Общественный строй речи посполитой кратко

Обновлено: 03.05.2024

Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Беларуси и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией [1] .

Содержание

Название

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ) [3] .

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), не являющееся аутентичным, было придумано польским писателем Павлом Ясеницей и получило известность после выхода в свет в 1967 году одноимённой исторической трилогии.

Государственное устройство

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов. Особенно сильно влияние магнатерии было в Великом княжестве Литовском, однако с течением времени подобная ситуация сложилась и в Королевстве Польском. Постепенно мелкая и даже средняя шляхта оказалась зависима от магнатов, так как без их поддержки не могла добиться назначения на должности и улучшения своего экономического положения. По мере расширения влияния магнатов сеймиковая политическая культура приходила в упадок, виной чему была слабость государственного аппарата и особенно отсутствие влияния центральной власти на регионы [5] .

История

Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь.

Общественная организация на восточнославянских землях, находившихся в составе Польской Короны, сложилась под влиянием процессов, присущих средневековой Европе. Речь идет о формировании закрытых общественных слоев – сословий. Сначала правовые различия между сословиями были малозаметными, и разрешался переход из одного сословия в другое. Впоследствии право такого перехода сделалось невозможным.

Магнаты по своему происхождению они были разных национальностей, но вместе они составляли польскую политическую элиту. По постановлениям сейма и королевским универсалам магнаты получили огромные землевладения на Волыни, Брацлавщине, Киевщине и Левобережной Украине. Здесь создавали крупные латифундии, где практически бесконтрольно хозяйничали управляющие.

Правовое положение магнатов получило оформление в привилегиях1492 и 1506 гг. После Люблинской унии в сословной среде магнатов-землевладельцев возник самый высокий слой – сенаторы (депутаты сейма). С ними согласовывал свою деятельность король. Каждые два года сенат назначал из своего состава 16 сенаторов-резидентов при главе государства.

Магнаты имели право издавать правовые акты, действие которых распространялось на всех их подданных.

Из средних и мелких феодалов сформировалась шляхта. В Речи Посполитой шляхта составляла почти 10 % населения, что было самым высоким показателем в Европе.

В Галиции на местную шляхту распространялись привилегии польского права, а привилегия 1434 г. окончательно уравняла ее в правах с поляками.

После реформ 50-60-х годов XVI в. политическая роль шляхты в государстве усилилась, что привело к установлению так называемого режима шляхетской демократии.Его суть заключалась в том, что: шляхетство передавалось по наследству; право предоставлять лицу благородное звание имел только сейм; шляхта освобождалась от уплаты пошлины; устанавливались повышенные санкции за убийство, покушение на здоровье, честь и достоинство шляхтича; присягу шляхтича в суде считали неопровержимым доказательством.

Благодаря постановлениям сейма шляхта впоследствии сравнялась с магнатами относительно своего правового статуса, хотя состояние имела менее значительное.

На местах были введены уездные сеймики, на которых шляхта выбирала органы местного самоуправления, суды и депутатов сейма.

Духовенство делилось на римо-католическое, греко-католическое (с 1596 г.) и православное. Православная церковь утратила привилегированное положение и попала под власть и произвол администрации. Священники на правах держания имели землю, их содержали прихожане. Православным запрещалось иметь частную собственность.

Постепенно православные священники были частично уравнены в правах с католиками. Им предоставлялось право частной собственности, были отменены любые наказания без решения суда.

Мещане по сравнению с горожанами в западноевропейских государствах в Польше имели значительно меньший политический вес. Показателем этого является то, что они не были представлены в сейме как отдельный общественный слой (в Западной Европе образовывали отдельную палату в сословно-представительных учреждениях).

Городским жителям запрещалось иметь в частной собственности землю, занимать государственные посты, им ограничивали доступ к высоким церковным должностям. В целом правовое положение мещан зависело от статуса города (королевского, частного или самоуправляющегося), а также от рода занятий и имущественного состояния.

Горожане были основными плательщиками налогов и выполняли повинности в пользу государства и города. Хотя магдебургское право предусматривало равенство всех граждан города перед законом, фактически городскими делами занимался местный патрициат, состоявший преимущественно из поляков, немцев и евреев.

Крестьяне становились все более однородной массой. По Третьему Литовскому статуту, крестьянин, который прожил на земле феодала 10 лет, становился крепостным. Феодал получил право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 10 лет.

Барщина достигала шести дней в неделю. Кроме того, крестьяне платили десятину в пользу церкви, а галицкие крестьяне к тому же, облагались налогом в пользу казны.

Крепостное право в Польше было узаконено постановлением Петриковского сейма 1496 г., а в Речи Посполитой – фактически введено Третьим Литовским статутом 1588 г.

Вторым слоем казачества было реестровое казачество, состоявшее из принятых на государственную службу казаков, которых заносили в отдельный список (реестр). Численность их была небольшой, ее постоянно меняло польское правительство. Реестровых казаков освобождали от юрисдикции польской администрации, они подлежали исключительной юрисдикции реестрового войска. Во главе казаков стоял гетман,которого назначал польский король. За службу они получали денежное жалование и некоторые привилегии (право на землю, на промыслы и торговлю, освобождение от налогов).

Право Речи Посполитой.

Период польского господства на восточнославянских (украинских и белорусских) землях в правовой сфере имел следующие признаки: во-первых, длительное время сохранялось нормативное регулирование, основанное на древнерусском праве; во-вторых, сохранялись положения литовского права.

Собственно польское право не имело системности, хотя и были попытки его кодификации, однако безуспешные. Зато в государстве создавали сборники правовых норм, в которых входили выданные ранее уставы и конституции (постановления сейма), соединенные с нормами обычного права.

После Люблинской унии появилась потребность привести литовское законодательство в соответствие с польскими правовыми нормами. В итоге была создана Уставную комиссия, результатом работы которой стало появление Третьего Литовского статута 1588 г.

Главным правовым институтом гражданского права является право собственности,нормы которого обеспечивали преимущества и привилегии высших слоев. Объектами собственности были имения с зависимыми крестьянами, пахотные земли, сенокосы, озера и реки, продукты сельскохозяйственного и ремесленного производства, здания, скот и тому подобное.

Существовало деление имущества на движимое и недвижимое. К последнему принадлежало все, что касалось землевладения.

Большое внимание уделено регулированию феодальной земельной собственности. В зависимости от способа приобретения имения делились на: вотчины (полученные в наследство родовые владения); имения выслуженные или полученные в пользованиена определенных условиях; имения купленные. Только владельцы последних могли распоряжаться ими на свое усмотрение, остальные были ограничены в праве владения и распоряжения.

Правовой основой феодального землевладения была соответствующая грамота, или владения приобретали за давностью времени (10 лет). Право владеть землей, как правило, предусматривало обязанность отбывать военную службу.

Подробную регламентацию получило наследственное право. Существовали три вида наследования: по закону, по завещанию и на основе обычая.Получать наследство могли как дочери, так и сыновья.

Лишали права на наследство: девушек, вышедших замуж против воли родителей; вдов-шляхтянок, которые без согласия родственников вышли замуж за простолюдинов; незаконнорожденных детей; детей государственных преступников.

Различали наследование отцовского и материнского имущества. Недвижимое имущество, а также драгоценности и движимое имущество отца переходили только к сыновьям. Дочери не получали отцовского имущества. Материнское имущество распределяли между детьми поровну.

Свобода завещания распространялась преимущественно на движимое имущество и купленную недвижимость, которая не была семейной собственностью.

При отсутствии прямых наследников имущество доставалось близким родственникам мужа, а материнское – родственникам матери.

Обязательственное право касалось преимущественно договорных отношений: обмена, дарения, купли-продажи. Закон определял форму и порядок заключения договоров, устанавливал срок исковой давности (5, 10 лет), условия прекращения обязательств и их наследования.

Все сделки заключали, как правило, в присутствии свидетелей, нередко – с выполнением определенных обрядов.

Письменная форма была обязательной при заключении договора займа на сумму свыше 10 коп. Еще более строгие требования предъявлялись к заключению соглашений относительно землевладения.

Уголовно-правовые нормы имели откровенно сословно-классовый характер. Усиленными санкциями защищались жизнь, имущество, честь и достоинство шляхтича.

Субъектами преступных действий считали как свободных, так и феодально-зависимых лиц с 14-16-летнего возраста.

Законодательство и судебная практика различали умышленную вину и неосторожность. Не предусматривали уголовную ответственность за случайное причинение вреда. Четко различали умысел и неосторожность, покушение и завершенное преступление, детально регламентировали соучастие в совершении преступления. Были также известны такие институты, как необходимая оборона и крайняя необходимость.

Самым тяжелым преступлением считали обиду или преступное покушение на жизнь и здоровье короля.

Особую группу составляли преступления государственного характера: предательство, выдача государственной тайны, мятеж, помощь врагам государства и т. п.

Опасными считали преступления против порядка управления (фальсификация государственных документов, печатей, фальшивомонетничество, подделка ювелирных изделий), преступления против религии и церкви (богохульство, колдовство, вероотступничество).

К преступлениям против личности принадлежали убийство в различных формах, оскорбление, нанесение телесных повреждений.

Преступлениями против собственности считали кражу, поджог, повреждение или уничтожение чужого имущества. Отдельно рассматривали ограбление (открытое нападение с целью завладения имуществом) и разбой – (умышленное нападение на чужой дом, поместье, замок, двор). При убийстве при таких обстоятельствах всех участников независимо от их роли карали смертью.

Преступлениями против семьи и моралисчитали женитьбу против воли, двоеженство, сводничество, изнасилование и т. п.

Целью наказания были: изоляция преступника от общества, возмещение потерпевшему причиненных убытков, пополнение государственной казны и причинение преступнику морального и физического вреда. Но самое важное было запугать, о чем свидетельствуют особая жестокость и публичный характер его исполнения.

Самым тяжелым наказанием считали смертную казнь, которую предусматривали за государственные преступления, убийство, разбой и др. Литовский статут различал простую смертную казнь (повешение, отсечение головы) и квалифицированную (сожжение, закапывание живьем в землю, четвертование, посадка на кол).

В отношении государственных преступников действовал принцип объективной вменяемости. Так, в случае государственной измены, в которой обвиняли отца, его взрослых сыновей, которые знали о родительском преступление, казнили или лишали чести (утрата привилегий). Сыновей, которые понятия не имели об измене или были несовершеннолетними, пожизненно лишали всех родительских имений – те переходили к государству.

Тюремное заключение было двух видов: легкое – в верхней части замка и тяжелое – в подземелье, с цепью на шее. На содержание невольника деньги должен был давать он сам и его близкие или потерпевшие, по обвинению которых преступник был приговорен к тюремному заключению.

К телесным наказаниям принадлежали болезненные (избиение плетьми, палками, розгами) и приносящие увечья (их применяли преимущественно в непривилегированных слоев).

Имело место и наказание по принципу талиона.

Особым карательным мероприятием, которое применяли только к привилегированным, было публичное объявление приговора. Оно приводило к гражданской смерти осужденного: такой человек переставал существовать для закона, он терял шляхетство, права на имущество, должен был скрываться за границей, потому что в случае поимки ее полагалось убить.

Система имущественных наказаний включала: конфискацию всего или части имущества, головщину (плата за убийство, взимавшаяся в пользу родных убитого), возмещение убытков. В отдельных случаях, например за оскорбление хозяина, могли конфисковать всю усадьбу.

Система наказаний во многих случаях не была четкой. Часто норма предусматривала вид казни, но не определяла ее размера. Это давало широкие возможности для судейского произвола и использования уголовного права как средства репрессии.

Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского.

По ее условиям политическая автономия Литвы была окончательно сведена к ограниченной административной автономии в пользу местных магнатов. В Польше и Литве утвердилось единообразное государственное управление, общая денежная система, общий сейм. Речь Посполитая - государство народов Великого княжества Литовского и Польской Короны. Во главе государства стоял король, который избирался шляхтой и власть которого была ограничена сеймом. В Речи Посполитой количество сеймов было большим: конвокационные (выдвигали кандидатуры на пост короля и обсуждали их), элекционные (выбирали короля), коронационные (осуществляли коронацию короля), вальные (общепольские), генеральные (определенной территории государства), поветовые (местные) и реляционные (отчетные). Как видно, первые три созывались в период межкоролевья, а следующие три - по указу короля при необходимости решить те вопросы, которые не могли быть решены королевской властью: о войне, налогах, правах шляхты и т.д. Генеральные сеймики не являлись общепольскими учреждениями. Они созывались королевскими универсалами за несколько недель до вального сейма в определенном месте для определенной территории государства где выбирали послов на вальный сейм, составляли письменные инструкции послам, определяли требования шляхты, которые должны были отстаиваться на вальных сеймах. После окончания работы вального сейма на реляционных сеймах послы отчитывались перед шляхтой повета и воеводства. Генеральным сеймикам предшествовали поветовые сеймики.

Законодательную власть осуществлял вальный сейм, состоявший из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма. В его состав входили, как правило, магнаты (сенаторское сословие), архиепископы и епископы, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов (паны-рада) доходило до 150 человек. Из своих рядов сейм выбирал 28 сенаторов для королевской рады, которая фактически осуществляла управление страной и личной жизнью короля (женитьба, развод,




2. Проблема единого рабочего и антифашистского народного фронта в Западной Беларуси. Межпартийные отношения.В 1930-х гг. ведущая роль в организации борьбы трудящихся Западной Беларуси по-прежнему принадлежала КПЗБ. В 1934 г. в ее рядах насчитывалось 4 тыс. коммунистов, при этом около 3 тыс. членов партии постоянно находились в тюрьмах. В рядах КПЗБ были воспитаны крупные организаторы революционного движения - А.С. Славинский, В.З. Хоружая, С.О. Притыцкий, и др. Приход к власти в Германии Гитлера, принятие в Польше в 1935 г. новой конституции, ликвидация остатков демократаческих свобод, заключение в тюрьмы и концентрационный лагерь Береза-Картузская тысяч коммунистов и оппозиционно настроенных людей коренным образом изменили политическую ситуацию.

БИЛЕТ 14

Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского.

По ее условиям политическая автономия Литвы была окончательно сведена к ограниченной административной автономии в пользу местных магнатов. В Польше и Литве утвердилось единообразное государственное управление, общая денежная система, общий сейм. Речь Посполитая - государство народов Великого княжества Литовского и Польской Короны. Во главе государства стоял король, который избирался шляхтой и власть которого была ограничена сеймом. В Речи Посполитой количество сеймов было большим: конвокационные (выдвигали кандидатуры на пост короля и обсуждали их), элекционные (выбирали короля), коронационные (осуществляли коронацию короля), вальные (общепольские), генеральные (определенной территории государства), поветовые (местные) и реляционные (отчетные). Как видно, первые три созывались в период межкоролевья, а следующие три - по указу короля при необходимости решить те вопросы, которые не могли быть решены королевской властью: о войне, налогах, правах шляхты и т.д. Генеральные сеймики не являлись общепольскими учреждениями. Они созывались королевскими универсалами за несколько недель до вального сейма в определенном месте для определенной территории государства где выбирали послов на вальный сейм, составляли письменные инструкции послам, определяли требования шляхты, которые должны были отстаиваться на вальных сеймах. После окончания работы вального сейма на реляционных сеймах послы отчитывались перед шляхтой повета и воеводства. Генеральным сеймикам предшествовали поветовые сеймики.

Законодательную власть осуществлял вальный сейм, состоявший из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма. В его состав входили, как правило, магнаты (сенаторское сословие), архиепископы и епископы, воеводы и каштеляны. Количество сенаторов (паны-рада) доходило до 150 человек. Из своих рядов сейм выбирал 28 сенаторов для королевской рады, которая фактически осуществляла управление страной и личной жизнью короля (женитьба, развод,

2. Проблема единого рабочего и антифашистского народного фронта в Западной Беларуси. Межпартийные отношения.В 1930-х гг. ведущая роль в организации борьбы трудящихся Западной Беларуси по-прежнему принадлежала КПЗБ. В 1934 г. в ее рядах насчитывалось 4 тыс. коммунистов, при этом около 3 тыс. членов партии постоянно находились в тюрьмах. В рядах КПЗБ были воспитаны крупные организаторы революционного движения - А.С. Славинский, В.З. Хоружая, С.О. Притыцкий, и др. Приход к власти в Германии Гитлера, принятие в Польше в 1935 г. новой конституции, ликвидация остатков демократаческих свобод, заключение в тюрьмы и концентрационный лагерь Береза-Картузская тысяч коммунистов и оппозиционно настроенных людей коренным образом изменили политическую ситуацию.

В официальных документах XVII – XVIII вв. также Rzeczpospolita Obojga Narodów (Республика двух народов) государство, возникшее в результате объединения Польского королевства (Короны Польской) и Великого княжества Литовского. Согласно соответствующему сегменту историографии, условия объединения можно считать федеративными. Хронологические рамки – Люблинская уния 1569 г. – третий раздел 1795 г.

Речь Посполитая возникла в результате заключения Люблинской унии, основным внешним фактором которой стала война между Великим княжеством Литовским и Русским государством, длившаяся с 1558 г. В результате поражений в войне угроза военной катастрофы для ВКЛ стала очевидной. Не смотря на личную унию объединявшую Польшу и Литву, и усилия короля Сигизмунда II Августа, польский сейм не торопился оказывать военную и финансовую помощь Великому княжеству Литовскому без более детального компромиссного соглашения, предусматривавшую взаимную ответственность польской и литовской шляхты и магнатерии. На переговорах польская сторона выставила жесткие условия, что вызвало негодование литовских магнатов, покинувших заседание. В результате этого польские представители, опираясь на часть литовской и русинской шляхты выдвинули предложение о присоединении к Короне Польской брацлавщины, киевщины и Левобережной Украины, на что литовские и русинские шляхтичи, настроенные против литовских крупных феодалов ответили согласием. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана вернувшимися литовскими представителями и затем, 4 июля ратифицирована Сигизмундом II. Условия унии предусматривали объединение двух стран, совместные выборы короля, введение единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики. Отдельно оговаривалась военная помощь Литве со стороны Короны Польской. Также была предпринята попытка ограничения влияния католической церкви: отменена церковная десятина, шляхта была освобождена от юрисдикции церковных судов, а также церковные владения были обложены налогами в пользу армии.

Важной особенностью польского привилегированного сословия было то, что внутри него не сложилось вассальной лестницы такой же, как и в Западной Европе. Это во много отражалось в т.н. идеологии шляхетского сарматизма. Центральным местом этой идеологии был этногенетический миф о происхождении польской шляхты от сармат, завоевавших местное славянское население. Идея равенства во многом подчеркивалась через представление о некоторой избранности Речи Посполитой в целом и шляхетского сословия в частности в борьбе католической Европы против Османской империи и православного Русского государства. Важное значение играл спрос на польский хлеб, что так же подтверждало в глазах польской шляхты их исключительную роль среди европейских народов.

В Речи Посполитой, несмотря на Магдебургское право так же не сложилось привилегированного городского сословия. Мещане Речи Почполитой не имели представительства в сейме, были ограничены в торговле. В малых городах и местечках мещане были зачастую подчинены шляхтичам и магнатам.

Правление Михаила Вмшневецкого (1669-1673 гг.) и Яна Собесского (1674 – 1696 гг.) не пресекли нарастающего ослабления власти: срывы сеймов превратились в обычное дело, королевские универсалы зачастую просто игнорировались. Избрание на королевский престол короля Августа Сильного из саксонской династии, в чем особую роль сыграла политическая воля Петра I положила начало трансформации Речи Посполитой из субъекта международного права, в объект. В годы Северной войны Речь Посполитую сокрушил еще один крупный внутренний конфликт между сторонниками Августа II, поддержанного российской армией и сторонниками Станислава Лещинского, креатуры Карла XII. Победа России в Северной войне предопределила укреплению у власти представителей саксонской династии.

Второй раздел стал причиной мощного освободительного движения под руководством Тадеуша Костюшко. Фактически, ему удалось держать под контролем всю неразделенную территорию Речи Посполитой в качестве диктатора. Однако энергичные действия российской армии под руководством А.В. Суворова подавили вооруженное сопротивление. В 1795 г. Речь Посполитая была разделена в третий раз, а король Станислав Понятовский перевезен в Санкт-Петербург. Таким образом, польское государство прекратило свое существование до 1918 г.

Читайте также: