Обновление законодательства в период перестройки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик, а также новых республиканских УК. Новое мышление с приоритетом общечеловеческих ценностей над государственно-национальными и узкоклассовыми означало для уголовного права уточнение его социального содержания, а также правильного соотношения уголовного отечественного и международного права.

Направленность изменений уголовного законодательства 1986–1990 гг. определялась, прежде всего, безотлагательностью борьбы с преступностью, которая все больше ужесточалась, вооружалась, обретала националистическую окраску. Используя серьезные просчеты в кооперативной системе, активизировалась теневая экономика и организованная преступность. Каждый третий рубль функционировал в теневой экономике. II съезд народных депутатов СССР принимает постановление об усилении борьбы с преступностью, в первую очередь с ее организованными формами. В постановлении ставится задача обновления уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Крайне острая, беспрецедентная в истории советского уголовного права ситуация сложилась во взаимоотношении общесоюзного и республиканского уголовного законодательства.

Вопреки установлению ст. 74 Конституции СССР о том, что при коллизиях общесоюзного и республиканского законодательства применяется общесоюзный закон, республики в своих декларациях о независимости ввели принцип приоритетности республиканского законодательства. Общесоюзные законы на территории республик могли действовать лишь после их ратификации республиканскими парламентами. В результате ряд республик приняли уголовные законы, противоречащие общесоюзным.

Принципы законности получили реализацию в решениях I съезда народных депутатов СССР об уголовной ответственности за государственные преступления. Съезд отменил печально известную ст. 7 Закона об уголовной ответственности за государственные преступления (ст. 70 УК РСФСР), которая в годы сталинизма и в застойные 70-е служила легальной основой для преследования инакомыслия. Съезд отменил также ст. 11 1 того же Закона об уголовной ответственности за публичные призывы к свержению или изменению советского государственного и общественного строя. Была принята ст. 7 Закона об уголовной ответственности за государственные преступления в новой редакции: наказуем публичный призыв лишь к насильственному свержению или изменению советского государственного или общественного строя.

Признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и другим мотивам в 20–50-е годы. Аналогичные постановления приняты Верховным Советом РСФСР.

Этим же постановлением предписано Генеральному прокурору СССР и Верховному Суду СССР совместно с Министерством юстиции СССР и Министерством внутренних дел СССР до 1 марта 1992 г. разработать проект Федерального Уголовного кодекса Союза ССР и внести его на рассмотрение Верховного Совета СССР. Годичный срок для вступления в силу Основ был рассчитан на то, что за это время Верховный Совет СССР сумеет принять два других взаимосвязанных с Основами уголовного законодательства акта – Основы уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и республик и Основы уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и республик. Столь же пространный срок вступления в силу Основ был необходим и для разработки республиканских уголовных кодексов.

При первом чтении в апреле 1991 г. и особенно при втором чтении 1–2 июля того же года в Верховном Совете СССР наибольшие прения развернулись по нормам о необходимой обороне, смертной казни, назначении наказания по совокупности преступлений, порядке освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям и о новых видах наказания, применяемых к несовершеннолетним нарушителям, – привлечении их к общественно полезным работам и ограничении свободы досуга. В результате эмоционального обмена мнениями в ст. 40 были внесены два новых преступления, за которые допускалась смертная казнь, – изнасилование несовершеннолетней при отягчающих обстоятельствах и похищение ребенка, повлекшее особо тяжкие последствия.

По ст. 44 проекта Основ дебаты касались двух вопросов: надо ли оставлять принцип поглощения наказания либо лишь сложения, а также не целесообразно ли воспринять опыт англо-американского законодательства и не ограничивать сложение наказаний вплоть до 99 или 200 лет. Дискуссия неожиданно приобрела столь острый характер, что Председатель Верховного Совета СССР вынужден был напомнить депутатам, что они уже проголосовали за принятие Основ в целом и, следовательно, за их концепцию. Выход же за пределы лишения свободы, определенный в Основах в 10 и 15 лет, носит концептуальный характер. Поэтому, если депутаты будут настаивать на предложении об изменении сроков лишения свободы, это нарушит всю систему Основ и проект надо будет возвращать подготовительной комиссии для коренной переработки. Большинством голосов ст. 44 проекта Основ была оставлена без изменений.

Принятые 2 июня 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик вследствие распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) в силу 1 июня 1992 г. не вступили. Достойно сожаления, что Верховный Совет РСФСР не поступил с ними так, как с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик. В июле 1992 г. было постановлено, что впредь до принятия нового Гражданского кодекса РФ названные основы применяются на территории России в части, не противоречащей Конституции и законодательным актам РФ после 12 июля 1990 г.

В независимых государствах началась работа по подготовке уголовных кодексов. Однако им не суждено было стать действующими кодексами.

В таких условиях началась работа по созданию нового уголовного законодательства России. Проект УК РФ, опубликованный 19 октября 1992 г., подвергся обсуждению в 35 Верховных, краевых и областных судах, в 7 школах МВД, 5 государственных университетах, в 7 научно-исследовательских институтах, на 3 научно-практических конференциях, отрецензирован в Гарвардской школе права (США)[169].

19 октября 1992 г. Президент РФ внес проект УК в Верховный Совет. В президентском представлении отмечались актуальность нового Кодекса, недопустимость дальнейшего бессистемного изменения и дополнения действующего УК 1960 г., принятого в иных политических и социально-экономических условиях, подчеркивалось, что проект уже оказал благотворное влияние на совершенствование УК.

Проект УК исходил из следующих концептуальных положений: 1) оптимального обновления УК, интенсификации уголовно-правовых мер борьбы с преступностью; 2) всеобъемлющей реализации принципов законности, справедливости, равенства (вины), гуманизма; 3) приоритетности охраны жизни и здоровья гражданина; 4) верховенства международного уголовного права над внутринациональным; 5) неуклонного следования двум генеральным направлениям уголовно-правовой политики: суровой ответственности за тяжкие преступления и криминальный рецидивизм, с одной стороны, декриминализации преступлений и либерализации наказания в отношении преступлений небольшой тяжести и случайных правонарушителей – с другой; 6) всемерного повышения профилактических возможностей уголовного закона.

Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ оказала, как и положено, фундаментальное влияние на последующую законопроектную работу над проектами УК. Целый ряд общеправовых принципов и установлений, прежде всего в связи с правами и свободами человека и гражданина, имели самое непосредственное отношение к УК. Таковы конституционные нормы о приоритете международного права над внутригосударственным, об ограничении смертной казни только посягательствами на жизнь человека, о равенстве всех перед законом, об одинаковой охране собственности, независимо от ее форм, о запрете двойной ответственности за одно и то же правонарушение, об обратной силе закона, о недопустимости дискриминации личности по признакам пола, образования, национальности, социального положения и др.

Снова создается согласительная комиссия. Ее деятельность сводилась главным образом к повышению санкций. Действительно, в проекте УК с санкциями за преступления дело обстояло не лучшим образом.

Отсутствовала системность, неоправданно низкими оказались санкции за экономические преступления. Получилось так потому, что систематизацию санкций первая согласительная комиссия поручила проф. И. М. Гальперину. Однако его болезнь и последующая кончина поставили нас перед фактом недоработки санкций.

Уместно заметить, что иной подход к разработке санкций проявили разработчики проекта УК 1992 г. Впервые в законопроектной практике была применена оригинальная методика унификации и оптимизации санкций, прошедшая экспертизу во Франции. Она отрабатывалась группой программистов под руководством проф. С. В. Бородина. Ее применение позволило устранить умозрительность конструирования санкций и четко их систематизировать в проекте 1992 года[174].

Процесс совершенствования УК РФ будет продолжаться, ибо практика уже сейчас столкнулась с проблемами его применения. Меняющаяся преступность обязывает оперативно реагировать на нее уголовно-правовыми средствами, о чем уже говорилось в предыдущих главах. Процесс развития уголовного законодательства непрерывен и непреходящ.

Вторая рекомендация – обеспечить первоочередную ратификацию международных договоров о борьбе с преступностью, прежде всего с терроризмом, коррупцией, транснациональной организованной преступностью.

Рекомендация выполнена частично. Это объясняется отсутствием законодательного регулирования порядка имплементации международных актов во внутригосударственное законодательство. С 2000 г. Россия приняла и в двух случаях ратифицировала Конвенции ООН и Совета Европы о борьбе с терроризмом, против транснациональной организованной преступности, против коррупции. Сложилась по существу антиконституционная практика, когда конвенции ратифицируются, а в уголовное законодательство они не имплементируются. Более того, ратифицированные нормы не только не включаются в УК, а, напротив, иногда исчезают из Кодекса. Это относится, например, к такому виду наказания, как конфискация имущества.

Третья рекомендация Совета Федерации: создать постоянно действующие экспертно-консультативные советы из ведущих специалистов в области уголовного права и иных юристов с целью осуществления экспертизы вносимых в Парламент законопроектов. Рекомендация не выполнена.

Между тем при Комитете по законодательству Госдумы РФ успешно функционировала экспертная группа из представителей академической и вузовской науки, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, МВД и других правоохранительных структур. С приходом к руководству комитета по уголовному, гражданскому и процессуальному законодательству депутатов из Союза правых сил П. Крашенинникова (председатель), Е. Мизулиной и А. Баранникова (заместители) эта группа была распущена. Вместе с тем экспертная группа в первые годы действия УК забраковала 90 % уголовных законопроектов, освободив Госдуму от их рассмотрения. Подсчитано, что издержки для бюджета и налогоплательщиков, связанные с неэффективной законотворческой деятельностью, составляют около 3 млрд рублей в год[175].

Второе пятилетие УК ознаменовалось серьезными и в основном негативными его изменениями в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. Изменениям подверглись 266 из 372 статей Кодекса. Наряду с ростом положительных новаций, таких, например, как дифференциация наказания в виде лишения свободы для двух возрастных групп несовершеннолетних, формализация экономического ущерба в рублях по ряду составов преступлений и некоторых других, в вышеупомянутом Законе были допущены серьезные ошибки. Прежде всего это декриминализация неосторожного причинения вреда здоровью средней тяжести (утрата трудоспособности до 30–50 %, потеря слуха, перелом трех ребер и т. д.), перевод насильственного хулиганства в разряд дел частного обвинения, либерализация ответственности за рецидив, исключение из системы наказаний конфискации имущества[176].

Также очевидна антиконституционность декриминализации и смягчения ответственности насильственных преступлений. Конституция относит здоровье человека к ценностям, которые неотъемлемы и даны ему от рождения. Второпях разработчики проекта закона (второе и третье чтение за неделю и за месяц до завершения срока работы Госдумы третьего созыва) забыли перенести неосторожное причинение вреда здоровью в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Три года существует беспрецедентно парадоксальное положение: неосторожное причинение легкого вреда здоровью – административное правонарушение, неосторожное причинение вреда здоровью средней тяжести – аморальный поступок!

В целом итоги десятилетия действия УК РФ дают основание выделить основные направления его дальнейшего совершенствования. Во-первых, восстановление уголовно-правовой охраны здоровья человека, а также наказания в виде конфискации имущества. Во-вторых, реализацию предписания Конституции о верховенстве международного уголовного права над внутригосударственным и вытекающую из этого обязательную имплементацию ратифицированных и вступивших в силу международных актов. В-третьих, последовательное претворение принципов дифференциации уголовной ответственности при криминализации и пенализации деяний.

Итак, вековая история российского уголовного законодательства уникальна, не имеет аналогов в мировой законодательной практике. Шесть уголовных кодексов сменили друг друга: Уголовное уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г., УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг., не считая союзного законодательства 1924, 1958 и 1991 гг. Наконец, УК РФ 1996 г. Столь беспрецедентное множество уголовно-правовых актов объясняется коренными сменами политических, экономических, социальных, идеологических формаций. Монархию сменяет буржуазно-демократическая республика, а ее – республика Советов. Семидесятилетний период советской власти, в свою очередь, прошел этапы перехода от капитализма к социализму, тоталитарного режима, строительства социализма, перестройки, наконец, реставрации капитализма. В каждом из этих этапов и периодов уголовное законодательство адекватно ситуации существенно изменялось, охраняя господствующий режим.

В сфере гражданского права на первом этапе перестройки (1986-1988 гг.) изменения не затрагивали основные принципы социалистической экономики. Они затрагивали вопросы правового регулирования индивидуально-трудовой деятельности, кооперации, аренде и т.д. Однако неудачи экономических преобразований и социально-экономического кризиса в стране способствовали переходу к либерализации экономической жизни, к развитию частной собственности и предпринимательства. Все это потребовало принципиальных изменений в гражданское право.

Основные направления развития права в период перестройки – это приоритетные векторы развития механизмов правового регулирования, правовых институтов и правовой системы в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее в 1985-1991 гг.

Основные реформы, анонсированные на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г., были ориентированы на преодоления масштабных кризисных явлений в политической и социально-экономической сферах.

Основными задачами были определены ускорение, гласность и перестройка, которые коснулись всех сфер жизни в общества, включая правовую систему. Ускорение предполагало избавление от застойных явлений не только в государственном аппарате и экономике, но и в социальной и партийной жизни общества. Гласность предполагала развитие в стране открытой самокритики и критики, широкое обсуждение различного рода недостатков, наиболее полное вовлечение во все эти процессы общественности.

Основные мероприятия, направленные на обновление советского общества:

  • принятие реформ, ориентированных на новую модель социализма (основной принцип предложенных программ - демократизация всех сфер жизни общества) (январь, 1987 г.);
  • утвержден закон о государственных предприятиях, согласно которому предприятия могли самостоятельно определять виды выпускаемой продукции, устанавливать цены, принимать меры для ее реализации, утверждать штаты работников, порядок оплаты труда; закон предусматривал использование рыночных механизмов;
  • согласно принятому закону о выборах народных депутатов были внесены изменения в действующую Конституцию СССР (вводилась двухуровневая система высших органов власти - Съезды народных депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутаты законодательного органа власти подробнее и Верховный Совет СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее ) (1 декабря 1988 г.);
  • была отменена цензура, стали появляться новые радиостанции, телевизионные программы, газеты и журналы;
  • введение многопартийности позволило появиться различным политическим партиям и общественным движениям;
  • население страны получило реальное право выражать собственное мнение на митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Попытки создания основ правового государства

В материалах пленумов ЦК КПСС, в решениях XIX Всесоюзной партийной конференции коммунистической партии подчеркивалось, что преобразование государственного строя в стране должно обеспечить формирование основ правового государства.

Для построения правового государства необходимо было решить ряд задач:

  • повысить эффективность и авторитет государственных учреждений и органов, укрепить систему представительных органов власти, изменить подходы в работе высшего руководства страны;
  • создать избирательную систему, в основе которой лежали бы демократические принципы, обеспечить свободное выдвижение и выбор кандидатов;
  • отказаться от диктата партийной системы в руководстве государственными органами;
  • добиться установления повсеместно независимой судебной власти, повысить ее роль в реализации правосудия.

В законе о выборах предоставлялось право выдвижения в депутаты неограниченного числа кандидатов, а также проведения выборов на альтернативной основе. Первыми демократичными выборами в стране стали выборы Съезда народных депутатов Союза ССР, проведенные в 1989 году.

Развитие права в период перестройки

Для развития права в период перестройки характерен рост роли законодательства союзных республик. В конце 1980-х гг. нормы этого законодательства часто противоречили нормам общесоюзного законодательства.

На первом этапе перестройки в 1986-1988 гг. изменения в сфере гражданского права не касались основ социалистической экономики. В основном они касались вопросов правового регулирования, индивидуально-трудовой деятельности, аренды, кооперации и т.д. В тоже время социально-экономический кризис, неудачи экономических преобразований в стране способствовали развитию частной собственности и предпринимательства, переходу к либерализации экономической жизни.

Изменения, коснувшиеся гражданского права:

Изменения в трудовом праве были обусловлены важностью принятия мер, направленных на расширение доли участия рабочих и трудящихся в управлении предприятиями, обеспечение гарантий в условиях экономического кризиса. На предприятиях создавались специальные советы трудовых коллективов, которые представляли интересы трудящихся, получали широкие полномочия в сфере контроля за деятельностью руководства предприятия. Для руководителей предприятий устанавливалась выборность.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Перестройка в СССР изменила многие судьбы россиян. Кто-то говорит о событиях этого времени, как о неизбежных. Кто-то считает, что ничего перестраивать не нужно было.

Перестроечные события происходили под руководством М. С. Горбачёва, ставшего Генеральным секретарём ЦК КПСС в 1985 году.

Перестройка в СССР 1985-1991 гг.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Михаил Сергеевич Горбачёв (род. 1931) — последний Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985—1991). Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1988—1989), затем первый председатель Верховного Совета СССР (1989—1990). Первый и единственный президент СССР (1990—1991).

Период истории, названный перестроечным, характеризовался крупными преобразованиями, изменившими советское общество и приведшими к распаду СССР.

Предпосылки и причины

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Предпосылками перестройки явились:

Основной причиной перестройки стало кризисное состояние экономического развития страны, к которому привели множество других факторов. Один из них геронтократия, концентрация власти в руках лидеров преклонного возраста.

Цель перестройки Горбачёва

Целями провозглашения перехода к новой политике были:

  • оздоровление экономики страны,
  • омоложение состава высших органов власти,
  • урегулирование внешней политики.

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

При этом команда организаторов перестройки не стремилась повернуть страну на капиталистический путь, они добивались совершенствования социализма.

События, происходившие в годы перестройки, представлены в хронологической таблице.

Даты

Перестройка началась с ускорения. Проведение антиалкогольной компании привело к потере финансов. На предприятиях внедрялся хозрасчёт, им предоставлялась возможность решать вопросы самостоятельно. Предпринимались попытки при помощи реформ перестроить управление народным хозяйством. Введённая госприёмка не привела к улучшению качества продукции.

В стране была провозглашена гласность, способствующая критике власти. Печатались труды диссидентов, появилось множество телепередач, критикующих власть и социалистический строй.

Трагедия на Чернобыльской ГЭС в апреле 1986 года привела к ухудшению не только экологической обстановки, но экономической и социальной политики.

Принятые в сфере экономики законы развивали частную инициативу и различного рода предпринимательство.

Внедрение политических реформ вызвало раскол общества, способствовало возникновению напряжённости и неуправляемости процессов, привело к обострению политической обстановки и самоустранению властных структур.

Разрастались межнациональные конфликты. Приоритетом для республиканских властей были местные законы, а не всесоюзные.

С отменой Конституции 1977 г. и учреждением президентского поста начало нарастать политическое противостояние, закончилась монополия со стороны КПСС на властные структуры.

Уделялось большое внимание переходу предприятий на рыночную экономику.

Путч в августе 1991 года закончился полным распадом государства.

Реформы и законы перестройки СССР

К политическим перестроечным реформам относятся:

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Известными экономистами Абалкиным, Заславской и Аганбегяном был разработан проект по реализации экономических реформ, требующий новых законов.

Предполагался выход из экономического кризиса в России через принятие:

  • закона о хозяйственной деятельности на государственных предприятиях, предусматривающего наделение их правами, но министерства не давали самостоятельно хозяйствовать,
  • законов о частной деятельности, дававших возможность появления свободных предпринимателей, но частный сектор и кооперативы были обложены большими налогами,
  • постановления, отражающие резкий переход предприятий на рыночную экономику.

Группой учёных, во главе с академиком Шаталиным и заместителем Председателя Совета Министров Явлинским, был разработан проект, позволяющий перейти на рыночную экономику в течение 500 дней. Основное содержание проекта включало:

  • возможность приватизировать государственные промышленные и торговые предприятия,
  • запуск процессов инфляции и появление безработицы,
  • бесконтрольный рост цен.

План не был одобрен Горбачёвым.

Итоги перестройки достижения и ошибки

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Если говорить кратко о причинах неудачи перестройки, то нужно отметить следующие факты:

Перестройка в СССР (1985-1991) предпосылки, причины, основные события, последствия

Говоря об историческом значении перестройки, её плюсах и минусах, нужно отметить её отрицательные итоги, характеризующиеся:

  • распадом СССР,
  • межнациональными конфликтами,
  • экономическим кризисом,
  • падением жизненного уровня населения,
  • ростом социальной напряжённости,
  • ослаблением международных позиций страны,
  • снижением обороноспособности.

К положительным итогам можно отнести:

Намерения команды Горбачёва о выведении страны на новый уровень из-за грубых просчётов привели к распаду страны и изменению судеб миллионов граждан России.

Читайте также: