Облик санкт петербурга кратко

Обновлено: 04.07.2024

За время своего существования Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеет превосходный архитектурный облик. Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. По праву Питер называют культурной столицей страны, потому что здесь сосредотачивается огромное количество архитектурных ансамблей и памятников, музеев, соборов и садово-парковых комплексов, поражающие воображение своим стилевым разнообразием и великолепием.

Особенности архитектуры Петербурга проявляются в продуманной регулярности застройки, соразмерности городских ансамблей, учёте влияния неброскости природной среды, гармонии разных стилевых решений, сочетании столичного и регионального менталитета, вовлечении загородных строений в единую архитектурную агломерацию. Благодаря преемственности подобных тенденций сформировался уникальный архитектурный сплав, который вызывает до сих пор неизменное восхищение петербуржцев и гостей культурой столицы.

Очень значима по своим художественным качествам и планировочной форме центральная группа архитектурных строений. В этот комплекс входит Петропавловская крепость, Биржевая стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные и связанные с ними площади, а также Невский проспект. Приковывают взгляды посетителей дворянские усадьбы и дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкин, Петродворец, Гатчина, Павловск, Ломоносов, а также архитектура каналов, мостов и невской акватории.

Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для 18 века, классицизм (к. 18 столетия), ампир (нач. 19 века), эклектизм (сер. – кон. 19 столетия), модерн (нач. 20 века), конструктивизм (20 век). Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику, русский стиль, монументализм и конструктивизм. Много Петербург перенял от античного мира.

Изначально генплан предусматривал прямоугольные улицы и каналы, как в Венеции, затем вернулись к лучевой системе. Стили менялись всю историю на протяжении трех веков - от т.н. петровского барокко, затем руссок или расстреллиевское, классицизм, ампир, неореннесанс, поздняя эклектика, неоклассицизм, модерн, конструктивизм, классика 1930-1950-х гг., индустриальное домостроение и эксппериментальный бум 70-80-х годов.
СПб был основан Петром как город-порт, выход на мировые пути, характерно сочетание воды и камня. Здания, обрамляющие площади, построены так, что они органично сочетаются между собой при всем разнообразии стилей. Специально созданы панорамы, например, стрелка ВО. Большое значение в его облике имеют мосты, вссего их около восьмисот.

Основная особенность - это то, что город расположен на 101 острове. Поэтому в городе большое количество мостов, мостиков через реки, каналы. Еще одна особенность, что город не разрастался стихийно, а стал строиться изначально по продуманному крупными архитекторами плану, поэтому он отличается от других старых городов, которые росли как дерево, каждый год добавляющее новое кольцо. И, конечно же, особую неповторимость придают городу белые ночи, разводящиеся мосты через Неву,

Санкт-Петербург — один из удивительнейших городов на нашей планете. Возникший по велению Петра I как столица новой империи, он и сейчас является рекордсменом во многих областях. Это самый северный город-миллионник, город, ставшей культурной столицей самой крупной мировой державы. Город, в переплетении улочек которого хранятся немало тайн и легенд. Город, в котором безумствуют белые ночи. Город, которому прочили быть северной Атлантидой, но он выстоял и стал северной Венецией.

Растительный мир Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург расположен на самой южной оконечности зоны тайги. Много тысяч лет назад здесь вальяжно раскинулось огромное море, лениво перекатывая свои синие волны под действием ветра. Потом эту местность накрыл ледник, который отползая, захватил с собой и морскую равнину. От моря осталась лишь Нева — река, в дельте которой образовалось огромное количество островков. На них то царь Петр и воздвиг первые строения будущего города. Срочно осушались болота, а для постройки многих зданий предварительно устанавливали сваи. Сваи делали из лиственницы, которая известна тем, что в воде не гниет, а со временем становится тверже камня.


Уже 4 тысячи лет назад на эти места покусилась тайга. Ее пихты, ели и сосны плотным кольцом подступали к Финскому заливу, лишь на самом юге перемежаясь высокими кустарниками. Потому и растительный мир города представлен очень своеобразно. В северных районах города еще буйствуют вековые сосны и ели, а на юге обыватели собирают чернику, бруснику и кислицу.


Сейчас Санкт-Петербург можно назвать одним из самых зеленых городов России. Растительный покров занимает до 40% всей площади города. Дотошные статистики подсчитали, что до недавнего времени на одного петербуржца приходилось до 65 кв.м. зеленых насаждений. И не мудрено, потому что в городе насчитывается 68 парков, более 150 садов, свыше 700 скверов и около 200 бульваров.


Естественная лесная растительность сохранилась во многих парках и садах города: в Пискаревке, Сосновке, близ Технического университета и Лесотехнической академии.


Лучше всего растительность Санкт-Петербурга представлена в его парках. Так в Центральном парке им. С. Кирова, что на Елагином острове можно увидеть 200-летние дубы и вязы, клены и березы, которые мирно уживаются с вековыми соснами и пихтами. Это самый северный парк города, который очень наглядно демонстрирует соседство тайги и широколиственных лесов.


Летний сад — излюбленное детище Петра I, который стал одним из первых парков в столице империи, разбитом по всем правилам садоводческого искусства. На протяжении веков вид сада неоднократно менялся, но и сейчас он остается одним из самых посещаемых парков города, где можно полюбоваться раскидистыми липами и кленами, многочисленными кустарниками и красивым газоном.


Животный мир Санкт-Петербурга

Говорят, что еще в XVIII веке на Елагином острове встречали бурых медведей, которые вольготно чувствовали себя в здешних лесах. Но сейчас дикие млекопитающие встречаются лишь в отдельных парках и заказниках. Среди них можно увидеть лисиц, норок, черных хорей и косуль. Много белок, кротов, зайцев. В больших парках, сохранивших девственные заросли сосен и елей, встречаются кабаны и волки.


Зато водоемы города — излюбленное пристанище водоплавающих птиц. Зоологи насчитывают в окрестностях Питера до 120 видов пернатых, среди которых много лебедей, уток, гусей, куликов. Встречаются гагарки и турухтаны. В садах порхают сизые голуби, вороны, галки, синицы. В скверах и на бульварах можно услышать пение пеночки и соловья. Повсеместно летают над улицами города стрижи и ласточки, зяблики и воробьи.


Почти 10% всей площади Питера покрыто водой. Нева, побережье Финского залива и внутренние озера стали местом обитания для 60 видов рыб. Ловят здесь окуней, щук, лещей, язей, салаку. Но больше всего встречается корюшки. Эта необычная рыбка с вкуснейшим и нежным мясом, так ароматно пахнущая солеными огурчиками, стала одним из символов города. А в Гладышевском заказнике, что расположен в черте города, выращивают лососей, миног. К тому же, здесь водится жемчужница — моллюск, занесенный в Красную Книгу России.

Климат в Санкт-Петербурге


Климат Петербурга сочетает в себе черты умеренно-континентального и умеренно морского типов климата. Это объясняется географическим положением города. Близость Финского залива и Атлантики является причиной большого количества осадков. Дождливых дней в году насчитывается около 200, при этом ярких и солнечных — от силы 60.

Дожди заливают северную столицу с апреля по октябрь. Особенно много их в августе, поэтому лето в городе всегда влажное и теплое. Зато зимы мягкие. Средняя температура в зимние месяцы редко опускается ниже -10, -12°C. Весна прохладная, так как окружающие город водоемы долго хранят зимнюю стужу. Заморозки прекращаются лишь к середине апреля.


В конце мая начинается удивительный период — время белых ночей.

С наступлением лета в городе буквально поселяются циклоны. Если циклон проходит чуть южнее, то в Питере льют дожди и свирепствуют холодные ветры. Зато когда циклон проходит над Баренцевым и Северным морями, Санкт-Петербург купается в лучах солнца. Средняя летняя температура колеблется в пределах +15, +18°C.


Архитектура была всегда неразрывно связана с исторической эпохой и являлась отражением настроений в обществе, политической идеологии или концептуальным выражением происходящих процессов. Петербург, долгое время будучи столицей страны, стал местом для архитектурных экспериментов и сохранил в себе яркий отпечаток каждого периода, нашедшего своё отражением в том или ином архитектурном стиле.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.


Елизаветинское барокко

Классицизм

Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.

Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения. Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно.

Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.

В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.

Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.

Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.


Русский ампир

Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).

Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).

Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.

Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.

Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.


Эклектика

Эклектика отразила меняющиеся настроения в обществе и снятие тотального контроля над градостроительством. Одновременно происходит как обращение к западноевропейским тенденциям, так и возрождение национальных идей, что находит своё отражение в неоготике и неорусском стиле соответственно. Развитие технологий позволяет осуществлять смелые идеи и реализовать новые смелые проекты.

Необарокко

Короткое возрождение барокко пришлось на вторую половину 19 века. Теперь пышные барочный декор обычно сочетается с классицизмом или неоренессансом. Его главный архитектор в Петербурге — Штакеншнейдер, спроектировавший дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, по которому особенно хорошо заметно вдохновение проектами Расстрелли.

Другие примеры: особняк Бутурлиной, Юсуповой, дом Разумовской.


Неовизантийский стиль

Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.

За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.



Неорусский стиль

Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.

Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.

Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.


Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.


Промышленная архитектура

Активное развитие промышленности в Петербурге со второй половины XIX века способствовало резкому росту строительства новых заводов, фабрик, мануфактур. Это были и крупные комплексы на окраинах, которые сформировали новые районы (проспект Обуховской обороны), и компактные предприятия в самом центре.

Пик промышленности в России оставил большое наследие как архитектурных памятников, так и непосредственно предприятий, которые до сих пор работают по своему первоначальному предназначению.

О промышленной архитектуре Петербурга XIX-XX века со множеством примеров есть отдельный пост.


В советское время центр промышленного производства переместился в столицу и другие регионы, поэтому предприятия в функциональном и модернистском стиле шире представлены именно там. В Санкт-Петербурге можно выделить мясокомбинат имени Кирова на Московском проспекте, Левашовский хлебозавод.

Модерн

Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.

Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.


Северный модерн

Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.


Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Сталинский неоклассицизм

В сталинском ампире — или неоклассицизме — отражалась идеология довоенного и послевоенного периода. Утверждение единой власти, военной мощи, промышленности, индустриализации и пафос тоталитаризма пронизывали архитектуру ключевых проектов эпохи. Отчасти заимствовались традиции русского ампира 19 века: широкое использование античных элементов, колонн, арок, военной символики. Однако изменился масштаб строительства, технологии, материалы и добавились некоторые конструктивистские элементы. Самые амбициозные проекты осуществить не удалось из-за Великой отечественной войны, но была спроектирована единая застройка целых районов, которая сохранилась в Московском и Кировском районе, а отдельные здания встречаются практически повсеместно.

Самый яркий проект эпохи — Дом Советов на Московском проспекте, который должен был стать началом строительства нового центра города.


Плановая застройка


Советский модернизм

Чаще в соцмодернизме строились административные учреждения, спортивные стадионы, промышленные предприятия и жилые дома. Самые яркие проекты второй половины XX века, которые часто вызывают полярные чувства у жителей, относятся как раз к этому стилю (БКЗ, дома на Смоленской набережной).


Современный стиль

С середины 90-х годов не существовало чёткого градостроительного плана, поэтому за 20 лет появилось довольно много неудачных проектов и хаотичной застройки. Отчасти происходило копирование классических элементов, отчасти — широкое использование сплошного остекления и массивных бетонных блоков. Большинство зданий этого времени подвергается критике, а также инициировало уничтожение архитектурного наследия.

Удачные примеры стали появляться только в последние десятилетия после переориентации на актуальные мировые тенденции строительства. К ним можно отнести Невскую Ратушу, дом на Ковенском, 5, новая сцена Александринского театра, реконструкция Главного штаба.


Фасадизм

В последние годы вместо уничтожения архитектурных памятников применяется технология фасадизма: когда сохраняется или восстанавливается исторический фасад, а всё остальное перестраивается и дополняется новыми конструкциями. Считается, что фасадизм позволяет сохранить облик исторической застройки центра города и модернизировать здания.


Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Читайте также: