Обряды древнего египта кратко

Обновлено: 08.07.2024

Статуя в святилище храма была не только изображением бога, но и местом обитания его силы.

Она заменяла бога, когда он отсутствовал сам. Она обеспечивала связь горнего с дольним, земного с небесным, профанного- с сакральным.

Прежде всего, зайдя в святилище, жрецы или фараон ломали печать на наосе - высоком ковчеге, где и находится статуя.

С неё снимут вчерашнюю одежду, в то время как само святилище будет вымыто и очищено. Затем статую купали, украшали драгоценностями и умащали ароматным маслом. После чего идола облачат в свежую церемониальную одежду и снова облекут символами его божественной силы.

Во время этого ритуала кумиру также будут преподнесены щедрые жертвы из мяса, овощей, фруктов и злаков, вина и пива. Божество ублажат приятной музыкой, поэтичными гимнами и сладострастными танцами, благовонными воскурениями. Благовония стоили невероятно дорого, потому что доставлялись издалека. А танцы и музыкальные номера обеспечивались огромным " гаремом " бога, знатными и образованными, прекрасными его жёнами и наложницами.

В конце церемонии священнослужители благоговейно поместят статую в наос, осторожно закроют дверцы, а главный жрец опечатает их и уйдёт, пятясь от наоса к двери, тщательно заметая впереди себя следы.

В дополнение к этому основному ежедневному священнодействию обычно выполнялись и другие. Важно было поддерживать материальную и магическую чистоту святилища и предметов, использующихся для поклонения, например, кадильниц или сосудов со святой водою. В течении дня бога ещё несколько раз развлекали и кормили. Ночью ритуалы использовались для отражения угроз со стороны сил хаоса, пытающихся навредить богам и этим поколебать миропорядок.

Официальная египетская религия включала в себя множество праздников, посвященных фараону или богам, предоставляя простым людям возможность на короткое время соприкоснуться со своими правителями и покровителями. Фараон играл ведущую роль в нескольких ежегодных празднествах, которые напрямую касались его собственной царской власти. Он также активно участвовал в церемониях и фестивалях, посвященных сельскохозяйственным работам (посев, жатва) и политическому благополучию земли (ритуалы против врагов Египта).

Основной повторяющейся особенностью ежегодных и сезонных праздников была перевозка статуи бога в священной ладье из своего храма в иной свой храм, или в храм иного божества. Там статуя могла гостить некоторое время ( иногда- много дней), а затем возвращалась к себе. Одним из примеров этого является случай с Хатхор, которая посещала своего мужа Гора в его храме в течение определенного времени, а затем возвращалась в свой собственный храм.

Перевозка на ладье была одним из немногих случаев, когда боги или, по крайней мере, их святыни были видны большинству египетского народа. Со временем, и особенно в эпоху Нового Царства, эти праздники стали поводом для излияний общественных религиозных чувств, что сплачивало нацию и помогало сгладить социальные противоречия, укрепляя не только власть фараонов, но и наполняя логикой и эмоциями религиозные догмы.

Появление бога за пределами храма также предоставляло обычному человеку возможность получить оракулы,которые обычно понимаются как ответ бога “да” или “нет” в ответ на запрос. Например, неожиданное движение ладьи вправо или влево.

Любой вид тесного контакта с богами или с изображениями богов и их культовыми статуями был чрезвычайно редок для обычного человека. Есть примеры памятников, которые увековечивают жизнь частных лиц, и в этих памятниках упоминается, что покойный присутствовал на священном празднике такого рода. Следовательно, это было событие, которое выделялось бы из всей вашей жизни, так как вы провели время в непосредственной близости от одного из богов. Это великая честь и особая милость, священная благодать, озарившая унылый горизонт вашего жития светом истины, любви и красоты.


Египет имеет богатую историю и культуру, насчитывающую тысячи лет, начиная с культуры фараонов, заканчивая христианством и исламом. Египет стал местом зарождения одной из первых цивилизаций. На его культуру повлияли многие другие этнические группы, которые либо жили, либо вторгались на территорию страны.

Национальный флаг Египта

Традиции современного Египта могут показаться немного отличными от тех, к которым мы привыкли, что, в свою очередь, может заставить туристов порой смущаться. Чтобы понять атмосферу Египта, необходимо тщательно изучить культуру, обычаи и семейные ценности народа, населяющего эту страну. Если вы научитесь понимать и уважать чужие ценности, путешествие в Египет принесет вам еще больше удовольствия.

Традиции Египта: верующие и пища

Большинство мусульман в Египте не имеют привычки пить алкоголь. Тем не менее они не возражают, когда пьют другие. Однако важно, чтобы вы пили алкоголь в Египте в умеренных количествах. Традиции Египта не предполагают употребление свинины в пищу, но для приезжих здесь всегда найдется ресторан или кафе, где подают блюда из этого мяса.

Заметка для женщин

В Египте существует несколько ограничений, действующих для приезжих женщин. В билетной линии иностранные женщины стоят с другими женщинами в очереди.

Женщины Египта

Непосредственное взаимодействие с египетскими женщинами никогда не рекомендуется. Всегда разумно говорить с ними через кого-то из местных или людей, которых вы хорошо знаете.

Преступность

В Египте уровень преступности невысок, однако распространено домашнее насилие. Время от времени встречаются мелкие воры и карманники. Женщины должны быть настороже, особенно в зонах, отдаленных от центра города. Потребление наркотиков не одобряется, поэтому публичный прием и ношение наркотиков не рекомендовано во избежание проблем с законом.

Тепло и гостеприимство

Египет имеет удивительные природные, исторические и культурные достопримечательности, поэтому туризм здесь служит одним из основных источников дохода. Египтяне чрезвычайно дружелюбны, открыты для других культур и известны своим гостеприимством, поэтому не удивляйтесь, если люди приглашают вас в свои дома и настаивают на том, чтобы вы приняли приглашение.

Жители Египта дружелюбны и приветливы

Обычно египтяне дружелюбны по своей природе и любят помогать людям. Если вы зададите им любой вопрос, они охотно на него ответят. Интересно также, что всякий раз, когда вы зададите вопрос египтянину, он позвонит другим людям, чтобы обсудить это, и постарается дать вам максимально точный и правильный ответ на заданный вопрос.

Семья

Традиции в Египте, когда дело касается семейных дел, строго соблюдаются. Семья очень важна для египтян, поэтому они уделяют особое внимание семейным ценностям и отношениям. Уважение между членами семьи приводит к тому, что дети чаще всего живут со своими родителями до создания собственной семьи и рождения детей. В целом родители поощряют брак и материально поддерживают своих сыновей и дочерей, чтобы те сыграли свадьбу. Египтяне любят проводить большие свадебные торжества, куда они приглашают всех членов семьи и друзей.

Обычно обязанности распределяются таким образом, что забота о детях остается за женщинами, в то время как мужчины несут ответственность за материальную поддержку семьи.

Свадебные и семейные традиции жителей Египта

Поскольку члены семьи очень привязаны друг к другу, они глубоко скорбят о смерти члена семьи. Обычно принято носить только черный цвет в течение как минимум 40 дней после смерти члена семьи, при этом скорбеть они могут до года. Это одна из традиций, унаследованных от великих фараонов. Традиции в Египте таковы, что считается неприемлемым проявлять какие-либо признаки счастья во время похорон.

Праздники

Египтяне любят разные празднования. Близкие члены семьи и друзья всегда собираются вместе во время праздников и специальных торжеств.

Из-за большой любви к еде стол обычно готовит и накрывает вся семья, по таким случаям здесь распространено совместное приготовление пищи. Кажется, кулинарные традиции Древнего Египта сохранились здесь и по сей день. Женщины обычно гордятся своей способностью готовить: им нравится соревноваться друг с другом в том, кто приготовит самое вкусное блюдо. Интересно, что рестораны являются одним из самых процветающих видов предпринимательской деятельности, так как египтянам нравится пробовать новые кухни и они высоко ценят вкусную еду.

Как ответить, если египтянин приглашает вас в свой дом

Традиции в Египте предполагают, что если вас приглашают в гости, то сначала нужно отказаться. В случае если хозяин действительно хочет, чтобы вы посетили его дом, он даст вам повторное приглашение. В таком случае не стоит отказываться от приглашения. Если же вы по каким-либо причинам не имеете возможности сходить в гости к египтянину, обязательно пообещайте, что посетите его в следующий раз. Однако все-таки лучше принять приглашение, поскольку в противном случае есть вероятность, что ваш хозяин будет чувствовать себя униженным. Гостеприимство — одна из характерных черт египтян, поэтому приглашение гостей — это национальная традиция Египта. Представителям народа этой страны всегда приятно проявлять уважение и ухаживать за гостями. Если вы хотите, вы даже можете прихватить несколько подарков для хозяина, но проверьте, соответствует ли подарок его статусу.

Культура, традиции и обычая Египта: религия

Религия играет большую роль в жизни египтян, и она смешивается с повседневной деятельностью мусульман и христиан, живущих в Египте. Мечети расположены тут и там, поэтому, прогуливаясь по улицам египетских городов, вы можете услышать призыв молиться до пяти раз в день.

Религия в Египте

Хотя египтяне используют западный календарь, они ссылаются на календарь исламских религиозных праздников, и Рамадан — самый важный месяц в году. Рамадан — священный месяц для египтян, который они отмечают с друзьями и родственниками. В течение этого месяца египтяне бодрствуют ночью и проводят время в молитве и духовной деятельности. Кроме того, они занимаются благотворительностью, занимаются восстановлением отношений и разделяют любовь и привязанность друг к другу. Несмотря на это туристический сезон в Египте продолжается даже в священный месяц.

Места молитвы

Места, предназначенные для молитв, считаются священными для египтян, и поэтому туристы из-за границы должны с уважением относиться к таким церквям и мечетям, которых в Египте огромное количество.

Египетский народ

Так, когда человек попадает на территорию места, где проводятся молитвы, ему следует снять обувь и накрыть голову. Также следует надевать максимально скромную одежду, которая покроет большую часть вашего тела. Интересно, что пятница в Египте считается святым днем недели.

Чаевые

В Египте чаевые приветствуются и часто ожидаются. Вы можете предлагать чаевые не только официантам, но и всем людям, которые помогли вам во время вашего путешествия. Однако старайтесь избегать крупных сумм — египтяне воспринимают это как оскорбление. В любом случае чаевые - это отличный способ произвести хорошее впечатление на окружающих вас людей. Тем не менее не стоит предлагать чаевые людям вашего статуса или профессионалам.

Резюмируя

Если вы хотите прочесть о Египте, традициях и обычаях в кратком содержании, то по этой теме можно сказать следующее: многовековая история Египта, туристические достопримечательности и географическое расположение делают его идеальным местом для бизнеса и туризма. Но прежде чем вы посетите эту страну, важно понять культуру и традиции этого места.

Культура Древнего Египта повлияла на традиции современного Египта

Египет — поистине уникальная страна, где традиции и обычаи Древнего Египта объединились с современным устройством общества. Египет пережил многое: он был жертвой многих захватчиков в прошлом, а в последнее время страдает от экономических и политических проблем. Но египтяне продолжают любить свою жизнь и радоваться ей, несмотря на все трудности и проблемы. Возможно, посетив Египет, вы сможете научиться позитивному мышлению, которое так присуще местному населению.


Главнейшей особенностью древнеегипетской культуры является всепроникающая и теснейшая взаимосвязь всех ее сфер и религией. Религия определяла политические, экономи­ческие и социальные институты этой страны, быт и повседневную жизнь. С другой стороны, религия и культура Древнего Египта оказала прямое влияние на культуру и религию древних Греции, Ассирии, Финикии, Иудеи.

Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).

Пережитки тотемизма проявлялись в том, что часто в облике животных, птиц, насекомых и пр. египтяне олицетворяли природные стихии. Как правило, каждая часть вселенной мыслилась подобно тем существам, которые обитали в недрах земли. Образом земной стихии – засушливой почвы - являлся, например, лев, ибо львы (как и змеи) таились в логовищах, и египтянам казалось, что они вышли из глубины земли, которая первоначально представлялась гигантской змеей, а потом мужчины.

Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.

С другой стороны, например, бог мудрости, знания, письма Тот изображался или в виде своих священных животных павиана и птицы ибиса, или в виде мужчины с головой ибиса (илл. 7): по представлениям египтян, ум человека находился в сердце - ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, очертаниями походил именно на сердце; ибис, пожиратель змей, саранчи и яиц крокодилов, опускал свой вогнутый клюв в землю очень похоже на то, как макали в чернильницу палочки для письма.

Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.

Особенности египетской мифологии.

1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изо­бражали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой живот­ного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, нап­ример, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.

Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как дол­гое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как "ересь". В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконо­графию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.

С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.

Сущность человека в древнеегипетском понимании.

Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие "душа", "воскресение" и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).

Со смертью, считали египтяне, умирает лишь его материальная оболочка - тело. Но остаются жить несколько нематериальных частей человеческого существа. Сколько их было всего и как представляли их египтяне в полном объеме, в научной литературе однозначного ответа до сих пор нет. Поэтому остановимся на двух, наиболее упоминаемых в египетских текстах.

"Ба" обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.

У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.

В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.

Главная функция ба, посещавшей тело уже в гробнице – позволить умершему выйти из темноты гробницы, насладиться свежим воздухом и природой, добыть покойному хлеб и воду. Благодаря заклинаниям, покойный в качестве живой ба мог принимать различные формы - сокола, ласточки, цапли - кем понравится.

Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.

Ка, ба, Осирис и бальзамирование.

Так как смерть физического тела нарушало органическое единство его с его же нематериальными субстанциями, то для вечной жизни в загробном мире необходимо было восстановить это единство. В ином мире человек не сможет жить без тела.

Наконец, сохранение тела умершего - основное условие благополучной загробной жизни. Отсюда особая забота о нем, проявлявшаяся, помимо бальзамирования, в помещении тел в надежные гроб­ницы (чтобы оградить их от гиен и грабителей), с портретными статуями, вещами и пропитанием.

Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.

Таковой осью являлись представления египтян о маат

Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.

Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.

Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.

Изображения маат сохранились практически во всех египетских храмах - в виде сидящей женщины, иногда с крыльями, со страусовым пером на голове. Могла изображаться только пером, либо в виде плоского песчаного первозданного холма с одной скошенной стороной.

Священное насекомое Маат – пчела.

Важнейшие культы и их истоки.

 Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,


 Культ фараонов.


Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.

Для простых египтян фараон, живой или мертвый, равно бог, независимо от его личных качеств, потомок и исполнитель воли богов. Он защищен ими и от них он получил в правление Египет. Именно через фараона божественные силы проявляются на земле, устанавливая закон мировой гармонии. Фараон – единственный человек, который присутствует от имени всех египтян в святилище храмов во время богослужения, у него - исключительный доступ к богам.

Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.

При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.

В повседневной жизни фараон должен ежеми­нут­но соответст­вовать своей божественности. Поэтому он, например, не появлялся с непо­кры­той головой и даже в семейном кругу носил па­рик. Фараон - центр мысли, истории, знания. Он видит всё и слышит каждое произнесенное слово. Фараон совершил ритуал - и наступает день. Он всемогущ, всегда и везде побеждает. Если фараон жив - Египту обеспечены мир и процветание. Если божественность фараона не соблюдается - в стране все сразу приходит в упадок. Имя бога Ра включалось в личные имена фараонов: Хафра, Менкаура. Рамсес обозначает "рожденный Ра".

Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.

С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.

Культ определенных животных.

Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога.

Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.

В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.

Культ мертвых.

Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.

В основе заупокойного культа, в частности, Древнего царства - представление о сохранении у умерших тех же потребностей, которыми обладают живые люди и главная задача - обеспечить покойного едой и питьем. Это стремление отражено во всех погребальных обрядах, и это отзвуки первобытного страха перед голодом и жаждой (в заупокойных молитвах постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода). Содержание основной древнейшей молитвы - это простое пожелание получить жертвоприношение хлебом, пивом, мясом, благовониями и одеждой.


Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. [1] [2] В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы были сохранены. Несмотря на то, что некоторые специфичные детали изменились с течением времени, такие элементы, как подготовка тела, магические обряды и обеспечение могил всем необходимым были частью неотъемлемого ритуала погребения.

Содержание

Погребальные ритуалы



Заупокойные тексты

Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной как Тексты пирамид. Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него как и у некоторых последующих фараонов, заклинания были высечены на стенах, внутри пирамид. [3] Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний.



В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания записанные на поверхности саркофагов стали называться Текстами саркофагов. В этот период, заупокойная литература, впервые стала доступна лицам не имеющим королевского происхождения. Несмотря на то, что многие заклинания были перенесены из более ранних текстов, в Текстах саркофагов, стали появляться дополнительные заклинания, которые претерпели незначительные изменения, и были адаптированы для лиц не царского происхождения. [4]

Во времена Нового царства, Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах, которые получили название Книга мёртвых. Подобные книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода. Тексты в этих книгах были разделены на главы, каждая из которых могла содержать до двухсот заклинаний. Каждый из этих текстов был индивидуально составлен для умершего, хотя степень различия в них была не существенной. Если человек был достаточно богат, то за дополнительную плату он мог заказать себе свой вариант текста, который включал бы в себя те заклинания, которые ему больше хотелось видеть. Если же финансовое положение человека не позволяло ему совершить покупку персональной Книги мёртвых, то он мог купить более дешёвую, стандартную версию, в которой были оставлены пустые места для имени умершего. [5]

Погребальная утварь



С древнейших времён истории Египта, простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта. [6]

Согласно обычаям, появившимся в период Древнего царства, богатые граждане хоронили умерших в деревянных или каменных саркофагах. Количество погребальной утвари в них было мало. Чаще всего встречались наборы медных инструментов и некоторые виды ваз. [7] Деревянная погребальная утварь стала преобладать во времена Первого переходного периода. На этих деревянных изделиях часто изображались сюжеты из повседневной жизни умерших, что подразумевало продолжение подобной деятельности и после смерти. Саркофаги имели стандартную прямоугольную форму. Поверхность саркофагов была ярко раскрашена и на ней часто изображалась надпись в виде Формулы подношения. В этот период предметы повседневного быта, встречались редко в гробницах. В конце Среднего царства, в гробницах египтян стали появляться такие погребальные объекты как ушебти и скарабеи. В этот же период в могилах снова стали появляться предметы повседневного быта, включая магические амулеты [2], использовавшиеся ещё при жизни для защиты умершего.



С началом Нового царства, некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были в основном антропоморфной формы. Умершим клали хотя бы одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что она будет выполнять всю сложную работу за них, в загробном мире. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. В то время как в гробнице Рамсеса II и в гробницах всех последующих фараонов, предметы из повседневной жизни стали постепенно исчезать. В этих гробницах всё чаще стали встречаться предметы и вещи специально изготовленные для похорон. Кроме того, в захоронениях увеличилось количество статуэток ушебти, количество которых в отдельных гробницах достигало четырёхсот штук. Помимо статуэток ушебти, умершего хоронили с большим количеством других магических фигурок, которые были призваны защитить умершего от различного рода напастей и зла в загробном мире. Несмотря на то, что виды и разнообразие погребальных объектов менялись на протяжении всей истории древнего Египта, их функциональное значение оставалось неизменным. Главной функцией всех погребальных объектов было обеспечение умершего всем необходимым в загробной жизни.

В некоторых древнеегипетских гробницах, помимо обычной погребальной утвари, встречались так же и погребальные лодки.[3] Лодки играли важную роль в религии египтян, так как они являлись основным средством передвижения богов как по небу так и по преисподни. На одном из видов лодок, который египтяне использовали на похоронах, они совершали паломничество к святым местам Египта, таким как древний город Абидос. Одна из подобных лодок была найдена вблизи от пирамиды Хеопса.

История

Несмотря на то, что не сохранилось ни одного письменного источника Додинастического периода, учёные могут почерпнуть немало важной информации полученной от сохранившихся тел древних египтян. Это стало возможным благодаря тому, что люди того времени не придерживались всеобщей практики кремации тел, а хоронили своих умерших. Почему они поступали именно так неизвестно, но некоторые учёные полагают, что египтяне боялись того, что мёртвые могут подняться из могил, если с ними плохо обращаться после смерти. [8]



В более ранние эпохи, умерших хоронили в простых овальных ямах с несколькими погребальными предметами, которые располагались вокруг них. Иногда встречаются групповые захоронения, в которых можно увидеть кости не только людей, но и животных. Со временем, могилы стали более сложными, тела помещали сначала в плетёную корзину, а затем в деревянный или терракотовый саркофаг. В этих могилах содержались ювелирные изделия и острые наконечники. [9]

Всё это наглядно показывает, что уже в те древние времена у людей была вера в загробную жизнь, хотя согласно археологическим данным, шансов попасть туда у простого человека было не много. Это могло быть по той причине, что для принятия в загробный мир, требовались лишь те умершие, которые могли выполнять строго определённую функцию. Фараону позволено было входить в царство мёртвых, так как он играл важную роль в жизни людей, поэтому и от других людей так же требовалась важная жизненная роль, чтобы попасть туда.

В ранних царских гробницах были найдены останки людей принесённых в жертву. Подобные находки лишь укрепили мнение археологов в том, что у каждого египтянина должна была быть важная функция после смерти. Возможно эти люди, были призваны служить вечно своему царю. В дальнейшем, необходимость в совершении человеческих жертвоприношений отпала, вероятно по той причине, что фараоны нашли более красивую и гуманную альтернативу в виде магических фигурок и настенных росписей с заклинаниями. [10] Некоторые из этих фигурок, были созданны похожими на определённых людей, чтобы они могли и после смерти следовать за фараоном.

Как низший, так и средний класс египтян, вынуждены были полагаться на милость фараона, чтобы попасть в загробный мир. Египтяне верили, что когда умирал фараон, он становился божеством, которое могло даровать каждому право на загробную жизнь. Подобная вера укоренилась у египтян в Додинастический период и продержалась вплоть до Древнего царства. В дальнейшем, постепенно, право на загробную жизнь получил каждый у кого были деньги. [11]

Наука египтология основана на изучении происхождения и существования египетского царства. Цивилизация достигла высокого уровня развития, о чем подтверждают находки из раскопок. В них показаны не только достижения, но и как хоронили фараонов в Древнем Египте, какие ритуалы соблюдались. Египтяне освоили производство стеклянной, фаянсовой посуды, мастерства по обработке драгоценных металлов, создания скульптур и художественных произведений.

Поражают познания древних людей в области математики, медицины, астрономии, письменности. Исторические события отображались с помощью рисунков и иероглифов. Умерших царей хоронили в саркофагах. На саркофагах записывались подвиги фараона, его жизненный путь. На стены погребальной камеры наносили рисунки, в которых показано как хоронили повелителя Египта, его прошедшая и будущая жизнь.

Настенный рисунок похоронного обряда фото

Настенный рисунок похоронного обряда

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Похоронный обряд показывает, что древние египтяне верили в загробную жизнь. На это указывают рисунки на стенах погребальной камеры, а также предметы обихода, орудия труда, которые заносились в камеру. Каждый житель стародавнего Египта верил, что даже после смерти его ждет вечная жизнь. Чтобы похоронить фараона использовались древние ритуалы и заклинания.

Все фараоны были египтянами

Древнее население Египта считало свое место обитания центром вселенной, а правителей сравнивали с богами. Окружающие их страны и реки, которые текут не в том направлении, что Нил, считались неправильными, жалкими.

Имен у фараона было пять. После смерти имена писались на папирусах и жрецы помещали в особый ларец, картуш, чтобы злые силы не могли прочитать их. Египтяне думали, что бог Ра на золотой ладье забирал умершего фараона-сына на небо для дальнейшего проживания. Египтяне хоронили фараона с большими почестями, строили роскошные поминальные храмы, укладывали в гробницы богатые подарки, чтобы цари после смерти никогда не покидали обетованную землю.

Фараонов хоронили вместе со слугами

При раскопках самых древних захоронений были обнаружены останки людей, которые были похоронены рядом с фараоном. Обследования показали, что на останках не было знаков насильственной смерти. Появилась версия, что люди были похоронены заживо.

Этот самый распространенный миф говорит о том, что жена, вся его семья и слуги были похоронены вместе. Таких погребений было обследовано несколько и то самые древние. Это указывает на то, что такие ритуалы проводились очень редко.

Погребальные обряды Древнего Египта

Забинтованное тело укладывалось в короб, которому придавалась форма человеческого тела. Древнейшие египтяне хоронили коробы просто в земле.

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Усыпальница и смежные комнаты с дарами фото

Усыпальница и смежные комнаты с дарами

Над земными захоронениями со временем начали надстраивать мастабы, в виде прямоугольной усеченной пирамиды. Внутри располагалась комната для гробницы, где проводилось погребение фараона и несколько комнат с настенными росписями, дарами, предметами обихода и ритуальными статуэтками ушебти.

Мастаба — конструкция, гробница в Древнем Египте.

Ушебти — похоронные статуэтки.

Внутренняя стена выкладывалась из сырца, внешняя – из кирпича. Со временем египтяне стали строить ступеньчатые пирамиды, которые сменились настоящими, гладкими. Такие надстройки защищали тела упокоенных от внешних погодных условий, злоумышленников, злых сил.

Тела знати укладывались в саркофаги, которые также служили средством защиты тел. По продольной наружной стороне саркофага наносились надписи с заклинаниями, которые защищали покойного, придавали ему сил в загробной жизни.

Место расположения Долины Царей

Внешний вид входа усыпальниц Долины Царей фото

Внешний вид входа усыпальниц Долины Царей

Недалеко от реки Нил вблизи города Луксор (древнего города Фива) за каменистым нагорьем расположена Долина Царей. На протяжении пяти веков там хоронили фараонов.

Стены камеры расписывались мастерами до того, как умирал фараон, похороны и ритуалы проводились в обустроенной усыпальнице. Рисунки рассказывали: как проходили похороны фараона, о пройденном пути, годах его правительства и предстоящей загробной жизни. Погребение проводилось с большим торжеством. Саркофаги украшали золотом и драгоценностями. Рядом находились дорогие преподношения, ценные дары, золотые украшения.

К сегодняшнему времени в Долине Царей найдено и обследовано больше 60 усыпальниц. Каждый предмет аккуратно очищается и хранится, затем реставрируется. Внутри помещения не разрешают проводить фото и видеосъемку, чтобы не повредить старинные росписи. Обнаружено еще 30 захоронений, разграбленных ворами.

Ломаная пирамида

Ломаная пирамида, внешний вид фото

Ломаная пирамида, внешний вид

В Дахшуре стоит ломаная пирамида, которая строилась по указанию фараона Снофра. Ученые не могут доказать почему грани имеют разный наклон у основания и вершины. По первому предположению владыка не дожил до окончания стройки, и строители завершили ее, изменив наклон граней.

Ученый Мендельсон предположил, что было начато строительство одновременно двух пирамид. Когда постройка достигла половины высоты из-за сильных ливней, обрушился наружный слой облицовки этой пирамиды. Строители решили изменить градус наклона граней, чтобы ливень окончательно не размыл строение. Так получился изгиб грани пирамиды.

От других пирамид она отличается наличием двух входов. Северный вход устраивался по верованиям египтян. Для чего устроен второй ход – загадка, неразгаданная по сегодняшний день. Камера погребения фараона не была обнаружена, только на потолке три надписи имени Снофра красной краской.

Великие пирамиды

По подсчетам ученых в Египте находятся до 138 пирамид разной высоты. В большей части построек обнаружено усыпальницы фараонов. Самые известные три больших пирамиды: Микерина, Хефрена, Хеопса, последняя из которых считается самой высокой, входит в число Семи чудес мира.

Профессор Бернского университета И. Давидович в докладе на Международном конгрессе настаивал на доказательстве, что пирамида Хеопса построена из литых блоков. Египетские власти не разрешили проводить исследования, чтобы опровергнуть эту теорию.

Известный российский путешественник В. Сундаков проводил исследования происхождения египетских ритуальных построек. Так как в ходе расследований были обнаружены жернова, Сундаков сделал вывод, что известняк перетирался на пыль, потом с добавлением речного ила заливался в опалубку. Об этом свидетельствует целостность блоков без трещин. Он провел презентацию письменных фактов, которые служат доказательством производства каменных литых блоков из порошка, а также о способе их установки.

Пирамида Джосера

Самая древняя – это пирамида Джосера. Она имеет шесть ступеней до вершины. Постройка считается предшественницей всех позже построенных пирамид. У основания между двумя плитами была найдена статуэтка бога Осириса. Египтологи считают, что жрец специально спрятал ритуальную статуэтку для связи с иным миром и чтобы усилить силу фараона, божественного олицетворения на земле.

Медумская пирамида

Внешний вид Медумской пирамиды фото

Внешний вид Медумской пирамиды

Розовая пирамида

Розовое отражение облицовочных камней в закате солнца фото

Розовое отражение облицовочных камней в закате солнца

Третья египетская пирамида по высоте – это Северная или Розовая. Она построена в честь дочери Хеопса. Название произошло от цвета камней, которые приобретают розовое сияние под лучами заходящего солнца. Розовая пирамида с пирамидами Хефрена и Хеопса отражают расположение звезд созвездия Ориона. Постройки, которые обозначали еще две звезды созвездия, были разрушены еще в древности.

Гробница Тутанхамона

Драгоценный саркофаг фараона фото

Драгоценный саркофаг фараона

Три столетия археологи искали гробницу, где захоронен Тутанхамон, самый молодой фараон Египта. Он был облачен в золотую маску со всеми царскими атрибутами, что указывает на его высокое положение. Саркофаг был вылит из золота, скрывал тело властителя, чтобы никто не мог обезобразить его. Рядом были обнаружены несколько захоронений с драгоценными дарами. Надписи на стенах дают подсказку, что там захоронение близких родственников фараона.

После того, как была вскрыта гробница, археологи мистическим образом заболевали и умирали. Верующие фанатики утверждают, что члены экспедиции потревожили прах фараона, за что их постигло его проклятие.

Воры, которые хотели украсть из музея Каира золотую маску, также таинственно скончались.

Гробница царицы Нефертари

Настенные рисунки в усыпальнице Нефертари фото

Настенные рисунки в усыпальнице Нефертари

В 1904 году археологи обнаружили самую красивую гробницу в Долине Царей. Стены усыпальницы сохранили прекрасные росписи. Там похоронили первую жену Рамзеса II царицу Нефертари (имя обозначает Прекрасная спутница). Гробницу разграбили еще в древности. В Египетском музее в городе Турине (Италия) хранятся некоторые сохранившиеся детали гробницы, дорогого убранства царицы и амулетов.

Ритуал погребения

Среднему классу умерших египтян процесс бальзамирования проводился проще. Внутренние органы не вынимались, тело покрывалось благовониями, засыпалось солью на 70 дней. После этого периода тело заматывалось в бинты и отдавалось родственникам покойного.

Бедному покойнику тоже проводился процесс бальзамирования солью. После мумификации тело заворачивалось в бинты из старых вещей родственников, поскольку бальзамирование было дорогое и все средства тратились на него.

Письменного описания погребальных обрядов фараонов Древнего Египта не удалось отыскать. Все траурные ритуалы захоронения отображаются настенными рисунками усыпальниц. Только в самых древних настенных рисунках был отображен ритуал жертвоприношения. Возможно, слуги предпочитали вечную службу фараону в загробном мире жизни на земле.

Со временем фараоны отменили этот траурный ритуал. В усыпальницы жрецы устанавливали фигурки и статуэтки с заклинаниями, которые должны были следовать за царем и служить ему в ином мире.

Из раскопок древних захоронений, росписей на стенах, познаются ритуалы и обряды народов Египта. Древнейшая цивилизация начала возводить каменные постройки, достигла высокого уровня в таких науках как астрономия, математика, медицина, письменность. Росписи на стенах, драгоценные дары из золота, бронзы указывают на умение обрабатывать камень и металл.

Читайте также: