Обряд рождения ребенка на руси кратко
Обновлено: 04.07.2024
Последние дни в интернете перечитываю массу информации о родах, естественной подготовке к ним, и, сегодня наткнулась на интересную статью. Русские традиции. Как происходили роды на Руси.
• Незадолго до родов день и час рождения старались особенно утаить. Даже родильную молитву упрятывали в шапку и только тогда относили священнику в церковь.
Наши предки верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Поэтому такому опасному делу нечего было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или в тундру, чтобы никому не повредить. И у славян рожали обычно не в доме, а в другом помещении, чаще всего – в хорошо истопленной бане. Домашние прощались с родильницей, сознавая всю опасность, которой подвергается ее жизнь. Родильницу укладывали около рукомойника и давали в руку кушак, привязанный к брусу полатей, – чтобы держалась. Во все время родов перед святыми иконами зажигали венчальные или крещенские свечи.
• Чтобы материнское тело лучше раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы, в избе раскрывали двери и сундуки, развязывали узлы, открывали замки. Бесспорно, психологически это помогало.
• Будущей матери обычно помогала немолодая женщина, бабушка-повитуха, опытная в подобных делах. Непременным условием было, чтобы она сама имела здоровых детей, желательно мальчишек.
• Кроме того, при родах нередко присутствовал муж. Теперь этот обычай возвращается к нам в качестве эксперимента, заимствованного за границей. Между тем славяне не видели ничего необычного в том, чтобы рядом со страдающей, испуганной женщиной был сильный, надежный, любимый и любящий человек.
Мужу родильницы отводилась особая роль при родах: прежде всего он должен был снять сапог с правой ноги жены и дать ей напиться, затем развязать пояс, а после – прижимать колено к спине роженицы, чтобы ускорить роды.
• Бытовал у наших предков и обычай, сходный с так называемой кувадой народов Океании: муж нередко кричал и стонал вместо жены. Зачем?! Этим муж вызывал на себя возможное внимание злых сил, отвлекая их от роженицы!
• После благополучных родов бабушка-повитуха закапывала детское место в углу избы или во дворе.
О детях заботилась вся семья, и опека это начиналась задолго до его появления на свет . Издревле члены славянской семьи старались оградить беременную женщину от всяких напастей. Например, в последние перед родами месяцы женщину даже не выпускали из дому, потому что в доме она находилась под опекой домового и священного огня домашнего очага. Да и вообще, боясь сглаза, даже сам факт беременности женщина пыталась скрыть по возможности дольше, а срок родов хранила в строжайшем секрете. Но сама беременная считалась любимицей богов и могла приносить счастье и удачу. Женщину, ждущую ребенка, иногда специально приглашали в сад и угощали яблоком. Согласно приметам, если беременная отведает яблоко с молодой яблони, дерево весь свой век будет богато плодоносить.
Процесс рождения славяне считали один из самых сакральных событий. Они верили, что рождение, как и смерть, нарушает тонкую грань между миром живых и мертвых людей. Поэтому рождение ребенка считалось опасным делом не только для матери и новорожденного, но и для всех родичей. По этой причине женщина не оставалась рожать дома, чтобы не навредить остальным. Она чаще всего уходила в лес или хотя бы в другое помещение, например, в баню.
Существовало много обычаев и обрядов, цель которых была помочь женщине в родах. Например, чтобы тело матери легче раскрывалось, и ребенок быстрее родился, роженице расплетали волосы. Даже в доме открывали все окна и двери, развязывали узлы и отпирали замки. В родах будущей матери обычно помогала опытная женщина, которая сама уже имела нескольких здоровых детей. Не редко на родах присутствовал и муж, это было обычным делом и считалось, что нет ничего дурного в том, что рядом со страдающей женщиной находится любящий и надежный человек.
Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребенку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.
Самые первые манипуляции, которые совершались с новорожденным были связаны с многими обрядами и верованиями. Кстати, христианский обычай при крещении окунать ребенка в воду встречается у многих народов, далеких от христианских традиций. Этнографы видят в этом обычае отголоски древнего ритуала приобщения человека к Космосу.
Глава семейства брал на руки новорожденного и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребенка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребенка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорожденный представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Потом ребенку давали имя, однако оно хранилось в строжайшем секрете. Славяне считали, что имя во многом определяет судьбу человека. Имя нужно было оберегать от злых духов и недобрых людей, поэтому у славян долгое время существовал обычай двойных имен: одно имя тайное, давалось при рождении, а другое имя было мирским.
Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными обрядами, традициями и поверьями. Суровые условия жизни диктовали достаточно жёсткие правила: важно было обучить детей всем необходимым для самостоятельной жизни навыкам. При этом опыт наших предков хранит много ценных идей, некоторые из которых не утратили своей актуальности и сегодня.
Рождение ребёнка в Древней Руси и обряды, связанные с этим событием
Сакральную роль для материнства играла повитуха. Ею обычно была та женщина, которая не раз успешно принимала роды, сама воспитывала нескольких детей и обладала безупречной репутацией. Первое её действие было в помощь роженице — расплести косы и развязать все узлы на одежде. Считалось, что это действие помогает ребёнку быстрее появиться на свет.
В процессе родов повитуха следила за состоянием женщины, оказывала ей поддержку, давал советы и старалась успокоить. Её действия немного напоминают задачи современного акушера — следить за самочувствием матери, принять новорождённого, перевязать пуповину.
Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребёнку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.
Роды завершались ритуалом купания малыша. Для этого использовалась специальная вода, в которую добавляли молоко, яйцо и любой серебряный предмет. Согласно поверью, это позволяло защитить ребёнка от сглаза, делало его более здоровым и выносливым.
Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён родительской силой.
После этого глава семейства брал на руки новорождённого и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребёнка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребёнка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорождённый представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.
Новорождённых обычно называли именем того святого, который был обозначен в календаре. Был и другой вариант: малыши получали имя своего родственника. Чаще всего речь шла о бабушке или дедушке. Считалось, что таким способом ребёнок обретает защиту.
Чему обучали детей на Руси: какие ценности старались привить мальчикам и девочкам
В прежние времена отношение к детству кардинальным образом отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сейчас. Ребёнок не считался самостоятельной личностью, имеющей какие-либо права. С ранних лет детей готовили к ответственности, формируя у них тех навыки и умения, которые будут необходимы им в будущем.
Основным содержанием воспитания и обучения детей на Руси было развитие патриотизма, смелости, трудолюбия, доброты и уважения к старшему поколению. Именно эти личностные качества являлись первостепенными, несмотря на достаточно суровые и специфические методы.
Обнаруженные в процессе археологических раскопок фрагменты детских игрушек могут многое рассказать об особенностях воспитания детей в минувшие времена. Большинство из них имитировали те атрибуты, которые присущи для мира взрослых.
- Для мальчиков изготавливали игрушечное оружие: деревянный лук со стрелами, различные копья и кинжалы.
- Для девочек предназначалась игрушечная посуда: глиняные горшки и кувшины и прочие столовые предметы, имитирующие кухонную утварь того периода.
До 4-х лет уход и забота о ребёнке возлагалась исключительно на женщину. Именно мать должна была начать учить детей мелкой домашней работе — это было вынужденной необходимостью, так как работу по дому и содержание хозяйства требовало массу времени и сил.
Начиная с 5-6 лет воспитание девочек и мальчиков приобретало яркие отличия: девочки активно обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков отец привлекал к физическому труду и тому мастерству, которым занимался сам.
В возрасте 15 лет ребёнок становился полноправным членом общины.
Один день из жизни ребёнка в Древней Руси
Семьи на Руси были гораздо больше, чем сейчас. Характерной особенностью того периода была строгая иерархия отношений. Отец был главным авторитетом, принятые им решения были законом для всех домочадцев. Они должны были беспрекословно подчиняться его воли.
Мальчиков отец обучал своему ремеслу. Кроме того, по мере взросления ему переходила часть домашних обязанностей — наколоть дрова, вести под узду лошадь, пасти скот, помогать с разделкой мяса, рыхлить и удобрять землю. Это начиналось примерно в том же возрастном периоде, что и у девочек — около 5-6 лет. К 9 годам ребёнок вполне мог самостоятельно поставить силки, ловить рыбу и стрелять из лука. С 12 лет уже начиналась военная подготовка. К 14 годам нынешний подросток уже считался взрослым человеком, готовым к браку и самостоятельной жизни.
Конечно, дети не только работали. В свободное время детям разрешали поиграть с ребятами, а по вечерам дети пели и плясали под гармошку. Все игры были тактильными и весёлыми. Люди в те времена умели работать и отдыхать.
А что вы знаете о воспитании детей на Руси? Какие интересные факты можете рассказать нам в комментариях?
Буквально вся жизнь женщины на Руси была сосредоточена на детях, потому как многодетность по тем временам была общественно необходима. И только она могла гарантировать воспроизводство населения после многочисленных эпидемий и кровопролитных войн, которые из века в век уносили десятки тысяч жизней.
Таинство рождения
К родам наши предки подходили с особыми традициями, основанными на древних поверьях. Считалось, что ребенок, появляясь на свет, "переходит из мира мертвых в мир живых".
Беременные деревенские женщины до самых родов находились в трудах и заботах, и рожать иногда им приходилось и в поле, и дома в одиночку, ну и конечно же с помощью бабок-повитух. Как правило, женщины рожали вне жилого дома. Чаще всего использовалась хорошо натопленная баня, или хлев. Чтобы женская плоть быстрее раскрылась и выпустила дитя, женщинам расплетали косы, распахивали сундуки и двери. Роженице обычно помогала бабка, знающая в этом толк.
Также было принято считать, что таинство рождения ребенка никто из посторонних видеть не должен. Но по славянским обычаям мужу разрешалось присутствовать при особых случаях, когда роды предвещали быть трудными и нужна была его поддержка. Он должен был кричать и стонать вместо жены, чтобы отвлечь на себя внимание нечистых сил, способных навредить роженице. При схватках женщина должна была интенсивно двигаться, а рожать ей приходилось, стоя на коленках или же на корточках.
Обрезание пуповины
Согласно ритуалам считалась, что пуповина ребенка должна быть отрезана ножом или серпом на расстоянии не менее трех сантиметров. Когда отсекали пуповину мальчику, то обязательно на дубовой плахе или же на топорище, а девочке - на ольховой доске или на веретене. Этот обряд подразумевал, что мальчик станет мастером на все руки, а девчушка - трудолюбивой рукодельницей. Перевязав пупок льняной ниткой, с вплетенными в нее волосами родителей малыша, повитуха тщательно его обмывала.
Обмывание
Немалое внимание уделялось первому омыванию ребенка, который должен был войти в мир людей. Повитуха в это время как бы пыталась "слепить" новорожденного. Она гладила его головку, придавая ей округлость, сжимала ноздри, формируя носик, равняла ручки и ножки. А после процедуры купания и формирования маленького тельца, дитя заворачивали в грязную отцовскую рубаху, так как считалось, что именно старая поношенная вещь будет служить связью между поколениями. Таким образом, ребенок пропитавшись духом отца, должен был быть приобщен к человеческому роду.
В некоторых регионах бытовал обычай после омывания трижды парить ребенка в бане вместе с матерью. А ежели не было бани, то роженицу с младенцем сажали на печь и парили "всухую".
И что удивительно, в последующем младенца могли не купать до шести недель. При том он покрывался красной сыпью, которую называли "цветением" и в это время мыть его было запрещено категорически. Да и в дальнейшем ребенка не особо купали, его мыли со всеми домочадцами раз в неделю.
Захоронение плаценты
Плацента, детское место и послед считался вторыми родами и к ним относились весьма почтительно. По старорусскому обычаю они омывались, заворачивались в чистые тряпки и закапывались в импровизированную могилку, куда ложилась еда, а сверху осыпалась зерном и поливалась водицей. Этот ритуал должен был послужить залогом нового рождения детей и обеспечивать непрерывную преемственность и обмен между предками и потомками
"Доделывание" ребенка
В народе считалось, что дитя из утробы матери рождается "сырым", отсюда и пошел обряд в некоторых регионах "доделывания" и "допекания". Малыша заворачивали в пресное ржаное тесто, привязывали к лопате и сажали в теплую печь подобно хлебу. Недоношенного или слабого малыша мать "перераживала", трижды протаскивая свое чадо через ворот сорочки сверху вниз, тем самым импровизируя возврат ребенка в иной мир и повторное его рождение.
Наречение именем
Приняв роды и омыв младенца, повитуха шла к священнику, который должен был окрестить ребенка и дать ему имя. И лишь в редких случаях, когда дите было очень слабое и вот-вот могло умереть, повитухе разрешалось окрестить ребенка, окунув его трижды в купель, и дать ему имя.
Новорожденному, как правило, давали имя по святцам на день рождения или день крещения, в честь святого почитаемого в тот день. В иных случаях ребенок получал имя своего родственника или уже умершего, или живого. Мальчикам часто доставались имена их дедов. Имя было предопределяющим не только поведение, но и физическое здоровье человека.
Крестины
Крестными родителями новорожденного выбирали родственников, отдавая предпочтение молодым и холостым. Во многих местностях России было принято ребенку иметь одного крестного. Мальчика крестил крестный отец, а девочку - крестная мать.
Крестные родители должны были выкупить новорожденного младенца у бабки-повитухи на третий день после рождения и нести его в церковь. Согласно обычаю, по дороге к храму кумовьям запрещалось оглядываться и разговаривать. Само же крещение приравнивалось к рождению, которое уже было "настоящим", когда малыш должен был быть включен в мир людей. При этом крестные родители обязательно должны были подарить крестнику крестик, пояс и рубаху. Именно эти предметы отличали человека крещеного.
Однако зажиточные крестьяне, что бы избежать неприятных неожиданностей, приглашали священника домой, которого угощали после крестин праздничным обедом, что не могли себе позволить бедняки.
Получение доли
Немало интересным на Руси был ритуал получения ребенком его доли жизненных сил из общего запаса, который распределялся между всеми людьми. Хоть и считалось, что доля каждого предопределена свыше, однако ее еще и полагалось взять.
И существовало немало примет по которым определялась доля или ее отсутствие. Так, к примеру, если малыш рождался лицом вниз значило, что скоро умрет; если же с длинными волосами на руках, на ногах или в "сорочке" - будет счастлив; с перевитой пуповиной - будет солдат; дочь, похожая на отца, или сын, похожий на мать, - счастливы.
Очень часто доля получала свое воплощение в сваренной каше для "крестинного" обеда, на который приглашали всех глав семей деревни и после чего каждого наделяли частью каши, предназначенной для их детей. Таким образом каждый ребенок символически получал свою часть доли после очередного перераспределения.
Пеленание ребенка
Удивительны обычаи и по кормлению младенца в первые дни его жизни. Считалось, что первое молоко женщины - молозиво - очень вредно для него, поэтому женщины сцеживали его в землю, а ребенку в эти дни давали "соску". Это была тряпочка, с завернутым в нее толченым сладким кренделем, или подслащенной простой кашкой.
Потом мать начинала кормить его грудью почти до двух лет, так как считалось, что кормить материнским молоком нужно три поста. Однако прикармливать дитя начинали очень рано и это было связано с тем, что мать, как правило, после родов шла на работу и вынуждена была оставлять свое чадо на старших детей или на пожилых своих матерей.
Малышу очень рано приходилось испробовать коровье молоко, хлеб, и каши, и все то, что ели взрослые члены семьи. А ежели он был рожден летом, то и вовсе рассчитывать на грудное молоко ему не приходилось. Больше везло тем у кого в семье была еще одна мать, кормящая ребенка, тогда женщины кормили детей поочередно.
На хрупких женских плечах держалось все хозяйство, полевые работы и домашние, связанные с приготовлением еды, стиркой, уборкой, а также рождение и воспитание детей. Все эти тяготы жизни очень быстро подрывали их здоровье и женщины умирали достаточно рано.
Не менее интересна история о том как обучали крестьянских детей в школах 200 лет тому назад.
Читайте также: