Обряд рождения ребенка на руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Последние дни в интернете перечитываю массу информации о родах, естественной подготовке к ним, и, сегодня наткнулась на интересную статью. Русские традиции. Как происходили роды на Руси.

• Незадолго до родов день и час рождения старались особенно утаить. Даже родильную молитву упрятывали в шапку и только тогда относили священнику в церковь.

Наши предки верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Поэтому такому опасному делу нечего было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. И у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. Домашние прощались с родильницей, сознавая всю опасность, которой подвергается ее жизнь. Родильницу укладывали около рукомойника и давали в руку кушак, привязанный к брусу полатей, – чтобы держалась. Во все время родов перед святыми иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.

• Чтобы материнское тело лучше раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Бесспорно, психологически это помогало.

• Будущей матери обычно помогала немолодая женщина, бабушка-повитуха, опытная в подобных делах. Непременным условием было, чтобы она сама имела здоровых детей, желательно мальчишек.

• Кроме того, при родах нередко присутствовал муж. Теперь этот обычай возвращается к нам в качестве эксперимента, заимствованного за границей. Между тем славяне не видели ничего необычного в том, чтобы рядом со страдающей, испуганной женщиной был сильный, надежный, любимый и любящий человек.

Мужу родильницы отводилась особая роль при родах: прежде всего он должен был снять сапог с правой ноги жены и дать ей напиться, затем развязать пояс, а после – прижимать колено к спине роженицы, чтобы ускорить роды.

• Бытовал у наших предков и обычай, сходный с так называемой кувадой народов Океании: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем?! Этим муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!

• После благополучных родов бабушка-повитуха закапывала детское место в углу избы или во дворе.

О де­тях за­бо­ти­лась вся се­мья, и опе­ка это на­чи­на­лась за­дол­го до его по­яв­ле­ния на свет . Из­древ­ле чле­ны сла­вян­ской се­мьи ста­ра­лись ог­ра­дить бе­ре­мен­ную жен­щи­ну от вся­ких на­пас­тей. На­при­мер, в по­след­ние пе­ред ро­да­ми ме­ся­цы жен­щи­ну да­же не вы­пус­ка­ли из до­му, по­то­му что в до­ме она на­хо­ди­лась под опе­кой до­мо­во­го и свя­щен­но­го ог­ня до­маш­не­го оча­га. Да и во­об­ще, бо­ясь сгла­за, да­же сам факт бе­ре­мен­но­сти жен­щи­на пы­та­лась скрыть по воз­мож­но­сти доль­ше, а срок ро­дов хра­ни­ла в стро­жай­шем сек­ре­те. Но са­ма бе­ре­мен­ная счи­та­лась лю­би­ми­цей бо­гов и мог­ла при­но­сить сча­стье и уда­чу. Жен­щи­ну, жду­щую ре­бен­ка, ино­гда спе­ци­аль­но при­гла­ша­ли в сад и уго­ща­ли яб­ло­ком. Со­глас­но при­ме­там, ес­ли бе­ре­мен­ная от­ве­да­ет яб­ло­ко с мо­ло­дой яб­ло­ни, де­ре­во весь свой век бу­дет бо­га­то пло­до­но­сить.

Про­цесс ро­ж­де­ния сла­вя­не счи­та­ли один из са­мых са­краль­ных со­бы­тий. Они ве­ри­ли, что ро­ж­де­ние, как и смерть, на­ру­ша­ет тон­кую грань ме­ж­ду ми­ром жи­вых и мерт­вых лю­дей. По­это­му ро­ж­де­ние ре­бен­ка счи­та­лось опас­ным де­лом не толь­ко для ма­те­ри и но­во­ро­ж­ден­но­го, но и для всех ро­ди­чей. По этой при­чи­не жен­щи­на не ос­та­ва­лась ро­жать до­ма, что­бы не на­вре­дить ос­таль­ным. Она ча­ще все­го ухо­ди­ла в лес или хо­тя бы в дру­гое по­ме­ще­ние, на­при­мер, в ба­ню.

Су­ще­ст­во­ва­ло мно­го обы­ча­ев и об­ря­дов, цель ко­то­рых бы­ла по­мочь жен­щи­не в ро­дах. На­при­мер, что­бы те­ло ма­те­ри лег­че рас­кры­ва­лось, и ре­бе­нок бы­ст­рее ро­дил­ся, ро­же­ни­це рас­пле­та­ли во­ло­сы. Да­же в до­ме от­кры­ва­ли все ок­на и две­ри, раз­вя­зы­ва­ли уз­лы и от­пи­ра­ли зам­ки. В ро­дах бу­ду­щей ма­те­ри обыч­но по­мо­га­ла опыт­ная жен­щи­на, ко­то­рая са­ма уже име­ла не­сколь­ких здо­ро­вых де­тей. Не ред­ко на ро­дах при­сут­ст­во­вал и муж, это бы­ло обыч­ным де­лом и счи­та­лось, что нет ни­че­го дур­но­го в том, что ря­дом со стра­даю­щей жен­щи­ной на­хо­дит­ся лю­бя­щий и на­деж­ный че­ло­век.

Ес­ли ро­ж­дал­ся маль­чик, то пу­по­ви­ну пе­ре­ре­за­ли на то­по­ри­ще или стре­ле для то­го, что­бы он рос хо­ро­шим охот­ни­ком или мас­те­ро­вым. Ес­ли по­яв­ля­лась на свет де­воч­ка, то пу­по­ви­на от­се­ка­лась на ве­ре­те­не, что­бы де­воч­ка рос­ла тру­до­лю­би­вой ру­ко­дель­ни­цей. Пу­пок ре­бен­ку пе­ре­вя­зы­ва­ли льня­ной нит­кой, ку­да впле­та­лись во­ло­сы от­ца и ма­те­ри.

Са­мые пер­вые ма­ни­пу­ля­ции, ко­то­рые со­вер­ша­лись с но­во­ро­ж­ден­ным бы­ли свя­за­ны с мно­ги­ми об­ря­да­ми и ве­ро­ва­ния­ми. Кста­ти, хри­сти­ан­ский обы­чай при кре­ще­нии оку­нать ре­бен­ка в во­ду встре­ча­ет­ся у мно­гих на­ро­дов, да­ле­ких от хри­сти­ан­ских тра­ди­ций. Эт­но­гра­фы ви­дят в этом обы­чае от­го­ло­ски древ­не­го ри­туа­ла при­об­ще­ния че­ло­ве­ка к Кос­мо­су.

Гла­ва се­мей­ст­ва брал на ру­ки но­во­ро­ж­ден­но­го и по­ка­зы­вал его Не­бу и вос­хо­дя­ще­му Солн­цу, что­бы жизнь ре­бен­ка бы­ла дол­гой. За­тем мла­ден­ца по­ка­зы­ва­ли Ог­ню оча­га и рас­ту­ще­му ме­ся­цу, что­бы ма­лыш рос креп­ким и здо­ро­вым. По­том отец при­кла­ды­вал сво­его ре­бен­ка в Зем­ле-Ма­туш­ке и оку­нал его в Во­ду. Та­ким об­ра­зом, но­во­ро­ж­ден­ный пред­став­лял­ся всем Бо­же­ст­вам Все­лен­ной, все­му Ми­ру, Кос­мо­су и от­да­вал­ся под их по­кро­ви­тель­ст­во.

По­том ре­бен­ку да­ва­ли имя, од­на­ко оно хра­ни­лось в стро­жай­шем сек­ре­те. Сла­вя­не счи­та­ли, что имя во мно­гом оп­ре­де­ля­ет судь­бу че­ло­ве­ка. Имя нуж­но бы­ло обе­ре­гать от злых ду­хов и не­до­б­рых лю­дей, по­это­му у сла­вян дол­гое вре­мя су­ще­ст­во­вал обы­чай двой­ных имен: од­но имя тай­ное, да­ва­лось при ро­ж­де­нии, а дру­гое имя бы­ло мир­ским.

Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными обрядами, традициями и поверьями. Суровые условия жизни диктовали достаточно жёсткие правила: важно было обучить детей всем необходимым для самостоятельной жизни навыкам. При этом опыт наших предков хранит много ценных идей, некоторые из которых не утратили своей актуальности и сегодня.

Рождение ребёнка в Древней Руси и обряды, связанные с этим событием

рождение ребёнка

Сакральную роль для материнства играла повитуха. Ею обычно была та женщина, которая не раз успешно принимала роды, сама воспитывала нескольких детей и обладала безупречной репутацией. Первое её действие было в помощь роженице — расплести косы и развязать все узлы на одежде. Считалось, что это действие помогает ребёнку быстрее появиться на свет.

В процессе родов повитуха следила за состоянием женщины, оказывала ей поддержку, давал советы и старалась успокоить. Её действия немного напоминают задачи современного акушера — следить за самочувствием матери, принять новорождённого, перевязать пуповину.

Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребёнку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.

Роды завершались ритуалом купания малыша. Для этого использовалась специальная вода, в которую добавляли молоко, яйцо и любой серебряный предмет. Согласно поверью, это позволяло защитить ребёнка от сглаза, делало его более здоровым и выносливым.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён родительской силой.

древняя русь

После этого глава семейства брал на руки новорождённого и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребёнка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребёнка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорождённый представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.

Новорождённых обычно называли именем того святого, который был обозначен в календаре. Был и другой вариант: малыши получали имя своего родственника. Чаще всего речь шла о бабушке или дедушке. Считалось, что таким способом ребёнок обретает защиту.

Чему обучали детей на Руси: какие ценности старались привить мальчикам и девочкам

дети

В прежние времена отношение к детству кардинальным образом отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сейчас. Ребёнок не считался самостоятельной личностью, имеющей какие-либо права. С ранних лет детей готовили к ответственности, формируя у них тех навыки и умения, которые будут необходимы им в будущем.

Основным содержанием воспитания и обучения детей на Руси было развитие патриотизма, смелости, трудолюбия, доброты и уважения к старшему поколению. Именно эти личностные качества являлись первостепенными, несмотря на достаточно суровые и специфические методы.

дети 2

Обнаруженные в процессе археологических раскопок фрагменты детских игрушек могут многое рассказать об особенностях воспитания детей в минувшие времена. Большинство из них имитировали те атрибуты, которые присущи для мира взрослых.

  • Для мальчиков изготавливали игрушечное оружие: деревянный лук со стрелами, различные копья и кинжалы.
  • Для девочек предназначалась игрушечная посуда: глиняные горшки и кувшины и прочие столовые предметы, имитирующие кухонную утварь того периода.

До 4-х лет уход и забота о ребёнке возлагалась исключительно на женщину. Именно мать должна была начать учить детей мелкой домашней работе — это было вынужденной необходимостью, так как работу по дому и содержание хозяйства требовало массу времени и сил.

рождение ребёнка 2

Начиная с 5-6 лет воспитание девочек и мальчиков приобретало яркие отличия: девочки активно обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков отец привлекал к физическому труду и тому мастерству, которым занимался сам.

В возрасте 15 лет ребёнок становился полноправным членом общины.

Один день из жизни ребёнка в Древней Руси

Семьи на Руси были гораздо больше, чем сейчас. Характерной особенностью того периода была строгая иерархия отношений. Отец был главным авторитетом, принятые им решения были законом для всех домочадцев. Они должны были беспрекословно подчиняться его воли.

девочка

Мальчиков отец обучал своему ремеслу. Кроме того, по мере взросления ему переходила часть домашних обязанностей — наколоть дрова, вести под узду лошадь, пасти скот, помогать с разделкой мяса, рыхлить и удобрять землю. Это начиналось примерно в том же возрастном периоде, что и у девочек — около 5-6 лет. К 9 годам ребёнок вполне мог самостоятельно поставить силки, ловить рыбу и стрелять из лука. С 12 лет уже начиналась военная подготовка. К 14 годам нынешний подросток уже считался взрослым человеком, готовым к браку и самостоятельной жизни.

мальчик

Конечно, дети не только работали. В свободное время детям разрешали поиграть с ребятами, а по вечерам дети пели и плясали под гармошку. Все игры были тактильными и весёлыми. Люди в те времена умели работать и отдыхать.

А что вы знаете о воспитании детей на Руси? Какие интересные факты можете рассказать нам в комментариях?

Как рожали,

“Кормилица с ребенком”.(1830). Алексей Венецианов.

Семеро по лавкам.

Буквально вся жизнь женщины на Руси была сосредоточена на детях, потому как многодетность по тем временам была общест­венно необходима. И только она могла гарантировать воспроизводство населения после много­численных эпидемий и кровопролитных войн, которые из века в век уносили десятки тысяч жизней.

 Выздоравливающая. (1889). Автор: Кирилл Лемох.

 Похороны первенца. (1893). Ярошенко Николай.

Таинство рождения

К родам наши предки подходили с особыми традициями, основанными на древних поверьях. Считалось, что ребенок, появляясь на свет, "переходит из мира мертвых в мир живых".

Беременные деревенские женщины до самых родов находились в трудах и заботах, и рожать иногда им приходилось и в поле, и дома в одиночку, ну и конечно же с помощью бабок-повитух. Как правило, женщины рожали вне жилого дома. Чаще всего использовалась хорошо натопленная баня, или хлев. Чтобы женская плоть быстрее раскрылась и выпустила дитя, женщинам расплетали косы, распахивали сундуки и двери. Роженице обычно помогала бабка, знающая в этом толк.

“Новый член семьи”. (1880). Автор: К.В.Лемох.

Также было принято считать, что таинство рождения ребенка никто из посторонних видеть не должен. Но по славянским обычаям мужу разрешалось присутствовать при особых случаях, когда роды предвещали быть трудными и нужна была его поддержка. Он должен был кричать и стонать вместо жены, чтобы отвлечь на себя внимание нечистых сил, способных навредить роженице. При схватках женщина должна была интенсивно двигаться, а рожать ей приходилось, стоя на коленках или же на корточках.

 Новое знакомство. (1885). Автор: К.В.Лемох.

Обрезание пуповины

Согласно ритуалам считалась, что пуповина ребенка должна быть отрезана ножом или серпом на расстоянии не менее трех сантиметров. Когда отсекали пуповину мальчику, то обязательно на дубовой плахе или же на топорище, а девочке - на ольховой доске или на веретене. Этот обряд подразумевал, что мальчик станет мастером на все руки, а девчушка - трудолюбивой рукодельницей. Перевязав пупок льняной ниткой, с вплетенными в нее волосами родителей малыша, повитуха тщательно его обмывала.

Роженица с младенцем.

Обмывание

Немалое внимание уделялось первому омыванию ребенка, который должен был войти в мир людей. Повитуха в это время как бы пыталась "слепить" новорожденного. Она гладила его головку, придавая ей округлость, сжимала ноздри, формируя носик, равняла ручки и ножки. А после процедуры купания и формирования маленького тельца, дитя заворачивали в грязную отцовскую рубаху, так как считалось, что именно старая поношенная вещь будет служить связью между поколениями. Таким образом, ребенок пропитавшись духом отца, должен был быть приобщен к человеческому роду.

Мать и дитя. Автор: Еськов П.В.

В некоторых регионах бытовал обычай после омывания трижды парить ребенка в бане вместе с матерью. А ежели не было бани, то роженицу с младенцем сажали на печь и парили "всухую".

И что удивительно, в последующем младенца могли не купать до шести недель. При том он покрывался красной сыпью, которую называли "цветением" и в это время мыть его было запрещено категорически. Да и в дальнейшем ребенка не особо купали, его мыли со всеми домочадцами раз в неделю.

Утро. (1904). Автор: Борис Кустодиев.

Захоронение плаценты

Плацента, детское место и послед считался вторыми родами и к ним относились весьма почтительно. По старорусскому обычаю они омывались, заворачивались в чистые тряпки и закапывались в импровизированную могилку, куда ложилась еда, а сверху осыпалась зерном и поливалась водицей. Этот ритуал должен был послужить залогом нового рождения детей и обеспечивать непрерывную преемственность и обмен между предками и потомками

"Доделывание" ребенка

Крестьянка кормит младенца из рожка. (1830).

В народе считалось, что дитя из утробы матери рождается "сырым", отсюда и пошел обряд в некоторых регионах "доделывания" и "допекания". Малыша заворачивали в пресное ржаное тесто, привязывали к лопате и сажали в теплую печь подобно хлебу. Недоношенного или слабого малыша мать "перераживала", трижды протаскивая свое чадо через ворот сорочки сверху вниз, тем самым импровизируя возврат ребенка в иной мир и повторное его рождение.

Наречение именем

Приняв роды и омыв младенца, повитуха шла к священнику, который должен был окрестить ребенка и дать ему имя. И лишь в редких случаях, когда дите было очень слабое и вот-вот могло умереть, повитухе разрешалось окрестить ребенка, окунув его трижды в купель, и дать ему имя.

Родительская радость. Автор: К.В.Лемох.

Новорожденному, как правило, давали имя по святцам на день рождения или день крещения, в честь святого почитаемого в тот день. В иных случаях ребенок получал имя своего родственника или уже умершего, или живого. Мальчикам часто доставались имена их дедов. Имя было предопределяющим не только поведение, но и физическое здоровье человека.

Крестины

Крещение младенца. Автор: Корнеев А.Е.

Крестными родителями новорожденного выбирали родственников, отдавая предпочтение молодым и холостым. Во многих местностях России было принято ребенку иметь одного крестного. Мальчика крестил крестный отец, а девочку - крестная мать.

Крестные родители должны были выкупить новорожденного младенца у бабки-повитухи на третий день после рождения и нести его в церковь. Согласно обычаю, по дороге к храму кумовьям запрещалось оглядываться и разговаривать. Само же крещение приравнивалось к рождению, которое уже было "настоящим", когда малыш должен был быть включен в мир людей. При этом крестные родители обязательно должны были подарить крестнику крестик, пояс и рубаху. Именно эти предметы отличали человека крещеного.

Крестины. Автор: Коровин П.И.

Однако зажиточные крестьяне, что бы избежать неприятных неожиданностей, приглашали священника домой, которого угощали после крестин праздничным обедом, что не могли себе позволить бедняки.

Получение доли

Немало интересным на Руси был ритуал получения ребенком его доли жизненных сил из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. Хоть и считалось, что доля каждого предопределена свыше, однако ее еще и полагалось взять.

И существовало немало примет по которым определялась доля или ее отсутствие. Так, к примеру, если малыш рождался лицом вниз значило, что скоро умрет; если же с длинными волосами на руках, на ногах или в "сорочке" - будет счастлив; с перевитой пуповиной - будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, - счастливы.

Отражение в зеркале.

Очень часто доля получала свое воплощение в сваренной каше для "крестинного" обеда, на который приглашали всех глав семей деревни и после чего каждого наделяли частью каши, предназначенной для их детей. Таким образом каждый ребенок символически получал свою часть доли после очередного перераспределения.

 Семья лесника. Авто: Куликов И.С.

Пеленание ребенка

Первенец. (1888). Автор: Иван Певелин

Удивительны обычаи и по кормлению младенца в первые дни его жизни. Считалось, что первое молоко женщины - молозиво - очень вредно для него, поэтому женщины сцеживали его в землю, а ребенку в эти дни давали "соску". Это была тряпочка, с завернутым в нее толченым сладким кренделем, или подслащенной простой кашкой.

Мать с детьми в поле.

Потом мать начинала кормить его грудью почти до двух лет, так как считалось, что кормить материнским молоком нужно три поста. Однако прикармливать дитя начинали очень рано и это было связано с тем, что мать, как правило, после родов шла на работу и вынуждена была оставлять свое чадо на старших детей или на пожилых своих матерей.

Няня. (1913). Автор: Игнатьев Михаил Иванович.

Слепой отец. (1884). Автор: Максимов М.В.

Малышу очень рано приходилось испробовать коровье молоко, хлеб, и каши, и все то, что ели взрослые члены семьи. А ежели он был рожден летом, то и вовсе рассчитывать на грудное молоко ему не приходилось. Больше везло тем у кого в семье была еще одна мать, кормящая ребенка, тогда женщины кормили детей поочередно.

Сенокос. Автор: А. Венецианов.

На хрупких женских плечах держалось все хозяйство, полевые работы и домашние, связанные с приготовлением еды, стиркой, уборкой, а также рождение и воспитание детей. Все эти тяготы жизни очень быстро подрывали их здоровье и женщины умирали достаточно рано.

Не менее интересна история о том как обучали крестьянских детей в школах 200 лет тому назад.

Читайте также: