Общественное движение во второй четверти 19 века кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Консервативное направление

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии социальных антагонизмов в русском обществе. Своеобразие России заключалось в признании самодержавия как единственно возможной в ней формы правления. Эта идея стала базисной для консерваторов вплоть до крушения самодержавия в 1917 г. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. По мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство в качестве главной опоры самодержавия. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности и другие идеи консерваторов развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Либеральное направление

На рубеже 30—40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др. Идеологами западников — историки, юристы, писатели и публицисты: Т. Н. Грановский К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. П. Боткин, П. В. Анненков, И. И. Панаев, В. Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести и необходимые реформы. Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников.

Славянофилы преувеличивали особенность исторического пути развития России и се национальную самобытность. Капиталистический строй, который утвердился в Западной Европе, казался им порочным, несущим обнищание народа и падение нравов. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами якобы существовали патриархальные отношения. В то же время славянофилы признавали необходимость развития промышленности, ремесел и торговли. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление

Во второй половине 20-х — первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали кружки, объединявшие не более 20—30 членов. Они появлялись в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их участники разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А. С. Пушкина и ответом ему декабристов.

Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена и Н. П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию.

В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметился новый подъем. Он был связан с деятельностью В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, М. В. Буташевича-Петрашевского и др.

Петрашевцы

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них — М. В. Буташсвича-Пстрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.).

Деятельность кружка М. В. Петрашевского положила начало распространению в России западно-европейских социалистических идей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848—1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. В связи с этим он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А. И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других — осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А. И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.

1. Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством

2. Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года

3. Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескье;

4. Нежелание правительства Александра проводить последовательные реформы

Орден русских рыцарей

и М. А. Дмитриевым-Мамоновым

Учреждение в России конституционной монархии

братья Муравьевы: Николай Николаевич Александр Николаевич

Александр 1 узнал о ней и повелел "прекратить сборища офицеров".

Александр Муравьёв и Никита Муравьёв, капитан Иван Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Сергей Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой

Члены Союза называли себя "истинными и верными сынами Отечества". Каждый из них должен был действовать на общую пользу, поддерживать все благие дела страны, препятствовать злу, преследовать чиновников, радеющих лишь о собственной выгоде, и других бесчестных людей. Члены Союза спасения клялись на кресте и Евангелии в сохранении тайны.

Над уставом, или "статусом", Союза больше всех поработал Пестель.

уничтожение крепостного права и введении конституционной монархии путем открытого выступления в момент смены императоров на престоле, свержение тирании.

Предложение И. Д. Якушкина: осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве

В конце 1817 г. было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Муравьевыми А.Н. и Н.М., Колошиным П. и князем Трубецким С.П.

По идеологии был схож с Союзом спасения, так же стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей.

нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных.

Скрытая цель: заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества

Основной силой переворота решено было сделать армию, которой руководили бы члены тайного общества.

было решено распустить общество в следствии указа о запрещении тайных обществ (1821г.)

Революционный переворот, с помощью армии.

Члены общества намеревались взять власть в столице, вынудив императора отречься.

В начале января 1825г. черниговский полк был окружен правительственными войсками и разбит.

Н.М. Муравьёв, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Н.И. Тургенев, Е.П. Оболенский, И.И. Пущин.

Революционный переворот, с помощью армии.

декабрь 1825 года восстание декабристов попытка государственного переворота, состоявшаяся в столице.

Это способствовало активизации общественно-политического движения в 1830–1850г.

Консерваторы – соц. движение которое выступает за сохранение без изменений того что есть, возврат назад прежний формы, и проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Причины возникновения: Издание Манифеста 17 октября 1905 г.

Теория официальной народности

Идеология: самодержавие, православие народность.

Делиться на 3 периода

1) 1833-1861г. (И) Погодин, Шевырев – профессора МГУ.

2) 1861-1881г. (связан с периодом великих реформ и правлением Александра 2)

3) 1881-1905г. (связан с политикой контр реформ Александра 3 + усиление реакции + консервативного права Николая 2)

-сохранение без изменений того что есть,

-возврат назад прежние формы,

-проведение реформ для стабилизации общества, которые не меняют систему

Сохранение и укрепление центральной власти, через умеренные

Либералы - идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

1. Опубликование письма Чаадаева

2. Первый учредительный съезде в Москве 12 – 18 октября 1905 г.

(Л) И. В. Киреевский

(И) А. С. Хомяков – историки МГУ,

(Л) Братья Аксаковы

1) 1836-1848 (из-за Европейской революции)

Близки к консерваторам и сотрудничают с журналом Москвитянин.

Выступают за самодержавие и земский собор, земско ограниченное самодержавие

Культурно-просветительская работа среди населения.

Несмотря на огромный вклад в развитие русского самосознания, славянофилы не смогли выработать целостного мировоззрения, что в значительной степени объяснялось характером той космополитической среды, из которой многие из них вышли и которая толкала их в сторону либерализма.

(И) Кавелин, (И) Чичерин, (И) Соловьев, (И) Боткин,

Особенности культурного, бытового и общественно-политического как следствие задержек и отставания в развитии. Имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Изменить её социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести.

Культурно-просветительская работа среди населения.

Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

Их заслугой было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования.

Идеи о более справедливом обществе. Герцен частично не был согласен с западниками в плане того, что опыт Запада не подходит Русскому народу.

Переход к социалистическому строю

кружок разгромлен в Петербурге в 1849 году

Народники - участники общественного движения в России второй половины XIX в., социалисты, сторонники мирных социально-политических реформ.

Причины возникновения: Объединение различных неонароднических кружков левого направления

Сила исторического прогресса интеллигенция, способная критически мыслить. Крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Переход к социалистическому строю

Крестьяне не оправдали революционных надежд народников

Любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее.

Крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту. Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых общин

Желябов, Перовская, Михайлов

П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике.

Уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

Политический переворот, террористические акты, “хождение в народ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание (как предлагал Бакунин)

1 марта 1881 г. Александр 2 был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

усилению реакции и полицейского произвола в стране

Рабочее движение

1) народники потеряли свою роль главной антиправительственной силы

2) Съезд в июне-июле 1903 г. в Брюсселе

А) легальный марксизм

Освобождение труда 1883-1891г.

(Л) Плеханова, Игнатова, (Л) Засулич, (И) Маркс, (И) Ф.Энгельс

Придерживались марксистских взглядов на путь развития России, их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции

превращения организации во всероссийскую

реформистский путь развития, против социалистической революции и диктатуры пролетариата.

пропаганда марксизма, критика народничества

Заложено начало формирования рабочего класса

Б) Ортодоксальный марксизм

Союз борьбы за освобождение рабочего класса

В.И. Ульянов, Ю.О. Цедербаум

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Сокращение рабочего дня, повышение расценок, своевременная выплата зарплаты

издание листовок, создание рабочих кружков

закон о сокращении рабочего дня до 11,5 часов

Оценить 899 0

Практическая работа № 6

Форма работы: Заполнение сравнительной таблицы

Вопросы для сравнения

Консервативное направление

Либеральное направление

Революционно-демократическое направление

Славянофилы

Необходимость самодержавия, как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти, своими корнями уходит в период укрепления Русского государства

создание представительных органов власти, куда могут войти все сословия. Они были за отмену крепостного права, за установление конституционной монархии, за введение свободы слова и совести

настаивали на возвращении допетровской Руси, то есть создание Земских соборов. Славянофилы признавали необходимость развития промышленности, торговли. Они считали, что единственно верной религией является православие.

Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.

Способы достижения целей

Сохранение основ самодержавия

Отрицание самодержавия, деспотизма, крепостничества. Установка на проведение реформ. Отмена крепостного права путём реформ

Отрицание революционных методов борьбы. Установка на проведение реформ. Отмена крепостного права путём реформ

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:

Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.

Таблица: Общественное движение в России в конце 19 века
Направление Разветвления Представители
Традиционализм Государственный консерватизм Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский
Религиозно-философский Константин Леонтьев, Лев Тихомиров
Новое славянофильство Николай Данилевский, Николай Страхов
Либерализм Земский Иван Петрункевич
Интеллектуальный (профессорский) Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие
Народничество Революционное П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев,
Либеральное Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков
Неореволюционное Виктор Чернов
Анархизм Революционный Петр Кропоткин, Михаил Бакунин
Мирный Лев Толстой
Марксизм (социал-демократы) Легальные Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков
Революционные Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич

Традиционализм

Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.

Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.

Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:

Константин Победоносцев, представитель традиционного общесвтенного движения

Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.

Священная дружина

  • Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников - террор.
  • Стремление натравить революционные организации друг на друга.

граф Воронцов-Дашков

Либеральные организации конца 19 века

Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:

Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.

Народничество

Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:

Анархисты

В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:

Марксисты или социал-демократы

  • Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
  • Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.

В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.

Читайте также: