-Тоо была использована как один из плацдармов данного шаньюя, боровшегося за независимость от династии Хань).

В 42 г. до н.э. Чжичжи-шаньюй при поддержке кангюйского войска вошёл со стороны Таласа и временно захватил Иссык-Кульскую долину, полностью разгромив при этом город Чигу.

Усуни, спасаясь, отступили в восточные регионы своей страны.

Усуни восстановили независимость своего государства и свою территориальную целостность.

Усуни – наши предки

После распада Ханьской династии (220 г. до н.э.) Китай постепенно удаляется от Восточного Туркестана. Вследствие чего и в их исторических источниках информация об усунях идёт на убыль.

Многие современные тюркологи считают, что усуни являются одними из древних представителей тюркских народов Центральной Азии.

В то же время следует отметить, что, видимо, были этнокультурные и иные связи древних кыргызов Тенгир-Тоо и древних усуней (помимо их общей региональной этнополитической истории в условиях борьбы против владычества хуннов).

Неоспоримым фактом является то, что усуни как местный этнический компонент впоследствии растворились среди тюркских народов Тенгир-Тоо (в том числе и среди кыргызов).

130131_3

Стиль жизни древних усуней (в современной реконструкции). Или-Казахская автономная область. СУАР, Китай. 2007.

Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 1996.

Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Кн. 1-2. - Бишкек, 1997-1998.

Гумилев Л.Н. История народа хунну. — АСТ, Люкс, 2004. - ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X.

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М.-Л., 1948.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

Политическая история усуней.
С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.

Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Найби, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, возглавленное представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но пятнадцатитысячная армия китайцев заставила Ожета пойти на компромисс. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожег, 60 тыс. семейств и титул Великого кунька получил Ян-гуйби, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого — в северной части страны, в Жетысу.

Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые — на кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожег потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу — город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.

В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожета трон занял его сын Жини, однако, великий куньбек Силыби (33-36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силыбию удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. брат малого куньбека Уйжинжан начал войну с ним. Силыби был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н.э. Уйжинжан был убит, его младший брат с 80 тысячами усуней ушел к кангарам и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.

Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии.

Хозяйство усуней
Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках площадью до 150 кв.м. снабженных оросительными системами.

Социальный строй усуней.
В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком-тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.
О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу по богатству захоронения неодинаковы. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы-насыпи.

Усуньское государство

Последние археологические работы как на побережье Иссык-Куля, так и на дне озера позволили ученым высказать гипотезу, что город Чигу находился на южном берегу Тюпского залива и сейчас частично еще остается под волнами Иссык-Куля. Усуни занимались преимущественно скотоводством, но не чурались и земледелия, имели оседлые поселения. Согласно китайским источникам, в государстве усуней насчитывалось около 630 тыс. жителей. В случае необходимости кунбаг мог выставить свыше 180 тыс. воинов (что едва ли достоверно, реалистичнее другая цифра, также приводимая источниками — около 100 тыс.).

Государство усуней представляло собой раннеклассовое образование с сильными пережитками родовой организации. Власть кунбага была наследственной, верховный правитель опирался на совет старейшин. Самые богатые владели табунами лошадей в 4—5 тыс. голов, основными производителями являлись свободные общинники, но были и рабы, существовали многоженство и левират. Археологическая культура собственно усуней еще не выделена, внешне и по инвентарю их курганы аналогичны сакским, поэтому чаще всего ученые их определяли как сако-усуньские, но они имеют некоторое сходство и с культурой гуннов. В Кыргызстане на роль усуньской претендует и другая культура — катакомбная (Шамсинское погребение в Чуйской долине, Кенкольский могильник из Таласа, катакомбы Кетмень-Тюбе), которую ученые связывают с позднегуннским этносом.

Ставка кунбага, размещавшаяся в Иссык-Кульской котловине, на одном из ответвлений Великого Шелкового пути, называлась Чигучэн (Чигу) - город Красной долины.

Усуни имели сильное войско и опытных военачальников. Поэтому даже такая сильная держава, как Китай, стремилась установить и поддерживать с усунями дружественные отношения. К тому же, Великий Шелковый путь, имевший важное значение для экономики Китая, проходил по территории усуней. С помощью храбрых усуньских воинов китайские правители намеревались покончить со своими извечным врагом - гуннами.

Союзнические отношения с другими государствами усуни устанавливали посредством заключения брачных союзов. Ради достижения этой цели китайский император У-ди выдал замуж за кунбия одну из принцесс. Правитель гуннов тоже отдал кунбию в жены свою дочь. Кунбий женился на обеих: по обычаям усуней мужчины могли иметь несколько жен. Так появляются две ветви потомков кунбия — ханьская и гуннская.

Начиная со второй половины II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань, перед которой тогда стояло две важнейших задачи: покончить с извечным врагом — гуннами, создавшими сильное государство в степях Центральной Азии, и установить контроль над Великим Шелковым путем вплоть до греко-бактрийских владений. Ключ для решения обеих задач находился в руках усуней. Поэтому в 109 г. до н. э. император Уди направил к усуням посольство с богатыми дарами и выдал за кунбага одну из китайских принцесс. Город Чигу посетил и китайский дипломат Чжань Цянь, оставивший описание жизни и быта усуней и стоявший у истоков Великого Шелкового пути через Тянь-Шань.

Но и усуни в лице Китая приобрели не столько союзника, сколько соперника, которому не нужен был сильный сосед. Видя растущую мощь усуней, соседние кочевые племена стремились установить с ними тесные отношения, заручиться их покровительством. Усиление усуней вызывало серьезное беспокойство их союзников — китайских правителей. И они, используя интриги, внутренние раздоры и междоусобицы усуньских племен, стали вмешиваться во внутренние дела и политику кунбиев.

Ханьский двор раздувал династийные распри в государстве усуней, а затем вмешивался, поддерживая то одного, то другого претендента на трон, и в конце концов присвоил себе право назначать и смещать кунбагов, жаловать титулами и полномочиями усуньскую знать, раздавать им государственные печати.

Усуньское государство

. В самом разгаре пиршество во дворце вдовы кунбия усуней Унгуйми - китайской принцессы Гяй Ю. В большом зале с двумя колоннами вожди усуньских родов наслаждаются ферганским вином, специально привезенным к торжеству, кумысом, с аппетитом поедают жирное мясо. Скатерть уставлена всевозможными яствами, фруктами и сладостями.

На самом почетном месте восседает правитель усуней-кунбий Ними- Куанван (китайский титул). По его воле сама принцесса прислуживает гостям. Для принцессы ханьского рода это невиданное оскорбление. Улыбаясь, Гяй Ю наполняет чашу сладким вином, но глаза ее полны негодования и ненависти. Куанван видит это и незаметно усмехается. Что может эта женщина! Год назад он взял ее в жены, она родила ему сына. Теперь молодой правитель стал родственником самого китайского императора. Пусть попробует укусить, если сможет!

- Вина! - крикнул кунбий.

Принцесса вышла во двор. По трем сторонам его расположились жилые помещения и хозяйственные постройки, а на четвертой - главные ворота и конюшни. Принцесса окинула двор взглядом. Этот ’’дворец”, напоминающий сельскую усадьбу, сорок лет назад построил престарелый правитель для своей молоденькой жены, китайской принцессы. Тогда усуньские правители впервые породнились с династией Хань. Великий Китай и государство усуней заключили военный союз против могущественной державы гуннов. На протяжении сорока лет брак усуньских правителей с красавицами далекой ханьской земли поддерживал и укреплял этот союз. А теперь вот как повернулось.

Она крепко, до боли, стиснула кулаки. Как она ненавидела этого молодого кичливого и самодовольного джигита - своего нынешнего владыку! Народ, да и близкие ко двору люди не любили его за лень и зазнайство. Видно, что и вид, и замашки у него от матери-гуннки. Да кто он такой - Ними-Куанван! Какой из него правитель! Какой из него муж! Для нее, Гяй Ю, он - худший из людей, злейший ее враг! Наследником усуньского престола был Юаньгуйми, ее сын от бывшего мужа, великого Фейвана. Но этот полугунн со своими приспешниками силой отстранил от власти законного наследника. А вчера ударил ее, принцессу, камчой за непослушание.

-Ли Тай! - тихо позвала принцесса. От группы караульных возле конюшни отделился высокий воин и подошел к ней:

- Что прикажете, госпожа?

- Время пришло! - сказала принцесса.

Ли Тай посмотрел ей в глаза.

- Отнесешь ему этот бурдюк с вином. Когда он потянется за вином, уда¬ришь его кинжалом. Там тебе помогут.

Ли Тай с поклоном взял бурдюк.

. Гости уже заметно опьянели. Они громко разговаривали, кричали и перебивали друг друга. Ли Тай приблизился к правителю. Никто не обратил внимания на висевший у него сбоку кинжал: кочевники почти не расставались с оружием. Вот и сейчас у каждого в руке по длинному кинжалу: все режут ими мясо.

Воин, наклонившись, налил вино и подал чашу кунбию. Ничего не подозревающий Куанван протянул руку за чашей - и в этот момент Ли Тай стремительно выхватил кинжал из ножен и ударил его в грудь. Лезвие, скользнув по груди и разрезав одежду, вонзилось в левый бок. Удар отразил железный панцирь, который Куанван всегда носил под одеждой.

- Измена! - закричал правитель и получил второй удар кинжалом.

Что тут началось! Гости мгновенно отрезвели. Соскочив с мест, часть из них бросилась к выходу. Многие схватились друг с другом: среди гостей были не только сторонники правителя, но и его враги.

Принцесса, заранее поднявшись на башню, наблюдала оттуда за происходящим. Она видела, как выбегали из дворца люди, сражаясь друг с другом, как от толпы отделился ненавистный ей Ними, как несколькими прыжками он пересек двор, добрался до конюшни и, ударом сабли освободив поводья, попытался сесть на коня. Ему мешала левая рука, которая висела плетью, левый бок был залит кровью. Вот он сел все-таки на коня. К коням бросились и другие: не разобрать - враги или друзья? На ее глазах были убиты двое караульных у ворот, затем ворота широко распахнулись, и потомок гуннов с диким возгласом умчался прочь. За ним последовали его приспешники.

- О, великий Шанди, почему ты не помог мне. Он не умер, не умер, - повторяла с горечью принцесса.

Межплеменные усобицы, умело разжигаемые китайцами, привели к падению государства усуней. Последнее упоминание в источниках об усунях датируется 437 г. н. э., когда они направляли очередное посольство в Китай. В середине VI в. усуни вошли в состав Тюркского каганата.

Читайте также: