Обретение земли обетованной под руководством иисуса навина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Еврейское имя Иисуса Навина — такое же, как у Иисуса Христа. Древняя христианская тра­диция дивилась этому: у них у обоих имя оказы­вается связано с исполнением обетования. Но Иисус Навин запечатлелся в истории совсем по-иному, нежели Иисус Христос, — благодаря чуду в Гаваоне (Ис Нав 10. 10-15). Мы читаем, что он повелел солнцу: "Стой!" — и оно повиновалось ему "почти целый день".

Это был "самый долгий день". Чудо в Га­ваоне напоминает нашим современникам о процес­се Галилея, которого в 1633 г. вынудили отречься от его убеждения, что не солнце вращается вокруг земли, а наоборот (это убеждение, соответственно, заставляло отрицать, что библейское повество­вание истинно передает естественное положение вещей). Отсюда многочисленные проявления мрако­бесия и те страдания, которые причинялись во имя Божие, — вплоть до того времени, когда церковные власти отказались от буквального понимания биб­лейского текста.

На самом деле, это чудо является, помимо всего прочего, последним в череде чудес, своего рода прощанием. Чудеса типа тех, которые мы встречаем в первых книгах Библии, далее редеют. Десница Божия делается менее зримой. Можно заметить некоторые изменения.

Как Красное море расступилось при исхо­де из Египта, так и немноговодная река Иордан останавливает свое течение, чтобы народ Израи­лев мог войти в Ханаан. Подлинное различие состоит, прежде всего, в том, что носители ков­чега должны были войти в воду, чтобы течение остановилось. Этот малозаметный знак обращает внимание на то, какое место уделяется человеку в деле Божием. Люди должны были первыми начать действовать. А вот другое изменение: ". И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, [. ] а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли" (Ис Пав 5. 11-12). И этот урок имеет тот же смысл. Следует тут подчеркнуть постоянство смысла в действенности данного знака. Бог делал Себя зримым в этой манне, которая падала с неба в пустыне. Но он невидим в хлебе, который теперь происходит из земли. Тем не менее, мы имеем дело не с чем иным, как с постоянством: хлеб земли и хлеб с неба имеют один и тот же источник. Человек никак не присутствует в этом хлебе с небес. Человек присутствует в хлебе земли. Присутствует двояко. Прежде всего, в силу своего труда: он этот хлеб производит. А во-вторых, в силу своего слова: человек называет хлеб даром Божиим, потому что тот происходит из земли, которую Бог ему даровал, как и обещал (Втор 26).

Человеку надлежит творить историю этого хлеба, который, пусть и не настолько заметно, является не меньшим чудом, чем манна. Манна питала человека вчера, подобно тому как кормят ребенка. Сегодня он кормится хлебом как взрослый, который сам обеспечивает себе пропитание, но утратил бы свою идентичность, если бы не признавал своего отца и свою мать. Он не мог предлагать манну в дар Богу, потому что в ней он, человек, отсутствовал. Хлеб же он может предлагать Богу в дар как свой хлеб. Этот переход от одного ресурса (манны) к другому (хлебу) прошел без какого бы то ни было разрыва: смычка, если это можно так наз­вать, была обеспечена. Оказывается, тот самый день, когда был так изменен режим питания израильтян, — это день первой Пасхи в Земле Обетованной (Ис Нав 5. 10).

Иисус Христос — в пасхальной перспективе — скажет однажды, как свидетельствует 6-я глава Евангелия от Иоанна, что Он Сам есть тот хлеб, который нисходит с небес, хотя и нисходит Он оттуда незримо. "Мы знаем Его отца и мать", — говорят о Нем люди. И, чтобы стало понятно, что из Себя представляет Сам Иисус, хлебы, которые Он раздает толпе, не приходят только с неба, ибо понадобилось, чтобы апостолы потрудились найти пять хлебов.

На другом уровне Божие и человеческое встречаются в истории завоевания Обетованной Земли еще более волнующим образом.

Эта же книга, будоражившая людей Ренес­санса в связи с чудом Иисуса Навина, сегодня дает нам другой камень преткновения. Народ Израилев, уже перешедший Иордан с Иисусом Навином, празднует Пасху. Но Бог не нашел для Своего народа земли, в которой никто бы не обитал. Израильтяне захватывают землю точно так же, как любые другие завоеватели на нашей планете во все времена: посредством войны. В ходе исто­рии судьба побежденных бывала различной в зависимости от культурных и экономических усло­вий: великие империи могли предпринимать пере­селения народов или порабощать их. Если завое­ватель беден и не имеет основ, он поведет себя более дикарским образом: мужчины, женщины, а также дети (иначе кому их кормить?) будут убиты. Поведение Израиля под предводительст­вом Иисуса Навина во многом близко к тому, чего можно было бы ожидать от любой другой народ­ности Земли и что вновь и вновь повторяется вплоть до наших дней.

Почему нужно, чтобы не только завоевание, но также истребление, именуемое "заклятием", делалось по велению Бога? Первая пасхальная ночь поставила этот же вопрос и предоставила повествователю возможность двусмысленного ответа: "Это сделал Бог? Или тот другой, именуе­мый "Губителем"?" На сей раз, в начале завоева­ния, Иисусу Навину является не Сам Бог, но таинст­венный человек, который называет себя "вождем воинства Господня" (Ис Нав 5. 14). Перед тем как мы непосредственно займемся темой насилия в ходе завоевания Ханаана, отметим, что нам дана воз­можность видеть в этом промежуточном сущест­ве, которое не является ни Богом, ни человеком, ту стадию (ей предстоит длиться еще немало времени), на которой смешиваются взгляды Бога и взгляды человека.

Говорить, чтобы остановить солнце, завое­вывать обещанное, убивая по велению Божию, — такова предлагаемая многим поколениям долгая переправа через препятствия в виде слов, кото­рые не изгладятся.

А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли. Ис Нав 5. 12

Любви и Мира, братья и сестры!

Храни Вас Господь!

Подписывайтесь на наш Telegram-канал , чтобы увидеть больше!

Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины. Простираясь вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов Ливанских гор на севере до Синайского полуострова на юге, она имеет всего 250 км в длину. Ширина ее у истоков Иордана не превышает 70 км, на юге же она достигает 250 км. На севере Палестина граничит с Ливаном, Антиливаном и южными склонами Ермона; на востоке – с Сирийско-Аравийской пустыней; на юге неправильной линией отделяется от пустыни Синайского полуострова; на западе – со Средиземным морем. Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан. Положение Палестины между Египтом и Месопотамией, двумя величайшими и культурными центрами Древнего Востока, определяло собой ее политическую судьбу уже в древнейшие времена. Найденные в Южном Египте глиняные таблички, содержащие письма палестинских царьков к египетским фараонам и относящиеся к концу XV века до н.э., рисуют ясную картину древнейшей истории Палестины: страна была населена хананеями и раздроблена на множество мелких владений, царьки которых, враждуя друг с другом, находились все в вассальной зависимости от Египта. Несмотря на это, в Палестине господствовало культурное влияние Вавилона – переписка велась на вавилонском языке, что, очевидно, указывает на предшествующую эпоху вавилонской гегемонии. Плотность населения этой земли была высокая. Страна была наполнена городами и селениями, между которыми расстилались роскошные нивы и пастбища. Сильно укрепленные города строились, в основном, на вершинах гор, что делало их еще более неприступными для врагов. Так что даже при политической раздробленности ханаанских племен, чтобы завоевать землю обетованную с ее многочисленными твердынями, требовались высокое военное искусство и осадные машины. Ни того, ни другого у евреев не было. Ханаанским царям, имевшим испытанное в битвах войско и страшные железные колесницы, израильтяне противопоставили свою сплоченность, мужество, а главное – надежду на помощь Божию.

Чудесный переход через реку Иордан

Укрепленный помощью Божией, Иисус Навин приступил к решительным действиям. Он приказал израильтянам стать лагерем у самого берега Иордана, напротив Иерихона. Могучая Иерихонская крепость надменно взирала на еврейский лагерь. Не впервые волны агрессора, пришедшего с востока, разбивались о стены Иерихона и потом откатывались назад в свои далекие страны.

Итак, после сорока лет скитания по пустыням, примерно в 1212 году до н.э., израильский народ с Божьей помощью наконец-то ступил на берег земли обетованной. Иисус Навин отобрал двенадцать мужей, по одному от каждого колена, и велел им на дне Иордана соорудить памятник из двенадцати камней. Затем он повелел им взять со дна реки еще по одному камню и сделать из них такой же памятник в лагере на первой остановке, в напоминание о чудесном переходе народа через Иордан. Когда переправа закончилась и священники вынесли Ковчег из реки, Иордан снова вошел в свое русло.

Первая стоянка была в Галгале. В лагере израильтян царила небывалая радость. Весь день они пели песни и гимны, прославляющие Бога. В Галгале израильтяне в сороковой раз совершили Пасху. Им не надо было питаться манной, так как возделанные поля Иерихона давали им зерно, из которого они выпекали опресноки. Жители Иерихона трусливо запрятались в крепостных стенах и с тревогой следили за грозными пришельцами. В Галгале по повелению Божию Иисус Навин восстановил обряд обрезания, которым израильтяне пренебрегали, когда были в пустыне. Иисус Навин повелел всем взрослым мужчинам и мальчикам подвергнуться операции обрезания, которая означала возобновление Синайского союза с Богом. Через несколько дней, когда раны после этой операции затянулись, Иисус Навин наконец предпринял осаду Иерихона.

Падение Иерихона

Взятие Гая

Хитрость жителей Гаваона

Битва у Гаваона

Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной

Цари маленьких северных ханаанских государств беспечно следили за победоносным шествием израильтян, и лишь после того, как жертвой завоевателей пали некоторые укрепленные города центрального и южного Ханаана, поняли, какая опасность им угрожает. Во главе с Навином, царем Ассорским, образовалась новая коалиция. Армия союзников состояла из множества боевых колесниц, которые в то время считались грозной боевой техникой. Но отважный Иисус Навин с Божьей помощью внезапно напал на противника, и эта военная тактика решила исход боя. Северные ханаанские войска были разгромлены, а многие их города разрушены и преданы огню. Покорение всего Ханаана длилось семь лет. В кровавых войнах погиб тридцать один ханаанский царь. За исключением Иерусалима и нескольких других укрепленных городов у моря и в горах, вся страна была завоевана израильтянами.

После этого Иисус Навин приступил к разделу обетованной земли между израильскими коленами. Всего их было тринадцать, так как колено Иосифа разделилось на две племенные группы, которым начало положили Ефрем и Манассия. Поскольку потомкам Рувима и Гада, а также половине племени Манассии достались в удел земли за Иорданом, а левитам не полагалось своей особой территории, то раздел коснулся только девяти племен и второй половины племени Манассии. Таким образом, обетованная земля оказалась разделенной на десять округов. На юге поселились потомки Симеона, Иуды и Вениамина. Остальную территорию покоренной земли заняли, двигаясь с юга на север, колена Ефрема, Манассии, Иссахара, Завулона, Нефалима, Асира. Немногочисленное племя Дана поселилось к западу от Вениаминового колена на границе с филистимлянами. На территории, доставшейся Ефрему, находился город Силом. Иисус Навин решил в этот город перенести народную святыню – Скинию Собрания и Ковчег Завета. Таким образом, Силом стал первой столицей Израиля, которой надлежало спаять в одну нацию рассеявшиеся колена. Левитам выделили во владение сорок восемь городов, где по завету Моисея они выполняли религиозные обязанности. Шести городам за Иорданом и в самом Ханаане было предоставлено право давать убежище от родовой мести людям, виновным в неумышленном убийстве.

Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.

После смерти великого пророка Моисея вождём еврейского народа стал Иисус Навин. По указанию Божию Моисей возложил руки на его голову, и Иисус Навин исполнился духа премудрости. Он стал преемником Моисея.

Именно Иисусу Навину выпала великая честь ввести богоизбранный народ в землю Обетованную — благословенную Палестину. Библия называет её землей, где течет молоко и мед, — так богата и плодородна она была. За сорок лет до этого пророк Моисей, по повелению Божию, вывел израильский народ из египетского плена и повел через Синайский полуостров на восток. Там лежала земля их предков: земля Авраама, Исаака и Иакова, — и евреи должны были вернуться в свой удел.

Только через сорок лет они достигли цели. Весенним месяцем под предводительством Иисуса Навина они подошли к границам земли Обетованной, которую отделяла от них река Иордан. За этой водной преградой во всем своём великолепии красовались горы и холмы земли, текущей молоком и медом.

В то время Палестина была заселена многочисленными языческими народами. Они поклонялись идолам. Некоторые из них отправляли особо нечестивые культы, совершая человеческие жертвоприношения.

Богу было угодно сделать израильский народ орудием Своего возмездия над язычниками. Евреи должны были уничтожить тех, кто посягал на Самого Бога, ибо человек есть творение Божие и образ Божий. Жизнь человека священна и неприкосновенна, она всецело находится в руках небесного Владыки.

Язычники были воинственными народами. Они наводили страх даже на израильтян, с которыми был Сам Бог, и Господь великими чудесами укреплял дух евреев. Шествие богоизбранного народа по земле Обетованной превратилось в череду славных и чудесных побед, которые являли силу истинного Бога всем язычникам.

Первое чудо совершилось при переходе реки Иордан, лежащей на пути народа Божьего. В это время года Иордан был особенно полноводен: на вершинах близлежащих гор таяли снега.

И вот Господь явил Своё всемогущество над водами Иордана. Священники Бога Вышнего с Ковчегом Завета вступили в реку, и воды расступились перед ними. Верхняя часть реки стала стеной, а нижняя утекла в море. По открывшемуся дну реки многотысячный народ перебрался на другой берег. Евреи вступили на землю, по которой через полторы тысячи лет пройдут стопы Божественного Спасителя. Он придет на землю, чтобы открыть человечеству путь в истинную землю Обетованную — Царствие Небесное, уготованное Богом всем любящим. Первым городом, захваченным евреями, стал Иерихон. Он располагался недалеко от переправы через Иордан и словно бы держал в своих руках ключи к земле Обетованной. Его.

Это был один из самых сильных городов в Ханаане, стены его были грозны и неприступны.

Еще ранее Иисус Навин направил в город двух разведчиков. Преодолев множество опасностей, соглядатаи вернулись в лагерь. Сведения, которые они принесли, порадовали израильтян. Взятие Иерихона обещало богатую добычу.

Разведчики чуть было не попали в плен, но их спасла жительница Иерихона по имени Раав. Она не выдала пришельцев, укрыв их у себя в доме. В городе Раав пользовалась худой славой блудницы. Раав поверила во всемогущество и истинность Бога евреев, Которому ничто на земле не может противостоять. Она не смогла не помочь людям, исполняющим волю Бога Живого, хотя укрывательство вражеских разведчиков грозило смертью ей самой.

Господь не оставил Свой народ и при взятии Иерихона. Иисусу Навину явился Архангел Михаил. «Вождь воинства Господня открыл ему, как должен быть взят неприступный город. Бог Израилев повелел Иисусу Навину выступить в полном молчании с Ковчегом Завета и обнести его вокруг стен Иерихона. Семь священников должны были идти перед Ковчегом и трубить в трубы. В течение шести дней по одному разу эта процессия обходила город.

На седьмой день Ковчег Завета обнесли вокруг города семь раз. При последнем обхождении при звуке священнической трубы весь израильский народ воскликнул громким голосом. Неприступные стены Иерихона сотряслись и обрушились до основания. Доступ в город был открыт. Иерихон сожгли, а его жителей истребили мечом. Так исполнился закон Божий, предвещающий гибель нечестивца и спасение праведника.

Воины Израиля пощадили только Раав и её родственников. Веру и мужество этой женщины Бог щедро вознаградил. Живя среди Израильтян, Раав стала женой Салмона, князя из колена Иудина, и матерью Вооза — предками царя Давида. Именно среди её потомков через много веков родился Мессия, Спаситель человечества. Воплотился Тот Бог, по вере в Которого она презрела страх и совершила свой мужественный поступок.

ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ

Моисей и Аарон пошли к фараону, чтобы принудить его изменить своё решение, и показали знамение, которому их научил Господь. Аарон бросил свой жезл перед фараоном, и обратился жезл в змея живого. Но фараон позвал кудесников, живших в его дворце, и те сделали то же со своими жезлами. И опять не пожелал фараон отпустить евреев. Но Моисей и Аарон вновь и вновь являлись к нему. И после каждого отказа гнев Божий всё более и более разгорался на фараона.

И стал Господь поражать египетскую землю Своими казнями, так что каждая следующая казнь была страшнее предыдущей. В первый раз Ааарон ударил по речной воде жезлом, и вся вода в Ниле превратилась в кровь. Рыба в реке вымерла, а вода стала источать зловонье. Египтяне не могли пить из Нила; и была кровь по всей земле египетской. Во второй раз Аарон протянул свою руку с жезлом, и вышли из всех рек египетских жабы и покрыли её от края до края. И вошли жабы в дома египтян, и в спальни их, и в постели их. Находили египтяне жаб в своих печах и в своей посуде, и не было от них спасения нигде и никому. В третий раз Аарон, по слову Моисея, ударил жезлом в землю, и появилось бесчисленное множество мошек. И нельзя было укрыться от мошек ни людям, ни скоту, так как они были повсюду. В четвёртый раз Господь послал на землю египетскую множество пёсьих мух. Мухи жалили людей и скот, египтяне тяжко страдали от них, но фараон никак не хотел отпускать евреев, и упорствовал перед Богом, не слушая слов Моисея.

Затем Господь послал заразную болезнь на всю скотину египтян, и умерло у египтян множество коней, ослов, верблюдов, волов и овец. А скот евреев остался невредим. В следующий раз Моисей, по слову Господнему, взял из печи горсть пепла и бросил его в небо на глазах фараона. И поднялась по всей египетской земле едкая пыль. От этой пыли у египтян начались воспаления с нарывами. И не мог никто устоять перед этой пылью, даже на волшебниках фараона были нарывы. Египтяне тяжко страдали и просили освободить их от мук, но фараон упорствовал, удерживая евреев в своей земле и тем самым усиливая муки своего народа. В следующий раз Господь наслал на Египет град, такой крупный, что он побил всю траву и все деревья, и скот, и людей, которые вышли в поле. Лишь в земле Гесем, где жили евреи, не было града. Когда и эта казнь не заставила сердце фараона смягчиться, Моисей протянул руку, и напала на землю египетскую саранча. Она поела всю траву и все плоды древесные, так что не осталось никакой зелени ни на деревьях, ни на полях. Вслед за тем Моисей протянул руку к небу, и погрузилась вся египетская земля в густую тьму. Ничего не было видно вокруг в течение трёх дней, только у сынов Израилевых оставался свет в их жилищах.

В ту же ночь сыновья Израилевы вышли из Египта, пробыв там двести пятнадцать лет. И было их неисчислимое множество: только мужчин оказалось шестьсот тысяч, а кроме того были ещё женщины и дети, и рабы, а также весь их крупный и мелкий скот.

Моисей вновь поднялся на гору и пробыл на вершине Синая сорок дней и сорок ночей, выслушивая наставления Божии. В заключение Бог дал Моисею две каменные доски — скрижали, на которых сверхъестественным образом были записаны все Его откровения.

Спустившись с горы, Моисей организовал жизнь народа по тем законам, которые дал ему Бог. Прежде всего, по слову Моисея, евреи устроили храм Божий в виде шатра, где отныне должно было совершаться служение Господу. Этот переносной храм именовался у них скинией. Она была сделана из дорогих тканей, привешенных к столбам, и имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Во дворе собирался для молитвы народ. Здесь находился жертвенник, на котором приносились жертвы, и стояла медная умывальница. В святилище нельзя было входить никому кроме, священников. Здесь находился золотой стол с двенадцатью хлебами, золотой светильник с семью лампадами и алтарь, на котором священник воскурял фимиам. В святая святых, что отделялось от святилища завесой, мог вступать лишь один первосвященник. Здесь располагалась самая главная святыня — Ковчег Завета — большой ящик, сделанный из дерева и обложенный внутри и снаружи золотом. В нём хранились две скрижали завета с десятью заповедями. Первосвященником Господь провозгласил Аарона, а священниками стали его сыновья. Для всех них Господь повелел изготовить особые одежды.

Как только всё было готово, облако покрыло скинию, и слава Господня наполнила её. В последующем, когда облако поднималось от скинии, евреи отправлялись в путь, а когда не поднималось — оставались на месте. Моисей больше не всходил на гору, чтобы беседовать с Богом, но приходил для этого в скинию. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу точно так же, как друг говорит с другом, а потом Моисей через Аарона провозглашал народу Его волю.

Из земли аммонитянской Моисей послал израильтян вдоль левого берега Иордана воевать плодородные области Галаад и Васан. Тут против них выступил здешний царь Ог со всем своим народом. Большое сражение произошло у Едреи, неподалёку от Геннисаретского озера. Евреи победили воинство Ога и перебили его до последнего человека, а его страну взяли себе. Таким образом, к сынам Израилевым отошли все земли к востоку от реки Иордан, простиравшиеся от устья Арнона до Геннисаретского озера.

(Впрочем, этот эпизод нисколько не повлиял на злую судьбу Валаама. В дальнейшем его имя кратко упомянуто среди тех царей и князей, которые были перебиты израильтянами во время завоевания Обетованной земли.)

Иисус, поднявшись рано утром, велел народу выступать. Израильтяне двинулись на запад и пришли к Иордану. Священники несли перед народом Ковчег Господень. Едва они вошли в реку, вода, текущая сверху, остановилась. И прекратилось течение воды выше того места, где шли евреи, а та, что была ниже, продолжала утекать в Мёртвое море. И ушла вода и иссякла совершенно, так что обнажилось дно реки. Народ израильский двинулся вперёд и перешёл русло реки посуху.

Священники, нёсшие Ковчег Завета Господня, стояли среди Иордана, всё время, пока свершалась переправа. А когда весь народ перешёл реку, тогда перенесли и Ковчег Завета Господня. Лишь только ноги священников ступили на сушу, вода Иордана вновь устремилась по своему руслу к Мёртвому морю, как текла она во все времена со дня сотворения мира.

Колено Рувим расселилось в Заиорданье, там где прежде располагалось царство аммонитян. Их городами здесь были Ароер, Есевон, Дивон, Ваал-Меон и Медева. Также в Заиорданье, но севернее лежал удел Гада с городами Соккоф, Пенуэл и Маханаим. Ещё дальше на север расселилась половина колена Манассии. Им принадлежал весь Васан и половина Галаада с Астарофом, Едреей и Афеком. Таковы были владения израильтян в Заиорданье.

Остальные колена расселились по ту сторону Иордана, на Приморской равнине и в Нагорье. Колено Симеон получило землю на самом юге. Его городом стала Вирсавия. Владения Иуды лежали к востоку от Мёртвого моря. Здесь было много больших городов, и в их числе: Зиф, Цора, Сохо, Лахис, Еглон, Макед, Ливна, Хеврон, Беф-Цур, Фекал, Вифлеем, Етам и Кириаф-Иарим. Колено Дана получило по жребию удел к северу от Иуды с городами Аиалон и Иоппия. Но поскольку места здесь оказалось мало, они завоевали на севере страны ещё и Ласем, который был переименован в Дан. Колено Вениамин расселилось восточнее Дана и севернее Иуды. Их городами были Иерихон, Цемараим и Гаваон. В их уделе располагался также Иерусалим, но он находился во власти иевусеев. Далее на север поселилось колено Ефрем, владевшее Таппуахом, Силомом, Вефилем и Рамафаим-Цофимом. Их северными соседями стала вторая половина колена Манассии, получившая города Беф-Сан, Фаанах и Мегиддо. Ещё севернее были земли Иссахара с городами Изреелем и Сунемом. Колено Завулон расселилось над Иссахаром. Ему принадлежали Иокнеам и Геф-Хефер. На крайнем севере страны располагались владения Асира и Неффалима. При этом колено Асир получило города Кавул и Раму, а колено Неффалим — Хиннереф на берегу Геннисаретского озера, Асор и Кедес.

Скинию и Ковчег Господень Иисус распорядился оставить в Силоме, и сюда сходились теперь все израильтяне, чтобы служить Господу. Свершив эти дела, Иисус Навин умер в возрасте ста десяти лет.

Читайте также: