Общая полиция в первой половине 19 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

Министерства были созданы как строго централизованные бюрократические учреждения. Министры назначались непосредственно императором и сосредотачивали в своих руках огромную власть. Все чины министерства назначались и увольнялись министром. За свои действия министры отвечали только перед императором. По должности министры являлись членами Кабинета министров, который относился к органам верховного управления.

Оно стало тем ведомством, в составе которого в конечном итоге был сосредоточен весь полицейский аппарат страны.

Выполнение Министерством внутренних дел столь разнородных функций послужило основанием для М.М. Сперанского выделить из него 17 августа 1810 г. Министерство полиции. Оно административно ведало полицейскими учреждениями и некоторыми наиболее важными административно-хозяйственными делами. В составе Министерства полиции было три департамента: департамент полиции исполнительной — орган, который ведал полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутским набором; департамент полиции хозяйственный, ведавший продовольственными делами и приказами общественного призрения; департамент полиции медицинской, в компетенцию которого входили подбор врачебных кадров, заготовка медикаментов и снабжение ими медицинских учреждений. Четвертым структурным подразделением Министерства полиции была Особенная канцелярия, осуществлявшая функции полицейского сыска.

Министерство полиции не прижилось в России. В 1819 г. оно было упразднено, а основная часть его аппарата включена в Министерство внутренних дел.

Наряду с мерами по усилению централизации государственного механизма ликвидируются некоторые ставшие одиозными органы (например Тайная экспедиция Сената). Однако это не оказало заметного влияния на существовавший государственный механизм, остававшийся бюрократически централизованным, в котором важная роль принадлежала карательным органам.

Подавление восстания дворянских революционеров против самодержавия и крепостничества 14 декабря 1825 г. в Петербурге привело к тому, что Николай I создал усиленный аппарат политической полиции. Существовавшие короткое время в период царствования Александра 1 временные органы — Комитет высшей полиции (1805), Секретный комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия (1807) и Особенная канцелярия (1810) — были заменены постояннодействующим аппаратом политической полиции.

Смотрите также:

В начале 19 в. управление П. было централизовано—и городская, и земская П. подчинялись Министерству внутренних дел (в 1810— 1819 — Министерству полиции), где имелся департамент П. Полицейская реформа, начатая в 1859.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в.
В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного

Ослабление местного самоуправления в первой половине хiх века.
Министерства и местная администрация почти повсеместно упразднили городские думы, приняв на себя их дела или передав их самостоятельно созданным учреждениям.

3. От имени органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний КоАП наделена большая группа должностных лиц.

Система полицейских органов в первой половине XIX в.

В первой половине XIX в. в целом сохранилась организационная структура общей полиции, установленная в последней четверти XVIII в. Единственным изменением стало расширение аппарата уездной полиции, проведенное в 1837 г. Уезды были поделены на более мелкие административно-территориальные единицы — станы. В каждый стан из числа кандидатов, избранных дворянами, губернатором назначалось особое полицейское должностное лицо — становой пристав, который осуществлял судебно-полицейские функции.

В этот период дальнейшее развитие получило регулирование паспортного режима. Указ 1803 г. вводил печатные паспорта (вместо письменных) для купцов, мещан и крестьян. Положение о паспортах 1812 г. уточняло правила получения паспортов крестьянами, отлучающимися в другие места для торговли, промысла и работы.

Для мешан и крестьян было установлено три категории паспортов:

  1. простые письменные виды (при отлучках для охотных промыслов в том же уезде, но не далее 30 верст);
  2. билеты, облагаемые гербовый сбором (для работы далее 30 верст и на срок не менее полугода — месячные, двухмесячные и трехмесячные);
  3. печатные плакатные паспорта (для промыслов далее 30 верст и свыше полугода — полугодовые, годовые, двухгодовые).

В паспортах обозначались приметы предъявителя, возраст, семейное положение, срок, на который выдан паспорт, а также предупреждение о наказании в случае неявки в срок.

Устав о паспортах и беглых закрепил права полиции по надзору за исполнением паспортных правил. В целях контроля за передвижением населения устанавливалась обязательность предъявления паспортов соответствующему начальству или местной полиции. Домовладельцы, владельцы гостиниц и постоялых дворов должны были предъявлять в полицию сведения обо всех прибывших и выбывших лицах. Предъявление паспортов было обязательно не только для приезжих, но и для местных жителей, переменивших квартиру.

В первой половине XIX в. был осуществлен ряд мер, направленных на укрепление полицейских кадров. В начале XIX в. иерархия полицейских чинов стала определяться Табелью о рангах — основным законоположением, регулировавшим с 1722 г. систему гражданских и военных чинов в государстве. Эта мера повысила авторитет полицейских чинов, усилила их материальную заинтересованность.

В начале 19 века функции политической полиции осуществляла Тайная эксᴨȇдиция.

Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществлялось второй экспедицией миʜᴎϲтерства - экспедицией спокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировало сельскую полицию (нижний земский суд), второе - городскую (управу благочиния).

Претерпела изменения и политическая полиция: Тайная канцелярия упраздняется, а полномочия расследования политических преступлений ᴨпередаются Сенату и судам по уголовным делам. С 1802 года эти дела концентрируются в особенной канцелярии Миʜᴎϲтерства внутренних дел, а затем в Комитете для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия. В состав последнего вошли миʜᴎϲтры юстиции и внутренних дел, а также несколько сенаторов. В начале 20-х годов возникает ряд других секретных служб: тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, подобная организация при Управлении военных поселений. Все они работали самостоятельно, конкурируя между собой

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание Николай I уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. По мысли императора, всему противозаконному в обществе должна была противостоять секретная служба, обязанная вскрывать факты нарушения законности, контролировать антиправительственные течения, революционные общества и кружки.

В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п.

Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Обязанности жандармов регламентировались нечетко: им предписывалось наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных собраний, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров. Деятельность жандармерии законодательно не ограничивалась и регламентировалась распоряжениями руководства в виде устных и письменных инструкций.

С момента основания и до своей кончины (в 1844 г.) шефом жандармов и начальником III Отделения являлся Александр Христофорович Бенкендорф. Непосредственным организатором и управляющим III Отделением являлся Максим Яковлевич фон Фок, ранее бывший директором особенной канцелярии Миʜᴎϲтерства полиции.

Аппарат Отделения ᴨервоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыре эксᴨедиции: ᴨервую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество, убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль за иностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав).

В 1842 году появляется пятая экспедиция, специализирующаяся в области театральной цензуры. Штат служащих постепенно увеличивался и к моменту ликвидации III Отделения (1880) превысил 70 человек.

Отношение к Третьему отделению и корпусу жандармов в стране было неоднозначное. В целом авторитет этих служб постеᴨȇнно падал. Хотя формально их власть значительно выросла. Это объяснялось тем, что крепостническая система, которую главным образом защищало ведомство, полностью изжила себя, а надежды на реформы и установление в стране законности с помощью жандармов не оправдывались. Не смогли жандармы покончить и с коррупцией, лихоимством, произволом чиновников и помещиков.

Полиция и преступность в России. Контрасты XIX века

Полицейская система в XIXв. подвергается частому реформированию. В результате к концу столетия российская полиция стала вольнонаемной, более многочисленной, все полицейские структуры были объединены единым ведомством, а в компетенцию полицейских более не входили какие-то бы ни было судебные решения и хозяйственная деятельность.



На фото: Москва. Уличный овощной рынок. 1909г.

Мирные граждане страдали от того, что не могли получить квалифицированную помощь и защиту, городовых было не дождаться, да и сделать они ничего не могли, преимущество было на стороне беззакония. Более того, по отношению к простым людям повсеместно был распространен полицейский и помещичий произвол, поскольку им законодательно было разрешено наказывать.

В 1857г. назначение на полицейскую службу ущербных, неблагонадежных и евреев было отменено, что несколько разрядило ситуацию. С каждым правительственным указом в 60-70-х гг. XIX в. увеличивалось количество полицейских. Однако это не производило желаемого эффекта, поскольку качественно штат не менялся. Только с 1873г. был узаконен вольный прием на службу полицейских, что позволило повысить профессионализм полиции.



На фото: Степан Степанович Громека, XIXв.

В указе от 4 июля 1858г. Александра II главной задачей определяется увеличение жалования полицейским чинам в соответствии с современными ценами.



Фото XIXв. Городовой

Также к концу XIXв. были учреждены медали – наградные знаки для полицейских.

А дальнейшему утверждению всеобщего уважения к полицейскому поспособствовал обер-полицмейстер Москвы Николай Устинович Арапов, обязавший всех своих подчиненных не сносить оскорблений от населения и не довольствоваться рублем в знак моральной компенсации, а обращаться в суд, поскольку в лице одного полицейского оскорбленным оказывается все ведомство.



Николай Устинович Арапов. Фото XIXв.

Должностной инструкцией полицейскому вменялось в обязанности обвиняемых арестовывать аккуратно, не злоупотребляя силой и оружием, не бить по голове, а наручники надевать только на очень агрессивных. Все имущество, находящееся при себе у арестованного, конфисковывалось. Запрещалось вести служебные разговоры в присутствии арестованного, а также общаться с представителями прессы. Полицейскому советовалось вести дневник, записывать не только ход событий, но и особо обращать внимание на всякую несправедливость и докладывать о ней начальству, за что полагалось вознаграждение.



Фото XIXв. Околоточный надзиратель

Моральный облик полицейского должен был быть безупречным. Не поощрялось одалживание денег у подчиненных и злоупотребление алкоголем, блюститель порядка должен был постоянно заниматься самообразованием.

Также полицейский был обязан помогать пострадавшим в результате несчастного случая, пресекать жестокое обращение с животными, задерживать нищих и попрошаек и следить за извозчиками, чтобы не отбивали друг у друга клиентов, не останавливались в неположенном месте, содержали повозку в чистоте и пр.



Санкт-петербургские полицейские. Фото к.XIX-нач.XXвв..

Указом Александра II от 15 ноября 1880г. был сформирован единый департамент государственной полиции, который затем был разделен на специализированные отделения. Первое отделение включало в себя администрацию и законодательное делопроизводство, второе выполняло функции государственной полиции, третье – тайной полиции, четвертое занималось судебными делами, пятое – исполнительным делопроизводством, а шестое еврейским вопросом, фабричным производством, алкоголем и взрывчато-воспламеняющимися веществами. В ХХ столетие полицейские вступили организацией с мощной разветвленной структурой.



Сухарева башня и городовой на Сретенке. Фото к.XIX-нач.XXвв..

Единственной неразрешимой задачей оказалась проблема, связанная с большим количеством бумажной работы в полицейском ведомстве. Процедурные записи и отчеты плодились с неимоверной скоростью. На государственном уровне предпринималось несколько попыток изменить ситуацию, но ни одна не увенчалась успехом, комиссии, занимающиеся решением бюрократического вопроса, были расформированы, не придумав ни одного варианта сокращения количества требуемых записей.

Читайте также: