Образ ивана грозного в литературе 7 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya_v_7_klasse.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи

Цели и задачи урока:

  1. расширить представления и знания учащихся об исторических произведениях и эпохе Ивана Грозного;
  2. показать связь между различными видами искусства, историей и литературой;
  3. способствовать формированию навыков анализа литературного произведения, монологической и диалогической речи;
  4. развивать интерес к истории России и родного края

репродукции или мультимедийная презентация картин В.М.Васнецова, И.Е.Репина, виды Красной пощади и собора Василия Блаженного.

мультимедийный проектор, компьютер;

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, Князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин – это не только исторические личности, но и герои книг, картин, спектаклей, кинофильмов.

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV.

Что связано в вашем представлении с личностью Ивана IV и его эпохой?

Да, недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани… И главное – всюду смерть, кровь, жестокость.

Каким же предстает перед нами на страницах поэмы царь Иван Васильевич?

Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя.

Он имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее.

Вглядитесь в картину Виктора Михайловича Васнецова (1897 г.). Каким предстает Иван IV перед нами?

Перед нами прежде всего человек, уверенный в себе, сознающий свою власть и силу. Умный, проницательный взгляд. Величественная статная фигура, полная достоинства. Художник изобразил сурового самодержавца, создавшего огромное многонациональное государство.

«Наконец, загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола и, медленным шагом, вошел сам царь Иван Васильевич.

Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьяновых сапогов были окованы серебряными скобами.

Имя Алексея Толстого вам знакомо по его стихам. И вот еще одна встреча, которая откроет для вас новую страницу его творчества.

Алексей Константинович Толстой, русский поэт и писатель, родился 24 августа 1817 года.

Читателей привлекал историзм Толстого, умело построенный сюжет, живые образы героев, столкновение долга, верности и чести с изменой, насилием и жестокостью. Писатель прекрасно передал дух страшной и кровавой эпохи Ивана Грозного, создал запоминающиеся образы русских людей того времени.

Убедитесь в этом, познакомившись с одним из эпизодов книги.

И вновь мы сталкиваемся с жестокостью Ивана Грозного, вновь поражаемся непредсказуемости его поступков, их бесчеловечность…

Мы убедились, что интерес к эпохе Ивана Грозного и самой личности царя давний. Знаем мы и то, что написанию любого исторического произведения предшествует большая подготовительная работа: автор должен хорошо знать жизненный уклад того времени, о котором пишет, события, людей, чувствовать атмосферу эпохи.

Откуда же берутся все эти сведения и знания? (Ответы учащихся.)

Николай Михайлович Карамзин, годы жизни 1766-1826, русский писатель и историк.

Три тысячи экземпляров первых восьми томов, несмотря на высокую цену, были распроданы в течение 25 дней.

В последующие годы Карамзин успел написать еще три тома. Напряженная кабинетная работа подорвала здоровье писателя и 22 мая 1826 г. он скончался.

Вот что рассказывает Карамзин, пожалуй, о самом драматическом и трагическом событии в жизни Ивана Грозного.

Подробный пересказ эпизода убийства Иваном Грозным своего сына.

Еще одна кровавая страница жизни царя Ивана Васильевича. Страшное событие, противное человеческой природе…

Вот каким предстает перед нами происшедшее на картине И.Е.Репина. Рассматривание картины, комментирование.

Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного.

Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. Остановившимися от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына.

Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно, ужас – и восхищение поразительным мастерством художника.

Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? Широко ли используется в современном языке?

В основе стихотворения легенда, связанная с историей строительства на Красной площади в Москве Покровского собора. Иван Грозный, отправляясь на покорение Казани, дал обет после победы над Золотой Ордой построить церковь. В 1554 г. была построена деревянная церковь, а в следующем году была перестроена в каменную. Работой руководили русские мастера Постник и Барма.

Кедрин знал, что Иван Грозный щедро наградил первых строителей храма, а Постнику впоследствии поручил строительство стен Кремля в Казани. Но народное предание утверждает совсем другое, и именно ее использует автор как сюжетную основу своего стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи. Беседа:

Для чего заказывает Иван Грозный храм? Какой он хочет видеть церковь?

А ради чего трудятся зодчие? Что вдохновляет их?

Они не думают ни о своей славе, ни о славе царя. Они создают красоту, прекрасное на радость себе и людям.

Какой получилась церковь? Чему она противостоит? Что происходит вокруг нее?

И эту красоту создали простые русские мастера, для которых труд – радость, творчество. И как у настоящих художников у них уже есть новые замыслы.

Радует ли Ивана Грозного то, что они готовы построить церковь краше этой?

Почему царь так жестоко поступает с мастерами?

Он не хочет, чтобы была построена другая церковь краше этой, его церкви. Ему не нужна красота. Он и к прекрасному относится как собственник.

Что же происходит в дальнейшем? Память о ком и о чем хранит церковь? О ком поют песни гусляры?

В народном сознании церковь, построенная мастерами, связана не с победой царя, она не стала свидетельством его могущества, а является напоминанием о вдохновенном труде русских зодчих, их таланте, хранит память о суровой и страшной царской милости.

Мы обратились к нескольким произведениям литературы и живописи, воссоздающим личность Ивана Грозного и его эпоху.

Можно ли говорить о единодушии в их оценке? Какие черты его личности особенно ярко нарисованы?

Несмотря на все хорошее, полезное, нужное государству, что было сделано Иваном Васильевичем, он вошел в историю, литературу и живопись как Грозный, царь жестокий и беспощадный.

Домашнее задание: сочинение-эссе на основе читательских и зрительских впечатлений

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка".

Урок Пушкина в татарской школе.

Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".

quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет.

Урок по теме: Образ Ивана Грозного в литературе, истории.

Разработка бинарного урока по истории и литературе.


Урок внеклассного чтения. 6 класс. Литература

Кирибеевич – персонаж поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича…”, которую написал Михаил Лермонтов. Кирибеевич – это верный слуга Ивана Грозного. Он физически сильный, смелый и удалой опричник.

Нрав у Кирибеевича злой. Он любит запугивать людей и гордится своей силой. Он влюблен в Алену Дмитриевну, жену Калашникова. Кирибеевич – подлый и низкий человек. Он опозорил Алену Дмитриевну, за что и поплатился жизнью.

Степан Парамонович Калашников – купец, муж Алены Дмитриевны. Это молодой и статный мужчина. Он живет честно и чтит законы. Когда Кирибеевич позорит Алену Дмитриевну, Степан убивает обидчика во время кулачного боя. Калашников был честным человеком. За убийство Кирибеевича Иван Грозный приговаривает купца к казни.

Иван Грозный – великий князь московский и всея Руси. Лермонтов в поэме наделил Грозного такими качествами: суровость, жестокость, строгость. Грозный достаточно благосклонно относится к своим опричникам. Так, Кирибеевич считался приятелем царя. Грозный даже пожаловал ему перстень и ожерелье, чтобы опричник потешил этими подарками свою даму сердца.

Даже узнав об истинной причине убийства Кирибеевича, Иван Грозный все равно распоряжается казнить Калашникова. Однако здесь царь проявил малую долю милосердия. Он обещал помогать вдове купца и его детям.

Предлагаем взглянуть на личность Ивана IV Грозного глазами авторов художественных произведений, написанных в середине XX – начале XXI вв. Представленный обзор книжных изданий включает в себя произведения авторов, отражающих разную точку зрения на личность государя всея Руси и создавших разный образ первого русского царя Ивана Грозного в художественной литературе.

Роман в 2-х книгах представляет собой беспристрастное жизнеописание без устоявшихся штампов о царе-тиране. Книга 1-я – это главы о детстве будущего царя, очень ранней потере родителей (отца – Великого князя Василия III и матери Великой княгини Елены Глинской), борьбе бояр за опекунство над Иваном IV. Эта часть романа помогает понять истоки формирования противоречивого, взрывного характера Ивана IV. Книга 2-я повествует о взрослении, возмужании Ивана, укреплении его власти, расширении территории государства, успешном проведении политических, экономических военных реформ. Читатель найдет здесь главы, рассказывающие об осаде и взятии Полоцка, о причинах создания опричнины, противостоянии царя всея Руси и боярской Думы, сожжении Москвы в 1571 г., битве при Молодях. Иван IV не показан монстром, как обычно его представляют. Он умный, рассудительный, выдержанный, ничего не делающий зря. Властный, непредсказуемый, прозорливый самодержец, пожалуй, впервые представляется читателям живым, ранимым, страдающим человеком, который взвалил на себя величайшую ответственность за судьбу родины.

Описания походов, быта, психологического состояния не перегружены размышлениями автора, продолжительными лирическими отступлениями. Роман рассчитан на современного читателя – максимум информации близкой к правде. Роман не претендует на истину в последней инстанции. Насколько он удался, решать читателям.

Широк и круг действующих лиц не только Иван Грозный и его окружение, но и воины, посадские люди, боярская челядь, крестьяне, их действия и мысли, царский дворец и военный лагерь, боярская усадьба и монастырская келья, московский посад и далекая деревенька. Здесь и повседневный быт разных прослоек русского общества, и торжественность ритуала дворцового обихода, жестокость жизни и ее празднич­ная сторона. Автору удалось создать впечатляющие образы не только царя Ивана, но и некоторых известных его современников: первопечатника Ивана Федорова, бояр Мстиславского, Челяднина-Федорова, Басманова, княгини Старицкой, архимандрита Левкия, дьяка Василия Щелкалова, Малюты Скуратова.

Благодаря отсутствию тяжеловесных описаний талантливый роман Валерия Полуйко читается легко. Помогает этому и легкий, утонченный юмор. Этот роман с удовольствием читают люди разного возраста, разных интересов и профессий.

Художественная особенность романа – это духовное восприятие мира, господство внутренних монологов персонажей, они – главный двигатель развитая содержания. Это отличает роман от обычных исторических хроник, где основу сюжета составляет описание событий, действий героев. Эта книга для людей, размышляющих сегодня о судьбах России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Словом, роман для серьезного, вдумчивого чтения.

Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой ученый рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвященное сходству биографий и деятельности трех российских государей – Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет. Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей – мистического ордена и секретных служб. Автор приглашает читателей следить за масштабным расследованием хитросплетений российской и мировой истории, за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов – и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времен, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.

Почитать об Иване Грозном вы можете в изданиях из фонда нашей библиотеки

Много парадоксального в поведении Ивана IV отмечали его современники. Участие в пытках, казнях чередовалось у него с молитвой. Говорят, он пел в церковном хоре. Иван IV обладал красивым голосом и проявлял композиторский дар, создавая церковные песнопения. Он был автором канона и молитвы архангелу Михаилу — одному из трёх архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил), которых, в соответствии с ортодоксальной традицией, называют по имени. Архангел Михаил считается небесным архистратигом (военачальником) в бескомпромиссной войне с врагами Бога, ангелом-хранителем всех верующих во Христа. Некоторые исследователи полагают, что Иван IV, борясь с врагами централизации государства, отождествлял себя с небесным архистратигом.

Безусловно, он имел безукоризненный художественный вкус: понял бесценность иконописи Андрея

Иван IV имел и большой литературный дар. Его ответы на письма бежавшего из России князя Андрея Курбского являются ярким публицистическим произведением, которое изучают сегодня филологи как выдающийся памятник литературы XVI в.

Именно при Иване IV началось книгопечатание в стране. Причём первопечатник Иван Фёдоров со своим помощником Петром Мстиславцем выпускал книги высочайшего качества. Фёдоров был ещё и прекрасным редактором и переводчиком. Существует мнение, что он покинул Москву, обидевшись на недопонимание своей деятельности. Однако наиболее убедительно следующее предположение: Иван IV, оценив высокий уровень православного просветительства первопечатника, специально отправил его в западные земли, где всё более усиливалась тогда пропаганда католической церкви. Конечно, православный царь был противником создания униатской церкви на бывших русских землях. Естественно, не мог он принять и идей протестантизма, утверждавшегося на западе Европы.

Иван IV был глубоко религиозным человеком, нередко путешествовал по святым местам. Особенно часто он посещал Тронце-Сергиев монастырь — место своего крещения. Именно при нём стали сооружать серебряную раку для мощей Сергия Радонежского. Царь пожертвовал двадцать тысяч рублей на строительство этого монастыря, когда он пострадал от пожара. При Иване IV троицкий игумен получил сан архимандрита и возглавил русскую монашескую иерархию. Как православный верующий, царь с глубоким душевным трепетом и благоговением относился к юродивым, что являлось особенностью традиций Древней Руси.

Если доверять информации сохранившихся источников, религиозность Ивана IV сочеталась с суеверием, что вообще было свойственно человеку Средневековья. О многочисленных предсказаниях, полученным царём, сообщают в своих мемуарах его современники. И царь, образованный, умный, наделённый властью человек, воспринимал и предсказания, и колдовство, ворожбу как реальность, впрочем так же, как и сам мемуарист, который об этом писал, — это свойственно средневековому мировоззрению. Так, когда Иван IV в письме Курбскому обвинял его в наведении порчи на царицу Анастасию, князь, оправдываясь, не упрекая Ивана Васильевича в безрассудном суеверии, убеждал его, что не посмел бы этого сделать, т.к. Анастасия являлась родственницей Курбского.

В мемуарах современников Ивана Г/ указывалось на излишнюю подозрительность его, на опасения быть отравленным. И это тоже некоторые историки считали проявлением его нервных заболеваний. Но предчувствия Ивана IV не были беспочвенны. В 1963 г. в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля вскрывались гробницы Ивана IV и его сыновей Ивана и Фёдора. Выяснилось, что и сам царь, и его сын Иван подвергались отравлению неоднократно. В их костях обнаружено большое количество ртути.

Н. И. Костомаров считал Ивана IV во второй половине его правления просто явным тираном, но С. М. Соловьёв, историк так называемой государственной школы, настаивал на мнении, что Иван IV был первым царём не только потому, что первый принял царский титул, но и потому, что осознал всё значение царской власти. Политика Ивана IV была прогрессивным явлением и способствовала укреплению Русского государства.

Современные историки отмечают, что в сталинский период образ Ивана IV идеализировался. Это заметно не только в научной и учебной литературе, но и в киноискусстве. Режиссёр С. М. Эйзенштейн талантливой рукой мастера показал образ мудрого царя в борьбе с врагами России. И всё же и в России, и за рубежом Иван Грозный, как правило, ассоциируется с образом тирана, беспощадного деспота и убийцы — даже собственного сына (в Третьяковской галерее у картины И. Е. Репина можно в этом убедиться), хотя достоверных источников по этому поводу нет.

А в то время, когда вышел том, посвященный Ивану IV опричного периода, уже существовали тайные общества будущих декабристов, где созревали протествые антимонархические порывы.

И ещё одна из загадок памятника. Великий князь Московский Иван III и в скульптурной группе, и на горельефе представлен с царскими регалиями: на голове шапка Мономаха, в руках скипетр и держава. Но так мог выглядеть и Иван IV. А среди аллегорических изображений покорённых земель при Иване III представлена и Золотая Орда. При этом поистине великом князе Россия перестала платить дань татарам, что стало огромным достижением политики Ивана III, прилагавшего немалые усилия в борьбе за независимость страны, в собирании русских земель в единое государство. Но всё-таки взятие Казани, победа над сибирским ханом Ку-чумом, над Астраханским ханством произошли при Иване IV. Разве это не было известно историкам того периода? Конечно, было известно. Однако, очевидно, никакие доводы последующих после Н. М. Карамзина историков — о необходимости объективно оценивать деятельность первого русского царя — практически не имели успеха. Объективно оценивать, конечно, стремились, но образ тирана довлел над выводами самого положительного характера при характеристике роли Ивана IV как исторической личности.

Некоторые исследователи, и не одного поколения, обращали внимание на тот факт, что в воспоминаниях иностранцев, действительно, много противоречий. Они путают и время, и последовательность событий, указывают цифры казнённых при Иване IV явно фантастические. Так, Горсей говорил о том, что в Новгороде царь с помощью тридцати тысяч татар и десяти тысяч стрельцов уничтожил семьсот тысяч человек. В Новгороде всего проживало двадцать шесть тысяч человек, а в самой столице, в Москве, тогда было стотысячное население.

Это, очевидно, является одной из главных причин появления различных гипотез при оценке событий в период правления Ивана IV, причём некоторые из этих гипотез (порой даже и недостаточно обоснованные) постепенно приобретали статус аксиомы и кочевали из одной книги в другую — особенно сюжеты проявления жестокости, нравственной непристойности монарха.

Таким образом, оценки личности Ивана IV противоречивы, но не может быть такого, что каждая из интерпретаций является единственно верной. Если одни исследователи оценивают факты прошлого с либеральных позиций защиты прав человека, а другие — с позиций определённой классовой идеологии или интересов государства и т. д., то в итоге проявится только борьба мнений. Тем более что количество интерпретаций может увеличиваться в зависимости, например, от политической конъюнктуры. Контакт с историческим источником не может дать положительных результатов в сфере познания, если исследователь видит в этих древних текстах лишь реалии сегодняшнего дня, не замечая таких объективных факторов, как особенности правовой системы, приоритет тех или иных общественных ценностей, сущности цивилизационных процессов в жизни того или иного народа, государства в конкретном времени и пространстве.

39. ЛЕНИН О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей)

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей) Эти противоположные начала, германские и славянские, смешались в быте балтийских славян. В основании его лежала славянская община; но к ней в сильной степени привились

7.3. Образ Ивана Грозного. XVIII — XIX вв.

7.3. Образ Ивана Грозного. XVIII — XIX вв. Отношение к Грозному в XVIII в. В век Петра I и Екатерины II внимание общества было приковано к славному настоящему, прошлое же вспоминали мало. Исключение составлял сам Пётр. Во время торжеств в Москве по поводу мира со Швецией (1721) герцог

7.4. Образ Ивана Грозного. XX — XXI вв.

7.4. Образ Ивана Грозного. XX — XXI вв. Образ Ивана Грозного в XX в. В начале XX в. общественный интерес к царствованию Ивана Грозного снизился. Историки прошлого века были не в чести. Живописные исторические описания Карамзина выглядели архаично. Соловьёва использовали как

8.9. О присоединении Сибири в литературе и искусстве

Образ князя Игоря в древнерусской литературе

Евреи в немецком искусстве и литературе

Евреи в немецком искусстве и литературе Еще в XIX веке беспокойные наблюдатели замечали, что так называемую немецкую культурную жизнь уже трудно назвать немецкой, но надо называть еврейской по форме и по содержанию. Ситуацию достаточно четко обрисовал еврейский

XIX. Образ Педро Жестокого во французской литературе

33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ В XVIII в. в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения. Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях,

Об исторических документах Белой Руси

Об исторических документах Белой Руси Отчего же так мало нас радуют современные архивные находки по богатейшей истории Беларуси? Почему сохранилось так мало государственных, правовых, экономических, исторических документов могущественного и самобытного славянского

№ 5. Образ информационного общества в школьной учебной литературе

№ 5. Образ информационного общества в школьной учебной литературе Подготовка экспертного заключения Несмотря на некоторую неоднозначность и даже спорность теорий постиндустриального и информационного общества они уже давно нашли отражение в школьных программах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Цели и задачи урока:

расширить представления и знания учащихся об исторических произведениях и эпохе Ивана Грозного;

показать связь между различными видами искусства, историей и литературой;

способствовать формированию навыков анализа литературного произведения, монологической и диалогической речи;

развивать интерес к истории России и родного края

Оформление кабинета:

репродукции или мультимедийная презентация картин В.М.Васнецова, И.Е.Репина, виды Красной пощади и собора Василия Блаженного.

мультимедийный проектор, компьютер;

Искусство всегда интересовалось историей, находя в ней сюжеты для своих произведений, героев, чья слава не увядает с веками. Княгиня Ольга, Князь Владимир, Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Степан Разин – это не только исторические личности, но и герои книг, картин, спектаклей, кинофильмов.

Знание истории своей Родины во все времена считалось делом необходимым. Оно давало человеку право гордиться своей принадлежностью народу, имеющему славное прошлое, оно учило любить Родину, служить ей и защищать ее.

В истории есть герои и антигерои, есть личности настолько противоречивые, что единого мнения, однозначной оценки их жизни и деятельности нет и не может быть. Такой сложной, но удивительно интересной личностью был Иван IV .

Что связано в вашем представлении с личностью Ивана IV и его эпохой?

Да, недаром его так прозвали Грозным: как только речь заходит о нем, в воображении каждого из нас встают опричники, кровавые забавы, жестокие казни, беспощадное покорение Новгорода Великого, взятие Казани… И главное – всюду смерть, кровь, жестокость.

Каким же предстает перед нами на страницах поэмы царь Иван Васильевич?

Но Иван Грозный был не только тираном. Если мы обратимся к историческим документам, то узнаем много интересного и, может быть, неожиданного для себя.

Он имел разум превосходный, не чуждый образования, соединенный с необыкновенным даром слова. Обладал редкой памятью, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего Отечества. Был монарх, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно. Казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом.

Оставил после себя Руси войско, какого она не имела прежде: лучше устроенное и многочисленное.

Строил новые города для безопасности границ и развития торговли: Лаишево, Чебоксары, Козмодемьянск, Орел, Кокшанск, Тетюши, Алатырь, Арзамас…

Не знать этого или забывать об этом нельзя. Время правления Ивана Грозного – это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства, а Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для нее.

Вглядитесь в картину Виктора Михайловича Васнецова (1897 г.). Каким предстает Иван IV перед нами?

Перед нами прежде всего человек, уверенный в себе, сознающий свою власть и силу. Умный, проницательный взгляд. Величественная статная фигура, полная достоинства. Художник изобразил сурового самодержавца, создавшего огромное многонациональное государство.

«Наконец, загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола и, медленным шагом, вошел сам царь Иван Васильевич.

Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьяновых сапогов были окованы серебряными скобами.

Имя Алексея Толстого вам знакомо по его стихам. И вот еще одна встреча, которая откроет для вас новую страницу его творчества.

Алексей Константинович Толстой, русский поэт и писатель, родился 24 августа 1817 года.

Читателей привлекал историзм Толстого, умело построенный сюжет, живые образы героев, столкновение долга, верности и чести с изменой, насилием и жестокостью. Писатель прекрасно передал дух страшной и кровавой эпохи Ивана Грозного, создал запоминающиеся образы русских людей того времени.

Убедитесь в этом, познакомившись с одним из эпизодов книги.

И вновь мы сталкиваемся с жестокостью Ивана Грозного, вновь поражаемся непредсказуемости его поступков, их бесчеловечность…

Мы убедились, что интерес к эпохе Ивана Грозного и самой личности царя давний. Знаем мы и то, что написанию любого исторического произведения предшествует большая подготовительная работа: автор должен хорошо знать жизненный уклад того времени, о котором пишет, события, людей, чувствовать атмосферу эпохи.

Откуда же берутся все эти сведения и знания? (Ответы учащихся.)

Биографическая справка :

Николай Михайлович Карамзин, годы жизни 1766-1826, русский писатель и историк.

Три тысячи экземпляров первых восьми томов, несмотря на высокую цену, были распроданы в течение 25 дней.

В последующие годы Карамзин успел написать еще три тома. Напряженная кабинетная работа подорвала здоровье писателя и 22 мая 1826 г. он скончался.

Вот что рассказывает Карамзин, пожалуй, о самом драматическом и трагическом событии в жизни Ивана Грозного.

Подробный пересказ эпизода убийства Иваном Грозным своего сына.

Еще одна кровавая страница жизни царя Ивана Васильевича. Страшное событие, противное человеческой природе…

Вот каким предстает перед нами происшедшее на картине И.Е.Репина. Рассматривание картины, комментирование.

Внимание зрителей приковано к двум человеческим фигурам, расположенным в центре картины, написанной в мрачных тонах, передающих трагичность изображенного.

Перед нами не монарх, сознающий свою силу и власть, а обезумевший от ужаса и горя человек. Остановившимися от отчаяния взором глядит он на зрителей, судорожно сжимая слабеющее с каждой минутой тело любимого сына.

Опрокинутый трон, посох, брошенный на кроваво-красный ковер, таинственный полумрак – вот обстановка, в которой художник изобразил эту потрясающую сцену. Ужас и трепет вселяет в зрителей это трагическое полотно, ужас – и восхищение поразительным мастерством художника.

Знакомо ли вам это слово? Что оно обозначает? Широко ли используется в современном языке?

В основе стихотворения легенда, связанная с историей строительства на Красной площади в Москве Покровского собора. Иван Грозный, отправляясь на покорение Казани, дал обет после победы над Золотой Ордой построить церковь. В 1554 г. была построена деревянная церковь, а в следующем году была перестроена в каменную. Работой руководили русские мастера Постник и Барма.

Кедрин знал, что Иван Грозный щедро наградил первых строителей храма, а Постнику впоследствии поручил строительство стен Кремля в Казани. Но народное предание утверждает совсем другое, и именно ее использует автор как сюжетную основу своего стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи. Беседа:

Для чего заказывает Иван Грозный храм? Какой он хочет видеть церковь?

А ради чего трудятся зодчие? Что вдохновляет их?

Они не думают ни о своей славе, ни о славе царя. Они создают красоту, прекрасное на радость себе и людям.

Какой получилась церковь? Чему она противостоит? Что происходит вокруг нее?

И эту красоту создали простые русские мастера, для которых труд – радость, творчество. И как у настоящих художников у них уже есть новые замыслы.

Радует ли Ивана Грозного то, что они готовы построить церковь краше этой?

Почему царь так жестоко поступает с мастерами?

Он не хочет, чтобы была построена другая церковь краше этой, его церкви. Ему не нужна красота. Он и к прекрасному относится как собственник.

Что же происходит в дальнейшем? Память о ком и о чем хранит церковь? О ком поют песни гусляры?

В народном сознании церковь, построенная мастерами, связана не с победой царя, она не стала свидетельством его могущества, а является напоминанием о вдохновенном труде русских зодчих, их таланте, хранит память о суровой и страшной царской милости.

Мы обратились к нескольким произведениям литературы и живописи, воссоздающим личность Ивана Грозного и его эпоху.

Можно ли говорить о единодушии в их оценке? Какие черты его личности особенно ярко нарисованы?

Несмотря на все хорошее, полезное, нужное государству, что было сделано Иваном Васильевичем, он вошел в историю, литературу и живопись как Грозный, царь жестокий и беспощадный.

Читайте также: