Образ маргариты в фаусте кратко

Обновлено: 07.07.2024

Николай Гумилев в 1910 году написал стихотворение "Маргарита" по сюжету "Фауста":
Маргарита. Стихотворение было переложено на музыку группой "Мельница". Еще один текст, переложенный на музыку - отрывок из самого Гёте (в переводе Б. Пастернака), "Гретхен за прялкой"

Н. Гумилев. Маргарита (1910)
Валентин говорит о сестре в кабаке,
Похваляет ее ум, лицо,
А у Маргариты на левой руке
Появилось дорогое кольцо.

А у Маргариты спрятан ларец
Под окном в зеленом плюще.
Ей приносит так много серег и колец
Злой насмешник в красном плаще.

Хоть высоко окно в Маргаритин приют,
У насмешника лестница есть;
Пусть на улицах звонко студенты поют,
Прославляя Маргаритину честь,

Слишком ярки рубины и томен апрель,
Чтоб забыть обо всем, чтоб не знать ничего.
Марта гладит любовно полный кошель,
Только серой несет от него.

Валентин, Валентин, позабудь свой позор,
Ах, чего не бывает в летнюю ночь!
Уж на что Риголетто был горбат и хитер,
И над тем насмеялась родная дочь.

Грозно Фауста в бой ты зовешь, но вотще!
Его нет, его выдумал девичий стыд;
Лишь насмешника в красном дырявом плаще
Ты найдешь и ты будешь убит.

Маргарита – возлюбленная Фауста в трагедии Гете. История М., ее недолгого счастья и безвинной гибели в первой части трагедии является как бы эмоциональным ее средоточием, в то же время она очень существенна для понимания трагедии в целом.
М. – простая девушка, существо всецело земное, живущее в мире повседневных житейских забот и радостей. Она как бы создана для счастья; тем более страшной и неожиданной оказывается ее гибель. С первой же встречи М. предстает Фаусту во всем обаянии своей юности, скромности и чистоты, это – воплощение

Ей свойственно природное чувство собственного достоинства, вызывающее невольное уважение даже у циничного Мефистофеля. “Дитя ты этой силой не возьмешь. /Тут надо изловчиться и лукавить”. Вскоре чувство М. к Фаусту превращается в безоглядную страсть. Она переступает через все запреты; чтобы побыть с Фаустом, она дает матери снотворного, не зная, что это – яд. Ее отношения с Фаустом перестают быть тайной, становятся предметом пересудов.

Ее брат Валентин, смертельно раненный Фаустом на поединке, умирая, проклинает ее. М. так простодушна, что ее

нравственное падение совершается как бы без ее вины. М. пытается искать утешение в вере: в сцене “На городском валу” она ставит цветы перед изваянием матери, прося у нее поддержки. Но смятение ее все нарастает: в соборе, мучимая раскаянием после гибели матери, она падает в обморок.

Сцены, где описаны тяжкие душевные муки М., принадлежат к самым впечатляющим страницам драмы Гете. События неотвратимо движутся к трагической развязке: М., покинутая Фаустом, оказывается в тюрьме, где она ждет казни за убийство своего внебрачного ребенка, прижитого от Фауста. Глубоко драматична знаменитая сцена свидания М. и Фауста в тюрьме.

Фауст, испытывающий мучительное раскаяние в своей вине, пришел со связкой ключей, чтобы освободить М. и увезти ее, их уже ждут волшебные кони. Но М. почти потеряла рассудок от горя, она с трудом узнает Фауста. М. отказывается уйти с Фаустом, гибель ее неизбежна, но голос свыше возвещает, что она “спасена”.

Этим горестным прощанием влюбленных завершается первая часть трагедии. Во второй части трагедии Елена в какой-то мере соответствует М. в первой части; этим подчеркнуто структурное единство трагедии. Знаменательно появление М. в финальной сцене второй части: среди ангелов и святых, встречающих душу Фауста, является и “одна из кающихся, прежде называвшаяся “Гретхен”.

Этой же цели служат и персонажи произведения: Фауст, Мефистофель, а также прекрасная девушка по имени Гретхен (Маргарита). Этот образ Гете считал одним из самых любимых и удавшихся. Скромной и наивной провинциалке, любящей тихий семейный уклад, удалось стать настоящим искушением для Фауста.

Это была любовь с первого взгляда. Встретив девушку на улице, ученый уже ничего не смог поделать с нахлынувшими чувствами, и назначил ей свидание в саду. Маргарита ответила Фаусту взаимностью. Несложно догадаться, какой вихрь чувств бушевал тогда в груди влюбленной девушки. Воспитанная в строгих правилах провинциального городка мелких бюргеров, она ради любви решилась на отчаянный поступок: усыпила свою мать, которая могла помешать свиданию с Фаустом.

Но что же так сильно привлекло ученого в этой простолюдинке? Неужели только молодость и красота звучным аккордом затронули потаенные струны души средневекового эскулапа? Пожалуй, этого было недостаточно. Фауст сумел разглядеть в молоденькой девушке природную зоркость и проницательность. Ведь Маргарита сразу же почувствовала в Мефистофеле представителя темных сил. Она томилась в его присутствии, чувствовала себя очень неуютно. И это естественное чувство собственного достоинства было оценено даже Мефистофелем.

Маргарита – типичная представительница молодых и обаятельных, но очень несчастных девушек, которые волей судьбы воспитывались в жестокой бюргерской среде. Они ощущают жестокость и несправедливость этого мира, но, пытаясь вырваться из порочного круга, попадают в очень неприятные истории.

Кроме Божественного понимания, есть в спасении Маргариты и земной смысл. Она в итоге смогла противостоять соблазнам и жестоким правилам этого мира, хоть и совершила в жизни много непоправимых ошибок. Ей было очень тяжело в своем окружении, ведь даже самые близкие и родные люди не стали опорой для девушки, а лишь усложнили ее жизнь. Не смог дай ей счастье и Фауст.



Она совершила три самых страшных преступления, какие только может совершить женщина: убила своего ребёнка, убила свою мать и прелюбодействовала. Она стала причиной смерти родного брата, была за свои грехи брошена в тюрьму и осуждена на смерть; но, тем не менее, попала в рай. Вечное блаженство от Бога - и жестокость и забвение от того, ради которого она стала преступницей - вот награда, полученная этой женщиной, героиней самой известной пьесы самого известного немецкого литератора.


С момента её страшной смерти виновник падения несчастной ни разу больше не произнесёт её имя и не вспомнит о ней; и только самый страшный и непримиримый враг не забудет её никогда. Много лет спустя, на страницах романа, написанного бывшим русским врачом, имя этой женщины зазвучит по-новому - по-королевски. "Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты", - пояснит приспешник Сатаны.


Она стала невольной жертвой обстоятельств; Сатана и Бог поспорили на человеческую душу - причём, заметьте, не на её. Предметом спора была душа учёного, который вечно искал, сомневался, тосковал, был всем недоволен и искал чего-то, чего и сам не знал. Сатана использовал главный козырь в игре - вернул занудному старикану молодость, и тот из схоласта превратился во взбалмошного повесу - такое бывает. Ему было всё равно, в кого влюбиться; на манер Керубино, он был влюблён в саму любовь. Звали омолодившегося "Казанову" доктор Генрих Фауст.


"Ты должен мне добыть девчонку непременно", - безапелляционно заявляет бойкий доктор Сатане, встретив юную Маргариту на улице. Но Мефистофель проявляет неожиданную холодность: "Какую. Как, эту? ". Доктор полыхает и пылает, а Сатана - вот странность! - почему-то явно не горит охотой ему помогать. "Невинна, хоть прекрасна, - и у меня над нею власти нет", - поясняет он. Удивительно - ведь он должен быть заинтересован в падении Гретхен в первую очередь: душа невинной девушки - для Дьявола самый лакомый кусок. Но вместо того, чтобы кинуться с радостью соблазнять Маргариту для Фауста, он раздражённо отвечает:

Ты говоришь, как сердцеед порочный.
Подай ему сейчас любой цветок!
Он мнит, что нет любви, нет чести прочной,
Которой он похитить бы не мог!
Но не всегда бывает это впрок!


Подобная отповедь в устах Сатаны звучит очень необычно. Да, он добывает ларчик с драгоценностями в подарок Маргарите, проводит Фауста к ней в комнату - но с таким ворчанием, с такой неохотой, как будто понимает, что никакого ощутимого результата эта история не принесёт. Неудивительно: согласно условиям договора с Сатаной, Фауст должен, наконец, объявить свои вечные поиски законченными, а себя - полностью удовлетворённым, а Мефистофель видит, что никакой любви к Маргарите у Фауста нет, и ни к чему эта интрижка не приведёт. Но, кроме того, есть ещё одно: душу Фауста он получить надеется, а вот душа Маргариты для него недоступна. Он чувствует в этом ребёнке огромную моральную силу, способную ему противостоять - настоящее сокровище, которое бездушный доктор растопчет и отбросит.


Но дело идёт своим чередом: договор есть договор, и Мефистофель обязан его исполнять. Он находит подход к болтливой соседке Гретхен, "соломенной вдове" Марте, и в её саду устраивает свидание девушки и своего подопечного. "Она в него влюбилась," - замечает Марта. "А он в неё. Таков уж ход вещей!" - отвечает сквозь зубы Сатана, и его слова в конце действия падают тяжёло, как камни.


Маргарита любит, Фауст внезапно впадает в сомнения, Сатана раздражён. Но запущенный механизм соблазна уже не остановить. И, тем не менее, Гретхен выражает свои страхи предельно точно: "грех один: в душе ты не христианин". Она чувствует, что у её любимого нет тех моральных ценностей, которые ей привиты с детства. Но пока что Маргарита не понимает истинной причины; ей кажется, что во всём виноват Мефистофель. Доктор не может обмануть девушку, как своих учеников; а она, в отличие от всех остальных участников драмы, прекрасно распознаёт, кто прячется под личиной его удалого спутника-бретёра:

С кем повсюду ходишь ты.
Он ненавистен мне от сердца полноты!
Изо всего, что в жизни я видала,
Я не пугалась столько ничего,
Как гадкого лица его.

. В глазах его таится что-то злое,
Как будто в мире все ему чужое; :
Лежит печать на злом его челе,
Что никого-то он не любит на земле.


Долгожданная любовь не принесла Маргарите счастья. Она, хоть и ненамеренно, отравила мать сонным зельем, которое ей передал Фауст; тучи над головй бедняжки сгущаются. Не помогают ни молитвы, ни попытки скрыть грех: "стали все кругом кивать, подмигивать глазком", - горько замечает её брат Валентин. Он застаёт Фауста и Мефистофеля под окнами сестры, и один удар шпаги решает дело: проклиная Гретхен и сводницу Марту, Валентин умирает.


Но все эти печальные события события мало влияют на нашего доктора: убив брата своей возлюбленной, и, фактически, её мать, истребив всю семью, он отправляется плясать с молоденькими ведьмочками на шабаш в горах Гарца, оставив соблазнённую им девушку выкручиваться из всех несчастий самостоятельно.


Его запоздалое раскаянье бурно, но неглубоко. Сколько прошло врмени с их последнего свидания? Маргарита уже успела родить, убить своё дитя, сойти с ума, попасть в тюрьму - а Фауст до этого момента и не вспоминал о ней; разве что заметил случайное сходство с её чертами в лице одного из духов, которые повстречал в Вальпургиеву ночь.

"И ты, изменник, недостойный дух, смел скрывать все это от меня!", - кричит он на Мефистофеля, как всегда, пытаясь свалить с себя ношу вины на плечи другого. "Но кто, скажи, ввергнул её в бездну погибели: я или ты?", - раздражённо отвечает на его упрёки Сатана.


И настаёт последнее свидание Фауста и Маргариты, и последнее появление Маргариты на страницах книги. Истинная вершина творчества автора, верх поэтического мастерства; каждая строчка в этой сцене - золотая. Она отказывается от "спасения", предложенного Фаустом; она чувствует, что их любовь закончена, что тяжесть совершённых преступлений не даст ей дальше жить, и выносит приговор Фаусту:

Спаси меня, господь! О боже, я твоя!
Вы, ангелы, с небес ко мне слетите,
Меня крылами осените!
Ты, Генрих, страшен мне!

Теперь она прозрела: настоящее зло несёт не Мефистофель, а Фауст.

Её последний зов звучит в пустоту: доктор Фауст исчезает с Мефистофелем, он не будет нести вместе с ней наказание, он скинул с плеч обузу и ответственность. Она за всё ответит одна: и за любовь, и за убийства. Больше мы не увидим Маргариту - до самого конца повествования неблагодарный доктор не вспомнит о ней ни разу. Его возлюбленной станет символ вечной красоты - Елена Прекрасная; он будет главой разбойников, царём, отшельником, правителем-реформатором, и, наконец, умрёт под стук лопат гадких лемуров и будет похоронен с их жестокой песней:

Кто строил тесный дом такой
Могильною лопатой?
Доволен будь, жилец немой,
Квартирой небогатой!

Так почему же зал стоит
Без мебели, убого?
Всё было куплено в кредит,
И кредиторов много.

Сатана проиграет; душа Фауста отправится в рай - но исключительно ради посрамления Мефистофеля и торжества Создателя. Даже если Маргарита и простит своего неверного возлюбленного, он и в раю не обретёт счастья; доктор не знал ни истинной любви, ни истинного раскаянья. Ему вечно что-то мешало, как тому известному плохому танцору из поговорки. А Маргарите ничто не помешало: трагическая героиня, убийца, она осталась в истории литературы одним из самых светлых женских образов.

Читайте также: