Общее благо это кратко

Обновлено: 07.07.2024

8.2. Проблема общего блага в постсоциалистической России.

Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum commune" (общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древне­греческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а за­тем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).

Ряд содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании понятия "общее благо", был разработан древнегре­ческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека и государства — полиса. Государство (полис) и представ­ленные в нем высшее благо и справедливость являются выраже­ниями политической природы человека и тем самым носят естественноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, рим­ских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коре­нится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера — объек­тивная природа человека, поскольку человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авто­ры).

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы — это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще. Христианство как религия свобо­ды сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное об­стоятельство нашло свое отражение и в соответствующих хри­стианских доктринах естественного права, общего блага, справедливости, государства.

Общее благо — это признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" — это юридически квалифицированный инте­рес (притязание, воля и т.д.).

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — это формальное единство различий, то общее, что объединяет раз­личия, т. е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей — субъек­тов) норме равной свободы. Общее благо тем самым — это не отри­цание различий интересов, притязаний, воль, целей и т. д. отдель­ных субъектов, а общее условие их возможности. Право не подчи­няет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, инсти­туты, процедуры) для равного, одинаково свободного для всех внеш­него проявления этих различий.




Чтобы ча­стные воли были свободны, нужна общая норма о равных усло­виях их свободы, — в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концеп­ции общего блага. В данной концепции выражено то принципи­альное обстоятельство, что право — это минимально необходи­мое всеобщее нормативное условие для максимально возмож­ной свободы.

Общее благо выражает объективно необходимые всеобщие ус­ловия для возможного совместного бытия и согласованного сосуще­ствования всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщие условия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции об­щее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Но­сителями общего блага являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщест­ва и господствующих над ними.

Естественноправовая концепция общего блага оказала существенное влияние также на становление и развитие международного пра­вопорядка и мирового сообщества государств — вплоть до совре­менных идей и реалий государственно-правовой интеграции. Пока­зательны в этой связи интеграционные процессы в Европе на базе идей общего блага.

В целом можно сказать, что общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политическо­го сообщества людей как свободных и равноправных субъектов. Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип ор­ганизации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинст­ва и ценности человеческой личности.

Все остальные (неправовые) типы организации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на наси­лии и произволе. Право и есть принцип и порядок человеческого блага — индивидуального и общего.

Юридическая концепция общего блага.

Тема 8.

8.1. Общее благо как категория права.

8.2. Проблема общего блага в постсоциалистической России.

Понятие "общего блага" относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин "bonum commune" (общее благо), утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древне­греческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а за­тем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).

Ряд содержательных положений, сыгравших важную роль в формировании понятия "общее благо", был разработан древнегре­ческими мыслителями, особенно Аристотелем. Так, в своем учении о политике Аристотель отмечал, что политика — наука о высшем благе человека и государства — полиса. Государство (полис) и представ­ленные в нем высшее благо и справедливость являются выраже­ниями политической природы человека и тем самым носят естественноправовой характер.

"Общее благо" у римских авторов (у Цицерона, Сенеки, рим­ских юристов, стоиков), как и "высшее благо" у Аристотеля, коре­нится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Реальный источник "общего блага" (или "высшего блага") и его естественноправового характера — объек­тивная природа человека, поскольку человек по природе своей — существо политическое (Аристотель), социальное (римские авто­ры).

С позиций естественноправовой трактовки общее благо, госу­дарство и законы — это необходимые формы выражения объек­тивной природы человека как существа социального (политическо­го) и разумного. Здесь социальность, политичность и разумность человека по существу совпадают. Разумно понятая социальность (политичность) человека — это общее благо, государство и законы, соответствующие требованиям естественного права.

Общая социальность (политичность) и разумность людей, лежащая в основе концепции общего блага, предполагает свобо­ду и равенство людей как членов данного социального (и поли­тического) целого, как субъектов этого "общего правопорядка". При этом античная концепция общего блага исходит из деления людей на свободных и несвободных. Несвободные находились вне пределов общего блага членов данной социально-политической общности, граждан государства, субъектов "общего правопоряд­ка" и субъектов права вообще. Христианство как религия свобо­ды сыграла всемирно-историческую роль в преодолении этого коренного порока античной теории и практики и в утверждении всеобщей свободы и равенства людей. Это принципиальное об­стоятельство нашло свое отражение и в соответствующих хри­стианских доктринах естественного права, общего блага, справедливости, государства.

Общее благо — это признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ. Понятие "благо" (индивидуальное и общее) включает в себя, таким образом, различные интересы, притязания, воли различных субъ­ектов (физических и юридических лиц) лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым крите­риям правовых запретов и дозволений, возможны и допустимы в рамках общего правопорядка. В этом смысле можно сказать, что понятие "благо" — это юридически квалифицированный инте­рес (притязание, воля и т.д.).

Всеобщее правовое начало, представленное в общем благе, — это формальное единство различий, то общее, что объединяет раз­личия, т. е. та всеобщая правовая форма и норма, тот всеобщий масштаб, в которых выражена сама возможность сосуществования этих различий по общей для всех них (и их носителей — субъек­тов) норме равной свободы. Общее благо тем самым — это не отри­цание различий интересов, притязаний, воль, целей и т. д. отдель­ных субъектов, а общее условие их возможности. Право не подчи­няет себе жизнь, не унифицирует разные интересы, не уничтожает свободу воли отдельных субъектов и т. д., а лишь представляет и выражает необходимый порядок (нормы, формы, масштабы, инсти­туты, процедуры) для равного, одинаково свободного для всех внеш­него проявления этих различий.

Чтобы ча­стные воли были свободны, нужна общая норма о равных усло­виях их свободы, — в этом по существу и состоит смысл так называемой "общей воли", если ее понимать с позиций концеп­ции общего блага. В данной концепции выражено то принципи­альное обстоятельство, что право — это минимально необходи­мое всеобщее нормативное условие для максимально возмож­ной свободы.

Общее благо выражает объективно необходимые всеобщие ус­ловия для возможного совместного бытия и согласованного сосуще­ствования всех членов данного сообщества в качестве свободных и равных субъектов и тем самым одновременно — всеобщие условия для выражения и защиты блага каждого. В данной концепции об­щее благо не отделено и не противопоставлено благу каждого. Но­сителями общего блага являются сами члены данного сообщества (каждый в отдельности и все вместе), а не те или иные институты (общество, государство, союзы и т. д.) в качестве неких автономных и независимых субъектов, отчужденных от членов этого сообщест­ва и господствующих над ними.

Естественноправовая концепция общего блага оказала существенное влияние также на становление и развитие международного пра­вопорядка и мирового сообщества государств — вплоть до совре­менных идей и реалий государственно-правовой интеграции. Пока­зательны в этой связи интеграционные процессы в Европе на базе идей общего блага.

В целом можно сказать, что общее благо — это основа, смысл и парадигма правового типа организации социально-политическо­го сообщества людей как свободных и равноправных субъектов. Исторический опыт и теория свидетельствуют, что только такой тип ор­ганизации сообщества людей и согласования интересов сообщества и его членов, целого и части, частного и публичного, индивидов и власти совместим со свободами и правами людей, с признанием достоинст­ва и ценности человеческой личности.

Все остальные (неправовые) типы организации жизни людей по сути своей основаны на несвободе и бесправии людей, на наси­лии и произволе. Право и есть принцип и порядок человеческого блага — индивидуального и общего.

(common good) Благо, не подлежащее делению и являющееся общим (т.е. разделяемым всеми) для некоторого числа людей или для сообщества (коллектива). Согласно одной из точек благо коллектива есть не что иное, как благо каждого человека. Другие исследователи считают, что благо или благополучие такой общественной единицы, как сообщество, может быть до некоторой степени отделено от блага индивидов, его составляющих. Шумпетер (Sсhumpeter), критикуя общее благо, указывал на то, что демократическая теория стремится всячески ему способствовать, однако раскрыть его содержание совершенно невозможно. Тем не менее такие понятия, как мир (покой) и община, могут служить примерами общего блага, поскольку каждое из них может стать достоянием любого человека, если ими будет пользоваться каждый.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "ОБЩЕЕ БЛАГО" в других словарях:

благо — , а, ср. патет. Благополучие, счастье. * Благо народа (народное). ◘ Благо народа превыше всего (Назв. статьи). Агитатор, 1959, № 2. Благо народа высшая цель (Назв. рубрики). Кал. 1983, 29 аир. Стремление к народному благу. А благо… … Толковый словарь языка Совдепии

БЛАГО — общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Представление о Б. формируется в процессе и на основе практического отношения людей к внешнему миру. Природные и общественные явления становятся Б., лишь… … Словарь по этике

Благо — общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в … Педагогический терминологический словарь

БЛАГО — [греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum, bonitas], конечный (предельный) предмет стремления человека, движение к к рому не нуждается в дальнейшем обосновании; в богословии одно из Божественных имен (см. Имя Божие). Как философская категория … Православная энциклопедия

Благо — нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Общее наследие человечества — – международно правовая концепция, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву. Впервые была выдвинута послом Мальты А. Пардо на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. в качестве основы международно правового регулирования деятельности… … Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Список латинских фраз — В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

Важнейшим элементом О.б. является единство общества, члены которого спая-ны между собой, и общественный порядок, основывающийся на иерархическом строении общества. Так как человеческая природа предполагает неравное участие людей в О.б., каждый человек занимает свое собственное, соответствующее его вкладу положение в обществе. Взятая в целом совокупность неравенств представляет собой, по Маритену, общественный порядок. Требование ликвидации неравенства Маритен считает безрассудным, поскольку оно вытекает из иерархического порядка бытия, физического и психического неравенства людей, а не из социально-экономических условий, как полагает марксизм. В то же время наряду с неравенством существует равенство: все люди равны перед Богом и между собой в том, что все они являются детьми одних прародителей, что над всеми одинаково тяготеет первородный грех, что все в равной мере искуплены Христом и потому имеют равные возможности стать обитателями рая.

Другим элементом О.б. является мир, сотрудничество и солидарность между общественными группами, слоями населения и классами, существование которых Маритен не отрицает, но не считает, что противоречия между ними носят антагонистический характер. Наоборот, они, по его мнению, дополняют друг друга, солидарны друг с другом, если ставят заботу об О.б. выше своих классовых интересов. Между ними нельзя обострять конфликты, ибо они могут завершиться исторической катастрофой.

Литература:

Августин Бл. Творения.Т. 1—3. СПб.- Киев, 1994; Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966; Майка Ю. Социальное учение католической церкви. Рим-Люблин, 1994; Mari- tein J. Man and State. Chicago, 1951.

(common good) Благо, не подлежащее делению и являющееся общим (т.е. разделяемым всеми) для некоторого числа людей или для сообщества (коллектива). Согласно одной из точек благо коллектива есть не что иное, как благо каждого человека. Другие исследователи считают, что благо или благополучие такой общественной единицы, как сообщество, может быть до некоторой степени отделено от блага индивидов, его составляющих. Шумпетер (Sсhumpeter), критикуя общее благо, указывал на то, что демократическая теория стремится всячески ему способствовать, однако раскрыть его содержание совершенно невозможно. Тем не менее такие понятия, как мир (покой) и община, могут служить примерами общего блага, поскольку каждое из них может стать достоянием любого человека, если ими будет пользоваться каждый.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Смотреть что такое ОБЩЕЕ БЛАГО в других словарях:

ОБЩЕЕ БЛАГО

основная цель государства, заключающаяся в создании условий для того, чтобы граждане в их совокупной взаимосвязи имели возможность полного, согласованного и гармоничного развития. В этом состоит и идея государства. Общее благо содержит в себе юридическое и нравственное начало: юридическое, так как оно осуществляется путем принуждения; нравственное, так как подчинение частных целей общей есть нравственное требование. Однако государство не имеет целью осуществление нравственных требований личной деятельностью граждан. Эта цель составляет задачу церкви, а не государства, так как церковь по своей природе воздействует на совесть человека. Принудительное же исполнение нравственных требований есть отрицание самих основ нравственного закона, который есть закон свободы. Государство может осуществлять нравственные принципы в собственной своей деятельности настолько, насколько ею определяются общие интересы самого государства и осуществление главной ее цели - достижение общего блага. С другой стороны, государство не ставит себе целью частного блага своих граждан, так как это есть цель гражданского общества, а не государства. Последнее содействует развитию частных интересов лишь настолько, насколько они входят в общие интересы. Имея в виду, что государство есть союз, стоящий над другими союзами, а не поглощающий их в себе, отметим, что и цель государства не совпадает с целью других союзов. Их существенное отличие состоит в том, что цель государства общая, а не частная. Но так как благо целого зависит от благосостояния частей, то косвенно целью государства становится содействие частным интересам. Насколько это содействие необходимо, это вопрос, который решается в зависимости от изменяющихся условий жизни. Но коренной принцип состоит в том, что вмешательство государства в область частных интересов составляет исключение, а не правило. Обязанности, которые исходят от нравственного закона совершенно неопределенны. Он ограничивается предписанием делать добро, любить ближнего, действовать для общих целей, однако, какие именно эти цели, что человек должен делать в данном случае, это предоставляется для определения свободной его совести. Законы же государственные, напротив, требуют от человека известных действий, к примеру уплаты налогов. Обязанности, исходящие от нравственного закона касаются абсолютно всей жизни человека, государственные же законы определяют обязанности человека только как гражданина данного государства. Частной жизни законы государственные не должны ограничивать до тех пор, пока действия частных лиц не нарушают чужого права и не препятствуют достижению общего блага. Законы государственные могут осуществлять требования закона нравственного только в области общественных отношений. Закон нравственный осуществляет одну, высшую цель - нравственное совершенство человека, потому он есть вечная и неизменная норма жизни. Государственные же законы по своему существу, согласуются с временными, изменяющимися потребностями и интересами общества, в связи с чем в области государственных законов могут возникать столкновения интересов, из-за чего и происходит политическая борьба, так развитая в настоящее время. Из-за этих временных потребностей и интересов, государственные законы часто уклоняются от вечно неизменной нормы, потому как главным для них, в силу состояния лиц, выражающих их, являются потребности и интересы, в своей совокупности представляющие благо народа. . смотреть

ОБЩЕЕ БЛАГО

в социальной философии: все необходимое для обеспечения полноценной жизни каждого человека и сообществ, в которых он участвует; в томизме и католической социальной доктрине цель существования государства. Это вся сумма общественных, правовых, экономических, культурных, религиозный условий, все нужно для образования и воспитания, для сотрудничества, взаимопомощи, личной инициативы и творческой самореализации, для общественных и деловых проектов, для духовного возрастания личности. смотреть

ОБЩЕЕ БЛАГО

(common good) Благо, не подлежащее делению и являющееся общим (т.е. разделяемым всеми) для некоторого числа людей или для сообщества (коллектива). Согласно одной из точек благо коллектива есть не что иное, как благо каждого человека. Другие исследователи считают, что благо или благополучие такой общественной единицы, как сообщество, может быть до некоторой степени отделено от блага индивидов, его составляющих. Шумпетер (Sсhumpeter), критикуя общее благо, указывал на то, что демократическая теория стремится всячески ему способствовать, однако раскрыть его содержание совершенно невозможно. Тем не менее такие понятия, как мир (покой) и община, могут служить примерами общего блага, поскольку каждое из них может стать достоянием любого человека, если ими будет пользоваться каждый.

Читайте также: