Образ снегурочки в литературе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы.

Снегурочка – любимый новогодний персонаж многих детей и взрослых, однако образ её недостаточно изучен, он отсутствует в пантеоне славянских богов (в дошедшем до нас виде), не имеет аналогов в мифологии других народов. Изучение родословной Снегурочки, воплощения этого образа в фольклоре, произведениях русских писателей позволяет понять некоторые особенности славянского мировоззрения, суть некоторых древних традиций и обрядов, прикоснуться к истории своего народа.

Исследовать образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы.

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Прочитать художественные произведения о Снегурочке.
  3. Обобщить сведения о происхождении, внешнем облике, качествах Снегурочки.
  4. Оформить исследовательскую работу.

Анкетирование, анализ научных работ и художественных произведений, обобщение результатов исследования.

Выступление с результатами работы перед учащимися 5-6 классов с целью приобщения к чтению, к изучению истории своего народа.

Сроки работы над проектом

  1. Октябрь – декабрь 2018 г. Изучение научной литературы, художественных произведений.
  2. Январь - февраль 2019 г. Систематизирование собранного материала, оформление проекта.
  3. Март 2019 г. Выступление с результатами работы перед учащимися 5-6 классов на классном часе.
  4. Апрель 2019 г. Защита работы на районном конкурсе исследовательских и творческих проектов.
  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2 – М, 1868
  2. Даль В. И. Девочка Снегурочка. – М.: Советская Россия, 1985
  3. Капица Ф. С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2007
  4. Островский А. Н. Снегурочка. – М.: Художественная литература, 1950
  5. Русские волшебные сказки. – Ростов-на-Дону: ИД Владис, 2006

Снегурочка – традиционный персонаж новогодних представлений. Неизменная спутница Деда Мороза веселит детей, помогает преодолевать трудности в конкурсах, вместе с ребятами водит хоровод, помогает Деду Морозу раздавать подарки. У других народов нет подобного образа. Снегурочка – воплощение русского воображения, русской культуры. Необычность данного образа в том, что его нет в пантеоне славянских богов (в том виде, в котором он дошёл до нас), но сохранился в народных сказках, отражающих мифологическое мировоззрение. Образ Снегурочки недостаточно изучен, о происхождении Снегурочки, её родословной практически мало кто знает.

Ответы (кол-во ответивших)

Какие новогодние персонажи вам известны?

Дед Мороз – 33 (100%)

Снегурочка – 33 (100%)

Снегурочка, как и Дед Мороз, является неотъемлемым атрибутом Нового года.

Кем приходится Снегурочка Деду Морозу?

Помощницей – 1 (3%)

Чуть больше половины опрошенных традиционно считают Снегурочку внучкой Деда Мороза, но велика доля тех (42%), кто считает по-другому. Значит, определённости в этом вопросе нет.

Знаете ли вы родину Снегурочки?

Север (Северный полюс) – 7 (21%)

Великий Устюг – 1 (3%)

Снежное королевство – 1 (3%)

Большинство опрошенных признают, что не знают родины Снегурочки.

Знаете ли вы родословную Снегурочки?

Дед Мороз – дедушка - 4 (12%)

Подавляющее большинство учащихся не знают родословной Снегурочки.

Назовите произведения, где встречается Снегурочка.

В сказках – 6 (18%)

Учащиеся начальной школы практически не знают произведений о Снегурочке.

Какими чертами характера наделена Снегурочка?

Жизнерадостная – 4 (12%)

Снегурочка наделена только положительными качествами, ассоциируется с добротой, весельем, жизнерадостностью.

Как выглядит Снегурочка? Какова её одежда?

Длинная коса – 3(9%)

Синяя (голубая) шуба с белым мехом – 15 (45%)

Белая (снежная) одежда – 3 (9%)

Русская народная одежда (сарафан, валенки, корона) – 2 (6%)

Красивый наряд – 11 (33%)

Учащиеся указывают на присутствие в наряде Снегурочки белого и синего (голубого) цветов, отмечают красоту одежды героини.

Цель проекта - исследовать образ Снегурочки в мифологии, фольклоре, произведениях русской литературы.

Данная цель повлекла за собой постановку следующих задач:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Прочитать художественные произведения о Снегурочке.
  3. Обобщить сведения о происхождении, внешнем облике, качествах Снегурочки.
  4. Оформить исследовательскую работу.

При работе над проектом были использованы следующие методы: анкетирование, анализ научных работ и художественных произведений, обобщение результатов исследования.

Глава I. Мифологические представления о Снегурочке.

Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история его в культуре славян начинается ещё в языческой мифологии. Существует несколько версий происхождения Снегурочки.

Вторая версия, предложенная С. Жарниковой, связывает образ Снегурочки с Дедом Морозом. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне – боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Вероятно, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев - Двины. Таким образом, Снегурочка – воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Этим объясняются особенности костюма Снегурочки. Она должна быть одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Ещё одну версию предлагает А. Н. Афанасьев. Он считает, что история Снегурочки – отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снегов. Таяние Снегурочки – обыкновенное явление природы, когда от солнечных лучей (купальский костёр, через который прыгает Снегурочка, - эмблема солнца) тают снега и, испаряясь, собираются в дождевые тучи. Зимой, когда дождевые облака превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева спускается на землю и поражает всех своей белизной. С приходом лета она принимает воздушный образ и, удаляясь с земли на небо, кружится там вместе с другими легкокрылыми нимфами.

Таким образом, несмотря на различия в предложенных версиях, можно сделать вывод, что образ Снегурочки связан с представлениями славян о сезонных изменениях в природе, с земледельческим календарём.

Глава II. Образ Снегурочки в русских народных сказках.

Существует несколько вариантов народной сказки о Снегурочке. Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

Самым ранним, вероятно, является следующий сюжет. Старик со старухой, не имеющие детей, слепили Снегурочку из снега. Добрая, приветливая девочка была радостной, весёлой зимой, а с приходом весны начала грустить, тосковать. Отправившись с подружками в лес, она так же, как и все, прыгнула через костёр и растаяла. Именно в этой сказке отразились воззрения славян на природу (сезонные изменения, разные состояния воды).

В другом варианте сказки говорится о том, что Снегурочка отправилась с подружками в лес за ягодами и заблудилась. Далее сказка строится по цепочке. Сначала появляется медведь, затем волк, которые предлагают Снегурочке свою помощь. Но Снегурочка отказывается идти с ними. Третьей пришла лиса, именно ей доверяет Снегурочка, и лиса возвращает девочку домой, за что получает награду. Скорее всего в этой сказке нашли отражение языческие представления о тотемных животных, а сама Снегурочка оказывается типичной сказочной героиней, которая проходит обряд инициации (посвящения).

Ещё в одном варианте данной сказки, как и в первых двух, Снегурочка с подружками идёт за ягодами в лес. Она усердно собирает ягоды, в то время как её подружки бездельничают. Далее из зависти подружки убивают Снегурочку и закапывают её в лесу. Через некоторое время проезжающий через лес купец срезал на месте захоронения Снегурочки растение, из которого сделал своему сыну дудочку. Как только кто-то начинал играть на дудочке, из неё слышался голос Снегурочки, которая рассказывала о том, как была убита подругами. Так родители Снегурочки узнали о её судьбе. Попросили они у купца дудочку, разломали её, а оттуда вышла Снегурочка, живая и здоровая. Подруги же, как и положено в сказке, были наказаны: их отвезли в лес, где они были растерзаны дикими зверями. Эта сказка отражает нравственные представления русского народа, представления о добре и зле, о справедливости. Прослеживается здесь также идея инициации.

Проанализировав три варианта сказки о Снегурочке, можно сказать, что только в одном из них сохранились мифологические представления славян о Снегурочке как природной силе, в других же вариантах Снегурочка выступает типичной положительной сказочной героиней, преодолевающей трудности и побеждающей зло.

Глава III. Образ Снегурочки в русской литературе.

Своеобразное воплощение образ Снегурочки нашёл в произведениях русских писателей.

Дочь Мороза, Снегурочка имеет ледяное сердце, практически на протяжении всего действия её красота остаётся холодной красотой, губительной для окружающих. Присутствие Снегурочки сеет раздор и ссоры в мире берендеев.

Передрались все парни за неё.

На женихов накинулись невесты…

Снегурочка лишена человеческих чувств. Равнодушно следуя за Мизгирём, она совершенно безразлична к горю Купавы, не понимает её тоски, обиды и горьких слёз. Столь же равнодушна Снегурочка к страданиям других девушек, которых она лишает женихов. Безразлична она и к своим поклонникам, не понимая их терзаний.

По мере развития истории Снегурочки, пришедшей к берендеям, происходит изменение её состояния: от полного равнодушия к делам сердечным и признания того, что она не способна любить, до страстного желания обрести эту способность ценой собственной жизни.

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слёз.

Счастье для Снегурочки заключается теперь в том, чтобы найти себя в мире людей. Дочь природы, она наделена человеческими желаниями и мечтами. Ей недостаточно гармонии с природой, она хочет найти гармонию с людьми в мире людей. Читатель наблюдает внутренний конфликт в душе Снегурочки: жить, не зная, что такое любовь, или, узнав чудо настоящей любви, погибнуть. Героиня выбирает любовь и познаёт настоящее счастье.

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зелёный лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Любовь Снегурочки – причина её гибели. Она тает под лучами Ярилы-Солнца. Печальный финал жизни Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Живя в полном согласии с природой, берендеи понимают, что смерть Снегурочки – закономерность, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, в свою очередь, чтобы принести плоды, тоже должны умереть. Но у А. Н. Островского смерть Снегурочки – это ещё и искупление грехов остывающих душой берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло.

Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье,

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с её чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

И верю я, оно приветно взглянет

На преданность покорных берендеев.

Глава IV. Снегурочка как новогодний персонаж.

Снегурочка стала настолько популярным персонажем, что её образ получил развитие в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала, а свой современный вид получила в 1935 году в Советском Союзе после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (на самую главную ёлку Советского Союза).

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х годов благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В мифологии других народов нет подобного женского образа. Формировался этот образ в народном сознании постепенно на протяжении веков. Существует множество версий происхождения Снегурочки, и каждая версия имеет право на жизнь.

В целом можно говорить о том, что изначально образ Снегурочки являлся воплощением сил природы, был связан с сезонными изменениями в природе или некими природными явлениями. Подобное представление отразилось в народных сказках. Свои нравственные идеи вложил в историю Снегурочки А. Н. Островский, показав необходимость в жизни людей таких ценностей, как любовь, теплота души, искренность.

Популярность Снегурочки была необыкновенной. Всем полюбилась эта красивая, милая, женственная, трепетная девушка. Она не могла не стать героиней новогодних праздников. И вот уже много лет путешествует внучка Деда Мороза по российской земле, радуя всех: и детей, и взрослых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ашуркина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

КлименкоТатьяна Викторовна,

учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский

г.Губкинский

3.Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского…………………………………………5

4.Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова ………………………………12

6. Список используемой литературы…………………………………………………….15

Образ Снегурочки в литературе и музыке

Болдырева Дарья Сергеевна

Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Губкинский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что образ Снегурочки недостаточно изучен. Данное исследование позволит прикоснуться к произведениям русского искусства.

Цель работы: исследовать образ Снегурочки в литературе и музыке

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Познакомиться с произведениями о Снегурочке, выявить сходства и отличия.

3. Подготовить материал для урока внеклассного чтения.

Гипотеза: фольклорный образ Снегурочки получил творческое развитие в литературе, музыке, живописи .

Предмет исследования: образ Снегурочки.

Методы исследования: анализ литературного произведения, музыкального произведения, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование учащихся, подготовка материала для урока внеклассного чтения.

Существует неподтвержденная версия, будто прообразом Снегурочки является языческая богиня зимы и смерти Кострома.

К сожалению, славянская мифология была практически уничтожена церковниками, и установить истоки образа Снегурочки не представляется возможным.

Тем не менее, А.Н.Афанасьев, известный фольклорист, провел первоначальное исследование народных сказок о Снегурке.

В русской народной сказке Снегурочку вылепили из снега старик со старухой, у которых не было детей. Росла Снегурочка на радость старикам. Но с приходом весны она вдруг запечалилась. За весной и лето пришло. А Снегурочке по – прежнему невесело. Пошла она с подружками в лес. Разложили они костер, стали над огнем прыгать. Прыгнула и Снегурочка и вдруг растаяла, превратилась в белое облачко.

В разработку внешнего образа Снегурочки внесли свой вклад великие художники Н.Рерих, М.Врубель.

Таким образом, Снегурочка стала достоянием русского искусства и, может быть, ее образ получит творческое развитие в будущем.

Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского

Из введения мы поняли, что образ Снегурочки существовал в русских народных сказках. А.Н.Островский делает Снегурочку главной героиней пьесы, но вносит в ее образ много нового.

Рассмотрим, подробнее образ Снегурочки.

Рождение Снегурочки. В пьесе Островского Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Русская народная сказка

Да вот беда, у нас со старым дочка -

В глухих лесных трущобах,
В нетающих лядинах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь; 1

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка. 2

Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?

Мороз и Весна – это контрастные образы.

Появление Мороза

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Появление Весны-Красны

Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Неподвижность, скованность, оцепенение

Творческое живое начало

Опера Римского-Корсакова

Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы

Опера Римского-Корсакова

Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса ( петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.

Счастье в том, чтобы не любить

Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;

Счастье в том, чтобы любить

На свете все живое
Должно любить.

Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:

Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терем. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе. 3

Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.

Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай,
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще? 4

Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:

… будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. 5

Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.

Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.

Тоска возьмет меж филинов и леших

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавчики

Строченные не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые да игры до полночи,

Весенние гулянки да горелки

С ребятами, покуда.

И злой старик! На свете все живое

Должно любить. Снегурочку в неволе

Не даст тебе томить родная мать.

Снегурочка уходит к людям со словами:

Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу. 6

Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.

Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.

В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.

В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев,
Исчезло в них служенье красоте. 7

Краса твоя девичья то ж богатство.

Из-за ее красоты :

от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:

Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом 8

Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла

От слов его насмешливых. 9

Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.

Укором Мизгирю звучат ее слова:

С н е г у р о ч к а

Любви моей не купишь.

Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.

Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка

Обманута, обижена, убита
Снегурочка. О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми! 10

Мама,
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.

Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.

Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, —
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.

Голоса из народа

О, диво, полюбила
Снегурочка.

Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь. и в сердце. и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все
Подруженьки, прощай, жених! О милый,
Последний взгляд Снегурочки тебе.

У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке : Снегурочка погибает.

Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.

Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев. 11

К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.

Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:

Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.

Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.

Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.

Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.

Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.

Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.

Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.

Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.

Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным.

Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

Снегурочка выйдет из леса \И будет принята в круг, \Почувствует юный повеса \Тепло её поданных рук: \«Невинность, богов сотворенье, \Зачем появились у нас? Олег Кустов Стихотворения 1985 — 1998 гг. Speaking In Tongues Мир сказок… Живой мир природы
СНЕГУРОЧКА Выйди снегурочкой нежной, \Льдинок коснись губами. \Видишь, как будто волшебной одеждой, \Если укрыты снегами. Валерий Боков БАРДЫ РУ Снегурочка
Снегурочка Высоко в небе облачко серело, \Как беличья расстеленная шкурка. \Он мне сказал: "Не жаль, что ваше тело \Растает в марте, хрупкая Снегурка! " Анна Ахматова

Снегурочка Она такая дурочка, Как те и та.. . Вот потому Снегурочка Всегда мечта. Сергей Есенин
СНЕГУРОЧКА Податлив снежок мокроватый\Еще неокрепшей зимы. \Снегурочку лепят ребята, \Как в детстве лепили и мы. Николай Рыленков Снегурочка
СНЕГУРОЧКА С виду вроде Дед Мороз. \Почему в очках? \Почему один пришел, \Где Снегурочка? \Санта подавил смешок\И сказал певуче: \Бабы это хорошо, \А олени лучше! Владимир Береснев БАРДЫ РУ Сантаклаустрофобия (Jingle bells)
Снегурочка Создал чей резец мою снегурку, Девственную женщину мою? В Сивку-Бурку — вещую Каурку Превращу покорную скамью.. . Игорь Северянин
Снегурочка Это Снегурка у края обрыва. \Это о ней из оврага со дна\Льется без умолку бред торопливый\Полубезумного болтуна. Борис Пастернак

Снегурочка, ты снова прилетела. \Ты руки застудила на лету. \Метет метель, а нам какое дело -\За окнами черемуха в цвету. Михаил Дудин Метет метель. Сугробы - словно горы.

снегурочкаСвет уже исчез под дверью, \ Значит, ждать совсем чуть-чуть. \ Дед-Мороз придёт - я верю! \ Мне бытолько не заснуть!. . \ Не его ли палка \ Гулко \ В наши двери постучала!? . \ И не мама, \ Мне Снегурка \ Подоткнула одеяло! Михаил Садовский
снегурочкаЧто делать мне с моей любовью неученой? \Но видеть нежную фигурку не могу\иначе, нежели игрушкой на лугу, \обидной девочкой, Снегурочкой точеной. Сергей Петров СПАС-ПРЕОБРАЖЕНИЕ 1955
снегурочкаЧто так Снегурочку тя


Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания и главные герои

По задумке в спектакле должны были участвовать артисты разных трупп:

  • драматической;
  • оперной;
  • балетной.

Несмотря на ограниченные сроки, Островский успешно справился с поставленной задачей. Первая постановка состоялась 11 мая и была принята критиками не очень благосклонно. Возможно, потому что тема навеяна русским и украинским фольклором, которым в то время очень увлекался автор, а может из-за большого количества второстепенных персонажей. История прекрасной девушки описана в стихах, что тоже являлось для автора своеобразным дебютом.


Но мнение критиков не столь важно, если пьеса нравится зрителям. Оригинальная постановка, усиленная музыкой молодого Чайковского, так полюбилась публике, что спектакль не сходил со сцены многие годы. Впоследствии по этому сценарию даже был снят полноценный художественный фильм.

В сказке много персонажей. Каждый из них, безусловно, очень важен для лучшего представления развивающихся событий. Однако главных героев, которые влияют на развитие сюжета, можно выделить всего несколько:

  • Снегурочка — дочь Мороза и Весны, отпущенная родителями жить с людьми.
  • Мороз — символ зимы и холода, отец.
  • Весна — мать Снегурочки.
  • Лель — ветреный парень-пастух, от песен которого были без ума все девушки.
  • Мизгирь — молодой человек, богатый жених.
  • Царь Берендей — мудрый правитель.
  • Купава — подруга, она же соперница Снегурочки.
  • Ярила — незримый персонаж, летнее божество.

В основе сказки — любовь. Молодые люди влюбляются, ревнуют, ссорятся и мирятся. События происходят с такой скоростью, что поневоле создаётся впечатление о ветрености чувств некоторых героев. Но это только на первый взгляд. Если глубже вникнуть в смысл истории, то становится понятно, что не всё так однозначно. Каждое действие персонажей имеет под собой основу и скрытый подтекст.

Чтобы лучше разобраться в перипетии чувств каждого из героев, нужно подробнее изучить его внутренний мир и понять скрытые мотивы.


Персонажи

Купава — дочь Мураша, богатого жителя слободы. Это местная красавица, к которой сначала посватался Мизгирь.

Царь Берендей — беспокоящийся о будущем своего народа и о благосклонности к нему бога Ярилы. Его ближний боярин — Бермята. Жена Бермяты — Елена Прекрасная.

Радушка, Малуша — слободские девушки, подруги Купавы.

Брусило, Малыш, Курилка — слободские парни.

Юная Снегурочка

Необычайной красоты девушка, дочь Весны и Мороза, отпущенная родителями жить к людям. Она была затворницей в замке своего отца, поэтому не умела испытывать человеческие чувства. Именно в поисках чего-то нового она и решила стать приёмным ребёнком у бедных стариков.

Красота девушки свела сума всех молодых парней в деревне. Они позабывали своих невест, каждый из них пытался понравиться юной красавице. Однако сердце Снегурочки не знало, что такое любить, поэтому все воздыхатели получали отказ, пока ей не повстречался молодой пастух Лель.

Но даже тогда Снегурочка стала испытывать не любовь, а что-то сродни ревности, когда юноша предпочёл общению с ней веселье с другими девушками.

А я стою и чуть не плачу с горя, Досадую, что Лель меня оставил.

Сложный внутренний мир девушки, неспособной испытывать любовь, прописан автором очень ярко. Она способна на такие чувства, как огорчение и злость, но не понимает, откуда и почему они берутся.

Однако юная красавица готова даже пожертвовать своей жизнью, чтобы хоть на миг почувствовать, что такое любовь.

Четвертое действие

Из озера в Ярилиной долине выходит Весна. Она напоминает девушке, что любовь может стоить ей жизни.

— Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Весна надевает ей на голову свой венок, и девушка обретает неизведанные дотоле чувства. Мать предупреждает ее, что ее любовь достанется первому, кого она встретит. Но ей следует немедленно скрыться от солнца, чтобы Ярило не узнал, что Снегурочка смогла полюбить.

Первым девушка встречает Мизгиря. Он всю ночь бродил по лесу, ища ее. Снегурочка очарована его речами. Мизгирь обнимает ее, но она умоляет его спрятать ее от губительных лучей солнца. Однако юноша не понимает, считая это прихотью. И с первым лучом солнца Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянье бросается с горы в озеро.

Завершают пьесу слова Берендея, обращенные к своему народу:

Мороза порожденье —

Холодная Снегурочка погибла.

(…)

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Мать Весна

На первый взгляд, очень странный персонаж. Весна любит свою дочь, но при этом отпускает жить к людям.

Она даже одаривает Снегурочку чувством любви, зная, что это принесёт девушке погибель. Но если присмотреться внимательнее, то мотивы такого поведения Весны становятся понятны.

Она, как любая мать, в первую очередь хочет, чтобы её ребёнок был счастлив. Добиться этого можно, лишь опустив его от себя.

Для этого ей приходится:

  • пойти наперекор отцу девочки;
  • отпустить дочь в незнакомый мир;
  • одарить Снегурочку венком, чтобы та могла испытать любовь.

Весна — истинный образ природы. Символ возрождения к жизни. Тем труднее этой героине пойти против своего естества, отпуская ребёнка в неизвестный мир, грозящий опасностями.

Отец Мороз

Символ холодной неприступности и строгости. Характер персонажа полностью соответствует его описанию. Однако, как любящий отец, он тоже не может противиться просьбе дочери отпустить её жить к людям. Но в отличие от матери девушки подходит к этому более практично, обязуя всю лесную нечисть приглядывать за Снегурочкой.

Этот герой вызывает довольно смешанные чувства. С одной стороны, неприязнь, так как не желает уходить и сдавать свои права Весне, даже видя, что многие животные уже приготовились к теплу и поэтому мёрзнут. С другой — вызывает уважение из-за своих нежных чувств и заботы о дочери.

Если глубже проанализировать его поведение, то становится понятно, как трудно ему даётся противостоять самому себе.

Доподлинно зная, что его враг Ярила пообещал уничтожить Снегурочку лишь та сумеет полюбить, Мороз всё же отпускает дочь к людям. Даже одним этим поступком он вызывает у зрителей пьесы уважение.

Пастух Лель

Молодой человек со своеобразным характером. Его поведение трудно вписать в какие-то рамки. Он красив, талантлив и умён. Изначально, как и все остальные парни в деревне, был влюблён в Снегурочку.

Однако стоило ей хоть немного проявить свою заинтересованность в молодом человеке, как тот сразу же начинает терять к ней интерес.

Леля любят почти все девушки и даже жена царя. Такое внимание ему явно льстит, поэтому он не спешит от него отказываться. Его игра чувствами других людей не вызывает у зрителей положительных эмоций, хотя назвать этот персонаж отрицательным тоже нельзя.

Скорее Леля можно охарактеризовать как непостоянного, не понимающего чего он сам хочет юношу.

Купец Мизгирь

Этот герой появляется в пьесе как завидный жених для подружки Снегурочки Купавы. Однако увидев саму Снегурочку, он быстро теряет интерес к своей невесте.

В целом образ молодого человека можно описать следующими словами:

Деньги дают ему определённое положение в обществе и делают желанным женихом для любой девушки. Но только не для Снегурочки. Мизгирь привык, что ему ни в чём нет отказа. Возможно, именно эта привычка иметь всё, что пожелает, а вовсе не внезапно вспыхнувшая любовь побуждает юношу добиваться Снегурочку во что бы то ни стало.

Он даже прилюдно отзывается о своё бывшей невесте, как о доступной девушке, чем характеризует себя с не очень хорошей стороны. А его попытка взять Снегурочку силой только добавляет отвращения. Несмотря на то что Мизгирь и Снегурочка всё же становятся влюблённой парой в конце сказки, чувство неприязни к этому персонажу так и не проходит.

Девушка Купава

Обычная деревенская девушка, по-своему несчастная. Её бросает жених, да ещё и позорит при всём народе. Разбив Купаве сердце, любимый переключается на Снегурочку. В результате девушка теряет не только парня, но и подругу.

Однако нужно отдать должное характеру этой юной особы. Вместо того, чтобы впасть в уныние, она ищет справедливости у царя.

А когда её добивается, то благородно отказывается от разлюбившего её парня. Так что Купава скорее положительный герой, чем отрицательный.

Несмотря на печальную историю, она вызывает у зрителей больше уважение, чем жалость.

Содержание

  • 1 Основные персонажи
  • 2 Сюжет
  • 3 Адаптации 3.1 Мультфильм И. Иванова-Вано и А. Снежко-Блоцкой (1952)
  • 3.2 Фильм 1968 года
  • 3.3 Фильм 1971 года
    5.1 Фольклор

Царь Берендей

Мудрый правитель. Он почти интуитивно чувствует, что с его царством не всё гладко. Берендей понимает, что Ярило на что-то разгневан, поэтому нет мира и любви между молодыми людьми в деревне. Царь даже хочет издать указ, чтобы все стали любить друг друга, но потом отказывается от этой идеи, заранее зная, что по приказу полюбить невозможно.

Однако он всё же находит выход из положения, обязуясь переженить всех, кто сам этого захочет, на Ярилов день. Это было мудрое решение, так как одновременно будут созданы новые семьи и задобрен гнев Ярилы. Характеристика царя Берендея, как одного из главных героев, скорее положительная. Возможно, он вызывает немного сочувствия (из-за неверности жены), но точно не отрицательные эмоции.

Анализ произведения

  • в этой стране царит справедливость;
  • все обычаи и законы непременно соблюдаются, а нарушителям грозит суровое наказание, как это могло бы случиться с Мизгирем;
  • здесь в цене верность и всеобщая поддержка, жизнь по законам людей и природы.

Отзывы читателей

Царь Берендей вынужден принимать суровые решения, он опечален судьбой Снегурочки, но понимает, что так будет лучше для всех. К слову, Ярило тоже поступает по справедливости, даруя людям долгое лето после того, как Снегурочка тает.

Во-вторых, как уже было отмечено, многогранность, взаимосвязь противоположностей и мир, сотканный из противоречий — еще одна важная идея этой пьесы.

Ярило летнее солнце

Персонаж, образ которого появляется в самом конце пьесы, хотя незримо присутствует во всех её действиях. Ярило — дух лета, божество, которое недовольно тем, что кто-то может противиться его воле. По сюжету он враг Мороза, желающий погубить Снегурочку.

Однако воспринимать его как отрицательного героя не совсем верно. Это скорее символ природного равновесия. Сопротивляться ему невозможно. Если есть зима, то должно быть и лето. Направляя свой тёплый луч на Снегурочку, Ярило, как бы выравнивает баланс между силами природы. Даже тая, Снегурочка это понимает, поэтому чувствует себя счастливой. Ведь без тепла любовь просто не может существовать.

В чем суть концовки

Смысл Снегурочки наиболее точно выражен в финале сказки. С одной стороны – концовка довольно печальна. Героиня, наконец-то познавшая чувство любви, погибает. Вслед за ней кончает собой и ее возлюбленный – Мизгирь. Но кончина влюбленных не омрачила праздник, берендеи продолжают веселиться. Уход Снегурочки приносит в мир солнце и свет. Тем самым Островский отразил мифологическое представление об условиях вечного существования Вселенной, когда на смену зиме приходит весна и лето. И чтобы этот порядок не нарушался, в языческие времена существовали специальные обряды и ритуалы, одной из составляющей которых было жертвоприношение.

Читайте также: