Образ тургеневской девушки в романе дворянское гнездо кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но на самом деле это была девушка особенная, не похожая на других. Сам автор особо выделяет ее из всех персонажей своего романа. С появлением каждого героя описывается его предыстория, да и не только его, но и его семьи, лишь о Лизе мы узнаем вначале из характеристик, данных ей другими. Лаврецкий после нескольких мимолетных встреч с ней думает так: «Славная девушка, что-то из нее выйдет?

Лаврецкий еще плохо ее знает, он оценивает, скорее, не столько характер Лизы, сколько ее внешность, но он с первого взгляда понимает, что душа ее чиста и нетронута.

Она никогда не считала себя патриоткой, но она любит родину, и ей были неприятны нападки Паншина на все русское. Она легко находила общий язык с крестьянами, разговаривала с ними как с равными, интересовалась их заботами и печалями. Она поняла, что есть нечто, связывающее ее с Лаврецким: «У каждого из них сердце росло в груди, и ничего для них не пропадало: для них пел соловей, и звезды горели, и деревья тихо шептали, убаюканные и сном, и негой лета, и теплом…

Когда выясняется, что известие о смерти жены Лаврецкого было ложным, Лиза испытывает ужас и отчаяние. Она считает произошедшее с ней наказанием, хотя сама она ни в чем не виновата ни перед Богом, ни перед людьми. Огромными усилиями она заставляет себя приветливо встретить приехавшую к ним в дом жену Лаврецкого, Варвару Павловну.

Так жить, как она жила раньше, она уже не может. И Лиза принимает решение — уйти в монастырь. Как ни отговаривают ее близкие, ее решение непоколебимо. Во время последней встречи с Лаврецким она просит его примириться с женой, исполнить свой долг, хотя бы ради дочери. Лиза и здесь поступает в соответствии со своими религиозными убеждениями.

Именно эти качества присущи тургеневским героиням, которые вошли в галерею лучших женских образов русской литературы.

Тургеневская девушка – это типичная героиня произведений И. С. Тургенева, литературный стереотип, который сформировался в отечественной культуре на основе обобщенного образа нескольких женских персонажей, описанных им в произведениях 1850-1880 годов.

"Тургеневские девушки"

Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.

Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.

Готовые работы на аналогичную тему

Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.

Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.

Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.

Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.

Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.

Образ тургеневской девушки в романе "Дворянское гнездо"

Женские образы в романе "Отцы и дети"

Значительную роль романе играет образ княгини Р., воссозданный в монологе Аркадия. Ее история – это своеобразный связующий момент для яркого проявления характеров, обозначения сложностей, изломов в судьбе человека.

Княгиня описана очень ярко, и по глубине описания ее можно сравнить только с Анной Одинцовой. Образы Анны и княгини вообще довольно сходны: у них похожий стиль жизни, семейное положение, обе таинственны.

Анна Одинцова всегда спокойна, невозмутима и величава. Есть в этой героине что-то исконно русское. Одинцова – настоящая женщина, требующая внимания, уважения и даже какого-то преклонения. При этом она не способная на сильную страсть, ей нужна присущая ей самой сдержанность, и даже холодность.

Фенечка – это образ настоящей русской женщины. В ней нет избалованности и величественности, как у Одинцовой, нет фальши и претенциозности, как у Кукшиной. Ей присущи нравственность, глубокая духовность и чистота.

Одним из основных персонажей произведения является Елизавета Михайловна Калитина, представленная писателем в образе старшей дочери помещицы Марьи Дмитриевны Калитиной.

Лиза описывается в романе в качестве молодой девушки девятнадцати лет, высокой черноволосой, стройной, отличающейся добрым лицом с чистым, строгим профилем и нежными щеками. Во взгляде девушки прослеживается грациозные оттенки нежности, робости, возвышенных чувств и глубокого блеска.

Девушка характеризуется отсутствием особых способностей и высокого умственного интеллекта, но при этом обладает усидчивостью, трудолюбием в образовании и прекрасно осваивает музыкальную игру на пианино.

По натуре Лиза имеет чистую душу с оттенками кротости и робости, боясь нанести обиду окружающим, придерживаясь понятий справедливости, серьезно относясь к простым крестьянам, с которыми любит беседовать, интересуясь их заботами и проблемами. Не особенно увлекаясь чтением книг, Лиза имеет свой собственный взгляд на жизнь, не спрашивая советов других людей в принятии необходимых для нее решений.

Девушка отличается глубоким религиозным чувством, посещая необходимые службы и проводя время в положенных молитвах.

В один из дней Лиза знакомится с господином Лаврецким, с которым у девушки завязывается страстный и взаимный любовный роман. Ради любви к Лаврецкому, Лиза отказывается от предложения другого претендента на ее сердце, Паншина, понимая, что с ним у нее может быть ничего общего. В Лаврецком девушка обнаруживает одинаковый взгляд на жизненный смысл и видение общественной жизни. Лиза осознает, что в лице Лаврецкого она находит единственную свою любовь, поскольку способна на это чувство лишь один раз в жизни. Однако любовную идиллию разрушает новость, что Лаврецкий до сих пор находится в браке с якобы покойной женщиной.

Испытав отчаянный ужас и считая, что произошедшее с ней наказанием, Лиза принимает решение принять монастырский постриг в одном из отдаленных российских монастырей, посвятив свою жизнь богослужению и молитвам об отпущении собственных грехов.

Спустя несколько лет Лаврецкий отправляется в монастырь, в котором проживает девушка, и среди проходящих мимо монашек видит знакомое и любимое им лицо. Однако Лиза делает вид, что не узнает бывшего возлюбленного, пройдя рядом с ним, чуть дрогнув ресницами.

Раскрывая образ Лизы Калитиной в романе, писателя восхищает бескомпромиссность героини, сила ее характера, а также нравственная чистота и бескорыстная любовь.

Другие сочинения: ← Кастелянша в рассказе Муму↑ ТургеневОбраз Николая Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети →

Обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в моменты напряженного поэтического чувства. Тургенев был очень чуток к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви.

Главными способами раскрытия душевной драмы Лизы является диалог. Именно в нем эта героиня предстает перед нами во всей своей полноте и личностном богатстве. Только здесь Лиза обнажает движение своего тайного чувства. В этих сценах сознание девушки не становится простым объектом авторского слова. Напротив, это сознание выражается в полной самостоятельности и независимости от автора. Слово героини о себе самой, о своих заветных убеждениях, в особенности, в беседах с Лаврецким, становится очень насыщенным и завершенным. Тургенев достигает цели, наделяя Лизу внутренней самостоятельностью в раскрытии духовного содержания своей личности.

Лиза Калитина воспитана в религиозных традициях. Однако в религии ее привлекают не догмы, а проповедь справедливости, любви к людям, готовность пострадать за других, принять на себя чужую боль, пойти, если это потребуется, на жертвы. Этой героине присущи сердечность, любовь к прекрасному и, что самое главное, любовь к простому русскому народу, ощущение кровной связи с ним. Это здоровое, естественное и живительное начало, сочетающееся с другими положительными качествами, уже при первом знакомстве с Калитиной почувствовал Федор Лаврецкий.

Лаврецкий находит в Лизе что-то значительное, своеобразное, большое. Она сливается для героя с образом Родины. Несмотря на то, что в изображении Лизы преобладает косвенная характеристика, в переломный, трагический момент жизни героини Тургенев открывает нам мир ее внутренних состояний и размышлений. Лиза сомневается, сможет ли она принять свое чувство к Лаврецкому, ведь она явно расходилась с ним в отношении к религии. Неожиданно встретившись с Лаврецким в комнате Марфы Тимофеевны, Лиза напряжена. Она присаживается на край стула, поднимает глаза на Федор Ивановича и понимает, что ей нельзя дать понять, как закончилось ее свидание с Пашиным.

Кроме того, Лиза с трудом и болью порывала связи с живой жизнью, преодолевала в себе желание отдаться естественному стремлению к любви и счастью. Но при этом Лиза всегда обладала сознанием внутренней духовной свободы. Она осуществляет свой нравственный долг. С помощью Лизы Лаврецкий также оказался на пути отречения.

На мой взгляд, образ Лизы Калитиной – огромное поэтическое достижение Тургенева-художника. Это девушка, обладающая природным умом, тонким чувством, цельностью характера и моральной ответственностью за свои поступки. Лиза преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям. Эта героиня чрезвычайно требовательна к себе, в трудные минуты способна на самопожертвование.

Монах должен жить один, а другой с ним — Господь. Схимонах Парфений

1. Старец Силуан Афонский. М., 1996. 2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Репринтное воспроизведение издания 1903 г. 3. Там же. 4. Записки игумении Таисии, настоятельницы первоклассного Леушинского женского монастыря. М., 1994.

Тургеневская девушка

Личная любовная трагедия

Узнаваемый литературоведческий термин возник неслучайно, его основой являются реальные печальные события в жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Сын властной матери, он был вынужден отказаться от своей первой возлюбленной, простой девушки, которая родила ему ребенка, но была отдана практически насильно замуж за другого.

Отношения с Полиной Виардо

Но самым знаменитым любовным романом Тургенева стали отношения с Полиной Виардо. Писатель длительное время жил в Европе, чтобы находиться поближе к этой певице, однако она была замужем. Вокруг странного трио ходили различные слухи, даже по сей день исследователи спорят о природе взаимоотношений русского классика и семейства Виардо. Но факт остается фактом — писатель был несчастлив в личной жизни.

Свой женский идеал он перенес на страницы своих произведений. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип.

Общая характеристика типажа

При написании сочинения следует показать, что это очень разные девушки с различными судьбами и характерами. Однако они имеют определенные общие черты:

 Анна Одинцова

  1. Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
  2. Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
  3. Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.

К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.

Жертвенность как великая сила

Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла.

Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного. Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви.

Решение за него принимает хрупкая Лиза. Она решительно говорит любимому, что их дальнейшие встречи невозможны.

Можно выделить следующие отличительные черты, свойственные героиням Ивана Сергеевича:

  1. Глубокая жертвенность.
  2. Готовность служить своему возлюбленному или великому делу.
  3. Упорство.
  4. Сила духа.

Они живут сердцем, а не разумом, не лукавят, чисты перед собой и перед Богом.

Ася — ярчайший образец

Рассматривая определение термина тургеневской барышни, следует привести в пример прежде всего Асю, героиню одноименной повести. Она молода, взбалмошна, но уже познала горечь потерь. Это сильная и цельная натура, которой не повезло встретиться со слабым и бесхарактерным мужчиной. Герой, покоривший сердце Аси, не просто ее недостоин. Он настолько слаб, что побоялся своей любви, предпочел разлуку семейному счастью с девушкой яркой и нестандартной.

Многие исследователи творчества Тургенева уверены, что в этом образе можно проследить биографические черты. Писатель длительное время испытывал на себе гнет излишне властной и требовательной матери, из-за которой он и стал несколько неуверенным в себе, неспособным к активным действиям. Этими чертами он и наделил своего героя, отвергшего искренние Асины чувства.

Но Ася — это представительница того типа женщин, который вызывал искреннее восхищение писателя. Она не является классической красавицей с сочным телом, скорее, это миловидная девочка, непосредственная и очаровательная. От нее исходит положительная энергия, так и веет добром. Постепенно становится понятно, что несмотря на забавные детские выходки, Ася очень хорошо понимает свое непростое положение. Однако это не мешает ей в полной мере отдаться любовному чувству.

Поняв, что она влюблена, эта духовно богатая девушка словно ощутила крылья за спиной. Однако ее избранник предал ее, побоявшись мнения света и самого себя.

Таковы героини тургеневской прозы, важнейший типаж отечественной литературы. Они сильны духом. Нередко картины, которые словесно рисует классик, поражают воображение. Казалось бы, хрупкая нежная девушка, Лиза или Ася, оказывается способной к таким поступкам, которые ставят в тупик мужчин.

Читайте также: